Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз: тенденции и перспективы развития'

Евразийский экономический союз: тенденции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евразийская интеграция / евразийство / интеграция / интеграционное сообщество / межгосударственное объединение / экономическое объединение / Таможенный союз / Евразийский экономический союз / Eurasian integration / Eurasianism / integration / integration community / interstate association / economic union / The Customs Union / The Eurasian Economic Union
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз: тенденции и перспективы развития»

Батырканова Ж.К.

преподаватель Кыргызско-Российского Славянского университета, Бишкек

j.batyrkanova@gmail. com

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: евразийская интеграция, евразийство, интеграция, интеграционное сообщество, межгосударственное объединение, экономическое объединение, Таможенный союз, Евразийский экономический союз.

Keywords: Eurasian integration, Eurasianism, integration, integration community, interstate association, economic union, The Customs Union, The Eurasian Economic Union.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, с января 2015 года государствами-членами этой организации являются Казахстан, Россия, Белоруссия, Армения, Кыргызстан. Согласно статье 1 «Договора о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года (подписан в г. Астане), ЕАЭС является «международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза»1.

В основе этой частично реализованной на сегодняшний день интеграционной модели лежит «евразийская идея», являющаяся теоретической основой формирования общеевразийской самобытной цивилизации как квинтэссенции европейской и евразийской культур. Евразийство, как философско-политическая концепция, опирается на многовековой опыт мирного сосуществования и сотрудничества народов, исповедующих различные религии, прежде всего православие и ислам, которые при всех своих теологических различиях имеют общую составляющую - ориентацию на коллективизм, соборность, уважение к роли государства в условиях сурового континентального климата и постоянных внешних военных угроз2. В основе мировоззренческой модели евразийской интеграции лежит открытый регионализм, основанный на принципах демократического уважения прав народов - учета их культурных, языковых и этнических особенностей. В настоящее время актуальность этой идеи обусловлена возможностью для потенциальных стран-участниц занять достойное место в глобальном мире, выйти на качественно новый уровень экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Впервые идею об интеграции на евразийском пространстве озвучил Н.А. Назарбаев в 1994 году в МГУ имени М.В. Ломоносова. Инициатива Президента Казахстана реализовывалась поэтапно: в 2000 году подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), с 2010 года начал функционировать Таможенный союз (ТС), а с 2012 года Казахстан, Россия и Беларусь перешли на третий этап интеграционного строительства - Единое экономическое пространство (ЕЭП). Год назад был подписан вышеупомянутый Договор о создании Евразийского экономического союза. А с 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Процесс интеграции основывается на общности исторических корней и прочных кооперационных связях в экономике. Современная евразийская интеграция осуществляется на взаимовыгодных условиях исключительно на добровольной основе в отличие от предыдущего исторического опыта интеграции, которая проходила в рамках одного государства с жесткой авторитарной политической системой. Основной причиной кооперации является необходимость объединения экономических потенциалов всех стран для повышения конкурентоспособности и выживания в современных условиях3. В дальнейшем она должна развиваться, опираясь на общее духовное наследие народов и вбирая в себя современную парадигму устойчивого развития, цели повышения качества жизни граждан, принципы общей ответственности участвующих в процессе интеграции государств за будущее человечества.

Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал Евразийский экономический союз - «стратегическим вектором развития России», «мощным наднациональным объединением, способным стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским ре-

4

гионом» .

1 «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 года. - https://docs.eaeunion.org/sites/storage0/Lists/Docu

ments/

2 Кротов М.И. Евразийская идея - теоретическая основа евразийской экономической интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. - № 12. - С. 160.

3 Васильева Н.А. К вопросу о формировании Евразийского союза: теоретический аспект // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2011. - № 10. - С. 169.

4 Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. - М., 2011. - 3 октября.

Учитывая все особенности евразийского экономического процесса, стоит отметить, что он идет в рамках, которые, с одной стороны, определяются тенденциями глобализации, а, с другой стороны, заданы правилами ВТО и нормами международного права. При этом, наряду с универсальными формами региональной интеграции (например, институты Таможенного союза строго определены нормами ВТО), есть вероятность выбора конкретных ограничений и основных элементов интеграции. К примеру, существует возможность создания единого финансового регулятора. Однако можно ограничиться и гармонизацией норм регулирования финансового рынка. В таком случае необходимо прибегать к комплексным мерам создания общего экономического пространства и дальнейшей интеграции (например, создание монетарного союза требует унификации требований к долговой политике)1. Но не стоит забывать, что есть относительно автономные процессы, которые можно последовательно достраивать, постепенно совершенствуя архитектурный ансамбль регионального интеграционного образования. Не стоит также забывать о некоторых внутренних и внешних факторах при выборе определенных элементов и конструкций. При наличии корректного задания со своими ограничениями и критериями, существует возможность оптимизации процесса интеграции и создания общих наднациональных конструкций.

Согласно учредительному договору, основными целями Евразийского экономического союза являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики2.

Евразийский экономический союз имеет свою систему наднациональных органов власти, в частности: Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов Союза; Евразийский межправительственный экономический совет, состоящий из глав правительств государств-членов; Евразийскую экономическую комиссию - постоянно действующий орган Союза, формирующий, в свою очередь, Совет и Коллегию Комиссии; Суд Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами ЕАЭС международных договоров в рамках Союза.

Если в качестве ограничения принять идеологически приемлемый для каждого государства набор делегируемых на национальный уровень полномочий, тогда единая логика оптимизации евразийского интеграционного процесса могла бы строиться следующим образом.

Существует три основных показателя, которые могут охарактеризовать повышение уровня ЕЭП - показатель уровня экономического развития, показатель уровня технического развития и показатель уровня развития человеческого потенциала. Наряду с универсальными элементами и конструкциями, охарактеризованными выше, здание евразийской интеграции может строиться на основе сочетания наиболее удачных национальных институтов регулирования и механизмов развития с учетом закономерностей современной международной конкуренции, на которые определенное влияние оказывает развертывание глобального кризиса3.

Под основным принципом интеграции понимается создание единого воспроизводственного комплекса, что предполагает не только ликвидацию межгосударственных таможенных, но также и других барьеров. Помимо этого необходимо согласование конечных целей социально-экономического развития между заинтересованными странами, а также выработка согласованных направлений инвестиционной, инновационной, структурной, внешнеэкономической и социальной политики. Все работы необходимо осуществлять исходя из критерия повышения уровня развития.

Инициатива российских парламентариев по созданию наднационального Евразийского парламента, наделенного законодательными и контролирующими функциями, на сегодняшний день не получила поддержки со стороны их коллег из Белоруссии и Казахстана, считающих данный шаг преждевременным. По их мнению, если Евразийский парламент будет формироваться по аналогии с Парламентом Европейского союза, то Российская Федерация, как самое крупное государство по размеру территории и численности населения, получит в учрежденном органе большее количество мандатов, в связи с чем политические элиты других стран-основательниц утратят свое влияние и будут зависимы от РФ4.

Наиболее широкие исполнительные полномочия закреплены за Евразийской экономической комиссией, к установленным сферам деятельности которой отнесены: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование и администрирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; установление торговых режимов с третьими странами; статистика внешней и взаимной торговли; макроэкономическая, конкурентная, энергетическая и валютная политика; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; естественные монополии; взаимная торговля услугами и инвестиции; транспорт и перевозки; трудовая миграция. Финансирование Комиссии осуществляют государства-члены на основе долевых взносов.

Процесс евразийской экономической интеграции достиг фазы зрелости. Эта фаза характеризуется тем, что содержательное наполнение единого экономического пространства совместными видами сложной хозяйственной деятельности становится не менее важным, чем углубление и расширение интеграционных форм. Экономический потен-

1 Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. - № 12. - С. 98.

2 Договор о Евразийском экономическом союзе. - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170264

3

Глазьев С., Клоцвог Ф. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран участниц // Российский экономический журнал. - М., 2008. - № 7/8. - С. 45.

4 Кротов М.И. Евразийская идея - теоретическая основа евразийской экономической интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. - № 12. - С. 154.

циал интеграции раскрывается в формировании совместных корпораций, развитии трансграничной производственно-технологической кооперации, сочетании сравнительных национальных преимуществ в производстве технологически сложных изделий. Самого по себе внутреннего рынка для этого недостаточно. Нужны общие стратегии развития, реализуемые на началах частно-государственного партнерства, совместные программы и проекты развития1.

Создание ЕАЭС будет способствовать усилению трудовой миграции в рамках Союза в связи с взаимным признанием дипломов об образовании, за исключением дипломов юристов, педагогов, медиков и фармацевтов.

Кроме того, с 2015 г. для граждан стран-участниц ЕАЭС не предусматривается необходимость получение разрешения на работу для трудоустройства в любой из них, а для работающих по контракту более 6 месяцев резидентов существует определенная преференция в виде взимаемого подоходного налога, приравненного к тому, который платят местные жители. Пока не получил договорного оформления вопрос о сохранении и переводе пенсионных прав граждан при переезде в одну из стран ЕАЭС2. Проект такого договора находится в стадии разработки Евразийской экономической комиссией.

Важнейшей причиной зависимости наших экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры стала их чрезмерная ориентация на экспорт сырья, ослабление и разрушение внутренних кооперационных связей, сжатие внутреннего рынка, разрыв технологических цепочек по производству сложных видов продукции, разделенных возникшими таможенными границами. Для обеспечения устойчивого развития необходимо восстановление емкого внутреннего рынка, глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности экономки на новой технологической основе. Динамика экономической активности свидетельствуют о положительном влиянии емкости, глубины и защищенности внутреннего рынка на антикризисную устойчивость производственной и инвестиционной деятельности в различных странах.

Экономические аналитики, прогнозируя общий макроэкономический эффект от интеграции в рамках ЕАЭС, выделяют такие показатели, как снижение цены на товары вследствие уменьшения издержек перевозки сырья и экспорта готовой продукции, увеличение средней заработной платы благодаря повышению производительности труда, наращивание производства благодаря увеличению потребительского спроса на товары, увеличение совокупного объема ВВП стран-членов ЕАЭС минимум на 25% и, как следствие, рост благосостояния народов государств-членов ЕАЭС3.

Таким образом, главным интеграционным направлением на текущем этапе является экономический сегмент. В дальнейшей перспективе в зависимости от результативности функционирования ЕАЭС можно будет ставить новые амбициозные задачи по углублению интеграции: переход на единую для стран-участниц валюту, введение института единого гражданства, создание военно-политического союза, включая совместные вооруженные силы, формирование единого гуманитарного пространства, включающего науку, образование, культуру и историю, основанного на консервативных ценностях и традиционных религиях Евразии. Для этого необходимо гармонизировать национальное законодательство государств-членов и впоследствии создать единую унифицированную законодательную базу и практику правоприменения. Это, безусловно, длительный процесс, эффективность которого будет зависеть от степени реализации совместных усилий государств-членов по выполнению в рамках организации взятых на себя обязательств.

Учреждение Евразийского экономического союза как межгосударственного объединения - это, без сомнения, веление времени. На фоне нестабильности глобальной экономики, определенного застоя мирового хозяйства, интеграция стала для стран важнейшим драйвером роста. Однако современные реалии диктуют странам, потенциально являющимся стратегическими партнерами, объединенным не только географическим пространством, но и общей историей, близким менталитетом, необходимость перехода на качественно новый уровень сотрудничества, предполагающий модернизацию механизмов партнерства не только в приоритетной сегодня экономической, но и в социальной, правовой, политической и военной сферах4. По мере развития союза и с углублением взаимовыгодного сотрудничества данные противоречия будут разрешены с учетом национальных интересов всех членов ЕАЭС. Для этого у ЕАЭС имеются огромные возможности и потенциал.

Чтобы определить перспективы данной региональной экономической организации необходимо прибегнуть к методу SWOT-анализа. SWOT-анализ (Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).) - это метод исследования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации.

Сильные стороны ЕАЭС:

• новый союз имеет самую большую географическую территорию с выходом на все четыре стороны света;

• единый потребительский рынок (свыше 170 миллионов потребителей);

• огромные природные ресурсы (на территории союза сосредоточена значительная часть мирового запаса полезных ископаемых);

• союз расположен в очень важном, геостратегическом регионе: между Западом и Востоком, между ЕС, Китаем, Индией, Центральной Азией и Ближним Востоком.

1 Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. - № 12. - С. 103.

2 Договор о Евразийском экономическом союзе. - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170264

3

Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.П. Европейский Союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различия процессов интеграционного строительства. - М.: Экономическая газета, 2013. - С. 48.

4 Нарышкин С.Е. Опыт и перспективы евразийской экономической интеграции // Проблемы современной экономики. 2014. -№ 4 (52). - С. 8.

Слабые стороны ЕАЭС:

• отсутствие союзной идентичности. На постсоветском пространстве сохранились стереотипы и страхи тоталитарного союзного прошлого. За время независимости каждая страна боролась сама за себя, защищая собственные национальные интересы.

• ЕАЭС отстает от своих развитых конкурентов по уровню развития науки, инноваций, техники и технологии. В экономике ЕАЭС превалирует сырьевая направленность, слабо развиты реальный сектор экономики, наукоемкое производство, малый и средний бизнес, туризм находится в зачаточном состоянии;

• в странах ЕАЭС остаются высокими уровень коррупции, бюрократии, клановости;

• до конца не согласованы межгосударственные структуры и законодательство стран участниц ЕАЭС, которые в свою очередь способствуют торможению интеграции;

• экономика ЕАЭС сильно зависит от таких внешних факторов как экономические санкции западных стран по отношению к России, мировые цены на энергоносители и природные ресурсы, курс доллара США и евро и т.д.

Угрозы ЕАЭС:

• угрозы терроризма, экстремизма и сепаратизма присущи всем членам-государствам интеграционного союза;

• определенная угроза экономического характера исходит от чрезмерной долларизации национальной экономики отдельных членов ЕАЭС. Народ живет в страхе перед возможной девальвацией;

• государства-члены ЕАЭС зависимы от ценовой конъюнктуры на сырьевые и энергетические ресурсы на мировом рынке. Во многом это связано с тем, что основу экономики ЕАЭС составляет продажа углеводородов и железной руды;

• разный уровень экономического развития союзников может вызвать некоторые социально-экономические проблемы.

Возможности Союза очень велики при рациональном их использовании. ЕАЭС может не только обеспечить свои потребности, но и стать мировым поставщиком сырья, товаров и услуг. У ЕАЭС есть все возможности к расширению, в него могут вступать новые члены-союзники1.

Для этого, необходимо выработать устраивающую всех потенциальных участников, компромиссную схему дальнейшей интеграции, ориентированную на прагматичную и конструктивную политику сотрудничества, призванную защищать национальные интересы на международной арене без ущемления суверенитета государств-членов.

1 Нарышкин С.Е. Опыт и перспективы евразийской экономической интеграции // Проблемы современной экономики. 2014. -№ 4 (52). - С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.