Научная статья на тему '"ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБЩАЯ ОБОРОНА" И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС'

"ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБЩАЯ ОБОРОНА" И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАИНСКИЙ КРИЗИС / НАТО / ПЕРЕИЗБРАНИЕ Э. МАКРОНА / ИНТЕГРАЦИЯ / "ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБЩАЯ ОБОРОНА" / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ В ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернега Владимир

В статье анализируются перспективы «европейской общей обороны» в свете изменений военно-политической ситуации в ЕС, вызванных украинским кризисом. Отмечаются возросшая роль НАТО и США в обеспечении безопасности объединения, увеличение американского военного присутствия в ряде государств-членов, укрепление под эгидой Вашингтона блоковой дисциплины в Альянсе. Вместе с тем указывается, что в среднесрочном и долгосрочном плане это положение дел может измениться в результате усилившегося стремления ряда стран, прежде всего Франции и Германии, продвигать создание собственного оборонного потенциала ЕС. Особенно активен на этом «треке» президент Э. Макрон, зарекомендовавший себя убежденным сторонником образования «державы Европы», обладающей реальной автономией в сфере обороны. Рост под давлением США военных бюджетов европейских государств - членов НАТО объективно способствует достижению такой автономии. В статье освещаются самые последние демарши французского и германского лидеров, связанные с продвижением «общей обороны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБЩАЯ ОБОРОНА" И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

«ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБЩАЯ ОБОРОНА» И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС

Владимир Чернега,

главный научный сотрудник ИНИОНРАН, Чрезвычайный и Полномочный Посланник

Аннотация. В статье анализируются перспективы «европейской общей обороны» в свете изменений военно-политической ситуации в ЕС, вызванных украинским кризисом. Отмечаются возросшая роль НАТО и США в обеспечении безопасности объединения, увеличение американского военного присутствия в ряде государств-членов, укрепление под эгидой Вашингтона блоковой дисциплины в Альянсе. Вместе с тем указывается, что в среднесрочном и долгосрочном плане это положение дел может измениться в результате усилившегося стремления ряда стран, прежде всего Франции и Германии, продвигать создание собственного оборонного потенциала ЕС. Особенно активен на этом «треке» президент Э. Макрон, зарекомендовавший себя убежденным сторонником образования «державы Европы», обладающей реальной автономией в сфере обороны. Рост под давлением США военных бюджетов европейских государств - членов НАТО объективно способствует достижению такой автономии. В статье освещаются самые последние демарши французского и германского лидеров, связанные с продвижением «общей обороны».

Ключевые слова: украинский кризис, НАТО, переизбрание Э. Макрона, интеграция, «европейская общая оборона», военные расходы в ЕС.

Keywords: Ukrainian crisis, NATO, E. Macron's re-election, integration, European common defense, military spending in the EU.

События на Украине, на первый взгляд, обернулись для большей части Европейского континента триумфом модели безопасности, основанной на ключевой роли НАТО и США. Финляндия и Швеция заторопились вступить в Альянс, который перестраивается и усиливается в военном плане, особенно на своем «восточном фланге». США, после периода правления Д. Трампа, вызвавшего определенную «смуту» среди европейских союзников, вновь построили последних в одну колонну под флагом противодействия «российской агрессии», одновременно нарастив численность своих войск на территории ряда из них. Как без обиняков написала в американском журнале Foreign Policy в сентябре 2022 г. сотрудник Бруклинского института А. Стент, «Украинский кризис подчеркнул незаменимую роль Вашингтона в качестве лидера и гаранта безопасности Ев-

ропы, показав союзникам по НАТО, что они не могут защитить себя без американского покровительства»1.

Опросы общественного мнения зафиксировали рост поддержки НАТО во всех государствах -членах ЕС. Во Франции, например, в марте 2022 г. она составляла 54% по сравнению с 42% в марте 2019 г., в Германии соответственно - 66% и 53%, в Швеции - 66% и 40%2.

Переизбрание Э. Макрона на пост президента Франции в апреле 2022 г. многие «атлантисты» как в стране, так и за ее рубежами в свете этой тенденции сочли скорее позитивным событием. Оно вызвало вздох облегчения в столицах большинства государств - членов НАТО, в том числе в Вашингтоне, поскольку основной конкурент Э. Макрона, лидер Национального объединения М. Ле Пен, была известна своими суверенистскими взглядами. Правда, в отличие от президентской кампании 2017 г., она уже не требовала выхода Франции из Альянса, ограничившись обещанием вывести страну из интегрированных военных структур послед-него3. Но это не успокоило тех, кто опасался, что в случае избрания г-жа политик как минимум понизит уровень французского участия в деятельности организации. Кроме того, несмотря на вал антироссийских высказываний во французских СМИ, М. Ле Пен заявляла, что после завершения военных действий на Украине НАТО и России придется начать сближение, альтернативы которому, с точки зрения обеспечения безопасности в Европе, нет4.

1 How US Grand Strategy is Changed by Ukraine // Foreign Policy, 02.09.2022. - Mode of access: https://foreignpolicy.com/ 2022/09/02/us-grand-strategy-ukraine-russia-china-geopolitics-superpower-conflict/

2 Marcade S. OTAN : la perceptMn des Européens, a-t-elle évolué depuis l'invasion de l'Ukraine ? // YouGov, 16.03.2022. - https://fr.yougov. com/news/2022/03/16/OTAN-evolution-perception-des europeens/

3 Le programme de Marine Le Pen pour la présidentielle 2017 // Le Parisien, 23.04.2017; Projet pour la France de Marine Le Pen. M la France. Mon projet présidentiel. - https://www.mlafrance.fr/ pdts/manifeste-m-la-france-programme-presidentiel.pdf

4 Timsit J. Marine le Pen prône un «raprochement» entre l'OTAN et la Russie après la fin de la guerre avec l'Ukraine // Le Figaro, 13.04.20223. - https://www.lefigaro.fr/elections/presidentielles/marine-le-pen-prone-un-rapprochement-entre l-otan-et-la-russie-apres-la fin-de-la-guerre-avec-l-ukraine/

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

Очевидно, что подобная перспектива сейчас для западных элит как минимум неактуальна.

Поражение М. Ле Пен оставило за скобками вопрос о том, насколько на самом деле победа Э. Макрона вписывается в общий про-атлантиче-ский тренд в ЕС. Между тем она должна, скорее, радовать «европеистов», чем «атлантистов». Конечно, Э. Макрон не является противником Альянса, несмотря на сделанное им в 2019 г. нашумевшее заявление о «смерти мозга НАТО». Напротив, он неоднократно указывал на важность «трансатлантической солидарности», подразумевающей сотрудничество в рамках организации и хорошие отношения с США. Но вместе с тем Э. Макрон энергично боролся и продолжает бороться за превращение ЕС в «державу Европу», способную на равных конкурировать в мире с Соединенными Штатами и Китаем, что объективно требует переформатирования «солидарности» не в пользу НАТО и американского гегемона.

Стоит напомнить, что в своем известном выступлении в Сорбоннском университете в сентябре 2017 г. Э. Макрон изложил программу углубления интеграции в ЕС, которая, по сути, должна была дать импульс его трансформации в квазигосударственное объединение, сочетающее элементы межгосударственного союза, конфедерации и федерации. Усилению национального суверенитета, за который ратует М. Ле Пен и другие представители патриотического течения во Франции, он противопоставил «европейский суверенитет» в экономической, научно-технологической, продовольственной и в оборонной сфере. Более того, перечисляя «ключи к суверенитету», он поставил на первое место формирование «общей стратегической культуры», «общих сил вмешательства», «общей военной доктрины» и «общего оборонного бюджета»1. В целом речь шла о реализации давней идеи «европейской общей обороны» (или «европейской автономной обороны»). С тех пор Э. Макрон при осторожной, но реальной поддержке тогдашнего канцлера Германии А. Мер-кель активно продвигал свой «европейский проект» и добился некоторых успехов, в том числе в оборонной области2. В качестве недавнего примера можно привести принятие ЕС в 2021 г. бюджета Фонда европейской обороны в 7,9 млрд евро

1 Initiative pour l'Europe.Discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique, 26 septembre 2017 // https://www.elisee.fr/emmanuel-macron-/2017/09/26/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democratique /

2 Сидоров А.С. «Европейская оборона» через призму французских интересов и возможностей // Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. - № 4. 2020. - С. 137-169; Чернега В.Н. Подходы к созданию «европейской обороны» во Франции // Там же. С. 114-136.

на период до 2027 г. (эта структура, созданная в 2017 г., занимается поощрением и координацией совместной военно-технической деятельности)3.

Указанные успехи при всей их скромности, как и следовало ожидать, не могли не обострить изначальную проблему «европейской общей обороны» - ее соотношение с НАТО. Э. Макрон неоднократно заверял, что она будет создаваться «в дополнение» к Альянсу и что появление «европейской опоры», наряду с американской, лишь усилит его4. Но это вряд ли могло успокоить «атлантистов» даже в самой Франции, опасающихся ослабления «связки» с США. За ее рубежами по этой же причине особенно настороженно к оборонным инициативам Э. Макрона относились восточноевропейские государства - члены ЕС, в первую очередь Польша, откровенно ориентирующаяся в оборонных вопросах на американского «большого брата».

Продвижение этих инициатив объяснялось прежде всего весом в ЕС «тандема» Франции и Германии, причем последняя сменила свою осторожную позицию на более активную поддержку из-за политики Д. Трампа под лозунгом America first, оборачивавшейся игнорированием интересов европейских союзников. Однако, как указывает исследовательница из Гамбургского университета Б. Кунц, после прихода к власти Дж. Бай-дена у части германских элит появилась надежда, что привычная «трансатлантическая солидарность» вернется. Отсюда ослабление их интереса к «европейской общей обороне»5.

События на Украине и отмеченное увеличение роли НАТО, казалось бы, должны были окончательно поставить точку в негласном споре «атлантистов» и «европеистов» не только в Германии, но и других странах ЕС, где ощущалась поддержка интеграционным оборонным инициативам Э. Макрона. Внешне все так и выглядит. После начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине Евросоюз выступил единым фронтом с НАТО в поддержку Киева и против Москвы, что создало впечатление об отсутствии у него собственной политики и полного равнения на США. В действительности, за этим триумфом атлантизма скрывается неоднозначная ситуация, причем эта неоднозначность,

3 Pène F. Qu'est-ce que le Fonds européen de défense? // Toute l'Europe, 05.08.2021. - https://www. touteleurope.eu/ue-dans-le-monde/qu-est-ce-que-le-fonds-europen de-defense/

4 Conférence sur la sécurité de Munich : faire revivre l'Europe comme une puissance politique stratégique // https://www.elisee.fr/ emmanuel-macron/2020/02/15/confernece-sur-la-securite-de-munich-faire-revivre-leurope-comme-une puissance-politique

5 Kunz B. Paris et Berlin : un moteur stratégique en panne. In: La France dans le monde. Sous la direction de Frédéric Charillon. - Paris, Editions CNRS, 2021. - P. 84-85.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

скорее всего, будет нарастать в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Украинский кризис породил в ЕС и другую тенденцию, которую условно можно назвать «парадоксом Трампа». Как известно, именно он в присущей ему безапелляционной манере потребовал от союзников на саммите НАТО в Брюсселе в июле 2018 г. увеличить их оборонные расходы до 4% ВВП, в то время как в Германии, Франции или Италии они были на уровне 1,2-1,4%. В 2014 г., еще при президенте Б. Обаме, они, как и другие государства-члены, согласились довести их к 2024 г. до 2% ВВП, однако выполнять обязательство не спешили1.

События на Украине привели к серьезным переменам в этом плане в ЕС, причем не только в отношении роста военных расходов. Повышаются темпы наращивания боевого потенциала вооруженных сил, в частности, делается акцент на ускоренном приобретении самых современных, в том числе ударных вооружений, крупные государства создают новые рода войск, например космические силы, выделяются более значительные средства на развитие военной инфраструктуры. Особенно важное значение в данной связи имеет изменение оборонной политики самой мощной в экономическом плане страны ЕС -Германии. Принятое в ней после начала СВО решение об одноразовом выделении на военные цели дополнительных 100 млрд евро, потребовавшее внесения поправки в конституцию, но главное - намерение увеличить военный бюджет за пределы 2% ВВП, французские СМИ назвали «революцией»2. Действительно, как указал в июне 2022 г. канцлер О. Шольц, в обозримом будущем это ведет к созданию в стране самой мощной конвенциональной армии в ЕС3, что, несомненно, вызовет серьезные сдвиги в геостратегическом «раскладе» не только в объединении, но и за его пределами.

О необходимости повышения военных расходов и «перевооружения Европы» в последнее время неоднократно говорили также в официальном Брюсселе. Верховный представитель ЕС по ино-

1 Marin L. Dépenses militaitaires : Trump affirme avoir fait plier les Alliés//Capital, 11.07.2018. - Mode of access: https://www. capital.fr/economie-politique/un-sommet-de-lotan-suspende-lhumeur-de trump-1297376

2 Wieder Th. Guerre en Ukraine : en Allemagne, la révolution du chancelier O. Scholz sur la politique de défense // Le Monde, 28 février 2022. - Mode of access: https://www.lemonde.fr/ international/ article/2022/02/28/guerre-en-ukraine-en-allemagne-la-revolution-d-olaf-scholz-sur-la-politique-de-defense

3 Berlin promet de créer l'une des armées les pllus puissantes

d'Europe // Observareur continental, 06.06.2022. - Mode of access:

https://www.observateur-continental.fr/?module=articles&=view&

id=3920

странным делам и политике безопасности Ж. Бор-рель в мае 2022 г. представил Еврокомиссии проект поддержки европейской оборонной индустрии и унификации вооружений, реализация которого позволила бы объединению существенно продвинуться вперед по пути уменьшения зависимости от импорта вооружений, главным образом из США. Симптоматично, что, обосновывая проект, Ж. Боррель сослался на то, что «НАТО порождает у нас ложное чувство безопасности»4.

В связи с этим следует напомнить, что «трансатлантическая солидарность» до сих пор держалась на «двух китах»: гарантии безопасности, обеспечиваемые США союзникам по НАТО, в соответствии со ст. 5 Североатлантического договора 1949 г. (теоретически они взаимные, но на практике основное бремя с самого начала лежало на Соединенных Штатах); существенная экономия на затратах на оборону, которую эти гарантии позволяли иметь европейским государствам-членам. Конечно, экономия в определенной мере уменьшалась в результате того, что большинство из них были вынуждены закупать многие виды американских вооружений, но все же она была значительной, что облегчало формирование и сохранение в этих государствах щедрых систем социальной помощи. «Парадокс Трампа» состоит в том, что отмеченный рост военных расходов стран ЕС нивелирует последний фактор, а в перспективе делает менее актуальной американскую защиту. Производство собственных унифицированных вооружений в ЕС, естественно, уменьшает потребность в закупках их в Соединенных Штатах. Суверенистка М. Ле Пен во Франции не случайно обещала в случае своего избрания президентом довести военный бюджет страны до 3% ВВП, считая это минимальным условием для ее реальной самостоятельности в оборонной сфере5.

Украинский кризис придал импульс не только «перевооружению Европы», объективно способствующему продвижению «европейской обороны». В июне 2022 на референдуме в Дании 67% проголосовавших избирателей поддержали участие страны в ней, что на практике означает присоединение страны к соответствующим инициативам и проектам6. С учетом того, что ранее

Strrobants J-P. Défense : la Commission dévoile son projet pour réarmer le continent // Le Monde, 18.05.2022. - Mode of access: https://www.lemonde.fr/economir/article/2022/05/18/defense-la-commission-devoile-son-projet-pour-rearmer-le-continent_6126679

5 Projet pour la France de Marine Le Pen. M la France. Mon projet présidentiel. - Mode of access: https://www.mlafrance.fr/ pdts/manifeste-m-la-france-programme-presidentiel.pdf

6 Référendum. Le Danemark va rejoindre la défense européenne // Courrier international, 02.06.2022. - https://www. courrierinternational.com/article/referendum-le-danemark-va-rejoindre-la-defensse-europeenne

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

Дания ограничивалась лишь выполнением обязательств, вытекающих из членства в НАТО, сам факт референдума и его результат явились несомненным успехом «европеистов».

Конечно, сказанное не означает, что ЕС намерен в обозримой перспективе обойтись без НАТО, тем более что очевидная еще до событий на Украине пронатовская и про-американская ориентация восточно-европейских государств-членов сейчас еще больше усилилась. Решение Швеции и Финляндии о вступлении в Альянс укрепляет авторитет последнего и его геостратегическую позицию. Но одновременно параллельно в ЕС, особенно в его западной части, развивается тенденция к большей автономности в международной политике и вопросах обороны. Она очень медленно вызревала в объединении на протяжении десятилетий и получила определенное ускорение благодаря, с одной стороны, националистической политике Д. Трампа, с другой стороны, энергичному продвижению своего «европейского проекта» Э. Макроном. Украинский кризис, как показано выше, по-своему также способствовал увеличению привлекательности идеи «державы Европы». Выдвинутое Э. Макроном в выступлении в Европарламенте в мае 2022 г. предложение о принятии решений в Европейском совете квалифицированным большинством по тем вопросам, которые пока требуют единогласия (а это вопросы безопасности и налогово-бюджетной политики), свидетельствует о его решимости продолжать продвигать эту идею1. Принятие этого предложения позволило бы реализовывать инициативы на пути к «европейской общей обороне», невзирая на настороженное или враждебное отношение к ней восточноевропейских стран ЕС.

Пока трудно сказать, как долго сможет продлиться сосуществование этих двух тенденций, своеобразно олицетворяемых сейчас Германией, которая в марте 2022 г. объявила о намерении закупить американские истребители-бомбардировщики Б-35 и одновременно подтвердила свое участие в разработке, совместно с Францией и Испанией, «европейского боевого многоцелевого самолета»2. Сейчас очевиден перевес на стороне НАТО, у которой есть все, о чем еще только

1 Revoir le discours du Président pour la clôture de la Conférence sur l'avenir de l'Europe, 09.05.2022. - Mode of access: https://www/.elisee.fr/emmanuel-macron/2022/05/09/cloture-de-la-conference-sur-avenir-de-europe

2 L'Allemagne concilie l'achat de F35 amériacains et son

engagement dans le future avion de combat européen // Usine nouvelle, 15.03.2022. - Mode of access: https://www.com/article/

l-allemagne-concilie-l-achat de-f35-americains-avec l-engagement-dans-le-future-avion-de-combat-europeen

мечтают сторонники «европейской обороны»: интегрированные военные структуры, находящиеся под их командованием оперативные силы, разведслужбы, инфраструктура, логистика и т.п. Однако продолжающийся процесс углубления интеграции в ЕС, которому, помимо прочего, способствовала необходимость вместе противостоять пандемии коронавируса и ее последствиям для экономик, все более заметное осознание европейцами того, что их интересы, в том числе в сфере безопасности, могут серьезно расходится с американскими, ведут к укреплению стремления к «стратегической самостоятельности», что подтверждают и упомянутая выше инициатива Брюсселя, касающаяся «перевооружения Европы», и результаты референдума по «европейской обороне» в Дании.

Расхождение интересов просматривается, в частности, на Украине. Конечно, пока военные действия там продолжаются, фасадное единство в Альянсе будет сохраняться. Вместе с тем уже сейчас заметны разногласия между США, Великобританией, Канадой, с одной стороны, и Францией, Германией, Италией - с другой, по поводу целей военной помощи, оказываемой Киеву. Хотя англосаксы говорят о необходимости остановить войну и установить мир, их целью является капитуляция России (особенно откровенно говорят об этом представители британского истеблишмента). Напротив, французский, германский и итальянский лидеры считают стратегию, направленную на «унижение» РФ, опасной и ищут возможность компромиссного урегулирования, предполагающего уступки с обеих сторон3.

Очевидно, что попытки «унизить» ядерную сверхдержаву действительно контрпродуктивны и очень опасны. Вместе с тем, как представляется, среди западноевропейских «грандов» Франция к тому же стремится избежать слишком большого усиления позиций США на континенте и откровенно про-американских государств в ЕС. Французские СМИ выражают определенную обеспокоенность по поводу все более явных претензий Польши на «державную» роль в Восточной Европе, которую она обосновывает прежде всего своим «вкладом» в противостояние Запада с Россией.4 Активное лоббирование польскими руководителями вступления Украины в

Адамс П. Война в Украине: как долго Запад сможет сохранять единство мнений // BBC News, 03.06/2022. - Режим доступа: https://www.bbc/com/Russian/features-61673405

4 Lassere I. La guerre en Ukraine donne du poids à l'Est de l'Europe // LE Figaro, 17.05.2022. - Mode of access: https : www. lefigaro.fr/international/la-gurre-en-ukraine-donne-du-poids-a-l-est-de-l-europe-20220517

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ЕС, их рассуждения о возможности создания некоего «ансамбля» с ней с населением в 80 млн человек1, в котором украинская сторона, по понятным причинам, будет являться «младшим» партнером, в самом деле дают Парижу основания для опасений, что давно сложившаяся расстановка сил в объединении может быть нарушена не в его пользу. Выдвинутое Э. Макроном в уже упоминавшемся выступлении в Европарламенте в мае 2022 г. предложение о создании «европейского политического сообщества» с участием Украины очень похоже на «элегантный» способ «заморозить» вопрос о ее вступлении, но вместе с тем дать ей возможность ощущать себя в «европейской семье».

Стоит отметить, что в вопросе расширения ЕС позиция Э. Макрона расходится с позицией О. Шольца, который 29 августа 2022 г. в своей речи в Карловом университете в Праге однозначно высказался в ее поддержку. Вместе с тем представляется весьма важным, что, обозначив в этой речи роль НАТО как «гаранта нашей безопасности», канцлер выступил за усиление оборонных возможностей ЕС. В конкретном плане он предложил наделить Совет ЕС функцией «Совета европейской безопасности», учредить Совет министров обороны объединения «с экипированной штаб-квартирой», довести до практической реализации в 2025 г. идею создания «европейских сил быстрого реагирования»2.

Э. Макрон на традиционной встрече президента с французскими послами 1 сентября 2022 г. приветствовал эти предложения, подчеркнув, что они должны укрепить «независимость Европы». Указав, что государства ЕС и США являются союзниками, которых объединяют «сходные ценности», он одновременно отверг статус «партнеров-вассалов» в НАТО и назвал неприемлемой ситуацию, при которой «наша коллективная безопасность должна зависеть от выбора американского избирателя». Растущие военные бюджеты, по его мнению, «не должны расходоваться на закупки неевропейских вооружений». Он подчеркнул свою убежденность в том, что «европейская опора» в Альянсе не ослабит, а укрепит его. Будет нелишним также отметить, что, хотя Э. Макрон ранее несколько ужесточил риторику в отношении российской СВО на Украине, в своем выступлении он вновь допустил возможность компромиссного решения проблемы. Президент Франции по-прежнему видит Украину не в ЕС, а в «европейском политическом сообществе», в которое, помимо нее, он включил западно-балканские страны, Великобританию, Норвегию, Швейцарию и Турцию3.

Резюмируя, можно утверждать, что подспудный спор между «атлантистами» и сторонниками «европейской обороны» в ЕС не закончился, он лишь вступает в новую фазу.

1 Вишневская А. Премьер Моравецкий назвал Польшу и Украину «взаимодополняющими странами» // Газета.ги, 01.06.2022. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/news/ 2022/06/01/17852216.shtml

2 Le gouvernement fédéral. Le chancelier fédéral Olaf scholz à

l'Université Charles de Prague. L'Europe est notre avenir, et cet avenir est entre nos mains. - Mode of access: https:// www.bundesregierung.de/breg-fr/actualites/scholz-discours-prague-2079562

3 Discours du Président de la République à l'occasion de la conférence des ambassadeurs et des ambassadrices, 1 septembre 2022. - Mode of access: https : www.elisee.fr/emmanuel-macron/ 2022/09/01/discours-du president-emmanuel-macron-a-loccasion-de-la-conference-des-ambassadeurs-et des-ambssadrices

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.