Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Феофанов Константин Анатольевич, Сологуб Виталий Игоревич

В статье приводится краткий анализ основных предпосылок формирования на постсоветском пространстве интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС), дана его интеграционная структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC UNION: THE PAST AND THE PRESENT

The article provides a brief analysis of the main preconditions and reasons for formation of the newest integration alliance on the post-Soviet space, the Eurasian Economic Union (EAEU). The integration structure, formed at the initial stage of its development, alongside with the existing responsibilities of the union power authorities.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

УДК 327.7

Евразиискии экономический союз: прошлое и настоящее

Константин ФЕОФАНОВ Виталий СОЛОГУБ

Внешнеполитическая действительность в её историческом контексте представляется следствием развития и взаимного влияния различного рода факторов, событий, явлений и действий, составляющих основу современных международных отношений. При этом отдельные события политического характера оказывают более существенное влияние на ход мировых политических процессов по сравнению с другими. Одним из такого рода особых событий представляется создание 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - нового регионального игрока на политической арене.

Сама концепция создания Евразийского союза, безусловно, не нова. Первые более или менее оформленные идеи появились в 20-30-х годах ХХ в. усилиями Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого и Г. В. Вернадского. Позднее, в 70-80-е годы ХХ в., создание Евразийского союза представлялось идеологами как поэтапный переход к такому союзу от СССР путём смены коммунистической идеологии на евразийскую. Первый образ Союза Советских Республик Европы и Азии (Европейско-Азиатского Союза) был представлен академиком А. Д. Сахаровым в проекте Конституции Союза Советских

ФЕОФАНОВ Константин Анатольевич - доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: konstantin. feofanov@gmail.com

СОЛОГУБ Виталий Игоревич - магистр международных отношений, аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: vitsologub@gmail.com Ключевые слова: Евразийский союз, ЕАЭС, интеграция.

Республик Европы и Азии [1]. В указанном проекте евразийский концепт представлен как союз республик в виде «мягкой» федерации, т. е. как более демократичный вариант построения иерархии «власти - подчинения» по сравнению с существовавшей структурой управления СССР. Более того, проект исходил из того, что субъектами нового союза, обладающими национальным суверенитетом (в том числе и правом выхода из союза), станут около 50 полностью равных по статусу, правам и обязанностям республик, в которые должны были быть преобразованы все союзные республики и автономии СССР (за исключением заявивших в то время о своей полной независимости трёх балтийских республик - Литвы, Эстонии, Латвии). Однако в предложенном виде к реализации проект принят не был [2].

По истечении некоторого времени после распада СССР в различных государствах, которые ранее входили в состав СССР, а теперь являются членами СНГ, стали возникать теории создания новой общности таких государств с возможностью формирования объединения со сравнимыми с СССР экономическим потенциалом и международным авторитетом, что способствовало появлению различных интеграционных концептов нового евразийства.

Так, в 1994 г. был обнародован новый концепт евразийской интеграции, идея которого принадлежала президенту Казахстана Н. А. Назарбаеву [3]. Предполагалось, что первоначально в Евразийский союз войдут пять постсоветских республик: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. Планировалось также, что в дальнейшем к такому союзу смогут присоединиться и другие государства -Армения, Узбекистан, Молдавия, а также, возможно, самопровозглашённые государства - Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорно-Карабахская Республика.

Предложенная идея получила поддержку руководства заинтересованных государств, экспертов и учёных, однако к реализации была принята значительно позднее и с учётом изменившихся политических и экономических условий.

Говоря о причинах выдвижения и последующей реализации концепта ЕАЭС, важно отметить, что основной из таких причин явилось

существование ряда угроз внешнего характера, имеющих возможность существенного негативного воздействия на интегрирующиеся государ-

1 Сахаров А. Д. Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии // URL: http://www. sakharov-archive.ru/

2 Феофанов К. А., Сологуб В. И. Евразийский экономический союз: новейший интеграционный старт // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 5.

3 Евразийство: истоки, концепция, реальность. К 20-летию выступления Н. А. Назарбаева в МГУ им. М. В. Ломоносова 29 марта 1994 г. / под ред. М. С. проф. Мейера, В. А. проф. Михайлова, проф. Ж. С. Сыздыковой. М.: Паблис, 2014.

ства. Именно восстанавливая «баланс угроз» С. Уолта [4], государства принимали меры по наращиванию своего геополитического и экономического потенциала, осуществляли поиск условных внешних союзников. Наиболее существенной из таких угроз являлась (и в некоторой степени является и сейчас) нестабильность мировой и национальных финансово-экономических систем, что побуждало акторов искать новые ресурсы для самостоятельного экономического роста. Интеграция как возможность достижения такого экономического роста в сложившихся условиях позволила бы избежать возможные колебания текущей политической и экономической конъюнктуры, стала бы выгодным долгосрочным проектом, способствовала полноценному экономическому развитию. Необходимо понимать, что наиболее простым способом дать новый импульс развитию экономических сил Евро-Азиатского региона было воссоздание некогда существовавших в СССР экономических связей, наибольший вклад в который могли внести первоначально три государства: Россия и Казахстан в силу существования значительного сырьевого потенциала, а также Белоруссия - за счёт существования плановой экономической модели и высокого уровня производства сельскохозяйственной продукции и техники.

Таким образом, создав единое безбарьерное экономическое пространство, акторы смогли бы осуществлять реализацию своей про-

дукции на ощутимо большем по охвату рынке без дополнительных затрат. Более того, в географическом плане такие государства, как Россия, Казахстан и Белоруссия, наиболее выгодные экономические партнёры из-за пониженного объёма затрат на транспортировку различных товаров.

Весьма привлекательными представлялись и геостратегические плюсы интеграции, поскольку для всех интегрирующихся в настоящем и будущем акторов именно евразийская интеграция представляет наиболее выгодный геостратегический и геополитический проект. Само географическое положение акторов говорит о занимаемой стратегически и тактически выгодной позиции между Европой и Азией, позволяющей, во-первых, иметь полный политический и экономический доступ как к одному, так и к другому региону, во-вторых,, осуществлять необходимое взаимодействие с двумя регионами и, в-третьих, пользоваться преимуществами такого тесного взаимодействия. При отсутствии евразийского интеграционного концепта подобное активное сотрудничество оказалось бы попросту невозможным.

Более того, одной из причин выдвижения евразийского концепта явилось и разрешение острого вопроса нелегальной миграции между интегрирующимися странами, поскольку, как правило, именно с территорий поименованных государств, а также через такую территорию реализовывался поток

4 Walt S. The Origins of Alliance. N.Y.: Cornell University Press, 1990. P. 24.

нелегальных мигрантов. При комплексном интеграционном взаимодействии появляется возможность регулирования такого потока, а также унификации миграционного законодательства с целью недопущения нарушений законодательства в будущем.

На формирование евразийской интеграции повлиял и тот фактор, что большинство населения России, Белоруссии и Казахстана в целом поддерживает интеграционную политику, что говорит о потенциальной возможности при создании интеграционных структур учесть интересы большинства населения государств.

Важно отметить, что организационной базой создаваемого интеграционного объединения явились интеграционные проекты, довольно успешно развивавшиеся на постсоветском пространстве, в частности: СНГ, Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, а позднее - Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство. Данные механизмы позволили создать многоуровневую систему взаимоотношений государств.

Первым реальным практическим шагом на пути воплощения в жизнь евразийского концепта стало формирование 1 июля 2011 г. между Казахстаном, Россией и Белоруссией полноценной единой таможенной территории с провозглаше-

нием Таможенного союза. Трём государствам удалось создать рынок из более чем 165 млн потребителей с унифицированным законодательством, позволяющим осуществлять свободное передвижение капиталов, услуг и рабочей силы.

Впоследствии с 1 января 2012 г. на территории трёх государств получает своё развитие Единое экономическое пространство, целью которого явилось сбережение производственных, экономических и других связей. Вместе с тем стало возможно говорить и о начале «конкуренции юрисдикций», «ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать - в какой из трёх стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов, что создаёт стимул для национальных государственных структур заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата» [5]. В указанных целях создаются и бизнес-ассоциации трёх стран, в частности, Деловой совет ЕАЭС. Единое экономическое пространство базируется на согласованных действиях государств в ключевых институциональных областях: макроэкономике, обеспечении правил конкуренции, сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий.

29 мая 2014 г. руководством Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

5 Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября // URL: https://iz.ru/news/502761

подписывается Договор о ЕАЭС, который вступает в силу с 1 января 2015 г., что и становится отправной точкой существования нового субъекта международных отношений, международной организацией региональной интеграции. Позднее к указанному Договору присоединяются Республика Армения и Кыргызская Республика, став полноправными членами нового интеграционного объединения.

Договором о ЕАЭС установлены сферы интеграционного сотрудничества, среди которых важно отметить таможенное и техническое регулирование, макроэкономическую и конкурентную политику, сотрудничество в рамках формирования общих рынков нефти и газа, а также финансового рынка, трудовой миграции, интеллектуальной собственности и др.

Более того, с определённой степенью условности можно говорить о том, что Договор о ЕАЭС, по сути, закрепляет и интеграционную модель ЕАЭС.

Известно, что общеупотребимый термин «модель» происходит от латинского modulus - образец, аналог, мера, норма, и широко употребляется в повседневной жизни.

«Моделью является любой образ, возникающий в сознании как отражение реального объекта. Она выступает в качестве посредника между исследователем и интересующим его объектом-образом, "представителем" объекта. В науке под моделью понимают аналог оригинала, соответственно, моделирование - это метод исследования,

основанный на построении и изучении моделей действительных объектов исследования» [6]. В рамках настоящей статьи данная категория используется в её специальном значении - «интеграционная модель», и включает в своё содержание, в том числе структуру объединения и порядок создания и функционирования институтов по управлению интеграционными процессами в ЕАЭС.

Круг полномочий и интеграционных возможностей органов ЕАЭС, входящих в структуру интеграционной модели, установлен непосредственно Договором о ЕАЭС [7].

В интеграционной модели ЕАЭС можно условно выделить следующие элементы: стратегический, тактический и индикативный.

Организационными подразделениями, ответственными за реализацию стратегического элемента, являются Высший Евразийский экономический совет (Высший совет) и Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет). Данные органы ЕАЭС определяют глобальный вектор и направления развития государств -членов ЕАЭС, устанавливают «правила игры», по которым в ближайшие десятилетия будет осуществляться взаимодействие внутри формирующегося интеграционного объединения. Именно в рамках стратегического элемента определяются новые сферы интеграции, в которых государствам-членам лишь предстоит выстраивать систему взаимоотношений в отличие от тех сфер, где взаимодействие уже реализуется.

6 Шабров О. Ф. Моделирование политической реальности / отв. ред. В. С. Комаровский. М.: РАГС, 2002.

7 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/

Высокий уровень принятия решений, равно как и стратегическая значимость таковых, обеспечивается наивысшей степенью административно-бюрократической представленности государств-членов - главами государств и главами правительств.

Высший совет, состоящий из глав государств - членов ЕАЭС, является высшим органом ЕАЭС.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности ЕАЭС по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета. Заседания Высшего совета проводятся под руководством председателя Высшего совета, который ведёт заседания и организует его работу, а также осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, представляемых на рассмотрение Высшего совета.

Кроме определения стратегических направлений и перспектив развития объединения Высший совет принимает решения и по другим принципиальным вопросам, в частности, в отношении пропорционального распределения долевых взносов между государствами - членами ЕАЭС, членства и предоставления статуса наблюдателя в объединении, взаимодействия с третьими государствами и объединениями, штатной численности органов ЕАЭС и по ряду других вопросов. При этом решения по указанным вопросам принимаются консенсусом.

Межправительственный совет состоит из глав правительств государств - членов ЕАЭС, заседания которого проводятся не реже двух раз в год под руководством председателя Межправительственного совета.

Деятельность Межправительственного совета направлена в том числе на разрешение вопросов по обеспечению исполнения Договора о ЕАЭС, других международных договоров и решений Высшего совета ЕАЭС, формирования бюджета ЕАЭС, а также по ряду иных вопросов. При принятии решений в рамках Межправительственного совета также предусмотрен принцип консенсуса.

Организационным подразделением, осуществляющим реализацию тактического элемента интеграционной модели, является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Говоря о роли и месте ЕЭК в интеграции, необходимо отметить двойственный характер её участия. ЕЭК одновременно является основополагающим исполнителем - органом, непосредственно реализующим различные по содержанию интеграционные мероприятия, и осуществляет тактическое руководство происходящими в объединении интеграционными процессами, выполняя роль законодателя. При этом вырабатываемые ЕЭК тактические планы, унифицированные процедуры, схемы развития, безусловно, базируются на стратегических основах, закладываемых Высшим и Межправительственным советами.

ЕЭК является постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС и состоит из Совета и Коллегии. Совет ЕЭК вправе образовывать структурные подразделения, в частности, департаменты ЕЭК. В пределах своих полномочий она принимает решения нормативно-правового характера, обязательные для государств - членов ЕАЭС, распоряжения организационно-распорядительного характера и рекомендации, не имеющие обязательного характера.

Решения ЕЭК входят в право ЕАЭС и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов. Решения, распоряжения и рекомендации Совета ЕЭК принимаются консенсусом, Коллегии ЕЭК - квалифицированным большинством или консенсусом. При этом квалифицированное большинство составляет две трети голосов от общего числа членов Коллегии ЕЭК.

Основными задачами ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, а также выработка предложений по экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

ЕЭК осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

- обеспечения взаимной выгоды;

- равноправия и учёта национальных интересов государств-членов;

- экономической обоснованности принимаемых решений;

- открытости, гласности и объективности.

Кроме того, ЕЭК обеспечивает выполнение

международных договоров, составляющих право ЕАЭС, имеет правомочия по учреждению при необходимости консультативных органов для выработки рекомендаций по разрешению отдельных вопросов сотрудничества, а также имеет ряд иных полномочий.

Суд ЕАЭС осуществляет функции индикативного элемента. Его деятельность имеет особое значение, поскольку позволяет интегрирующимся субъектам оценивать текущий уровень гармонизации законодательств государств-членов, а также анализировать барьеры и противоречия, усложняющие или препятствующие реализации цели и основных задач интеграции. Поэтому Суд ЕАЭС выступает индикатором интеграционной ситуации.

Суд ЕАЭС - постоянно действующий судебный орган ЕАЭС, целью деятельности которого является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами ЕАЭС Договора о ЕАЭС, международных договоров и решений органов ЕАЭС.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства - члена ЕАЭС.

Руководство деятельностью Суда осуществляет председатель Суда.

Для реализации поставленных целей Суд ЕАЭС имеет правомочия по разрешению споров, возникающих в связи с реализацией Договора о ЕАЭС, международных договоров и решений органов ЕАЭС, а также по предоставлению соответствующих разъяснений по применению норм права ЕАЭС.

Соответствующее заявление на разрешение подобного спора или предоставление разъяснения может быть подано государством - членом ЕАЭС, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории ЕАЭС, или сотрудником (должностным лицом) органов ЕАЭС.

Предметом такого заявления может являться проверка на соответствие Договору о ЕАЭС отдельных принимаемых органами ЕАЭС актов, а также анализ деятельности того или иного государства - члена ЕАЭС или органа ЕАЭС на предмет нарушения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории ЕАЭС.

При этом разъяснения Суда означают предоставление консультативного заключения и не лишают государства - члены ЕАЭС права на толкование ими международных договоров. Суд осуществляет разъяснение положений международного договора ЕАЭС с третьей стороной, если это предусмотрено таким международным договором. К его компетенции могут быть отнесены и иные

споры, разрешение которых Судом ЕАЭС прямо предусмотрено Договором о ЕАЭС или иными международными договорами.

Суд при осуществлении правосудия применяет общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Договора о ЕАЭС, международных договоров, участниками которых являются государства - стороны спора, равно как и решений и распоряжений органов Евразийского экономического союза, а также международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Кроме внутреннего интеграционного строительства перед всеми «молодыми» интеграционными объединениями, каким является и ЕАЭС, стоит задача наращивания международного влияния, складывающегося в том числе и из оценки ведущих рейтинговых, финансовых, кредитных и иных авторитетных международных агентств, исходя из которой у мировой политической и деловой общественности формируется восприятие масштаба, надёжности и конкурентоспособности интеграционного объединения. При этом не по всем эффективным показателям сформированы рейтинги, оценивающие место Евразийского экономического союза в целом. Зачастую аналитики вынуждены вычислять рейтинг объединения через рейтин-

ги государств-членов посредством средневзвешенного значения пропорционально вкладу государств-членов в суммарный ВВП объединения. Отсутствие полноценной методики расчёта показателей в целом по интеграции, а также экономическая нестабильность её государств-членов в последние годы формирует весьма низкие позиции союза по ряду важнейших международных рейтингов (по состоянию на 2017 г.) [8].

Наиболее существенными с точки зрения анализа текущего положения дел представляются такие рейтинги, как индекс экономической свободы

[9], индекс человеческого развития

[10], глобальный инновационный индекс [11], индекс развития электронного правительства [12].

В индекс экономической свободы включено 12 субиндексов: право собственности, эффективность судебной деятельности, включённость государства, налоговая нагрузка, государственные расходы, состояние фискальной системы, свобода предпринимательства, свобода труда, монетарная свобода, свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода. Ранжирование ведётся в отношении 186 стран.

Наиболее высокую позицию среди государств - членов ЕАЭС по эконо-

8 Аналитический доклад «Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государств-членов в 2016 году: международные рейтинги» // URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_makroec_pol/seminar/Documents

9 Index of Economic Freedom // URL: http://www.heritage.org/

10 Human Development Index // URL: http://hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi

11 Global Innovation Index // URL: https://www.globalinnovationindex.org/

12 E-Government Development Index // URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/reports/un-e-government-survey

мической свободе занимает Республика Армения (33-е место), далее -Республика Казахстан (42-е место), Кыргызская Республика (89-е место), Республика Беларусь (104-е место), Российская Федерация (114-е место).

У ЕАЭС в целом - 106-е место в рейтинге.

В соответствии с докладом о человеческом развитии ПРООН «Человеческое развитие для всех и каждого» (индекс человеческого развития) государства - члены ЕАЭС, в частности, в 2015 г. продемонстрировали как повышение, так и понижение позиций по сравнению с предыдущим годом.

Так, Республика Армения поднялась в рейтинге на одну позицию -с 85-го на 84-е место, Республика Беларусь снизилась на одну позицию - с 51-го на 52-е место, Республика Казахстан и Кыргызская Республика сохранили прежние позиции на 56-м и 120-м местах соответственно, тогда как Россия снизилась на одну позицию - с 48-го на 49-е место.

В целом по ЕАЭС наблюдалось снижение на одну позицию - с 49-го на 50-е место.

Доклад «Глобальный инновационный индекс - 2017» является совместным изданием-рейтингом Кор-неллского университета, школы бизнеса ШБЕЛБ и Всемирной организации интеллектуальной собственности.

В его подготовке также принимают участие Конфедерация индийской промышленности, подразделение РшС <^аеду&», Национальная конфедерация промышленности Бразилии (СМ), Бразильская служба поддержки микро- и малых предприятий (БеЬгае) и Консультативный совет международных экспертов.

В данном рейтинге представлена информация (по 127 странам) об инновационных характеристиках экономик различных стран мира, включая политическую среду, образование, инфраструктуру, показатели активности бизнеса.

Государства - члены ЕАЭС как повысили, так и понизили свои позиции по агрегированному индексу, например, повышение позиций в относительном выражении было отмечено у Республики Армения (с 60-го на 59-е место) и Кыргызской Республики (с 103-го на 95-е место), снижение позиций - у Республики Беларусь (с 79-го на 88-е место), Республики Казахстан (с 75-го на 78-е место) и Российской Федерации (с 43-го на 45-е место).

В целом государства - члены ЕАЭС имеют наиболее высокие позиции по показателям «человеческий капитал» (28-е место) и «развитость бизнеса» (39-е место). Агрегированная позиция ЕАЭС также продемонстрировала некоторое снижение позиции - с 47-го на 50-е место.

Индекс развития электронного правительства - комбинированный показатель, характеризующий уровень развития электронного правительства в странах мира, в частности, оценивается готовность и возможность национальных государственных структур использовать информационно-коммуникационные технологии для предоставления гражданам государственных услуг.

Индекс составляется один раз в два года Департаментом экономического и социального развития ООН (The United Nations Department of Economic and Social Affairs - UN DESA) и включает три базовых индикатора: развитость онлайн-сервисов, разви-

тость ИКТ-инфраструктуры, человеческий капитал. Всего в рейтинг включены 193 страны.

Согласно данным доклада (2016 г.) среди государств - членов ЕАЭС по сравнению с данными 2014 г. повышение позиций наблюдалось у Республики Беларусь и Кыргызской Рес-

публики. Республика Армения снизилась в рейтинге на 26 позиций, Республика Казахстан снизилась в рейтинге на 5 позиций, а Российская Федерация - на 8 позиций.

В целом ЕАЭС занимает 36-е место в рейтинге (снижение на 8 позиций).

Таким образом, Евразийским экономическим союзом пройден значительный путь своего интеграционного формирования. Установлены и регламентированы базовые интеграционные сферы объединения, созданы правовые рамки деятельности интеграции, а также выстроена первичная интеграционная модель ЕАЭС. Но с учётом сформировавшейся в настоящее время политической и экономической конъюнктуры потребность в развитии региональной интеграции будет существенно возрастать. В этой связи государствам - членам ЕАЭС непременно предстоит расширять сферы интеграционного взаимодействия, усиливать наднациональный характер объединения, наделяя его органы большим объёмом полномочий, что в конечном итоге сможет трансформировать ЕАЭС в экономически сбалансированного и надёжного партнёра для третьих государств и интеграционных объединений.

Библиография • References

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года // URL: https://

www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ [Dogovor o Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze ot 29 maya 2014 goda // URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/] Евразийство: истоки, концепция, реальность. К 20-летию выступления Н. А. Назарбаева в МГУ им. М. В. Ломоносова 29 марта 1994 г. / gод ред. проф. М. С. Мейера, проф. В. А. Михайлова, проф. Ж. С/ Сыздыковой. М.: Паблис, 2014. - 744 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Evrazijstvo: istoki, koncepciya, real'nost'. K 20-letiyu vystupleniya N. A. Nazarbaeva v MGU im. M. V. Lomonosova 29 marta 1994 g. / god red. prof. M. S. Mejera, prof. V. A. Mihajlova, prof. ZH. S/ Syzdykovoj. M.: Pablis, 2014. - 744 s.] Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября // URL: https://iz.ru/news/ 502761

[Putin V. V. Novyj integracionnyj proekt dlya Evrazii - budushchee, kotoroe rozhdaetsya

segodnya // Izvestiya. 2011. 3 oktyabrya // URL: https://iz.ru/news/502761] Сахаров А. Д. Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии || URL:

http://www.sakharov-archive.ru/ [Saharov A. D. Konstitucii Soyuza Sovetskih Respublik Evropy i Azii || URL: http://

www.sakharov-archive.ru/] Феофанов К. А., Сологуб В. И. Евразийский экономический союз: новейший интеграционный старт // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 5. С. 175188.

[Feofanov K. A., Sologub V. I. Evrazijskij ehkonomicheskij soyuz: novejshij integracionnyj start // SociaTno-gumanitarnye znaniya. 2017. № 5. S. 175-188] Шабров О. Ф. Моделирование политической реальности / отв. ред.

В. С. Комаровский. М.: Изд-во РАГС. 2002. С. 448-461. [SHabrov O. F. Modelirovanie politicheskoj reaTnosti / otv. red. V. S. Komarovskij. M.:

Izd-vo RAGS. 2002. S. 448-461] Walt S. The Origins of Alliance. N.Y.: Cornell University Press, 1990.

Статья поступила в редакцию 17 октября 2018 г.

Пример оформления библиографических ссылок по стандартам транслитерации

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/15256

[Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2012 g. «O merakh po realizatsii vneshne-politicheskogo kursa Rossiiskoi Federatsii» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/ 15256]

Пономарева Е. Г., Рудов Г. А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель-Observer. 2012. № 3. С. 36-48.

[Ponomareva E.G., Rudov G.A. «Tsvetnye revoliutsii»: priroda, simvoly, tekh-nologii // Obozrevatel'-Observer. 2012. № 3. С. 36-48]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.