Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РОСТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РОСТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
валовый внутренний продукт / внешняя конъюнктура / динамика / Евразийский экономический союз (ЕАЭС) / инвестиции / макроэкономическая неопределенность / перспективы / социальное и экономическое развитие / тенденции / экономическая активность / gross domestic product / external environment / dynamics / the Eurasian Economic Union (EAEU) / investment / macroeconomic uncertainty / prospects / social and economic development / trends / economic activity
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РОСТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Вартанова М.Л.

к.э.н., доцент, в.н.с. Отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, ученый секретарь Научного совета при ООН РАН «Социально-политические проблемы формирования Евразийского экономического союза» 11marina11@mail.ru

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РОСТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Ключевые слова: валовый внутренний продукт, внешняя конъюнктура, динамика, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), инвестиции, макроэкономическая неопределенность, перспективы, социальное и экономическое развитие, тенденции, экономическая активность.

Keywords: gross domestic product, external environment, dynamics, the Eurasian Economic Union (EAEU), investment, macroeconomic uncertainty, prospects, social and economic development, trends, economic activity.

В условиях резкого сокращения экономической активности, потери рабочих мест и риска развития глубокого экономического кризиса центральными банками были приняты определенные меры по смягчению денежно-кредитной политики: снижены ключевые процентные ставки, временно были смягчены меры пруденциального и макропруден-циального регулирования. При этом снижение ключевых процентных ставок было сдержанным, а продолжительность цикла снижения короткой. Основными факторами макроэкономической неопределенности для государств-членов ЕАЭС являются угрозы глобального финансового кризиса, торговых войн между крупнейшими государствами, новых санкций, волатильности цен на биржевые товары, нарастающего инфляционного давления, а также внутренние риски ужесточения денежно-кредитной политики, волатильности национальных валют, а также роста дефицита бюджета и долга сектора государственного управления (СГУ). Реализация мер поддержки экономик привела к ухудшению бюджетных балансов и нарастанию долга, что становится критическим для Армении и Кыргызстана. Возрастает зависимость от внешних кредиторов и их склонности реструктурировать долги, обостряется вопрос бюджетной устойчивости. Для Армении и Кыргызстана существует риск более длительного восстановления денежных переводов ввиду сохраняющихся ограничений на трудовую мобильность.

В настоящее время по-прежнему сохраняется высокий риск низких потенциальных темпов экономического роста в государствах-членах вследствие низкого уровня инвестиционной активности, низкой эффективности средне- и долгосрочных программ, а также ухудшения демографической ситуации. В отличие от ведущих стран мира, денежные власти государств ЕАЭС не прибегали к масштабной денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета и поддержки экономической активности. В условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры и сокращения реальных доходов населения наблюдалось сжатие внутреннего спроса, что на фоне возросших ввиду необходимости поддержки экономики и населения расходов государственных бюджетов привело к пересмотру бюджетных параметров. Рост государственных заимствований автоматически стал сокращать возможности финансового рынка для финансирования займов предприятий, а также способствовал искусственному завышению доходности облигаций государств ЕАЭС. Это ухудшало условия кредитования реального сектора экономики, с одной стороны, и привлекало международный спекулятивный капитал, с другой стороны.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал (млрд. долларов США)

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

ЕАЭС 255 297 315 552 332 119 348 519 323 603

Армения 855 891 902 938 846

Беларусь 9356 10 879 12 256 13 788 11 673

Казахстан 22 686 26 904 32 430 32 859 29 841

Кыргызстан 1938 2109 2201 2324 1588

Россия 220 462 274 769 284 330 298 610 279 655

Источник: Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник / Евразийская экономическая комиссия. - М., 2021. - С. 106.

В результате падение инвестиций в основной капитал сопровождалось ростом валютно-финансовых спекуляций и вывозом капитала. Вывоз капитала частным сектором составил 3,3% ВВП в целом по ЕАЭС, в том числе 0,7% ВВП в Армении, 5,8% в Беларуси, 1,9% ВВП в Казахстане, 7,7% в Кыргызстане и 3,4% в России. По итогам 2020 года

реальные доходы населения снизились в России на 3,5%, а в Казахстане на 4,8%. Аналогичный показатель в Кыргызстане упал на 5% в январе-октябре, после чего статистика не публиковалась1. Экономическое развитие в государствах-членах ЕАЭС демонстрирует спад за 2020 год. Так, по итогам 2020 года реальный ВВП ЕАЭС уменьшился по сравнению с 2019 годом, что объясняется пандемией соу1^19, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, общим состоянием мировой экономики и торговли и др.

Таблица 2

Валовый внутренний продукт на душу населения

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

В текущих ценах; единиц национальной валюты 1)

Армения 1679 1693 1868 2027 2209 2087

Беларусь 9 10 11 13 14 16

Казахстан 2330 2640 3015 3382 3756 3771

Кыргызстан 76 82 89 94 100 95

Россия 568 584 625 707 744 730

Долларов США 2)

ЕАЭС 8919 8097 9892 10 448 10 626 9440

Армения 3512 3524 3869 4196 4597 4269

Беларусь 5829 5014 5783 6352 6848 6369

Казахстан 10 510 7715 9248 9813 9813 9131

Кыргызстан 1163 1179 1296 1364 1430 1224

Россия 9356 8725 10 723 11 310 11 499 10 152

Примечание:

1) Армения - армянских драмов, Беларусь - белорусских рублей, Казахстан - тенге, Кыргызстан - сомов, Россия - российских рублей.

2) Показатель рассчитан по курсам валют национальных (центральных) банков за год: по Беларуси - по средневзвешенному курсу белорусского рубля к доллару США, по Армении, Казахстану, Кыргызстану и России - по средним курсам национальных валют к доллару США.

Источник: Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник / Евразийская экономическая комиссия. - М., 2021. - С. 68.

Эпидемия коронавируса, на время остановившая глобальную экономику, привела к снижению ВВП всех участвующих в этом интеграционном объединении государств: спад составил от минимальных 0,9% в Беларуси до 7,5% в Армении и 8,6% в Кыргызстане (официальная оценка чиновниками Евразийской экономической комиссии снижения совокупного ВВП ЕАЭС составляет 3,9%)2.

Таблица 3

Объем и динамика валового внутреннего продукта (млн. долларов США)

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

ЕАЭС 1481,9 1815,3 1920,7 1956,4 1738,3

Армения 10,5 11,5 12,4 13,6 12,7

Беларусь 47,5 54,7 60,0 64,5 59,8

Казахстан 137,3 166,8 179,3 181,8 171,2

Кыргызстан 6,8 7,7 8,3 8,9 7,7

Россия 1279,8 1574,6 1660,7 1687,6 1486,9

Источник: Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник / Евразийская экономическая комиссия. - М., 2021. - С. 38.

Меры политики и стратегии борьбы с пандемией и поддержки экономики в государствах ЕАЭС были разными и адаптировались к изменяющимся условиям. Чем более жесткими были меры социальной изоляции, тем, как правило, глубже было падение экономической активности. Наибольшее падение ВВП наблюдалось в Армении и Кыргызстане (на 7,6% и 8,6% соответственно), наименьшее в Беларуси - 0,9%.

Таким образом, краткосрочные индикаторы экономической активности с 2015 по 2019 годы указывают на завершение фазы активного подъема и постепенное замедление экономик в 2020 году. Данное замедление обусловлено как глобальными факторами (постепенным ужесточением денежно-кредитной политики в ряде развитых и развивающихся странах в ответ на нарастающие дисбалансы, эскалацией напряженности в торговой сфере), так и усилением торговых споров на региональном уровне, сокращением влияния локальных факторов, содействовавших экономическому росту в 2019 году.

Улучшение настроений в экономике вследствие расширения вакцинации благоприятно повлияло на оживление потребительского и инвестиционного спроса. По прогнозам ожидается рост ВВП ЕАЭС на 3,8% в 2021 году после сокращения на 2,9% в 2020 году. Экономики Казахстана и России вырастут на 4,0% и 3,9% соответственно по итогам текущего года и выйдут на докризисные уровни во втором полугодии 2021 года. В Армении и Кыргызстане восста-

1 ЕАЭС во время пандемии. - https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/eaes-vo-vremya-pandemii/

2 Там же.

новление экономической активности займет больше времени и завершится в течение 2022 года, дополнительным фактором роста в этих странах будет увеличение денежных переводов трудовых мигрантов. Рост ВВП Армении в 2021 году прогнозируется в размере 3,4%, Кыргызстана - 3,8%. Экономическая активность в Беларуси в 2021-2022 гг. будет оставаться на уровнях ниже докризисных. Рост ВВП страны до конца 2021 года прогнозируется в районе 0,6%, а ограничивать его будут повышенная неопределенность и ухудшение экономических настроений, а также введение санкций рядом стран.

Опережающие показатели экономической активности свидетельствуют о сохранении различий в динамике экономической активности в государствах-членах ЕАЭС. По состоянию на конец мая большая часть государств-членов ЕАЭС находится в фазе расширения деловой активности, за исключением Казахстана. В Армении, Беларуси и России ожидается ускорение роста деловой активности. В Казахстане зафиксировано слабо выраженное отставание экономической активности на фоне показателей реального выпуска промышленной продукции при отсутствии дальнейшей негативной тенденции в краткосрочной перспективе. В Кыргызстане деловая активность продолжает восстанавливаться.

Текущая направленность денежно-кредитной политики национальных (центральных) банков может негативно сказаться на ускорении инфляционных процессов в будущем. Значительное ускорение инфляции в государствах-членах ЕАЭС связано с устойчивым ростом мировых цен, обесценением национальных валют, медленным восстановлением внутреннего спроса, который опережает возможности расширения производства по широкому кругу отраслей. На этом фоне предприятия переносят в цены возросшие издержки. В ответ на это денежно-кредитные власти реагируют повышением ключевых ставок, что будет негативно отражаться на экономическом росте и может иметь лишь краткосрочный эффект на сдерживание инфляционных процессов, создавая ещё большие долгосрочные проинфляци-онные риски. Необходимо более детально и точечно внедрять новые инструменты льготного кредитования, которые способны помочь отраслям расширить производство в тех отраслях, где наблюдаются наибольшие темпы роста цен. В частности, сохраняющийся рост цен производителей пищевой продукции транслируется в увеличение цен на продовольственные товары, что привело к тому, что в конце 2020 г - начале 2021 года Правительства государств-членов ЕАЭС вводили «заморозку цен» на ряд социально значимых товаров. В конце 2020 года рост потребительских цен в государствах-членах превысил целевые ориентиры большинства национальных (центральных) банков.

Главной причиной стало существенное общемировое повышение стоимости продовольственных товаров. Под влиянием этого фактора инфляция во всех государствах-членах ЕАЭС остается высокой и в 2021 году. Дополнительное давление на цены оказывают вызванные пандемией нарушения в цепочках поставок и дополнительные затраты на противоэпидемические мероприятия.

Перспективы развития мировой экономики характеризуются высокой неопределенностью, связанной, в первую очередь, с дальнейшим ходом пандемии, который будет зависеть от траектории развития кризиса в сфере здравоохранения, в том числе от того, окажутся ли новые штаммы СОУГО-19 восприимчивыми к действию вакцин или же увеличат продолжительность пандемии, насколько эффективными будут меры политики в ограничении долговременного экономического ущерба, как будут меняться финансовые условия и цены на биржевые товары, а также от способности экономики к адаптации.

К числу основных факторов макроэкономической неопределенности для государств-членов ЕАЭС в настоящее время относятся угрозы глобального финансового кризиса, сохранение ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения пандемии на длительный срок, торговых войн между крупнейшими государствами, новых санкций, волатильности цен на биржевые товары, нарастающего инфляционного давления, а также внутренние риски ужесточения денежно-кредитной политики, волатильности национальных валют, а также роста дефицита бюджета и долга СГУ. Усиление и ослабление этих факторов, и их сочетание с особенностями стран будут определять темпы восстановления экономик.

Ожидается, что влияние всех этих факторов на потребительские цены будет постепенно снижаться и в среднем по 2021 году темпы прироста индекса потребительских цен в Армении составят 4,8%, в Беларуси - 7,8%, в Казахстане -7,0%, в Кыргызстане - 9,9%, в России - 5,8%. На фоне уменьшения масштабов бюджетной поддержки необходимо задействовать дополнительные инструменты поддержки экономики за счет внедрения специальных инструментов финансирования целевых кредитов, направленных на модернизацию экономики, увеличение ресурсного потенциала и активности институтов развития. Вместе с тем, государствами-членами ЕАЭС и Комиссией были заложены основы достижения более высоких темпов роста, которые нашли отражение в Основных ориентирах макроэкономической политики и Стратегических направлениях, предусматривающих создание условий для опережающего развития экономик государств-членов, включая разработку и выполнение совместных программ и проектов. В случае последовательной реализации данных документов экономический рост не только превзойдет среднемировые темпы роста, выйдя на траекторию с темпами прироста 4,5-5,5% в год, но и создаст новое качество экономического развития, обеспечив постепенное сближение государств-членов по уровню экономического развития.

Перспективы восстановления взаимной торговли. Ожидается, что текущий кризис окажет сопоставимое с влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов воздействие на взаимную торговлю государств-членов ЕАЭС. По итогам 2020 года стоимостные объемы взаимной торговли сократились на 11%. Ослабление курсов национальных валют снижает конкурентоспособность импортной продукции из третьих стран на внутренних рынках государств-членов ЕАЭС, что наряду с мерами, направленными на активизацию взаимной торговли и снятие барьеров, будет способствовать интенсификации взаимной торговли в 2021-2023 годах. Согласно предварительному прогнозу ЕЭК увеличение стоимостных объемов торговли составит 19%. Основными факторами ее роста в среднесрочном периоде являются оживление внутренней экономической активности и продолжающийся рост цен на сырье-

вые товары1. Рост протекционизма во внешней торговле, а также введение санкций в отношении отдельных государств-членов способствует увеличению взаимной торговли.

Без дальнейшего углубления интеграции государств-участников ЕАЭС невозможно решить текущие и перспективные задачи по развитию национальных экономик каждой из стран Союза. Только совместными действиями этих стран можно достичь мультипликативного эффекта в усилении их экономического потенциала. Но развитию интеграции в настоящее время препятствует ряд факторов, среди которых присутствуют не только внешнеполитические, связанные с экономическими санкциями против России, но и проблемы внутри самого Евразийского союза, нежелание определенной части национальных элит и предпринимателей поступиться хотя бы частью функций по контролю над сферами их экономических интересов. Поэтому так важна для решения возникающих при этом проблем политическая воля руководителей государств-участников ЕАЭС. Итоги 2020 года, как и каждого предшествующего, требуют от стран-участниц поиска внутренних источников роста своих экономик.

Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года предусматри-вается2 создание условий для опережающего развития экономик государств-членов, включая разработку и выполнение совместных программ и проектов. В случае последовательной реализации данных документов прирост ВВП ЕАЭС должен составить 4,5-5,5% в год при сближении государств-членов по уровню экономического развития. В период роста макроэкономической неопределенности возрастают требования к адекватности и координации экономической политики, которая становится не только условием восстановления экономики, но и важнейшим драйвером структурных изменений, необходимых для реализации долгосрочного технологического, социального и институционального потенциала развития.

1 Годовой доклад за 2020 год. Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза и мерах, предпринятых государствами-членами в области макроэкономической политики. - М., 2021. -https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/0ce/Annual-report-2020.pdf

2 Решение Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2021 г. № 5 «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.