Научная статья на тему 'Европейский союз и его отношения с Российской Федерацией'

Европейский союз и его отношения с Российской Федерацией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жилкина Ю. В.

Рассмотрены вопросы взаимоотношений Европейского Союза, как фундамента общеевропейского дома, и Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза, но с учетом того, что готовые западноевропейские рецепты развития на российскую почву следует переносить вполне взвешенно. Особое внимание уделено вопросам торгово-экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский союз и его отношения с Российской Федерацией»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ЕГО ОТНОШЕНИЯ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

Ю. В. ЖИЛКИНА, кандидат экономических наук, главный специалист E-mail: [email protected] ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», г. Москва

Рассмотрены вопросы взаимоотношений Европейского Союза, как фундамента общеевропейского дома, и Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза, но с учетом того, что готовые западноевропейские рецепты развития на российскую почву следует переносить вполне взвешенно. Особое внимание уделено вопросам торгово-экономического сотрудничества.

Ключевые слова: международная безопасность, проблемы международной экономической безопасности, экономическое партнерство.

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Такая международная организация, как Европейский Союз (ЕС), привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома. Основное отличие ЕС от других организаций состоит, прежде всего, в глобальности поставленных задач и в комплексном подходе к их решению.

Европейский Союз — это наднациональная организация, так как его задача заключается в унификации территорий, политики и экономики государств-членов. С этой целью он наделяется

полномочиями, аналогично государственным, и использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан.

Европейский Союз стал крупнейшим центром экономического и политического развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами. Принимая во внимание, что интеграционный процесс в Европе неуклонно набирает силу как в политическом, так и в валютно-экономическом планах, вполне очевидно, что ЕС в Европе и в мире будет постепенно занимать одно из ведущих лидирующих положений.

Поскольку Россия также принадлежит к европейской цивилизации, то особенно важно извлечь из европейского опыта развития все положительные уроки. Следует однако напомнить о колоссальной разнице между Западной Европой и Россией. В этой связи с Европой необходимо сотрудничать, но готовые западноевропейские рецепты развития на российскую почву следует переносить вполне взвешенно. Взаимное сотрудничество России и стран ЕС в экономическом плане основывается в первую очередь на торговых отношениях.

Европейский Союз с его населением около 500 млн чел. и более 40 % мировой торговли является сегодня важнейшим торгово-экономическим партнером России — на его долю приходится 35 % российского внешнеторгового оборотаи около 33 % всех иностранных инвестиций в российскую экономику. Поэтому исследование отношений стран ЕС и России имеет большую актуальность.

Европейский Союз объединяет 27 государств. В структуру ЕС входят созданные еще в 1950-е гг. Европейское экономическое сообщество (с 1993 г. оно называется Европейским сообществом), Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии. В соответствии со ст. 9 Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (1957 г.) «... основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов в торговых отношениях государств-членов, а также установление единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами».

В последние годы интеграционные процессы в ЕС интенсивно развиваются вглубь. Это вызвано, во-первых, завершением формирования единого внутреннего рынка стран-членов, в рамках которого в основном обеспечено свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и граждан, и, во-вторых, подписанием в 1992 г. Договора о Европейском Союзе, предусматривающего наряду с политическим союзом образование в 1999 г. экономического и валютного союза и введение единой валюты — евро. Европейский Союз сформировался как централизованное, мощное политическое и экономическое, в том числе и ведущее торговое объединение стран с перспективами дальнейшего его расширения. Внешняя торговля стран ЕС как объект экономико-статистического анализа рассматривается в соответствии с международной отраслевой классификацией видов экономической деятельности. В соответствии с этим методологическим документом ООН внешняя торговля определена как предпринимательская деятельность предприятий, изготовляющих продукты и изделия, а также торговых предприятий, в результате осуществления которой происходит международный обмен товарами и услугами с учетом уровня международных цен и процентных ставок на коммерческие кредиты. Роль и значение внешней торговли возрастают в связи с расширением внешнеэкономических связей как дополнительного фактора экономического роста. В нормативно-правовых документах говорится о территории ЕС как об особой территории на континенте Европа. Формально это интеграционное объединение стран функционирует с 01.11.1993, т. е. с момента вступления в силу его учредительного договора (Договор о Европейском Союзе 1992г.). Границы его территории определяются в учредительных договорах Европейских сообществ, важ-

нейшей среди которых является ст. 299 Договора 12 об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. (сокращенно Договор о Европейском сообществе). Границы территории ЕС постоянно изменялись, а территория сообщества увеличивалась. Так, государствами — основателями ЕС считаются шесть стран Европы: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С 30.07.1962 в государствах — членах сообщества действует единая аграрная политика, она предусматривает выделение субсидий и поощрений аграрному сектору экономики стран — членов сообщества. С 01.07.1968 образован таможенный союз Европейского экономического сообщества (ЕЭС), до этого действовала зона свободной торговли. Таможенный союз является тем основанием, на котором была возможна реализация четырех свобод (свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг и свобода передвижения капиталов) и практически общей политики Сообщества. Создание таможенного союза было закреплено ст. 9 Договора о Европейском сообществе (ныне ст. 23 Договора о Европейском экономическом сообществе). По определению ведущих экспертов «таможенный союз» — это экономическое пространство, участники которого согласились на основании договора отказаться от наложения друг на друга любых таможенных пошлин, сборов, имеющих равнозначный эффект, или количественных ограничений и принять внешний общий таможенный тариф в отношении «третьих» стран. Примером зоны свободной торговли может служить Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В таможенном союзе в торговле между государствами-членами пошлины и квоты не существуют, но государства также соглашаются применять к товарам, поступающим извне, общую таможенную пошлину. Эта пошлина именуется общим таможенным или общим внешним тарифом. В 1973 г. в состав ЕЭС входило уже 9 стран (в сообщество вступили Великобритания, Дания и Ирландия). В 1977 г. было подписано соглашение с ЕАСТ о зоне свободной торговли. В 1972 и 1974 гг. вступает в действие единая политика в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. С 1979 г. действует общая валютная система. Создается единая расчетная валютная единица ЭКЮ. В 1981г. Греция вступила в состав ЕЭС. А в 1986 г. в составе ЕЭС стало уже 12 стран (вступили Испания и Португалия). С 1987 г. в ЕЭС действует общий рынок. И, наконец, в 1995 г. в состав ЕЭС входят еще три

страны: Австрия, Финляндия и Швеция (бывшие страны — члены ЕАСТ). Таким образом, в 1995 г. в составе ЕЭС состояли 15 государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция Германия, Италия, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Австрия. Итогом интеграционных преобразований ЕЭС становится образование ЕС и принятие единой европейской валюты, которая используется как в наличных, так и в безналичных расчетах по всему миру, это конвертируемая валюта. Исходя из сказанного, нетрудно заметить, что фактически это объединение стран начало развиваться гораздо раньше и прошло несколько этапов, прежде чем был подписан учредительный договор о функционировании ЕС. С 01.05.2004 в ЕС вступили 10 новых стран Европы: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Кипр. Таким образом, на 01.05.2004 в ЕС состояли 25 европейскихгосударств [3].

Основой взаимоотношений России и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (далее — Соглашение), учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой. Данный документ заменяет, с момента вступления его в силу, «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве», подписанное в Брюсселе 18.12.1989 (ст. 112 Соглашения).

Согласно ст. 1 Соглашения основными целями партнерства являются:

• содействие экономическим и политическим преобразованиям в России;

• обеспечение политического диалога;

• расширение экономического сотрудничества между сторонами Соглашения;

• создание условий для создания Зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Соглашение предусматривает также институты, необходимые для реализации его положений во всех сферах сотрудничества. Соглашение учреждает Совет сотрудничества, состоящий из членов Правительства РФ, с одной стороны, и членов Совета Европейского Союза и членов Европейской Комиссии — с другой. Совет изучает все основные вопросы, возникающие в рамках Соглашения, и любые другие двусторонние или международные вопросы, представляющие взаимный интерес с

точки зрения Соглашения. Совет сотрудничества может для оказания содействия в своей деятельности создавать также любые другие специальные комиссии или комитеты.

Содействие Совету сотрудничества в выполнении его обязанностей оказывается Комитетом сотрудничества, состоящим из представителей Правительства Российской Федерации, с одной стороны, и представителей членов Совета Европейского союза и представителей Комиссии Европейских сообществ — с другой, обычно на уровне старших должностных лиц. Совет сотрудничества может делегировать любые свои полномочия Комитету сотрудничества, который обеспечит преемственность между заседаниями Совета сотрудничества [2].

Соглашение также учреждает Комитет парламентского сотрудничества, который состоит из членов Федерального Собрания РФ и членов Европейского Парламента. Комитет Парламентского сотрудничества может запрашивать информацию, относящуюся к применению Соглашения в Совете сотрудничества, который, в свою очередь, должен предоставить Комитету запрашиваемую информацию. Комитет Парламентского сотрудничества информируется о рекомендациях Совета сотрудничества и имеет право давать рекомендации Совету сотрудничества.

Важно отметить, что Соглашение носит всеобъемлющий характер, затрагивает все три «опоры» ЕС: экономическую политику, внешнюю политику и политику безопасности, а также сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Такой характер Соглашения, разумеется, не носит столь всеобъемлющего характера, какой имеют соглашения об ассоциированном членстве, однако означает уже достаточно высокий уровень кооперации, предшествующий уровню зоны свободной торговли.

Первая опора. Для развития двусторонней торговли особое значение имеют два факта. Во-первых, Соглашение признает, что Россия более не является страной с государственной торговлей. Во-вторых, Соглашение устанавливает режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении сторон Соглашения (ст. 10). Поэтому при импорте в Россию из стран ЕС применяются базовые ставки таможенного тарифа (в отношении товаров стран, не пользующихся статусом наиболее благоприятствуемой нации, применяются базовые ставки, умноженные на два). Также устанавливается возможность более льготных условий для развивающихся стран и стран СНГ (ст. 10).

В совокупности оба эти факта существенно снижают барьеры в торговле и ограничивают взаимную дискриминацию на товарных рынках. Тем не менее, на протяжении всего времени существования Соглашения Россия сталкивается с применением антидемпинговых мер в отношении экспортируемой стали.

Соглашение устанавливает для товаров на территории другой стороны Соглашения режим не менее благоприятный, чем национальный. Это касается вопросов налогообложения; законов, правил и требований, регулирующих продажу товаров на внутреннем рынке, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование (ст. 11).

В целом российское законодательство соответствует положениям ст. 11. Однако наблюдаются случаи дискриминационного налогообложения вследствие завышенной таможенной оценки товаров российскими чиновниками. Кроме того, российское законодательство о регулировании спиртного рынка нарушает положения ст. 11.2 Соглашения.

Регулирование спиртного рынка, проблем интеллектуальной собственности, а также сектора финансовых услуг вызывает беспокойство ЕС, четко обозначенное на Совете сотрудничества Россия-ЕС 10.04.2000.

Каждая сторона обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой стороны (ст. 12).

Реализация этого пункта затруднена таможенной политикой России. Таможенные органы настаивают на предварительном депонировании суммы таможенных платежей, которые подлежат уплате при обычном импорте товаров. При этом в ряде случаев денежные средства могут находиться надепоненте по несколько месяцев [2].

Соглашение предусматривает также с некоторыми оговорками отмену количественных ограничений в торговле между сторонами (ст. 15). В то же время Соглашение устанавливает возможность введения некоторых ограничений в случае, если товары ввозятся в возросших количествах и на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести существенный ущерб национальным производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров (ст. 17.1). В случае отсутствия критической ситуации такие меры вводятся после консультаций с другой стороной (ст. 17.2). В случае если согласие не достигнуто, другая сторона

Соглашения имеет право на меры в отношении эквивалентного объематорговли (ст. 17.6).

Российская процедура лицензирования фактически может являться существенным нетарифным барьером, однако стоит заметить, что принятие в 2001 г. Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» стало существенным шагом, приближающим российское законодательство к европейским стандартам.

Также устанавливается освобождение от импортных сборов и пошлин на временно ввозимые товары, принадлежащие другой стороне Соглашения (ст. 14). При реализации данного права европейские компании сталкиваются с некоторыми трудностями, связанными со сложностью обоснования случаев полного освобождения от уплаты таможенных платежей.

Соглашение не исключает запретов или ограничений импорта, экспорта и транзита товаров, оправданных с точки зрения общественной морали, обеспечения правопорядка или общественной безопасности; защиты здоровья и жизни людей, животных или растений; защиты природных ресурсов; защиты национальных художественных, исторических или археологических ценностей, или охраны интеллектуальной собственности, или применения правил, касающихся золота или серебра. Такие запреты или ограничения не должны, однако, являться средством намеренной дискриминации или скрытого ограничения торговли между сторонами (ст. 19).

Соглашение устанавливает также недискриминационный режим для российских граждан, принятых на работу на законных основаниях на территории ЕС, в том, что касается условий труда, вознаграждения или увольнения, по сравнению с его собственными гражданами (ст. 23).

Соглашение также устанавливает при учреждении и деятельности иностранных компаний режим не менее благоприятный, чем национальный (ст. 28).

Приложение 3 к Соглашению устанавливает некоторые изъятия из принципа, изложенного в ст. 28, по отношению к российским компаниям. Оговорки касаются горного дела, рыболовства, покупки недвижимости, СМИ, телекоммуникаций, сельского хозяйства, некоторых профессий.

Аналогичные российские ограничения касаются горного дела, рыболовства, телекоммуникаций, СМИ, аренды государственного имущества, некоторых профессий. Определенные ограничения сохраняются также и в сфере банковского дела и страховых услуг и касаются операций с ценными

бумагами, общей доли иностранного капитала в капитализации отрасли, а также некоторых видов страхования.

На данный момент российские нормативные акты не содержат норм, дискриминирующих компании из стран ЕС по сравнению с российскими компаниями в сферах, которые в Приложении 4 не упоминаются. В то же время новый закон о страховании ужесточает ограничения на деятельность иностранных компаний в России по сравнению с моментом подписания Соглашения, что является нарушением п. 3 ст. 29 Соглашения.

Статья 36 Соглашения устанавливает также режим наибольшего благоприятствования в отношении трансграничного предоставления услуг для большинства секторов услуг (полный их перечень содержится в Приложении 5). Стороны имеют право принимать акты, регулирующие условия предоставления трансграничных услуг на свою территорию. Однако в случаях, когда такие акты являются актами общего применения, они должны исполняться обоснованно, объективно и беспристрастным образом (ст. 38).

При этом российская компания или компания Сообщества, осуществившая учреждение на территории Сообщества или соответственно России, правомочна, при соблюдении действующего законодательства страны учреждения, нанимать сама или через одну из своих дочерних компаний, филиалов или совместных предприятий для работы на территории Сообщества или соответственно России работников, являющихся гражданами России или соответственно государств — членов ЕС, при условии, что такие работники являются ключевым персоналом, а также при условии, что они наняты исключительно такими компаниями, дочерними компаниями, филиалами или совместными предприятиями. Разрешения на проживание и работу таких работников не должны превышать периода найма. Ключевой персонал определяется как лица, занимающие старшие должности в организации; или как лица, работающие в организации и обладающие незаурядными знаниями, имеющими существенное значение в отношении обслуживания учреждения, исследовательского оборудования, техники или управления; или лицо, работающее в порядке внутрифирменного перевода (ст. 32).

В целом российские нормы не содержат нарушений данной статьи, однако существенным препятствием для расширения занятости иностранцев в РФ выступает то обстоятельство, что этот процесс чрезвычайно забюрократизирован.

Соглашение предусматривает также проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между резидентами России и ЕС, связанных с движением товаров, услуг или физических лиц, осуществляемым в соответствии с положениями настоящего Соглашения; свободное движение капитала между резидентами России и ЕС в форме прямых инвестиций, производимых в компании, созданной в соответствии с законами принимающей страны, и некоторых других видов инвестиций. В то же время сохраняются некоторые ограничения на инвестиции российских резидентов за рубеж, а также на предоставление и привлечение валютных кредитов (ст. 52).

Несмотря на то, что российское валютное регулирование не вводит дискриминационный режим по отношению к инвесторам из ЕС, «... сложность регулирования серьезно сужает возможности российских компаний, их зарубежных торговых партнеров, атакже иностранныхинвесторов».

Стороны также договорились работать над исправлением или устранением, путем применения их законодательства в области конкурентной политики или иным образом, ограничений конкуренции, вызванных поведением предприятий или государственным вмешательством в той мере, в какой это может воздействовать на торговлю между Россией и Сообществом (ст. 53).

В отношении конкурентной политики наблюдаются определенные подвижки. Принят ряд законов («О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого бизнеса», «О финансово-промышленных группах»), готовится к принятию проект Федерального закона «О государственной помощи», а также новый Федеральный закон «О защите конкуренции», предусматривающий определенную либерализацию антимонопольной политики. Определенное беспокойство иностранных компаний вызывают заниженные тарифы на энергию и налоговые льготы российским компаниям, которые трактуются как нечестная конкуренция.

Стороны также подтвердили важность обеспечения должного уровня эффективной охраны и обеспечения реализации прав интеллектуальной собственности (ст. 54). Однако на данный момент, с точки зрения ЕС, прогресс в деле развития законодательства, направленного на защиту прав интеллектуальной собственности, остается незначительным.

Особой важностью обладает положение о постепенном достижении совместимости российского законодательства с законодательством ЕС. Процесс сближения законодательств распространяется, в частности, на следующие отрасли права:

• предприятия и предпринимательская деятельность;

• банковская деятельность;

• бухгалтерский учет и налогообложение компаний;

• охрана труда;

• финансовые услуги;

• правилаконкуренции;

• государственные закупки;

• охрана здоровья и жизни людей, животных и растений;

• защита окружающей среды;

• защита прав потребителей;

• косвенное налогообложение;

• таможенное законодательство;

• технические нормы и стандарты;

• законодательные и нормативные акты в области ядерной энергетики;

• транспорт (ст. 55).

По сути, статья устанавливает сближение более чем по трети параграфов acquis communautaire1. Саммит Россия—ЕС в октябре 2000 г. обозначил в качестве одного из достижений в этой области сотрудничества «принятие экономической программы, нацеленной на продвижение инвестиций в Россию». Причем ЕС выразил готовность продолжать техническую помощь в этой области.

Соглашение предполагает широкомасштабное экономическое сотрудничество с тем, чтобы содействовать развитию соответствующих экономик сторон, созданию благоприятного международного экономического климата и интеграции между Россией и более широкой областью экономического сотрудничества в Европе (ст. 56). Соглашением предусмотрены меры, направленные:

• на промышленное сотрудничество (ст. 57);

• защиту и поощрение инвестиций (ст. 58);

• взаимодействие в области государственных закупок (ст. 59), стандартизации (ст. 60), сырьевой и горнодобывающей промышленности (ст. 61), науки и техники (ст. 62), образования и профессиональной подготовки (ст. 63), сельского

1В конце XX в. в европейском правовом лексиконе появилась абсолютно новая, до этого нигде не фигурирующая, категория — acquis communautaire. Именно так именовалась ст. 7 Проекта Договора о Европейском Союзе, принятого Европейским Парламентом 14.02.1984. Во французском варианте это буквально означало «то, что достигнуто в рамках Сообщества».

хозяйства и АПК (ст. 64), энергетики (ст. 65);

• сотрудничество в сфере космоса (ст. 67), строительства (ст. 68), окружающей среды (ст. 69), транспорта (ст. 70), услуг электрической и почтовой связи (ст. 71), финансовых услуг (ст. 72), регионального развития (ст. 73), в социальной сфере (ст. 74), туризме (ст. 75), сфере малого и среднего предпринимательства (ст. 76), сфере связи, информатики и информационной инфраструктуры (ст. 77), таможенного дела (ст. 78), статистики (ст. 79), экономической политики (ст. 80);

• сотрудничество в области регулирования движения капитала и платежей в России (ст. 83). В сфере государственных закупок прогресс

пока не очень значителен, так как согласно российскому закону о государственных закупках иностранные фирмы могут принимать участие в государственных тендерах только в случае, если нужный товар в России не производится или его производство считается здесь нерентабельным.

Положения Соглашения в отношении научного и технического сотрудничества конкретизированы в отдельном Соглашении между Правительством РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий (ССоНТ), подписанном в ноябре 2000 г. Соглашение позволяет российским организациям принимать участие в европейских исследовательских программах (за исключением ядерной энергетики), а европейским компаниям — в российских (ст. 5 ССоНТ).

Вторая опора. Сотрудничество в рамках второй опоры на сегодня крайне ограничено. Оно опирается на обязательство сторон Соглашения «содействовать международному миру и безопасности, а также мирному урегулированию споров и сотрудничать в этих целях в рамках ООН, ОБСЕ и других форумов», а также «в полной мере применять все принципы и положения, содержащиеся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе».

Статья 6 указывает на необходимость сближения по международным вопросам, которые являются предметом общей озабоченности. О продвижении в этой области сотрудничества свидетельствует, например, наличие в последних Совместных декларациях пунктов, посвященных вопросам внешней политики.

Третья опора. Как и в случае со «второй опорой», сотрудничество в рамках «третьей опоры» несопоставимо по масштабам с экономическим сотрудничеством. В этой области Соглашение (ст. 2)

объявляет, что в основе внутренней политики сторон лежат Хельсинкский заключительный акт и парижская Хартия для Новой Европы.

С точки зрения развития сотрудничества с ЕС определенной проблемой является критическая оценка международными наблюдателями российских парламентских выборов 2003 г. и президентских 2004 г. Соглашение также содержит положения о сотрудничестве, направленном на предотвращение противоправной деятельности. Согласно ст. 81 стороны выразили готовность приложить все усилия по сотрудничеству с целью предотвращения использования своих финансовых систем для «отмывания» доходов от преступной деятельности в целом и от преступлений, связанных с наркотическими веществами, в частности.

Сотрудничество в этой области включает административное и техническое содействие, направленное на выработку приемлемых стандартов в предотвращении «отмывания» денег, эквивалентных стандартам, принятым Сообществом и международными форумами поданным вопросам, включая Специальную группу по финансовой деятельности (ФАТФ). Также будут приниматься меры в области борьбы с производством и распространением наркотических веществ (ст. 82).

При этом стороны сотрудничают с целью предотвращения противоправной деятельности, в частности:

• нелегальной иммиграции и нелегального присутствия граждан одной Стороны на территории другой Стороны (принимая во внимание принцип и практику реадмиссии);

• противоправной деятельности в сфере экономики, включая проблемы коррупции;

• незаконных сделок с различными видами товаров, включая промышленные отходы;

• подделок;

• незаконного оборота наркотических и психотропных веществ (ст. 84).

Положения Соглашения расширяются и конкретизируются совместным Планом действий по борьбе с организованной преступностью, подписанным 10.04.2000. План предусматривает гармонизацию законодательства, а также сотрудничество правоохранительных и правоприменительных органов.

Россия и ЕС договорились о начале консультаций экспертов по вопросу обновления договорной базы отношений в связи с окончанием в 2007 г. действия Договора о партнерстве и сотрудничестве.

Вторым основополагающим документом в отношениях России и ЕС является Общая стратегия

ЕС по отношению к России (далее — Стратегия). Общая Стратегия не заменяет Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, но дополняет его, используя его механизмы.

Стратегия формулирует основные цели ЕС по отношению к России [1]:

1) укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в России. При этом отдельно обозначается проблема создания институтов, необходимых для функционирования экономики;

2) интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Это предполагает создание функционирующей рыночной экономики. Здесь особенно важной объявляется структурная перестройка предприятий, системы государственных финансов, банковской системы и стратегии развития предприятий в кризисных ситуациях. Также большая важность придается вступлению России в ВТО;

3) сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;

4) совместное участие в решении общих проблем европейского континента, которые включают ядерную безопасность, экологию, проблемы преступности.

Для обеспечения продвижения по указанным проблемам Стратегия устанавливает программы поддержки и механизмы взаимных консультаций между ЕС и Россией.

Расширение ЕС и вопросы Калининграда. Расширение ЕС в мае 2004 г. ставит перед Россией ряд вопросов. Особенно острым становится вопрос Калининграда, который превращается в российский анклав внутри ЕС. Послание Европейской Комиссии содержит предварительный анализ последствий такого расширения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Комиссии, основой анализа влияния расширения на Россию должен стать факт принятия Польшей и Литвой acquis communautaire. При этом в acquis этих стран будет входить и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.

Отныне предоставляемый Соглашением статус наибольшего благоприятствования будет распространяться и на торговлю между Россией и новыми странами — членами ЕС. При том, что средний уровень тарифов в ЕС составляет 4,1 %, в Польше тарифы при режиме наибольшего благоприятствования — 15,8 %, а в Литве — 5,1 %, Россия сможет

получить значительные выгоды от улучшения торговых условий.

Более того, по Соглашению будет обеспечиваться существование беспошлинного транзита товаров через Литву в Калининградскую область из России и наоборот. Однако расширение ЕС может повлиять на соглашения между Россией и Литвой, принятые в1991и1999г.,а также на соглашения о сотрудничестве между Калининградской областью и некоторыми польскими регионами.

Интересным пунктом Послания является идея предоставления Калининградской области специального режима в торговле с ЕС. Однако такая возможность появляется только в случае предоставления области необходимой степени автономии.

Однако одним из последствий принятия Польши и Литвы в ЕС становится некоторое ужесточение пограничного контроля. Для того чтобы это обстоятельство не стало существенным препятствием в торговле, предполагаются инвестиции в эту сферу. При этом опыт Финляндии свидетельствует, что принятие в ЕС способно даже ускорить процедуры контроля.

Одной из дополнительных проблем становится перевозка грузов военного назначения, которая осуществляется по специальным соглашениям с Россией. Расширение может предполагать пересмотр этихдоговоренностей.

Энергетическое снабжение области может обеспечиваться как через РАО ЕЭС, так и через подключение к Центрально-Европейской сети, обеспечивающей сейчас Польшу.

Определенные проблемы накладывает расширение ЕС на передвижение людей. Поездки российских граждан в новые страны-члены предполагают наличие визы и заграничного паспорта. Это может потребовать усовершенствования процедур выдачи виз, атакже заключения специальных соглашений, которые допускаются в рамках acquis communautaire.

В результате расширения Балтийское море станет зоной рыболовства исключительно для ЕС, за исключением небольших участков вокруг Калининграда и Петербурга. В связи с расширением отдельную озабоченность ЕС вызывают проблемы внутри Калининградской области. Это проблемы бедности, преступности, экологии и здравоохранения, которые затрагивают и соседние регионы.

В то же время перспективы сближения Калининграда и стран ЕС достаточно высоки. Область является частью трех еврорегионов, созданных в целях продвижения сотрудничества. В еврорегион

«Балтика» входят Дания, Латвия, Литва, Польша и Швеция. В еврорегион «Саул» входят 18 региональных и местных образований Литвы, Латвии, Швеции и России. А еврорегион «Неман» объединяет Литву, Калининградскую область и Белоруссию.

В Люксембурге 27.04.2004 подписан Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и ЕС и его государствами-членами — с другой, учитывающий присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к ЕС, а также Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия — ЕС. Эти документы должны стать важным практическим вкладом в процесс формирования Европы без разделительных линий.

Торгово-экономические отношения России с Европейским союзом. В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение имеет сотрудничество с ЕС — основным торговым партнером, на долю которого приходится около 37 % внешнеторгового оборота Российской Федерации и 55 % всех привлеченных в страну иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки еще более возрастает в связи с завершением формирования экономического и валютного союзов, а также присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы. Укрепление евро и ее растущее использование в международных расчетах способствуют повышению экономической привлекательности торговли с ЕС.

В стратегическом плане наибольшее значение имеет начавшаяся работа по разработке концепции Общеевропейского экономического пространства (ОЕЭП). Формирование однородной правовой и экономической среды в России и остальной части Европы будет способствовать расширению взаимной торговли и кооперации российских и европейских предприятий.

В рассматриваемый период маловероятно существенное увеличение взаимной торговли России со странами Центральной и Восточной Европы. Ограниченный по номенклатуре характер российского экспорта, возможное снижение цен на энергоносители, слабая диверсификация структуры импорта наряду с почти полным отсутствием промышленного сотрудничества предопределяют

возможные существенные колебания объемов экспорта и импорта как в целом с регионом, так и с отдельными странами. Экономические отношения России с этими странами будут испытывать растущее влияние вступления стран Центральной и Восточной Европы (кроме Болгарии и Румынии) в ЕС. Основными торговыми партнерами остаются Польша и Венгрия. Значительное положительное сальдо России в торговле с этим регионом сохраняется.

Основными импортерами российской нефти остаются страны Западной Европы, такие как Германия, Италия, а также государства Центральной и Восточной Европы. Стратегическое партнерство между ЕС и Россией — обоюдовыгодная и вполне достижимая цель. ЕС находится накануне исторических перемен.

Трудно недооценить важность России для ЕС. Россия является крупнейшим соседом ЕС, серьезной мировой силой и очень важным торговым партнером, обладающим значительным потенциалом. Точно так же и ЕС является ключевым

партнером для России как с политической, так и с экономической точки зрения. Европейский Союз — важнейший торговый партнер России. На него приходится 37 % объема всей ее торговли, а после расширения этот показатель возрос до50 % [1].

Пока, ксожалению, взаимоотношения Россия— ЕС не принесли тех результатов, которых ожидали обе стороны, и вина за это лежит на каждой из них. Действительно, ЕС иногда проводил недостаточно последовательную линию, а временами занимал нечеткую позицию по тем или иным вопросам.

Список литературы

1. Кудров В. М. Экономика «трех Европ» на подъеме // М.: Огни ТД, 2005.

2. Паттен К. Преодолевая разрыв между риторикой и реальностью // Независимая газета. 26.02.2004.

3. Проблемы интеграции России в единое европейское пространство // Институт экономики переходного периода. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.