Научная статья на тему '"ЕВРОПЕЙСКАЯ" ПОЛИТИКА НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ США'

"ЕВРОПЕЙСКАЯ" ПОЛИТИКА НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1268
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / НАТО / ЕС / РОССИЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Алина

В статье рассматривается политика США, проводимая новым президентом Джо Байденом и его администрацией в отношении евро-атлантических институтов, прежде всего НАТО и ЕС. В заключение представлен один из возможных сценариев дальнейшего развития американо-европейских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ЕВРОПЕЙСКАЯ" ПОЛИТИКА НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ США»

«ЕВРОПЕЙСКАЯ» ПОЛИТИКА НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ США

Алина Ильиных,

магистрант Санкт-Петербургского государственного университета

Статья подготовлена в рамках прохождения научно-исследовательской практики в ИНИОН РАН

Аннотация. В статье рассматривается политика США, проводимая новым президентом Джо Байденом и его администрацией в отношении евро-атлантических институтов, прежде всего НАТО и ЕС. В заключение представлен один из возможных сценариев дальнейшего развития американо-европейских отношений.

Ключевые слова: США; НАТО; ЕС; Россия; Китай.

Keywords: the USA; NATO; EU; Russia; China

За время своего пребывания на посту президента Д. Трамп приобрел репутацию «могильщика муль-тилатерализма», продемонстрировав всему мировому сообществу склонность отдавать предпочтение двустороннему взаимодействию перед многосторонним порядком, основанным на разделяемых всеми правилах. 45-й президент США запомнился многочисленными критическими высказываниями в адрес европейских союзников Вашингтона, да и всего Североатлантического альянса, названного им «пережитком прошлого». Приоритетный для Трампа двусторонний формат оказался востребован странами Восточной Европы, толерантными к проявлениям американского патернализма, но не западноевропейскими государствами1.

В ходе предвыборной кампании Дж. Байден четко обозначил направленность своей внешнеполитической стратегии: движение в сторону улучшения отношений с европейскими партнерами. Восстановление утраченных в период правления Трампа многосторонних соглашений и договоренностей должно было ознаменовать собой возвращение мультилатерализма.

«Джо Байден хочет опереться на европейских союзников. Он обязался очень жестко относиться к России, а это означает, что он нуждается в НАТО, -выразила чаяния большинства западноевропейцев эксперт по вопросам обороны Карлота Гарсия Энсина, из Real Instituto Elcano, - Байден сказал,

что приложит большие усилия для укрепления способности НАТО иметь дело с Россией»2.

Стремление нового президента США к возрождению и укреплению американских позиций в Европе было воспринято европейскими экспертными и политическими кругами как признак восстановления американского лидерства.

26 января новоизбранный президент США провел телефонный разговор с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, в ходе которого подтвердил намерение взаимодействовать с Североатлантическим альянсом по Ираку, Афганистану и России. В рамках довольно продолжительной беседы Байден и Столтенберг обсудили внутренние и внешние вызовы, стоящие перед НАТО и ее партнерами, а также перспективы взаимодействия США и европейских союзников по НАТО3. Отдельно была рассмотрена проблема противодействия пандемии COVID-19. Особое внимание собеседники уделили вопросам, связанным с «Россией и преодолением последствий для безопасности НАТО, вызванных подъемом Китая»4. В качестве ответной меры на «мирное возвышение КНР» и «напористость» России была оговорена необходимость сохранения курса на увеличение оборонных расходов союзников по альянсу. Таким образом, рассматриваемый телефонный разговор зафиксировал опорные точки траектории взаимодействия по линии США - НАТО.

Г-н Столтенберг выразил уверенность в том, что вступление в должность президента Байдена станет началом новой главы в истории Североатлантического альянса. Если 45-й президент США намеренно подрывал союзы, являющиеся опорными элементами существующего международного порядка, то в Байдене многие видят антидот от «ядовитой» политики Трампа. Европейские союз-

1 McCaffrey D. У Трампа и Байдена разное отношение к НАТО // Euronews. - 2020. - URL: https://ru.euronews.com/2020/ 11/03/us-election-nato-russia

2 Ibid.

3 NATO Secretary General speaks with US President Biden // NATO. - January 2021. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/ natohq/news_180872.htm?selectedLocale=en

4 NATO Secretary General speaks with US President Biden // NATO. - January 2021. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/ natohq/news_180872.htm?selectedLocale=en

ники Вашингтона небезосновательно рассчитывают на появление новых «окон возможностей» во взаимодействии с Вашингтоном.

По итогам переговоров стороны подтвердили готовность совместно работать над повесткой будущей встречи представителей НАТО в верхах в Брюсселе в 2021 г. С нашей точки зрения, этот факт можно расценивать как свидетельство стремления США первыми приступить к урегулированию имеющихся разногласий.

На фоне успешных переговоров с генеральным секретарем НАТО президент Байден перешел к обсуждению вышеозначенных вопросов непосредственно с главами европейских государств. В январе 2021 г. состоялся телефонный разговор между Дж. Байденом и президентом Франции Эммануэлем Макроном1. Французский лидер отметил, что неспособность администрации Трампа договариваться и его постоянная критика НАТО и Европейского союза вынудили многих пересмотреть свое отношение к углублению европейского сотрудничества в оборонной сфере2. По мнению французского президента, продуктивное взаимодействие с США возможно лишь при условии, что Европа выступит в качестве «автономного партнера» с собственными военными и технологическими возможностями, поскольку «сотрудничество не может быть зависимостью». Макрон стал «рупором» той части политической элиты ЕС, что выступает за автономию стратегического курса Европы. «Дело не в том, что мы хотим разрушить существующие союзы или партнерства», - заявил президент Франции. «Но сотрудничество, - подчеркнул он, - это выбор совместной работы для достижения общих ценностей и целей. В тот день, когда сотрудничество становится зависимостью, вы становитесь чьим-то вассалом и исчезаете»3.

Тем не менее разговор двух лидеров, по словам президента Макрона, был «довольно приятным» и позволил достичь консенсуса в отношении дальнейших совместных действий.

Следующий телефонный разговор Байдена состоялся 25 января с канцлером Ангелой Меркель. Канцлер ФРГ выразила надежду на восстановление «дружественных» отношений между двумя государствами. Лидеры двух стран обсудили вопросы, касающиеся как двусторонних отношений Германии и США, так и общей политики в рамках Североатлантического альянса. Были рассмотрены

различные аспекты политики в отношении России, Китая, Афганистана и Ирана4.

В целом все лидеры Европейского союза заявили, что рассчитывают на улучшение отношений между Европой и США как в рамках Североатлантического альянса, так и на международной арене.

Так, глава Евросовета Шарль Мишель в своем Т-тйег-аккаунте не только поздравил президента Байдена и вице-президента Камалу Харрис с инаугурацией, но и пожелал возобновления «теплых» отношений между Брюсселем и Вашингтоном5. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен была максимально прямолинейна. «Спустя четыре долгих года у Европы снова появится друг в Белом доме», - констатировала она, подчеркнув, что Европа готова возобновить связи со своим старым надежным партнером - США6.

Вопросы международной безопасности вошли в число приоритетных для новой администрации Белого дома. Символично, что во время выступления на Мюнхенской конференции по безопасности 2021 г. Байден вспомнил слова, сказанные им на этом форуме в 2019 г.: «Америка вернется!», и, как отметил глава конференции Вольфганг Ишингер, «Америка вернулась!»7. Вступление Байдена в должность президента США было расценено странами Западной Европы как «глоток свежего воздуха».

В течение всей конференции 2021 г. Соединенные Штаты демонстрировали активистскую позицию, подчеркивая свое стремление наладить американо-европейские отношения. Принимая во внимание накопившиеся разногласия между США и Европой, можно утверждать, что Дж. Байдену и его администрации досталось непростое наследство. Критика со стороны Дональда Трампа и его администрации подорвала доверительные отношения между странами - участницами Североатлантического альянса, что ослабило эту организацию в качестве политического игрока на международной арене. Для исправления «ошибок прошлого» администрация нового президента США проводит политику, которая включает в себя выработку общего видения вызовов и угроз безопасности в рамках НАТО. И на данном треке наиболее сложным пред-

1 Cohen R. Macron Tells Biden That Cooperation With U.S. Cannot Be Dependence // The New York Times. - 29 January 2021. -https://www.nytimes.com/2021/01/29/world/europe/macron-biden.html

2 Ibid.

3 Ibid.

Баталов Н. Меркель пригласила Байдена в Берлин // Deutsche Welle. - 26.01.2021. - https://www.dw.com/ru/merkel-priglasila-bajdena-v-berlin/a-56342430

5 Шарль Мишель // Личный аккаунт в Twitter. - 20.01.2021. -https://twitter.com/eucopresident/status/1351935935945060352

6 Жуков Е. ЕС, НАТО и Россия надеются на улучшение отношений с США // Deutsche Welle. - 20.01.2021. - https://www. dw.com/ru/es-nato-i-rossija-nadejutsja-na-uluchshenie-otnoshenij-s-ssha/a-56293652

7 President Biden Addresses the Munich Security Conference // C-SPAN: Video Library. - 19.02.2021. - https://www.c-span.org/ video/?509162-101/president-biden-addresses-munich-security-conference

ставляется согласование позиции по следующим трем дискуссионным вопросам.

Первый вопрос - это проблема развития первоИ военной концепции Евросоюза под названием «Стратегический компас ЕС». Документ предполагает возможность «самостоятельно проводить отдельные операции там, где целесообразно использование именно европейских сил (а не НАТО)»1.

Создание такого «Стратегического компаса» призвано расширить возможности Евросоюза самостоятельно проводить военные операции без опоры на США и НАТО, в тех регионах, где Соединенные Штаты играют доминирующую роль, если отношения между Брюсселем и Вашингтоном продолжат ухудшаться. В случае нового потепления отношений между Новым и Старым Светом Брюссель будет рассматривать эти усилия как способ стать более эффективным военным союзником для США.

Второй непростой вопрос - это выстраивание отношений с Россией. Ситуацию, сложившуюся сегодня в двусторонних отношениях Москвы и Вашингтона, многие называют «вторым изданием холодной войны». Несмотря на надежды некоторых недальновидных российских политиков, «свой парень» Трамп так и не стал «нашим» парнем за четыре года пребывания на посту президента. Зато его администрация полностью разрушила все возможные форматы сотрудничества с Россией, включая соглашения в области контроля над вооружениями, встречи на высшем уровне, рабочие контракты между ведомствами. 2 августа 2019 г. Вашингтон вышел из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), заключенного между СССР и США 8 декабря 1987 г. Уже в августе и сентябре 2019 г. США провели испытания новейшей модификации крылатой ракеты Tomahawk с запрещенной ДРСМД дальностью полета и прототипа новой баллистической ракеты наземного базирования средней дальности. 22 ноября 2020 г. завершился процесс выхода США из Договора по открытому небу (ДОН), позволяющего участникам совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью. Продлить истекавший в феврале 2021 г. договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) Трамп соглашался только при условии присоединения к этому документу Китая.

И хотя Байден пошел на продление ДСНВ сразу на пять лет и без предварительных условий, ожидать потепления российско-американских отношений не приходится. О восприятии России в качестве «враж-

дебного другого» говорят усилия команды Байдена воспрепятствовать реализации проекта «Северный поток-2». Руководство США полагает, что Германия может предложить компромиссный вариант, чтобы «лишить Россию стимула использовать СП-2 против Украины». Речь идет о возможности отключать газопровод, если РФ ограничит украинский транзит своего газа2. В полемике о судьбе СП-2 сталкиваются интересы политических и бизнес-кругов Германии и США. Многие в Германии полагают, что, блокируя строительство СП-2, Вашингтон фактически ведет войну против своих европейских союзников. Правительство ФРГ пока не поддается на шантаж со стороны США, исходя из того, что реализация данного проекта важна не только для Германии и России, но и для всей Европы в целом.

Третьим непростым вопросом, в отношении которого США и Европа должны прийти к консенсусу, является взаимодействие с Китаем. С приходом Трампа в Белый дом американо-китайские отношения многократно ухудшились. Можно даже говорить о своеобразной холодной войне между этими двумя государствами, что подтверждается многочисленными политическими и экономическими санкциями и контрсанкциями. Китай выступает для Америки в роли экономической, технологической и военной угрозы. Показательно, что упорное стремление Дж. Байдена дистанцироваться от политического наследия Трампа не затрагивает взаимоотношений с официальным Пекином.

Байден и его команда продолжают политику предыдущих администраций, пытаясь втянуть Пекин в договорные отношения в области контроля над вооружениями с целью ограничить резкий подъем и развитие военных технологий в КНР. Несмотря на все попытки США, Китай не намерен вступать в подобные договоры и соглашения, объясняя это тем, что в таком случае Соединенные Штаты косвенно смогут осуществлять контроль над вооружениями Китая и использовать эти ограничения в свою пользу.

«Оттепель» в отношениях США и КНР представляется маловероятной еще и с учетом того, что еще во времена своей предвыборной кампании Байден обвинял Пекин в совершении «преступлений против человечности», в частности в «геноциде» уйгуров (по данному вопросу позиции и риторика 45-го и 46-го президентов США полностью совпадали)3. Применительно к Китаю США действуют по принципу «лучшая защита - это нападение», что четко прослеживалось в телефонных

1 Дубровин Д. Оборонная автономия. Какими будут отношения ЕС и НАТО // Информационное агентство ТАСС. -26.02.2021. - https://tass.ru/opinions/experts/9331

Николаев П. Отключение «Северного потока-2»: США

нашли компромисс с Германией // Газета.ги. - 04.02.2021. -https://www.gazeta.ru/business/2021/02/04/13466882.shtml

3 U.S. Relations with China: Timeline // the Council on Foreing Relations (CFR). - https://www.cfr.org/timeline/us-relations-china

разговорах Энтони Блинкена (государственного секретаря США) и Ян Цзечи (директора Офиса Центральной комиссии по иностранным делам) от 5 февраля 2021 г., самого Байдена и Си Цзиньпина. Новая администрация Белого дома заняла четкую позицию: используя все методы, чтобы не допустить усиления Китая в технологической и военной сферах, она подключает даже правозащитную риторику, вынося на международное обсуждение «проведение Китаем неправомерной политики в отношении Синьцзяна, Гонконга и Тайваня»1. Отметим, что даже те вопросы, решение которых предполагает коллективные солидарные усилия международного сообщества - борьба с пандемией СОУШ-19, глобальное потепление, борьба с бедностью, - политизированы настолько, что не могут стать основой для сближения позиций КНР и США. Проведенная 18 марта 2021 г. встреча на высшем уровне в Анкоридже (Аляска), завершилась «фиаско американских дипломатической и протокольной служб»2, что подтвердило выводы ряда экспертов о невозможности «сгладить» напряженность в отношениях Китая и США. Представители президента Байдена, не соблюдая никаких базовых протокольных правил, перешли в «наступление» на китайскую делегацию, высказав резкую критику в отношении действий правительства страны. Представители КНР были «оскорблены» таким поведением американской делегации, но также заключили, что американское правительство не намерено идти на какие-либо уступки и будет дальше придерживаться «антикитайской политики».

Европейские государства, так же как и США, обеспокоены резким подъемом Китая на региональном и международном уровнях, что служит дополнительной мотивацией для активизации работы над концепцией «Стратегический компас ЕС». При этом в 2020 г. истек срок «Повестки стратегического сотрудничества между ЕС и Китаем до 2020 года»3, подписанной в 2013 г., а на основании условий данного документа в декабре 2020 г. было принято Всеобъемлющее инвестиционное соглашение4. Данное инвестиционное соглашение играет немаловажную роль в европейско-китайских отношениях, в первую очередь экономических и

1 Tiezzi, Shenon. The Biden Administration Announces First China Meeting // The Diplomat. - 11.03.2021. - https://thediplomat. com/2021/03/biden-administration-announces-first-china-meeting/

2 На Аляске американцы получили от Китая урок // ВГТРК Россия 24. - 19.03.2021. - https://www.youtube.com/watch?v= 5KIwYR2rAYk

3 EU - China 2020 Strategic Agenda for Cooperation // European External Action Service (EEAS). - 23.11.2013. - https://eeas.europa. eu/archives/docs/china/docs/eu-china_2020_strategic_agenda_en.pdf

4 EU - China Comprehensive Agreement on Investment (CAI) //

European Commision. - 22.01.2021. - https://trade.ec.europa.eu/

doclib/press/index.cfm?id=2237

торговых. Оно обеспечивает «существенно улучшенный доступ к рынку, ликвидацию дискриминационных требований и практик в отношении иностранных инвесторов, создание сбалансированных рамок защиты инвестиций и включение положения об инвестициях и устойчивом развитии», а также «учреждение политического механизма постоянного наблюдения за ходом переговоров и отчета руководителей по итогам года о проделанной рабо-те»5. Это говорит об усилении позиций Китая на европейском рынке, при этом Китай обгоняет Соединенные Штаты, что, соответственно, приводит к еще большему напряжению в отношениях по линии США - ЕС - КНР. Однако увеличение противоречий между Китаем и США негативно сказывается на успешном выполнении условий соглашения. Европейский союз вынужденно оказывается на линии огня между КНР и США. При этом политические отношения ЕС и Китая также находятся в кризисе - Китай ввел санкции против ряда парламентариев и ученых Европы в качестве ответа на европейские штрафные меры в отношении Китая за нарушение прав человека6. Основными странами -участницами ЕС, пострадавшими от этих санкций, стали Германия, Бельгия, Франция, Литва и Дания. С учетом всех вышеозначенных обстоятельств можно сделать вывод, что Всеобъемлющее инвестиционное соглашение находится под угрозой невыполнения, что в перспективе негативно отразится на инвестиционных рынках ЕС.

Обобщая информацию об имевших место контактах нового главы Белого дома и его администрации с европейскими союзниками, можно отметить:

• решительный настрой команды Байдена на нормализацию отношений с европейскими партнерами в рамках Североатлантического альянса и Европейского союза;

• сохранение вопроса выработки общей политики в отношении РФ и КНР в качестве одного из наиболее дискуссионных;

• готовность США совместно с европейскими партнерами вести борьбу как с новыми вызовами -пандемией СОУШ-19 и ее последствиями, так и с традиционными угрозами международной безопасности: терроризмом и т.п.;

• склонность администрации Байдена к мульти-латерализму во внешней политике, что подтверждается возвращением к Парижским соглашениям по климату и Всемирную организацию здравоохранения, а также продлением ДСНВ.

5 EU - China Comprehensive Agreement on Investment (CAI).

6 Мыльников П. Европейские МИДы вызывают послов КНР на ковер из-за санкций // Deutsche Welle. - 23.03.2021. -https://www.dw.com/ru/rjad-mid-stran-evrosojuza-vyzvali-poslov-kitaja-iz-za-sankcij/a-56964350

Однако очевидно, что американо-европейские отношения не могут быть налажены за счет одной только смены лидера США. Наиболее вероятной представляется реализация сценария «замедленного развития» (обсуждение основных проблем во взаимоотношениях сторон, попытки найти решение, но отсутствие консенсуса из-за трудноразрешимых спорных моментов), что не приводит к какому-либо существенному продвижению. С одной стороны, Байден демонстрирует стремление вывести Соединенные Штаты из «пропасти недоверия», в которой Америка оказалась в период президентского срока Трампа, идет на многочисленные контакты со своими партнерами, старается придерживаться нейтральной позиции по целому ряду вопросов, связанных с европейской политикой. С другой стороны, необходимо понимать, что явление «трампизма» и последствия, к которым привели многие решения бывшего президента Трампа, какое-то время будут определять реализацию внутренней и внешней политики Соединенных Штатов. Американской политике необходимо время для восстановления как на национальном, так и на международном уровне.

На данном этапе США необходима поддержка Европы, чтобы провести «перезагрузку» НАТО и восстановить позиции Альянса как сильного международного игрока. Однако проведенная 23-24 марта 2021 г. встреча министров иностранных дел НАТО показала, что США и Европа пока еще действуют в рамках сценария «замедленного развития». Основными вопросами в ходе обсуждений стали «агрессивные действия России, которые представляют угрозу евро-атлантической безопасности», «угрозы международного терроризма» и «проблемы пандемии СОУГО-19»1. Важно отметить, что тема Китая не затрагивалась напрямую, однако прозвучавшие на встрече формулировки «...столкновение с растущими угрозами и системной конкуренцией... напористые и авторитарные державы, которые бросают вызов посредством гибридных и киберугроз, а также с использованием злонамеренных технологий» соотносятся именно с КНР, так как ранее многие американские исследователи называли Китай «технологической» угрозой для США3.

Таким образом, резюмируя все сказанное выше, остается констатировать, что первый год президентского срока Дж. Байдена уйдет на восстановление разрушенных связей и возврат доверия со стороны Европы. Для европейских государств

трансатлантическое партнерство остается краеугольным камнем, важной опорой и центральным элементом политической сплоченности4. Однако не стоит ожидать каких-либо масштабных перемен в рамках Североатлантического альянса. Несмотря на весь энтузиазм европейских партнеров США по НАТО последствия политики Д. Трампа сказываются и по сей день. Доверие к американскому партнеру было подорвано. Прозрачность политики США также нарушена. Негативные последствия пандемии СОУШ-19 внесли свои коррективы. Разногласия в оценке «угроз», исходящих от России и Китая, не способствуют сглаживанию противоречий между США и отдельными странами ЕС.

Удастся ли Джо Байдену восстановить отношения с ЕС и создать объединенный фронт западных стран для оказания более эффективного давления на Россию, будет зависеть не только от США, но и от внутреннего единства европейского блока, готовности лидеров ЕС работать по американской повестке, но также от использования или неиспользования российским руководством проактивной, а не реактивной стратегии взаимодействия с западными партнерами.

1 Заявление министров иностранных дел НАТО // NATO -23.03.2021. - https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_ 182648.htm

2 Ibid.

3 Farley, Robert. The Innovation Dilemma: Sharing vs. Hoarding

Knowledge // The Diplomat. - 25.03.2021. - https://thediplomat.com/ 2021/03/the-innovation-dilemma-sharing-vs-hoarding-knowledge/

Заявление министров иностранных дел НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.