Научная статья на тему 'Еврейское культурно-просветительское товарищество «Tарбут» на территории Западной Беларуси: организационные основы и основные направления деятельности'

Еврейское культурно-просветительское товарищество «Tарбут» на территории Западной Беларуси: организационные основы и основные направления деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еврейское культурно-просветительское товарищество «Tарбут» на территории Западной Беларуси: организационные основы и основные направления деятельности»

Ольга Щука

Еврейское культурно-просветительское товарищество «Тарбут» на территории Западной Беларуси:

организационные основы и основные направления деятельности

Образование и просвещение традиционно занимали важное место в общественной жизни евреев. Именно поэтому все еврейские политические партии и организации с самого начала существования независимой Польши стремились обеспечить становление и развитие молодёжи в соответствии с этой традицией.

Одним из главных вопросов при создании школ был вопрос - какой язык необходимо считать родным? Ассимиляторы таковым считали польский, сионисты - еврейский (иврит), а бундовцы и фолкисты - идиш. Само же польское государство ограничивалось созданием в некоторых населённых пунктах в начале 1920-х годов школ с польским языком обучения для еврейских детей, в которых по субботам и во время иудейских религиозных праздников занятия не проводились. К началу 1930-х годов такого рода школы постепенно ликвидировались, а учащиеся-евреи должны были ходить в польские школы.

С целью сохранения языка, культуры и традиций еврейского народа с начала 1920-х годов создавались школьные организации под эгидой существующих тогда еврейских политических партий и организаций. Так, например, ортодоксы создали «Хорев» для мальчиков и «Бейт Яков» для девочек; Мизрахи - «Явне»; Бунд и Поалей-Цион - «ЦИШО» (Центральная идишистская школьная организация).

Сионистское движение не стало исключением: в 1922 году было создано товарищество «Тарбут» («Культура»)1. Его це-

лью было распространение еврейского языка и просвещения среди еврейского населения в Польше. Для достижения поставленной цели товарищество: 1) создавало и поддерживало начальные, средние и профессиональные школы, вечерние | курсы, народные университеты разных типов, педагогические курсы; 2) контролировало правильность преподавания ^ еврейского языка и предметов по иудаике в учебных учреж-щ дениях, которые не поддерживались товариществом; 3) соз-§ давало и поддерживало издательства, издавало школьные ® учебники, книги, брошюры, специализированные журналы; ^ 4) принимало участие в создании клубов, читален, библио-| тек, летних лагерей для учащейся молодёжи и учителей, ор-? ганизовывало концерты и лекции; 5) создавало театры на

о

8 еврейском языке и организовывало школьные выступления; 6) анкетировало и анализировало результаты анкетирования по культурно-просветительским вопросам среди евреев2.

Территорией деятельности товарищества являлась II Речь Посполитая, центр правления им находился в Варшаве. Органами управления являлись Общее Собрание, Правление и Почётный Суд.

Одним из приоритетных направлений деятельности «Тар-бут» было создание сети школьных учреждений. Так, например, одна из её школ была создана в Пинске в 1923 г., следующая в 1924 г. - в Бресте. К 1927/1928 учебному году были открыты школы «Тарбут» в Берёзе Картузской, Бресте, Кобрине и Лунинце. Всего на территории Полесского воеводства было создано 22 школы: в Брестском повете - 3, Дрогичинском -2, Кобринском - 1, Коссовском - 2, Лунинецком - 2, Пинском - 2, Пружанском - 3, Столинском - 3, Сарненском - 4. К 1930 г. количество школ «Тарбут» увеличилось. Одновременно расширялась сеть отделений товарищества на территории Полесского воеводства: только в 1929-1930 гг. было открыто 30 отделений3.

Хорошую репутацию на территории II Речи Посполитой имела Пинская гимназия «Тарбут». Она была создана как четырёхклассная школа в 1922 г., а статус гимназии получила лишь в 1926 г. В первый год своего существования училось там 425 учеников. В 1927 г. был введён восьмилетний срок

обучения в гимназии. С 1937/1938 учебного года при гимназии был открыт гуманитарно-природоведческий лицей. Среди гимназий «Тарбут» в западнобелорусском регионе только две получили права частных школ: в Пинске и Белостоке. Получая от товарищества «Тарбут» субсидии, гимназии и ос школы имели лучшее материальное обеспечение по сравне- | нию с другими еврейскими учебными заведениями. Немало ® средств давали родители (большая часть учеников были вы- ев ходцами из купеческих семей, владельцев недвижимостью). П Часть способных учеников, происходивших из небогатых й семей, была освобождена от оплаты за обучение. В зависи- ° мости от успехов в учёбе оплата за обучение могла быть сни- е жена. Так, например, в 1927 г. она была снижена от 15 % до е 90%4. Гимназисты принимали активное участие в издательской деятельности. во

До конца 1930-х гг. товарищество «Тарбут» в целом смогло удержать свои позиции: в 1937 г. в Полесском воеводстве действовало 19 его школ. Помимо школ в 1935 г. были организованы вечерние языковые курсы для взрослых. Их целью было подготовка евреев к эмиграции в Палестину. В течение их двухлетнего существования слушателей обучали языку, еврейской истории и мировой культуре.

На территории Новогрудского повета особенно активно действовали отделения «Тарбут» в Мире, Несвиже, Клецке, Барановичах5. На территории Воложинского повета (Ново-грудское воеводство) с 1924 г. действовало отделение товарищества, включавшее 15 членов. Председателем его являлся Хаим Головенчиц. Наиболее активные деятели данного отделения - Шая Каганович и Янкель Бакшт6. Это отделение проводило в середине 1920-х гг. интенсивную просветительскую деятельность. На территории Белостокского воеводства центром деятельности товарищества стал город Сувалки7. В Виленском воеводстве особой активностью отличались отделения товарищества в местечках Михалишки (15 членов), Рудишки (12 членов)8. 5 марта 1930 г. отдел товарищества был зарегистрирован в Олкениках (20 членов). Среди местных лидеров можно выделить следующих: Якоб Рейфер, Файвель Шмеркович, Арон Карпович (все они проживали в Олкениках)9.

В 1937 году в Польше количество школ «Тарбут» было самым большим - 269 (44780 учеников). Для сравнения: ЦИШО - 169 (16486 учеников), «Бейт Яков» - 248 (35586 учеников), «Явне» - 229 (15 923 учеников)10. | Основными формами деятельности «Тарбут» на терри-

тории Западной Беларуси были организация представле-а, ний, лекций, выставок, проведение танцевальных вечеров, щ создание школ для обедневших евреев и т.д.11 Организация § «Тарбут» направляла свою деятельность на распространение ® еврейской культуры и просвещения. Для этого она использовала такие методы, как издание журналов, газет, брошюр, | создание клубов, летних колоний для учащейся молодёжи и * др.12 Средства, собранные «Тарбут» на организованных им 8 мероприятиях, шли на различные цели: материальная помощь бедному еврейскому населению, «возрождение Палестины» и т.д.13

Таким образом, в межвоенный период на территории Западной Беларуси товарищество «Тарбут» играло большую роль в культурно-просветительной деятельности в еврейской среде и было активным проводником сионистской идеологии. В данном регионе сионистские организации опирались на свою школьную систему «Тарбут», которая включала дошкольные учреждения, начальные и средние школы, педагогические семинарии, где обучение велось на иврите и

14

идиш14.

Tomaszewski J. Zarys dziejow zydow w Polsce w latach 1918-1939 / J. Toma-szewski. Warszawa, 1990. S. 97.

The Central Archives for the History of the Jewish People (Jerusalem). HM219635.9. Statyt Zydowskiego Stowarzyszenia Kulturalno-Oswiatowego "Tarbut" w Polsce / 1927-1934. Л. 1.

Wabiszczewicz A. Oswiata i kultura zydow na terytorium wojewodztwa Poleskiego w latach 1921-1939; A. Wabiszczewicz // Jewish History Quarterly (Kwartalnik Historii Zydow). № 3. 2007. S. 289. Wabiszczewicz, A. Oswiata i kultura zydow. S. 290.

Государственный архив Гродненской области (ГАГО). Ф. 662. Оп. 3. Д. 11. Квартальные отчёты поветовых коменд госполиции об общественно-политическом движении. Л. 104, 145.

2

4

6 Зональный государственный архив Минской области в г. Молодечно. Ф. 93. Оп. 1. Д. 8. Дело о борьбе с рабочим, демократическим и национально-освободительным движением. Л. 425.

7 ГАГО. Ф. 210. Оп. 1. Д. 1. Список союзов, организаций и политических партий, находящихся на территории города Сувалки. Л. 33.

8 Литовский Центральный Государственный архив (ЛЦГА). Ф. 55. Оп. 10. Д. 240. Статут еврейского культурно-просветительского товарищества «Тарбут». Л. 9. §

9 Там же. Л. 19. I

10 Tomaszewski J. Zarys dziejow zydow. S. 99. р

11 ГАГО. Ф. 93. Оп. 1. Д. 3. Месячные политические обзоры. Л. 21. п

12 ЛЦГА. Ф. 55. Оп. 10. Д. 240. Л. 1-4. g

13 ГАГО. Ф. 662. Оп. 3. Д. 11. Л. 154.

14 The Central Archives for the History of the Jewish People (Jerusalem). - е HM219635.9. Л. 1-4. §

fco

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.