Валовая М.Д.
д.э.н., профессор, Российский экономический университет
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Ключевые слова: теории интеграции, теория федерализма, Евразийский экономический союз, евразийская экономическая интеграция, региональная экономическая интеграция.
Keywords: integration theory, theory of federalism, Eurasian Economic Union, Eurasian Economic Integration, regional economic integration.
На протяжении долгого времени существовали и развивались общие теории изучения создания и деятельности межгосударственных объединений и организаций. В первую очередь они касались вопросов существования крупных государственных образований, например, империй. В этих теориях рассматривались вопросы политической экономии, государства и права, международных отношений, аспекты политической власти и государственного управления.
Происходившие в ХХ веке интеграционные процессы, основанные на добровольных началах, в своем практическом воплощении значительно опередили развитие теоретических обоснований. После образования интеграционных объединений надо было срочно не только научно обосновать произошедшее, но и понять перспективы развития. Встал вопрос о научной теории, но ни одна из существующих известных теорий была не в состоянии обосновать эти процессы. Теории, наиболее близко занимающиеся проблемами крупных образований, были взяты на вооружение, их сторонники стали развивать научные постулаты в свете новых реалий, в некоторых случаях получившие развитие с приставкой «нео». Но единой теории до сих пор не выработано.
Между теориями политической интеграции есть много общего. Почти во всех теориях ставится задача понять процессы интеграции, обусловить конечный результат интеграционных процессов, обосновать перспективы и пути дальнейшего развития. Многие теории затрагивают вопросы распределения властных полномочий между национальными и надгосударственным уровнями, порой ставя дихотомические вопросы создания наднационального образования или сохранения традиционной межгосударственной структуры.
В данное время в теоретическом направлении интеграции существует ряд теорий, различающихся, в первую очередь подходами к сущности интеграции и интеграционного механизма. Особое место занимает теория федерализма.
Теория федерализма (от лат. foederatio, - союз, объединение) базируется на понимании системы и определенной формы устройства объединения, совокупности структур, норм и методов управления, устанавливающих взаимодействие центра и субъектов, (каждый из которых в большем или меньшем объеме обладает собственной компетенцией), на обеспечении рационального и эффективного функционирования объединения в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.
Конечно, объединение может касаться не только регионов, но и самых различных образований. Изначально теория федерализма развивалась в глубокой древности. Федерации государств были в античное время в Древней Греции и Древнем Риме, в Древнем Востоке.
В средневековой Руси и средневековой Европе также имелись такие образования. Русское государство изначально, со времен Киевской Руси, складывалось как полиэтническое сообщество с элементами федеративного управления. Так, в VI веке н.э. византийский император Маврикий свидетельствовал, что у славян и антов множество князьков, которые друг другу не повинуются и не покоряются единой власти. Но уже в период правления княгини Ольги была сформирована сильная княжеская власть. В то же время существовал дружинный совет, совет знати, состоящий из удельных князей и бояр, который принимал важные решения и помогал князю принять решение. Некий прообраз Боярской думы. Мы видим, что описания государственных структур в определенной степени схожи с последующими и современными институтами власти и управления, соответствующими идеям федерализма.
Основателем теории федерализма считается живший в конце XVI - начале XVII вв. немецкий философ Иохан-нес И. Альтузиус, разработавший «теорию народного суверенитета». Он полагал, что государство - это иерархически организованная система союзов социальных групп, где на каждом уровне формируются определенные горизонтальные договорные отношения. Далее объединение групп на одном уровне приводит к созданию нового уровня. Все это, по мнению И. Альтузиуса, приводило к формированию некого государства как союза общностей, имеющего четкую иерархию, «вертикально-горизонтальную» структуру, и связанного прямыми или косвенными особыми соглашениями.
В дальнейшем теория федерализма получила свое развитие в трудах других ученых. По мнению французского мыслителя Пьера Жозефа Прудона, написавшего труд «Принцип федерации» (1863 г.) задача федерализма - это объединение независимых групп с целью создания всемирной федерации.
Другие ученые как, например, Дени де Ружмон акцентировали внимание на социально-философских направлениях в теории федерализма. А. Марк и Р. Арон написавшие «Принципы федерализма» (1948 г.) являются авторами концепции интегрального федерализма.
К классическим теориям федерализма относят теории, появившиеся в ХУП-ХУШ вв. в Европе в связи с разработкой концепций по укреплению мира. Определенный вклад в теорию федерализма внесли американские политические документы ХУШ-Х1Х веков, например американская Конституция1. Для всех федералистских теорий характерен акцент на разделении властей: вертикальном и горизонтальном. Считается, что горизонтальное разделение - это гарантия демократического устройства, а вертикальное создает условия для максимальной концентрации власти у народа.
Но позже термин федерализм получил ряд новых значений, тесно связанных с межгосударственной интеграцией.
Достоинством теории федерализма является то, что эта теория позволяет совмещать существование некой единой общности с наличием многообразия членов союза, с их самобытностью и индивидуальной спецификой. Важная роль в развитии интеграции отведена политическим институтам.
В ХХ века во время Второй мировой войны появились работы лидера европейского федералистского движения, -А. Спинелли. По его убеждению, для объединения Европы необходим был резкий поворот в сторону федеративной модели2.
А. Спинелли полагал, что ни одна из властей соответствующего уровня не должна располагать какими-либо преимуществами, а полномочия местных, региональных, национальных органов и органов европейского масштаба должны сочетаться и дополнять друг друга3. Таким образом, нельзя наделять исключительно широкими полномочиями межгосударственные органы будущей «новой» Европы. Был выдвинут тезис о появлении особого (федерального) институционального устройства, определяющего как характер взаимоотношений между самими интегрирующимися единицами, так и распределение полномочий между ними, с одной стороны, и возникающим «единым центром», с
„4
другой .
Работы Спинелли вначале не нашли поддержки. Но постепенно его взгляды на закономерности процессов, лежащих в основе объединения отдельных политических единиц в единое целое5, получили большое распространение и вызвали большой интерес к федеративной модели.
Американский политолог А. Этциони, один из основателей неофедерализма полагал, что целью интеграции является создание некого «политического сообщества», которое включает в себя три вида интеграции: обладание эффективным контролем над средствами насилия; наличие влиятельного центра принятия решений; возникновение общеидентификационной ориентации среди граждан, входящих в объединение.
В теории федерализма большое внимание уделено анализу введения наднациональных форм взаимодействия.
Многие сторонники федерализма (Ж. Моннэ, Ш. Мюре, К. Уэйр), а считали наиболее важным создание наднационального формата, так называемого объединения «сверху». Эти идеи нашли свою частичную реализацию в создании Европейского Союза.
Так, Ж. Моннэ активный сторонник межгосударственной интеграции в рамках ЕС отмечал: «...политический союз Европы должен строиться шаг за шагом, так же как и осуществление экономической интеграции. В один прекрасный день этот процесс приведет нас к Европейской федерации...»6. В то же время отмечалось, что союз не должен ограничиваться лишь сферой политических отношений между государствами.
Другие исследователи (А. Марк, Ф. Кински) развивали концепции «мягкого», «гибкого» федерализма, с разными уровнями и формами применения наднационального формата.
Многие исследователи (Д.С. Валлак, Т.Н. Сринтвасан, М. Томмази, Д.Р. Маддан, Р.М. Бирд, Р. Бан, Ф. Рохас) работали над определением компетенций центральных властей и внутринациональных уровней управления7.
В настоящее время активно рассматриваются вопросы выработки экономической политики, но с учетом внутригосударственных компетенций по вопросам бюджета, налоговой политики и т.д.
Важно отметить, что на основе федерализма формировались различные доктрины. Так, появилась идея создания Атлантического Союза государств, куда входили бы США и страны Западной Европы (У. Фулбрайт, Г. Киссинджер). Появилась идея конфедерации, которая включила бы Канаду, Австралию, Новую Зеландию (Х. Аллен).
Характерной особенностью сторонников федералистской теории интеграции является то, что политика и политическое объединение является более важным, чем экономические интересы, экономические взаимосвязи и сотрудничество.
И доля истины в этом, безусловно, есть!
1 См.: Mutimer D. Theories of political integration // European integration: theories and approaches / Ed. by H. Michelmann, P. Soldatos. - Lanham (MD): University Press of America, 1994. - P. 16.
2 См.: Pentland C. Op. cit., p. 100. Одна из глав этой книги, посвященная «неофункционализму», так и называется: «Неофункционализм и метод интеграции в рамках ЕС».
3 См.: Fontaine P. Europe in ten points, 2nd ed. - Luxembourg: Office for official publications of the European Communities, 1995. - P. 5.
4 Ibid.
5 См.: European integration: theories and approaches / Ed. by H. Michelmann, P. Soldatos. - Lanham (MD): University Press of America, 1994. - P. 8.
6 Monnet J. A ferment of change // Journal of common market studies. 1962. - N 1. - P. 211.
7 Получили известность концепции «экономического федерализма», «кооперативного федерализма», «фискального федерализма». В рамках этих теорий фокус исследований - соотношение национального и субнационального уровней взаимодействия.
Так, формированию общей политики ЕС в вопросах безопасности, во многом дорогу проложил франко-германский военный корпус. А реальным прообразом ЕС стало содружество Угля и Стали - Европейское объединение угля и стали в формате совместного развития отраслей экономики, согласованного развития угольной и сталелитейной отраслей промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. И во главу угла оно ставило отнюдь не вопросы экономики. Это содружество, лишь на первый взгляд было чисто экономическим, а на самом деле имело глобальные политические и геополитические последствия.
Две страшных мировых войны ХХ века начались из-за раздела Эльзаса и Лотарингии, и чтоб не допустить третьей, в обескровленной Второй мировой войной Европе вчерашние враги и создали содружество Угля и Стали.
Так что целью создания интеграции в Европе была не экономика, а политические вопросы, вопросы безопасности! А экономика стала средством реализации этой цели!
Да, без взаимовыгодных экономических результатов никакое интеграционное объединение не будет существовать, на «чистой политике» оно просто развалится. Предпосылкой к реальной интеграции должно быть осознание ее экономической целесообразности для всех участников.
Поэтому в обескровленной Второй мировой войной Европе вчерашние враги начали свое экономическое сотрудничество с повышения эффективности базовых отраслей экономики посредством совместного создания условия для их развития. Были отменены ввозные пошлины во взаимной торговле на продукцию этих и связанных с ними отраслей, далее была согласована экономическая политика развития этих отраслей, а в качестве механизмов было использовано объединение капитала и основных фондов предприятий выбранных отраслей. Эффект, который получили страны Европейского объединения угля и стали (ECSC) за счет совместного развития отраслей экономики, являющихся системообразующими для всех стран интеграционного объединения, выражался в следующем:
1. На протяжении 50-х и 60-х гг. темпы роста ВВП в регионе составляли в среднем 5% в год.
2. Общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным периодом в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в 2 раза.
3. За период 1953-1956 гг. добыча угля возросла на 12 млн. т., железа - на 14,5 млн. т., производство чугуна выросло до 43,5 млн. т., а стали - до 58,0 млн. т.
4. К 1975 году ECSC концентрировало в себе около 90% выплавки стали, почти 100 - добычи угля и 50% добычи железной руды в Западной Европе.
5. Повысилась концентрация производства, что позволило реализовать «эффект масштаба» (28 предприятий контролировало 82,1% производства угля, 21 предприятие - 80,8% производства чугуна, 22 предприятия - 76,2% производства стали).
Сегодня такая схема интеграционного взаимодействия используется во многих интеграционных объединениях: Экономическом сообществе стран Восточной и Южной Африки (COMESA), Южноафриканском сообществе развития (SADC), Восточноафриканском сообществе (ЕАС), Южноафриканском таможенном союзе (SACU), Карибском сообществе (CARICOM), Сообществе сахело-сахарских государств (SEN-SAD), Андском сообществе (CAN), Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (SAARC) и др.
Сторонники теории федерализма полагают, что усилившиеся войны, насилие, вспышки радикального экстремизма свидетельствуют о «неспособности» национальных государства отвечать на вызовы времени. По их мнению, национальные государства потеряли свой авторитет, сохранить демократические принципы жизнеустройства могут только наднациональные институты.
Из этого делаются выводы о необходимости образования наднациональных институтов, доминирующих над институтами национальными. Предоставление им фактически неограниченных полномочий, в конечном счете, должно привести к созданию наднационального европейского мега-государства. В центре внимания в данной теории находятся политические институты.
В то же время сторонники данных концепций отмечают, что без активности населения и его поддержки целей объединения, создание его невозможно. Активность населения является обязательным условием интеграционного развития и федерализации.
Еще одним важным вопросом, касающимся не экономической стороны интеграции, являются вопросы безопасности, противодействие терроризму. Успешность этих мер обусловливается тем, насколько скоординированными являются действия разных государств.
Следующий не совсем экономический аспект - социальная направленность. Еще в 1998 году была создана программа «10 шагов навстречу простым людям», принятая позже на межгосударственном совете Казахстана, России, Кыргызстана, Беларуси. В программе планировалось принятие ряда мер: должен был быть введен упрощенный порядок принятия гражданства; обеспечены права пересечения границ четырех государств, пограничный, таможенный контроль и т. д. Но на практике программа не была реализована, в государствах шел «парад суверенитетов» и было не до простых граждан1.
Лишь в 2000 году намерение перейти к более тесному сотрудничеству на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономик привело к созданию новой интеграционной структуры - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В августе 2006 года в авангард работы по формированию Таможенного союза и ЕЭП ушла «тройка» - Беларусь, Казахстан и Россия. И уже через год, в октябре 2007 г. был подписан Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
1 См.: Валовая М.Д. Интеграционные процессы в СНГ: вопросы идеологии и практики // Общество и экономика. - М., 2007. -№ 9-10. - С. 38-45.
В ускорении интеграционных процессов свою немалую роль сыграл мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Он заставил государства искать новые форматы сотрудничества для устойчивого экономического роста и новые модели минимизации экономических рисков.
С 1 января 2010 года стартовал Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, а полтора года спустя, с 1 июля 2011 года, он заработал в полноформатном режиме - таможенные территории «тройки» были объединены в единую таможенную территорию. С 1 января 2012 года начался следующий этап - формирование Единого экономического пространства.
В 2012-2014 годах проделана колоссальная работа по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе. В разработке проекта Договора совместно с Евразийской экономической комиссией приняли участие более 700 экспертов различного профиля от органов исполнительной власти государств-членов ТС и ЕЭП. Об уровне подготовки документа свидетельствует тот факт, что только президенты рассматривали проект Договора 8 раз на заседаниях Высшего Евразийского экономического совета. Дискуссия шла непросто, и это объяснимо - никогда прежде нашим государствам не приходилось договариваться по такому огромному объему вопросов, затрагивающих самые различные отрасли экономики.
На этой основе создан Евразийский экономический союз - самый амбициозный и вместе с тем наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды интеграционный проект в современной Евразии.
Договор о Союзе вступил в силу, как и планировалось, 1 января 2015 года. В 2015 году К Евразийскому экономическому союзу присоединились Республика Армения и Киргизия.
Создание Евразийского экономического союза вывело евразийский интеграционный проект на качественно новый уровень, открыло широкие перспективы для экономического развития, создало дополнительные конкурентные преимущества на глобальной арене.
В настоящее время ситуация во всех государствах-членах ЕАЭС наблюдаются положительные темпы роста.
Важным шагом стало принятие всеми странами-членами ЕАЭС Таможенного кодекса, который вступил в силу с 1 января 2018 года.
В январе-июле 2018 года в целом по Евразийскому экономическому союзу наблюдалась положительная динамика промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, грузооборота, пассажирооборота, оборота розничной торговли.
Отмечалось увеличение промышленного производства в Армении (на 4,3%), Беларуси (на 7,5%), Казахстане (на 5,1%), России (на 3,1%), производства продукции сельского хозяйства - во всех государствах - членах ЕАЭС, объема выполненных строительных работ - в Армении (на 45,3%), Беларуси (на 5,3%), Казахстане (на 1,3%), Кыргызстане (на 22,7%), грузооборота - в Беларуси (на 4,8%), Казахстане (на 9,4%), Кыргызстане (на 4,0%) и России (на 3,1%), пасса-жирооборота - в Беларуси (на 2,4%), Казахстане (на 5,4%), Кыргызстане (на 5,0%) и России (на 6,0%), оборота розничной торговли - во всех государствах - членах ЕАЭС.
Промышленное производство
Январь - июль 2018 г. Январь - июль 2017 г.
Источник: департамент статистики ЕАЭК
Рисунок 1.
Основные экономические показатели ЕАЭС (в процентах к соответствующему периоду
предыдущего года)
В январе-июле 2018 года по сравнению с январем-июлем 2017 года в общем объеме произведенной продукции сельского хозяйства ЕАЭС увеличилась доля Армении - на 0,2 процентных пункта, Беларуси - на 0,9 процентных пункта, Казахстана - на 0,8 процентных пункта, Кыргызстана - на 0,1 процентных пункта, при сокращении доли России - на 2 процентных пункта.
Союз открыт для присоединения и других государств. Выстраивается диалог с рядом стран и международными организациями в части создания зон свободной торговли (ЗСТ). В соответствии с современными глобальными практиками в этих форматах обсуждается не только таможенно-тарифная тематика, но и гармонизация правоприменительной практики, правил технического регулирования, санитарного и фитосанитарного контроля, доступа к инфраструктурным, строительным, технологическим проектам.
Расширяется взаимодействие и с международными организациями: с Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с ЮНКТАД и т.д.
В настоящее время насчитывается более 30 государств и интеграционных объединений, заинтересованных в создании с ЕАЭС зон свободной торговли. Деятельность ЕАЭС высказывает интерес стран Латинской Америки, Западной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ведь Евразийский экономический союз - это еще и экономическая связка между европейскими рынками и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Государства-члены Союза имеют прочные, устоявшиеся торгово-экономические связи с Китаем. ЕАЭС рассматривает Китай в качестве одного из стратегических торгово-экономических партнеров в Азиатско-тихоокеанском регионе. Одной из предпосылок к началу данного переговорного процесса послужила выдвинутая китайской стороной инициатива по реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути».
Происходящие интеграционные процессы во всем мире, в том числе и на евразийском континенте, непосредственно затрагивающие интересы России, обусловливают не только необходимость в более тесном и глубоком сотрудничестве и партнерстве между региональными интеграционными объединениями, но и в поиске оптимальной теоретической платформы интеграции. Поиск современных источников роста в сегодняшних кризисных условиях создал бы новый шанс взаимно отказаться от конфронтационных стереотипов, задействовать накопленный потенциал конструктивного, взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Сегодня появились новые мощные участники геополитической и геоэкономической мировой архитектуры. Глобализация и интеграция - основные тренды современного развития мировой экономики, и формирование экономических союзов является важной частью этого глобального процесса, охватившего все регионы мира. Исследование теории и практики интеграционных процессов показывает, что развитию сотрудничества и углублению региональных интеграционных связей содействуют также глубокие структурные изменения и системные кризисные явления в мировой экономике, которые задают темпы и особенности ее трансформации в нынешних условиях.