Б01: 10.31249/аре/2022.02.05
Чернега В.Н.1, 2022
«Интеграционный проект» Э. Макрона и восточноевропейские государства -члены ЕС
Аннотация. В статье анализируются попытки президента Франции Э. Макрона продвинуть в ЕС свой «европейский проект», предполагающий достижение объединением «суверенитета» в промышленной, научно-технологической, продовольственной и оборонной областях, и отношение к этому проекту восточноевропейских государств - членов ЕС. Отмечается, что благодаря осторожной, но реальной поддержке Германии при А. Меркель ему удалось добиться некоторых успехов. Новый канцлер ФРГ О. Шольц также в целом привержен «европейской интеграции», особенно в экономической сфере. Но идея «европейской автономной обороны», за которую ратует Э. Макрон, не вызывает энтузиазма у немецких элит, поскольку после прихода к власти в США Дж. Байдена они рассчитывают на восстановление прежних трансатлантических связей. Поэтому прогресс на данном направлении остается под вопросом.
Однако главные трудности на пути осуществления «проекта» Э. Макрона связаны с неоднозначной позицией восточноевропейских государств - членов ЕС. Хотя не все эти государства входят в «зону евро» или Шенгенские соглашения, в целом они сле-
1 Чернега Владимир Николаевич - доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, главный научный сотрудник ИНИОН РАН (и\ай1т1т. tchernega@free.fr).
дуют курсом общей экономической интеграции. Вместе с тем они критически воспринимают концепцию «разноскоростной Европы», продвигаемую Э. Макроном, и неприязненно - идею о том, что «мотором» интеграционного процесса должен стать франко-германский «тандем». Автор напоминает также об их упорном сопротивлении проведению общей миграционной политики. Но особенно настороженно и даже враждебно восточноевропейские партнеры Франции относятся к инициативам Э. Макрона по продвижению «европейской автономной обороны». Они опасаются, что проведение в жизнь подобных инициатив будет способствовать ослаблению блока НАТО, который они рассматривают как важнейшую гарантию своей безопасности перед лицом «российской угрозы». Очевидно, что такая позиция восточноевропейских государств будет и в дальнейшем негативно сказываться на перспективах «европейской автономной обороны».
Ключевые слова: Франция, Восточная Европа, Э. Макрон, «европейский проект», НАТО, «европейская автономная оборона».
Практически все восточноевропейские государства - члены ЕС - страны Вишеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), а также Румыния и страны Балтии - весьма чувствительно реагируют на интеграционные «европейские инициативы» президента Франции Э. Макрона, несмотря на то что в свое время Франция энергично поддерживала их стремление «вернуться в Европу».
Еще в 1945 г. Ш. де Голль, возглавлявший правительство Франции, категорически осудил Ялтинские соглашения, которые, по его мнению, предопределяли установление коммунистической власти во всей Восточной Европе. Занимая пост первого президента Пятой республики (1958-1969), Ш. де Голль установил «привилегированные» отношения с СССР, но одновременно активно участвовал в политике коллективного Запада, направленной на ослабление советского влияния в странах Восточной Европы.
Подобной линии в целом придерживались и его преемники. Избранный президентом в 1981 г. социалист Ф. Миттеран считал коммунистические режимы в Восточной Европе «противоестественными», говорил о неизбежности распада «восточного блока» и активно содействовал начавшемуся процессу его распада в 198988
1991 гг. Сменивший его в 1995 г. голлист Ж. Ширак (1995-2007) поддержал вступление восточноевропейских государств в ЕС и НАТО. Но именно он вызвал серьезное недовольство этих государств, когда, комментируя их публичную поддержку вторжения США в Ирак в 2003 г., заявил: «Они упустили возможность помолчать» [Quatremer, Dubois, 2003]. Ответ президента Румынии И. Илиеску: «Мы все европейцы, и в нашей общей семье каждый имеет право выражать свою позицию», - равно как и позиция польских властей, обвинивших Ж. Ширака в высокомерии, свидетельствовали, что восточноевропейцы не намерены слепо подчиняться западноевропейским «грандам». Президенту Н. Саркози (2007-2012) пришлось заглаживать «ляпсус» Ж. Ширака, в том числе и путем уступок в вопросе о допуске трудящихся из восточноевропейских государств - членов ЕС на французский рынок труда. В 2008 г. он также заключил соглашения о стратегическом сотрудничестве и партнерстве с Венгрией, Польшей и Чехией [Dupont, 2008].
В дальнейшем, принимая во внимание, что Венгрия и Польша, как и Великобритания, предпочитают сохранить свои национальные валюты, Болгария и Румыния пока не готовы присоединиться к «зоне евро» и Шенгенским соглашениям, а с большинством восточноевропейских стран сохраняются разногласия по вопросам миграционной и оборонной политики, второй в истории Франции президент-социалист Ф. Олланд (2012-2017) предложил обсудить идею «разноскоростной Европы». В рамках этой концепции двигателем интеграционного процесса должна была стать «зона евро» с ее 19 государствами-участниками, остальные должны были «подтягиваться по мере готовности». Идею поддержали Германия, Испания и Италия. Но реально она начала претворяться в жизнь лишь после избрания на президентский пост Э. Макрона (2017 - н. в.).
Европейский проект Э. Макрона
Убежденный «европеист» Э. Макрон уже в сентябре 1917 г., спустя четыре месяца после своего избрания, выступил в Сорбон-нском университете с изложением программы «европейского
строительства», которая по сути предполагала превращение ЕС в квазигосударственное объединение. Анализу этого выступления было посвящено некоторое количество работ зарубежных и российских специалистов, в том числе и автора настоящей статьи [Чернега, 2020]. Напомним коротко основные положения этой программы. Прежде всего Э. Макрон подчеркнул высказывавшееся им и раньше убеждение в том, что перед лицом таких мировых «центров силы», как США и Китай, активизировавшаяся Россия и поднимающаяся Индия, Франция с ее относительно скромными национальными ресурсами может вести реальную «державную» политику только в рамках нового «мирового полюса», каким должен стать ЕС. В этой связи он противопоставил «суверенизму, протекционизму и национализму», которые продвигала, например, лидер крайне правого Национального объединения М. Ле Пен (соперник Э. Макрона во втором туре президентских выборов в 2017 и 2022 гг.), идею суверенитета, «которого может достичь только единая Европа». Речь идет в первую очередь о суверенитете в промышленной и научно-технологической областях (особенно в контексте «цифровой революции»), в обеспечении населения продовольствием.
Вместе с тем ЕС должен продвигаться к большей самостоятельности в области безопасности и обороны. Более того, перечисляя «ключи к суверенитету», Э. Макрон поставил на первое место именно оборону, призвав, в частности, сформировать «общую стратегическую культуру», «общие силы вмешательства», общую военную доктрину и общий оборонный бюджет, а в конечном счете - автономный военный потенциал «в дополнение к НАТО», или, иными словами, «европейскую автономную оборону» [Initiative ..., 2017]. Много шума вызвали и другие заявления Э. Макрона: о необходимости создания «европейской армии», которая защищала бы ЕС от Китая, России и даже США, а также его слова о «смерти мозга НАТО». Один из главных аргументов, которым Э. Макрон еще до прихода к власти обосновывал идею «стратегической самостоятельности Европы», состоял в том, что США, стержневая держава НАТО, все больше сдвигаются в своих внешнеполитических приоритетах в сторону Азии [Macron, 2016, p. 252].
Конкретные предложения Э. Макрона по созданию «европейского суверенитета» включали в себя формирование общего бюджета «зоны евро» (о его желательности говорилось еще при образовании этой зоны в 1999 г., но до реализации дело не дошло) и учреждение общего министерства финансов. Более того, Э. Макрон предложил организовать для «зоны евро» отдельный общий парламент [Initiative ..., 2017]. Иными словами, речь шла о практической реализации идеи «разноскоростной Европы».
Стоит напомнить также, что в своем выступлении в Сорбонне Э. Макрон подчеркнул, что при продвижении к «европейскому суверенитету» основные надежды нужно возлагать на активизацию франко-германского «тандема» в качестве «мотора интеграции». Франция с ее ядерным арсеналом, статусом постоянного члена СБ ООН, заморскими департаментами и территориями, сильными позициями в Африке могла бы рассчитывать на сильную политическую позицию в рамках такого «тандема», а сам Э. Макрон - на роль «лидера Европы». Канцлер Германии А. Мер-кель после некоторых колебаний поддержала большинство его инициатив, в том числе в области безопасности и обороны. Свою роль в этом сыграла и политика президента США Д. Трампа, в частности его критические высказывания в адрес НАТО.
Благодаря франко-германскому «тандему» «европейское строительство» заметно продвинулось. В области экономической интеграции стоит привести следующие два примера. В 2019 г. ЕС принял решение о формировании в 2021 г. общего бюджета «зоны евро». Правда, речь шла о скромной сумме в 17 млрд евро на семь лет, но важен сам факт принятия такого бюджета [Vignaud, 2019]. В 2018-2019 гг. Еврокомиссия и Европарламент одобрили проект образования Европейского валютного фонда (по типу МВФ, для противодействия финансово-экономическим кризисам), который должен был заменить устаревший Европейский стабилизационный механизм 1979 г. Пандемия коронавируса нарушила графики реализации обоих проектов, но Э. Макрон, вне всякого сомнения, будет активно продвигать их дальше, тем более что Франция председательствует в ЕС первые шесть месяцев 2022 г.
В сфере обороны и безопасности можно назвать следующие достижения: наполнение реальным содержанием принятого в июне 2017 г. решения Еврокомиссии о формировании Фонда европейской обороны, получившего в 2021 г. бюджет в 7,9 млрд евро на следующие шесть лет для продвижения совместных военно-технических разработок; подписание в 2017 г. 23 государствами -членами ЕС соглашения о запуске постоянного структурированного сотрудничества в области обороны и безопасности (PESCO); создание в 2018 г. в Париже «инициативы европейского вмешательства» - аналитической ячейки, занимающейся вопросами, связанными с созданием будущих «общих сил европейского вмешательства»; открытие в 2018 г. также в Париже Европейского разведывательного колледжа [Сидоров, 2020].
Однако большинство французских экспертов сомневаются в том, что Э. Макрону в дальнейшем удастся добиться новых серьезных успехов в продвижении своего «европейского проекта». В самой Франции после исламистских терактов в 2015-2020 гг. и из-за роста преступности в пригородах, где селятся мигранты, у населения возникло ощущение, что жизнь в стране стала менее безопасной. Многие французы считают, что значительная доля ответственности за это лежит на ЕС, который, по их мнению, не смог защитить Европу от наплыва мигрантов. Усугубление экономических и социальных проблем часто связывается с неолиберальным курсом Брюсселя. Вместе с тем борьба с пандемией во Франции, как и везде, выдвинула на первый план национальное государство. В результате в стране возросли «суверенистские» настроения, расширился спектр сил, выступающих за большую самостоятельность Франции по отношению к ЕС в политической, экономической и правовой областях.
В Германии поддержка политики экономической интеграции в целом сохраняется. В то же время, как отмечает исследовательница из Гамбургского университета Б. Кунц, с приходом к власти в США в 2021 г. Дж. Байдена инициативы Э. Макрона в области обороны и безопасности вызывают все меньше энтузиазма. Правящие элиты ФРГ рассчитывают, что при Дж. Байдене трансатлантические отношения вернутся на прежний уровень. Обост-
ряющаяся конфронтация между коллективным Западом и Россией усиливает у многих немцев тяготение к США и НАТО как единственной силе, способной обеспечить их безопасность. Аналогичный процесс, подчеркивает Б. Кунц наблюдается в Нидерландах и в скандинавских государствах, в том числе официально нейтральных Швеции и Финляндии [Kunz, 2021, p. 84-85].
Но больше всего вопросов инициативы Э. Макрона вызывают у восточноевропейских государств - членов ЕС. Именно с их стороны, по мнению многих французских экспертов, наблюдается наибольшая настороженность в отношении его «европейского проекта».
Позиции восточноевропейских стран
Следует отметить, что, хотя Франция поддерживала стремление стран Восточной Европы к независимости, а затем их вступление в ЕС и НАТО, долгое время французская дипломатия не уделяла им особого внимания. В ЕС главным политическим и торговым партнером Франции является Германия, за которой в порядке важности следуют Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия. Среди приоритетов Франции вне ЕС на первом месте - отношения с США; другое важнейшее направление - сохранение и рост влияния Франции в Средиземноморье и Африке, особенно в регионе Сахеля, где она вынуждена вести вооруженную борьбу с исламистскими силами.
Тем не менее по мере укрепления экономических и политических позиций восточноевропейских государств - членов ЕС, особенно Польши, а также по мере обострения отношений между ЕС и Россией значение восточноевропейских партнеров для Франции неуклонно возрастает. Э. Макрон, претендующий на роль «лидера Европы», проявляет значительный интерес к их позиции по вопросу «европейского строительства».
В этой связи французские эксперты подчеркивают, что, хотя Чехия, Словакия, Латвия, Литва и Эстония вошли в «зону евро» и участвуют в принятии решений в ее рамках, они вместе с Польшей, Венгрией и Румынией враждебно воспринимают идею «раз-носкоростной Европы». Первые видят в этой концепции угрозу
раскола ЕС и сужения рынка, вторые - опасность, связанную со своей возможной маргинализацией [Stroobants, Ducourtieux, 2017]. Особенно остро реагирует Польша, не только имеющая самое большое население, но и демонстрирующая самое успешное экономическое развитие в регионе в последние три десятилетия. Нынешние экономические достижения Польши, как указывают многие французские специалисты, способствуют возрождению у поляков ностальгических представлений о «державном» прошлом, в частности об «эпохе Ягеллонов». Понятно, что попытки Э. Мак-рона продвигать идею «европейского строительства» лишь усиливают враждебное отношение к этим планам со стороны польских элит.
Большинство восточноевропейцев подозрительно, если не сказать больше, относятся к идее, что движущей силой интеграционного процесса в ЕС должен стать франко-германский «тандем», усматривая в этом стремление двух западноевропейских «грандов» доминировать в объединении. Автору данных строк довелось лично убедиться в этом на одной из конференций в Европарла-менте в 2018 г. Конечно, к «тандему» без особого восторга относятся и многие «старые» государства - члены ЕС, например Италия, Нидерланды, Бельгия, но бывшие советские республики Латвия, Литва, Эстония и страны «социалистического содружества», связывающие свое «возвращение в Европу» с освобождением из объятий СССР, относятся к перспективе образования такого «тандема» особенно негативно. У Польши, где частью национальной идентичности является «виктимный комплекс», связанный с ее прошлым, в частности с ее разделом в 1939 г. и последующей оккупацией, сохраняются особые счеты по отношению к Германии. Однако Германия занимает первое место среди торговых партнеров Польши: к примеру, в 2020 г. 28,9% польского экспорта было направлено в ФРГ, и польским властям, несмотря на имеющиеся претензии к западному соседу (в том числе по газопроводу «Северный поток-2»), приходится с этим считаться. При этом Франция, куда направлено лишь 3,4% польского экспорта, находится на шестом месте, уступая Китаю, Италии, России и Нидерландам [Pologne ..., 2021]. Французский экономист Ж.-Р. Жоанни указыва-
ет, что доля Польши, Чехии и Венгрии во внутренней торговле ЕС выросла с 4,5% в 2000 г. до 11,1% в 2018 г., в то время как доля Франции сократилась с 12 до 9% [}оаппу, 2021, р. 69].
Относительная экономическая слабость Франции, по единодушному мнению французских специалистов, уменьшает ее политический вес в глазах восточных европейцев и, соответственно, ее «пробивную силу» при продвижении «европейского проекта». Конечно, до тех пор пока выгоды экономической интеграции для восточноевропейских стран в целом явно превышают ущерб от нее, они, пусть и не без возражений по некоторым вопросам, будут участвовать в этом процессе как в рамках «зоны евро», так и вне ее. Однако если ЕС попытается навязать им решения, противоречащие, с их точки зрения, их национальным интересам и традициям, они будут решительно противостоять Брюсселю без оглядки на необходимость поддерживать единство объединения, и с этим придется считаться. Э. Макрону (как и Ж. Шираку в 2003 г.) пришлось выучить этот урок вскоре после прихода к власти. В июне 2017 г., столкнувшись с неприятием государствами Вишеградской группы миграционной политики ЕС, он заявил, что «Европа - не супермаркет», где можно выбирать одно и отвергать другое, - и тут же получил жесткий отпор со стороны «новых» членов ЕС из Центрально-Восточной Европы [Ьаээегге, 2017]. Именно в связи с миграционным кризисом французские политики «вдруг обнаружили» в восточноевропейских странах сильные националистические настроения, противоречащие «европейским ценностям». А бывший министр иностранных дел Франции А. Ламассур отметил, что страны Центрально-Восточной Европы используют историю в качестве инструмента пропаганды, которая «не объединяет народы Европы, а, напротив, разъединяет их» [Ьаша88оиге, 2020, р. 103].
Французский истеблишмент в целом разделяет мнение о том, что в Польше и Венгрии установились «нелиберальные демократии», которые не соответствуют демократическим нормам ЕС. Решение Конституционного суда Польши о верховенстве ее Конституции над правом ЕС, принятое в октябре 2021 г., не только нанесло удар по позициям французских «европеистов», поддержи-
вающих интеграционные инициативы Э. Марона, но и придало новый импульс активности «суверенистских» кругов.
Однако главные проблемы, с которыми сталкивается «европейский проект» Э. Макрона в Восточной Европе, связаны с оборонной повесткой. Большинство государств региона изначально настороженно отнеслись к попыткам президента Франции продвинуть «автономную европейскую оборону» и критически (и даже враждебно) восприняли его высказывания о «смерти мозга НАТО» и о необходимости создать «европейскую армию». Как подчеркивает французский специалист по геополитике Т. Гомар, причина подобного отношения состоит в том, что в обеспечении своей безопасности перед лицом «российской угрозы» эти государства полагаются как раз на НАТО, конкретно - на США, и опасаются, что проведение в жизнь инициатив Э. Макрона будет способствовать ослаблению Альянса и уменьшению уровня американского военного присутствия в Европе [Gomart, 2021, p. 141].
Т. Гомару вторит уже упоминавшаяся немецкая исследовательница Б. Кунц, отмечая, что, хотя Э. Макрон в феврале 2020 г. предложил начать «европейский диалог» о возможном использовании французского ядерного арсенала в качестве «сдерживающего фактора» для защиты ЕС, восточноевропейские страны считают более надежным американский механизм «сдерживания», не говоря уже об очевидной возможности и готовности США в случае необходимости применить свои неядерные силы [Kunz, 2021, p. 90]. Поэтому страны Восточной Европы активно сотрудничают с Соединенными Штатами в военной области, по линии разведслужб, а также по другим поводам (например, размещение на территории Польши и Румынии в 2016-2022 гг. элементов американской ПРО). Даже тот факт, что с самого начала «украинского кризиса» в 2014 г. Франция принимает участие в патрулировании воздушного пространства балтийских государств, никак не влияет на их проамериканскую ориентацию.
Наиболее ощутимо на планах Э. Макрона (и французского военно-промышленного комплекса) по созданию «европейской автономной обороны» и развитию европейской военной промышленности сказывается проамериканская позиция Польши. Еще в
2002 г. Польша закупила 48 американских истребителей F-16 вместо предложенных Францией многоцелевых самолетов «Rafale», несмотря на то что французское предложение, в отличие от американского, предполагало передачу технологий. В 2016 г., после победы на парламентских выборах в Польше (2015) партии Право и Справедливость, была аннулирована пролоббированная Францией сделка по поставке в Польшу 50 вертолетов производства концерна «Airbus», которая предусматривала создание совместных предприятий с мажоритарным польским участием и доступом к технологиям концерна. Понятно, что соглашение Польши с американской компанией «Lockheed» о покупке 32 истребителей F-35, заключенное в 2020 г., вызвало во Франции бурю негодования. Орган французских деловых кругов газета «Ле Эко» не преминула указать, что американская сторона вновь отказала полякам в передаче технологий и что, согласившись с этим условием, Польша еще больше усугубила свою зависимость от США в военно-технической области [Bauer, 2020].
Со своей стороны, Польша долго критиковала Соглашение о постоянном структурированном сотрудничестве (PESCO). В конце концов она присоединилась к нему, но, как едко заметил международный эксперт польского происхождения М. Заборовски, «видимо, исключительно для того, чтобы подорвать соглашение изнутри» [Zaborowski, 2018]. Стремление Польши разместить на своей территории на постоянной основе американский военный контингент также противоречит желанию Э. Макрона заложить основы «стратегической самостоятельности Европы».
Таким образом, если в вопросе продвижения экономической интеграции, несмотря на некоторые «нюансы» в поведении стран Восточной Европы, Э. Макрон все же может надеяться на дальнейший прогресс, то продвижение в военной области, особенно с учетом сопротивления восточноевропейских государств - членов ЕС и усиления в Германии идеологии атлантизма, находится под угрозой стагнации.
Литература
Сидоров А.С. «Европейская оборона» через призму французских интересов и возможностей / / Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва, 2020. - № 4. - С. 137-169.
Чернега В.Н. Европейский проект Э. Макрона и Россия // Международная жизнь. - Москва, 2020. - № 2. - С. 46-67.
Bauer A. La Pologne signe l'achat de 32 chasseurs F-35 américains / / Les Echos. - Paris, 2020. - 29.01. - URL: https://www.lesechos.fr/industrie-services/air-defense/la-pologne-signe-lachat-de-32-chasseurs-f-35-americains-1167124 (date of access: 10.02.2022).
Dupont S. Sarkozy accélère son offensive de charme en Europe de l'Est / / Les Echos. - Paris, 2008. - 29.05. - URL: https://www.lesechos.fr/2008/05/ sarkozy-accelere-son-offensive-de-charme-en-europe-de-lest-489889 (date of access: 10.02.2022).
Gomart T. Guerres invisibles : nos prochains défis géopolitiques. - Paris : Tallandier, 2021. - 316 p.
Initiative pour l'Europe : discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie démocratique / Elysée. - Paris, 2017. - 26.09. - URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/ 2017/09/26/initiative-pour-l-euro pe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democrati que (date of access: 10.02.2022).
Joanny J.-R. Le déterminant économique : la France, est-elle encore une puissance économique? // La France dans le monde / Sous la direction de F. Charillon. - Paris : CNRS éditions, 2021. - P. 69-80.
Kunz B. Paris et Berlin : un moteur stratégique en panne // La France dans le monde / Sous la direction de F. Charillon. - Paris : CNRS éditions, 2021. -P. 81-92.
Lamassoure A. Lorsque l'histoire est propagande, l'idée européenne se défait // Europe : rallimer les étoiles / Edité par A. Gattolin, R. Werly. - Paris : Nevicata, 2020. - P. 103-125.
Lasserre I. Emmanuel Macron au Figaro : «l'Europe n'est pas un supermarché» // Le Figaro. - Paris, 2017. - 21.06. - URL: https://www.lefiga ro.fr/ international/ 2017/06/21/01003-20170621ARTFIG00333-emmanuel-mac ron-l-europe-n-est-pas-un-supermarche.php (date of access: 10.02.2022).
Macron E. Révolution. - Paris : XO Éditions, 2016. - 270 p.
Pologne : le commerce extérieur des biens polonais en 2020 / Miinistère de l'economie, des finances et de relance. - Paris, 2021. - 22.11. - URL: https:// www.tresor. economie.gouv. fr / Pays/PL/ le-commerce-exterieur-des-biens-polonais-en-2020 (date of access: 10.02.2022).
Quatremer J., Dubois N. Jacques Chirac jette un froid à l'Est // Libération. - Paris, 2003. - 19.02. - URL: https://www.liberation.fr/evene ment/2003/02/19/jacques-chirac-jette-un-froid-a-l-est_431400/ (date of access: 10.02.2022).
Stroobants J.-P., Ducourtieux C. L'Europe «à plusieurs vitesses» divise Est et Ouest // Le Monde. - Paris, 2017. - 10.03. - URL: https://www. lemonde.fr/europe/article/2017/03/10/l-europe-a-plusieurs-vitesses-divise-est-et-ouest_5092464_3214.html (date of access: 10.02.2022).
Vignaud M. Budget de la zone euro : révolution ou simpê symbole? // Le Point. - Paris, 2019. - 14.06. - URL: https://www.lepoint.fr/economie/bud get-de-la-zone-euro-revolution-ou-simple-symbole-14-06-2019-2318989_28.php (date of access: 10.02.2022).
Zaborowski M. La Pologne et l'intégration de l adéfense européenne / European Council of foreign relations. - Berlin, 2018. - 25.01. - URL: https://ecfr.eu/paris/publication/la_pologne_et_lintegration_de_la_defense_ europeenne/ (date of access: 10.02.2022).
DOI: 10.31249/ape/2022.02.05
Chernega V.N.1, 2022 «European project» by Emmanuel Macron and Eastern European Member States of the EU
Abstract. The article analyzes the attempts of French president Emmanuel Macron to promote his «European project», which implies the achievement of the «sovereignty» by the Union in the industrial, scientific and technological, food and defense fields, and the attitude of the Eastern European states to this project. It is noted that thanks to the cautious but real support of Germany under A. Merkel, he managed to achieve some success. The new Chancellor O. Scholz is also generally committed to «European integration», particularly in the economic sphere. But the idea of a «European autonomous defense», advocated by E. Macron, does not arouse enthusiasm among the German elites, since after J. Biden comes to power in the United States, they
1 Chernega Vladimir Nikolaevich - Sc.D. in Law, Extraordinary and Plenipotentiary Envoy, Principal Researcher INION RAS (vladimir.tchernega@free.fr).
are counting on the restoration of the old transatlantic ties. For this reason, progress in this direction is questionable.
However, the main difficulties in the implementation on the «project» of E. Macron are linked to the ambiguous position of the Eastern European EU Member States. Although not all of these states are members of the «Eurozone» or the Schengen agreements, generally they follow the course of common economic integration. At the same time, they critically perceive the concept of «multi-speed Europe», promoted by E. Macron, and hostilely - the idea that the French-German «tandem» should become the «motor» of the integration process. The author also recalls their stubborn resistance to the implementation of a common migration policy. But France's Eastern European partners are especially wary or even hostile towards E. Macron's initiatives aimed at promoting the above-mentioned «European autonomous defense». They fear that the implementation of such initiatives will contribute to the weakening of the NATO bloc, which they see as the most important guarantee of their security in the face of the «Russian threat». Obviously, their attitude will continue to have a negative impact on the prospects for such a «European autonomous defense».
Keywords: France, Eastern Europe, E. Macron, «European project», NATO, «European autonomous defense».
References
Bauer A. (2020). La Pologne signe l'achat de 32 chasseurs F-35 américains // Les Echos. - Paris. - 29.01. - URL: https://www.lesechos.fr/ industrie-services/air-defense/la-pologne-signe-lachat-de-32-chasseurs-f-35-ame ricains-1167124 (date of access: 10.02.2022).
Chernega V.N. (2020). European project by Emmanuel Macron and Russia [Evropeiskii proekt E. Makrona i Rossiya] / / International affairs. -Moscow. - N 2. - P. 46-67.
Dupont S. (2008). Sarkozy accélère son offensive de charme en Europe de l'Est // Les Echos. - Paris. - 29.05. - URL: https://www.lesechos.fr/2008/ 05/ sarkozy-accelere-son-offensive-de-charme-en-europe-de-lest-489889 (date of access: 10.02.2022).
Gomart T. (2021). Guerres invisibles : nos prochains défis géopolitiques. -Paris : Tallandier. - 316 p.
Initiative pour l'Europe : discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie démocratique. (2017) / Elysée. - Paris. - 26.09. - URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/09/26/initiative-pour-l-euro
pe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democra tique (date of access: 10.02.2022).
Joanny J.-R. (2021). Le déterminant économique : la France, est-elle encore une puissance économique? // La France dans le monde / Sous la direction de F. Charillon. - Paris : CNRS éditions. - P. 69-80.
Kunz B. (2021). Paris et Berlin : un moteur stratégique en panne // La France dans le monde / Sous la direction de F. Charillon. - Paris : CNRS éditions. - P. 81-92.
Lamassoure A. (2020). Lorsque l'histoire est propagande, l'idée européenne se défait / / Europe : rallimer les étoiles / Edité par A. Gattolin, R. Werly. - Paris : Nevicata. - P. 103-125.
Lasserre I. (2017). Emmanuel Macron au Figaro : «l'Europe n'est pas un supermarché» // Le Figaro. - Paris. - 21.06. - URL: https://www.lefigaro.fr/ international/2017/06/21/01003-20170621ARTFIG00333-emmanuel-macron-l-europe-n-est-pas-un-supermarche.php (date of access: 10.02.2022).
Macron E. (2016). Révolution. - Paris : XO Éditions. - 270 p.
Pologne : le commerce extérieur des biens polonais en 2020. (2021) / Miinistère de l'economie, des finances et de relance. - Paris. - 22.11. - URL: https:// www.tresor.economie.gouv.fr/Pays/PL/le-commerce-exterieur-des-biens-polonais-en-2020 (date of access: 10.02.2022).
Quatremer J., Dubois N. (2003). Jacques Chirac jette un froid à l'Est // Libération. - Paris. - 19.02. - URL: https://www.liberation.fr/evenement/ 2003/02/19/jacques-chirac-jette-un-froid-a-l-est_431400/ (date of access: 10.02.2022).
Sidorov A.S. (2020). «European defense» through the prisme of France's interests and capabilities [«Evropeiskaya oborona» cherez prizmu frantsuzskikh interesov i vozmozhnostei] / / Current problems of Europe / RAS, INION. -Moscow. - N 4. - P. 137-169.
Stroobants J.-P., Ducourtieux C. (2017). L'Europe «à plusieurs vitesses» divise Est et Ouest // Le Monde. - Paris. - 10.03. - URL: https://www. lemonde.fr/europe/article/2017/03/10/l-europe-a-plusieurs-vitesses-divise-est-et-ouest_5092464_3214.html (date of access: 10.02.2022).
Vignaud M. (2019). Budget de la zone euro : révolution ou simpê symbole? // Le Point. - Paris. - 14.06. - URL: https://www.lepoint.fr/econo mie/budget-de-la-zone-euro-revolution-ou-simple-symbole-14-06-2019-231898 9_28.php (date of access: 10.02.2022).
Zaborowski M. (2018). La Pologne et l'intégration de l adéfense européenne / European Council of foreign relations. - Berlin. - 25.01. - URL: https://ecfr.eu/paris/publication/la_pologne_et_lintegration_de_la_defense_ europeenne/ (date of access: 10.02.2022).