Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / интеграция / экономика / правовые проблемы ЕАЭС / риски / EAEU / integration / economy / legal problems of the EAEU / risks

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купцова Арина Сергеевна

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), будучи молодым объединением, является предметом большого интереса с точки зрения своего развития и значимости в мировых экономических отношениях. Данный союз имеет все предпосылки стать лидером не только на региональном, но и на мировом уровне. Однако ввиду своего сравнительно недавнего образования, ЕАЭС имеет ряд проблем, требующих оперативного решения для эффективного развития и наращивания своего потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC UNION: CURRENT LEGAL ISSUES

The Eurasian Economic Union (EAEU), being a young association, is a subject of great interest in terms of its development and significance in world economic relations. This union has all the prerequisites to become a leader not only at the regional, but also at the global level. However, due to its relatively recent formation, the EAEU has a number of problems that require prompt solutions for effective development and capacity building.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

Купцова Арина Сергеевна Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Высшая школа права Россия, Москва ASKupcova@yandex.ru Kupcova Arina Plekhanov Russian University of Economics

Higher School of Law Russia, Moscow

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕССКИЙ СОЮЗ: АКТУАЛЬНЫЕ

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Аннотация: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), будучи молодым объединением, является предметом большого интереса с точки зрения своего развития и значимости в мировых экономических отношениях. Данный союз имеет все предпосылки стать лидером не только на региональном, но и на мировом уровне. Однако ввиду своего сравнительно недавнего образования, ЕАЭС имеет ряд проблем, требующих оперативного решения для эффективного развития и наращивания своего потенциала.

Ключевые слова: ЕАЭС, интеграция, экономика, правовые проблемы ЕАЭС, риски.

EURASIAN ECONOMIC UNION: CURRENT LEGAL ISSUES

Annotation: the Eurasian Economic Union (EAEU), being a young association, is a subject of great interest in terms of its development and significance in world economic relations. This union has all the prerequisites to become a leader not only at the regional, but also at the global level. However, due to its relatively recent formation,

УДК 341

the EAEU has a number of problems that require prompt solutions for effective development and capacity building.

Key words: EAEU, integration, economy, legal problems of the EAEU, risks.

Евразийский экономический союз (далее - «ЕАЭС») - это интеграционное объединение регионального характера. На сегодняшний день данный союз включает в себя пять государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия. Из самых молодых объединений ЕАЭС является одним из самых успешных, поскольку представляет собой симбиоз добрососедства и сотрудничества на постсоветском пространстве.

Государства-члены ЕАЭС призваны осуществлять согласованную политику в различных сферах. Постепенно увеличивается количество государств, с которыми ЕАЭС заключает договоры о международном сотрудничестве. К примеру, в 2015 году между ЕАЭС и Вьетнамом было подписано Соглашение «О свободной торговле» [1], в 2018 году подобное соглашение было подписано с Ираном [2], а также соглашение с Китаем о торгово-экономическом сотрудничестве и др. [3]. Данные факты свидетельствуют о привлекательности ЕАЭС с точки зрения его потенциала и экономики.

Наличие ряда согласованных процессов в рамках ЕАЭС обеспечивается во многом за счет выработки общих принципов и норм с помощью унификации и гармонизации. В первом случае речь идет о создании некоторых единообразных правовых норм, а во втором - о преодолении различий между внутренними правовыми системами. Унификация направлена главным образом на прогрессивные сферы, участвующие в интеграции. Например, установление единых таможенных тарифов, построение единых принципов торговли с третьими странами, единое таможенное регулирование, разработка единых технических регламентов. К иным направлениям, которым также уделяется внимание, относятся реализация различных программ в сфере цифровизации,

электронного документооборота, запускаются различные механизмы научно -технического сотрудничества и т.д.

Те сферы, где интеграция протекает медленнее, осуществляется гармонизация законодательства стран-участниц ЕАЭС. Данный процесс затронул такие сферы, как интеллектуальная собственность (в 2020 г. заключено Соглашение о коллективном управлении авторскими и смежными правами [4]), финансовый рынок (в 2018 г. подписано Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка [5]), добыча ресурсов (в 2016 г. разработана Концепция дальнейшего формирования общих рынков добычи ресурсов [6]) и т.д.

Помимо прочих факторов ЕАЭС обладает рядом уникальных характеристик, среди них: общее историческое и экономическое прошлое; доминирование России по всем экономическим показателям; сложная логистика и большие расстояния; небольшие объемы взаимной торговли, исключением является Россия (практические все государства ЕАЭС торгуют с Россией, но очень мало между собой) [7].

Останавливаясь на последней из перечисленных выше характеристик, стоит отметить, что вовлеченность всех государств -членов ЕАЭС во взаимную торговлю является одним из важных показателей развития интеграционных процессов в рамках союза. Отсюда закономерно вытекает проблема, характерная для рассматриваемого объединения государств. Она связана с низкими показателями товарооборота между государствами, входящими в ЕАЭС. Согласно официальной статистике Евразийской экономической комиссии объем взаимной торговли по состоянию на январь 2022 года увеличился на 17,3 % по сравнению с январем 2021 г. и составил 5 млрд.долларов США. При этом доля взаимной торговли во внешней торговле ЕАЭС сократилась на 3,5 % по сравнению с январем 2021 г.[8]. Несмотря на увеличение товарооборота между государствами-членами ЕАЭС, вызванного преимущественно санкциями 2022 -2023 г.г., данный показатель не является значительным для рассматриваемого

интеграционного объединения и вызывает необходимость наращивания взаимной торговли для обеспечения устойчивого развития. В то же время процессы товарооборота между государствами-членами ЕАЭС осложняются отсутствием единых подходов к регулированию товарных потоков между рассматриваемыми государствами.

Поскольку любое взаимодействие имеет в своей основе правовой фактор, то в рамках рассматриваемой темы проблемным является вопрос имплементации актов, принятых на уровне ЕАЭС, в законодательство государств -членов этого союза. До сих пор сохраняется тенденции к различному толкованию и практическому применению технических регламентов ЕАЭС в самих государствах-членах. Еще одним примером, иллюстрирующим данную проблему, является отсутствие единого механизма привлечения к ответственности за несоблюдение права союза.

Несмотря на формирование единого рынка обращения товаров и услуг, единых таможенных способов регулирования, на сегодняшний день существуют некоторые изъятия из общих правил. Например, одним из них является механизм, разрешающий государствам-членам ЕАЭС на основании ст. 29 Договора о Евразийском экономическом союза накладывать вето на льготный порядок перемещения товаров, данное право может реализовать любое из государств, входящих в союз, в целях охраны жизни и здоровья [9].

Приведенные выше и многие другие примеры подтверждают наличие определенной непоследовательности права ЕАЭС. Это связано с тем, что в его источниках присутствуют как абсолютно императивные нормы, не допускающие отклонений от общих тенденций, так и нормы, которые делают возможным неисполнение отдельных актов, что в свою очередь усложняет процессы интеграции. Кроме того, помимо договоров внутри ЕАЭС, его государства -члены заключают договоры как между собой, так и, например, с ВТО. Указанные договорные конструкции могут предусматривать противоречивые по отношению к праву ЕАЭС обязательства. Ярким примером таких противоречий

может послужить разница в таможенных пошлинах: Верховный суд РФ в одном из споров сделал вывод о том, что при расчете таможенной пошлины в конкретном споре приоритет будут иметь нормы Соглашения ВТО, а не права ЕАЭС, в результате в спорных правоотношениях была применена ставка 20 %, вместо 5 % [10]. Как отмечалось ранее значимую роль для преодоления ряда правовых проблем, играет имплементация права ЕАЭС в право его отдельных государств-членов [11].

Помимо всего прочего сферами союза, которые представляют собой определенные сложности в контексте интеграции внутри них, являются: автомобильные перевозки, обращение на рынках «чувствительных» для конкуренции товаров, валютный контроль, трудовая миграция и т.д. [12].

На сегодняшний день главная задача ЕАЭС заключается в том, чтобы государства-члены союза сфокусировали все свои усилия на экономических связях между собой, укрепили взаимопроникновение экономик в первую очередь в наиболее приоритетных направлениях.

Список литературы:

1. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны от «29» мая 2015 г. // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 2016 г. (дата обращения 14.10.2023 г.).

2. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от «14» сентября 2018 г. № 27 «О мероприятиях, направленных на реализацию Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны от «17» мая 2018 года» // Официальный сайт Евразийского экономического союза: http://www.eaeunion.org/, 2018 г. (дата обращения: 14.10.2023 г.).

3. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны от «17» мая 2018 г. // Официальный интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 2019 г. (дата обращения: 14.10.2023 г.).

4. Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе от «11» декабря 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 2019 г. (дата обращения: 14.10.2023 г.).

5. Соглашение о гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка от «06» ноября 2018 г. // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 2020 г. (дата обращения: 14.10.2023 г.).

6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от «31» мая 2016 г. № 8 «О Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза: http://www.eaeunion.org/, 2016 г. (дата обращения: 14.10.2023 г.).

7. Смыр Е.И. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы // Вестник МФЮА. 2021. № 1. С. 54-67.

8. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза от «15» марта 2022 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/analytics/, 2022 г. (дата обращения: 14.10.2023 г.).

9. Договор о Евразийском экономическом союзе от «29» мая 2014 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 2015 г. (дата обращения: 14.10.2023 г.).

10. Определение Верховного Суда РФ от «11» декабря 2017 г. №2 307 -КГ17-18190 по делу № А56-51386/2016 // Электронное правосудие: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 14.10.2023 г.).

11. Хам Ю.Ю. ЕАЭС: проблемы и перспективы развития // E-Scio. 2018. № 5. С. 5-13.

12. Васякина Е.В. Интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе: особенности, проблемы, перспективы // Российская юстиция. 2020. № 11. С. 15 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.