Научная статья на тему 'Ценностные основы педагогики Иммануила Канта'

Ценностные основы педагогики Иммануила Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6902
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. КАНТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / ИДЕЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СВОБОДА ЛИЧНОСТИ / ПРОСВЕЩЕННЫЙ РАЗУМ / СОКРАТОВСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ПРОСВЕЩЕННЫЙ ВСЕОБЩИЙ РАЗУМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аксёнова Э. А.

В статье рассматриваются педагогическая теория и практика И. Канта, его фундаментальные мысли о воспитании и обучении. Особое внимание уделено воспитанию в теории И. Канта как наиболее "трудному человеческому изобретению", главной функцией которого является воспитание "гражданина мира", высоконравственной личности, у которой будут исключительно добрые цели и установки, рациональное чувство ответственности, способствующее совершенству человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные основы педагогики Иммануила Канта»

► ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИММАНУИЛА КАНТА

AXIOLOGICAL BASIS OF IMMANUEL KANT'S PEDAGOGICS

Аксёнова Э.А.

Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования» РАО, доктор педагогических наук, профессор E-mail: axelv722@yandex.ru

Aksyonova E.A.

Leading research fellow of the Institute of Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education, Doctor of science (Education), Professor. E-mail: axelv722@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются педагогическая теория и практика И. Канта, его фундаментальные мысли о воспитании и обучении. Особое внимание уделено воспитанию в теории И. Канта как наиболее «трудному человеческому изобретению», главной функцией которого является воспитание «гражданина мира», высоконравственной личности, у которой будут исключительно добрые цели и установки, рациональное чувство ответственности, способствующее совершенству человека.

Annotation. The article examines the pedagogical theory and practice of I. Kant, his fundamental thoughts on upbringing and education. I. Kant emphasized the importance of upbringing as the most «complex human invention» the main function of which is to produce a «citizen of the world», a highly moral person, having solely a good-hearted purpose and mindset, rational sense of responsibility and enlightened general intelligence, promoting human perfection.

Ключевые слова: И. Кант, ценностные основы педагогики, идея усовершенствования личности, искусство воспитания, нравственная зрелость, свобода личности, просвещенный разум, сократовский метод обучения, самостоятельность мышления, просвещенный всеобщий разум.

Keywords: I. Kant, axiological basis of pedagogics, idea of personal improvement, art of upbringing, moral maturity, freedom of personality, Socrates' teaching method, independence of thinking, enlightened general intelligence.

290-летию со дня рождения И. Канта посвящается

Иммануил Кант - один из выдающихся немецких философов со времен Просвещения середины XVIII века. Специалисты по истории немецкого образования называют это столетие «веком педагогики».

Большое внимание в своих трудах И. Кант уделял вопросам воспитания и образования, они пронизывают все его учение. Теоретики в области философии образования утверждают, что истинное место И. Канта в истории философии педагогики, или философии воспитания, во всех ее аспектах. Этим они подчеркивают великое значение И. Канта в этой области. Совершенно очевидно, что тема «И. Кант и педагогика» связана с творчеством И. Канта, и ныне не утратила своей актуальности.

Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне русский город Калининград) 22 апреля 1724 года, где прошла вся его творческая жизнь. Родители будущего философа принадлежали к классу мелкой буржуазии. Они воспитали его так, что в дальнейшем он всегда вспоминал их с чувством величайшей благодарности и утверждал, что не мог бы получить лучшего нравственного воспитания. Основные навыки чтения и письма И. Кант получил в школе при больнице, находящейся в окрестностях Кенигсберга. Затем поступил в гимназию Фридрихской коллегии, где большое внимание уделялось изучению латинского и греческого языков, а также теологии и религии, постоянное присутствие которых в школьной программе казалось ему угнетающим. Но одновременно эти дисциплины оказали влияние на развитие будущей личной религиозности философа, основанной на рациональном чувстве ответственности.

В 1740 году в возрасте 16 лет Кант поступил в Кёнигсбергский университет, где изучал философию Г.В. Лейбница. Будучи еще студентом, он давал уроки мальчикам младше 12 лет. После окончания университета в 1755 году представил диссертацию «Первоосновы метафизического познания в новом свете» и получил право преподавать в университете. В это время он занимался изучением творчества И. Ньютона, Д. Юма, и в особенности Ж.-Ж. Руссо. Именно Ж.-Ж. Руссо, по словам И. Канта, направил его по верному пути и зажег искру революции в его мышлении. В 1770 году Кант становится профессором логики и метафизики после защиты диссертации на тему «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира». Благодаря своим научным изысканиям, И. Кант становится одним из ведущих немецких мыслителей.

Испытывая острый интерес к вопросам воспитания и образования подрастающих поколений, в 1784 году он опубликовал свой знаменитый «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», затем последовали многочисленные труды в области философии педагогики.

Интеллектуальная деятельность Канта хорошо известна во всем мире из его знаменитых вопросов, поставленных им в 1793 году: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек? Он критически подходит к проблемам, отраженным в этих вопросах, подвергнув их анализу на разных уровнях мышления.

Во-первых, на основе просвещенной позитивной интерпретации человеческого разума И. Кант дал свою собственную рациональную оценку потенциала человека и ограниченности разума, что свидетельствует о его чрезвычайной критической скромности

и ограничении сферы собственных исследований потенциальным опытом всех людей. В труде «Критика чистого разума» (1788) он указывает на то, что научное знание вещей в себе недостижимо.

Во-вторых, И. Кант не удовлетворился довольно сдержанной оценкой человеческого разума; он пошел дальше, определив возможность свободы, бессмертия и религиозного самоосуществления человека в нравственном плане. Он ярко выразил это в заключении к «Критике чистого разума»: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, -это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [2, с. 499].

Педагогический аспект в философии И. Канта привлекает сегодня многих ученых-педагогов. Исходя из научного обоснования, что субъективность является основным принципом педагогики в современном мире, люди, вовлеченные в процесс образования и воспитания, характеризуются как субъекты, которые не должны пользоваться друг другом, как инструментами. Утверждение, что все люди являются субъектами, которые не должны использовать друг друга в своих целях, можно считать квинтэссенцией философии И. Канта. За это перед ним в долгу вся современная европейская педагогическая мысль.

Если целенаправленно изучать философию И. Канта применительно к вопросам воспитания и образования, то прежде всего следует обратиться к его педагогическим суждениям. Так, высказывая свои взгляды на школьное обучение, он обратил внимание на деятельность реформаторской школы в Дессау «Филантропин», которой придавал космополитическое, революционное и континентальное значение. По его убеждению, «для всякого общества, как и для каждого отдельного гражданина мира, бесконечно важно познакомиться с таким заведением, которое дает начало совершенно новому порядку человеческой жизни» [1, с. 465]. Школа «Филантропин», по словам И. Канта, должна непременно привлечь внимание Европы. В развитых европейских странах должна совершиться быстрая революция в виде школьной реформы. Такая реформа была начата и удивительно проявила себя в Дессауском педагогическом институте (см. [1, с. 467]).

Свои преподавательские обязанности в университете И. Кант рассматривал с позиции дидактической целесообразности. Он уделял большое внимание определению образовательной программы для своей аудитории. Об этом свидетельствуют архивные данные о характере и цели его лекций. Его слушателям надлежало постепенно стать рассудительными, разумными и учеными людьми. Юношество надо было подготовить «к более зрелому, в будущем самостоятельному пониманию вещей» [3, с. 281].

И. Кант читал лекции по педагогике в течение нескольких семестров. Сам он не публиковал тексты своих лекций. Это было сделано Фридрихом Теодором Ринком в 1803 году в Кёнигсбергском издательстве «Николовиус». В текстах лекций содержатся фундаментальные мысли И. Канта на темы воспитания и образования.

Как профессор философского факультета, И. Кант был обязан периодически читать лекции о воспитании. Так, рассматривая тему добра и зла в человеке с позиций его воспитания И. Кант пишет следующее: «Если человек в моральном смысле бывает или должен быть добрым или злым, то он сам себя должен делать или сделать таким» [4, с. 115].

Кант был согласен с фундаментальным положением педагогики о том, что воспитание необходимо для развития человечества. Именно потому, что все люди имеют «столь сильное влечение к свободе», их следует «заранее приучать подчиняться предписаниям разума» [4]. Человек (по своему общему назначению) является лишь тем, что сделало из него воспитание. «Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком - людьми, точно так же получившим воспитание» [4, с. 447]. Воспитание можно рассматривать, во-первых, с эмпирической точки зрения, то есть с точки зрения того, как протекает воспитательный процесс в данной реальной ситуации. Во-вторых, воспитание необходимо рассматривать в его антропологической глубине и в связи с его нормативной идеей. Здесь заметим, что «идея есть не что иное, как понятие о совершенстве, еще не осуществленном на опыте» [4, с. 448].

Идея воспитания, подчеркивает И. Кант, является мерилом для практики воспитания. Она делает возможной критику воспитания, школ и методов обучения. Даже если воспитание пока не введено в практику или введено только что основными своими принципами с помощью процесса приближения, «идея воспитания, которое развивает все природные данные в человеке, во всяком случае истинна» [4, с. 448].

В правильном и хорошем воспитании «кроется великая сила усовершенствования человеческой природы». «Заманчиво представить себе, - полагал Кант, - что благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше и что ей можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу человечности» [4, с. 448]. Следовательно, план воспитания должен быть составлен с «космополитической» точки зрения так, чтобы передать человеку «все добро на свете» [4, с. 448].

И. Кант отмечал, что «доброе воспитание есть как раз то, из чего возникает все добро на свете» [4, с. 452]. Таким образом, мы приходим к концептуальному утверждению, что «дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества и сообразно его общему назначению» [4, с. 451].

Против традиционного для XVIII века воспитания, дававшегося в семье, И. Кант выдвигал, в частности, следующее возражение: родители обычно стремятся дать детям все необходимое для того, чтобы «они годились для современной жизненной обстановки, хотя бы и далекой от совершенства» [4, с. 452], тогда как хорошее воспитание способно постепенно привести мир к совершенству. Это является задачей многих сменяющих друг друга поколений, каждое из которых может предпринять свои шаги к совершенствованию человечества, к «более пропорциональному и целесообразному развитию» всех природных способностей человека. Счастье или несчастье каждого, таким образом, зависят от самих людей. «Поэтому воспитание - величайшая проблема и труднейшая задача для человека, так как сознание зависит от воспитания, а воспитание, в свою очередь, от сознания» [4, с. 450].

И. Кант, рассматривая культурную деятельность человека как отражение его цельности, отводил образованию особое место наряду с политической деятельностью: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать», - писал Кант [4, с. 450].

Главными задачами воспитания И. Кант называет следующие:

а) развитие дисциплинированного мышления;

б) формирование широкого умственного кругозора;

в) повышение уровня цивилизованности;

г) воспитание нравственности [4, с. 454].

Он считал, что воспитание в его время занимается первыми тремя из этих задач, но сетовал на то, что он и его современники живут «в эпоху дисциплины, культуры и цивилизованности, но еще далеко не в эпоху распространения нравственности» [4, с. 455].

Основную линию мышления И. Канта можно понять через эту четвертую, главную, задачу воспитания - воспитание нравственности, которая часто понимается неверно из-за неправильного применения понятия нравственности. Нравственность включает в себя приверженность будущей мировой этике. Формирование нравственных устоев означает, что люди, получающие воспитание, должны выработать определенную позицию, чтобы избирать «исключительно добрые цели». По убеждению И. Канта, «добрые цели есть такие, которые по необходимости одобряются всеми и могут быть в одно и то же время целями каждого» [4, с. 454].

Те воспитательные процессы, которые поощряют нравственные качества у детей и юношества, формируют нравственные устои. Эти качества неразрывно связаны с достоинством каждого человека и поэтому должны интерпретироваться в антиколониальном, антиимпериалистическом и антиэлитарном духе как черты «гражданина мира». Детей нужно воспитывать так, чтобы они выполняли свои обязанности по отношению к самим себе и по отношению к другим.

«Обязанность по отношению к самому себе... состоит в том, чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе» [4, с. 494]. Во всех своих поступках ребенок или воспитывающий себя взрослый человек должен иметь в виду тот факт, что «человек обладает известным внутренним достоинством, которое придает ему благородство по сравнению со всеми прочими созданиями». Его обязанность - не отрекаться от этого общечеловеческого достоинства в своем собственном лице [4, с. 493]. Понятие обязанности по отношению к другим предполагает что «в ребенке должно быть заранее развито почтение и уважение к правам людей» [4, с. 493]. Например, И. Кант так выражал свои мысли по поводу отношения человека к другим: ребенок из более богатой семьи должен выказывать не меньшее уважение к своему бедному сверстнику, чем к таким же, каким он является сам.

Заметим, что принцип послушания и воспитания всегда присутствует в контексте просвещенного разума. В результате целеустремленного воспитательного воздействия на ребенка долг, послушание и разум сочетаются следующим образом: «Делать что-нибудь по обязанности - значит повиноваться разуму» [4, с. 487].

Воспитание личности у И. Канта предполагает не только воспитание детей и юношества, но и взрослых. Изначально человек имеет все необходимые задатки добра, но он должен «еще и развивать свои способности к добру. Провидение не вложило их в него в уже готовом виде. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать, и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанности

человека» [4, с. 450]. Человек может быть «очень хорошо развит физически... может быть весьма образован умственно, но при этом не развит нравственно, т.е. быть злым созданием» [4, с. 474]. Таким образом, И. Кант ставил превыше всего нравственную зрелость человека.

Истинная природа человека отражена в определенных способностях ума и рассудка. И. Кант приводил множество примеров, показывающих, что «рассудок - это познание общего; способность суждения - приложение общего к частному, а разум - способность видеть связь общего с частным» [4, с. 476].

Природа ребенка обнаруживается во многих индивидуальных наблюдениях -и как следствие их - находит отражение в предписаниях, касающихся воспитания. По убеждению И. Канта, ребенка нельзя не слишком мало загружать, не перегружать; надо учитывать его возраст: «Ребенок должен быть умен не больше, чем ему следует» [4, с. 489].

Слишком раннее развитие или стремление подражать модным формам и методам воспитания искажает естественную природу ребенка. Приведем соответствующие положения И. Канта: «Нужно, чтобы дети были откровенны, а их лица сияли таким же весельем, как солнце» [4, с. 489]. «Положим, что у ребенка - хотя это, впрочем, бывает весьма редко, - существует природная склонность к упрямству. В этом случае лучше всего действовать так, что, если он не исполняет наших желаний, и мы, в свою очередь ничего не будем делать в угоду ему» [4, с. 484]. «При этом детей ни в коем случае нельзя запугивать» [4, с. 482]. «Дети не должны умничать надо всем» [4, с. 481]. «Крайне вредно приучать ребенка смотреть на все как на игру» [4, с. 476].

Как воспитать ребенка, чтобы он приобщился к тому просвещенному всеобщему разуму, который способствует совершенному миру? И. Кант считал, что для этого необходимо дальнейшее «разумное» развитие «искусства воспитания, или педагогики» [4, с. 451], чтобы она могла «превратиться в науку» [4, с. 451]. Кроме того, надо признать истинные проблемы воспитания и отбросить в порядке критики идеологий проблемы мнимые. Среди истинных проблем И. Кант рассматривал вопросы принуждения в процессе воспитания, подвергал анализу методы обучения и понятие долга. Что касается принуждения в процессе воспитания, то здесь главная, по его мнению, проблема заключается в том, как совместить законные ограничения и принуждение со стороны общества, без которых жизнь невозможна, со способностью личности «пользоваться своей свободой» [4, с. 458]. Если ребенок не чувствует неизбежное противодействие со стороны общества с самого раннего возраста, он не сможет овладеть умением оберегать себя и сохранять свою независимость.

В качестве решения этой проблемы И. Кант предлагал три правила воспитания, позволяющие развить в ребенке независимость:

1. Ребенку с самого раннего возраста нужно предоставлять максимальную свободу, за исключением тех случаев, когда он может сам себе навредить, и при условии, что своими поступками он не будет мешать свободе других;

2. Ему следует внушать, что он сможет достичь своих целей только в том случае, если он и другим даст возможность достигать своих целей;

3. Ребенок должен понимать, что его заставляют слушаться для того, чтобы дать ему возможность пользоваться своей свободой, и что его воспитывают таким образом, чтобы он впоследствии был свободным, то есть не зависел бы от опеки других [4, с. 458].

Иными словами, суть проблемы дисциплины заключается в том, что ребенок должен сознавать свою свободу, когда принимаются дисциплинарные меры, но при этом не ущемлять свободу других [4, с. 468]. Дети должны приучаться работать, но им нельзя отказывать и в игре. Короче говоря, «воспитание должно быть принудительным, однако оно не должно стать из-за этого рабским» [4, с. 476].

Рассматривая процесс обучения, И. Кант подчеркивал необходимость придерживаться следующего. «Всего основательнее изучается и всего лучше удерживается то, что выучишь как бы сам собой» [4, с. 481], то есть предполагается научить ребенка самостоятельности при овладении знаниями. Кроме того, важно, чтобы дети научились думать, то есть научились самостоятельно принимать решения, анализировать, критически мыслить, а не повергались бы дрессировке, как животные. С этой точки зрения И. Кант призывает использовать в обучении сократовский метод. «Образование, - отмечал Кант, -должно основываться на сократовском методе... нужно следить за тем, чтобы разумные знания не преподносились детям извне, а зарождались в них самих» [4, с. 481], то есть дети научились бы самостоятельно мыслить.

В своих лекциях по педагогике воспитания И. Кант высказал много интересных идей, имеющих практическое значение в деле воспитания. Большое значение он придавал принципу обязательности воспитания и его роли в формировании сознания: долг, поступки, лежащие в основе сознания (уровня интеллекта), и твердость характера не противоречат радостному расположению духа, которое бывает тогда, когда человеку не в чем упрекнуть себя [4, с. 503].

В кантовской педагогике влечение, интерес и удовольствие не являются запретными. Однако они должны быть приведены в соответствие с обязанностью человека - любить других и способствовать их благополучию. И. Кант был убежден в том, что мир создан для того, чтобы каждый человек нашел путь к сердцу другого человека.

Кантовская теория обязательности (долга) пустила глубокие корни в воспитании гражданственности, в воспитании будущих «граждан мира». Об этом свидетельствуют строки из труда «О педагогике», ярко выражающие стремление к миру, которое сегодня превалирует в обществе: «Действие должно быть для меня ценно не потому, что оно отвечает моему желанию, но потому, что я, благодаря этому исполняю свой долг. Юношеству следует привить любовь к другим людям, а затем и всемирно-гражданский образ мыслей. В нашей душе есть нечто такое, что заставляет нас интересоваться:

1) самими собой;

2) теми, с кем мы выросли;

3) возможностью способствовать всеобщему благу.

Следует ознакомить детей с этим интересом, чтобы он согревал их души. Дети должны радоваться всеобщему благу, хотя бы оно и не служило выгоде их отечества и не приносило прибыли им лично [4, с. 503-504].

Представляют интерес для педагогической науки и методы, используемые Кантом в своей педагогике. Среди них такие традиционные способы усвоения знаний, как наблюдение, изучение литературы и изложение взглядов просвещенных современников, которые он цитировал в своих лекциях по педагогике в университете и которые сделали его не только любимым педагогом, но и наставником студентов.

Педагогическая теория и практика И. Канта охватывает множество областей: начальное образование, семейное образование, школьное образование, университетское образование, общее образование взрослых и образование пожилых граждан. Влияние творчества И. Канта на педагогику рассматривается в контексте его философских воззрений и как крупного представителя эпохи немецкого Просвещения (в истории наук о нравственности), и как европейского ученого мирового уровня (в истории образования и культуры). Ключевыми в его педагогике являются такие понятия, как «просвещение», «личность», «этика долга», «мир на земле».

В настоящее время в школьных учебниках в Германии об И. Канте говорится как об источнике духа Просвещения в международном масштабе. «Затрагивая вопрос о значении просвещения, Кант утверждает, что каждый человек должен найти в себе мужество для применения своего разума вопреки преградам трусости и лености, определяет горизонт просвещения и в современной объединенной Германии», - пишет Г. Канц [5, с. 381].

Понятие «личность» у И. Канта раскрывается через тот факт, что все люди являются «вещами в себе», то есть независимо от классовой принадлежности, мировоззрения, расы, национальности и, несмотря на все преграды, стоящие на пути, каждый человек с самого начала своего существования является действительностью, обладающей своей значимостью и своим достоинством.

Наряду с Ж.-Ж. Руссо и Г.В. Лейбницем И. Кант высказал мысль, которая стала основополагающей в европейской учебной программе на протяжении ряда веков: «склонности и силы, дремлющие в человеке, должны быть выпущены на свободу, если рассматривать человека не как средство, а как цель, как существо, чьей непосредственности мы можем доверять» [7, с. 337].

Кантовская «этика долга» является предметом споров среди ученых-философов. Между тем в его взглядах на тему воспитания ярко выступает проблема всестороннего воспитания, особенно в рассуждениях о долге любить людей и необходимости учить человека не поддаваться эгоистическому потребительству и националистической изоляции. Категорический императив И. Канта, согласно которому все люди должны вести себя таким образом, чтобы основные правила их поступков могли быть обязательными для других, предполагает обращение ко всему человечеству и ставит всех людей в равное положение.

Еще одна ценная мысль в области теории и практики воспитания в духе мира была высказана И. Кантом в работе «К вечному миру» [6], где он выступал против тех, кто «предает народ, раболепствуя перед ныне господствующей властью» [1, с. 294]. Он предвидел будущий союз политики, справедливости и этики мира. «Право человека, - утверждал Кант, - должно считаться священным, каких бы жертв не стоило это господствующей власти» [1, с. 302]. Это «долг и вместе с тем обоснованная надежда»

проповедовать понятие, что «вечный мир, который последует за мирными договорами есть не пустая идея, а задача, которая постепенно разрешается и становится все ближе к осуществлению» [1, с. 309].

Успех кантовской теории педагогики указывает на его прочность и значимость. Являясь одним из великих представителей эпохи Просвещения, И. Кант ярко и решительно выразил свои взгляды, выступив против нетерпимости, доктринерства, трусости и лени. Совершенно очевидно, что его философия представляет собой огромный вклад в развитие мирового сообщества на позитивной основе.

Кантовское понятие просвещения достаточно выразительно изложено в его произведениях: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это явление, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere а^е! - имейте мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения» [1, с. 27].

С тех пор когда было впервые дано такое определение, понятие «просвещение» прошло ряд этапов развития. Восстановление концепции просвещения И. Канта стало основной задачей современных мыслящих людей, особенно после 1989 года в условиях преобразования Европы. И, наконец, заслуживает внимания дело мира, служить которому, по И. Канту, - есть долг людей.

Понятие о том, что каждый человек есть самоцель, с чем связывают в настоящее время имя И. Канта, приобрело огромное значение для сплочения людей в обществе. Оно отвечает насущным антропологическим потребностям и открывает возможности для развития сотрудничества между различными культурами. Эта цель не может быть достигнута без того системного исторического фундамента, который мы находим в самой личности и в творчестве Иммануила Канта.

Имя И. Канта приобрело огромное значение в теории и практике педагогики, к его идеям постоянно обращаются современные ученые, ибо они способствуют тому, чтобы действия людей были направлены на успех в деле воспитания подрастающих поколений, в нравственной и гражданской подготовке их к будущему.

Список литературы:

1. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 6. / Иммануил Кант ; под ред. Ф. В. Амуса, Т. И. Ойзермана. - М. : Мысль, 1966. - 743 с.

2. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 4. Ч. 1 / Иммануил Кант ; под ред. Ф. В. Амуса. - М., 1965. - 544 с.

3. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 2 / Иммануил Кант ; под ред. Ф. В. Амуса ; под ред. М. Арсеньева, А. Гулыги. - М., 1964. - 611 с.

4. Кант, И. Трактаты и письма / Иммануил Кант ; [вступ. ст. А. В. Гулыги]. - М. : Наука, 1980. - 709 с.

5. Канц, Г. Иммануил Кант / Г. Канц. - М. : Юнеско, 1994.

6. Roehrs, H. Frieden : eine pädagogische Aufgabe. Idee und Relitat der Friedenspada-gogik / H. Roehrs. - Braunschweig : Agentur Pedersen Westermann, 1983.

7. Dolch, J. Lehrplan des Abendlandes : Zweieinhalbjahrtausende seiner Geschichte / J. Dolch. - Ratingen : Henn, 1965.

Spisok literatury:

1. Kant, I. Sochineniia. V 6 t. T. 6. / Immanuil Kant ; pod red. F. V. Amusa, T. I. Oizer-mana. - M. : Mysl', 1966. - 743 s.

2. Kant, I. Sochineniia. V 6 t. T. 4. Ch. 1 / Immanuil Kant ; pod red. F. V. Amusa. - M., 1965. - 544 s.

3. Kant I. Sochineniia. V 6 t. T. 2 / Immanuil Kant ; pod red. F. V. Amusa ; pod red. M. Arsen'eva, A. Gulygi. - M., 1964. - 611 s.

4. Kant, I. Traktaty i pis'ma / Immanuil Kant ; [vstup. st. A. V. Gulygi]. - M. : Nauka, 1980. - 709 s.

5. Kants, G. Immanuil Kant / G. Kants. - M. : Iunesko, 1994.

6. Roehrs, H. Frieden : eine padagogische Aufgabe. Idee und Relitat der Friedenspada-gogik / H. Roehrs. - Braunschweig : Agentur Pedersen Westermann, 1983.

7. Dolch, J. Lehrplan des Abendlandes : Zweieinhalbjahrtausende seiner Geschichte / J. Dolch. - Ratingen : Henn, 1965.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.