УДК 342
Штейн Ольга Анатольевна Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Shteyn Olga Anatolevna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ ЗА ДЕМОКРАТИЮ ЧЕРЕЗ ПРАВО: ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ОБЩЕСТВА
Аннотация:в статье раскрываются особенности толкования национального права Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией Совета Европы). Прежде всего, определяется международно -правовой статус Венецианской комиссии как автономного, специализированного экспертно-консультативного органа Совета Европы на основе анализа ее учредительных международных правовых актов (резолюций Комитета министров Совета Европы и договоренностей заинтересованных государств).
Ключевые слова: Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы), международно-правовой статус Комиссии, резолюции Комитета министров, расширенное соглашение, уставные документы.
FEATURES OF CONTRACT FOR THE INTERNATIONAL SALE OF
GOODS
Annotation: the article discloses the peculiarities of the interpretation of national law by the European commission for democracy through law (Venice commission of the Council of Europe). First of all, on the basis of the analysis of constitutive international legal acts (resolutions of the Committee of Ministers of the Council of Europe and of the agreements of the states concerned) in the article defined the international legal status of the Venice commission as an autonomous, specialized advisory body of the Council of Europe.
Key words: European commission for democracy through law (Venice commission of the Council of Europe), international legal status of the Commission, resolutions of the Committee of ministers, enlarged agreement, foundation documents.
Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия): правовые стандарты современного демократического общества: проблемы и перспективы.
Венецианская комиссия - это признанный в международном сообществе форум для обмена идеями в правовых вопросах, был создан для конституционного строительства во времена демократических переустройств. Комиссия ставит своей целью участвовать в распространении конституционного наследия Европы, оказывая конституционную помощь, предотвращая конфликты путем разработки норм и рекомендаций в правовой сфере.
«Комиссия создана в мае 1990 года 18 государствами - членами Совета Европы» [3]. «В феврале 2002 года Комиссия стала расширенным соглашением, что позволило войти в нее неевропейским государствам» [5]. Сейчас в Комиссии государств-участников - 61, один ассоциированный участник, пять наблюдателей, трое - со специальным статусом [9].
В основе Комиссии лежит Устав, принятый Резолюцией 90 (6) [10], который создает структуру, где во главу угла ставится компетенция членов Комиссии. Статья 2 Устава гласит: Комиссия состоит из «независимых
экспертов, получивших международную известность благодаря своему опыту работы в демократических институтах или своему вкладу в развитие права и политических наук» [5].
К основным правам, зафиксированным Венецианской Комиссией относятся: свобода собраний, запрет дискриминации, свобода ассоциаций, свобода слова и свобода совести и религии [8].
К базовым принципам деятельности Комиссии можно отнести демократию, защиту прав человека, верховенство закона. Эти принципы реализуются в нескольких областях: работа по вопросам конституций, референдумы и выборы, взаимодействие с конституционными судами, доклады, исследования, международные семинары.
К основным направлениям Комиссии относятся:
во-первых, распространять и укреплять конституционные и правовые аспекты в разных правовых системах, сближая их, но при этом сохраняя национальную самобытность разных государств;
во-вторых, претворять в жизнь принципы правового государства, «развитой демократии без каких-либо политических предубеждений, плодящих конъюнктурщину» [2];
в-третьих, оказывать правовую помощь государствам, которые находятся на пути реформирования своих систем права.
Работа комиссии заключается в создании рабочей группы, которая или составляет заключения, или помогает странам в разработке конституционных документов. В заключении указывается насколько решение тех или иных конституционных вопросов соответствует или нет европейским стандартам. Также в заключении приводятся способы, с помощью которых можно улучшить конституционные тексты. Перед передачей заключения государству собирается Венецианская Комиссия, которая рассматривает данное заключение, обсуждает его и утверждает на заседании. В комиссии может участвовать представитель заинтересованного государства. Для полного и объективного
исследования вопроса рабочая группа посещает данное государство и встречается с теми, кто принимает участие в политическом процессе.
Чаще всего государство, которое обращается в Венецианскую Комиссию, просит дать заключение по законопроектам, а не по уже существующим законам, так как в действующие законы сложнее будет внести изменения. Комиссия принимает участие во всех стадиях принятия закона и своими поправками помогает в итоге принять закон с учетом комментариев Венецианской Комиссии.
В процессе принятия закона государства, обращающиеся в Комиссию, принимают во внимание ее заключение, но сама Комиссия «не пытается учить государства, а, скорее, старается предоставить им различные альтернативы, поощряя внутренний диалог, основанный на сравнительном праве и опыте различных стран» [7, а 13].
Не менее важно сотрудничество Венецианской Комиссии с Конституционными судами. Здесь комиссия преследует цель обмена судебной практикой между государствами демократическими и государствами, встающими на путь изменения своих правовых норм. Для этого обмена в 1992 году Комиссия создала центр документации для взаимного обмена между Конституционными судами разных стран. Для обмена также была создана корреспондентская сеть для связи с судами. Три раза в год корреспонденты готовят Бюллетень конституционного правосудия и электронную базу данных Комиссии.
Еще одна важная сфера - транснациональные исследования. Транснациональные темы выносятся на обсуждение семинаров УниДем -Университеты за Демократию. В рамках транснациональных тем рассматриваются такие сферы как права человека, права меньшинств, федерализм, европейская интеграция и ряд других.
Важность Венецианской Комиссии подчеркивается еще и тем, что Европейский суд по правам человека ссылается на многие заключения
Комиссии в ходе своих расследований. «Подсчитано, что с 2002 г. ЕСПЧ более чем в 50 делах ссылался на заключения Комиссии» [6]. Авторитет Комиссии с каждым годом все больше возрастает.
Российская Федерация и законодательство РФ также было изучено Венецианской Комиссией. «Было подготовлено 11 заключений и семь комментариев» [7, а 89]. Сотрудничество России и Комиссии заключается в том, что два представителя из России (Т.Я. Хабриева и В.И. Лафитский) участвуют в составе членов Венецианской Комиссии, а также участвуют на конференциях с докладами.
Венецианская Комиссия изучала Конституцию РФ в рамках вступления России в Совет Европы. Кроме того, Комиссия занималась изучением Конституционного Суда РФ. В ходе изучения был сделан вывод о том, что Конституционный Суд РФ стремится к диалогу с Европейским судом, стараясь избегать конфликтов. В заключении Комиссия выдвинула тезисы о том, что в случае, если решение Конституционного Суда РФ и решение ЕСПЧ противоречат друг другу и Конституционный Суд РФ не может устранить данное противоречие, он должен заявить об этом. Но это не освобождает его от исполнения международного вердикта. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, а именно согласно ст. 26 и ст. 27 [1], независимо от того, какую модель отношений государственного и международного права ни выбрала бы страна, она не может ссылаться на свое внутреннее законодательство для невыполнения международных обязательств.
С другой стороны, «Позитивную роль в дискуссии сыграло выступление А. А. Клишаса, который, в частности, подчеркнул, что исполнение норм международного договора, противоречащих Конституции, является нарушением народного суверенитета и суверенитета государства, что, в конечном счете, может привести и к нарушению прав граждан, закрепленных в самой Конституции» [5].
Государство и все его органы, в том числе и Конституционный Суд, обязаны найти пути для согласования международных норм и норм внутригосударственного права. Если для этого потребуется осуществить толкование или изменение Конституции, государство должно это сделать.
Касательно законов России и их демократического смысла Комиссией было дано, в общем, позитивное заключение, но с небольшими замечаниями. Например, в законах РФ не содержится информация о точных правилах проведения митингов, собраний, демонстраций, пикетирований и шествий, а также о гарантиях соблюдения данного права. Органы власти вправе запретить собрания, вправе указать место, время и форму его проведения, а не предоставить свободу выбора в данном вопросе. Это противоречит ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [4].
Немаловажное замечание Комиссии касается вопроса экстремизма в России. Понятие «экстремизм» недостаточно четко прописано в законодательстве РФ и может трактоваться весьма широко. Венецианская Комиссия подчеркивает, что отдельные виды деятельности, которые относятся к экстремистским в России не считаются таковыми в международном сообществе, так как не содержат следы насилия.
В целом работа Венецианской комиссии высоко оценивается экспертами, многие страны обращаются к Комиссии за помощью в становлении и развитии конституционного права и демократического режима.
Список литературы:
1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Информационно-правовой портал Гарант.ру. Режим доступа: https://base.garant.ru/2540820/.
2. Демократия через право // Научная Электронная Библиотека «Киберленинка». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7demokratiya-
cherez-pravo-monografiya-venetsianskaya-komissiya-sto-shagov-k-demokratii-cherez-pravo-pod-red-t-ya-habrievoy-v-i-lafitskogo-m.
3. За демократию через право Венецианская комиссия Совета Европы // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Режим доступа: http://www.izak.ru/institute/sekretariat-delegatsii-rossiyskoy-federatsii-v-evropeyskoy-komissii-za-demokratiyu-cherez-pravo-vene.php.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»: сайт. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/2fceb80bd077cace 17cda 9bf1c3ab8fe04eb3420/.
5. Лимонникова М. А. Европейская Комиссия за демократию через право (Венецианская Комиссия): консультативный орган Совета Европы // Марийский юридический вестник. - 2005. - №4. - С. 160-166.
6. Хабриева Т. Я. Венецианская Комиссия как субъект толкования национального права // Журнал российского права. - 2016. - №8. - С. 5-15.
7. Чернобель Г. Т. Венецианская Комиссия: сто шагов к демократии через право / под ред. Т. Я. Хабриевой, В. И. Лафитского // Журнал российского права. - 2015. - №11 (227) М.: статут, 2014. - С. 171-174.
8. Fundamental Rights // Council of Europe. Режим доступа: https://www.venice.coe.int/WebForms/pages/?p=02_Rights&lang=RU.
9. Members of the Venice Commission // Council of Europe. Режим доступа: https://www.venice.coe.int/WebForms/members/countries.aspx?lang=RU.
10. Resolution (90) 6 of the Committee of Ministers of the Council of Europe (10 May 1990) // CVCE.eu. Режимдоступа: https://www.cvce.eu/en/obj/resolution_90_6_of_the_committee_of_ministers_of_the _council_of_europe_10_may_1990-en-b50b 1 c6a-7209-440c-b0e 1 -dcdd836b404f.html.