Большая Европа, тенденция развития единого пространства от Лиссабона до Владивостока и гибридная война Запада
Самонкин Ю. С.
Самонкин Юрий Сергеевич / Samonkin Yuri Sergeevich - аспирант, кафедра международного права, европейского права, Институт социальных наук, председатель коллегии, коллегия автономной некоммерческой организации Центр исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства, г. Москва
Аннотация: доклад Самонкина Ю. С. «Большая Европа, тенденция развития единого пространства от Лиссабона до Владивостока и гибридная война Запада» посвящён правовому изучению и анализу глобальных геополитических тенденций и процессов, которые влияют на развитие Евразийского Экономического Союза и евразийской интеграции в целом. Автор доклада раскрывает основной смысл и методологию направления главного удара со стороны наших западных партнёров в отношении Российской Федерации. Агрессия, развязанная руками Соединённых Штатов Америки и их союзников по блоку НАТО, гарантирует резкое ухудшение положения, как на постсоветском пространстве, так и внутри стратегического нашего партнёра -Европейского Союза. Об этом чётко говорится в данном докладе, материалом для которого послужил многолетний опыт работы ведущих российских учёных и экспертов в области Евразийской интеграции.
Ключевые слова: евразийство, евразийский экономический союз, информационная безопасность, международное право, многополярный мир, украинский кризис, вежливая дипломатия, Россия, ЕАЭС, большая Европа, от Лиссабона до Владивостока, Сирия, Ближний Восток.
Впервые пространство Большой Европы, от Лиссабона до Владивостока стало рассматриваться в едином геополитическом смысле теорией Х. Дж. Маккиндера. В фундаментальном труде «Географическая ось истории» данный учёный вводит такой термин, как Хартленд - гипотетическое и единое сердце Евразии, оказывающее ключевое влияние на события, происходившие в Европе на протяжении всей её истории. Европа, согласно теории Маккиндера, является родиной прогресса и современной цивилизацией, а Хартленд, контролируемой самой Россией, силой непосредственно на неё влияющей. Учёный также подчёркивал, что данный континентальный союз Европы с Россией, может привести к созданию мощнейшего, нового центра сила, доминирующего в мире. Здесь рассматривается союз с Германией и Францией как движущей силой самой Европы. В 1950 годы президент Франции Шарль. Де Голль ввёл выражение в оборот «Европа от Атлантики до Урала», подразумевая под ним, политическое сближение Франции, ФРГ, стран, впоследствии ставшими членами Варшавского Блока с СССР. А в 1980 годах об общем «Европейском Доме» говорил первый президент СССР М. С. Горбачёв. Результатом такого сближения должна была стать полная ликвидация военно-политических блоков и противоречий между капиталистической и социалистической системы в целом, борьба этих идей, прежде всего, и затрагивала будущее самой Европы. Лишь после крушения СССР в холодной войне идея Большой Европы исчезла из политической повестки дня, как раз именно в тот момент, когда идеологические и политические противоречия между Россией и США были устранены. И Западная цивилизация стремилась к полному доминированию в мире, к установлению единой концепции развития Однополярного Мира, что и, собственно, мы наблюдали на протяжении этих 20 лет развития. Лишь в середине 2000-х годов внешнеполитический курс самой России стал меняться от международного до
национального образца. В результате этого от идеи интеграции между РФ и ЕС решено было отказаться полностью, взамен было принято решение углублять стратегическое партнёрство и двигаться по направлению к формированию общего единого пространства, безопасности, науки, образования, обмена опытом и правосудия в соответствии с законодательством РФ и самого Европейского Союза. А в рамках Российского внешнеполитического курса по отношению к самому институту развития СНГ было принято решение о запуске нового инновационного проекта, процесса Евразийской интеграции. Договор об учреждении «Евразийского Экономического Сообщества» (ЕврАзЭс) подписывается в 2000 году, сразу после избрания президента РФ В. В. Путина. А 29 мая 2014 года Президент Российской Федерации, Президент Республики Беларусь и президент Республики Казахстан в Астане подписали договор о создании Евразийского Экономического Союза. (Далее договор о ЕАЭС). А 3 октября 2014 года, подписав закон РФ «О Ратификации Договора «О Евразийском Экономическом Союзе», В. В. Путин зафиксировал факт, что именно Россия первой провела все необходимые процедуры ратификации, то есть придания юридической силы межгосударственному документу (в данном случае -Договору о ЕАЭС) в соответствии с требованиями, установленными Венской конвенцией о праве международных договоров (принят в 1969 году) - утверждение Договора в представительных органах власти - Государственной Думе и Совете Федерации и подписания решения о ратификации высшим должностным лицом. Таким образом, после подписания В. В. Путиным закона РФ от 3 октября 2014 года, условия Договора «О Евразийском Экономическом Союзе» приобретают правовую обязательную силу. (Но только после ратификации Договора в Белоруссии и Казахстане.) Подписание Договора «О Евразийском Экономическом Союзе» и его ратификация означает, по нашему мнению, что на территории бывшей Российской империи и СССР возрождается исторический союз братских народов, но при сохранении статуса суверенности их территорий и равенства прав. Об этом особо указано в статье 3 Договора, что Евразийский Экономический Союз уважает общепризнанные принципы международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов Союза и их территориальной целостности, а также уважает особенности политического устройства государств-членов Союза [ 9, с. 216]. Сам Евразийский Экономический Союз заработал с 1 января 2015 года на базе 5 стран (Российская Федерация, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения) уже официально. Можно сказать, что с начала 2000-х годов Российской Федерации удавалось сочетать политику развития внутри самого института СНГ и, в то же время, углублять сотрудничество с Европейским Союзом в целом. Была чётка и последовательная заинтересованность обеих сторон в развитии проекта Большая Европа. Но с конца 2008 года, а именно после конфликта в Южной Осетии и Абхазии, мы замечаем неспокойствие в самой Европе, это связано, прежде всего, с тем, что Запад, и в частности США, стремятся сделать Россию и Евразию подконтрольной себе территорией, что видится в проекте Большая Европа противопоставлением Трансатлантической зоне свободной торговли между США и ЕС. Как перспектива сохранения лидирующей роли Запада во всех интеграционных процессах, война на ближнем Востоке, борьба с ИГИЛ, конфликт с Турцией, Украинский кризис - это только видимой эффект данного геополитического противостояния между Западом и Россией. Крах проекта Восточное Партнёрство ЕС тому итог. Евросоюз требует от России безусловное принятие «европейских ценностей», осуждает нарушение прав человека и давление на политическую оппозицию и подконтрольным Западу СМИ. А руководство России, наоборот, всё дальше и дальше уходит от Либеральных ценностей в сторону суверенитета и национальной внешней политики и рассматривает создание общего единого пространства от Лиссабона до Владивостока как равноправный проект сотрудничества и действительно реальный союз между ЕС и ЕАЭС. Чего не скажешь о наших Западных партнёрах, которые экспортом
48
демократии и своих ценностей поставили мир в новую нестабильную эпоху. Яркий пример в своей книге «Украинская катастрофа: от американской агрессии к мировой войне» и аналитическом докладе Изборскому Клубу «Как не проиграть в Войне» ведущий академик РАН С. Ю. Глазьев обозначил такие тревожные тенденции и смысла войны в Европе со стороны американского капитала? Так в чём же заключается данный смысл войны в Европе? С точки зрения трудов авторитетного учёного, не грех процитировать этот смысл.
Во-первых, ослабляется сама Европа, которая сегодня выступает важнейшим плацдармом американоцентричного капитала в Старом Свете. Американцы пытаются навязать Евросоюзу невыгодную для него «трансатлантическую зону свободной торговли». Ослабляя Европу, они тем самым ухудшают её переговорные позиции, подавляют её экономически, готовя европейскую экономику к деиндустриализации и колонизации.
Кроме того, война на Украине, по расчетам американцев, должна привести к распаду и уничтожению всего «русского мира». Вслед за фактической оккупацией Украины они планируют развалить Россию. В этом смысле они ключевую роль отводят именно нацизму, активизации радикальных нацистских сил под видом националистических движений как русских, так и антирусских. Целью является расширение «зоны хаоса», прекращение развития на территориях бывшего СССР. И Украина выбрана здесь не случайно. Война здесь открывает возможность развалить всю Евразию. Потому что Украина не может быть врагом для России. Мы не можем против Украины применять никакие серьезные виды оружия — это всё равно, что применить их против самих себя [5, с. 352].
Судя по «отмороженному» поведению американских официальных лиц, они не собираются ничего всерьёз обсуждать с Россией. Мы думаем, что это клиническая глупость, когда представители Белого дома или госдепартамента США называют черное белым или путают теплое с мягким, не отвечают на вопросы или отвечают невпопад и не о том. Но эта показная глупость — жесткое свидетельство о том, что никаких переговоров там вести не хотят, поэтому откровенно «включают дурочку». Пишет в своих трудах Сергей Юрьевич Глазьев [4, с. 6-12]. С этим трудно не согласиться. Нашей стратегической задачей является недопущение развала Евразийского проекта в целом, остановить новую холодную войну и не допустить развязывания третьей мировой войны, противодействию информационной войны, и критики, которая льётся со стороны Западных СМИ в адрес Российской Федерации и её союзников, наших стратегических партнёров. Сохранить и расширять Евразийский мир, построить действительно большую и единую Европу - От Лиссабона до Владивостока, на мой взгляд, готовый рецепт данного противодействия и метод решения по угрозам вполне очевиден. И так Россия и современные страны Евросоюза принадлежат к общей европейской цивилизации и имеют длительную историю взаимодействия и сотрудничества. На всём пространстве от Лиссабона до Владивостока существуют тесные торговые и экономические связи, культурные и социальные аспекты взаимодействия. Несмотря на геополитические противоречия, руководство России и ЕС не лишено оптимизма в сотрудничестве по проекту Большая Европа. Наоборот, построение общего пространства от Лиссабона до Владивостока поможет окончательно вывести отношения между Россией и Европейским Союзом из дипломатического тупика. Всё чаще звучат предложения о создания зоны свободной торговли между Евразийским экономическим и Европейским союзами. И это вполне возможно, если обе стороны будут стремиться к преодолению политико-правовых противоречий друг друга, будут стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству и гармонии, адекватному развитию. И развитие самой тенденции построения единого и неделимого общего пространства от Лиссабона до Владивостока может стать вполне выполнимым проектом и стратегией развития сотрудничества между ЕС и ЕАЭС на
длительный срок, на ближайшие десятилетия. И это вполне реально и успешно с
международной точки зрения.
Литература
1. Алексеев Н. Н. Народное право и задачи нашей правовой политики // Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. 8. С. 36-42.4. М.: Издание советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом, 1963. С. 29.
2. Никитин В. П. Иран, Турция и Россия // Евразийский временник. Париж, 1927. Кн. 5. С. 75-120.
3. Никулин Л. В. Мертвая зыбь. М.: Воениздат, 1965. 359. С. 31.
4. Бисмарк О. Мысли и Воспоминания. Москва: ОРГИЗ. СОЦЭКГИЗ, 1940. С. 32.
5. Бусыгина И. М. Основы Большой Европы 2014.
6. Глазьев Сергей Юрьевич «Победить в Войне, предотвратить войну», аналитический доклад Изборскому клубу. Москва, 2014. С. 6-12.
7. Глазьев Сергей Юрьевич «Украинская Катастрофа. От Американской Агрессии к Мировой Войне» (Коллекция Изборского Клуба). Москва. Книжный Мир, 2015. С. 352.
8. Геополитика. Информационно-аналитическое издание (Тема выпуска Евразийский Союз, выпуск 13). Москва. Кафедра социологии международных отношений. Социологического факультета МГУ им М. В. Ломоносова, 2011. С. 112.
9. Глава МИД ФРГ предложил наладить контакты между ЕС и ЕАЭС. Газета Ведомости, 2014.
10. Договор о Создании Евразийского Экономического Союза (Правовая юридическая система Консультант+) Подписан 29 мая 2014 года в Астане, Казахстане.
11. Евразийский Экономический Союз (Вопросы и Ответы. Цифры и факты). Москва, 2014. С. 216.
12. Федеральный закон Российской Федерации № 279-ФЗ о Ратификации договора о Создании Евразийского Экономического Союза (Правовая юридическая система Консультант+) Москва, Кремль, 3 октября 2014 год.
13. Збигнев Бжезинский «Великая Шахматная Доска». Москва, 1998. С. 87.
14. Карсавин Л. П. Основы Политики / Л. П. Карсавин / Основы Евразийства. С. 376.
15. Кофнер Ю. Ю. Большая Европа - от Хаусхофера до Путина, 2014 год.
16. Лавров: Москва готова обсуждать зону свободной торговли с Евросоюзом. Газета Ведомости, 2014 год.
17. Назарбаев Н. А. «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего» в: «Известия» от 25-го октября 2011 год.
18. Путин В. В. «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» в: «Известия» от 3-го октября 2011 года.
19. Статья А. Роджерса «Ошибки Нацистов», опубликованная интернет-изданием «ANNA-NEWS», 2 июля 2014 год.
20. Савицкий П. Н. Россия - особый географический мир. Прага: Евразийское кн. издательство, 1927, С. 48.
21. Учебное пособие «Социология мировых цивилизаций» М. Издание ЛДПР С. 112.