Научная статья на тему 'Европейский визит Си Цзиньпина: новая китайская дипломатия в действии'

Европейский визит Си Цзиньпина: новая китайская дипломатия в действии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
640
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЕВРОПА / ЕС / СИ ЦЗИНЬПИН / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / China / Europe / EU / Xi Jinping / world politics / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виноградов Андрей Олегович

В статье рассматривается визит председателя КНР Си Цзиньпина в Европу в марте 2014 г. и отмечается его особая значимость: Си Цзиньпин посетил четыре страны ключевых партнеров Китая в Старом Свете, штаб-квартиры ЕС и ЮНЕСКО, а также представил на саммите в Гааге концепцию ядерной безопасности. Автор проводит мысль о том, что европейский вояж Си Цзиньпина демонстрирует не только возросшую активность Китая в международных делах, но и его новую роль на международной арене как одного из ведущих центров мировой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN VISIT OF XI JINPING: NEW CHINESE DIPLOMACY IN ACTION

The article considers the visit of Chinese President Xi Jinping to Europe in March 2014 notable for its special significance: Xi Jinping visited four countries — China"s key partners in the continent, headquarters of EU and UNESCO and presented the concept of nuclear security at the summit in The Hague. The author stresses the idea that the voyage of Xi has demonstrated not only the increased activity of China in international affairs, but also its new role on the international arena as one of the leading centers of world politics.

Текст научной работы на тему «Европейский визит Си Цзиньпина: новая китайская дипломатия в действии»

154

Международные отношения КНР

А.О. Виноградов'

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВИЗИТ СИ ЦЗИНЬПИНА: НОВАЯ КИТАЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ДЕЙСТВИИ

Аннотация. В статье рассматривается визит председателя КНР Си Цзиньпина в Европу в марте 2014 г. и отмечается его особая значимость: Си Цзиньпин посетил четыре страны — ключевых партнеров Китая в Старом Свете, штаб-квартиры ЕС и ЮНЕСКО, а также представил на саммите в Гааге концепцию ядерной безопасности. Автор проводит мысль о том, что европейский вояж Си Цзиньпина демонстрирует не только возросшую активность Китая в международных делах, но и его новую роль на международной арене как одного из ведущих центров мировой политики.

Ключевые слова: Китай; Европа; ЕС; Си Цзиньпин; мировая политика; международные отношения.

В конце марта 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин совершил довольно неожиданный для многих наблюдателей визит в четыре европейские страны, а также в штаб-квартиры ЮНЕСКО и ЕС.

* Виноградов Андрей Олегович, к. и. н., в. н. с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

Европейский визит Си Цзиньпина...

155

Для визита были выбраны Германия — основной партнер КНР в Европе (на Германию приходится треть китайско-европейской торговли), Франция — традиционный партнер, с которым Китай и китайцев связывает давняя и в последнее время очень непростая история отношений (к тому же именно в этом году исполняется 50 лет дипотношений между двумя странами. Франция была первой западной страной, установившей официальные отношения с коммунистическим Китаем), Бельгия (где расположена штаб-квартира ЕС), а также Голландия, также имеющая давнюю историю контактов с Китаем и второй после Германии объем торговли с КНР. При этом китайскими комментаторами особенно подчеркивалось, что это первый за восемь лет визит председателя КНР в Германию, первый в истории визит на данном уровне в штаб-квартиру ЕС, первый подобный визит в Голландию, первый за 27 лет визит председателя КНР в Бельгию.

Неожиданность визита заключалась в том, что за отношения с Европейским союзом в Пекине традиционно отвечает не председатель КНР и по совместительству генсек КПК, а премьер Госсовета. Так было во время правления предыдущего, четвертого, поколения китайских руководителей (Ху Цзиньтао — Вэнь Цзябао), и та же традиция продолжилась после их смены нынешним, пятым по счету, поколением руководителей КНР (Си Цзиньпин — Ли Кэцян). Это, по мнению китайских ученых, которых автор неоднократно просил прокомментировать данный феномен, подчеркивает в первую очередь экономическую важность для Китая отношений со странами ЕС и другими европейскими партнерами.

Почему бремя активизации внешней политики на европейском направлении ныне взял на себя главный руководитель Китая? Представляется, этому есть целый комплекс причин, связанный как со спецификой сегодняшней международной ситуации, так и с особенностями самого нынешнего китайского лидера. Впрочем, нельзя не сказать и о том, что для визита существовал и формальный повод, не замеченный комментаторами, в том числе китайскими: Си Цзиньпин поехал в Европу прежде всего потому (для того), чтобы представить на саммите по ядерной безопасности в Гааге (где из руководителей крупных стран

156

Международные отношения КНР

не присутствовал только президент РФ — по вполне понятным причинам, связанным с кризисом на Украине) новую китайскую концепцию ядерной безопасности. Попутно Си Цзиньпин провел в Гааге серию встреч с лидерами различных стран, в том числе с приехавшим на саммит в Европу президентом США Б. Обамой (супруга которого — Мишель Обама — в это время вместе с детьми путешествовала по Китаю) и президентом Казахстана Н. Назарбаевым.

Тем не менее понятно, что встречи и выступление в Гааге, важные сами по себе, — это все-таки повод, но не причина серии визитов в ключевые для Китая европейские страны и штаб-квартиры ключевых организаций.

Комментируя визит Си Цзиньпина, китайские эксперты подчеркивали некоторые последние изменения в отношениях КНР с ЕС, которые, по их мнению, свидетельствуют об их выходе на новый уровень. Это, во-первых, переход от «простой» торговли к взаимным инвестициям (при этом с 2012 г. Китай по годовому объему инвестиций превышает капиталовложения ЕС в КНР), активизация стратегического диалога (по мнению китайских экспертов, консультации КНР и ЕС по вопросам Африки, Центральной Азии, Латинской Америки и другим регионам свидетельствуют о том, что Европейский союз «преодолел тень НАТО» и даже «активно пытается участвовать в делах по безопасности в АТР»1), а также желание Китая привлечь европейские страны к своим проектам «Нового шелкового пути» (судя по тому, что во время визита в Сочи Си Цзиньпин также активно лоббировал присоединение России к этим проектам, именно он — их главный «локомотив»). Кроме того, китайская сторона продолжает надеяться на начало переговоров о создании с ЕС совместной зоны свободной торговли (пока у КНР такая зона существует на европейском континенте со Швейцарией, не входящей в ЕС).

Попутно китайские комментаторы объяснили, почему ранее контакты осуществлялись в основном на уровне премьер-министров: «Китайский премьер заведует торгово-экономическими делами, кабмин ЕС — Европейская комиссия по внешней торговле, страны Европейского союза также осуществляют систе-

Европейский визит Си Цзиньпина...

157

му, которая основывается на главной роли премьер-министра, поэтому рабочий механизм китайско-европейских отношений заложен на уровне премьер-министров»2. Теперь, как они счи-

3

тают, «двусторонняя система совершенствуется» .

Если переводить «дипломатический» язык китайских комментаторов на русский, то можно сделать вывод о том, что председатель КНР решил лично включиться в процесс активизации сотрудничества с Европой, надеясь на то, что его статус и обаяние (не только личное, но и жены — известной певицы Пэн Лиюань) позволят преодолеть проблемы, приведшие в последние годы к определенной стагнации в отношениях КНР с ЕС.

Дело в том, что, как уже отмечалось автором4, европейское направление внешней политики КНР, которое в первом десятилетии нынешнего века (особенно в первой его половине) было одним из лидирующих, с началом второго десятилетия стало постепенно отходить в тень.

Десять лет назад Китай рассматривал Европу как плацдарм для продвижения своих геополитических и экономических интересов5, как одно из главных направлений «мирного возвышения» Китая, а хорошие отношения с ЕС и крупными европейскими странами — как один из главных факторов повышения авторитета и влияния КНР в мире6. Этим объяснялось и пристальное внимание китайского руководства к позиции ЕС и европейских лидеров, и стремление учесть требования со стороны европейцев к внешней, а иногда и внутренней (при всем разногласии в позициях по правам человека в Китае и т. д.) политике Пекина.

Переоценка важности европейского направления для внешней политики КНР произошла, видимо, в 2005—2006 гг. Именно тогда в ответ на неспособность руководства ЕС решить в отношениях с Китаем оставшиеся от прошлого проблемы — в первую очередь ликвидировать эмбарго на поставки оружия в Китай, введенное еще в 1989 г. в ответ на события на площади Тяньань-мэнь, и признать, наконец, Китай страной с рыночной экономикой — руководство в Пекине начало реагировать все более и более жестко на замечания европейцев относительно его внутренней политики и на обвинения в торговом демпинге. Одно-

158

Международные отношения КНР

временно приобретают самостоятельное и все большее значение другие направления китайской дипломатии — отношения с африканскими странами, со странами Юго-Восточной и Центральной Азии, — появляются новые форматы международного диалога — ШОС, «двадцатка», РИК и БРИКС, — активизируется непосредственный двусторонний диалог с США, вплоть до появления разговоров о пресловутой «Кимерике». Европа, раздираемая внутренними проблемами и в нарастающей степени впадающая в экономический кризис, становится для Китая все менее и менее интересной. При этом продолжая оставаться крупнейшим (после США) торговым и экономическим партнером КНР в мире7.

Экономический и финансовый кризис 2008 г., затронувший европейцев, пожалуй, в наибольшей степени способствовал стремительному нарастанию данной тенденции и привел теперь уже к кардинальной переоценке Пекином роли ЕС и европейцев в мире (несмотря на то что относительный удельный вес стран ЕС в общем объеме торгово-экономического сотрудничества Китая с остальным миром с 2008 г. даже несколько вырос). Начиная с 2009 г. делегации ЕС и отдельных европейских стран, посещающие Пекин, все чаще выступают в роли просителей экономической помощи (не переставая, впрочем, поучать китайцев по поводу прав человека и ситуации в Синьцзяне и Тибете). В то время как Китай в результате мирового экономического кризиса еще более упрочил свое положение, превратился во вторую сверхдержаву в мире и стал осознавать себя именно в этом качестве.

Ко всему этому добавились торговые споры, в ходе которых изменение в соотношении сил проявилось особенно ярко. Сегодня Китай, ощущающий свою возросшую экономическую (и, как следствие, политическую) силу, отвечает на антидемпинговые расследования со стороны соответствующей комиссии ЕС все более жестко. Один из последних примеров — спор относительно поставок в страны ЕС солнечных батарей из Китая летом 2013 г. (в ходе которого выяснилось, что Китай занимает на этом рынке доминирующее положение и вполне может диктовать свои условия)8. Кроме того, китайская сторона все чаще

Европейский визит Си Цзиньпина...

159

начинает собственные антидемпинговые расследования в отношении товаров из Европы (буквально накануне визита Си в Европу Министерство коммерции КНР сообщило о прекращении антидемпингового расследования относительно поставляемого в Китай из Европы вина9).

Во время визита председатель Си Цзиньпин представил в Европе «новую концепцию партнерства», позиционируемую как дипломатическую новацию нового руководства.

Концепция подчеркивает, прежде всего, разницу цивилизаций Китая и европейских стран, которая, по мнению Пекина, с одной стороны, обеспечивает взаимодополняемость, а с другой — является основой для взаимного уважения различного выбора пути развития.

Кроме того, новая концепция «разъясняет» статус сторон как «крупнейшей развивающейся страны» и «крупнейшего объединения развитых стран» в мире10. При этом Китай всемерно подчеркивает, что рассматривает Европу в качестве «важного полюса многополярного мира»11, видимо, в надежде на то, что ЕС окажется все-таки способен проводить в определенных областях самостоятельную политику, не зависящую от мнения Вашингтона. Пекин напоминает о том, что среди стран ЕС есть два постоянных члена СБ ООН, что «делает китайско-европейское сотрудничество более значимым»12.

В концепции также подчеркивается необходимость перехода от «купли—продажи» («маймай») к наполнению сотрудничества «стратегическим содержанием» — именно в таком виде ставилась задача в статье Си Цзиньпина в «Франкфуртер альгемайне зонтагсцайтунг», опубликованной во время визита13.

Важно также отметить, что сегодня Китай заявляет о том, что рассматривает сотрудничество с Европой как часть евразийского сотрудничества. И в Совместном заявлении об углублении китайско-европейских отношений всестороннего стратегического партнерства на базе взаимной выгоды и обоюдного выигрыша, опубликованном во время визита Си Цзиньпина в штаб-квартиру ЕС, большое внимание было уделено инициативе «экономического пояса Шелкового пути», которую, как уже подчеркивалось, Си Цзиньпин продвигает лично. Именно она,

160

Международные отношения КНР

по мнению сторон, открывает перспективы по осуществлению евразийской интеграции.

Отдельного рассмотрения требует сюжет об отношении Китая к украинскому кризису, который во время визита Си Цзинь-пина в Европу находился в самом разгаре.

Как справедливо указывает в своей статье в журнале «Россия в глобальной политике» Василий Кашин, китайская политика по отношению к украинскому кризису формировалась под влиянием нескольких факторов, в числе которых: 1) возможное негативное влияние крымского прецедента на решение проблемы Тайваня; 2) негативное отношение КНР к поддерживаемым США «цветным революциям» и необходимость противостояния западному влиянию; 3) влияние кризиса на внешнюю политику и международное положение России и последствия этого для Китая; 4) интересы КНР на Украине14. Следует добавить к этому также общность интересов Китая в отношениях с европейскими странами и ЕС как политической и экономической структурой. Именно этим определяется сдержанность официальной позиции Пекина в кризисе и тот факт, что китайское руководство тщательно избегает интерпретации его позиции как поддержки одной из сторон в конфликте.

Данный подход проявился и в ходе визита Си в Европу. Следует, однако, подчеркнуть, что Пекину удалось не только представить украинскую проблему как глубоко второстепенную для китайско-европейских отношений (в ходе большинства переговоров она даже не поднималась), но заставить собеседников поверить в то, что КНР поддерживает именно их позицию.

При этом украинский кризис показал, что Китай уже превратился в центр мировой политики. Обе стороны — и Россия, и Запад — с пристальным вниманием относились к любым оттенкам в интонации китайских официальных лиц по отношению к событиям на Украине. Это позволило Пекину, практически не прилагая усилий, просто за счет своего накопленного потенциала, оказать серьезное влияние на позиции сторон и еще больше упрочить свой статус в глобальной политике. Действительно, при этом текущие китайские экономические интересы на Украине пострадали (по подсчетам китайских экспертов, об-

Европейский визит Си Цзиньпина...

161

щий ущерб КНР от событий на Украине составил около 10 млрд долл. — 2-е место после потерь в Ливии, где общий ущерб оценивается в 16,6 млрд). Однако похоже, что Китаю сегодня более важны стратегические интересы и цели. Европейский вояж Си Цзиньпина демонстрирует не только возросшую активность Китая в международных делах, но и его новую роль на международной арене как одного из ведущих центров мировой политики. И, похоже, что в этой роли Пекин чувствует себя вполне комфортно.

Примечания

1 Стратегические возможности китайско-европейских отношений // Жэньминь жибао онлайн. 24.03.2014. Про автора статьи сказано, что он профессор Института международных отношений Народного университета Китая, заместитель директора Центра изучения ЕС, однако фамилия автора не указывается.

2 Там же.

3 Там же.

4 См., например, статьи: Европа и Россия в глобальном противостоянии США и Китая// Китай в мировой и региональной политике. М.: ДДВ РАН. 2013; Сильный Китай, слабая Европа: о новом соотношении сил в Евразии. Ч. I и II. URL: http://www.odnako.org/blogs/silniy-kitay-slabaya-evropa-o-novom-sootnoshenii-sil-v-evrazii-chast-i/; URL: http://www.odnako. org/blogs/silniy-kitay-slabaya-evropa-o-novom-sootnoshenii-sil-v-evrazii-csilniy-/

5 См.: URL: http://www.odnako.org/almanac/material/evropa-i-rossiya-v-g lobalnom-protivostoyanii- ssha-i-kitaya/

6 См. Zhang Yongan, Chang Fengmin. Oumeng duihua zhengce yu zhungou guanxi (Политика ЕС по отношению к Китаю и китайско-европейские отношения). Beijing:Shishi chubanshe. 2012. P. 2—5.

7 Заметим, что примерно в то же время (в середине первого десятилетия нынешнего века) произошла и переоценка важности отношений с Европой в руководстве РФ, переход от европоцентризма как основы внешней политики России к более сбалансированной позиции. Этот факт открыто признал недавно президент РФ В.В. Путин в своем выступлении по поводу присоединения Крыма. См.: URL: http://newsinten.ru/video/vystup lenie-vladimira-putina-18-marta-2014-smotret-onlajn-video.html

162

Международные отношения КНР

8 См. статью автора на: URL: http://www.odnako.org/blogs/k-novomu-ob ostreniyu-mezhdu- kitaem-i-es/

9 См. Синьхуа, 21.03.2014; Синьхуа, 24.03.2014.

10 URL: http://russian.china.org.cn. 14.05.2014. Комментарий директора Центра по исследованию европейских вопросов Университета Фудань Дин Чуня.

11 Синьхуа. 23.03.2014.

12 Комментарий Ван Ивэя, профессора Института международных отношений Народного университета Китая, заместителя директора Центра исследований ЕС // Жэньминь жибао онлайн. 02.04.2014.

13 См.: Синьхуа. 28.03.2014.

14 URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Blagozhelatelnyi-balans-16589

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.