Общее пространство стандартизации как фактор безопасности технического регулирования Евразийского Экономического союза
АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА,
руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор МГЮУ имени О.Е. Кутафина
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы создания унифицированной системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе; выделены этапы формирования нормативных правовых актов в данной области; рассмотрены основные предметные области технического регулирования — требования к безопасности продукции, предусмотренные в технических регламентах, положения о стандартизации, оценке соответствия и государственном контроле (надзоре). Подчеркнуто, что в Договоре о ЕАЭС в разделе Х на основе общих принципов технического регулирования предусмотрены обязательные требования к объектам технического регулирования. Разработка технических регламентов осуществляется в соответствии с правилами, установленными Комиссией ЕАЭС. Выделены проблемы формирования общих стандартов технического регулирования в ЕАЭС и отмечены пути из решения.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, техническое регулирование, технические регламенты, стандарты, оценка соответствия, интегрированная информационная система Евразийского экономического союза.
Common space of standardization as a safety factor of technical regulation of the Eurasian Economic Union
ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA,
Head of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration Institute of problems of safety of the CIS doctor of legal Sciences, Professor MSJU after name O.E. Kutafin
Abstract: the article deals with the creation of a unified system of technical regulation in the Eurasian economic Union; the stages of the formation of normative legal acts in this area; the main subject areas of technical regulation - the requirements for product safety provided in the technical regulations, regulations on standardization, conformity assessment and state control (supervision). It was emphasized that the Treaty on the EAEU in Section X, based on the general principles of technical regulation, provides for mandatory requirements for the objects of technical regulation. The development of technical regulations is carried out in accordance with the rules established by the EAEU Commission. The problems of the formation of common standards of technical regulation in the EAEU are highlighted and the ways out of the solution are noted.
Keywords: Eurasian economic Union, technical regulation, technical regulations, standards, conformity assessment, integrated information system of the Eurasian economic Union
Устранение технических барьеров как одно из основных условий
обеспечения свободы движения товаров в рамках ЕАЭС
Обеспечение безопасности товаров, работ и услуг является одной из основных задач при создании общего рынка в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в государствах-членах которого проводится согласованная государственная налоговая, денежно-кредитная, валютная, финансовая, таможенная и торговая политика, которая бы обеспечивала свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Устранение технических барьеров является одним из основных условий обеспечения свободы движения товаров в рамках ЕАЭС и иных интеграционных объединениях.
Переход на новую систему нормативно-технической документации, устанавливающей безопасность и качество товаров, работ, услуг в государствах, входящих в ЕАЭС, происходил в начале 2000-х гг.
В Российской Федерации был принят Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»1, в котором вместо государственных стандартов и отраслевых стандартов, предусматривавших требования к безопасности и качеству товаров, была разработана и утверждена новая система документов, устанавливающих требования к безопасности к видам деятельности на всем жизненном цикле товаров и иных объектов - проектировании, производстве, реализации, строительстве, монтажу, перевозке, хранении вплоть до утилизации товаров, работ, услуг.
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Законом о техническом регулировании как состояние, при котором отсутствует недопу-
стимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2).
Перечень видов безопасности, достижение которых необходимо для допуска объектов в имущественный оборот, является открытым в связи с необходимостью учета вновь появляющихся рисков при введении в оборот новых видов объектов технического регулирования.
Технические регламенты, заменившие государственные стандарты, в отличие от них, содержат требования обязательные требования к безопасности объектов, но не устанавливают требования к качеству.
Аналогичные правила по установлению требований к безопасности товаров, работ, услуг и видам деятельности с ними были установлены Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 г. № 262-З «О техническом регулировании и стандартизации»2 и Законом Республики Казахстан от 09.11.2004 г. № 603-11 «О техническом регулировании»3, в котором определено, что требования, установленные техническими регламентами, являются обязательными, имеют прямое действие на всей территории Республики Казахстан и могут быть изменены посредством внесения изменений и (или) дополнений в соответствующие технические регламенты.
В становлении и развитии системы технического регулирования в ЕАЭС можно выделить несколько этапов.
Так, на первом этапе происходило становление законодательства о техническом регулиро-
1 СЗ РФ. 2002. № 52 (часть I). Ст. 5140. Далее - Закон о техническом регулировании.
2 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
3 Официальный правовой портал Республики Казахстан.
вании и разработка национальных технических регламентов.
С созданием Таможенного союза был заключен ряд соглашений в области технического регулирования, и процесс интеграции в области технического регулировании вступил на новую ступень развития.
В Санкт-Петербурге 18 ноября 2010 г. было заключено Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, разработано и утверждено Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 г. № 48 Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза1. На основании Соглашения и в соответствии с установленным порядком активно стали разрабатываться проекты технических
регламентов Таможенного союза, которые обсуждались публично обсуждаются после проведения оценки регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность.
Технические регламенты имели прямое действие и вступали в действие одновременно во всех государствах - членах Таможенного союза.
Правовое регулирование отношений по оценке соответствия продукции техническим регламентам
Техническое регулирование включает помимо установления обязательных требований к объектам, правила по применению на добровольной основе требований к продукции и видам деятельности с продукцией на протяжении ее жизненного цикла, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Одновременно с принятием технических регламентов происходило становление новой системы стандартизации, т.е. деятельности по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации, применяемых на добровольной основе и иной деятельности, направленной на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.
Правила о стандартизации содержались в Законе о техническом регулировании, а позднее был принят Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»2, и таким образом, правила о документах по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, остались в Законе о техническом регулировании, а в Законе о стандартизации содержатся общие правила стандартизации товаров, работ и услуг.
Уполномоченный государственный орган в области технического регулирования - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утверждает
1 Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. http://www.tsouz.ru/
2 СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3953. Далее - Закон о стандартизации.
ТЕХНИЧЕСКИ НШГШЕНГ ЕиУЛиИИС&УГО и¡Ш;ЫЛ1ИЧЕСйи г о
о шоплстст ¡ЕЕ/ИЗ1ШЗ
и размещает в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
В такой перечень включаются национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов1.
Объектами стандартизации является широкий круг различных объектов - продукция (ра-
боты, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты (п. 6 ст. 2 Закона о стандартизации).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 05.05.2016 г. № 546 установлены порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, стандартов иностранных государств в Российской Федерации2.
Как предусмотрено в данном Приказе, стандарты применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации.
Основным вопросом, возникающим на практике, является вопрос об обязательности применения стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований соответствующего технического регламента.
Поскольку документы по стандартизации, включая национальные стандарты, которые утверждаются в целях обеспечения действия технических регламентов, применяются на добровольной основе, их неприменение не может рассматриваться как нарушение технических регламентов.
В случае неприменения соответствующих национальных стандартов оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов осуществляется на основании анализа рисков.
Однако согласно п. 3 ст. 26 Закона о стандартизации применение национального стандарта
1 См.: например, Приказ Росстандарта от 30.03.2015 г. № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ „Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"» // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2015. № 5.
2 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.08.2016.
является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозна-
чения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Системы технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и в рамках Таможенного союза
Системы технического регулирования в Республике Беларусь и Республике Казахстан основываются на аналогичных принципах и положениях, что определило возможность принятия технических регламентов и документов по стандартизации Таможенного союза, и это не исключает, вместе с тем, разработки и утверждения в государствах и иных документов по стандартизации, применяемых на добровольной основе.
Так, в Республике Казахстан помимо международных, региональных, национальных стандартов, стандартов организаций, стандартов иностранных государств применяются неправительственные стандарты, стандарты консорциума и др. (ст. 20 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании»).
В Беларуси применяются технические кодексы установившейся практики в целях реализации требований технических регламентов Республики Беларусь, разработка которых осуществляется республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь либо по их поручению техническими комитетами по стандартизации, отраслевыми организациями по стандартизации, иными привлеченными этими государственными органами субъектами технического нормирования и стандартизации (ст. 20 Закона Республики Беларусь «О техническом регулировании и стандартизации»).
Технические требования технических кодексов установившейся практики основываются на результатах установившейся практики и являются добровольными для применения за исключением установленных случаев.
Следует отметить, что разнообразие документов по стандартизации обусловлено тем, что она является гибким инструментом разработки и установления требований к качеству товаров, работ, услуг, требований к инновационной и высокотехнологичной продукции.
В рамках Таможенного союза гармонизация требований о безопасности товаров, работ, услуг и положений о стандартизации основывалась на целом ряде международных договорах - Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 06.10.2007 г.)1, Соглашении об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на таможенной территории Таможенного союза (Санкт-Петербург, 11.12.2009 г.)2; Соглашении о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия (Санкт-Петербург, 11.12.2009 г.)3; Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь,
1 Ратифицирован Федеральным законом от 27.10. 2008 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 12. Ст. 1552.
2 Ратифицировало Федеральным законом от 19.05. 2010 г. № 96-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4985.
3 Ратифицировано Федеральным законом от 19.05 2010 г. № 97-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4986.
Республике Казахстан и РФ (Санкт-Петербург, 18.11.2010 г.)1 и др.
С момента заключения Договора о ЕАЭС процесс гармонизации и унификации в области технического регулирования вступил в новый этап, характеризующийся активной деятельностью Евразийской экономической комиссии в данной области.
Со вступлением в действие Договора о ЕАЭС прогнозировалось создание механизмов правового регулирования интеграционного развития на основе заключаемых государствами - членами ЕАЭС международных договоров2, однако достаточно интенсивно стали развиваться механизмы наднационального регулирования в области пересмотра и принятия технических регламентов и других документов по техническому регулированию.
В Договоре о ЕАЭС в разделе Х на основе общих принципов технического регулирования предусмотрены обязательные требования к объектам технического регулирования, которые могут быть включены в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза3.
В данный перечень должна включаться продукция, в отношении которой Комиссией ЕАЭС установлены обязательные требования в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения; в отношении которой такие обязательные требования безопасности установлены в соответствии с международным опытом; для которой в соответствии с научными данными и (или) результатами исследований, и (или) информацией международных организаций характерны риски, связанные с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений; а также в отношении которой по результатам государственного контроля (надзора) выявлены и подтверждены риски причинения вреда и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений.
Техническим регламентом ЕАЭС является документ, принятый Комиссией ЕАЭС и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.
Обязательные требования к продукции устанавливаются в технических регламентах ЕАЭС, которые имеют прямое действие и исполняются без исключений. В них также устанавливаются правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.
Данные правила имеют большое значение для обеспечения действия ст. 28 Договора о ЕАЭС о
1 Ратифицировано Федеральным законом от 27.06. 2011 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 5. Ст. 536.
2 Пименова О.И. Наднациональная правовая интеграция на евразийском пространстве: анализ реалий и оценка возможностей опыта Европейского союза // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 5.
3 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 г. № 23 «О Порядке формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. http://eaeunion.org/ 29.04.2016 г.
функционировании внутреннего рынка ЕАЭС, охватывающего экономическое пространство, в котором согласно положениям Договора о ЕАЭС обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов.
В Решении Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 г. № 11 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2018-2019 годы» вследствие ограниченных возможностей внутреннего спроса в каждом государстве - члене ЕАЭС установлена необходимость развития внутреннего рынка Союза и укрепление внешнеторговых связей, а также расширение экспортной специализации государств - членов Союза.
Установление единых требований к безопасности продукции должно обеспечить свободное движение товаров, услуг в ЕАЭС.
Анализируя содержание данной статьи, между тем, Е.Б. Дьяченко и К.В. Энтиным высказано справедливое замечание о том, что только «п. 3 ст. 28 Договора о Союзе позволяет утверждать о наличии у данной правовой нормы свойств прямого действия. В силу п. 3 ст. 28 Договора в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства - члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины, меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором. Уяснение содержания данной нормы позволяет констатировать ее четкость, ясность и безусловность»1.
Разработка технических регламентов осуществляется в соответствии с правилами, установленными Комиссией ЕАЭС2.
Государства - члены ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требова-
технический регламент таможенного союза
О БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ
ТР ТС 021/2011
ниям технического регламента, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
В целях выполнения требований технического регламента ЕАЭС Комиссия утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия -национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза.
В 2018 г. установлены перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных
1 Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. Свойства права Евразийского экономического союза сквозь призму практики Суда ЕАЭС // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 123-133.
2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 01.10.2014 г. № 79 «О плане разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/ 13.10.2014 г.
(государственных) стандартов во исполнение требований технических регламентов в отношении специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания1; лифтов2; оборудования для детских игровых площадок3 и др.
Применение на добровольной основе соответствующих стандартов, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Союза.
Неприменение стандартов, включенных в указанный перечень, как и национальных стандартов, не может счиаться несоблюдением требований технического регламента ЕАЭС. В случае неприменения стандартов, включенных в указан-
ный перечень, оценка соответствия осуществляется на основе анализа возможных рисков.
Следует подчеркнуть, что согласно установленным правилам стандарты ЕАЭС используются для выполнения требований технических регламентов, т.е. имеют по сравнению с российским законодательством о техническом регулировании более узкую сферу применения.
В соответствии с Договором о ЕАЭС и Положением о Евразийской экономической комиссии (Приложение № 1) Комиссия является постоянно действующим регулирующим органом Союза, наделенная широкими полномочиями, в том числе по техническому регулированию. Решения ее носят обязательны для исполнения и носят наднациональный характер.
1 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 г. № 168 «О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза „О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования». Официальный сайт Евразийского экономического союза. http://www.eaeunion.org/ 19.10.2018 г.
2 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.05.2018 г. № 93 «О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза „Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза „Безопасность лифтов„ (ТР ТС 011/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования». Официальный сайт Евразийского экономического союза. http://www.eaeunion.org/ 01.06.2018 г.
3 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.02.2018 г. № 22 «О перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза „О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017), и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза „О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования». Официальный сайт Евразийского экономического союза. http://www.eaeunion.org/ 12.02.2018 г.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.).
2. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
4. Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 г. № 262-З «О техническом регулировании и стандартизации».
5. Закон Республики Казахстан от 09.11.2004 г. № 603-11 «О техническом регулировании».
6. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (Санкт-Петербург, 18.11.2010 г.).
7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 г. № 48 «Об утверждении Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза».
8. Приказ Росстандарта от 30.03.2015 г. № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
9. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза(Душанбе, 06.10.2007 г.).
10. Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на таможенной территории Таможенного союза (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
11. Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия (Санкт-Петербург, 11.12.2009 г.).
12. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 г. № 23 «О Порядке форми-
рования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза».
13. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 г. № 11 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств -членов Евразийского экономического союза на 2018-2019 годы».
14. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 01.10.2014 г. № 79 «О плане разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза».
15. Решение Совета Комиссии ЕАЭС от 14.09.2018 г. № 75 «О внесении изменений в требования к маркировке пищевой продукции, утвержденной техническим регламентом Таможенного союза „Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011)».
16. Решение Комиссии ЕАЭС от 16.02.2018 г. № 29 «О внесении изменений в Технический регламент „О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)».
17. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 046/2018).
18. Технический регламент ЕАЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017).
19. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 г. № 44 «О типовых схемах оценки соответствия».
20.Решение Коллегии Комиссии ЕАЭС от 20.03.2018 г. № 41 «О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза».
21. Рекомендации от 19.06.2018 г. № 9 «О взаимодействии органов государственного контроля (над-
зора) государств - членов Евразийского экономического союза при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза».
22. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2018 г. № 74 «О реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза».
23. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.09.2018 г. № 148 «Об утверждении Правил реализации общего процесса «Обеспечение обмена сведениями в области обеспечения единства измере-
ний, содержащимися в информационных фондах государств - членов Евразийского экономического союза».
24. Концепция создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы ЕАЭС,утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.03.2017 г. № 583-р.
25. Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. Свойства права Евразийского экономического союза сквозь призму практики Суда ЕАЭС // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 123-133.
26. Пименова О.И. Наднациональная правовая интеграция на евразийском пространстве: анализ реалий и оценка возможностей опыта Европейского союза // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 5.