Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / SINGLE ECONOMIC SPACE / СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ / FREE MOVEMENT OF GOODS / ЕДИНЫЙ РЫНОК / SINGLE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банников Сергей Александрович, Краснов Евгений Владимирович

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, закрепляя создание на географической политической карте мира межгосударственной интеграционной организации - Евразийского экономического союза, объединившего Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию. В течение 2015 г. к нему присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика. Данное интеграционное объединение создано в целях всесторонней модернизации, кооперации, повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Создание Евразийского экономического союза стало движущим фактором экономического роста странучастниц. В статье определены тренды развития мировой экономики, определившие создание и функционирование Евразийского экономического союза, общие направления инновационной политики в государствах - участниках Евразийского экономического союза, проанализированы базовые макроэкономические показатели государств - участников ЕАЭС, которые используются международными организациями для оценки уровня экономического развития стран, подведены итоги первого года деятельности ЕАЭС. На основе проведенного анализа определены основные ориентиры развития ЕАЭС до 2025 г., а также перспективные направления деятельности для интеграции образовательных систем в ЕАЭС. Одним из направлений дальнейшего развития международного сотрудничества является рассмотрение инициативы по созданию большого Евразийского партнерства с участием ЕАЭС и Китайской Народной Республики, Республики Индия, Исламской Республики Пакистан, Исламской Республики Иран, а также партнеров по СНГ и других заинтересованных государств и объединений. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут представлять большой научный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC UNION: BACKGROUND, INITIAL RESULTS OF THE OPERATIONAND DEVELOPMENT PROSPECTS

On January 1, 2015 the Treaty on Eurasian Economic Union became effective thus enriching the global political map with an intergovernmental integration organization - the Eurasian Economic Union, which includes the Republic of Kazakhstan, the Republic of Belorussia and the Russian Federation. The Republic of Armenia and the Kyrgyz Republic also joined the Union in 2015. This integration entity was established to ensure a comprehensive modernization, cooperation and increasing the competitiveness of national economies and creating conditions for stable development and higher level of life in the member-countries. Establishment of the Eurasian Economic Union has become a trigger for economic development of the member-countries. The article describes the trends of global economic development that define establishment and functioning of the Eurasian Economic Union and general trends in the innovative policy in the membercountries; it has analyzed the principal macroeconomic indicators of the member-states that are used by international organizations for defining the level of economic development, and has summarized the results of the first year of the Union's work. The analysis allows defining the major development areas of the EAEU until 2025 as well as its prospective operation areas for integrating the educational systems into the Union. One area of further development of the economic cooperation includes studying the initiative on creating a big Eurasian partnership involving the EAEU, the People's Republic of China, Republic of India, Islamic Republic of Pakistan, Islamic Republic of Iran, as well as the partners from the CIS and other interested countries and associations. The research results have a considerable practical relevance and can be of great academic interest.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ EURASIAN ECONOMIC UNION

УДК 339.992(4/5)

С.А. Банников1

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, г. Москва, Россия

E-mail: sabann@bk.ru

Е.В. Краснов2

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, г. Москва, Россия

E-mail: krasnov_e1982@mail

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, закрепляя создание на географической политической карте мира межгосударственной интеграционной организации - Евразийского экономического союза, объединившего Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию. В течение 2015 г. к нему присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика. Данное интеграционное объединение создано в целях всесторонней модернизации, кооперации, повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Создание Евразийского

1 Сергей Александрович Банников, начальник Управления государственных услуг Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат экономических наук, доцент, г. Москва, Россия.

2 Евгений Владимирович Краснов, консультант Управления государственных услуг Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, кандидат экономических наук, доцент, г. Москва, Россия.

Для цитирования: Банников, С.А., Краснов, Е.В. Евразийский экономический союз: предпосылки создания, первоначальные результаты функционирования и перспективы развития // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 4. С. 9-22.

© Банников С.А., Краснов Е.В., 2016

экономического союза стало движущим фактором экономического роста стран-участниц. В статье определены тренды развития мировой экономики, определившие создание и функционирование Евразийского экономического союза, общие направления инновационной политики в государствах - участниках Евразийского экономического союза, проанализированы базовые макроэкономические показатели государств - участников ЕАЭС, которые используются международными организациями для оценки уровня экономического развития стран, подведены итоги первого года деятельности ЕАЭС. На основе проведенного анализа определены основные ориентиры развития ЕАЭС до 2025 г., а также перспективные направления деятельности для интеграции образовательных систем в ЕАЭС. Одним из направлений дальнейшего развития международного сотрудничества является рассмотрение инициативы по созданию большого Евразийского партнерства с участием ЕАЭС и Китайской Народной Республики, Республики Индия, Исламской Республики Пакистан, Исламской Республики Иран, а также партнеров по СНГ и других заинтересованных государств и объединений.

Результаты исследования имеют практическую значимость и могут представлять большой научный интерес.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный союз, евразийская экономическая интеграция, единое экономическое пространство, свобода движения товаров, единый рынок.

Sergey A. Bannikov1

Federal service for supervision of education and science, Moscow, Russia

E-mail: sabann@bk.ru

Evgeniy V. Krasnov 2

Federal service for supervision of education and science, Moscow, Russia

E-mail: krasnov_e1982@mail.ru

EURASIAN ECONOMIC UNION: BACKGROUND, INITIAL RESULTS OF THE OPERATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract. On January 1, 2015 the Treaty on Eurasian Economic Union became effective thus enriching the global political map with an intergovernmental integration organization - the Eurasian Economic Union, which includes the Republic of Kazakhstan, the Republic of Belorussia and the Russian Federation. The Republic of Armenia and the Kyrgyz Republic also joined the Union in 2015. This integration entity was established to ensure a comprehensive modernization, cooperation and increasing the competitiveness of national economies and creating conditions for stable development and higher level of life in the member-countries. Establishment of the Eurasian Economic Union has become a trigger for economic development of the member-countries. The article describes the trends of global economic development that define establishment and functioning of the Eurasian Economic Union and general trends in the innovative policy in the member-countries; it has analyzed the principal macroeconomic indicators of the member-states that are used by international organizations for defining the level of economic development, and has summarized the results of the first year of the Union's work. The analysis allows defining the major development areas of the EAEU until 2025 as well as its prospective operation areas for integrating the educational systems into the Union. One area of further development of the economic cooperation includes studying the initiative on creating a big Eurasian partnership involving the EAEU, the People's Republic of China, Republic of India, Islamic Republic of Pakistan, Islamic Republic of Iran, as well as the

1 Sergey A. Bannikov, Head of government services management, Federal service for supervision of education and science, State Advisor of the Russian Federation 3rd class, candidate of economic sciences, associate professor, Moscow, Russia.

2 Evgeniy V. Krasnov, Consultant of government services management, Federal service for supervision of education and science, Advisor of state civil service of the Russian Federation 3rd class, candidate of economic sciences, associate professor, Moscow, Russia.

For citing: Bannikov, S.A., Krasnov, E.V. Eurasian Economic Union: background, initial results of the operation and development prospects // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2016. N 4. P. 9-22.

partners from the CIS and other interested countries and associations. The research results have a considerable practical relevance and can be of great academic interest.

Key words: Eurasian Economic Union, the Customs Union, Eurasian economic integration, single economic space, free movement of goods, single market.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета 31 мая 2016 г. в городе Астана Республики Казахстан президентами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) были определены приоритеты интеграции, в том числе по таким вопросам, как расширение торгово-экономических связей с основными партнерами и новыми растущими рынками, создание безбарьерной среды, а также устранение изъятий и ограничений во взаимной торговле, совершенствование таможенного регулирования, создание единого цифрового пространства, согласование образовательной политики и т.д. [1]. Значимость реализации указанных задач определяет актуальность данного научного исследования.

Тренды развития мировой экономики, определившие создание и функционирование Евразийского экономического союза

Изменения, происходящие в мировой экономике в настоящее время, затрагивают как непосредственно финансовые, торговые, инвестиционные сферы, так и целый ряд сфер, оказывающих значительное воздействие на конъюнктуру мировой экономики: мировой энергетический рынок, демографическую ситуацию, глобальное управление и институциональную среду. На протяжении последних десятилетий и в настоящее время для сохранения и укрепления своих позиций ведущие страны вынуждены отвечать на три основных глобальных вызова: геоэкономический, научно-технологический и социально-экономический.

Геоэкономический вызов характеризуется трансформацией мировой экономики, параллельным развитием регионализации и глобализации, потерей национального контроля вследствие транснационализации бизнеса.

При трансформации мировой экономики происходит смещение центров экономического роста в сторону стран Азии и Латинской Америки. Таким образом, Китайская Народная Республика и Республика Индия превращаются в основные локомотивы мирового экономического роста. При этом происходит обострение мировой конкуренции за факторы производства. Одновременно с глобализацией мировой экономики формируются региональные интеграционные объединения, способствующие встраиванию экономик государств-участников в более конкуренто-

способное экономическое объединение, которое способно реализовать их интеграционный потенциал.

Научно-технологический вызов определяется новым этапом научно-технологической революции, основанным на технологическом рывке в информатизации, роботизации, материаловедении, новой энергетике, биотехнологиях, для которого характерны две принципиальные особенности: возвращение производств технологичной продукции в развитые страны и создание новых производственных цепочек внутри нескольких региональных пространств.

Социально-экономический вызов характеризуется изменением модели развития в данной сфере, что отражается в следующих аспектах:

- исчерпание традиционных источников экономического роста, глобализация кризисных явлений и, как следствие, всё меньшая стабильность роста мировой экономики;

- рост сектора услуг в глобальной экономике: компании, производящие готовые товары, начинают предлагать сопутствующие услуги;

- расширение спектра рисков экономической безопасности;

- возрастание влияния социально-демографических процессов на экономику, включая изменение качества человеческого капитала и связанных с ним демографических процессов, миграции и безработицы, вызванной как турбулентностью в мировой экономике, так и внедрением в производство современных технологий.

Каждое из государств - участников ЕАЭС в своих программных документах выделяет схожие экономические риски развития мировой экономики (рис. 1), с учётом которых разрабатываются национальные меры экономического развития.

- смещение центров экономического роста;

- обострение глобальной конкуренции;

и^- эффекты «накопленных» проблем мирового развития;

- дисбалансы;

- энергетические риски и др.

Рис. 1. Экономические риски развития мировой экономики

Для обеспечения конкурентоспособности национальных экономик каждое из государств - участников Союза реализует комплекс мер. Анализ принимаемых мер позволяет выделить общие направления проведения инновационной политики (рис. 2).

Республика

Армения Республика

Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация

Рис. 2. Общие направления социально-экономической политики в государствах - участниках Союза

Анализ развития экономик государств - участников Союза показывает, что общими направлениями экономического развития и проведения структурных преобразований в период 2010-2015 гг. являлись поддержание макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности национальных экономик. При этом ключевым приоритетом обеспечения устойчивого развития являлись переход на инновационный путь развития и реализация общесистемных преобразований экономики (рис. 3).

Республика Армения ->

Республика Беларусь

N

Республика Казахстан

У

Кыргызская Республика

Российская Федерация

У

> > >

>

>

Формирование нормативно-правовой базы для обеспечения научно-технологического развития; Разработка программ инновационного развития; Определение приоритетных для научно-технологического развития секторов экономики и направлений развития науки, техники и технологий; Формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

Использо вание механизмов финансового стимулирования внедрения инноваций.

Рис. 3. Общие направления инновационной политики в государствах - участниках Союза 14

Состояние экономик каждого государства-участника с точки зрения ответа на социально-экономический вызов характеризуется базовыми макроэкономическими показателями, которые используются международными организациями для оценки уровня экономического развития стран (табл. 1, 2, 3, рис. 4).

Таблица 1

Объём и динамика валового внутреннего продукта стран - участниц Союза в текущих ценах [2]

Годы Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация

в текущих ценах, миллиардов единиц национальной валюты

2011 3778 297158 29380 286 59698

2012 4001 530355 32194 310 66927

2013 4556 649111 37085 355 71017

2014 4843 778095 40755 401 77945

2015 5048 869702 40878 424 80804

в текущих ценах, миллиардов долларов США

2011 10,1 58,8 200,4 6,2 2034,0

2012 9,9 63,4 215,9 6,6 2154,1

2013 11,1 72,4 243,8 7,3 2231,8

2014 11,7 75,8 227,4 7,5 2052,8

2015 10,6 53,5 184,3 6,6 1332,1

В течение 2010-2015 гг. ВВП в национальной валюте в странах - участницах Союза рос высокими темпами.

Таблица 2

Валовой внутренний продукт на душу населения в странах - участницах ЕАЭС, долларов США [2]

Годы Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация

2011 3363 6207 12103 1178 14228

2012 3293 6695 12858 1234 15042

2013 3680 7644 14310 1342 15552

2014 3864 8004 13155 1338 14058

2015 3515 5639 10478 1154 9099

Рис. 4. Темп прироста валового внутреннего продукта в процентах к предыдущему году в постоянных ценах (в процентах) [2]

В рассматриваемый период исследования принципиальных структурных изменений в экономиках стран - участниц Союза не происходило. Во всех странах ЕАЭС возросла доля сферы услуг в ВВП.

Структура экономик стран - участниц Союза в исследуемый период не являлась оптимальной, и возможности её оптимизации были ограничены из-за турбулентности в мировой экономике.

Таблица 3

Денежные доходы на душу населения в странах - участницах ЕАЭС (в месяц), долларов США [2]

Годы Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация

2011 92 260 313 64 708

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 97 338 346 68 747

2013 104 434 370 69 815

2014 120 451 346 74 731

2015 304 300 500

* Для Республики Армении и Кыргызской Республики отсутствуют данные за 2015 г.

В период с 2010 г. по 2011 г. в Республике Армении, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации самостоятельно проводили активную политику по адаптации и преодолению существующих глобальных экономических вызовов.

Накопленный практический опыт каждого из государств-участников по отдельным направлениям имеет высокую ценность с точки зрения мировой практики регулирования и может использоваться другими государствами.

На национальном уровне ни одному из государств - участников Союза не удалось в полном объёме решить поставленную задачу. Это способствовало усилению интеграционных процессов, что привело к формированию Евразийского экономического союза.

Идея реализации Евразийского интеграционного проекта была сформирована в начале 90-х годов. Предполагалось создание новой работающей взаимовыгодной интеграционной структуры. Заинтересованными государствами-участниками были предприняты попытки формирования единого экономического пространства и таможенного союза, в том числе единой нормативно-правовой базы, обеспечения свободного товарообмена, обеспечения добросовестной конкуренции и т.д. Данный проект не был практически реализован, но полученный опыт оказался уникальным для заинтересованных в дальнейшей интеграции государств при разработке последующей эффективной стратегии.

Кризис 2008 г. привёл к ускорению интеграционных процессов. С 2010 г. начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, подписаны соглашения, обеспечивающие формирование Единого экономического пространства.

Подписание президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г. привело к формированию Единого экономического пространства. Таким образом, были определены ориентиры практического взаимодействия, проведена кодификация международных договоров и произошло формирование на этой основе Евразийского экономического союза.

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, в рамках которой обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определённых Договором о Евразийском экономическом союзе и международными договорами в рамках Союза [3].

Основными целями Союза являются:

- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Оценивая итоги первого года деятельности ЕАЭС, следует отметить:

1. Удельный вес взаимной торговли в общем объёме внешней торговли ЕАЭС увеличился по сравнению с предыдущим годом с 12,3% до 13,6%.

2. Товарная структура взаимной торговли остается более эффективной, по сравнению с общими внешнеторговыми показателями стран - участниц ЕАЭС за счёт более высокой доли в ней товаров с высокой степенью обработки, что свидетельствует об углублении производственных связей в рамках интеграционного объединения. Во взаимном товарообмене, уступая по укрупненным товарным группам лишь торговле энергоносителями (33,4%), весьма существенным сохраняется удельный вес машин, оборудования и транспортных средств (16,2%), из которых на рынки стран ЕАЭС 60,1% поступило из России и 36,9% - из Беларуси [4].

3. На фоне значительного сокращения объёма взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) стран СНГ (главным образом ввиду дестабилизации экономической и политической ситуации на Украине), составившего на конец 2014 г. 12% к уровню предыдущего года, инвестиционное взаимодействие стран - членов ЕАЭС демонстрировало стабильность, что и было отмечено Евразийским банком развития (далее - ЕАБР). Даже в условиях девальвации национальных валют, подчеркивалось в докладе ЕАБР, взаимные ПИИ в регионе ЕАЭС в течение 2014 г. увеличились с 24,8 до 25,1 миллиардов долларов США, причём во многом положительная динамика инвестиционных потоков в ЕАЭС объяснялась именно укреплением интеграционного взаимодействия [5]. В частности, размеры российских инвестиций, накопленные в экономиках Беларуси и Казахстана, достигли 18 миллиардов долларов США. В свою очередь эти страны вложили в российскую экономику порядка 10 миллиардов долларов США. В результате было создано более 7 тыс. совместных предприятий [6].

4. Сохранились гуманитарные связи между странами - членами ЕАЭС. Так, согласно данным ФМС России, центральных банков Российской Федерации и стран Центральной Азии, а также «Интеграционного барометра ЕАБР», после значительного спада объёмов миграции из стран Центральной Азии в Россию в первой половине 2015 г. ввиду экономического спада и ужесточения миграционного законодательства в Российской Федерации во второй половине года, миграционные настроения, в которых учитывалось желание приехать в Россию не только в целях заработка, но также на учёбу и на постоянное место жительства, вернулись на прежний уровень.

Основные ориентиры развития ЕАЭС до 2025 г.

Важным аспектом в настоящее время является определение места Союза в мировой экономической системе, выстраивание системы взаимодействия с региональными, интеграционными и экономическими объединениями, а также с другими странами.

Постоянно меняющаяся мировая экономическая конъюнктура приводит к ускорению темпов развития ЕАЭС путём использования в полном объёме прав Союза и вовлечения приоритетных направлений интеграционных процессов.

Программа развития Союза до 2025 г. определена Договором о Евразийском экономическом союзе, и её выполнение в срок является приоритетной задачей его дальнейшего функционирования.

Развитие Союза требует урегулирования многих областей социально-экономических отношений. Государства - участники Союза имеют взаимный интерес в сфере социального развития, что определяет создание единой основы для их взаимодействия в следующих направлениях:

- формирование общего образовательного пространства и развитие единого рынка рабочей силы;

- формирование евразийской инновационной системы для повышения конкурентоспособности государств - участников Союза в системе мирового разделения труда;

- формирование цифрового пространства Союза, в результате чего будут сняты барьеры в цифровой торговле и смогут развиваться трансфертные услуги и рынок цифровых технологий.

По результатам первого года работы выявлена необходимость совершенствования институциональной структуры Союза.

В дальнейшем государства - участники Союза могут представлять определенный интерес для участников региональных объединений, а Союз как единая межгосударственная интеграционная организация может стать движущим ориентиром в формировании Евразийского регионального мегапроекта.

Одним из направлений дальнейшего развития международного сотрудничества является рассмотрение инициативы по созданию большого Евразийского партнёрства с участием ЕАЭС и Китайской Народной Республики, Республики Индия, Исламской Республики Пакистан, Исламской Республики Иран, а также партнёров по СНГ и других заинтересованных государств и объединений.

Интеграция систем образования в рамках ЕАЭС

Создание Евразийского экономического союза - это возможность разрабатывать стратегию совместных мероприятий в гуманитарной сфере, что важно на первоначальном этапе экономической, а не политической интеграции. Именно на этом пространстве должна быть реализована возможность равноправного сотрудниче-

19

ства, постепенно создавая единое образовательное пространство, которое станет основой развития успешного экономического сотрудничества государств, строящих свои экономики на принципах инноваций и знания.

Образовательное сотрудничество в рамках ЕАЭС предполагает преференции для граждан стран - участниц ЕАЭС. Как правило, это признание документов об образовании, позволяющее относительно свободное поступление в образовательные учреждения стран - участниц ЕАЭС, академическая мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава, а также трудоустройство с полученными документами в странах ЕАЭС [7].

Перспективные направления деятельности для интеграции образовательных систем в ЕАЭС представлены на рис. 5.

Республика Республика Республика Кыргызская Российская

Армения Беларусь Казахстан Республика Федерация

Повышение уровня информированности о ЕАЭС

Формирование структуры, координирующей интеграцию в образовании

Формирование единого образовательного пространства

Развитие академической мобильности

Создание классификатора навыков, компетенций и профессий

Управление правами в интеллектуальной собственности

Унификация системы защиты учёных степеней и званий

Совершенствование системы подготовки и аттестации научных кадров

Реализация совместных исследовательских программ

Реализация программ обучения по двойным дипломам

Организация сетевого взаимодействия университетов и др.

Рис. 5. Направления интеграции образовательных систем в рамках ЕАЭС

Основной целью интеграции систем образования в рамках ЕАЭС является создание общего евразийского пространства, сочетающего лучшие национальные традиции и мировые образовательные стандарты.

Выводы

Создание Евразийского экономического союза стало движущим фактором экономического роста стран-участниц. С учётом быстро меняющейся мировой экономической конъюнктуры следует рассматривать вопрос дальнейшего углубления интеграционных процессов, чему будет способствовать совершенствование положений Договора о Евразийском экономическом союзе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Начало заседания Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе 31 мая 2016 года [Электронный ресурс] // Президент России : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/52049.

2. Евразийский экономический союз в цифрах : краткий статистический сборник / отв. за вып. Ю. К. Шокоманов. - М. : Евразийская экономическая комиссия, 2016. - 190 с.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] : подписан в г. Астана 29 мая 2014 г. (ред. от 08 мая 2015 г.). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.

4. Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancom mission.org/ru/ act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/Analytics_I_201511 .pdf.

5. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2015 [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.eabr. org/r/research/centre/projectsCII/invest_monitoring/index.php?id_16=48970.

6. Заявления для прессы по итогам встречи лидеров России, Белоруссии и Казахстана 20 марта 2015 года [Электронный ресурс] // Президент России : офиц. сайт. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/47893.

7. Краснова, Г. А. Образовательные альянсы Европейского союза и Евразийского экономического союза: состояние и перспективы расширения / Г. А. Краснова, Е. А. Полушкина // Экономика науки. - 2015. - Т. 1, № 3. - С. 198-210.

REFERENCES

1. Beginning of the session of the Eurasian Economic Union in expanded format on May 31, 2016. President of Russia. Available at: http://www.kremlin.ru/events/presi dent/transcripts/52049 (accessed 31 October 31 2016). (In Pussian).

2. Shokomanov Yu.K., ed. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz v tsifrakh: kratkii statisticheskii sbornik [Eurasian Economic Union in Numbers: short collected volume of statistic data]. Moscow: Eurasian Economic Committee Publ., 2016. 190 p.

3. Treaty on Eurasian Economic Union (signed in Astana on May, 29, 2014) (edited on May 29, 2014). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (accessed 31 October 31 2016). (In Pussian).

4. On the results of mutual trade of the goods of the Eurasian Economic Union. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/trade stat/analytics/Documents/Analytics_I_201511.pdf (accessed 1 November 2016). (In Pussian).

5. Monitoring of mutual investments in the CIS countries - 2015. Eurasian Development Bank. Available at: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/invest_ monitoring/index.php?id_16=48970 (accessed 1 November 2016). (In Pussian).

6. Press-releases on the meetings of the leaders of Russia, Belorussia and Kazakhstan on March 20, 2015. President of Russia. Available at: http://kremlin.ru/events /president/transcripts/47893 (accessed 1 November 2016). (In Pussian).

7. Krasnova G.A., Polushkina E.A. Educational alliances of the European Union and Eurasian Economic Union: current state and expansion prospects. Economika nauki [Economics of Science], 2015, vol.1, no.3, pp. 198-210. (In Pussian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.