Научная статья на тему 'РОЛЬ СТАТУСА СТРАНЫ В ЕАЭС'

РОЛЬ СТАТУСА СТРАНЫ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕАЭС / ИНТЕГРАЦИЯ / СТАТУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серегина А.А., Богомолова В.Е., Харланов А.С.

В современном мире интеграционные объединения, созданные с целью либерализации мировой торговли и содействия экономическому развитию стран-участниц, играют все более важную роль в мировой экономике. В зависимости от внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов страны обозначается ее статус в интеграционных объединениях. В ходе написания данной статьи, основываясь на эмпирических и теоретических методах исследования, удалось определить разницу между видами участия стран в международных организациях, выделить основные причины получения странами статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе, а также проанализировать перспективы расширения интеграционного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COUNTRY’S STATUS IN THE EAEU

Integration associations in the modern world. Depending on the foreign economic and foreign policy priorities of the country, its status in the integration associations is designated. In the course of writing this article, based on empirical and theoretical research methods, it was possible to determine the difference between the types of participation of countries in international organizations, highlight the main reasons for countries to obtain observer status with the Eurasian Economic Union, and also analyze the prospects for expanding the integration association.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СТАТУСА СТРАНЫ В ЕАЭС»

DOI 10.22394/2073-2929-2021-03-125-134

Роль статуса страны в ЕАЭС

Серегина А. А.*, Богомолова В. Е., Харланов А. С.

Дипломатическая академия МИД России, Москва, Российская Федерация; * durdyyeva@mail.ru РЕФЕРАТ

В современном мире интеграционные объединения, созданные с целью либерализации мировой торговли и содействия экономическому развитию стран-участниц, играют все более важную роль в мировой экономике. В зависимости от внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов страны обозначается ее статус в интеграционных объединениях. В ходе написания данной статьи, основываясь на эмпирических и теоретических методах исследования, удалось определить разницу между видами участия стран в международных организациях, выделить основные причины получения странами статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе, а также проанализировать перспективы расширения интеграционного объединения. Ключевые слова: Евразийское пространство, ЕАЭС, интеграция, статус

Для цитирования: Серегина А. А., Богомолова В. Е., Харланов А. С. Роль статуса страны в ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. Т. 15. № 3. С. 125-134.

The Role of the Country's Status in the EAEU

Antonina А. Seryogina*, Victoria E. Bogomolova, Alexey S. Harlanov

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation; * durdyyeva@mail.ru

ABSTRACT

Integration associations in the modern world. Depending on the foreign economic and foreign policy priorities of the country, its status in the integration associations is designated. In the course of writing this article, based on empirical and theoretical research methods, it was possible to determine the difference between the types of participation of countries in international organizations, highlight the main reasons for countries to obtain observer status with the Eurasian Economic Union, and also analyze the prospects for expanding the integration association. Keywords: Eurasian space, EAEU, integration, status

For citing: Seryogina A. А., Bogomolova V. E., Harlanov A. S. The Role of the Country's Status in the EAEU // Eurasian integration: economics, law, politics. 2021. Vol. 15. No. 3. P. 125-134.

На современном этапе мировая экономика претерпевает значительные изменения. Они вызваны среди прочего развитием и расширением интеграционных объединений, нацеленных на экономическое развитие стран-участниц. Среди преимуществ от участия в интеграционном объединении можно выделить следующие: расширение потенциала внутренних рынков стран за счет формирования единого рынка, стимулирующего рост общего ВВП интеграции; увеличение покупательной способности наряду с падением цен на товары; повышение эффективности и конкурентоспособности производства с учетом сравнительных преимуществ каждой участвующей страны; повышение привлекательности инвестиций [2].

Одним из примеров быстро растущих интеграционных объединений является Евразийский экономический союз (далее — Союз), сформированный с целью создания условий для стабильного развития

экономики государств-членов в интересах улучшения жизненных стандартов их населения; формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; полной модернизации, сотрудничества и повышения конкурентоспособности национальных экономик в мировой экономике1.

Важную роль в формировании тесного экономического сотрудничества, а также в реализации единой политики играет статус страны в объединении. В настоящее время ЕАЭС состоит из пяти стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Российская Федерация. Беларусь, Казахстан и Россия заложили основу для создания ЕАЭС. Ключевой предпосылкой для внедрения проекта Евразийского союза была успешная реализация проектов Таможенного союза и Единого экономического пространства [1]. На заседании Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. в Астане был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, а 1 января 2015 г. Договор о Евразийском экономическом союзе официально вступил в силу. Впоследствии Армения и Киргизия присоединились к Договору о Евразийском экономическом союзе 2 января 2015 г. и 12 августа 2015 г. соответственно.

Стать членом ЕАЭС может любое государство, разделяющие интересы Союза2. Ст. 108 Договора о ЕАЭС регламентирует правила вступления в объединение. Страна-кандидат должна направить обращение на имя Председателя Высшего совета, а затем сформированная рабочая группа координирует процесс выполнения программы действий по вступлению государства-кандидата в Союз. Программа действий предусматривает подготовку документов по результатам анализа состояния страны относительно ключевых сфер деятельности Союза3.

Стоит отметить, что ст. 109 Договора о ЕАЭС предусматривает статус государства-наблюдателя при ЕАЭС. Так, Республика Молдова стала первой страной, получившей статус наблюдателя при ЕАЭС в 2018 г. В 2020 г. такой статус получили еще два государства, а именно Узбекистан и Куба. Ст. 109 Договора о ЕАЭС определяет право любого государства на получение статуса наблюдателя при Союзе. Решение

0 наделении страны таким статусом либо об отказе в нем выносит Высший совет с учетом интересов интеграционного объединения.

Данный статус позволяет стране направлять своего представителя на заседания органов Союза, а также получать доступ к открытым документам. При этом статус наблюдателя накладывает на страну некоторые ограничения, а именно: страна-наблюдатель лишена голоса на заседаниях Союза и обязана воздерживаться от действий, способных нанести ущерб интересам интеграционного объединения4.

Стоит отметить, что субъект международного права может иметь, помимо статуса наблюдателя и полноправного члена организации, статус ассоциированного члена.

Зачастую исследователями отмечается, что полноценное членство, статус наблюдателя и ассоциированное членство различаются только по степени участия в организации [5].

Ст. 8 Устава Содружества Независимых Государств раскрывает определение «ассоциированного членства»: «В качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве5». Подобным образом статус ассоциированного члена дает стране-кандидату возможность частично участвовать в деятельности организации и подготовиться к полному вступлению в организацию в качестве полноправного члена. Более того, этот статус не всегда означает, что такой участник не имеет права голоса.

1 Ст. 4 Договора о ЕАЭС [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (дата обращения: 13.07.2021).

2 Ст. 108 Договора о ЕАЭС [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/e517872fca1ea64d2bcf6b06edd72a1274ed553e/ (дата обращения: 13.07.2021).

3 О порядке принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420309448 (дата обращения: 13.07.2021).

4 Ст. 109 Договора о ЕАЭС [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/c43cb9f74e6a88b991f3eb4297c2e5e98ecd368b/ (дата обращения: 13.07.2021).

5 Устав СНГ [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1903017 (дата обращения: 13.07.2021).

В ЕАЭС пока не предусмотрен статус ассоциированного члена, однако главы государств — членов Евразийского союза подчеркивают необходимость согласования и гармонизации документов СНГ в соответствии с нормативной базой ЕАЭС, в том числе возможность введения такого статуса1.

Для достижения крепкого взаимовыгодного сотрудничества ЕАЭС с третьими странами необходимы более глубокие институциональные форматы взаимодействия. В настоящий момент существуют три таких формата для выстраивания взаимоотношений с внешними партнерами:

• соглашения о зоне свободной торговли;

• непреференциальные торговые соглашения;

• меморандумы о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями. Соглашения о Зоне свободной торговли, или ЗСТ, с ЕАЭС предусматривают снятие тарифных барьеров, а также в последние годы включают обязательства в области торговли услугами и сотрудничества в области инвестиций, государственных закупок, защиты интеллектуальной собственности и т. д.

Непреференциальные торговые соглашения не содержат обязательств по отмене пошлин и, как правило, предполагают сотрудничество в устранении нетарифных барьеров, в таможенном регулировании и в осуществлении инфраструктурных проектов2.

Меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве определяют основные направления сотрудничества Евразийского союза с третьими странами. Было подписано 18 таких меморандумов, в том числе и со странами-наблюдателями3. Они в первую очередь предполагают взаимный обмен информацией о таможенно-тарифном регулировании, нетарифных ограничениях и т. д.

Из этого следует, что страны-наблюдатели в рамках ЕАЭС могут непосредственно наблюдать за процессами в Союзе и иметь достаточный доступ к документам.

Однако нельзя не отметить знаковых достижений государств-наблюдателей в рамках сотрудничества с Союзом и в целом с членами ЕАЭС за годы существования интеграции.

Создание Евразийского союза в 2015 г. пришлось на сложный период в мировой экономике: падение мировых цен на сырье, введение антироссийских санкций западными странами и ответные меры со стороны России. Все это в определенной степени повлияло на взаимную торговлю стран-участниц, и в первые годы существования объединения наблюдалось снижение экспорта и импорта вплоть до 2017 г., когда ситуация начала улучшаться [4]. На рисунке 1 представлена динамика взаимной торговли стран ЕАЭС.

Стоит отметить, что за время существования ЕАЭС взаимный товарооборот стран-участниц увеличился более чем на треть. Несмотря на сложную внешнюю конъюнктуру, в 2019 г. рост взаимного товарооборота между государствами составил 35% с 2015 г., достигнув максимального значения в 61,6 млрд долл. США. Однако в 2020 г. из-за пандемии COVID-19 произошло снижение на 11%.

Внешняя торговля стран Союза в целом также развивается устойчивыми темпами, а ее рост составляет 27% с 2019 г. (рисунок 2). Такие показатели были реализованы во многом благодаря совместной деятельности и согласованности мер государств — членов ЕАЭС, направленных на либерализацию торговли и дифференциацию трудовых ресурсов внутри стран Союза.

ЕАЭС ставит масштабные цели в своем документе по программе развития на ближайшие пять лет — «Стратегия-2025».

Эта стратегия охватывает многие области деятельности.

1. Полное устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке ЕАЭС.

2. Повышение эффективности работы товарных рынков.

3. Улучшение таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.

1 Жуковский И. «В это непростое время»: Лукашенко предложил реформировать СНГ // Газета.ш. 28.05.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2021/05/28_a_13611326.shtml (дата обращения: 13.07.2021).

2 Рабочая тетрадь РСМД «Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году», 79 с. [Электронный ресурс], URL: https://russiancouncil.ru/activity/ workingpapers/perspektivy-razvitiya-proekta-eaes-k-2025-godu/ (дата обращения 13.07.2021).

3 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // Документы [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ docs/Pages/default.aspx (дата обращения 13.07.2021).

Итоги взаимной торговли стран ЕАЭС (млн долл. США)

70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ ЕАЭС ■ Республика Армения ■ Республика Беларусь

■ Республика Казахстан ■ Кыргызская Республика ■ Российская Федерация

Рис. 1. Динамика взаимной торговли стран ЕАЭС Fig. 1. Dynamics of mutual trade of the EAEU countries Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс].

URL: http://eec.eaeunion.org/ (дата обращения: 13.07.2021).

Итоги внешней торговли стран ЕАЭС с третьими странами (млрд долл. США)

800 700

■ ЕАЭС Ш Республика Армения ■ Республика Беларусь

■ Республика Казахстан ■ Кыргызская Республика ■ Российская Федерация

Рис. 2. Динамика внешней торговли стран — членов ЕАЭС с третьими странами Fig. 2. Dynamics of foreign trade of the EAEU member countries with third countries

Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс].

URL: http://eec.eaeunion.org/ (дата обращения: 13.07.2021).

4. Обеспечение гарантий качества, безопасности продаваемых товаров и надлежащей защиты прав потребителей.

5. Формирование цифрового пространства, цифровой инфраструктуры и экосистем ЕАЭС.

6. Разработка гибких механизмов конкретной помощи для экономического развития.

7. Создание эффективной системы управления и финансирования совместных проектов сотрудничества, создание и развитие высокопроизводительных экономических секторов, в том числе экспортно-ориентированных.

8. Объединение усилий по стимулированию совместной исследовательской работы.

9. Обеспечение наиболее эффективной институциональной системы ЕАЭС, обеспечение внедрения принятых соглашений.

10. Расширение экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта.

11. Формирование ЕАЭС как одного из ведущих центров развития современного мира.

Также стоит задача создания и контроля глобальных международных транспортных коридоров и хабов, обеспечивающих гарантированное развитие инфраструктуры и дивергенцию от внешних шоков волатиль-ности глобальных рынков, а также более углубленную интеграцию в плане создания единого энергетического рынка и более взвешенных торговых балансов стран в товарообмене между собой.

Данные вопросы тесно обсуждаются в рамках технологических регламентов ЕАЭС в специальном исполнительном органе ЕЭК (Евразийской экономической комиссии), которая разрабатывает профессиональные стандарты, обеспечивает равномерную занятость внутри Союза трудовых ресурсов по профилю каждой страны и формирует различные инициативы по адресной поддержке экономики каждого участника Союза с максимально эффективным КПД его национальных компетенций и предпочтений.

Сама же стратегия Союза направлена на укрепление ассоциации для интеграции, совершенствования законодательства и дальнейшего развития единого рынка. Особое значение придается формированию совместного финансового, биржевого товарного рынка и общих рынков энергоресурсов; созданию условий для успешного совместного функционирования рынков лекарственных средств; переводу Союза на инновационный путь развития; внедрению крупных высокотехнологичных проектов; развитию сотрудничества в области «зеленых» и экологических технологий, а также внедрению циркулярной экономики; повышению эффективности институциональных органов ЕАЭС; разработке образовательных программ для обучения персонала современного рынка труда и улучшения общих подходов к системе здравоохранения; дальнейшему взаимодействию Союза с третьими странами, другими региональными экономическими интеграциями и международными организациями, а также развитию диалога с государствами, которые получили статус наблюдателя в рамках Союза, популяризации членства в ЕАЭС и получения статуса государства-наблюдателя1.

Тем не менее потенциальный статус наблюдателя и переход на новый формат сотрудничества с ЕАЭС не являются гарантией дальнейшего сотрудничества с объединением. После подписания Договора о создании ЕАЭС в 2015 г. около 50 стран выразили заинтересованность в подписании соглашений о ЗСТ с новой организацией. Документ Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2021 год» определяет потенциальных партнеров, с которыми углубление связей является приоритетом. По этой причине такие страны, как Куба и Узбекистан, выразили желание получить статус наблюдателя в ЕАЭС, Египет, Израиль и Индия ведут переговоры о подписании соглашений о ЗСТ, а также Филиппины и Лаос заинтересованы в подписании меморандумов о сотрудничестве, что является приоритетом для ЕАЭС2.

Переход к более тесному формату сотрудничества с этими странами может обеспечить торговые преимущества, на которые могут претендовать Узбекистан и Куба, получившие статус наблюдателей в ЕАЭС в конце 2020 г.

Страны ЕАЭС по-разному подходят к формату и скорости выстраивания международных связей ЕАЭС с другими странами. Некоторые из них пытаются сохранить контроль над определенными областями, например, торговлей услугами и инвестициями, что затрудняет переговоры по прогрессивным соглаше-

1 Доклад Евразийской экономической комиссии «Цифры и факты» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕЭК. Документы. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/3264_%D0%95%D0%AD%D0%9A_%D0%A6%D0%98%D0%A4%20-%20%20 %D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3.%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BA-%D0%BA%D0%B0.pdf (дата обращения: 13.07.2021).

2 Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2021 год : решение № 15 Высшего Евразийского экономического совета. 11.12.2020 [Электронный ресурс]. URL: ocs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=e1f13d1d-5914-465c-835f-2aa3762eddda&w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5c73238076&l=8a412e96-924f-4b3c-8321-0d5e767e5f91&EntityID=28326 (дата обращения: 13.07.2021).

ниям о ЗСТ. Также существуют различия в географических приоритетах между государствами-членами: в частности, Казахстан уделяет приоритетное внимание партнерству с Китаем и Европейским союзом (которые являются его основными торговыми партнерами, соответственно 23,5% и 35,9% товарооборота к концу 2020 г.), из стран СНГ наибольший товарооборот наблюдается с Узбекистаном — 4,48% от общего объема торговли страны. Для Армении выгодно сотрудничество с Ираном (растущее партнерство, которое обещает большие выгоды от предоставления транспортных и логистических услуг), Европейским союзом (26,5% товарооборота)1.

Рис. 3. Средний уровень товарооборота ЕАЭС со странами за 2020 г. в зависимости от их статуса, указанного в документе «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2021 год»2 Fig. 3. Average level of EAEU trade with countries in 2020, depending on their status specified in the document "On the main directions of international activities of the EAEU for 2021" Источник: составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс].

URL: http://eec.eaeunion.org/ (дата обращения: 13.07.2021).

Тем не менее товарооборот и текущий или потенциальный статус страны-партнера в ЕАЭС имеют определенную взаимосвязь. Согласно исследованию автора, основываясь на статистике ЕЭС, большинство стран, которые подписали или планируют подписать одно из вышеупомянутых соглашений, находятся в верхней части списка торговых партнеров ЕЭС, а их товарооборот превышает 1 млрд долл. (см. таблицу).

Прошло уже три года с тех пор, как Республика Молдова получила статус наблюдателя в ЕАЭС, и результаты взаимного сотрудничества дают о себе знать: с 2016 по 2019 г. товарооборот увеличился на 34,4%, достигнув 1,9 млрд долл. США. Экспорт увеличился на 36,5% до 1,4 млрд долл. США, в то время как импорт увеличился на 29% до 4 481,5 млн долл. США.

В 2013 г. Россия занимала лидирующие позиции по импорту и экспорту Молдовы, но в течение следующих шести лет список основных торговых партнеров Кишинева изменился: Румыния заняла первое место, а Россия опустилась на второе место по импорту и третье место по экспорту, после Италии. Такие изменения вызваны решением Республики Молдовы переориентироваться на европейский рынок: в 2008 г. в рамках восточного партнерства были введены автономные торговые преференции, а в 2014 г. было подписано соглашение об ассоциации между Молдовой и ЕС, включающее углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли. Однако 80% молдавского экспорта вообще не коснулось зоны свободной торговли с ЕС.

1 Рабочая тетрадь РСМД «Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году», 80 с. [Электронный ресурс]. URL: https://russlancouncll.ru/actlvlty/ worklngpapers/perspektlvy-razvltlya-proekta-eaes-k-2025-godu/ (дата обращения: 13.07.2021).

2 Статус страны указан на момент публикации Решения № 15 Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2021 год» от 11.12.2020 (прим. автора).

Таблица

Товарооборот ЕАЭС с настоящими и будущими странами-партнерами за 2020 г., указанными в документе1 «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2021 год»2

Table. Trade turnover of the EAEU with current and future partner countries for 2020 specified in the document "On the main directions of international activities of the EAEU for 2021"

Статус Страна Оборот, млрд долл. США Доля в общем обороте, % Оборот с РФ, млрд долл. США Доля торговли с Россией в обороте с ЕАЭС, %

Греция 4,18 0,671162667 2,688 64,31%

Индонезия 2,646 0,424779752 2,351 88,85%

Бангладеш 2,58 0,41421309 2,421 93,84%

Таиланд 1,98 0,317842456 1,774 89,60%

Сингапур 1,832 0,29413402 1,675 91,43%

Молдова 1,591 0,255434128 1,307 82,15%

Меморандум Монголия 1,5 0,241016779 1,421 94,73%

Марокко 1,32 0,212052102 1,158 87,73%

Чили 0,955 0,153389007 0,918 96,13%

Перу 0,421 0,067553506 0,409 97,15%

Иордания 0,313 0,050183493 0,301 96,17%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фарерские острова 0,305 0,048998297 0,295 96,72%

Камбоджа 0,212 0,034106197 0,197 92,92%

Куба 0,156 0,025006897 0,148 94,87%

Соглашение о тор-

гово-экономиче-ском сотрудничестве КНР 125,508 20,15188131 103,956 82,83%

Вьетнам 6,248 1,003254752 5,667 90,70%

ЗСТ Иран 2,902 0,465963051 2,220 76,50%

Сербия 2,276 0,365506608 2,133 93,72%

Сингапур 1,832 0,29413402 1,675 91,43%

Переговоры о ста- Узбекистан 9,422 1,512838493 5,879 62,40%

тусе наблюдателя Куба 0,156 0,025006897 0,148 94,87%

Переговоры о ме- Филиппины 0,972 0,15612246 0,931 95,78%

морандуме Лаос 0,03 0,004850945 0,023 76,67%

Индия 12,416 1,993572934 9,256 74,55%

Переговоры о ЗСТ Египет 4,707 0,755791448 4,534 96,32%

Израиль 2,71 0,435127901 2,161 79,74%

Источник: составлено автором по данным ЕЭК [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_

stat/tradestat/tables/extra/Pages/2020/12.aspx (дата обращения: 13.07.2021).

Участие Молдовы в ЕАЭС — хорошая возможность диверсифицировать свои экономические связи и рынки сбыта, и страна-наблюдатель будет использовать все возможности для углубления сотрудничества, которые предоставляет ее статус. Потому так важно уйти от воинствующей политически ангажированной риторики и вспомнить о многолетнем историческом опыте партнерства и дружбы в рамках бывшего СССР.

1 Статус страны указан на момент публикации Решения № 15 Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2021 год» от 11.12.2020 (прим. автора).

2 Временное соглашение с Ираном от 2018 г. рассматривается в качестве ЗСТ (прим. автора).

0,00% 20,00%

40,00% 60,00%

80,00% 100,00%

Израиль Египет Индия Лаос Филиппины Куба Узбекистан Сингапур Сербия Иран Вьетнам Куба Камбоджа Фарерские острова Иордания Перу Чили Марокко Монголия Молдова Сингапур Таиланд Бангладеш Индонезия Греция

0 2 4

Млрд долл.

Рис. 4. Товарооборот ЕАЭС с настоящими и будущими странами-партнерами за 2020 г., указанными в документе «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2021 год»1 Fig. 4. Trade turnover of the EAEU with current and future partner countries for 2020, specified in the document "On the main directions of international activities of the EAEU for 2021"

Источник: составлено автором по данным ЕЭК, URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/2020/12.aspx

(дата обращения: 13.07.2021).

■ Меморандум

■ зет

Наблюдатель

■ Переговоры

о Меморандуме

Переговоры о ЗСТ

■ Торговля с РФ (верхняя шкала)

Для Кубы, получившей статус наблюдателя в ЕАЭС в 2020 г., важнейшим элементом также является возобновление торгово-экономических отношений с традиционными партнерами на евразийском пространстве. В 2018 г. Куба подписала Меморандум о взаимопонимании с ЕАЭС, который позволил им координировать усилия по увеличению товарооборота и инвестиций, устранению барьеров на пути развития торговли, а также открыл возможности для систематической совместной деятельности в экономике. В том же году товарооборот между Кубой и ЕАЭС достиг самого высокого уровня за десять лет и составил 417,5 млн долл. США.

По итогам 2019 г. товарооборот стран ЕАЭС с Кубой составил 214,7 млн долл. США, в том числе экспорт — 197,1 млн долл. США и импорт — 17,6 млн долл. США. Российская Федерация является ключевым торговым партнером Кубы, о чем свидетельствуют данные Евразийской экономической комиссии: около 93% торговли ЕАЭС с Кубой приходится на Россию, около 4% — на Белоруссию, 3% — на Казахстан, менее 0,1% — на Армению и Киргизию. В 2020 г. на фоне пандемии коронавируса произошло снижение товарооборота до 155,8 млн долл. США.

Помимо взаимовыгодных условий торговли, Куба способствует укреплению торговых отношений между ЕАЭС и регионами Латинской Америки и Карибского бассейна, а именно внедрению товаров из Евразийского региона в страны Латинской Америки и стран Южной Америки на льготных и выгодных условиях.

1 Статус страны указан на момент публикации Решения № 15 Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС на 2021 год» от 11.12.2020 (прим. автора).

Наряду с Кубой Узбекистан также получил статус наблюдателя при ЕАЭС в 2020 г. Стоит отметить, что страны ЕАЭС создали развитую систему промышленного сотрудничества с Узбекистаном и в рамках интеграционного объединения ожидается дальнейшее сотрудничество по таким основным направлениям, как взаимное снятие ограничений, выход на новые рынки, транспортная интеграция, совместное использование транспортных коридоров и вопросы, связанные с мобильностью рабочей силы. Кроме того, особое внимание уделяется вопросу совместного развития транзитного и логистического потенциала, с акцентом на создание современных транспортных узлов.

В целом товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС начал расти с 2017 г. в среднем на 26% в год, а в 2019 г. достиг максимума и составил 9,0 млрд долл. США. В 2020 г. товарооборот составил 9,4 млрд долл. США (в том числе экспорт ЕАЭС в Узбекистан — 7,2 млрд долл. США, импорт — 2,2 млрд долл. США), что на 3,9% больше, чем в 2019 г. Более 60% торговли ЕАЭС с Узбекистаном приходится на Россию, около 30% — на Казахстан, примерно 3% — на Белоруссию, около 4% — на Киргизию и около 0,1% — на Армению.

По данным Мюнхенского института изучения интеграции рынков и экономической политики, если Узбекистан в конечном итоге станет полноправным членом Евразийского союза, экономика страны получит прирост до 4% ВВП.

ЕАЭС активно сотрудничает с Ираном. В 2018 г. было подписано временное соглашение, которое привело к созданию зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС, которая начала действовать 27 октября 2019 г. В настоящее время идет работа над заменой временного соглашения на постоянное.

В заключение важно отметить, что в настоящее время взаимодействие стран-наблюдателей проходит успешно, идет работа над реализацией многих проектов, в частности, над проектами в рамках новой Стратегии-2025. Единственный недостаток статуса наблюдателя — отсутствие доступа к процессу принятия решений. Тем не менее три страны-наблюдательницы используют все возможности, которые дает им их статус, для развития экономических отношений.

Литература

1. Дурдыева А. А. Проблемы дипломатии в процессе евразийской интеграции // Вестник МГИМО-Уни-верситета. 2014. № 3 (36). С. 37-42.

2. Костюнина Г. М. Интеграционные объединения мира // Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. А. С. Булатова и Н. Н. Ливенцева. М., Магистр, 2008. С. 164-187.

3. Остапенко Ю. С. Ассоциированное членство в международных организациях. Казанская наука, 2014.

4. Поливач А. Взаимная торговля стран — участниц ЕАЭС и курсы их валют // Проблемы евразийской интеграции. DOI: 10.20542/2073-4786-2018-4-81-95.

5. Schermers H. G. International Organizations Membership // EPIL II. R. Bernhardt ed. 1995. P. 1320.

Об авторах:

Серегина Антонина Александровна, директор проекта «Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российское энергетическое агентство"» Министерства энергетики Российской Федерации, доцент Дипломатической академии МИД России (Москва, Российская Федерация), кандидат политических наук; durdyyeva@mail.ru

Богомолова Виктория Евгеньевна, студент магистратуры Дипломатической академии МИД России (Москва, Российская Федерация); viktory.ev@gmail.com

Харланов Алексей Сергеевич, профессор кафедры МЭ Дипломатической академии МИД России (Москва, Российская Федерация), кандидат технических наук, доктор экономических наук; kharlanov2009@mail.ru

References

1. Durdyeva A. A. Problems of diplomacy in the process of Eurasian integration // Bulletin of MGIMO University. 2014. No. 3 (36). P. 37-42. (In rus)

2. Kostyunina G. M. Integration associations of the world // World economy and international economic relations: textbook / ed. A. S. Bulatova, N. N. Liventseva. M., Magistr, 2008. P. 164-187. (In rus)

3. Ostapenko Yu. S. Associated membership in international organizations. Kazan Science, 2014. (In rus)

4. Polivach A. Mutual trade of the EAEU member countries and their exchange rates // Problems of Eurasian integration. DOI: 10.20542/2073-4786-2018-4-81-95. (In rus)

5. Schermers H. G. International Organizations Membership // EPIL II. R. Bernhardt ed. 1995. P. 1320.

About the author:

Antonina A. Seryogina, Project Director of Federal State Budgetary Institution "Russian Energy Agency"(REA) of the Ministry of Energy of the Russian Federation, Assistant Professor of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Moscow, Russian Federation), PhD in Political Sciences; durdyyeva@mail.ru

Victoria E. Bogomolova, Master's Student of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Moscow, Russian Federation); viktory.ev@gmail.com

Alexey S. Harlanov, Professor of the Department of World Economy of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Moscow, Russian Federation), PhD in Technical Science, Doctor of Sciences (Economics); kharlanov2009@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.