4. Duell N., Thurau L., Vetter T. Long-term unemployment in the EU: Trends and policies / Bertelsmann Stiftung, Economic research & consulting. - Brussels: Publications office of the European Union, 2017. - 86 p.
5. Exploring the diversity of NEETs / European foundation for the improvement of living and working conditions. - Dublin, 2016. - 63 p.
6. Massimiliano M., Ludwinek A., Ledermaier S. Social inclusion of young people / European foundation for the improvement of living and working conditions. (Eurofound). - Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. -145 p. - Mode of access: http://www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_pub lication/field_ef_document/ef1533_v3.pdf
7. Poverty and inequality in the European Union / European anti-poverty network (EAPN). - Mode of access: http://www.poverty.org.uk/summary/eapn.shtml
8. Social policy reforms in EU: A cross-national comparison. Social inclusion monitor Europe - Reform barometer / Ed. by J. Arpe, S. Milio, A. Stuchlik. - 2015. - 102 p. -Mode of access: https://www.bertelsmann-stiftung.de/en/publications/publication/ did/social-policy-reforms-in-the-eu-a-cross-national-comparison-1 /
9. Рост социально-экономического неравенства в ЕС // Политобразование: Информационно-аналитический журнал. - М., 2016. - 29.10. - Режим доступа: http://lawinrussia.ru/content/rost-socialno-ekonomicheskogo-neravenstva-v-es
2018.01.030. КУЛИКОВА С.Н. ЕВРОПА И МИГРАНТЫ. (Обзор).
Ключевые слова: Европа; миграция; беженцы.
В обзоре рассматриваются проблемы, связанные с усилением миграционных процессов в Европе. Приводятся данные о количестве иностранцев, проживающих в странах ЕС, выданных разрешений на жительство, численности европейцев, работающих в других странах ЕС, и др.
По данным за 2014 г., на 507 млн жителей ЕС приходилось 34,1 млн иностранцев, т.е. доля иностранцев составляет менее 7%. Среди них 14,3 млн являются выходцами из стран ЕС, а 19,8 млн прибыли из стран, не являющихся членами этой организации. При этом в Люксембурге отмечается самая высокая доля иностранцев -45,3% населения. Доля иностранцев в населении выше 10% на Кипре (19,5%), в Латвии (15,2), Эстонии (14,9), Австрии (12,5), Ирландии (11,8), Бельгии (11,3) и Испании (10,1%) (1). В пяти странах ЕС (Польше, Румынии, Хорватии, Литве и Болгарии) доля иностранцев меньше 1% общей численности населения.
Среди европейцев, проживающих в других странах ЕС, выделяются пять наиболее многочисленных национальных групп ми-
грантов. Так, поляки входят в такую пятерку в 10 странах, немцы -в девяти, а итальянцы и румыны - в восьми странах. Среди выходцев из третьих стран на первом месте находятся украинцы, которые входят в пятерку наиболее многочисленных национальных групп мигрантов в 9 странах, затем идут турки и россияне, которые входят в указанную пятерку в семи странах.
По данным Евростата, в 2015 г. около 2,6 млн новых разрешений на пребывание (вид на жительство) было выдано в ЕС гражданам третьих стран. Наибольшее количество разрешений было предоставлено в Великобритания - 633 тыс. и Польше - 541,6 тыс., далее следуют Франция - 226,6 тыс., Германия - 194,8 тыс., Испания - 192,9 тыс., Италия - 178,9 тыс. Наибольшее количество разрешений на работу выдала Польша, разрешений для получения образования - Великобритания, а разрешений на проживание на основании воссоединения семьи - ФРГ, Италия, Испания, Франция и Великобритания.
С начала миграционного кризиса в 2015 и 2016 гг. через Средиземное море в ЕС прибыло рекордное количество мигрантов, бегущих от войн и нестабильности. Большинство прибыли из Сирии - 56%, Афганистана - 24 и Ирака - 10% (1).
В отличие от мигрантов, прибывших в Грецию, которые претендовали главным образом на статус беженца, мигранты, приехавшие в Италию чаще всего из стран Африки южнее Сахары, рассчитывали найти здесь работу.
По данным Евростата, в 2016 г. в ЕС было зарегистрировано более 1,2 млн прошений на предоставление убежища, что близко к цифре 2015 г. - 1,26 млн прошений. Мигранты трех национальностей преобладали среди претендентов на предоставление убежища: сирийцы - 334,8 тыс., афганцы - 183 тыс. и иракцы - 127 тыс. Наибольшее количество новых прошений на получение убежища в 2016 г. было зарегистрировано в ФРГ - 722,3 тыс., т.е. 60% от их общего числа, затем идут Италия - 121,2 тыс., Франция - 76 тыс. и Греция - 49 тыс. (1).
В последние годы миграционные потоки значительно усилились, особенно в связи с разрастанием международных военных конфликтов. В 2015 г. доля мигрантов составляла 3,3% мирового населения против 2,8% в 2000 г. Одни из них - так называемые экономические мигранты - пересекали границы в поисках лучших
возможностей трудоустройства, другие бежали от крупных политических кризисов и войн.
В 2016 г. приток мигрантов в Европу несколько сократился, в то время как в 2015 г. прибыло более 1 млн человек. В 2016 г. 352,8 тыс. человек въехали через Испанию, Италию и Грецию, что также несколько меньше, чем в 2015 г. Однако нельзя считать, что миграционный кризис закончился (3).
С начала миграционного кризиса Европа пыталась найти эффективные способы решения этой проблемы на основе совместных действий европейских государств. Однако миграционный кризис показал, что сотрудничество между странами парализовано (2). Прежде всего, необходимо было срочно принять меры для того, чтобы обезопасить перемещение мигрантов через Средиземное море на европейский континент, так как этот путь был наиболее опасным и приводил к многочисленным жертвам. Отсутствие политической воли и общего плана действий вынуждало отдельные страны действовать по собственному усмотрению, часто нарушая международное право.
В ЕС был достигнут консенсус по вопросу о том, что все страны-члены должны разделять ответственность за прием и устройство беженцев. Отмечается, что большинство беженцев не хотят оставаться в странах прибытия, т.е. Италии и Греции. Они стремятся попасть в ФРГ и Великобританию, где более благоприятные экономические перспективы. Руководство ЕС считает, что те страны ЕС, которые отказываются принимать беженцев, должны быть лишены права на получение средств из фонда солидарности стран ЕС (2).
Для сдерживания миграционных потоков через Средиземное море ЕС принял решение о заключении соглашений с африканскими странами - по образцу соглашения между ЕС и Турцией, подписанного в ноябре 2015 г. Турция, получив первый взнос в 3 млрд евро от ЕС, обязалась предоставить занятость для 2,2 млн беженцев из Сирии, находящихся на ее территории.
Европа хочет, чтобы средиземноморские страны ужесточили контроль над миграцией своих граждан. С начала января 2016 г. 80% мигрантов, прибывших в Европу, были выходцами из Ливии. В феврале 2017 г. власти Ливии и Италии подписали соглашение об усилении кооперации в области борьбы с нелегальным трафи-
ком мигрантов в Средиземноморье. ЕС поддержал его и готов финансировать создание лагерей в Ливии, где содержатся претенденты на выезд из страны (2).
По мнению экспертов, необходимо выработать глобальную европейскую политику в области миграции (2). Если ЕС хочет выполнять свои обязательства и защищать свои ценности, он должен нести ответственность за последствия увеличения миграционных потоков, оперативно реагировать на многочисленные срочные сложные ситуации и постоянные экономические вызовы.
Руководители ЕС договорились обеспечивать защиту мигрантов в соответствии с международными нормами. Это решение будет подталкивать европейских руководителей, международные организации, гражданское общество и местные власти к совместным действиям, направленным на то, чтобы сделать европейскую глобальную миграционную политику соответствующей современному положению, полагают эксперты (2).
Рассматривая вопрос о миграционном кризисе, участники летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (2630 июня 2017 г.) пришли к выводу, что необходимо полностью изменить взгляды на проблему миграции, так как она дает шанс Европе как с экономической, так и с демографической точек зрения (4). Многочисленные данные свидетельствуют о том, что мигранты способствуют росту экономического и культурного богатства принявших их стран, отметил докладчик по теме миграции А. Ригони. Такая позиция противостоит ксенофобским позициям по отношению к мигрантам и действиям правительств, которые отказываются от приема мигрантов. Отсутствие согласованной миграционной политики на европейском уровне является непосредственной причиной возникновения и роста иррациональных страхов по отношению к мигрантам среди европейского населения.
Разница между политическими и экономическими мигрантами не является существенной, считает Ригони, необходимо рассматривать вопрос в глобальном плане. Нет плохих и хороших мигрантов. Миграция - это феномен, который всегда существовал, нормальное следствие развития общества. Европа в течение столетий была территорией эмиграции, отправляя свое население в другие страны и континенты. Но с некоторых пор Европа стала принимать иммигрантов, особенно многочисленных с начала 2010-х
годов, и, по мнению большинства членов Европейского парламента, в этой ситуации европейские страны оказались не на высоте (4).
Безусловно, в основе современной миграции в европейские страны лежат исключительные события, такие как войны и кризис в Сирии, Ираке, Ливии, но миграция является также следствием глобализации рынка труда и стремления людей найти лучшую работу и лучшие условия жизни. Кроме того, влияние на миграционные процессы оказывают и изменения климата. В настоящее время в мире насчитывается около 1 млрд мигрантов. Среди 10 стран, принимающих наиболее число мигрантов, пять расположены в Европе (Германия, Россия, Франция, Испания и Италия). Если кризис имеется, то причины его связаны не с миграцией, а с неспособностью европейских институтов принять адекватные решения и сломить сопротивление некоторых государств, которые отказываются выполнять свои обязательства. Так, из прибывших в Грецию 66 тыс. беженцев, которые должны были быть приняты другими европейскими странами, получили пристанище только 15 тыс. человек.
Следует также напомнить, что население многих европейских стран является эмигрантами и проживает в других странах. Например, 20% населения Португалии и Ирландии.
За последние 10 лет мигранты внесли существенный вклад (на уровне 70%) в увеличение численности рабочей силы в европейских странах. В таких отраслях, как строительство, гостиничное и ресторанное дело, информатика, сельское хозяйство, сфера финансовых услуг, нехватка рабочей силы отчасти восполняется за счет мигрантов. В Люксембурге, например, строительство, гостиничный и ресторанный бизнес полностью зависят от трудящихся мигрантов. По имеющимся данным, мигранты оставляют 15% лиц, впервые вышедших на рынок труда в таких сферах, как наука, технологии и инженерное дело. Среди европейских стран Великобритания и Люксембург в наибольшей степени привлекают мигрантов с высшим образованием, занятых в основном в сфере финансов, высоких технологий и средствах массовой информации.
В целом, указал Ригони, мигранты скорее дополняют, чем замещают имеющуюся рабочую силу. Однако существуют и исключения. Так, в Турции беженцы из Сирии создали напряженную конкуренцию на местном рынке труда.
По данным ОЭСР, вклад мигрантов в рост поступлений от налогов и социальных взносов превышает расходы государства на предоставляемые им социальные пособия. Так, в Люксембурге и Швейцарии мигранты создают чистую прибыль, оцениваемую в 2% от ВВП (4).
Отмечается, что миграция оказывает положительное влияние на демографическую ситуацию. В связи со старением населения и снижением уровня рождаемости сокращение рабочей силы в Европе будет иметь серьезные экономические последствия, так как все большее соотношение между работающим и неработающим населением будет меняться в пользу последнего. Усилятся трудности финансирования пенсий и системы социального обеспечения. Для улучшения демографической ситуации в Европе миграция необходима, утверждает Ригони. В 2015 г. рост населения Германии был обеспечен только за счет мигрантов, которые составляют в настоящее время 21% населения страны.
Мигранты оказывают также положительное влияние на европейскую культуру. Так, в Швейцарии и Люксембурге, где мигранты составляют соответственно 26 и 47% населения, культурная диверсификация с некоторых пор стала частью повседневной жизни. Миграция видоизменяет искусство и спорт в Европе. Отмечается, что в долгосрочной перспективе благодаря влиянию миграции европейское общество станет более толерантным, разнообразным и открытым.
В европейских странах постепенно растет сопротивление ан-тимигрантскому движению, инспирированное правыми партиями. Неслучайно, по мнению некоторых исследователей, в настоящее время основная задача состоит в осуществлении социальной инклюзии всех граждан. Каждый человек должен научиться жить в многоязычном мультикультурном и многорелигиозном обществе.
Список литературы
1. L'Europe et les migrants, faits et chiffres // Le Parisien. - P., 2017. - 19.03. - Mode of access: http://www.leparisien.fr/flash-actualite-monde/l-europe-et-les-migrants-faits-et-chiffres-19-03-2017-6775920.php
2. Toute l'Europe: Migrations: le bourbier européen // Toute l'Europe, Open diplomacy. - 2016. - Mode of access: www.touteleurope.eu/actualite/migrations-le-bourbier-europeen.html
3. En 2016, l'Europe a vu le nombre d'arrivées de migrants // Le Figaro. - P., 2016. -18.12. - Mode of access: http://www.lefigaro.fr/international/2016/12/18/01003-20161218ARTFIG00011 -en-2016-l-europe-a-vu-le-nombre-d-arrivees-de-migrants-fortement-diminuer.php
4. Régibier J.-J. Les migrants sont une richesse pour l'Europe // L'Humanité Vendredi. -P., 2017. - 30.06. - Mode of access: https://www.humanite.fr/les-migrants-sont-une-richesse-pour-leurope-638281
2018.01.031. АНГЕНЕНДТ С., КИПП Д., МЕЙЕР А. СМЕШАННАЯ МИГРАЦИЯ. ВЫЗОВЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УБЕЖИЩА ГЕРМАНИИ И ЕВРОСОЮЗА.
ANGENENDT S., KIPP D., MEIER A. Mixed migration. Challenges and options for the ongoing project of German and European asylum and migration policy / German institute for international and security affairs (SWP). - Gutersloh, 2017. - 58 p.
Ключевые слова: ЕС; Германия; беженцы; миграция.
Возрастающее разнообразие направлений и видов миграции представляет собой специфическую проблему для правительств многих стран. На практике мотивы миграции и маршруты движения беженцев или просто мигрантов довольно трудно выделить. Этот вопрос имеет существенное значение, поскольку стороны, подписавшие в 1951 г. Женевскую конвенцию о беженцах (1951 Geneva refugee convention), взяли на себя обязательства по защите беженцев, но притом прием мигрантов и их адаптация на рынках труда являются суверенным правом каждого принимающего государства.
Миграционный поток авторы определяют с помощью матрицы, имеющей четыре поля и два измерения: «добровольность» и «степень регулирования». Первое отражает информацию о том, каким образом было принято решение о миграции, второе характеризует степень участия государства и других акторов в миграционном процессе.
На практике большинство миграционных потоков имеют смешанный характер и могут быть классифицированы как добровольная и / или вынужденная миграция. В случае нерегулируемой