Научная статья на тему 'Евразийская интеграция: новый этап развития'

Евразийская интеграция: новый этап развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийская интеграция: новый этап развития»



Е.И. Тарасенко,

депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Евразийская интеграция: новый этап развития

Eurasian integration: a new stage of development

Евразийская интеграция является одной из важных вех развития современного Казахстана. Если говорить о Евразийском экономическом союзе, то он берет свое начало с ЕврАзЭС, зоны свободной торговли с участием большинства стран СНГ, Таможенного союза и Единого экономического пространства Казахстана, Беларуси и России.

Хорошо известно, что впервые идея об экономическом союзе Казахстана, России и Беларуси была предложена Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и нашла полную поддержку у лидеров России и Беларуси.

Кажется, это было совсем недавно, но мы уже прошли две стадии интеграции: Таможенный союз (ТС), когда с середины 2010 года были сняты границы для передвижения собственных товаров по территории этих трех стран, затем Единое экономическое пространство (ЕЭП), где были подписаны важнейшие документы по основным отраслям экономики. Таким образом, основным отличием ЕЭП от ТС стало то, что в нем было обеспечена свобода перемещения также капиталу, рабочей силе и сфере услуг.

И сейчас мы стоим на пороге Евразийского экономического союза - очень высокой степени экономической интеграции.

У выбранного нами пути были как сторонники, так и противники. Но за пройденное время всем стало понятно, что интеграция - это не только веяние времени, но и необходимость эпохи глобализации. Об этом говорят многие факторы. Так, если обратиться к результатам соцопросов, проведенных Институтом Евразийской интеграции, то они демонстрируют широкую общественную поддержку Евразийского экономического союза. В частности, исследования показали, что казахстанское общество воспринимает участие Казахстана в интеграционных процессах как ключевое условие развития страны.

Например, 95,6% опрошенных рядовых казахстанцев считают, что интеграция - это жизненно важный стратегический ориентир для Казахстана. При этом важно отметить, что и среди населения, и в экспертном сообществе преобладает позитивный взгляд на перспективы евразийской интеграции.

Так, по данным наших опросов, 77%, то есть подавляющее большинство опрошенных казахстанцев, и 84% аналитиков считают необходимым и дальше развивать интеграционные процессы в рамках ЕАЭС.

Показательно, что казахстанское общество воспринимает интеграционные процессы прежде всего с прагматичной точки зрения. В первую очередь, казахстанцы видят экономические выгоды. В частности, опрошенные нами граждане выделили в качестве преимуществ интеграции:

во-первых, доступ казахстанского бизнеса на рынки стран-партнеров;

во-вторых, возможность в кооперации с Россией и Беларусью осуществить технологический прорыв, обеспечив тем самым экономический рост

и, наконец, создание условий для вхождения Казахстана в мировую экономическую систему.

Не будет преувеличением сказать, что казахстанское общество уже сегодня демонстрирует зрелость и взвешенный подход в оценке ЕАЭС.

Отметим также, что, в целом, одними из ключевых интересов суверенных государств в друг друге всегда была и будет торговля и экономическое взаимодействие. Именно эта логика и выступает ключевым двигателем наших стран во взаимном сближении.

Например, для Казахстана главная задача в евразийской интеграции - расширение рынков сбыта, несущее с собой новые возможности. Рынок стран-партнеров превышает отечественный в 26 раз; это - очевидный потенциал для развития отечественных товаропроизводителей.

С другой стороны, евразийская экономическая интеграция - это ответ на специфику современных глобальных процессов и ужесточение конкуренции. В региональном экономическом союзе можно более эффективно решать свои национальные задачи. Однако нашими странами двигает прежде всего общий экономический прагматизм, потребности во взаимной торговле, необходимость утверждения своих позиций в мировой экономике.

Для этого в рамках ТС/ЕЭП у нас имеется еще огромный задел, как для расширения, так и совершенствования механизмов торгово-экономического сотрудничества. Можно привести, на наш взгляд, показательный пример. Так, с 1 января 2014 года государ-

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

ства ЕЭП предоставляют друг другу национальный режим госзакупкам. Это позволило казахстанским поставщикам участвовать в государственных и муниципальных закупках России и Беларуси наравне с национальными поставщиками этих стран. А ведь объем рынка госзакупок стран-партнеров по ЕЭП еще в 2012 году составил порядка 198 млрд. долларов. Такие же возможности открыты для поставщиков товаров и услуг на казахстанском рынке. Очевидно, что это открывает огромные возможности для бизнеса!

В то же время жизнь показала, что декларируемые экономические «свободы» ограничены большим количеством изъятий, то есть исключений, которые препятствуют вхождению казахстанских товаров на рынок России и Беларуси.

Наши партнеры по ЕЭП четко оберегают интересы своих предпринимателей. И сейчас идет сложная и ответственная работа над различными коллизиями и недоработками, которые содержались в соглашениях ЕЭП, заключенных между тремя странами с 2007 по 2012 год.

Сложности есть, но главное, и это подчеркнул Президент Казахстана Н.А.Назарбаев на встрече в Минске, что сейчас важно открыто говорить о выявленных недостатках, над которыми необходимо работать.

Ближайшее время, работа Парламента Республики Казахстан будет направлена на устранение проявляющихся диспропорций и барьеров во взаимной торговле государств-участников ТС. При этом, несомненно, взятый курс на экономическое сближение отвечает не только глобальным трендам регионализации, но и способствует раскрытию потенциалов экономик наших государств. Казахстан выступает за поэтапность интеграции, и включение в интеграционные вопросы исключительно направлений экономического характера.

С ратификацией Договора о Евразийском экономическом союзе у парламентариев прибавилось работы по разработке и рассмотрению множества законопроектов связанных с вопросами интеграции. Вопросов много: от развития казахстанских предприятий в условиях Таможенного союза и ЕАЭС до скоор-

динированнои политики в макроэкономике.

Напомним о выступлении Главы нашего государства в апреле 2014 года в МГУ им. Ломоносова, которое по существу является Дорожной картой по развитию Евразийского экономического союза на ближайшие 15-20 лет. В нем определены 5 приоритетов стратегического развития, каждый из которых содержит конкретные шаги.

Первое - это формирование условий для ускоренного инновационного технологического прорыва национальных экономик и всего пространства евразийской интеграции.

Глава государства предлагает разработать и принять Программу евразийского инновационно-технологического взаимодействия на период до 2025 года. Здесь конечно необходимо определить совместные точки экономического роста, сформировать ряд индустриальных консорциумов по наиболее эффективным направлениям.

Предлагается также создать совместные научно-исследовательские кластеры как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

По мнению Главы государства, движущей силой экономической интеграции должны стать конкретные проекты по созданию конкурентоспособной продукции, рабочих мест, наращивания отчислений в национальные бюджеты.

Второй приоритет связан с тем, что территория ЕЭС должна стать передовым звеном общеконтинентальной в масштабах всей Евразии инфраструктуры.

Тут предлагается реализовать такие крупные проекты:

- Единая Евразийская сеть телекоммуникаций

- Скоростная железнодорожная магистраль по маршруту Минск-Москва-Астана-Алматы

- Модернизация сети действующих автомобильных и железных дорог, особенно выходящих на западе - к европейским, на востоке - к китайским транспортным системам.

В рамках этого же приоритета предлагается обеспечить газоснабжением все национальные экономики по согласованным и одинаковым тарифам, для чего необходимо создать Единую внутреннюю газотранспортную сеть.

Третье - это развитие малого и среднего бизнеса, который должен составить основу общеевразийской экономики.

В этом приоритете предполагается создание информационно-аналитической и научно-практической инфраструктуры европейской интеграции. Учредить Евразийскую аграрную академию для объединения научно-практического потенциала национальных аграрных отраслей. Развитие кооперации в аграрном секторе даст мощный импульс экспорту продовольствия, при этом не создавая конкуренции между нашими сельхозпроизводителями.

Четвертый приоритет посвящен правовым и организационным механизмам.

Пятое - активизация и углубление культурно-гуманитарных связей между нашими народами.

Культурный сегмент является важнейшей составляющей экономики, который приносит ощутимый доход.

При этом особо отмечалось, что нельзя допустить размывания духовно-культурного разнообразия евразийского пространства, необходимо поощрять изучение в школах и вузах истории, литературы, культурного наследия и языков друг друга.

Год назад на заседании Высшего Евразийского экономического совета Глава нашего государства еще раз подтвердил приверженность Казахстана построению крепкого, сильного и при этом гибкого к различным изменениям экономического союза. Спроецировал цели Казахстан-2050 и горизонты планирования на Евразийский экономический союз, предложив «нашим партнерам поставить высокую планку - к 2050 году войти в первую тройку лидеров интеграционных объединений мира, подчеркнув при этом, что миссия евразийской интеграции заключается в том, чтобы «обеспечить вхождение каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира».

Статья подготовлена на основе выступления на международном форуме «Евразийский регион в глобальной архитектуре современного мира» (Санкт-Петербург, 24октября 2014 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.