Научная статья на тему 'Европейское просвещение: Кант и Bildung'

Европейское просвещение: Кант и Bildung Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1214
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
европейское Просвещение / критическая философия И. Канта / образование как система культуры разума / I. Kant's critical philosophy / the European Enlightenment / education as a system of mind culture

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефремова Зоя Ивановна

Определяется соотнесенность просветительского проекта и кантовских принципов развития свободного мышления и гражданской нравственности в аспекте обоснования образования как системы Bildung.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation between the enlightening project and Kantian principles of free thinking development and civil morality in the aspect of substantiation of education as Bildung system is defined.

Текст научной работы на тему «Европейское просвещение: Кант и Bildung»

Z.I. Yefremova

The European Enlightenment: Kant and Bildung

The correlation between the enlightening project and Kantian principles of free thinking development and civil morality in the aspect of substantiation of education as Bildung system is defined.

Key words and word-combinations: the European Enlightenment, I. Kant's critical philosophy, education as a system of mind culture.

Определяется соотнесенность просветительского проекта и кантов-ских принципов развития свободного мышления и гражданской нравственности в аспекте обоснования образования как системы Bildung.

Ключевые слова и словосочетания: европейское Просвещение, критическая философия И. Канта, образование как система культуры! разума.

УДК 1(091) ББК 87.3(0)

З.И. Ефремова

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: КАНТ И BILDUNG

^Европейское Просвещение являет собой своеобразный поворотный пункт в новоевропейской культуре и истории. Становятся актуальными такие важнейшие вопросы философии Нового времени, как автономия человеческого разума, критика предрассудков традиционного общества и поиск новых социальных ориентиров создания гражданского общества и мирового порядка. Даже вопрос о соотношении разума и веры, значимый для всего предшествующего периода, приобретает новое - секулярное - звучание.

Утверждение в духовной жизни гуманистических начал способствовало формированию нравственного человека, способного самостоятельно мыслить и подвергать сомнению ложность существующих авторитетов, что давало импульс непреложности общественного прогресса. Просвещение порождает необходимость формирования нового подхода к проблеме теоретического и практического знания, философии и науке, развивающихся в результате глубоких духовных изменений в культуре. Принципы европейского Просвещения проявились и выразились в масштабном философском, педагогическом и политическом движении, охватившем наиболее развитые европейские страны - Англию, Францию, Голландию, Италию, Германию, частично Россию и даже Португалию.

Философия Просвещения в отечественной литературе определяется как «оптимистическая философия» [1; 2], главной идеей которой является материальный и духовный прогресс человечества, понимаемый как неизбеж-

214 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ный закон поступательного развития науки. Этим мерилом оцениваются как религиозные положения, так и права человека, его природа и нравственность, законы человеческого общежития.

Важнейшей смысловой конструкцией проекта Просвещения выступает теоретическая установка «быть естественным». Она имеет непосредственное отношение к другому значимому понятию - «человек вообще», задающему разнообразные и полагающие для европейского развития концепции защиты неотъемлемых естественных прав человека и гражданина, теории нравственности и естественной борьбы против привилегий, тирании и суеверий. При этом именно данным условием очерчивается и определяется весь объем всеобщности разумного и рационального.

XVIII век с гордостью именует себя «веком философии», он стремится оправдать себя и обосновать свое классическое значение. Философия Просвещения отождествляет себя с естествознанием и не отделяется больше от истории, юриспруденции, от политики и университетского образования; она «дает им всем как бы животворящую дыхательную среду - атмосферу, в которой они только и могут существовать и оказывать воздействие» [3, с. 10]. Она уже не воспринимается как абстрактное знание всего интеллектуально-духовного, а представляет собой «способ исследования и постановки вопросов, в его методике и чистом процессе познания» [3, с. 10-11]. Главное свое назначение философия видит в способности и задаче образования жизни (Bildung), однако высокую значимость имеет социальная направленность образования.

Представляется важным определить основные варианты понимания европейского идеала образования, сложившиеся в эпоху Просвещения, и сформулировать ведущие принципы гражданского воспитания, складывающиеся в свете главных идей программы немецкой системы культуры, выраженной понятием Bildung. Контекстом историко-философской реконструкции в исследовании станет соответствующая модернизация университетской жизни, так как к концу XVIII в. на передовые позиции выдвигаются немецкие университеты. Анализируя влияние проекта Просвещения на последующее развитие идеала гражданского образования и возможности его современного понимания, уместно обратиться к классической формулировке, данной И. Кантом.

Как справедливо полагает М. Фуко [4, с. 342], знаменитое эссе И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784) является своего рода «зеркалом» эпохи и основой европейского опыта критики и самокритики философии в целом.

Необходимо дать содержательную характеристику основных идей данного эссе. И. Кант понимает просвещение как период взросления человечества, связанный с отказом от слепого следования традиции прошлого: «Просвещение -это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого» [5, с. 27]. Философ противопоставляет Просвещение непросвещенному некритическому уму, способному принимать на веру любые суждения и мнения, в связи с чем важнейшее значение придается возможности публичного употребления разума и суду разума. Последнее полагается Кантом как сообщество рациональных

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 215

субъектов, способных к вменяемым действиям и совместным усилиям определять допустимые условия собственного познавательного и морального отношения к миру и к самому себе, политическому правопорядку как выражению реального гражданского общества.

И. Кант дистанцируется от принятой традиции. Для него позиция П. Гольбаха остается неприемлемой, и он указывает на «примат» практического разума и, следовательно, сохраняет за силой Просвещения возможность, наряду со знанием и наукой, существования веры, веры чистого разума.

В «Критике чистого разума» три модуса - мнение, знание и вера - рассматриваются как сосуществующие и дополняющие друг друга статусы познавательной деятельности человека. Эта позиция сохраняется и в отношении практического разума: моральные суждения остаются столь же приемлемыми для всех рационально мыслящих субъектов, как и суждения, обладающие познавательным измерением. Более того, натуралистическому обоснованию морали в философии Просвещения, этике разумного эгоизма французских материалистов и философии утилитаризма И. Кант противопоставляет идею отделения этики от теологии, утверждает самостоятельное существование морального сознания.

Анализ глубинных истоков нравственности приводит И. Канта к обоснованию принципа независимости этики от теологии, морали - от религии. Нравственность является априорной и как самодостаточное и самостоятельное явление сознания не может находиться в зависимости от чего бы то ни было внешнего. Нравственность есть выражение свободной самости субъекта нравственности. «Мораль, - утверждает И. Кант, - поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить» [6, с. 78]. Мораль «неизбежно ведет к религии, благодаря чему она расширяется до идеи обладающего властью морального законодателя вне человека...» [6, с. 81].

М. Фуко прав, когда видит в этом исходные кантовские мотивы понимания того, что является просвещением как таковым. Человечество использует собственный разум и тем самым сохраняет шанс освободиться от любого интеллектуального авторитета. Просвещение способно это гарантировать. Философия Просвещения есть своего рода «выражение» переходного периода европейского человечества. Следует обратить внимание на использование И. Кантом многозначного и концептуального понятия «Мапвс^е^». Оно означает и «человечество», или «совокупность человеческого вида», и «человечность» как свойство индивидуальной человеческой природы. Свобода есть качественная характеристика индивидуальной человеческой природы. М. Фуко, правда, понимает это на свой манер - как проблему антиномий Просвещения: взаимоотношение свободы и послушания Просвещения «обнаруживается как некий политический вопрос» [4, с. 342]. Он справедливо указывает, что И. Кант своим вопрошанием о сути просвещения очертил границы и принципы всякого Просвещения как такового вообще, то есть сформулировал основные принципы философской парадигмы Просвещения и задал последующий идеал образования человека в культуре.

216 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Эти важнейшие принципы непосредственно имеют отношение к принципам дидактики мышления и культуре образования. Догматическому и скептическому подходам в философии И. Кант противопоставляет критический. В университетском образовании вопрос об истинности знания превращается в вопрос об основательной проверке, в какой мере разум вообще способен к познанию.

1. Принцип разума: самостоятельность разумного суждения

Просвещение - период формирования зрелости человека и присущей ему

разумной способности - способности самостоятельного мышления. Состояние «несовершеннолетия» - это исторический период разума, в котором человек обретает себя как самостоятельное и разумное существо. По причине собственной «лености и малодушия» человек вынужден испытывать недостаток «решимости и мужества пользоваться собственным умом». Переход в «состояние совершеннолетия» - это и есть Просвещение, просвещенческая культура самостоятельного ума. Просвещение - истинное «преобразование образа мышления» [5, с. 29]. Для определения девиза Просвещения философ использует латинскую максиму: «Sapere aude!» - «Имей мужество пользоваться собственным рассудком».

2. Принцип свободы: свобода разумного суждения

Целью Просвещения выступает максима преобразованного стиля мышления. Для преобразования нужна свобода. «Для такого Просвещения не требуется ничего, кроме свободы» [5, с. 29]. Немецкое понятие образования («Bildung») теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает способ преобразования природных задатков и возможностей человека. Просвещение - «это освобождение от предрассудков». Подобно Майеру и многим другим авторам, прежде всего немецкого Просвещения, И. Кант различает предрассудки «старого образца» и «предрассуждения в пользу нового» [7, с. 35]. Но свобода определяется во всех случаях как возможность «публично пользоваться своим разумом»: «...Публичное применение своего разума должно быть свободным, и оно одно может дать просвещение людям».

3. Принцип свободы: свобода и идея всеобщего человеческого разума

Базисной идеей Просвещения является идея о необходимости некоторого

ограничения свободы. Не всякая свобода является необходимой для Просвещения, и не всякое ограничение ему способствует. Два предрассудка - предрассудок авторитета и метафизический эгоизм - посягают на основы самостоятельного мышления и на собственный образ жизни. Ограничение свободы определяется у И. Канта проблематичностью сосуществования гражданской и духовной свободы. Зависимость одной от другой очевидна: «Большая степень гражданской свободы кажется предпочтительней свободы духа народа, и все же первая ставит последней непреодолимые преграды». Напротив, степень гражданской свободы «открывает простор для развития всех способностей народного духа» [5, с. 145-146]. В трактате «Спор факультетов» И. Кант впервые ставит вопрос о взаимодействии социальных институций, университетских факультетов и правительства как ответственных за состояние гражданского общества [8]. Идея возможности относительной самостоятельности факультетов выражается у него прин-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 217

ципом свободы, который в идеале воплощается наиболее полно в свободе философских факультетов благодаря свободным суждениям философов. Аспект долженствования - дело и задача философов; дело и задача правительства - стремиться к лучшему управлению и улучшению практической жизни.

И. Кант разграничивает, кроме того, «публичное» и «частное применение разума», обладающих разной степенью свободы. «Частное применение разума» нередко может быть «очень ограничено, однако так, чтобы не особенно препятствовать прогрессу просвещения». Поэтому именное публичное применение разума философ определяет как выраженную степень духовной свободы и именно за ним он закрепляет «обязательное требование свободы». В государстве, основанном на принципах всеобщего просвещенного человеческого разума, приемлемой является не всякая свобода, а только та, которая определяет «должное положение вещей»: «склонность и призвание к свободному мышлению». Принципы правительства должны считать полезным «обращаться с человеком, который есть нечто больше, чем машина, сообразно его достоинству» [5, с. 146].

М. Фуко в интерпретации кантовского толкования Просвещения исходит из основания «исходной возможности усовершенствования человека». Человек наделен волей, авторитетом и употреблением разума. «Выход из состояния несовершеннолетия» возможен в двух перспективах, полагает М. Фуко: во-первых, этому способствует реальный «текущий» процесс всего человечества; во-вторых, это некая задача и обязанность, стоящая перед каждым отдельным человеком. М. Фуко выделяет неопределенность и ограниченность в такой формулировке: историческое изменение всегда связано с политическими и общественными процессами, а человечность в человеке остается незыблемым началом.

Ситуация исполнения обязанностей и ситуация свободы свидетельствуют об ограниченности свободы. Свобода в контексте представленного прочтения Просвещения обнаруживается просто «как некий политический вопрос» [4, с. 342]. Современность, как считает Фуко, продолжает ставить этот кантовский вопрос и, следовательно, находится в определенной зависимости от Просвещения. «Необходимо отказаться от упрощенной и навязчивой альтернативы: или вы принимаете Просвещение и остаетесь в традиции его рационализма, или вы критикуете Просвещение и... пытаетесь вырваться из-под гнета его рациональности» [4, с. 349].

В этом смысле французский почитатель Канта выделяет несколько стратегий эпохи Просвещения, остававшиеся долгие годы без внимания. Он считает, что пришло время критически исследовать просветительские стратегии образования (Bildung); они, будучи предопределены Просвещением, сохраняют «исследовательский» арсенал и для современности. Необходимо «попытаться проанализировать себя самих в качестве существ, в некоторой части исторически определенных Просвещением»[4, с. 349].

Первой стратегией Просвещения, считает М. Фуко, является стратегия «кон-ституирования» человека в качестве рационального субъекта. Эпоха Просвещения выявила и обнажила оба пласта европейской рациональности - «разумное» и «неразумное» начало, выходящее за область рационального. Второй аспект стратегического исследования эпохи Просвещения французский пост-

218 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

модернист связывает с изучением «властных стратегий», появившихся в эпоху Просвещения и «разнообразным» развитием техники и всевозможных технологий оказавших влияние на «соразмерный рост» технических способностей и индивидуальных свобод. Равным образом и идея разума как судьи принадлежит третьей технологии Просвещения, подготовившей рождение феномена, названного Д. Ваттимо «ослаблением чувства реальности». «Постсекулярное мышление» взяло на себя эту роль судьи в решении многочисленных проблем общественного устройства.

Кантовская редакция проекта Просвещения имеет философско-педагоги-ческий замысел, наиболее полно воплощенного в лекциях «О педагогике», изданных в 1803 г. «Человек - единственное создание, подлежащее воспитанию», с этого выражения И. Кант начинает введение к трактату «О педагогике» [6, с. 472]. «Человек может стать человеком только путем воспитания. Он то, что делает из него воспитание... Человек может быть воспитан только человеком», - утверждает кенигсбергский мыслитель. Его значительный опыт преподавания в университете (1755-1796) выразился не только в его трудах, но и во всем образе его жизни, в самом философском учении. И. Кант стремится в собственном образовании и в академическом университетском преподавании к идеалу широкого «практического знания о человеке» [9, с. 50].

Будучи критиком европейского Просвещения, И. Кант считает образование (Bildung) средством нравственного совершенствования человечества; с этих позиций он обращался к педагогическим теориям своих предшественников и современников. Изучая кантовский педагогический трактат, можно почувствовать влияние идей выдающегося чешского педагога Я. Коменского (1592-1670) и философа французского Просвещения Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Выражая свои взгляды на воспитание и обучение, кенигсбергский мыслитель пытается определить наилучшие методы у обоих.

В российской педагогике идеи И. Канта нашли отражение в личностно-субъективной педагогике. К. Ушинский в своих трудах перекликается с педагогическими воззрениями кенигсбергского философа (метафизическая психология, этика, нравственно-религиозное воспитание). К. Ушинский уделяет большое значение личности самого философа. В педагогической теории Л. Толстого, русского философа, писателя, педагога, идеи И. Канта нашли отражение в идеале развития человеческой личности, стремлении к самоопределению и самореализации, основанному на нравственном самосовершенствовании и религиозности.

Идея всеобщего человеческого разума является ядром эпохи Просвещения и внутренним принципом критической философии И. Канта. В целом следует признать, что эпоха Просвещения стала питательной почвой, на которой получила развитие критическая философия И. Канта. Кантовская критика образовательной системы эпохи Просвещения свидетельствует не только о развитии философии Просвещения, но и демонстрирует одновременно разрыв с ее основными идеями и основными убеждениями, порождая новую, критическую философию и трансцендентальную педагогику воспитания и образования.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 219

Е.Ю. Стриганкова

Библиографический список

1. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.

2. КосареваЛ.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

3. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

4. Фуко М. Что такое Просвещение? // Интеллектуалы и власть. М., 2002. Т. 1.

5. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6.

6. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

7. Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта / пер. с нем.; под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 2007.

8. Разеев Д.Н. Университет в пределах только разума (актуальность трансцендентализма в вопросах образования) // Актуальность Канта: сб. статей / отв. ред. Д.Н. Разеев. СПб., 2005.

9. Кассирер Э. Жизнь и учение И. Канта. СПб., 1991.

E.Yu. Strigankova

Communication

in the Processes of Socialization

The contemporary level of the philosophical reflexion of communication and socialization processes interaction is presented. The intersubject character of this interrelation, that produces innovative communicative practices and qualitatively new results of socialization is stressed.

Key words and word-combinations: social communication, communicative practices, communicative modeling, socialization, levels of socialization, subject of socialization.

Представлен современный уровень философской рефлексии взаимосвязи процессов коммуникации и социализации. Акцентируется интерсубъективный характер их взаимодействия, порождающий новационные коммуникативные практики и качественно новый результат социализации.

Ключевые слова и словосочетания: социальная коммуникация, коммуникативные практики, коммуникативное моделирование, социализация, уровни социализации, субъект социализации.

УДК 316.32:1 ББК 60.52+60.026

Е.Ю. Стриганкова

КОММУНИКАЦИЯ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

^Благодаря многочисленным исследованиям к концу XX в. создана довольно широкая картина представлений и суждений о коммуникации. Но сложившееся представление сравнимо с мозаикой, каждый фрагмент которой содержит характеристики, специфичные для определенной области человеческих знаний.

В силу того что коммуникация относится к фундаментальным явлениям общественной жизни, она требует всестороннего изучения и привлекает внимание ученых, работающих в различных направлениях науки. Философия, выполняя методологическую функцию, призвана осуществить наиболее полный, глубокий и последовательный анализ проблемы коммуникации и создать целостную картину этого феномена. Особо следует, на наш взгляд, подчеркнуть теоретическую значимость рет-

220 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.