Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС'

ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
611
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПОВЕСТКА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЕДИНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ЕАЭС / DIGITALIZATION / DIGITAL AGENDA / DIGITAL CULTURE / UNIFIED DIGITAL PLATFORM / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халова Г.О., Халов О.

В статье анализируется роль цифровизации в экономике государств ЕАЭС. Отмечается, что реализация стратегии цифровизации позволит увеличить темпы экономического развития государств ЕАЭС, а также повысит уровень их конкурентоспособности на мировой арене. Особая роль в цифровизации экономики ЕАЭС отводится повышению цифровой культуры граждан Союза, их компетенций. Рассмотрены основные шаги стран ЕАЭС по реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, отмечается, что основным фактором, тормозящим развитие цифровизации в рамках Союза, отсутствие в странах Союза, кроме России и Казахстана, национальных программ реализации стратегий цифровизации. Авторами приводятся факты, аргументирующие необходимость цифровизации экономик стран ЕАЭС для обеспечения их национальной безопасности и наращивания экономической мощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DIGITALIZATION OF THE EAEU STATES ECONOMIСS

The article analyzes the role of digitalization in the economies of the EAEU states. It is noted that the implementation of the digitalization strategy will increase the pace of economic development of the EAEU states, as well as increase their level of competitiveness in the world arena. A special role in the digitalization of the EAEU economy is assigned to increasing the digital culture of the citizens of the Union, their competencies. The main steps of the EAEU countries to implement the EAEU Digital Agenda until 2025 are considered, it is noted that the main factor inhibiting the development of digitalization within the Union is the absence in the Union countries, except for Russia and Kazakhstan, of national programs for the implementation of digitalization strategies. The authors cite facts that argue for the need to digitize the economies of the EAEU countries to ensure their national security and build up economic power.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС»

Перспективы цифровизации экономики государств ЕАЭС

см о см

сч

О!

о ш т

X

<

т О X X

Халова Гюльнар Османовна

д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и энергетической политики, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, khalovag@yandex.ru

Халов Осман,

аспирант кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), osman96@bk.ru.

В статье анализируется роль цифровизации в экономике государств ЕАЭС. Отмечается, что реализация стратегии цифровизации позволит увеличить темпы экономического развития государств ЕАЭС, а также повысит уровень их конкурентоспособности на мировой арене. Особая роль в цифровизации экономики ЕАЭС отводится повышению цифровой культуры граждан Союза, их компетенций. Рассмотрены основные шаги стран ЕАЭС по реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, отмечается, что основным фактором, тормозящим развитие цифровизации в рамках Союза, отсутствие в странах Союза, кроме России и Казахстана, национальных программ реализации стратегий цифровизации. Авторами приводятся факты, аргументирующие необходимость цифровизации экономик стран ЕАЭС для обеспечения их национальной безопасности и наращивания экономической мощи.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая повестка, цифровая культура, единая цифровая платформа, ЕАЭС.

Еще в конце 90-х гг. XX века, американский экономист Р. Сокоу доказал, что не капитал, а научно-технический прогресс является ключевым элементом экономического развития государств. Информатизация стала одним из ключевых факторов ускорения научно-технического прогресса (НТП) в конце XX - начале XXI веков. Сегодня успешная цифровизация стран становится мощным драйвером их экономического развития.

Специалисты выделяют следующие ключевые факторы, сыгравшие важную роль в формировании цифровизации экономик государств в XXI веке:

- для государств цифровизация позволит более эффективно обеспечивать безопасность, систематизировать и автоматизировать процессы в рамках политической и общественной жизни;

- для бизнеса цифровизация позволит не только оптимизировать издержки, но также и позволит максимизировать прибыль;

- для людей цифровизация позволит перейти на новый уровень человеческой культуры, который позволит им реализовать собственный творческий потенциал, обеспечивая цифровую экономику совершенными механизмами.

Цифровизация не просто стала элементом жизнедеятельности человека, а становится её основой, своим влиянием приводя к изменениям уже существующих традиционных систем. Примером тому могут служить услуги, предоставляемые АНЕхргеББ, которая из просто интернет-площадки для торговли товарами превратилась в цифровой экономический инструмент, благодаря которому китайские власти не только контролируют денежные потоки собственных экспортеров и потребителей продукции, но также и ведут контроль за экспортом. Так, по данным за 2018 г. 20 млн. потребителей из России приобрели на АНЕхргеББ продукции на 212 млрд рублей или чуть более 10 тыс. руб. на каждого покупателя в среднем.

Даже такая важная и масштабная сфера экономики как международные отношения под влиянием цифровизации сильно меняется.

О цифровизации на постсоветском пространстве в течении нескольких десятков лет говорилось в статьях ведущих отечественных и зарубежных специалистов, но менно влияние пандемии коронавируса усилило понимание того факта, что цифровизация играет одну из ключевых ролей в развитии экономики стран и способствует формированию совершенно новых сфер человеческой жизни.

На сегодняшний день ЕАЭС является одним из крупнейших интеграционных объединений в мире, в Азиатском регионе ЕАЭС по своему влиянию сопоставим с ЕС. Одним из ключевых направлений стратегического развития ЕАЭС с момента его создания является циф-ровизация экономик Союза. Анализируя уже пройденный пятилетний этап интеграции в рамках ЕАЭС, а также формирования в нем единого экономического пространства, невозможно обойти стороной такой важный аспект интеграционных процессов как эволюция

цифровизации. Пока не везде и не всегда власть на местах понимают важность цифровизации, не оценивают ту роль, которую она играет во многих сферах жизни человека и государств.

В рамках форума Digital Almaty 2021, прошедшем 5 февраля 2021 года, премьер-министр России Мишустин М. В. отметил, что угрозой для экономик стран Союза несет не наличие цифровых систем в рамках ЕАЭС, а их отсутствие. Кроме того, было отмечено, что затормаживание развитие цифровизации, которая получила значительное ускорение благодаря пандемии COVID-19, может привести к тому, что не будет обеспечена должна открытость товарных рынков, являющихся общими, и повлечет за собой восстановление таможенного контроля на границах стран [3].

В данном аспекте важным является то, что цифрови-зация уже вышла за рамки государства. Её реализация в Российской Федерации, а также ЕАЭС необходима для обеспечения национальной безопасности стран, усиления позиций организации на мировой арене. Благодаря цифровизации реализуется гармонизация законодательств стран ЕАЭС.

Одним из первоначальных этапов реализации стратегии цифровизации экономик стран ЕАЭС являлось принятие Таможенного кодекса ЕАЭС, в котором были закреплены основные принципы цифровизации бизнес-процессов государств, электронное декларирование перевозимой продукции, что позволило снизить затраты бизнеса на данные процессы.

Важнейшим элементом цифровизации ЕАЭС является формирование цифровой платформы. Данная платформа должна будет объединять государства ЕАЭС в единую информационную среду, что позволит снизить транзакционные затраты.

Согласно содержащимся в Цифровой повестке ЕАЭС до 2025 года пунктам по развитию цифровизации в сфере труда, капитала и услуг, планируется развитие движения трудовых ресурсов между странами ЕАЭС, повышение мобильности рабочей силы, ускорение темпов развития дистанционного найма, а также занятости за счет повышения цифровой взаимосвязанности стран. В связи с чем, уже сегодня мы можем наблюдать этапы формирования единой экосистемы, направленной на цифровизацию таких важных аспектов движения рабочей силы, как обеспечение трудоустройства и занятости населения стран Союза.

Рассматривая влияние цифровизации на рынок товаров, услуг и капитала, следует отметить тот факт, что цифровизация в интеграционных объединениях становится локомотивом развития различных отраслей экономики. Крупные корпорации расширяют сферы своего влияния, увеличивают число как потребителей, так и производителей, скапливают данные о них и новых процессах, что в дальнейшем может стать одним из критериев развития некрупных экономик стран объединения.

Отсутствие единой политики в области цифровизации может сыграть в негативном ключе и привести к замедлению социально-экономического развития стран ЕАЭС.

Изменения, вызываемые цифровизацией экономик, оказывают влияние не только на политические и экономические сферы, но также и трудовую. Сегодня формируются новые отрасли производства, повышается или снижается важность той или иной, уже существующей профессии. Для новых технологий нужны новые знания, на производствах рутинные и монотонные процессы

производства проводятся роботизированной техникой, программами и др., что позволяет работникам реализовать в большей мере имеющийся у них творческий потенциал в решении стратегических задач, ценность и роль труда изменяется.

Анализируя цифровизацию в рамках ЕАЭС, стоит отметить, что она играет одну из ключевых ролей не только в экономическом развитии стран Союза. Особые изменения наблюдаются в повседневной жизни граждан, когда производители и поставщики продукции проводят активную модернизацию производства, упаковки товаров и др., для соответствия единым требованиям цифрового мира для получения доступа и облегченного выхода на другие рынки мира.

Однако влияние цифровизации на жизнь граждан не заканчивается указанными примерами.

Ключевым документом, закрепляющим важность цифровизации для экономического развития государств ЕАЭС является «Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 года». В данном документе были закреплены основные пути и направления развития государств Союза для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности ЕАЭС в мире, а также повышения уровня жизни населения стран Союза благодаря реализации единого цифрового пространства.

Первым шагом после принятия Таможенного кодекса ЕАЭС и Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года стало заключение торгового соглашения с Китаем. Подобный шаг сигнализирует о том, что страны ЕАЭС, в особенности, Россия заинтересованы в развитии экономического сотрудничества как с Китаем, так и с другими странами АТР, что благодаря цифровизации и упрощению таможенных и иных процедур позволит увеличить объемы торговли между странами, а также расширят дипломатические связи между ними.

Согласно мнению Евразийской экономической комиссии, цифровизация играет одну из ключевых ролей не только в развитии законодательных и экономических процессов, но также и в гуманитарных аспектах интеграции, позволяя формировать новые возможности сотрудничества благодаря созданию сетевой инфраструктуры, являющейся основой цифрового пространства стран ЕАЭС.

Единое цифровое пространство ЕАЭС объединяет в себе не только национальные цифровые системы и решения, но также и частные, основное направление деятельности которых реализуется в развитии возможностей граждан в области получения товаров и услуг. Для бизнеса появляется возможность в более прозрачном заключении сделок, перевозке продукции, оформлении таможенных документов, что безусловно влечет за собой активное развитие международной торговли и экономического сотрудничества как со странами Союза, так и с партнерами ЕАЭС.

На форуме ЕАЭС в Алматы 05.02.2021 г. отмечалось, что формирование единой цифровой платформы позволит не только устранить существующие барьеры движения товаров, услуг, капитала, но и приведет к формированию новых направлений деловой активности и цифровых отраслей, что в результате будет способствовать значительному ускорению экономического развития стран Союза и росту благосостояния граждан государств ЕАЭС.

Очевидно цифровизация в странах ЕАЭС не является решением для всех существующих проблем. Специалисты государств ЕАЭС, а также ЕЭК совместно со

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

CS

01

о

Ш

m

X

3

<

m О X X

Всемирным банком провели исследование рисков, угроз и перспектив цифровизации, результатом стало формирование мер успешной реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Так, данные меры направлены н эффективную синхронизацию институциональных, а также правовых основ данной повестки.

В контексте реализации Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года особая роль отводится формированию у граждан цифровой грамотности, которая может быть реализована за счет разработки специальных образовательных программ, направленных на повышение имеющихся у граждан цифровых навыков, обеспечения поддержки формирования и реализации цифровых платформ, для чего в бюджете стран ЕАЭС должны быть предусмотрены затраты на реализацию данных мер.

Анализ показывает, что не во всех секторах экономик стран ЕАЭС применяются цифровые технологии. Примечательно, что виной этому не недоступность цифровых технологий или их отсутствие, а неразвитость цифровой культуры граждан стран ЕАЭС.

В связи с чем, развитие цифровой культуры граждан Союза становится одним из ключевых направлений экономической стратегии государств-членов ЕАЭС.

Помимо принятия Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, которая направлена на развитие цифровизации в рамках Союза, государства ЕАЭС также реализуют внутригосударственные программы, направленные на цифровизацию собственных экономик.

В России национальной программой цифровизации на уровне государства является программа «Цифровая экономика РФ» и формируемые в рамках регионов страны Программы.

Одним из удачных примеров цифровизации экономики в России можно считать государственный портал Госуслуги в рамках которого гражданин получает возможность без проблем получить любую возможную услугу в государственных учреждениях всего лишь за один клик, что приводит к тому, что процесс оказания государственной услуги упростился до записи и получения услуги без лишних затрат времени и сил. Согласно данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, число граждан, зарегистрированных на портале составило порядка 86 млн. человек, а объем платежей в рамках системы превысил 52 млрд руб. [2].

Во второй экономике ЕАЭС - Республике Казахстан также реализуется программа, направленная на цифро-визацию экономики страны «Цифровой Казахстан», основное направление которой заключается в развитии цифровой экосистемы государства, которая позволит обеспечить достойный уровень экономического развития страны. Ожидается, что это положительно скажется на повышении уровня конкурентоспособности страны на мировом и региональном уровнях. Ключевыми шагами, предусмотренными данной Программой является повышение уровня цифровой культуры граждан, развитие их компетенций, формировании базы для подготовки специалистов данной сферы, а также модернизация существующей системы электронного и мобильного правительства.

Однако не стоит забывать о том, что цифровизация экономики приводит не только к получению конкурентных преимуществ, но также несет некоторые риски. Так, основными рисками является недостаточный контроль за цифровизацией, способный привести к потрясениям

в обществе, упадку общественных отношений и др. В результате чего, одним из ключевых направлений в рамках цифровизации должно стать формирование инновационных инструментов сохранения культурного наследия стран ЕАЭС для обеспечения сильного сообщества государств ЕАЭС.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день цифровизация достигла мирового масштаба, а наблюдаемые с начала XXI века процессы развития финансовых институтов не могут угнать за развитием цифровых отраслей экономики, которые с момента начала пандемии COVID-19 получили значительный толчок в развитии. Это с учетом имеющихся направлений развития цифровизации в рамках ЕАЭС становится ключевым драйвером экономического развития объединения. Реализация программы цифровизации в рамках ЕАЭС позволит обеспечить социально-экономическое развитие стран Союза, а также приведет к усилению влияния интеграционного объединения в мировой экономике.

Литература

1. Дятлов С. А. Цифровая трансформация экономик стран ЕАЭС: приоритеты и институты развития. // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 3 (67). - С. 18-21.

2. Единый портал государственных и муниципальных услуг России (ЕПГУ). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tadviseгпJ/index.php/Статья:Единый_пор-тал_государственных_услуг_-_www.gosuslugi.пJ_(ЕПГУ)#:~:text=По%20состоя-нию%20на%2010%20августа,досту-пом%20ко%20всем%20услугам%20портала (дата обращения: 02.02.2021)

3. Мишустин рассказал о последствиях затягивания цифровизации в ЕАЭС. [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/10629905 (дата обращения: 06.02.2021)

4. Официальный сайт Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 21.12.2020)

5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 N 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года». [Электронный ресурс]. -URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28247 2/ (дата обращения: 01.02.2021)

6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21636 3/ (дата обращения: 02.01.2021)

8. Цифровая трансформация как главный фактор развития ЕАЭС. [Электронный ресурс]. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet/tsifrovaya-transformatsiya-kak-glavnyy-faktor-razvitiya-eaes/ (дата обращения: 03.01.2021)

Prospects for digitalization of the EAEU states economics

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

Khalova G.O., Khalov O.

Russian State University oil and gas named by I. M. Gubkin, «Moscow aviation institute» (national research university)

The article analyzes the role of digitalization in the economies of the EAEU states. It is noted that the implementation of the digitalization strategy will increase the pace of economic development of the EAEU states, as well as increase their level of competitiveness in the world arena. A special role in the digitalization of the EAEU economy is assigned to increasing the digital culture of the citizens of the Union, their competencies. The main steps of the EAEU countries to implement the EAEU Digital Agenda until 2025 are considered, it is noted that the main factor inhibiting the development of digitalization within the Union is the absence in the Union countries, except for Russia and Kazakhstan, of national programs for the implementation of digitalization strategies. The authors cite facts that argue for the need to digitize the economies of the EAEU countries to ensure their national security and build up economic power.

Keywords: digitalization, digital agenda, digital culture, unified digital platform, EAEU.

References

1. Dyatlov S. A. Digital transformation of the economies of the EAEU

countries: priorities and development institutions. // Problems of the modern economy. - 2018. - No. 3 (67). - S. 18-21.

2. Unified portal of state and municipal services of Russia (EPGU).

[Electronic resource]. - URL:

https://www.tadviser.ru/index.php/Article: The

single_portal_of_state_services_-_www.gosuslugi.ru_(EPSU )#:~:text=According to% 20 state% 20 on% 2010% 20 August, access% 20 to% 20 everywhere % 20services% 20portal (date of access: 02.02.2021)

3. Mishustin spoke about the consequences of delaying digitalization in the EAEU. [Electronic resource]. - URL: https://tass.ru/ekonomika/10629905 (date of access: 06.02.2021)

4. Official website of the Eurasian Economic Union. [Electronic

resource]. - URL: http://www.eaeunion.org (date accessed: 21.12.2020)

5. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of 11.10.2017 N 12 "On the Main Directions for the Implementation of the Digital Agenda of the Eurasian Economic Union until 2025". [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282472/ (date of access: 01.02.2021)

6. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018

No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" // SZ RF. 2018. No. 20. Art. 2817.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017

N 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030". [Electronic resource]. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (date of access: 02.01.2021)

8. Digital transformation as the main factor in the development of

the EAEU. [Electronic resource]. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet/tsifrovaya-transformatsiya-kak-glavnyy-faktor-razvitiya-eaes/ (date of access: 03.01.2021)

X X

o

OD A C.

X

OD m

o

io

2 O IO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.