Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз как международно-правовое явление в условиях построения современного многополярного мира'

Евразийский экономический союз как международно-правовое явление в условиях построения современного многополярного мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / ВЕЖЛИВАЯ ДИПЛОМАТИЯ / РОССИЯ / ЕАЭС / ПРАВО ЕАЭС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самонкин Юрий Сергеевич

Доклад Самонкина Ю. С. «Евразийский Экономический Союз как международно-правовое явление в условиях построения современного многополярного мира» посвящён правовому изучению и анализу глобальных геополитических тенденций и процессов, которые влияют на развитие Евразийского Экономического Союза и евразийской интеграции в целом. Автор доклада раскрывает основной смысл и методологию направления главного удара со стороны наших западных партнёров в отношения Российской Федерации. Агрессия, развязанная руками Соединённых Штатов Америки и их союзников по блоку НАТО, гарантирует резкое ухудшение положения как на постсоветском пространстве, так и внутри стратегического нашего партнёра Европейского Союза. Об этом чётко говорится в данном докладе, материалом для которого послужил, многолетний опыт работы ведущих российских учёных и экспертов в области Евразийской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз как международно-правовое явление в условиях построения современного многополярного мира»

Евразийский экономический союз как международно-правовое явление в условиях построения современного многополярного мира Самонкин Ю. С.

Самонкин Юрий Сергеевич / Samonkin Yuri Sergeevich - аспирант, кафедра международного права, европейского права, Институт социальных наук, председатель коллегии, коллегия автономной некоммерческой организации Центр исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства, г. Москва

Аннотация: доклад Самонкина Ю. С. «Евразийский Экономический Союз как международно-правовое явление в условиях построения современного многополярного мира» посвящён правовому изучению и анализу глобальных геополитических тенденций и процессов, которые влияют на развитие Евразийского Экономического Союза и евразийской интеграции в целом. Автор доклада раскрывает основной смысл и методологию направления главного удара со стороны наших западных партнёров в отношения Российской Федерации. Агрессия, развязанная руками Соединённых Штатов Америки и их союзников по блоку НАТО, гарантирует резкое ухудшение положения как на постсоветском пространстве, так и внутри стратегического нашего партнёра - Европейского Союза. Об этом чётко говорится в данном докладе, материалом для которого послужил многолетний опыт работы ведущих российских учёных и экспертов в области Евразийской интеграции.

Ключевые слова: евразийство, Евразийский экономический союз, информационная безопасность, международное право, многополярный мир, украинский кризис, вежливая дипломатия, Россия, ЕАЭС, право ЕАЭС.

29 мая 2014 года президент Российской Федерации, Президент Республики Беларусь и Президент Республики Казахстан в Астане подписали договор о создании Евразийского Экономического Союза. (далее договор о ЕАЭС). А 3 октября 2014 года, подписав закон РФ «О Ратификации Договора «О Евразийском Экономическом Союзе», В. В. Путин зафиксировал факт, что именно Россия первой провела все необходимые процедуры ратификации, то есть придания юридической силы межгосударственному документу (в данном случае - Договору о ЕАЭС) в соответствии с требованиями, установленными Венской конвенцией о праве международных договоров (принят в 1969 году) - утверждение Договора в представительных органах власти - Государственной Думе и Совете Федерации, и подписания решения о ратификации высшим должностным лицом [8, с. 3]. Таким образом, после подписания В. В. Путиным закона РФ от 3 октября 2014 года, условия Договора «О Евразийском Экономическом Союзе» приобретают правовую обязательную силу (но только после ратификации Договора в Белоруссии и Казахстане). Подписание Договора «О Евразийском Экономическом Союзе» и его ратификация означает, по нашему мнению, что на территории бывшей Российской империи и СССР возрождается исторический союз братских народов, но при сохранении статуса суверенности их территорий и равенства прав. Об этом особо указано в статье 3 Договора, что Евразийский Экономический Союз уважает общепризнанные принципы международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов Союза и их территориальной целостности, а также уважает особенности политического устройства государств-членов Союза [6, с. 5]. Идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В

ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе. Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием Содружества Независимых Государств, создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. Интеграцию в Евразийском союзе обеспечивали, согласно проекту, более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.

Евразийская инициатива Нурсултана Назарбаева, прозвучавшая на самом пике дезинтеграции, была воспринята и поддержана далеко не сразу - ведь задачи укрепления национальной независимости и суверенитета, с одной стороны, и развития экономического сотрудничества с другой, в тот момент фактически противопоставлялись. Указанные правовые нормы Договора «О Евразийском Экономическом Союзе» и его ратификация в соответствии с международными нормами носят принципиальный характер, так как тем самым Договор опровергает распространяемую в некоторых западных и заокеанских государствах ложь, что ЕАЭС лишает членов Союза территориального и правового суверенитета. Более того, сейчас появилась информация, что на Украине ныне действующая власть предлагает ввести уголовную ответственность за поддержку идей Евразийства и Евразийского Союза в целом. Обосновывая это тем, что сторонниками евразийской интеграции с Россией, Белоруссией и Казахстаном нарушаются суверенитет и права Украины [11, с. 87].

Однако приведённые выше нормы Договора о ЕАЭС доказывают, что все эти измышления являются ложью и направлены на дискредитацию и физическое устранение политической оппозиции. И этот фактор тоже надо обязательно учитывать в данном правовом исследовании «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом... Евразийский союз — это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров и, прежде всего, стран Содружества», - пишет в своей статье в газете «Известия» Президент РФ В. В. Путин [12, с. 25]. Сближение евразийских государств началось в 1995 году с подписанием Соглашения о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России. Тем самым определилось «интеграционное ядро» государств, которые на протяжении последующих 20 лет не без трудностей и пауз, но последовательно и направленно двигались к созданию Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза. Вскоре к договоренностям «таможенной тройки» присоединились Кыргызстан и Таджикистан. В 2000-м произошел настоящий рывок: «пятеркой» сопредельных государств была создана новая интеграционная структура -Евразийское экономическое сообщество, нацеленная на более тесное сотрудничество на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономики. В то же время активизировалась и совместная работа по формированию правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП). С 2003 года к этой работе подключилась Украина - но ее вовлеченность в евразийские интеграционные процессы, к сожалению, вскоре пошла на убыль, и с августа 2006 года работа по формированию Таможенного союза и ЕЭП сконцентрировалась в рамках Беларуси, Казахстана и России. Кыргызстан и Таджикистан заявили о намерении подключиться к формированию Таможенного союза и ЕЭП по мере готовности экономики. Новый этап стартовал с 1 января 2015 года, когда в полном объёме заработал сам Евразийский Экономический Союз. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение

52

скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза. Вместе с тем, начатая нашей страной внятная и долговременная суверенная внешняя политика по созданию Единого экономического пространства и Евразийского Экономического Союза вызывает в мире, в первую очередь на Западе, далеко не однозначную реакцию. Это связано с тем, что большинство стран Западной Европы и США за последние двадцать лет привыкли видеть в России, по чёткому выражению Збигнева Бжезинского «скорее пациента, чем партнёра» [9, с. 87]. Вместо одного из политических полюсов мира Запад хотел бы по-прежнему видеть в России только территорию, кладовую ресурсов, слабую и подконтрольную страну. В этих условиях заявление России о создании совместно с Белоруссией и Казахстаном ядра будущего Евразийского Союза становится толчком к новому витку борьбы за Евразийский Континент, за так называемый Hеartland [9, с. 86]. Впоследствии данное объединение уверенно расширяется, благодаря чёткой и грамотной политике таких стран, как Киргизия и Армения, президенты которых уже уверенно высказывают исключительно положительные вещи в адрес поддержки и развития «Евразийского Экономического Союза», данная модель развития, безусловно, раздражает наших западных партнёров и посягает на стремление и амбиции, прежде всего США, в построение модели однополярного мира при сохранении доминирующей роли Запада в глобальных политических и правовых процессов на международной арене. Недаром западные идеологи и, в частности, Бжезинский и Сорос в своей «Шахматной Доске», высказывают и продвигают такую философскую позицию, что слабая Россия для нас, безусловно, будет являться «Стратегическим Партнёром», а сильная Россия «Уже для нас враг» [5, с. 112]. В частности, в национальной военной стратегии даже такого наиболее экономически развитого и «демократичного» государства как США, американское руководство, тем не менее, рассматривает свои вооружённые силы в качестве самого важного, а зачастую и основного средства обеспечения национальных интересов именно своей страны. Яркий тому пример - активное распространение якобы «демократических ценностей» на Восток посредством авиаударов и организации инструментов подготовки Цветных Оранжевых Революций на постсоветском пространстве. Яркий пример и список таких стран, которые очень сильно пострадали от американской демократии, виден невооружённым взглядом и очевиден, мы наблюдали такие явления в таких странах, как в Сирии, Ливии, Египте, Югославии, Ираке, современной Украине. В полном нарушении норм международного права и вежливой этики, провозглашенные в виде различных нормативно-правовых актов и резолюций генеральной ассамблеи организации Объединённых Наций. Вслед за этим своё отношение к Украине, выразил З. Бжезинский в своей книге «Великая Шахматная Доска», цитирую дословно отрывок «Россия без Украины перестаёт быть Евразийской империей». Таким образом, главная же цель Украинского кризиса заложена в геополитической прогрессии и стремлении Запада при помощи Евроассоциации оторвать Украину от России и противопоставить её, сделать вражеское славянское государство, которая будет центром борьбы против Российской Федерации в целом, вот что, собственно, мы сегодня и наблюдаем в целом [9, с. 87]. После подписания соглашения Украины об Ассоциации с ЕС, данная страна не может стать полноправным участником Евразийского Союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном, Арменией и Киргизией. Для достижения этой цели США и ЕС организовали государственный переворот в Киеве, привели к власти своих марионеточных ставленников. По сути, происходящее означает - насильственная оккупация Украины, чуждые ей идеалы без военного вмешательства. Технология «Цветных революций» в Евразии, опять актуальна и действенна. США считает главной угрозой осуществления своих мировых планов, установления контроля евробюрократии на постсоветском пространстве процесс Евразийской Экономической интеграции, проект который успешно втягивает все

53

бывшие советские республики в экономическую орбиту и сферу влияния со стороны Российской Федерации [3, с. 6-12]. Для пресечения участия стран блока ГУАМ в этом выгодном экономическом процессе, США и ЕС вложили порядка миллиардов долларов на отрыв этих братских республик от России, путём формирования прикормленной антироссийской элиты в отдельно взятой республике. Порождённая ими программа Восточное партнёрство и региональная организация ГУАМ является инструментом дипломатической агрессии, направленной на сдерживание экономического потенциала развития самой России и элементом сохранения однополярной модели господства США в этом богатом регионе. Однако этот проект уже даёт брешь, так как Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения уже отказались от Ассоциации, выбрав союз с Россией на базе экономической интеграции. Молдова уже после подписания ассоциации получила внутренние проблемы, так как такие субъекты, как Приднестровье и Гагаузия уже отказались быть под Европейским выбором. Грузия расплатилась за европейский и прозападной выбор развития потерей Южной Осетии и Абхазии. Украина же потеряла Крым, а теперь, теряет своё влияние на Юго-востоке, там путём референдума сформировались уже самостоятельные республики, которые, несмотря на Минские договорённости, не считают себя частью единой страны (Донецкая и Луганская народные Республики) [15, с. 112]. Но, несмотря на все трудности, Россия по-прежнему остаётся ведущим главным геополитическом игроком и сердцем всей Евразийской интеграции в целом. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках самого Союза. Союз осуществляет свою деятельность на основе следующих двух важных принципов:

1) взаимного уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств - членов и их территориальной целостности;

2) уважение особенностей политического устройства государств - членов; и обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон.

Кроме того, сам договор о ЕАЭС - базовый принцип работы самого интеграционного проекта. В основе Договора о ЕАЭС лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, нормы которой были актуализированы и приведены в соответствие с правилами ВТО. Договор о ЕАЭС состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей, а также 33 приложений. Кроме того, Договор включает в себя: переходные положения, предусматривающие сроки вступления в силу ряда статей Договора; сроки, когда государства - члены завершат процесс гармонизации своих законодательств в определенных секторах услуг, а также сроки действия ряда соглашений, заключенных в рамках ТС и ЕЭП до вступления в силу данного Договора; сроки, когда государства - члены должны достичь тех или иных параметров, разработать различные методологии и договоры, утвердить программы и т. д.; положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах Союза, членов Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников Комиссии и Аппарата Суда Союза. И этот фактор мы обязательно должны учитывать в нашей правовой и международной работе. В заключение своей работы хочется добавить, что Евразийский экономический союз -самый амбициозный и вместе с тем наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды интеграционный проект в современной Евразии. Уже сам Союз выходит за рамки СНГ и создаёт зоны свободной торговли с такими странами, как Вьетнам и Индия, шёлковый путь с Китаем уже может стать завтра реальностью. А деятельность самого союза,

основанного на принципах равенства и добровольности, уже гарантирует нам, что наши интересы будут всегда учитываться и соблюдаться во всём мире.

Литература

1. Алексеев Н. Н. Народное право и задачи нашей правовой политики // Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. 8. С. 36-42.4. М.: Издание советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом, 1963.. Никитин В. П., Иран, Турция и Россия // Евразийский временник. Париж, 1927. Кн. 5. С. 75-120.

2. Никулин Л. В. Мертвая зыбь. М.: Воениздат, 1965. С. 359.

3. Бисмарк О. Мысли и Воспоминания. Москва: ОРГИЗ. СОЦЭКГИЗ, 1940.

4. Глазьев Сергей Юрьевич «Победить в Войне, предотвратить войну», аналитический доклад Изборскому клубу. Москва, 2014. С. 6-12.

5. Глазьев Сергей Юрьевич «Украинская Катастрофа. От Американской Агрессии к Мировой Войне» (Коллекция Изборского Клуба). Москва. Книжный Мир, 2015.

6. Геополитика. Информационно-аналитическое издание (Тема выпуска Евразийский Союз, выпуск 13). Москва. Кафедра социологии международных отношений. Социологического факультета МГУ им М. В. Ломоносова, 2011.

7. Договор о Создании Евразийского Экономического Союза (Правовая юридическая система Консультант+) Подписан 29 мая 2014 года в Астане, Казахстан. С. 5.

8. Евразийский Экономический Союз (Вопросы и Ответы. Цифры и факты). Москва, 2014. С. 216.

9. Федеральный Закон Российской Федерации № 279-ФЗ, о Ратификации договора о Создании Евразийского Экономического Союза (Правовая юридическая система Консультант+) Москва, Кремль, 3 октября 2014 года. С. 3.

10. Збигнев Бжезинский «Великая Шахматная Доска». Москва, 1998. С. 86-87.

11. Карсавин Л. П. Основы Политики / Л. П. Карсавин / Основы Евразийства. С. 376.

12. Назарбаев Н. А. «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего», «Известия» от 25-го октября 2011 года. С. 87.

13. Путин В. В. «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», «Известия» от 3-го октября 2011 года. С. 25.

14. Статья А. Роджерса «Ошибки Нацистов», опубликованная интернет-изданием «ANNA-NEWS», 2 июля 2014 года.

15. Савицкий П. Н. Россия - особый географический мир. Прага: Евразийское кн. издательство, 1927.

16. Учебное пособие «Социология Мировых Цивилизаций» М. Издание ЛДПР. С. 112, 2014 год.

17. «Право Евразийского Экономического Союза», учебное пособие для вузов, Кашкин Сергей Юрьевич и Четвериков Артём Юрьевич, Москва, Издательство Проспект, 2016 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.