Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

За рубежом

© к. А. БУШТУЕВЛ, Л. М. ЛИФЛЯНД. 1989 УДК 614.71-07

К■ А. Буштуева, Л. М. Лифлянд

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ

ЦОЛИУВ, Москва

Катастрофические ситуации, унесшие десятки и тысячи жизней и связанные с токсическими туманами, вызвали развитие научных исследований по изучению характера реакций организма человека на действие атмосферных загрязнений. К середине 50-х годов сложилось общее убежде-£ ние, что загрязнение атмосферного воздуха сов-' ременных городов достигло критических уровней. В законодательствах промышленно развитых стран имелись к тому времени юридические акты, прямо или косвенно направленные на защиту атмосферы от загрязнения, в частности дымом. Однако большинство существовавших законов устарело и перестало отвечать изменившимся требованиям. В 1958 г. Комитет экспертов ВОЗ квалифицировал загрязнние атмосферного воздуха как ситуацию, при которой воздух содержит вещества в концентрациях, вредных для здоровья человека или окружающей его среды, и рекомендовал странам — членам ВОЗ принять по данному вопросу специальное законодательст-во [3].

Щ В настоящее время в большинстве развитых стран разработаны и действуют законодательства, включающие и установление стандартов атмосферных загрязнений. В предлагаемом обзоре не затрагиваются вопросы нормирования выбросов автотранспорта, поскольку они уже рассматривались на страницах журнала [1].

В США до 1955 г. не было федерального (государственного) закона о загрязнении воздуха, но существовало положение, согласно которому законы в этой области принимались по усмотрению администрации города, округа или штата с позиции предотвращения раздражающего действия дыма на население. Первый муниципальный , закон о борьбе- с дымом был введен в Чикаго и ф Цинциннати в 1881 г., а первое штатное законодательство по борьбе с загрязнением воздуха было принято в штате Орегон в 1955 г. В том же году Сенат США утвердил первый Федеральный закон о контроле за загрязнением воздуха со сроком действия 5 лет. Изучение проблем, связанных с последствиями загрязнения атмосферного воздуха, было возложено в основном на санитарных инженеров. Медицинские аспекты не

были разработаны. В 1958 г. было внесено предложение опубликовать стандарты на содержание в воздухе углеводородов, однако из-за невозможности определить, какую концентрацию углеводородов следует считать безопасной, оно было отклонено министерством здоровья, образования и благосостояния США. Федеральный закон 1955 г. трижды продлевался до 1962 г. В 1959 г. в Калифорнии впервые были установлены стандарты качества атмосферного воздуха для 7 веществ, включая оксиданты, озон, фотохимические аэрозоли, сернистый газ, окись углерода, взвешенные вещества, перекись азота. Стандарты включали показатели, соответствующие трем уровням воздействия (неблагоприятный, серьезный и критический), с указанием проявляющегося влияния на здоровье и растительность [2]. Орегон был вторым штатом, установившим стандарты, но только на осажденную пыль и взвешенные вещества.

Принятый в 1963 г. новый Закон о чистом воздухе положил начало развитию современного законодательства США по борьбе с загрязнением воздуха. Предусматривалось принятие программ, направленных на борьбу с загрязнением воздуха в штатах, дебаты для выработки решений по снижению загрязненности воздуха на межплатном уровне, а также представление периодических отчетов в Конгресс США о влиянии автотранспорта на загрязнение воздуха. Однако, как отмечалось, эти меры не вызвали законодательной активности, поэтому по новому закону 1967 г. предлагалось разделение страны на территории с учетом климатических, метеорологических и топографических условий, влияющих на процессы взаимодействия и диффузии атмосферных загрязнений, в которых надлежало устанавливать стандарты качества воздуха. В случае необходимости эти территории могли быть пересмотрены. Предусматривалась публикация в Федеральном регистре США документов по критериям качества воздуха, которые должны отражать последнюю научную информацию о влиянии отдельных загрязняющих веществ, присутствующих в атмосферном воздухе в тех или иных концентрациях, на здоровье и бытовые условия жизни че-

Таблица 1

Действующие национальные стандарты качества атмосферного воздуха США [4, 18)

Вещество Время Стандарты, мг/м1 первичным вторичный

Окислы серы (БОг) 3 ч 1,3* 1,3*

1 год* 0,08 0,08

Окись углерода 2 ч 40 40

8 ч 10 10

Двуокись азота 1 год 0,1 0,1

Свинец 3 мес 0,0015 0,0015

Озон 1 ч 0,235

Взвешенные вещест-

ва:

до 10 мкм 24 ч 0,15*

1 год 0,05

общие 1 год 0,09

Примечание. Звездочка — превышение не более 1 раза в году.

ловека. Одновременно в Федеральном регистре предполагалось публиковать информацию о технологии, стоимости борьбы с выбросами, а также альтернативных видах топлива, методах, производственных процессах, способствующих со-

Таблица 2

Действующие стандарты качества атмосферного воздуха ФРГ [12]

Стандарты

Вещество здоровье объекты среды

1 2 3 л

Взвешенные вещества, мг/м3 0,15 0,3

Свинец, неорганические соеди-

нения вч взвешенных веще-

ствах (РЬ), мкг/м3 2,0

Кадмий, неорганические соеди-

нения во взвешенных веще-

ствах (С<1), мкг/м3 0,04

Хлор мг/м3 0,1 0,3

Соляная кислота (С1), мг/м3 0,1 0,2

СО, мг/м3 Ю 30

БО,, мг/м3 ЫОа, мг/м3 0,14 0,4

0,08 0,3

Осажденная пыль (неопасная),

г/м2 в день 0,35 0,65

Свинец неорганический в осаж-

денной пыли (РЬ), мг/м2 в

день 0,25 —

Кадмий неорганический, его

соединения в осажденной

пыли (С<1), мкг/м2 в день 5 '—

Таллий неорганический, его

соединения в осажденной

пыли (Т1), мкг/м2 в день 10 —

Фтористый водород, неоргани-

ческие газообразные соеди- 1

нения (И), мкг/м3 3

Примечание. 1 — среднее арифметическое из всех 30-минутных проб за год, 2—95 % вероятность из всех показателей за 30 мин б год, 3 — среднее арифметическое за год, 4—в отдельных пробах.

кращению нежелательных выбросов в атмосферу [5]. В 1967 г. в разных штатах США были приняты стандарты качества воздуха по 16 веществам: оксидантам (озон), взвешенным веществам, окиси углерода, окислам азота, углеводородам, сероводороду, фторидам, бериллию, серной кислоте, сульфатам, свинцу, окиси кальция, асбесту, тяжелым металлам, этилену, осажденной пыли [17]. Однако в связи с тем, что не все штаты вводили стандарты, новая редакция закона, выполненная в 1970 г., в период острейших общественных и политических дискуссий об ухудшении качества воздуха и воды, предусматривала установление национальных стандартов качества воздуха, обязательных для всех штатов, по 6 веществам: окислам серы, взвешенным веществам, окиси углерода, оксидантам, углеводородам, двуокиси азота. Штаты могли вводить собственные стандарты качества воздуха, но штатные стандарты по указанным веществам не должны быть выше национальных. Как указывается в законе, национальные стандарты качества воздуха включают первичные и вторичные стандарты. Первичные стандарты установлены на основе критериев охраны здоровья населения, вторичные — на основе критериев, предполагающих защиту бытовых условий жизни человека от любых известных воздействий, связанных с присутствием атмосферных загрязнений [11]. В последней редакции закона (1977 г.) указывается на возможность пересмотра национальных стандартов качества воздуха. Так, в 1978 г. в национальные стандарты был включен свинец, в 1979 г. вместо фотохимических оксидантов введен озон, в 1983 г. были исключены углеводороды. Последние изменения касаются взвешенных веществ, для которых в 1987 г. был утвержден новый стандарт [8, 9, 16]. Действующие в США национальные стандарты качества воздуха представлены в табл. 1. После введения национальных стандартов качества воздуха агентство США по охране окружающей среды обязало администрацию штатов разработать и представить для утверждения планы мероприятий по обеспечению, которые сыграли положительную роль в снижении уровней загрязненности атмосферного воздуха страны. Следует отметить, что мероприятия, проводимые агентством для достижения стандартов качества, встречают сопротивление со стороны промышленности, а иногда решения агентства оспариваются в судебном порядке. Так, в 1977 г. были внесены в закон правила по предотвращению ухудшения качества воздуха, однако под давлением промышленных компаний в 1980 г. агентство вынуждено было внести в них изменения [4]. По расчетам агентства, стандарты качества воздуха в стране должны были быть достигнуты в 1982 г., за исключением окиси углерода и озона. Для последних принята отсрочка до 31 декабря 1987 г. [14]. В результате комплекса мер по снижению уровней загрязненности атмосферного

воздухав США, по данным агентства, за период 1973—1982 гг. общий выброс сернистого газа снизился с 28,7 до 21 млн т (на 26 %). Выбросы окислов азота уменьшились с пиковых показателей в 1978 г., равных 21,2 млн т, до 20 млн т/год в 1985 г. (на 5,7%) [14]. С 1975 по 1983 г. общий выброс взвешенных веществ сократился с 10,3 до 6,9 млн т/год (на 33 %), летучих органических соединений — с 21 до 19,9 млн т/год (на 5,2%), свинца — с 147 до 46,9 млн т/год (на 68%) [10]. В настоящее время Конгресс США работает над новой редакцией закона об атмосферном воздухе. Одной из причин, вызвавших его пересмотр, служит то, что в январе 1988 г. истек срок достижения национальных стандартов качества воздуха для озона и окиси углерода, однако во многих регионах страны они не достигнуты [7, 16].

В ФРГ в настоящее время права и обязанности по охране окружающей среды изложены в конституции страны. Современному законодательству предшествовали два документа: Закон о коммерции и Промышленности, принятый в 1869 г., и Технические директивы для воздуха (1895 г.). Оба документа, действовавшие длительное время, были трансформированы в Закон о контроле за загрязнением воздуха (1959 г.) и Технические инструкции для контроля за загрязнением воздуха (1964 г.). До 70-х годов охрана атмосферного воздуха в ФРГ осуществлялась как приложение к индустриальной политике. Начало нового подхода к охране окружающей среды было положено принятием в 1974 г. Закона о контроле качества воздуха. Этот закон, помимо атмосферного воздуха, распространяется на другие факторы: шум, вибрацию и др. Закон и усовершенствованные Технические инструкции являются основой современного законодательства ФРГ по защите атмосферы. Основная цель закона — защита человека и окружающей среды от неблагоприятных воздействий загрязнения. Для этого в ФРГ законодательным путем установлены стандарты качества атмосферного воздуха, стандарты на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, требования к высоте промышленных труб, оборудованию, декларации и инвентаризации выбросов; контролю за концентрацией веществ в атмосферном воздухе. Основанием для введения стандартов являются критерии качества воздуха, при разработке которых принимается во внимание предотвращение опасных воздействий загрязнения на здоровье человека, раздражающего действия (запах), неблагоприятного действия на животных, растительность и другие объекты среды. Стандарты устанавливаются Федеральным министерством окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности, которому подчиняется Федеральное агентство ФРГ по окружающей среде, учрежденное в 1974 г. Последний пересмотр стандартов качества воздуха был в 1983 г. В настоящее время предусмотрены стан-

дарты на 8 веществ для защиты здоровья и на 5 веществ для предотвращения неблагоприятных воздействий атмосферных загрязнений на объекты среды (табл. 2). Наблюдения за уровнями загрязнения атмосферного воздуха в ФРГ ведутся государственными службами с помощью 300 станций мониторинга. Агентство по окружающей среде имеет 15 постов наблюдения по всей стране, число их планируется довести до 25. На постах агентства отбираются пробы атмосферного воздуха и анализируются на двуокись серы, окислы азота, окись углерода, озон, взвешенные вещества, включая свинец и кадмий, а также метеорологические параметры. В районах с высокими уровнями загрязнения надзор за состоянием атмосферы осуществляется, согласно закону ФРГ, администрацией земель. В таких районах, как правило, ведутся наблюдения за уровнями в атмосферном воздухе двуокиси серы, окислов азота, окиси углерода, взвешенных веществ, углеводородов, озона. По данным мониторинга, в ФРГ не достигнуты стандарты качества атмосферного воздуха по окиси углерода, двуокиси азота и взвешенным веществам. По сернистому газу достигнут только стандарт 0,14 мг/м3 для продолжительного времени, а кратковременный стандарт 0,4 мг/м3 превышается в городах, особенно в зимнее время, когда пиковые концентрации регистрируются также и в атмосферном воздухе сельских местностей. По мнению специалистов ФРГ, такая ситуация сложилась не только с двуокисью серы, но и с другими загрязнителями, что недостаточно учитывается при разработке мероприятий для борьбы с загрязнением воздуха [20]. В 1984 г. страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС), включая ФРГ, выступили с предложением о снижении к 1995 г. выбросов в атмосферу сернистого газа на 60 %, пыли на 40% и окислов азота на 40%. В рамках Конвенции Европейской экономической комиссии по дальнему трансграничному переносу атмосферных загрязнений в 1985 г. был подписан протокол, имеющий юридическую силу, о сокращении к 1993 г. выбросов сернистого газа на 30 % по отношению к уровням 1980 г. [6, 19]. По прогнозам специалистов ФРГ, крупномасштабные мероприятия, предпринятые в стране в отношении источников выбросов, позволяют ожидать к 1993 г. снижение выбросов двуокиси серы на 75 % и двуокиси азота на 70 % [20].

Особенности развития законодательства по охране атмосферного воздуха в Нидерландах отражают ухудшение состояния атмосферы, усугубляемое трансграничным переносом. В настоящее время загрязнение атмосферного воздуха Нидерландов аэрозолями за счет переноса составляет 50% [19]. Охрана атмосферного воздуха в стране осуществляется на осповапин Закона о неблагоприятном действии на население, принятого в 1875 г., и поправок к нему, сделанных в 1952 и 1981 гг., и Закона о контроле за

ТаблицаЗ Таблица 4

Действующие стандарты качества атмосферного воздуха Рекомендованные допустимые концентрации в атмосфер-Нидерландов [4, 19] ном воздухе Швеции [13]

Вещество Время Стандарт, мг/м3 Примечание Концентрация. мг/м3

Окись углерода 2 ч 40 Вещество Время к о x « = Примечание

8 ч 10 то « о н

Сероводород 1 24 ч 0,0025 о а. о ° 2 5

Сернистый газ ч 0,075 50% вероятность и ' а

24 ч 0,2 95% » а ей 2

24 ч 0,25 98% »

Черный дым 24 ч 0,03 50% » Окись углерода 8 ч ю —

24 ч 0,075 95% » Двуокись азота 1 ч 0,2 0,2

24 ч 0,09 98% 2 24 ч 0,12

Свинец 24 ч 0,0005 Средняя 6 мес 0,05 —

24 ч 0,002 98% вероятность Сернистый газ 1 ч 0,5 0,15

Двуокись азота 24 ч 0,005 50% » 24 ч 0,15 —

24 ч 0,1 95% » 6 мес 0,045 —

24 ч 0,12 98% » Сажа 24 ч 0,12 —

1 ч 0,5 50% » 6 мес 0,04 —

1 ч 0,11 95% » Взвешенные вещества 24 ч 0,15 —

I ч 0,135 98% 2 6 мес 0,05 —

Фториды 24 ч 0,0028 Озон (03) 1 ч — 0,12

1 мес 0,0008 1 ч — 0,08 Средняя в те-

Сезон 0,0004 чение апреля—

сентября

загрязнением воздуха, введенного в 1970 г., а также директив ЕЭС. Установлены стандарты качества воздуха на 7 загрязнителей (табл. 3). После 1988 г. запланировано введение дополнительных стандартов качества воздуха для ПАУ, кадмия, диоксинов, тонкой и грубой пыли, асбеста [19]. Комплексные меры, включающие значительное сокращение потребления угля и переход к нефтяному топливу и газу, позволили сократить в стране общий выброс взвешенных веществ с 300 тыс. т/год в 1960 г. до 120 тыс. т/год в 1984 г. Выбросы соединений свинца снизились за период 1970—1986 гг. с 1800 до 1200 т/год. Как и другие западноевропейские страны, Нидерланды в рамках ЕЭС осуществляют мероприятия для обеспечения к 1993 г. 30 % сокращения выбросов сернистого газа относительно уровня 1980 г. [19].

В Швеции существуют два основных закона для борьбы с загрязнением окружающей среды и атмосферного воздуха: Закон о сохранении природы 1964 г. и Закон об охране окружающей среды, введенный в 1969 г., с поправками к нему, внесенными в 1973 и 1981 гг. В 1986 г. в Швеции было всего два стандарта качества атмосферного воздуха — для сернистого газа и взвешенных веществ. В 1987 г. Национальным советом Швеции по охране окружающей среды рекомендованы уровни для контроля загрязнения атмосферного воздуха по 5 веществам для защиты здоровья населения в городах и по 3 веществам для защиты растительности в загородной местности. Рекомендованные уровни (табл.4) основаны на данных об эффектах, пороговых величинах, результатах наблюдений и измерений атмосферных загрязнений. Они не имеют зако-

нодательной силы и предназначены для работы местных административных органов и промышленности. Предполагается, что совместные меры, предпринимаемые на центральном и местных уровнях, позволят снизить загрязнение атмосферного воздуха до пороговых величии в течение 5—10 лет в городах и 10—20 лет в сельских местностях.

В Японии охрана атмосферного воздуха осуществляется на основании Закона о борьбе с дымом, принятого в 1962 г., и Закона о борьбе с загрязнением воздуха, введенного в 1968 г., и двух поправок к нему, внесенных в 1970 и 1974 гг. С 1972 г. в стране установлены стандарты качества атмосферного воздуха для 5 веществ: сернистого газа, двуокиси азота, окиси углерода, оксидантов и взвешенных частиц размером до 10 мкм (табл. 5). Большое значение

Таблица 5

Действующие стандарты качества атмосферного воздуха Японии ]4, 21]

Вещество Время Стандарт, мг/м3

Окись углерода 8 ч 23*

24 ч 11,5*

Двуокись серы 1 ч 0,26

24 ч 0,1*

Оксиданты 1 ч 0,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Двуокись азота 24 ч 0,04*

Взвешенные вещества I ч 0,2

24 ч 0,1*

Примечание. Звездочка — средняя за указанный период из 1 ч проб.

придается постоянному контролю за состоянием атмосферы. Для этого создана густая сеть автоматических станций мониторинга загрязнения атмосферного воздуха по веществам, на которые установлены стандарты качества воздуха, причем действует отдельная сеть станций для контроля за состоянием воздуха вблизи транспортных магистралей. В 1986 г. наблюдение общего состояния атмосферы велось 4562 станциями, а контроль за загрязнением воздуха автотранспортом— 718 станциями [21]. В 1986 г. в стране были выделены 24 района высоких уровней загрязнения воздуха, для которых определены меры по снижению загрязненности воздуха, включающие установление стандартов на общее загрязнение атмосферы по каждому источнику выброса, располагающемуся в районе [15, 21]. По данным мониторинга в стране отмечается стабильное снижение концентраций двуокиси серы в атмосферном воздухе, и в настоящее время соответствие стандарту достигло 99,4 %. Соответствие стандарту по взвешенным веществам в 70-х годах было низким — менее 30%, в 1982 г. эта цифра достигла 40%, а 1983 г. — 63%. По окиси углерода соответствие стандарту составляет 100 %. По двуокиси азота и оксидантам зарегистрировано снижение атмосферных концентраций, но стандарты качества воздуха по этим веществам не достигнуты [21].

В заключение можно отметить, что, как свидетельствуют изложенные выше данные, в рассмотренных 5 странах стандарты качества атмосферного воздуха введены на весьма ограниченное число загрязнений. При этом нормативы установлены для разных временных интервалов, что, вероятно, приспособлено к системам контроля качества атмосферного воздуха, действующим в каждой стране.

Литература

1. Бцштугва К. А., Лифлянд Л. М. // Гиг. и сан.—1988.— Л| 8. — С. 54—56.

2. Air Pollution: A Survey of Existing Legislation: WHO.— Geneva, 1963.

3. Air Pollution: 5-th Report of the Expert Committee on Environmental Sanitation: Techn. Report Ser: WHO. — Geneva, 1958. — N 157. — P. 9—26.

4. Air Pollution: Management of Air Quality / Ed. A. C. Stern. — London, 1986.— Vol. 8, suppl. — P. 13—125.

5. Air Quality Act of 1967: Public Law 90—148.— New York, 1967.

6. Atmospheric Pollution: EEC proposals air for a 60 % reduction in S02 emissions//Sulphur.— 1984. — Vol. 171. —P. 40—41.

7. Barnes A. G. // J. Air Poll. Control Assoc. — 1987. — Vol. 37. —P. 1030—1032.

8. Batterman S., Fay J., Golomb D. //Ibid. — P. 1286— 1291.

9. Bauman R. D. // Aerosols: Research, Risk Assesinent and Control Strateg. — Williamsburg, 1986.— P. 1103— 1112.

10. Cannon J. A. Hi. Air Poll. Control Assoc. — 1986. — Vol. 36.— P. 562—573.

11. The Clean Air Act: Environm Protect Agency. — Washington, 1970.

12. Kolmbach S. // Umweltmagazin. — 1983. — Bd 12, N 2, —S. 18—22.

13. KUlingmo O. Air Pollution Control in Sweden: (Newsletter of Institute for Water, Soil and Air Hygiene of the Federal Health Office Langen Laboratories, FRG. — 1987. — N 1).— 1987.

14. Mallick E. // J. Air Poll. Control Ass. — 1987. — Vol. 37. — P. 698—699.

15. Quality of the Environment in Japan: Environm Agency.— Tokyo (Japan), 1972.

16 .Richard 1. // Chem Eng. (USA). — 1986. — Vol. 93.— P. 22—27.

17. Stem A. C.//J. Air poll. Control Ass. — 1982. — Vol. 32.— P. 44—61.

18. The US Environm Protection Agency: Revision to the National Ambient Air Quality Sandards for P. M.: Federal Reqister. 52 : 24634. — New York, 1987.

19. Verkerk P. J., Zwerver S., Bavenkerk M. // Aerosols: Research, Risk Assessment and Control Strategies. — Williamsburg, 1986.— P. 1093—1101.

20. Weidner Н.Ц Environm. Protect. Engineer.— 1981.— Vol. 12.— P. 9—104.

21. Yokoyatna E. // Aerosols: Research, Risk Assesment and Control Strateg. — Williamsburg, 1986. — P. 1117—1135.

Поступила 29.07.88

Дискуссии и отклики читателей

© Ю. Е. КОРНЕЕВ, 1989 УДК 614.71-07

10, Е. Корнеев

О ТРАКТОВКЕ ЗНАЧЕНИЯ СУММАРНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Москва

В журнале «Гигиена и санитария» № 11 за зателя загрязнения атмосферного воздуха», за-1987 г. опубликована статья М. А. Пинигина ставляюшая поднять вопрос о некорректном от-«Неявные ошибки построения суммарного пока- ношении автора к анализируемым материалам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.