Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (обзор)'

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Л.М. Лифлянд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (обзор)»

честве 660—3712 мкг/кг, что также соответствует ранее полученным данным [1, 3].

Анализ содержания БП в вяжущих, получаемых традиционным смешением (дегтебитумы) и по новой технологии, показал, что при физическом смешении смол с нефтяным битумом содержание БП в полученных дегтебитумах ¿480 000—1960 000 мкг/кг) определяется его количеством в смолах.

В ряде случаев содержание БП в дорожных покрытиях, полученных окислением с добавками каменноугольных смол, так же как и в физических смесях, зависит от его количества в смолах (410 000—620 000 мкг/кг). Однако в большинстве случаев количество БП в этих материалах в 10 раз ниже, чем в физических смесях (4400—5400 мкг/кг). Количество БП в дорожных покрытиях, полученных окислением с добавкой каменноугольного мазута, не превышает его содержание в нефтяных битумах (1600 мкг/кг).

Токсичность вяжущих, получаемых по новой технологии, оценивали по содержанию бензола, ^толуола, ксилола и этилового эфира, выделяющихся в процессе окисления. Анализы проводились путем отбора проб газов в процессе окисления битумов без добавки и по новой технологии. С целью максимального сближения времени отбора проб при определении содержания указанных продуктов в газах окисления использована параллельная работа трех газоанализаторов УГ-2.

Оценивая результаты, следует иметь в виду, что при окислении по новой технологии продолжительность процесса сокращается примерно иа 40%- Поэтому заданная вязкость достигается к 100—120-й минуте вместо 160-й при окислении нефтяного сырья обычным способом.

Полученные данные свидетельствуют, что при Окислении сырья с добавкой смолы содержание исследуемых веществ в газах снижается более

интенсивно, чем при окислении без смолы. На заключительной стадии процессов битумы, окисленные как обычным способом, так и с добавкой смолы, выделяют практически идентичное количество бензола, толуола, ксилола и этилового эфира.

Исходя из этого, видимо, можно считать, что содержание и других летучих токсичных веществ в битумах, приготавливаемых как по но-новой технологии, так и обычным окислением, будет одинаковым. Основой для такого утверждения служит высокая температура окисления (около 200 °С), сочетающаяся с продувкой воздухом. В этих условиях основная масса токсичных ароматических углеводородов будет либо отогнана, либо связана в составе нелетучих продуктов.

Таким образом, полученные результаты позволяют считать технологию окисления битумов с добавками смол перспективной. Однако отсутствие в ряде случаев снижения содержания БП требует проведения дальнейших исследований по выяснению причин неидентичных результатов, полученных при использовании различных проб нефтяного сырья и смол.

Литература

1. Методические указания по определению канцерогенных полициклических ароматических углеводородов в нефтепродуктах н продуктах сгорания органического топлива.— М„ 1977. —С. 21—35.

2. Мчнеев Т. И., Фарберов Е. Я., Лавру хин В. П. // Автомобильные дороги.— 1984. — № 3. — С. 12—13.

3. Серковскап Г. С., Коренькова К. М. // Канцерогенные вещества в окружающей среде. — М.. 1979. — С. 96—99.

4. Серковская Г. С., Сафонова Г. И. //Там же. — С. 90— 96.

5. Фарберов Е. Я-, Лаврухин В. П. // Нефтепереработка и нефтехимия. — 1984. — № 3. — С. 6—9.'

6. Фарберов Е. Я-, Лаврухин В. П., Алексеева Л. Е.. Романова И. Ф. // Строительство и архитектура. — 1986.— №4, —С. 99—103.

Поступила 16.06.88

За рубежом

© Л. М. ЛИФЛЯНД. 1990 УДК 614.7:5021:1338:00(4)

Л. М. Лифлянд ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (обзор)

ЦОЛИУВ, Москва

В июне 1988 г. была подписана Декларация об установлении официальных отношений между двумя крупнейшими экономическими организациями — СЭВ и ЕЭСИзвестно, что в ЕЭС

0 ' ЕЭС—Европейское экономическое сообщество, куда входит Бельгия, Греция, Великобритания, Дання, Ирландия, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ.

поддерживается идея сотрудничества со странами — членами СЭВ в области охраны окружающей среды, в пользу которого высказались министры окружающей среды стран — членов Сообщества на совещании в октябре 1987 г. [19]. В настоящее время продолжаются контакты для выяснения перспективы развития

дальнейших связей. Представляется полезным ознакомиться с основными направлениями природоохранной деятельности ЕЭС.

Охраной окружающей среды ЕЭС занимается последние 15 лет, приняв за этот период 4 программы. Из них две первые (1973—1977 и 1978—1981 гг.) были ориентированы на осуществление отдельных мероприятий, направленных в основном на предотвращение ущерба природе в результате деятельности человека. В формирование последних двух программ (1982—1986 и 1987—1993 гг.) был положен новый подход к природоохранной деятельности, основанный на признании за сохранением окружающей среды в дальнейшем экономическом и социальном развитии приоритета, который имеет 4 основополагающих принципа: предупреждение ущерба окружающей среде; очистка загрязнения в источнике; финансовые расходы за счет виновника загрязнения; интеграция задач по защите окружающей среды с другими мероприятиями ЕЭС.

Как отмечалось, интеграция является центральным направлением природоохранной политики ЕЭС и предусматривает объединение задач по охране окрух<ающей среды с мероприятиями в области промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, туризма и т. п.

В четвертой программе просматривается направленность защиты окружающей среды от загрязнения отдельными веществами. В результате анализа всех эмиссий веществ в окружающую среду, переноса и распределения их в атмосферном воздухе, воде и почве приоритет получали тяжелые металлы и асбест [8].

Кадмий. В странах ЕЭС по этому металлу действует более 18 законов, которые не увязаны между собой. В 1987 г. была начата разработка комплексного проекта, в задачу которого входила интеграция мероприятий по контролю за поступлением кадмия во все среды. В течение 2 лет предполагается осуществить: мониторинг атмосферных выбросов кадмия и установление массовых балансов для промышленных объектов; введение норм выбросов для промышленных производств, сжигания отходов и жидкого топлива; мониторинг уровней кадмия в почве, и если это необходимо, установление показателей качества почвы; поощрение использования заменителей кадмия в стабилизаторах и пигментах; стимулирование повторного использования продукции, содержащей кадмий, например батарей; запрещение использования кадмия в изделиях, с которыми человек имеет продолжительный контакт, например пищевых контейнерах; запрещение по возможности применения кадмия в пигментах; установление пределов со-держния кадмия в удобрениях; содействие странам-производителям, экспортирующим фосфаты в ЕЭС (Того, Сенегал), в сокращении уровней

кадмия в фосфатном камне, кислоте и удобрениях [15].

Свинец. Среди мероприятий, направленных на сокращение выбросов свинца в окружающую среду, наибольшее значение имеет ограничение и постепенное запрещение добавок тетраэтил-свинца к бензину. Более подробно этот вопрос освещен в другом обзоре [1]. Согласно принятой директиве, к октябрю 1989 г. все страны — члены ЕЭС должны изъять из обращения на национальных рынках этиллированный бензин. После указанного срока на территориях стран — членов Сообщества допускается применение только бессвинцового бензина [11].

Кроме того, директивой ЕЭС было предписано снизить с 0,5 до 0,25 % (по массе) содержание свинца в лаках и красках достичь этого уровня к 1 сентября 1987 г. [11].

После пятилетних переговоров принята директива по контролю за использованием в сельском хозяйстве ила из очистных сооружений, которая предусматривает установление уровней концентраций тяжелых металлов (свинец, кад-^ мий, медь, никель, цинк, ртуть) в почве и иле и допустимые нормы внесения этих металлов в почву [9]. Определены также сроки использования ила в разных типах почвы. Ил и почва, в которую он вносится, должны анализироваться с помощью справочных методов отбора проб и анализа, описанных в приложении к директиве. Предполагается в течение года установить допустимые уровни и для хрома. Директива должна войти в силу с 17 июня 1989 г., а с 1991 г. все страны — члены ЕЭС должны будут представлять Совету ЕЭС отчеты по ее выполнению за каждые четыре года.

Асбест. В марте 1987 г. была принята директива ЕЭС, в которой предпринята попытка контролировать загрязнение воздуха, воды * почвы выбросами из всех основных источников, перечисленных в приложении к директиве. Главная задача, поставленная перед членами Сообщества,— сокращать или предупреждать эмиссии асбеста в атмосферный воздух, воду, поступление со сточными водами, насколько это практически возможно, путем использования оптимальной технологии, очистки выбросов, оборотного цикла. Директива распространяется на 6 типов асбестового волокна: кроцидолит (голубой асбест), актинолит, антофилит, кризолит (белый асбест), амозит (коричневый асбест) и треболит. Выброс в атмосферу не должен превышать 0,1 мг/м3. Исключением являются промышленные объекты с общим выбросом газов менее 5000 м3/ч при условии, что выброс асбеста составляет не более 0,5 г/ч. Жидкие отходы производства асбестового цемента, бумаги и картона подлежат включению в оборотные циклы.* В отдельных случаях, где это экономически невозможно, в производстве цемента установлена

норма — 30 г общего взвешенного вещества на 1 м3 стоков, введена также норма на общее количество выбрасываемого взвешенного вещества на 1 т продукта. Работа с изделиями из асбеста, разборка зданий или конструкций, содержащих асбест, не должны быть причиной загрязнения окружающей среды асбестовым волокном или пылью. При транспортировке или Захоронении отходов в почву должно быть исключено загрязнение асбестовыми волокнами окружающей среды за счет пыли или жидкости, содержащих асбест. При захоронении отходов необходимы их соответствующая обработка, упаковка, не допускающая высвобождение асбеста. За выбросами асбеста в атмосферный воздух и воду надлежит вести постоянный контроль с периодичностью и по методам, указанным в приложении к директиве. Последняя распространяется на новые объекты с 1 января 1989 г., а на объекты, построенные до этого срока,— с июля 1991 г. [8].

Кроме мероприятий по сокращению поступления в окружающую среду приоритетных веществ, по-прежнему в центре внимания природоохранной политики ЕЭС остается двуокись серы, по которой выполняется Хельсинский Протокол о 30% сокращении выбросов к 1993 г. в сравнении с уровнем 1980 г. В связи с этим придается значение улучшению качества жидкого топлива. В странах — членах Сообщества допускается применение дизельного топлива и легкого нефтяного топлива (для кухонных плит, бытового отопления) двух категорий, в которых содержание серы составляет 0,3 и 0,5 % (по массе). С 1 января 1989 г. директивой ЕЭС устанавливается содержание серы для обоих категорий топлива 0,3% [8]. В тех районах, где не удалось достигнуть показателей качества воз-луха и окружающей среде нанесен ущерб в результате выбросов сернистого газа, страны — члены ЕЭС могут устанавливать содержание серы на уровне 0,2%. Для сравнения следует указать что в СССР содержание серы в жидком топливе допускается на уровне 0,5—2 % [2].

В настоящее время между членами Сообщества ведутся переговоры о мероприятиях по сокращению концентраций двуокиси серы, окислов азота и взвешенных веществ в выбросах как новых, так и действующих крупных сжигающих топливо объектов. В этой области уже имеется опыт ФРГ, где с 1983 г. действуют «Правила для эксплуатирующихся крупных сжигающих объектов», которые распространяются на источники мощностью свыше 50 МШ и которые предусматривают стандарты на выбросы сернистого газа и окислов азота [20]. При мощности объекта свыше 300 М\У максимальный выброс •сернистого газа не более 400 мг/м3, двуокиси азота менее 800 мг/м3. При этом для сернистого газа должна достигаться очистка на 85%,

для двуокиси азота введен динамичный стандарт в зависимости от вида сжигаемого топлива: для угля 200 мг/м3, для жидкого топлива 150 мг/м3, для газа 100 мг/м3. Норма выброса взвешенных веществ при сжигании угля 0,05 мг/м3 [5]. Для старых объектов определены сроки достижения стандартов по двуокиси серы. В случае невозможности их удовлетворения эти объекты подлежат закрытию [20]. Согласно оценке Агентства по окружающей среде ФРГ, меры, предпринятые в стране в отношении крупных источников загрязнения почти во всех отраслях промышленности, позволят к 1993 г. сократить годовой выброс сернистого газа в сравнении с уровнем 1980 г. на 50%, а двуокиси азота относительно уровня 1986 г. на 70 % [20]. В настоящее время в ФРГ обсуждается программа мероприятий, включающая пересмотр стандартов на выбросы объектов мощностью до 50 М\У всех отраслей промышленности.

Большой интерес вызывают мероприятия стран — членов ЕЭС по снижению токсичности автомобильных выбросов. В 1985 г. ФРГ была предложена поправка к правилам ЕЭК-15, реализация которой, по мнению специалистов, позволит снизить в отработанных газах (ОГ) автомобилей с бензиновыми двигателями окиси углерода на 75 % и суммы углеводородоз и окислов азота более чем на 50% [7]. Новые нормы будут введены в странах ЕЭС с 1 октября 1992 г. В связи с ужесточением требований по токсичности ОГ в странах — членах ЕЭС осуществляется массовое применение на автомобилях нейтрализаторов, которые рассматриваются как одно из эффективных средств снижения токсичности выбросов автомобилей. Для этого, как уже было сказано, вводится использование бессвинцового бензина. Установлены стандарты, ограничивающие шум транспортных средств. Нормируются также ОГ автомобилей с дизельными двигателями. Ожидают, что введенный с 1 января 1988 г. новый стандарт позволит снизить в ОГ автомобилей с дизельными двигателями уровни окиси углерода и окислов азота на 20%, а углеводородов на 30% [8]. Как было указано Советом ЕЭС, в связи с технической невозможностью измерить концентрации взвешенных веществ, их ограничение в ОГ автомобилей с дизельными двигателями не предлагалось [8]. Однако в нашей стране, как известно, нормирование ОГ автомобилей с дизельными двигателями осуществляется по дымности.

Под контроль Сообщества поставлено удаление отходов. Последняя директива ЕЭС касается удаления отработанной нефти. Основная задача состоит в том, чтобы сбор и удаление отработанной нефти не причиняли ущерб человеку и окружающей среде. При наличии технических, экономических и организационных воз-

можностей приоритет следует отдавать регенерации нефти. Сжигание отработанной нефти, которая не может быть регенерирована, должно осуществляться в экологически приемлемых условиях. Отработанная нефть, не подвергнутая регенерации или сжиганию, должна быть разложена или захоронена при соблюдении контроля. Страны — члены ЕЭС обязаны запретить: сброс отработанной нефти в любые водоемы или дренажные системы; любой сброс отработанной нефти, причиняющий вред почве; любой бесконтрольный сброс остатков обработки; любую обработку отработанной нефти, вызывающую загрязнение атмосферного воздуха, превышающее предписанные уровни.

В случае невозможности выполнить эти указания, стране — члену ЕЭС предписано иметь одно или несколько предприятий, занимающихся сбором или удалением отработанной нефти в определенных зонах. При сжигании отработанной нефти должны соблюдаться следующие меры: для предприятий мощностью свыше ЗМ'\У выбросы тяжелых металлов, хлора и фтора должны соответствовать нормам, установленным директивами; сернистый газ и дым нормируются национальными стандартами; выбросы предприятий мощностью до 3 ММ' должны подвергаться соответствующему контролю. Допустимые уровни полихлорированных бифенилов и трнфенилов (ПХБ/ПХТ) в регенерированной нефти снижены со 100 до 50 частей на 1 млн [8, 11]. Согласно этой директиве, каждые 3 года страны-члены обязаны представлять отчеты об удалении отработанной нефти [11].

В рамках ЕЭС действуют правила трансграничных перевозок опасных отходов, экспорта и импорта в ЕЭС ряда химических веществ, список которых пополняется и в настоящее время включает 28 веществ [17].

Одним из важнейших аспектов деятельности ЕЭС является поиск новых технологий, позволяющих сокращать или избегать нежелательных выбросов в окружающую среду. Этой проблеме была посвящена 2-я Европейская конференция «Технология окружающей среды», проходившая в Нидерландах в июне 1987 г. и собравшая 159 участников из Австрии, Бельгии, Дании, Великобритании, Италии, Канады, Финляндии, Франции, Швеции, ФРГ, США, Индии, Турции, Танзании, ПНР и НРБ [18].

Большое значение придается в ЕЭС обмену информацией по проблемам окружающей среды (информационные выпуски, периодические издания). Страны-члены обмениваются информацией о качестве поверхностных вод, состоянии лесов; действует система оповещения и принятия мер при загрязнении морей нефтью и авариях с химическими веществами. Начиная с 1987 г. запланирована публикация национальных отчетов о состоянии окружающей среды за 3 года. Продолжается работа по совершенство-

1

ванию и унифицированию тестов для оценки потенциальной опасности химических веществ для человека и окружающей среды.

К июлю 1988 г. страны-члены должны были осуществить необходимые меры для выполнения директивы по экологической экспертизе. Согласно этой директиве, новые проекты надлежит оценивать в свете их возможного воздейстф вия на окружающую среду. Директива предусматривает, что оценке должны быть подвергнуты все общественные и частные проекты в соответствии с установленными категориями. Первая категория требует обязательной экспертизы, вторая — при необходимости. Критерии для ц определения категории проектов должны быть разработаны странами индивидуально [12, 13]. \

История природоохранной деятельности ЕЭС показывает, что страны-члены неоднозначно относятся к предлагаемым мерам, и это в значительной степени отражает состояние проблемы в стране, уровень научно-технического прогресса, а также внутренние экономические, политические и социальные процессы. Так, ФРГ, где с середины 70-х годов в области охраны окружающей среды произошел поворот в сторону признания ее приоритета в экономическом развитии, а ухудшение качества окружающей среды стало предметом жарких политических дискуссий, выступает с крупными инициативами по автотранспорту, стационарным источникам, экологической экспертизе и др. Нидерланды, «страдающие» в основном от трансграничных переносов загрязнений, активно поддерживают предлагаемые меры. С 1985 г. здесь, как и в ФРГ, стали применять бессвинцовый бензин, в то время как все Сообщество осуществит переход на это топливо только в 1989 г. В отношении проекта по кадмию ФРГ и Нидерланды уже выступили с заявлениями о готовности сократить^ его содержание в удобрениях, однако на этот раз прогрессивнее оказалась Дания, которая в настоящее время обсуждает законопроект о норме содержания кадмия в удобрениях на уровне 50 частей на 1 млн, что равносильно его запрету [16].

Подводя итоги третьей программы по окружающей среде, Совет ЕЭС отметил, что эффективность осуществляемых мер могла быть значительно выше при условии выполнения принятых директив всеми членами Сообщества, однако отдельные страны допускали неоднократные нарушения [14]. В связи с этим предусмотрена очень важная мера, наделяющая Совет ЕЭС правом давления на членов Сообщества,— принят Единый европейский закон по окружающей среде (The Single European Act), который вошел в силу с июля 1987 г. Как было заявлено, Единый европейский закон, цель которого pc-g шение природоохранных задач ЕЭС на единой™ основе без учета национальных стандартов, рассматривается как ключевой компонент полити-

ки Сообщества в этой области [10]. Следует отметить, что принятие Единого закона стало возможным в результате проводимой политики интеграции ЕЭС, создающей для этого предпосылки, такие как, например, разработка единых стандартов ЕЭС на качество атмосферного воздуха, которые распространяются на сернистый Щз изолированно и при совместном присутствии со взвешенными веществами, двуокись азота и свинец [6, 11].

В настоящем обзоре рассмотрены лишь основные направления природоохранной деятельности ЕЭС, однако эта далеко не исчерпывающая информация дает возможность представить круг задач и их масштабы.

В заключение хотелось бы отметить, что политика международного сотрудничества СССР и СЭВ подвергается справедливой критике в связи с отсутствием единой концепции ее проведения, ведомственной разобщенностью и отсутствием экономического обоснования позиций [3, 4]. Можно надеяться, что развитие контактов ^СЭВ с ЕЭС послужит импульсом к поиску но-^ых подходов к объединению международных усилий для решения глобальных задач по оздоровлению окружающей среды.

Литература

1. Буштуева К. А., Лифлянд Л. М. // Гиг. и сан.— 1988. —№ 12.-С. 55—59.

2. Папок К■ К-. Рагозин Н. А. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям.— 4-е изд. — М„ 1975.

3. Перелет Р. И. // Международная жизнь. — 1988. — № 10, —С. 92—101.

4. Природа нуждается в глобальной защите // Круглый стол. Экономическое сотрудничество стран — членов СЭВ. — 1988. — № 8. — С. 50—54.

5. Aerosols / Eds. S. D. Lee et al. —Chelsea, Mich., 1986.— P. 1093—1101.

6. Air Pollution / Ed. A. C. Stern. — New York, 1986. — Vol. 8, —P. 118.

7. Berg W. //SAE Techn. Pap. Ser. — 1985. — N 850384 — P. 17—38.

8. European Community Environmental Law: Progress in 1986 // Europ. Environ. Rev. — 1987. — Vol. I, N 3. — P. 8—11.

9. European Communitv Environmental Law: Progress in 1986//Ibid. —N 4, —P. 21.

10. Frank M. Ц Recht, int. Wint. — 1987. — Bd 33, N 12,— S. 935—943.

11. Haigh iV., Krornarek P., Hewell /.//Europ. Environ. Rev.—1988.— Vol. 2, N 2. — P. 20—28.

12. Herzog M. ¡I VGB Kraftwerkstechn. — 1987.— Bd 67, N 10. —S. 966—969.

13 .Lee N.. Wood С.Ц Europ. Environ. Rev.—1988. — Vol. 2, N 2. — P. 12—16.

14. Looking Ahead//Ibid. — 1986. — Vol. I, N I. —

p 33_34

15. News in' Brief // Ibid. — 1987, —Vol. I, N 3. — P. 27—27.

16. News in Brief //Ibid.— 1987. — Vol. 1, N 5. — P. 31—31.

17. Official J. of the European Communities. — 1986. — N L 181, —P. 13—27.

18. Second European Conference on Environmental Technology//Environ. Conservation. — 1987. — Vol. 14, N 3. — P. 280—280.

19 .Topler К. I/ Europ. Environ. Rev. — 1987. — Vol. 1, N 5.— P. 25—27.

20. Weidner //.//Environ. Protect. Eng. — 1986. — Vol. 12, N 1, —P. 29—104.

Поступила 27.12.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1090 УДК 614.7:621.039(497.2)

В. Ф. Маркелова, Г. Дичее, Н. Тодоров

^ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ОБЪЕКТОВ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ АЭС «КОЗЛОДУЙ»

Сотрудничество стран — членов СЭВ способствует формированию и успешной реализации национальных программ развития атомной энергетики, основанных на сооружении атомных электростанций с реакторами ВВЭР-440 и ВВЭР-1000, проекты которых разработаны в СССР. В ближайший период развития энергетики роль ядерной энергетики в странах — членах СЭВ к 2000 г. значительно возрастет [5].

В НРБ сооружен Козлодуйский атомно-энер-гетический комплекс, состоящий из двух одноименных АЭС, каждая из которых оснащена двумя реакторами ВВЭР-440 и АЭС-Ш с реактором ВВЭР-1000.

р В соответствии с программой совместных работ между Институтом биофизики Минздрава СССР и АЭС «Козлодуй» с 1982 г. проводятся систематические определения объемной актив-

ности радионуклидов в объектах окружающей среды — в порядке решения одной из основных задач радиоэкологического мониторинга в регионе АЭС [1]. Накопленные экспериментальные данные позволяют оценить радиационную обстановку в районе размещения АЭС «Козлодуй» в связи со сбросами и выбросами радиоактивности при эксплуатации станции.

Исследование радионуклидного состава основных объектов окружающей среды проводили радиохимическими и гамма-спектрометрическими методами [6] с использованием полупроводниковых спектрометров, оснащенных германиево-литиевыми детекторами, в точках отбора, представленным на схеме и в таблицах.

Активность трития в пробах внешней среды измеряли посредством жидкостной сцинтилля-ционной техники как наиболее простой и обес-

3 Гигиена и санитарии X? 3

— 65 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.