Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБОРОННОЕ АГЕНТСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБОРОННОЕ АГЕНТСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
187
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБОРОННОЕ АГЕНТСТВО / ОБЩАЯ ПОЛИТИКА ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ЕС / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сероштанов Кирилл Владимирович

Анализируется деятельность Европейского оборонного агентства в области развития оборонной промышленности. На основании Ежегодных отчетов рассматриваются мероприятия, проводимые агентством, а также реализуемые им проекты. По результатам анализа делаются выводы о том, что основная деятельность Европейского оборонного агентства, даже с учетом проектов, направленных на развитие вооруженных сил государств ЕС и их взаимодействие, направлена на развитие оборонной промышленности, что в перспективе должно способствовать дальнейшей интеграции ЕС в сфере обороны и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN DEFENCE AGENCY AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN UNION DEFENCE INDUSTRY

Procurement of modern and efficient weapons is one of the most important parts of any state defence and security policy that can be achieved by import of weapons or their production on the state territory. The European Union has one of the most advanced defence industries, therefore it is necessary to work on its development to maintain its positions. For this purposes government support for the defence industry is crucial. Development of the defence industry has an important role in the European Union policy, therefore many related programs are implemented and the corresponding authorities are established. In this case the European Defence Agency (EDA) plays one of the major roles. The EDA is an agency of the European Union that promotes and facilitates integration between member states within the EU's Common Security and Defence Policy. The EDA is headed by the High Representative, and reports to the Council. The EDA was established on 12 July 2004. During its activity the EDA has started and implemented a number of different programs and not all of them have become successful. The EDA initiatives are mainly focused on coordination between member states Armed Forces and also on development and production of advanced weapons to contribute to the European Union defence capabilities. For example the EDA launched the following programs: Pooling&Sharing, Air-to-air refueling, Remotely Piloted aircraft systems, Code of Conduct on Offsets, The European Union Contractor Support to Operations and etc. The role of the agency become more important since 2017, when major programs including Capability Development Plan, Coordinated Annual Review on Defence, Permanent Structured Cooperation, European Defence Fund, Long Term Review were launched. All these programs are focused on the development of the European Union defence industry and further integration of the European Union in the sphere of defence and security. The author concludes that the efforts made by the EDA should contribute to the development of the European Union Defence industry in future. The comprehensive approach of the EDA that integrates activities in different spheres of defence and security of the European Union should facilitate the goals of further defence integration of the European Union. However the achievement of this goal that will also strengthen position of the European Union defence industry is highly dependent on the willingness of the member states to shift the focus from domestic defence industry to the integrated defence industry of the European Union.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБОРОННОЕ АГЕНТСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 72

УДК 327

Б01: 10.17223/19988613/72/18

К.В. Сероштанов

ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБОРОННОЕ АГЕНТСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Анализируется деятельность Европейского оборонного агентства в области развития оборонной промышленности. На основании Ежегодных отчетов рассматриваются мероприятия, проводимые агентством, а также реализуемые им проекты. По результатам анализа делаются выводы о том, что основная деятельность Европейского оборонного агентства, даже с учетом проектов, направленных на развитие вооруженных сил государств ЕС и их взаимодействие, направлена на развитие оборонной промышленности, что в перспективе должно способствовать дальнейшей интеграции ЕС в сфере обороны и безопасности.

Ключевые слова: Европейское оборонное агентство; Общая политика обороны и безопасности ЕС; оборонная промышленность.

Обеспечение вооруженных сил (ВС) необходимыми вооружениями и военной техникой (ВВТ) является одной из приоритетных задач в рамках политики обороны и безопасности государства. ВВТ могут быть получены двумя путями - за счет импорта либо за счет развития собственного оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Второй путь является более сложным: он требует активного участия государства и значительных затрат; кроме того, без уже существующей научной и производственной базы развитие в этом направлении затруднительно.

Европейский союз (ЕС) является одним из мировых лидеров в сфере разработки и производства современных ВВТ, что позволяет его государствам не только обеспечивать собственные ВС, но и являться ключевыми игроками на мировом рынке ВВТ. При этом нельзя говорить о существовании единого ОПК Европейского союза: в настоящее время государства Союза в большей степени ориентированы на развитие собственного ОПК, что приводит к определенным проблемам его развития, включая дублирование технологий, неэффективное использование ресурсов для разработки и производства ВВТ. В связи с этим важным аспектом деятельности ЕС должны быть приложены усилия, направленные на формирования и развитие единого ОПК.

Одним важным акторов в консолидации ОПК Европейского союза должно было стать Европейское оборонное агентство (ЕОА) - организация, основанная в 2004 г., целями которой являются: поддержка развития структурного потенциала и военного сотрудничества; стимулирование оборонных исследований и технологий для обеспечения соответствия потенциала требованиям будущего и поддержки ОПК; обеспечение интересов обороны в политике ЕС. Однако к настоящему моменту успехов в данном направлении у ЕОА не так много; возможно, текущий кризис, связанный с пандемией коронавируса и его последствиями для ОПК, позволит Агентству начать более активные действия.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение деятельности ЕОА и оценка его перспектив в вопросе консолидации ОПК Европейского союза.

Для достижения поставленной цели будут рассмотрены деятельность ЕОА и ее основные результаты, его ключевые проекты, а также роль ЕОА в развитии ОПК Европейского союза.

ЕОА, а также его роли в Общей политике обороны и безопасности Европейского союза уделяется довольно ограниченное внимание в публикациях отечественных и зарубежных исследователей. Среди российских ученых стоит отметить С.В. Андрюшина и его работы «Стратегический потенциал Европейского оборонного агентства» [1] и «Роль Европейского оборонного агентства в военной интеграции Европейского Союза» [2], в которых проводится анализ деятельности ЕОА и его роли для интеграции ЕС в области обороны и безопасности. В работе В. Журкина «Европейская армия: поражения и победы. Общая политика безопасности и обороны Европейского союза» также затрагивается вопрос о роли ЕОА в военной интеграции ЕС [3]. Деятельность ЕОА анализируют и зарубежные исследователи: Д. Фиотт в работе «Европейская комиссия и Европейское оборонное агентство: пример соперничества?» [4] рассматривает деятельность ЕОА и противоречия между ним и Европейской комиссией, которые ставят под вопрос эффективность работы в сфере оборы и безопасности; в исследовании И. Ойконому «Братья по оружию? Оборонная промышленность ЕС и создание ЕОА» [5] рассматривается взаимодействие между ОПК Европейского союза и ЕОА. Несмотря на наличие определенного объема публикаций по вопросам, связанным с ЕОА, все же информация, представленная в них, недостаточна для проведения анализа деятельности агентства. В связи с этим основным материалом, на котором будет базироваться исследование, является информация, представленная на официальном сайте ЕОА. Таким образом, в первую очередь основой исследования является источниковая база.

ЕОА является органом общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Совет Европейского союза создал агентство для поддержки государств-членов в их усилиях по совершенствованию европейского оборонного потенциала в области кризисного

управления, европейской безопасности и оборонной политики. Главными функциями организации являются: развитие оборонного потенциала; содействие европейскому сотрудничеству в области ВВТ; создание конкурентоспособного европейского рынка военного оборудования; повышение эффективности европейских оборонных исследований и технологий.

В настоящее время ЕОА реализует ряд крупных проектов, включая «План развития потенциала» (Capability Development Plan; CDP), «Скоординированный ежегодный обзор по обороне» (Coordinated Annual Review on Defence; CARD), «Постоянное структурированное сотрудничество» (Permanent Structured Cooperation; PESCO), «Европейский оборонный фонд» (European Defence Fund; EDF) и «Долгосрочный обзор» (Long Term Review), а также 58 отдельных инициатив, из которых 40 относятся к сфере ОПК [6]. Эти проекты направлены на разработку и производство новых ВВТ, модернизацию существующих, обеспечение финансирования предприятий ОПК и их проектов, развитие кооперации между государствами, поддержание функционирования предприятий ОПК, включая обеспечение безопасности цепочек поставки и поддержку предприятий малого и среднего бизнеса,

Анализ деятельности ЕОА до 2009 г. сопряжен с определенными трудностями, связанными с отсутствием в открытых источниках отчетов о его деятельности и другой информации. Начиная с 2009 г. на сайте ЕОА публикуются ежегодные отчеты о результатах деятельности организации, а также о некоторых финансовых показателях. Информация в данных отчетах представлена по основным направлениям деятельности, включая отдельные программы и приоритетные направления.

Проведем анализ деятельности ЕОА на основании Ежегодных отчетов (Annual Report). На сайте ЕОА доступны отчеты с 2009 по 2019 г., отчет за 2010 г. отсутствует. Основной части отчета предшествует вступительное слово директора ЕОА. В этот период директорами ЕОА были Александер Вайс (2007-2010), Клод-Франсуа Арну (2011-2015) и Хорхе Домекк (2015-2020). Во вступительном слове отмечаются основные результаты деятельности агентства за отчетный год, т.е. информация, содержащаяся в нем, отражает наиболее важные аспекты работы ЕОА и может служить основой для проведения анализа деятельности организации.

2009 г. По состоянию на 2009 г. ЕОА реализовыва-лось 80 проектов, из которых 38 новых, включая следующие: «Международная космическая система получения изображений» (Multinational Space-based Imaging System), «Транспортный вертолет будущего» (Future Transport Helicopter), «Система предупреждения столкновений в воздухе MIDair» (MIDair Collision Avoidance System). Также в этом году начала функционировать «Платформа логистической поддержки сторонними компаниями» (Third Party Logistics Support Platform), введен в действие «Кодекс поведения в отношении офсетов» (Code of Conduct on Offsets), одобрена «Программа обучения пилотов вертолетов» (Helicopter Training Programme). 15 министров обороны подписа-

ли «Письмо о намерениях в отношении Европейского парка транспортных самолетов» [7].

2011 г. В целом этот год отмечается укреплением роли ЕОА. Управляющим советом ЕОА одобрено 11 проектов, включая такие, как «Дозаправка в воздухе» (Air-to-air refueling), «Полевые госпитали» (Médical field hospitals), «Морская разведка» (Maritime surveillance), «Обучение летных экипажей» (Training of air crews) и «Спутниковая связь» (Satellite communications). Принято решение о начале сотрудничества в рамках проекта «Объединение и совместное использование» (Pooling & Sharing). По инициативе ЕОА начала работу Экспертная лаборатория по борьбе с самодельными взрывными устройствами в Афганистане, проведены вертолетные учения в Италии [8].

2012 г. Начата реализация проектов «Дозаправка в воздухе» и «Европейские военные требования к летной годности» (European Military Airworthiness Requirement), принят «Кодекс поведения по объединению и совместному использованию» (Code of Conduct on Pooling & Sharing) [9].

2013 г. Европейский совет принял важные решения для реализации проектов ЕОА: «Беспилотные летательные аппараты» (Remotely Piloted aircraft systems), «Дозаправка в воздухе», «Кибербезопасность и спутниковая связь» (Cyber defence and satellite communications). Кроме того, главы государств и правительств ЕС подтвердили важную роль ЕОА в развитии сотрудничества в области обороны и безопасности. Также ЕОА предприняло ряд шагов для расширения сферы деятельности: развитие новых направлений - стандартизации и сертификации; подписание соглашений с Сербией и Хорватией (последняя стала членом ЕОА); углубление сотрудничества с Европейским агентством авиационной безопасности (European aviation safety agency) и Евроконтролем (Eurocontrol). Также была опубликована оценка реализации «Кодекса поведения по Объединению и совместному использованию» [Ibid.].

2014 г. ЕОА оказало поддержку утверждению «Подготовительных действий в отношении исследований, связанных с Общей политикой обороны и безопасности» (Preparatory Action on CSDP-related research), подготовило и утвердило «Нормативную базу систематического и длительного сотрудничества» (Policy Framework for systematic and long-term cooperation), а также поспособствовало отмене НДС для отдельных проектов. Начались переговоры по закупке межнационального парка самолетов для программы «Дозаправка в воздухе». ЕОА организовало учения, в которых участвовало 70 самолетов и 200 летных экипажей [10].

2015 г. ЕОА утвердило три основные цели агентства: поддержка развития структурного потенциала и военного сотрудничества; стимулирование оборонных исследований и технологий для обеспечения соответствия потенциала требованиям будущего и поддержки ОПК; обеспечение интересов обороны в политике ЕС. ЕОА продолжило развитие сотрудничества с Европейской комиссией. В рамках проекта «Дозаправка в воздухе» был подписан «Меморандум о понимании в отношении многоцелевого дозаправщика». Также подписано 22 специальных контракта на общую

сумму 71 млн евро и отменен НДС для некоторых проектов [11].

2016 г. ЕОА подписал соглашения с различными организациями, включая Организацию по совместному сотрудничеству в области вооружений (OCCAR) и Европейское космическое агентство (European Space Agency), Совместное исследовательское объединение европейское партнерство по открытому небу (SESAR JU), Евроконтроль и Спутниковый центр Европейского Союза European Union Satellite Centre). Запущены «Глобальная стратегия ЕС» (EU Global Strategy), «Европейский план действия в области обороны» (European Defence Action Plan), «Совместная декларация ЕС и НАТО» (EU-NATO Joint Declaration) и «Пилотный проект ЕС по оборонным исследованиям» (EU's Pilot Project on defence research). Кроме того, основан Совет военной авиации ЕОА по единому европейскому небу (EDA Single European Sky (SES) Military Aviation Board), начата разработка инициатив поддержки оборонных предприятий малого и среднего бизнеса и подписан контракт на технико-экономическое обоснование проекта «Европейский беспилотный летательный аппарат средней высоты и большой продолжительности полета» (European MALE RPAS) и проекта «Дозаправка в воздухе». Также продолжена работа по обучению и проведению учений в области кибербезопасности, стандартизации и сертификации в рамках проекта «Правительственная спутниковая связь» (Governmental Satellite Communications) [12].

2017 г. В этом году была проведена работа над целым рядом крупных проектов, включая рассмотрение CDP, запуск CARD, поддержку PESCO, разработку EDF и утверждение «Долгосрочного обзора», технико-экономическое обоснование проекта «Европейский беспилотный летательный аппарат средней высоты и большой продолжительности полета», ряд проектов по кибербезопасности; начала работу специальная группа по военной мобильности. Кроме того, Германия и Норвегия присоединились к проекту «Дозаправка в воздухе». По состоянию на 2017 г. ЕОА работает над 14 проектами, 97 специальными проектами, 3 соглашениями по совместной закупке и 190 другими проектами в сфере обороны и безопасности, также было подписано 3 гранта в рамках «Пилотного проекта» [13].

2018 г. Проведена следующая работа по реализуемым проектам: переработка «Плана развития потенциала», доработка «Общей повестки дня стратегических исследований» (Overarching Strategic Research Agenda), окончание пробного запуска «Скоординированного ежегодного обзора по обороне», идентификация 34 проектов для «Постоянного структурированного сотрудничества», подготовка «Европейского оборонного фонда» и «Европейской программы развития ОПК» (European Defence Industrial Development Programme; EDIDP), презентация дорожной карты «Плана действий по военной мобильности» (Military Mobility Action Plan). Несмотря на то что «Пилотный проект по оборонным исследованиям», запущенный три года назад, закончился в 2018 г., подготовительные действия ЕОА имели выдающийся успех. Демонстрация технологии обучения по проекту «Европейский беспи-

лотный летательный аппарат средней высоты и большой продолжительности полета» была успешно принята в 9 из 10 стран. ЕОА поддержало организацию «Платформы образования, обучения, учений и оценки» на базе Европейского колледжа безопасности и обороны. Доработано соглашение по проекту «Правительственная спутниковая связь» с началом его реализации в 2019 г. Расширилось участие (до 5 стран) в программах «Дозаправка в воздухе» и «Многоцелевой доза-правщик». ЕОА подписало «Меморандум о понимании» с Европейским инвестиционным банком [14].

2019 г. Запущен первый полный цикл CARD, подготовлена третья волна из 13 дополнительных проектов в рамках PESCO, разработаны «Примеры стратегического контекста» (Strategic Context Cases) для направления и информирования о реализации CDP, завершенна работа над «Совместным финансовым механизмом» (Cooperative Financial Mechanism), продолжен проект по отмене НДС, что привело к экономии 12 млн евро [15].

Как показывает анализ, не все проекты ЕОА были успешными. Например, несмотря на то что реализация проекта «Международная космическая система получения изображений» была намечена на 2015 г., данный проект так и не был реализован, последняя информация о нем датируется 2011 г. Транспортный вертолет будущего также не реализован.

Наиболее важной для военной интеграции ЕС является программа «Объединение и совместное использование», которая направлена на углубление сотрудничества между ВС государств ЕС, более эффективное использование их возможностей, а также более рациональную работу ОПК. Действие программы в отношении ОПК состоит в следующем: совместные закупки ВВТ, совместное использование научно-исследовательских комплексов, совместное проведение исследований в оборонной сфере и разработка новых образцов ВВТ [16]. Несмотря на то что данная программа активно реализуется, пока говорить о ее успехе преждевременно, не все государства готовы к уменьшению роли собственных ОПК и ВС в угоду общеевропейских. В целом, если сравнивать результат внедрения инициативы с первоначальными планами, он выглядит неудовлетворительным, что отчасти признается и в официальных документах ЕС, например в специальном докладе Европарламента, обнародованном в 2015 г. В 2009-2010 гг. основная идея «Объединения и совместного использования» заключалась в том, что двигателем этого процесса должны стать политическая кооперация и воля государств. При этом наиболее эффективным по-прежнему остается двустороннее сотрудничество, однако оно не в состоянии обеспечить надлежащую действенность таких проектов, в которых необходимо предпринимать серьезные коллективные усилия (например, Airlift - воздушный транспорт). Фактически б0льшая часть эффективных многосторонних проектов сосредоточена в области обучения и повышения квалификации военного персонала [Там же].

Другие проекты активно реализуются. Платформа логистической поддержки сторонними компаниями была заменена на «Программу ЕС по поддержке под-

рядчиками операций» (The European Union Contractor Support to Operations), которая функционирует по настоящее время и обеспечивает взаимодействие по логистической поддержке операций. «Кодекс поведения в отношении офсетов» ограничил использование офсетов на территории ЕС, тем самым обеспечил б0льшую вовлеченность в поставки европейских производителей ВВТ. В рамках реализации «Программы обучения пилотов вертолетов» был проведен целый ряд учений, симпозиумов и курсов для обеспечения более тесного взаимодействия ВС государств ЕС [17]. Программа «Европейский парк транспортных самолетов» реализуется 11 государствами и обеспечивает более эффективное взаимодействие между государствами в области использования транспортных самолетов. На крупных проектах, которые находятся в стадии реализации, остановимся в дальнейшем.

По результатам рассмотрения Ежегодных отчетов можно отметить, что за это время ЕОА запустило целый ряд как крупных, так и небольших проектов. При этом значительная их часть направлена на налаживание взаимодействия между ВС государств-участников. Однако наиболее глобальные проекты все же направлены на развитие ОПК. Рассмотрим данные проекты.

EDF - компонент Общей политики обороны и безопасности ЕС, который направлен на координацию и увеличение национальных инвестиций в оборонные исследования и повышение оперативной совместимости между национальными вооруженными силами; служит финансовой мерой поддержки трансграничного сотрудничества между государствами ЕС, а также предприятиями, исследовательскими центрами, национальными администрациями, международными организациями и университетами. Европейская комиссия через EDF софинансирует совместные военно-промышленные проекты и исследования на территории ЕС. Согласно планам, начиная с 2021 г., когда EDF вступит в стадию полноценной реализации, он должен способствовать развитию инновационности и конкурентоспособности ОПК ЕС, а также увеличению его стратегической автономности.

PESCO - компонент Общей политики обороны и безопасности ЕС, в рамках которого 25 из 27 ВС государств ЕС действуют с целью стратегической интеграции. Данная программа направлена на более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны. PESCO состоит из двух частей. Первая - это 34 проекта, половину из которых запустили в марте 2018 г., еще половину - в ноябре. Проекты бывают двух типов: создание нового вооружения или техники, например артиллерийской системы, и повышение боеготовности сил, например программа подготовки пилотов вертолетов. Вторая часть PESCO - это 20 обязательств, взятых на себя всеми участниками программы, например регулярное повышение военных расходов и увеличение расходов на новое вооружение.

Всего в рамках данной программы реализуется 47 проектов, направленных на создание общей системы обороны и безопасности и включающих в себя разработку новых видов ВВТ, соответствующей инфраструктуры и организацию совместной детальности

по обеспечению обороны и безопасности [18]. Направления деятельности разделены по следующему принципу: обучение и инфраструктура; сухопутные системы и соединения; проекты для военно-морского флота (ВМФ); проекты для военно-воздушных сил (ВВС); обеспечение и совместное функционирование; автоматизированные системы управления, командования, связи, разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также проекты в киберсфере; космические проекты [19]. Среди проектов, реализуемых в рамках данной программы, есть целый ряд проектов, направленных на развитие ОПК, в том числе на разработку и производство новых ВВТ. Остановимся на отдельных проектах подробнее.

«Боевая машина пехоты» (Armored Infantry Fighting Vehicle), «Десантная машина-амфибия» (Amphibious Assault Vehicle" и «Легкая бронированная машина» (Light Armored Vehicle). В рамках данных проектов планируется разработка прототипов единых европейских боевой машины пехоты, десантной машины-амфибии и легкой бронированной машины. Эти машины будут базироваться на единой платформе и обеспечивать быстрое разворачивание, разведку, боевую поддержку, логистическую поддержку, командование и контроль, а также медицинскую поддержку. Эти новые машины должны поспособствовать укреплению системы обороны и безопасности ЕС, а также обеспечить совместимость между армиями государств ЕС [20].

«Европейский ударный вертолет TIGER Mark III» (European Attack Helicopters TIGER Mark III). Целью данного проекта является значительное улучшение эффективности ударных вертолетов TIGER путем модернизации его боевых и коммуникационных возможностей, а также возможностей по обнаружению. Таким образом, ЕС должен получить модернизированный, инновационный ударный вертолет со значительно увеличенным сроком службы [21].

«Европейский патрульный корвет» (European Patrol Corvette). Целью данной программы является разработка прототипа нового класса боевых кораблей, который позволит разместить на нем ряд систем и полезной нагрузки с целью использования его для различных задач и миссий [22].

PADR - инициатива в рамках EDF, реализуемая Европейским оборонным агентством, целью которой является углубление сотрудничества, развитие необходимых технологий и усиление позиций ОПК ЕС в целом. Кроме того, эта программа служит механизмом для проверки возможностей государств ЕС по кооперации в сфере ОПК. В PADR начиная с 2017 г. выделялись средства на различные исследования, включая «Доминирование в электромагнитном спектре» (Electromagnetic Spectrum Dominance), «Бросая вызов будущему» (Challenging the future), «Новые правила игры» (Emerging Game-changers) и «Беспилотные системы» (Unmanned Systems).

EDIDP - программа ЕС в сфере промышленного производства для поддержки предприятий ОПК, улучшения их конкурентоспособности и возможностей по развитию инноваций в сфере обороны и безопасности. Основное направление - софинансирование сов-

местной разработки продукции военного назначения и технологий. Каждый год определяется круг проектов для финансирования: например, в 2019 г. такими проектами были «Беспилотная наземная система многоцелевого назначения» (Multipurpose unmanned ground system) и «Перспективная военно-морская платформа и связанные технологии» (Future naval platforms and related technologies). Программа реализуется непосредственно Европейской комиссией: на 2019-2020 гг. для финансирования проектов в рамках EDIDP были выделены средства в размере 500 млн евро. Ожидается, что данная программа будет продлена и на 2021 г.

CDP обеспечивает предоставление полной оценки возможностей, которая способствует процессу принятия решений по развитию военного потенциала как на уровне ЕС, так и на национальном уровне. За счет этой инициативы определяются основные приоритеты ЕС в данном направлении с учетом потенциальных угроз безопасности и потребностей в области обороны и безопасности. Периодический пересмотр CDP проводится ЕОА совместно со странами членами ЕС при активном участии Военного комитета Европейского союза и Военного штаба Европейского союза. План затрагивает краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. В 2018 г. было определено 11 приоритетных направлений развития потенциала: «Обеспечение потенциала в операциях по ответным мерам в области кибербезопасности» (Enabling capabilities for cyber responsive operation), «Космические информационные и коммуникационные службы» (Space-based information and communication services), «Информационное превосходство» (Information superiority), «Потенциал в наземных военных операциях» (Ground combat capabilities), «Потенциал в области логистической и медицинской поддержки» (Enhanced logistic and medical supporting capabilities), «Маневренность ВМФ» (Naval manoeuvrability), «Подводный контроль с целью укрепления устойчивости в море»" (Underwater control contributing to resilience at sea), «Превосходство в воздухе» (Air superiority), «Межотраслевой потенциал для обеспечения соответствующего уровня амбициозности ЕС» (Cross-domain capabilities contributing to achieve EU's level of ambition), «Интеграция военно-воздушного потенциала в изменяющемся авиационном секторе» (Integration of military air capabilities in a changing aviation sector), «Мобильность в воздухе» (Air mobility) [23].

CARD. Инициатива была запущена государствами -членами ЕС в мае 2007 г., ее цель - способствовать синхронизации и взаимной адаптации планирования циклов национальной обороны и практик развития потенциала. Пробный запуск программы был осуществлен в 2017-2018 гг., для того чтобы позволить государствам - членам ЕС ознакомиться с методологией CARD и адаптировать ее. Первый полный цикл CARD был запущен в 2019-2020 гг. Первый отчет о результатах оценки с выводами и рекомендациями был представлен ЕОА министрам обороны государств -членов ЕС в ноябре 2020 г. [24].

Как показывает информация, представленная выше, основные крупные проекты ЕОА ориентированы на

развитие ОПК. В системе обеспечения обороны и безопасности ЕС агентство определяет вектор развития оборонной промышленности и по возможности участвует в финансировании перспективных проектов. Если рассматривать основные цели ЕОА, сформулированные в 2015 г., то можно отметить, что они также напрямую направлены на развитие ОПК.

Основатели ЕОА отмечали, что деятельность агентства должна быть точечной, основанной на необходимости удовлетворения определенных потребностей ВС и ОПК [7] с целью улучшения обороноспособности ЕС в рамках Общей политики обороны и безопасности. При этом основной задачей для ЕОА является консолидация усилий государств ЕС в реализации проектов для увеличения ее эффективности и исключения дублирования технологий. В этой связи очень важной частью деятельности ЕОА является проект «Объединение и совместное использование».

Долгое время ЕОА не играло ключевой роли в ОПК Европейского союза, его активности были в большей степени направлены на точечные инициативы, связанные с развитием взаимодействия между ВС Европейского союза, и стимулирование разработки отдельных образцов ВВТ. Кроме того, роль ЕОА является более стратегической и направленной на среднесрочный и долгосрочный результат, поэтому естественно, что многие проекты еще не вступили в заключительную фазу реализации. Активная разработка крупных проектов в 2017 г. (CDP, CARD, PESCO, EDF и PADR), а также возможные негативные последствия кризиса, связанного с коронавирусом, дают возможность ЕОА занять более существенное место в системе обеспечения обороны и безопасности ЕС и продвижении общих интересов союза в сфере ОПК.

Проекты, которые реализуются как в рамках отдельных инициатив, так и в рамках крупных проектов должны в перспективе стать одним из драйверов развития ОПК, так как направлены на разработку и производство новейших систем, включая БПЛА, наземные беспилотные системы, унифицированные ударные вертолеты, БМП и танки. В реализации подобных проектов крайне важно участие государства в лице ЕОА, так как самостоятельно предприятиям ОПК их реали-зовывать затруднительно. Кроме того, ЕОА способствует кооперации между предприятиями ОПК и консолидации их научного и производственного потенциала, что также крайне важно для успешной работы над подобными глобальными проектами. Как отмечает С.В. Андрюшин, «Европейскому оборонному агентству за 10 лет своего существования удалось определить основные пробелы в ресурсном обеспечении Общей политики безопасности и обороны, сформулировать приоритетные направления политики в этой области, закрепленные в стратегических инициативах, и запустить ряд общеевропейских проектов» [1. С. 108].

Комплексный характер деятельности ЕОА, которая направлена на развитие ОПК, улучшение взаимодействия между ВС Европейского союза и создание единой системы обеспечения обороны и безопасности ЕС, дает основания полагать, что оно будет иметь важное значение в развитии интеграции ЕС в данной сфере.

Без унифицирования ВВТ крайне сложно обеспечить совместимость вооруженных сил и функционирование единой системы обеспечения обороны и безопасности, а в более глобальном масштабе и интеграции. Усилия и проекты ЕОА крайне важны для развития интеграции, но ее реализация, а значит и успех деятельности

ЕОА, в том числе и в сфере оборонной промышленности, будет напрямую зависеть от желания государств ЕС участвовать в совместных проектах, тем самым в определенной степени отказавшись от политики фокусировки на развитии собственного оборонно-промышленного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюшин С.В. Стратегический потенциал Европейского оборонного агентства // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. Вып. 1. С. 97-110.

2. Андрюшин С.В. Роль Европейского оборонного агентства в военной интеграции Европейского Союза // Вопросы безопасности. 2013. № 6.

С.31-44.

3. Журкин В. Европейская армия: поражения и победы. Общая политика безопасности и обороны Европейского Союза. М. : Междунар.

отношения, 2012. 190 с.

4. Fiott D. The European Commission and the European Defence Agency: A Case of Rivalry? // Journal of Common Market Studies. 2015. Vol. 53, is. 3.

P. 542-557.

5. Oikomonou I. Brothers in arms? The European arms industry and the making of the EDA. The European Defence Agency, 2015. 20 p.

6. All Activities // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/what-we-do/all-activities (accessed: 03.04.2021).

7. Annual Report 2009 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/annual-report-2009 (accessed:

03.04.2021).

8. Annual Report 2011 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/annual-report-2011 (accessed:

03.04.2021).

9. Annual Report 2013 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/annual-report-2013 (accessed:

03.04.2021).

10. Annual Report 2014 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/annual-report-2014 (accessed: 03.04.2021).

11. Annual Report 2015 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/annual-report-2015 (accessed: 03.04.2021).

12. Annual Report 2016 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/annual-report-2016 (accessed: 03.04.2021).

13. Annual Report 2017 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/test-annual-report-paula (accessed: 03.04.2021).

14. Annual Report 2018 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/annual-report-2018 (accessed: 03.04.2021).

15. Annual Report 2019 // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/annual-report-2019 (accessed: 03.04.2021).

16. Петров К.Е. «Гентская инициатива» и ее влияние на политику стран ЕС в области обороны и безопасности // Международная аналитика. 2017. № 4 (22). С. 28-37.

17. Helicopter Initiatives // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/what-we-do/all-activities/activities-search/helicopter-initiatives (accessed: 03.04.2021).

18. Main Page // PESCO. URL: https://pesco.europa.eu/ (accessed: 03.04.2021).

19. PESCO // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/what-we-do/EU-defence-initiatives/permanent-structured-cooperation-(PESCO) (accessed: 03.04.2021).

20. Armoured Infantry Fighting Vehicle / Amphibious Assault Vehicle / Light Armoured Vehicle (AIFV / AAV / LAV) // PESCO. URL: https://pesco.europa.eu/project/armoured-infantry-fighting-vehicle-amphibious-assault-vehicle-light-armoured-vehicle/ (accessed: 03.04.2021).

21. European Attack Helicopters TIGER Mark III // PESCO. URL: https://pesco.europa.eu/project/european-attack-helicopters-tiger-mark-iii/ (accessed: 03.04.2021).

22. European Patrol Corvette // PESCO. URL: https://pesco.europa.eu/project/european-patrol-corvette-epc/ (accessed: 03.04.2021).

23. The EU Capability Development Priorities // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/docs/default-source/eda-publications/eda-brochure-cdp (accessed: 03.04.2021).

24. EU Defence Initiatives // European Defence Agency. URL: https://eda.europa.eu/what-we-do/EU-defence-initiatives/ (accessed: 03.04.2021).

Kirill V. Seroshtanov, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). Email: seroshtanov.kirill@gmail.com EUROPEAN DEFENCE AGENCY AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN UNION DEFENCE INDUSTRY

Keywords: European Defence Agency; Common Defence and Security Policy; Defence Industry.

Procurement of modern and efficient weapons is one of the most important parts of any state defence and security policy that can be achieved by import of weapons or their production on the state territory. The European Union has one of the most advanced defence industries, therefore it is necessary to work on its development to maintain its positions. For this purposes government support for the defence industry is crucial.

Development of the defence industry has an important role in the European Union policy, therefore many related programs are implemented and the corresponding authorities are established. In this case the European Defence Agency (EDA) plays one of the major roles.

The EDA is an agency of the European Union that promotes and facilitates integration between member states within the EU's Common Security and Defence Policy. The EDA is headed by the High Representative, and reports to the Council. The EDA was established on 12 July 2004. During its activity the EDA has started and implemented a number of different programs and not all of them have become successful. The EDA initiatives are mainly focused on coordination between member states Armed Forces and also on development and production of advanced weapons to contribute to the European Union defence capabilities. For example the EDA launched the following programs: Pooling&Sharing, Air-to-air refueling, Remotely Piloted aircraft systems, Code of Conduct on Offsets, The European Union Contractor Support to Operations and etc.

The role of the agency become more important since 2017, when major programs including Capability Development Plan, Coordinated Annual Review on Defence, Permanent Structured Cooperation, European Defence Fund, Long Term Review were launched. All these

programs are focused on the development of the European Union defence industry and further integration of the European Union in the sphere of defence and security.

The author concludes that the efforts made by the EDA should contribute to the development of the European Union Defence industry in future. The comprehensive approach of the EDA that integrates activities in different spheres of defence and security of the European Union should facilitate the goals of further defence integration of the European Union. However the achievement of this goal that will also strengthen position of the European Union defence industry is highly dependent on the willingness of the member states to shift the focus from domestic defence industry to the integrated defence industry of the European Union.

REFERENCES

1. Andryushin, S.V. (2015) Strategic potential of the European Defense Agency. VestnikSPbGU. Ser. 6- Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 6.

1. pp. 97-110. (In Russian).

2. Andryushin, S.V. (2013) Rol' Evropeyskogo oboronnogo agentstva v voennoy integratsii Evropeyskogo Soyuza [The role of the European Defense

Agency in the military integration of the European Union]. Voprosy bezopasnosti. 6. pp. 31-44. DOI: 10.7256/2306-0417.2013.6.10681

3. Zhurkin, V. (2012) Evropeyskaya armiya: porazheniya i pobedy. Obshchaya politika bezopasnosti i oborony Evropeyskogo Soyuza [European army:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

defeats and victories. Common Security and Defense Policy of the European Union]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya.

4. Fiott, D. (2015) The European Commission and the European Defence Agency: A Case of Rivalry? Journal of Common Market Studies. 53(3).

pp. 542-557. DOI: 10.1111/jcms.12217

5. Oikomonou, I. (2015) Brothers in arms? The European arms industry and the making of the EDA. The European Defence Agency.

6. The European Defence Agency. (n.d.) All Activities. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/what-we-do/all-activities (Accessed: 3rd April

2021).

7. The European Defence Agency. (2009) Annual Report 2009. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/

annual-report-2009 (Accessed: 3rd April 2021).

8. The European Defence Agency. (2011) Annual Report 2011. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/

annual-report-2011 (Accessed: 3rd April 2021).

9. The European Defence Agency. (2013) Annual Report 2013. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/

annual-report-2013 (Accessed: 3rd April 2021).

10. The European Defence Agency. (2014) Annual Report 2014. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/ annual-report-2014 (Accessed: 3rd April 2021).

11. The European Defence Agency. (2015) Annual Report 2015. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/ annual-report-2015 (Accessed: 3rd April 2021).

12. The European Defence Agency. (2016) Annual Report 2016. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/ annual-report-2016 (Accessed: 3rd April 2021).

13. The European Defence Agency. (2017) Annual Report 2017. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/ test-annual-report-paula (Accessed: 3rd April 2021).

14. The European Defence Agency. (2018) Annual Report 2018. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/ annual-report-2018 (Accessed: 3rd April 2021).

15. The European Defence Agency. (2019) Annual Report 2019. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/publications-and-data/all-publications/ annual-report-2019 (Accessed: 3rd April 2021).

16. Petrov, K.E. (2017) "Ghent Initiative" and Its Influence on Defense and Security Policy of the EU Countries. Mezhdunarodnaya analitika - Journal of International Analytics. 4(22). pp. 28-37. (In Russian). DOI: 10.46272/2587-8476-2017-0-4-28-36

17. The European Defence Agency. (n.d.) Helicopter Initiatives. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/what-we-do/all-activities/activities-search/helicopter-initiatives (Accessed: 3rd April 2021).

18. PESCO. Main Page. [Online] Available from: https://pesco.europa.eu/ (Accessed: 3rd April 2021).

19. PESCO. (n.d.) The European Defence Agency. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/what-we-do/EU-defence-initiatives/permanent-structured-cooperation-(PESCO) (Accessed: 3rd April 2021).

20. PESCO. (n.d.) Armoured Infantry Fighting Vehicle / Amphibious Assault Vehicle /Light Armoured Vehicle (AIFV/ AAV/LAV). [Online] Available from: https://pesco.europa.eu/project/armoured-infantry-fighting-vehicle-amphibious-assault-vehicle-light-armoured-vehicle/ (Accessed: 3rd April 2021).

21. PESCO. (n.d.) European Attack Helicopters TIGER Mark III. [Online] Available from: https://pesco.europa.eu/project/european-attack-helicopters-tiger-mark-iii/ (Accessed: 3rd April 2021).

22. PESCO. (n.d.) European Patrol Corvette. [Online] Available from: https://pesco.europa.eu/project/european-patrol-corvette-epc/ (Accessed: 3rd April 2021).

23. The European Defence Agency. (n.d.) The EU Capability Development Priorities. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/docs/default-source/eda-publications/eda-brochure-cdp (Accessed: 3rd April 2021).

24. The European Defence Agency. (n.d.) EU Defence Initiatives. [Online] Available from: https://eda.europa.eu/what-we-do/EU-defence-initiatives/ (Accessed: 3rd April 2021).

\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.