Научная статья на тему 'Европа без границ - синергия Западной и российской систем образования'

Европа без границ - синергия Западной и российской систем образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS / SCIENTIFIC ACTIVITY / RATING SYSTEM BASED ON SCORES / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешина В. В.

В данной статье рассматриваются различные подходы к моделированию учебной системы на примере российской и европейской моделей, выявляются их преимущества и недостатки. На этой основе составляются предложения по оптимизации образовательной системы, которые могут быть применены в Финансовом университете.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article are considered different ways on modeling educational systems, viewed on the Russian and the European models, and are revealed their strengths and weaknesses, On this bases different suggestions are made, which could be implement in Finance University.

Текст научной работы на тему «Европа без границ - синергия Западной и российской систем образования»

Европа без границ — синергия западной и российской систем образования

Алешина В. В.,

студентка факультета менеджмента,

Финансовый университет

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные подходы к моделированию учебной системы на примере российской и европейской моделей, выявляются их преимущества и недостатки. На этой основе составляются предложения по оптимизации образовательной системы, которые могут быть применены в Финансовом университете.

Ключевые слова: образовательная система; учебный процесс; научная деятельность; балльно-рейтинговая система, индивидуализация.

Europe Without Borders — Synergy of Russian and West Educational System

Aleshina V.V.

Abstract. In this article are considered different ways on modeling educational systems, viewed on the Russian and the European models, and are revealed their strengths and weaknesses, On this bases different suggestions are made, which could be implement in Finance University.

Keywords: educational system; educational process; scientific activity; rating system based on scores; individualization.

Базой любого общества, как и любой компании, являются люди - профессионалы в своем деле. Для государства одним из приоритетных направлений развития должна стать образовательная сфера. От качества ее построения зависит, будут ли в стране компетентные кадры.

Сейчас в сфере образования, особенно в сфере высшего образования, между вузами идет соперничество не только за популярность среди потенциальных студентов, магистрантов, аспирантов от 18 до 33 лет, но и за статус самого престижного вуза, дополнительное финансирование образовательных и научно-исследова-

тельских программ. Следовательно, им нужно развиваться, чтобы иметь возможность гибко реагировать на формирующиеся тенденции и отвечать вызовам внешней среды.

Одним из самых известных в стране вузов экономического профиля является Финансовый университет. Финансовому университету также приходится соперничать за свою популярность и свой бренд, так как это привлекает абитуриентов. Кроме того, одна из приоритетных стратегических задач развития - получение статуса НИУ, что также повлияет на его рейтинг среди вузов России.

Сейчас заметна новая тенденция - управление крупными компаниями чаще стали доверять

Научный руководитель: Грузина Ю.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Проектный менеджмент».

специалистам с экономическим образованием. На этом направлении Финансовый университет возглавляет тройку лидеров, что означает - предпочтение отдается именно ему в первую очередь, следовательно, ему необходимо совершенствовать свою модель построения учебного процесса, чтобы оставаться лидером в своем направлении.

В данной работе сравнивается европейский опыт построения образовательной модели на основе Мадридского университета Комплутенсе, являющегося одним из престижных университетов Европы и российская модель на основе Финансового университета.

Особенности испанской модели

Главным отличием испанской образовательной модели является больший срок обучения. Это связано с тем,что образование поделено на 4 категории: дошкольное, базовое, бачилерато (с 16 лет и напоминает старшие классы российской школы, состоящее из трех курсов. Третий курс бачилерато предполагает выбор специализации: точные науки или гуманитарные) и высшее образование.

Таким образом, к началу обучения в университете студенты более ясно представляют, на кого бы они хотели учиться, какие перспективы перед ними имеются. К концу обучения в университете средний возраст студента составляет 25-26 лет.

Второе отличие - большая доступность вузовского обучения. Система образования в Испании подразумевает платность обучения в высших учебных заведениях. Стоимость обучения составляет от 500 до 2000 евро в год, что довольно дешево.

Кроме того, на семинарах можно встретить и 30-летнего, и 40-летнего и даже 60-летнего студента, и это считается обычной практикой.

Конечно, на различия влияют социально-экономические факторы, такие как уровень жизни населения, средний уровень дохода на душу населения и другие.

Образовательная модель университета Комплутенсе

Университет Комплутенсе, Мадрид, является самым старым и самым крупным университетом Испании. Обучение построено на креди-

тах: степень подготовки студента оценивают в кредитах - 10 часов работы в аудитории равно 1 кредиту. Здесь довольно гибкая система образования, построенная на принципе индивидуализма и свободы выбора предметов: на 1-м и

2-м курсах изучаются общие предметы, которые обязательны для всех студентов данного направления. На последующих курсах есть возможность выбора предметов в зависимости от специализации и набранных кредитов, т.е. не все студенты могут выбрать предмет, если нет соответствующего числа кредитов - интенсивность подготовки ниже требуемой. Также кредиты влияют на возможность прохождения практики, что тоже очень важно. Все зависит от профиля подготовки и часов обучения (кредитов). У каждого предмета свое количество кредитов - интенсивность подготовки.

В университете учебный процесс построен таким образом, что и преподаватель, и студент сами могут определять, как построить его наиболее эффективным способом. Преподаватель сам определяет, в какой форме он будет оценивать студентов, какие задания давать. Сами студенты, как отмечалось ранее, во-первых, на

3-м и 4-м курсах сами определяют свое расписание. Во-вторых, они имеют право выбрать, когда хотят посещать предмет (утром, днем или вечером) и выбрать преподавателя, который больше понравился. Это происходит до официального зачисления на данный курс. То есть можно посетить несколько разных лекций по одному и тому же предмету у разных преподавателей и в разное время, чтобы выбрать наиболее удобное.

Кроме того, все занятия проходят в форме совмещенных семинаров и лекций. На занятии разбирается теория, а затем некоторые практические задачи и кейсы. Для предметов экономико-математической направленности идет, в основном, разбор задач. Для гуманитарных предметов - проводятся дискуссионные лекции, т.е. преподаватель объясняет материал с ведением дискуссии с аудиторией. Несколько раз в семестр проводятся полноценные семинары, где студенты самостоятельно выполняют задания - миниконтрольные.

Однако такая система предполагает, что основную часть материала (около 80%) студент обязан самостоятельно изучать - в библиотеке,

с разбором методических материалов, на консультациях (у каждого преподавателя есть 12 дня консультаций в неделю), обязан решать дополнительные задачи. Это основано на том, что абитуриенты, поступающие в вуз, сознательно подготовлены, взрослее и осознанно подходят к выбору будущей профессии.

Внеучебная деятельность здесь также хорошо развита, хотя участие в ней совсем не обязательно и не влияет на оценку. Она важна для личностного роста и будущей карьеры.

Преимущества:

• хорошая практическая подготовка по специальностям вуза;

• отличное понимание материала;

• престижность вуза;

• открытость образования;

• индивидуализация обучения в соответствии с потребностями;

• доступность обучения.

Недостатки:

• расхолаживание студентов - нет четкой системы контроля посещаемости занятий (если студент с первого раза не прошел экзамен, он может пройти его несколько раз еще). Главное -сдать до конца обучения, что приводит к ситуации, когда у студентов старших курсов есть задолженности по предметам с 1-2-го курсов;

• нет возможности совмещать учебу и работу;

• 80% материала студент должен осваивать сам;

• нет упора на внеучебную деятельность.

Особенности общероссийской модели

В России модель обучения построена таким образом: детский сад (до 6-7 лет), среднее неполное образование (с 7 до 16), после него можно пойти учиться в колледж или получить среднее полное образование (с 16 до 18 лет), а после - поступить в вуз.

Для тех, кто уже поступил, основными проблемами являются: быстрое устаревание знаний (после выпуска, все, чему учились студенты, уже неприменимо к практике), что является следствием отсутствия связи между реальным сектором экономики и образовательной сферы. Кроме того, для гуманитарных направлений также характерно отсутствие связи между

лекциями и семинарами, т.е. они могут быть не связанными по содержанию. Все это приводит к отсутствию интереса к обучению у студентов, а также отсутствию у них практических навыков. Следствием этого является то, что студенты сами решают восполнить пробелы и идут работать .

Расставляются неверные приоритеты для дневного обучения - работа на первом месте, обучение на втором.

Образовательная система Финансового университета

На 2015 г. Финансовый университет занимает 15-е место среди вузов, а по качеству образования - 12-е место в рейтинге агентства ЯЛЕХ. Для того чтобы стать лидером в своем профиле и потом его сохранить, необходимо реорганизовать учебный процесс. Для начала рассмотрим, как строится образовательная модель в университете.

В университете реализуется сепаратный стиль, т.е. основа - конкуренция среди как студентов, так и преподавателей. Конкуренция строится на баллах - основной показатель. По итогам рейтинга определяются лучшие студенты. Баллы влияют не только на успешность и внутреннюю мотивацию, но и на возможность получения различных льгот: для тех, кто обучается на платной основе - возможность перейти на бюджетную основу; получение повышенной академической стипендии; возможность уехать на летнюю стажировку или на один семестр по программе включенного обучения.

Баллы можно заработать посещением занятий, работой на семинаре, выполнением работ, сдачей контрольных и семестровых работ. Чем полнее и качественнее студент выполняет задания, тем больше набранных баллов, что влияет на успешность сдачи зачета или экзамена, а также на его итоговый рейтинг среди студентов.

Кроме этих баллов, важным пунктом является внеучебная деятельность. Огромное количество научных мероприятий, культурно-массовых и спортивных мероприятий, стажировок проводится в университете. Также высоко ценится ведение различных кейс-клубов или дискуссионных клубов.

У преподавателей также существует рейтинг. Преподаватели должны участвовать в

различных мероприятиях, писать работы со студентами. Публикации - один из главных пунктов, поскольку каждый сотрудник должен опубликовать свои работы течение года в авторитетных рецензируемых изданиях (например, ВАК), чтобы подтвердить свою компетентность, углубить знания. Студентов также поощряют к написанию статей. Все это поможет университету получить статус НИУ.

Преимущества:

• хорошая теоретическая подготовка по профильным специальностям вуза;

• обучение в высокорейтинговом вузе;

• поощрение к повышению квалификации, научной деятельности;

• часть времени отводится не только основной учебной деятельности, но и участию и организации внеучебной работы.

Недостатки:

• недостаточное количество часов языковой подготовки;

• высокий уровень конкуренции между студентами ведет к зарабатыванию баллов и отвлекает от качественной подготовки домашних заданий;

• наслоение материала.

Применение западного опыта к реформированию учебного процесса

Новый формат занятий

Совмещение лекций и семинаров в одном занятии. Такая мера позволит качественнее углубиться в материал, лучше понять практическое применение теории. Решение большего количества задач и бизнес-кейсов поможет в запоминании материала, а также выработает навыки, необходимые в реальном секторе экономики (это вариант актуален для экономико-математических направлений). Возможен и другой вариант: проведение полноценных лекций с подготовкой в виде домашнего задания к каждой лекции практических заданий и проведение 1-2 раза в месяц семинарских занятий. Для других направлений можно применить формат дискуссионных лекций - студенты внимательно слушают лектора, поскольку им задаются вопросы в ходе лекции, а преподаватели более тщательно готовятся к каждому занятию, так как студенты могут дискутировать с преподавателем.

Гибкое расписание

Сейчас в университете уже действует система, при которой студенты сами выбирают некоторые предметы. Однако они не являются основными и на них отводится меньше зачетных единиц. Можно было бы дать свободу студентам 3-х и 4-х курсов бакалавриата в выборе основных предметов. Перед поступлением на 3-й и 4-й курс студент сам выбирает предметы по желанию, а в течение первых 3-х недель обучения может посещать предметы и выбирать понравившиеся. Возможно, некоторые предметы, базовые для направления, останутся общеобязательными. Таким образом формируется индивидуальное расписание, но присутствует определенный риск - российские студенты не имеют опыта обучения в такой системе.

Курсы подготовки к сдаче экзаменов на различные сертификаты

Выпускники всеми силами стараются повысить свой КР1, в первую очередь за счет получения различных сертификатов. Подготовка может идти по нескольким направлениям - языковая (подтвержденное знание нескольких языков и др.) или профессиональная (проектный менеджмент, бухгалтерский учет и др.).

Поскольку такие курсы довольно дорогие, соответственно не все студенты могут их себе позволить. Можно было бы заключить контракты с центрами подготовки по данным направлениям и предоставлять скидки студентам Финансового университета.

Сотрудничество бизнеса и университета

Устранение одной из главных проблем российского образования - отсутствие связи между университетом и реальным сектором экономики - возможно при укреплении сотрудничества между частным бизнесом и университетом.

Возможными путями взаимодействия могут стать:

• совместная научно-исследовательская работа;

• финансирование бизнесом научных сотрудников университетов;

• грантовая поддержка студентов и преподавателей;

• создание новых бизнес-структур (например, венчурных фирм).

Эффективность данных предложений целесообразно рассчитывать на основе следующих показателей:

• динамика количества обучающихся студентов в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре и докторантуре;

• процент отчисления студентов от общего числа обучающихся;

• количество опубликованных оригинальных работ студентов и преподавательского состава;

• рейтинг студента на основе среза знаний, теста по остаточным знаниям;

• процент приглашенных студентов на стажировку и/или работу в ведущие компании;

• процент иностранных студентов, обучающихся на стажировке в Финансовом университете;

• процент студентов, приглашенных на стажировку за границу;

• рейтинг преподавателя по результатам опроса студентов;

• рейтинг вуза в России и за рубежом по результатам исследований;

• перспективы трудоустройства выпускников;

• освоение дополнительных иностранных языков;

• улучшение имиджа в России и за рубежом вуза как передового и инновационного образовательного учреждения;

• увеличение доли рынка;

• оптимизация работы преподавателя со студентами;

• мотивированность и желание учиться: «сам выбрал, осознаю, что мне нужно»;

• повышение рейтинга выпускников Финансового университета.

Таким образом, совершенствование учебного процесса в Финансовом университете -процесс необходимый и естественный. Однако стоит сказать, что этот процесс зависит не только от желания университета, но и от условий, в которых он протекает. Российский менталитет и система образования сложились под влиянием определенных обстоятельств, которые и влияют на учебный процесс. Необходимы изменения всей учебной системы, сложившейся в стране, не только сферы высшего образования.

На сегодняшний день студентам недостаточно просто приходить в университет и слушать лекции - многие приходят именно за практическими навыками, за возможностью проявить себя в самых разных областях. Не стоит забывать, что студенты 3-х и 4-х курсов бакалавриата проходят стажировки или начинают работать в компаниях, где от них требуются такие навыки, как: применение накопленного теоретического опыта на практике, креативность, самостоятельность в принятии решений и др. Студенты решают получать практические знания непосредственно на месте работы, считая, что это важнее, чем лекции в университете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Университеты должны внимательно отслеживать такие тенденции, чтобы не терять студентов и свой престиж. Менять формы взаимодействия преподаватель-студент, чтобы создавать максимально эффективную среду для обучения не только теоретического, но и практического.

Литература

1. Сайт Мадридского университета Комплутенсе [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucm.es.

2. Сайт рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) (АО «Эксперт РА») [Электронный ресурс]. URL: http:// www.raexpert.ru.

3. Сайт Финансового университета при Правительстве РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru.

4. Secretaría general técnica Subdirección General de Documentación y Publicaciones, Ministerio de educación, cultura y deporte (2015), "Datos y Cifras del Sistema Universitario Español. Curso 2014/2015" [Documento electrónico] enlace: http://www.mecd.gob.es/dms/mecd/educacion-mecd/areas-educacion/universidades/estadisticas-informes/datos-cifras/Datos-y-Cifras-del-SUE-Curso-2014-2015.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.