Научная статья на тему 'Основные направления сотрудничества между Россией и Казахстаном в рамках евразийской интеграции'

Основные направления сотрудничества между Россией и Казахстаном в рамках евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
402
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления сотрудничества между Россией и Казахстаном в рамках евразийской интеграции»

Л.Гусев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО (У) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Важнейшая составляющая российской стратегии на международной арене - развитие интеграционного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Одним из ключевых партнеров России по евразийской интеграции является Казахстан. В этой связи следует рассмотреть стратегические аспекты подходов руководства Казахстана к развитию евразийской интеграции. Это позволит продолжить дискуссию о преодолении некоторых противоречий, мешающих добиться оптимальных результатов евразийской интеграции на постсоветском пространстве [7].

Необходимо отметить, что Казахстан твердо выступает за ее углубление, однако этот процесс сопровождается развитием и других «векторов» внешней политики страны (в частности, в сторону Китая и региона АТР, стран Запада и исламских государств) [9]. Такая политика позволяет Казахстану «балансировать» между интересами различных сторон в целях укрепления собственной независимости и проведения модернизации [5] в условиях сложившейся в республике политической системы, комбинирующей политический моноцентризм и эффективное привлечение иностранных инвестиций [8]. Многовекторный характер внешней политики Казахстана может в перспективе оказаться «ограничителем» для расширения сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [6, с. 116-124].

Именно президент Казахстана Н.А. Назарбаев был первым, кто ещё в 1994 г. в своем выступлении в Московском университете предложил идею создания нового интеграционного объединения -Евразийского экономического союза [23, с. 311]. Впоследствии он неоднократно возвращался к ней и отстаивал эту идею как у себя в стране, так и на международном уровне. В этой связи полезно напомнить, что первая попытка создания Таможенного союза (ТС) была предпринята через пару лет после этого выступления. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению его формирования, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось. Это произошло потому, что различные экономические интересы стран-участниц

не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двусторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Тогдашний неуспех евразийской интеграции привел к возникновению новых ограничений и препятствий во взаимной торговле.

Вторая попытка образования ТС была предпринята в 2006 г. Вновь руководство Казахстана активно поддержало эту идею. Принципиальное решение о создании ТС в составе трех государств было принято на совете ЕврАзЭС в августе 2006 г. Тогда три государства - члены ЕврАзЭС (Россия, Казахстан и Белоруссия) выступили на саммите в Сочи с инициативой об образовании ТС. На том же саммите страны - участницы ТС договорились применять единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. ТС России, Белоруссии и Казахстана должен был начать действовать в 2011 г.

Казахстан сразу же начал прилагать значительные усилия для создания юридических и экономических основ деятельности этой структуры. В конце января 2009 г. Сенат парламента Казахстана ратифицировал ряд соглашений по формированию ТС совместно с Россией и Белоруссией [26]. В середине мая 2009 г. генеральный секретарь ЕврАзЭС, представитель Казахстана Таир Мансуров доложил президенту Казахстана, что три государства уже согласовали 88% всех необходимых документов и что продолжаются интенсивные переговоры по согласованию оставшихся. Он предположил, что к концу 2009 г. главы государств утвердят таможенные кодексы ЕврАзЭС и ТС [31].

После образования ТС Казахстан продолжает принимать активное участие в деятельности организации и ее структур. Первоначально это приносило неплохие экономические дивиденды.

По словам вице-министра экономики и бюджетного планирования РК Тимура Жаксылыкова, с 2010 по 2012 г. произошел двукратный рост товарооборота между Казахстаном, с одной стороны, Россией и Белоруссией - с другой. Объем торговли Казахстана со своими партнерами по ТС достиг 24,5 млрд долл. [2]. Однако уже в тот период проявились и негативные экономические тенденции. В частности, быстрее стала расти инфляция («экспорт инфляции» из РФ), выросли цены на продовольствие и стали намечаться торговые дисбалансы в отношениях с Россией.

Несмотря на отдельные повседневные проблемы (например, заметный рост цен на продовольствие в связи с запуском ТС), отношение граждан Казахстана к этой структуре всегда было положительным. Например, во второй половине 2013 г. на эту тему был проведен опрос. 67% жителей страны позитивно воспринимали факт присутствия Казахстана в ТС и положительно оценивали работу этого интеграционного экономического объединения [16].

Что касается основных целей и ожиданий Казахстана от евразийской интеграции, то они, как отмечает политолог и специалист по странам Центральной Азии Зара Мигранян (и с ней вполне можно согласиться), следующие:

1. Обеспечение собственных лидирующих позиций среди стран евразийского региона за счет интеграции с российской экономической мощью и использования территории ТС как зоны беспрепятственного транзита (тем самым формирования преференциального режима во внешнеэкономических отношениях с РФ, а также с европейскими странами через Россию и Белоруссию, что укрепляет позиции по отношению к основному региональному конкуренту - Узбекистану).

2. Гарантированный беспрепятственный доступ к российским трубопроводам вне зависимости от политической и экономической конъюнктуры, за счет чего появляется возможность дифференциации экспортных поставок энергоресурсов из Казахстана без дополнительных затрат на альтернативные пути транспортировки (с учетом наращивания трубопроводов восточного направления - в КНР).

3. Использование единой энергосистемы РФ в целях покрытия энергодефицитности ряда промышленных регионов республики собственной более дешевой электроэнергией, что формирует устойчивую основу для модернизации электроемких отраслей промышленности РК, расширения экспорта электроэнергии в Белоруссию путем транзита через Россию.

4. Содействие выполнению национальных программ развития и модернизации казахстанской промышленности («Индустриализации страны», «Дорожной карты бизнеса-2020») за счет облегчения доступа к более дешевому российскому сырью, инфраструктуре, белорусским и российским технологиям.

5. Поддержка и развитие экспорта сельскохозяйственной продукции как на территорию России, так и на мировые рынки с использованием транзитного потенциала ТС [32].

Президент Н. Назарбаев неоднократно подчеркивал неизбежность интеграции в ТС и ее выгодность для казахстанской экономики. Например, 11 октября 2013 г. в Астане под его председательством состоялось расширенное заседание правительства. Президент подчеркнул, что в условиях ухудшения экономической конъюнктуры правительству следует скорректировать бюджетную политику, повысить качество планирования и исполнения государственного бюджета [25]. Н. Назарбаев также отметил, что объем внутреннего рынка является ограниченным, и для дальнейшего роста экономики необходимо расширять рыночное пространство: «поэтому мы сейчас говорим о создании Евразийского экономического союза и вступлении во Всемирную торговую организацию» [25].

В 2013-2014 гг. руководство Казахстана все больше стала беспокоить проблема некоторого торгового дисбаланса в отношениях с другими участниками процесса евразийской интеграции. Интересно в этом контексте рассмотреть отношение правительства страны к таможенным пошлинам в рамках ТС. Так, еще в 2013 г. министерство экономики планировало представить на рассмотрение участников ТС предложения по унификации ввозных таможенных пошлин [15]. В частности, Казахстан был намерен настаивать на унификации вывозных пошлин на нефтепродукты. Министр финансов страны сообщил, что на 1 сентября 2013 г. Казахстан распределил на 26 млрд тенге ввозных таможенных пошлин больше, чем получил от России и Белоруссии.

С 2012 г. стала складываться динамика, указывающая на то, что в Казахстане прирост импорта шел более высокими темпами, чем в России и Белоруссии, и в связи с этим рост поступлений импортных пошлин был больше, чем в вышеупомянутых странах [12]. Это способствует оттоку иностранной валюты из страны.

Между тем казахстанский экспорт в Россию уменьшается, а импорт из нее увеличивается. Казахстан вывозит из России товаров на сумму в 2,4 раза больше, чем экспортирует в РФ. Этот растущий торговый дисбаланс вызывает серьезное недовольство среди определенных кругов казахстанской элиты. В середине сентября 2013 г. Агентство РК по защите конкуренции заявило, что выявлено более 30 различных ограничений доступа казахстанских предпринимателей на рынки стран ТС. Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимур Назханов указывал, что Россия продвигает свои интересы и товары на рынок стран ТС в ущерб экономическим интересам Казахстана [24]. Особо активны

в критике России казахстанские производители алкоголя. Недовольство высказывается и по другим поводам. Депутат Мажилиса Гульжана Карагусова заявила, что территория Таможенного союза быстро стала идеальной схемой для перевода средств в офшоры [30]. Кстати, сходная критика высказывалась и ЦБ России, так что она имеет определенные основания.

Вместе с тем российско-казахстанские экономические связи продолжают крепнуть. Возникают их новые измерения, например миграционное. Ранее в Казахстане не было массовой трудовой миграции в Россию. Однако в настоящее время всё больше молодежи с трудоизбыточного юга едет в Россию на заработки, констатирует директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Рустам Акбердин [19]. Согласно данным ФМС России, на конец августа 2013 г. на территории РФ находилось более 600 тыс. граждан Казахстана. Их оказалось на 23,5 тыс. больше, чем приезжих из соседней Киргизии. Неожиданный приток казахстанцев в Россию связан с созданием ТС, который предусматривает свободное передвижение рабочей силы по территориям стран-участниц. Между тем рост миграции имеет как положительные последствия (усиление экономических и культурных связей), так и отрицательные (межэтническая напряженность). Поэтому следует учитывать все аспекты развития российско-казахстанской интеграции и предпринимать усилия для смягчения возникающих проблем.

На первом этапе противостояния России и ЕС (до активной фазы кризиса на Украине) Казахстан в целом старался придерживаться общей таможенной политики, проводимой в рамках ТС с подачи России. В этом контексте можно упомянуть вопрос о введении эмбарго на поставки молдавских вин [14]. Астана также осенью 2014 г. обещала России не пропускать через свою территорию в РФ товары, которые подверглись российским санкциям (в частности, продовольствие из ЕС). Однако на то, чтобы полностью поддержать российские санкции против ЕС и Украины, Казахстан не пошел.

Активно сотрудничает Казахстан и с Белоруссией, хотя обе страны и не скрывают, что это сотрудничество является, скорее, результатом близости обоих государств с Россией, чем последствием их собственного стратегического выбора в пользу дружбы друг с другом. Одновременно в политическом плане между странами обозначились и общие интересы в ЕАЭС. В частности, в настоящее время Белоруссия и Казахстан проводят сходную

политику по отношению к ответным российским санкциям против ЕС и Украины.

Ключевые моменты сотрудничества Белоруссии и Казахстана были намечены 3-4 октября 2013 г., когда состоялся официальный визит в Казахстан Президента Белоруссии А. Лукашенко. Накануне него он дал интервью казахстанскому телеканалу 24 К2 [3, с. 63-71]. В нем А. Лукашенко, в частности, отметил, что Евразийский экономический союз должен заработать с 2015 г., несмотря на неравномерную готовность стран к нему. Для этого государствам-членам необходимо выполнять взаимные обещания и избегать давления друг на друга, искать новые формы интеграции и сотрудничества. По мнению А. Лукашенко, на данный момент ТС отстает в развитии от других интеграционных объединений мира, в частности ЕС. Вопрос единой валюты ТС, по его словам, пока не актуален. А. Лукашенко посвятил часть своего выступления внешнеполитической тематике. Он указал, что нестабильность на Ближнем Востоке может стать угрозой для ТС, особенно для Казахстана. Кроме того, он отметил, что пропаганда идеи «американской исключительности» из уст Барака Обамы является опасной и недопустимой.

В ходе состоявшихся 4 октября 2013 г. в Астане переговоров между Н. Назарбаевым и А. Лукашенко был подписан план совместных мероприятий на 2014-2016 гг. по реализации двусторонней программы экономического сотрудничества на 2009-2016 гг. [17]. Следует отметить, что за январь-август 2013 г. товарооборот Белоруссии и Казахстана снизился до 601,9 млн долл. (92,6% от результата предыдущего года). Это произошло на общем фоне не завершившегося мирового экономического кризиса и падения торговли между бывшими советскими республиками. В ходе визита прошли также белорусско-казахстанские переговоры по вопросам сотрудничества в нефтехимической сфере. В настоящее время Казахстан, пользуясь статусом члена ЕЭП, решает проблему доступа к российской инфраструктуре, позволяющей поставлять в Белоруссию большие объемы нефти и «транзитировать» через эту страну казахстанское сырье в Евросоюз [17]. Это - один из стратегических моментов в интересе Астаны к интеграции с Россией и Белоруссией.

Пути разрешения ряда накопившихся в двусторонних отношениях России и Казахстана проблем, в частности в плане торгового дисбаланса, удалось наметить на встрече В. Путина и Н. Назарбаева, состоявшейся в ноябре 2013 г. в ходе Х Форума

межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Главы государств обсудили развитие двустороннего сотрудничества, а также взаимодействие Казахстана и России в рамках интеграционных объединений. В частности, были затронуты перспективы укрепления межрегионального и приграничного сотрудничества, а также расширения партнерства в топливно-энергетической, космической, атомной и сельскохозяйственной сферах [18]. Со своей стороны президент Казахстана подчеркнул, что одним из важнейших направлений развития сотрудничества является промышленная кооперация. Среди успешных примеров межгосударственной кооперации бизнеса двух стран было названо взаимодействие в таких отраслях, как машиностроение, горно-металлургический комплекс, урановая и химическая промышленность. Также Н. Назарбаев отметил: «Костанайская область поставляет окатыши на металлургические предприятия России, Павлодарская - алюминиевое сырье. Российская компания "ЕвразХолдинг" заканчивает строительство в Костанае прокатного завода. Начато строительство предприятия по производству дизельных двигателей с комплектацией из России на 30%» [18]. Глава Казахстана сообщил, что на территории его страны реализуется и планируется к реализации более 50 крупных казахстанско-российских проектов на общую сумму около 6 млрд долл. Большое значение для обоих государств имеет расширение спектра производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Развитие кооперации выходит за рамки только промышленных отраслей.

Российско-казахстанское межрегиональное сотрудничество, включая приграничное, развивается по различным каналам и при поддержке многих казахстанских структур. Это одна из наиболее приоритетных внешнеэкономических тем. Так, в начале декабря 2013 г. акимат Южно-Казахстанской области договорился с Московской областью о выделении земельных участков для строительства логистических центров для своих сельхозтоваропроизводителей. По словам акима области Аскара Мырзахметов, «на сегодняшний день основная проблема сельхозтоваропроизводителей (Южного Казахстана) - это не столько произвести товар, а выгодно продать. Поэтому мы проводим работу, чтобы иметь контакты в рамках ТС. Нам удалось договориться с губернатором Московской области о выделении земельных участков для сельхозтоваропроизводителей Южно-Казахстанской области для строительства логистических центров в том регионе» [33]. По

информации акима, область также планирует построить ряд логистических центров в Екатеринбурге, в Сибири и в Белоруссии [3].

Приведем еще один пример приграничного сотрудничества -теперь уже с российской стороны границы. В Брединском районе Челябинской области строительство дороги до границы с Казахстаном началось еще в 2010 г., но благодаря вступлению Казахстана в ТС процесс пошел намного быстрее. Сначала оговаривался вариант строительства дороги до поселка Андреевского, всего 14 км, однако позднее было принято решение сделать асфальтированное шоссе до границы с Казахстаном общей протяженностью 27 км. Стоимость работ составляет порядка 100 млн руб. [4].

Идет процесс создания совместных российско-казахстанских предприятий. В конце 2013 г. в Астане состоялась презентация совместного казахстанско-российского предприятия «Астык Транс». Компания по перевозке зерна создана на паритетной основе между «^азтемiртранс» - дочерней компанией КТЖ и «Русагротранс» - крупнейшим оператором России в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов. Общий вагонный парк совместного предприятия составит порядка 10 тыс. вагонов зерновозов и позволит перевозить до 9 млн т зерна в год. Перевозки зерна в Казахстане осуществляются из северных регионов в направлении юга и запада. Основными направлениями экспорта казахстанского зерна являются страны СНГ, Европейского союза, Ближнего Востока, Центральной Азии. Постоянные потребители -страны Закавказья: Азербайджан и Грузия [27].

Таможенный союз способствует и иным формам сотрудничества. С 1 января 2014 г. национальный режим госзакупок в ЕАЭС осуществляется уже с участием Казахстана. Таким образом, национальный режим государственных закупок действует для всех трех государств Таможенного союза. Такая норма установлена трехсторонним соглашением о государственных (муниципальных) закупках. Это - один из ключевых документов по формированию международно-договорной базы ЕАЭС. Соглашение направлено на обеспечение равного взаимного доступа субъектов хозяйствования стран ТС на национальные рынки государственных закупок, добросовестной конкуренции, эффективности и прозрачности закупочного процесса. По сведениям вице-министра экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимура Жак-сылыкова, объем рынка госзакупок стран - партнеров по ЕЭП в 2012 г. составил примерно 198 млрд долл., а рынок госзакупок Казахстана - 7,6 млрд долл. [29].

В то же время следует отметить, что экономическое сближение стран ТС не получило должного продолжения в мировоззренческой сфере. Так, в течение нескольких лет в рамках ТС рассматривается предложение России создать единый учебник истории для стран Евразийского союза.

Рассмотрим подход к этому Казахстана. Министерство образования страны видит ряд сложностей в создании подобного учебника, связанных с различным толкованием некоторых важных событий историческими школами стран - участниц Евразийского союза. В частности, проблемы вызывают несовпадения интерпретации взаимоотношений Казахстана и России в период Российской империи (колониальное завоевание или добровольное вхождение с прогрессивными последствиями). Для Казахстана вопрос особенно актуален в связи с тем, что в стране активно разрабатывается единый учебник для школ и вузов (для школ он будет упрощаться, для вузов, особенно гуманитарных, усложняться, но суть трактовок, согласно распоряжению президента Н. Назарбаева, должна быть одинаковой). Такая унификация уже вызывает немало методологических проблем. Существует мнение, что в случае согласования этого модульного учебника с Россией их число резко возрастет. Да и изначально в планы казахстанского руководства это не входило, так как задача модульного учебника - укреплять независимость Казахстана и его государственность [1].

Создание ЕАЭС ведет к дальнейшему развитию российско-казахстанского сотрудничества. Между тем становление ЕАЭС -процесс сложный и противоречивый. Он проходит в непростой геополитической ситуации, связанной с ростом противостояния на постсоветском пространстве между Россией и Западом в связи с общим обострением положения вокруг Украины. В этом контексте в последнее время в Казахстане идет активная кампания, поддерживаемая местными либерально-западническими кругами против дальнейшего сближения с Россией. Высказываются даже соображения о «возможной потере суверенитета» и «возможных территориальных претензиях со стороны России». Последние события вокруг Украины привели к тому, что в Казахстане стали нервно реагировать на любые упоминания о государственности страны. Высказывание президента России о том, что Н. Назарбаев создал государство на территории, «на которой государства никогда не было» [20], привели к массовой публичной акции «Отошли учебник истории Владимиру Путину» [21]. Более того, в интервью казахстанскому телеканалу «Хабар» 25 августа 2014 г.

Н. Назарбаев заявил: «Если не будут выполняться правила, описанные в договоре, Казахстан имеет право выйти из ЕАЭС. Я уже это говорил, и повторяю снова. Казахстан не будет входить в организации, которые угрожают нашей независимости. Независимость - это самое главное наше богатство» [22].

Сложная геополитическая ситуация вынуждает руководство Казахстана вести осторожную, лавирующую, многовекторную политику. Однако в целом следует отметить, что антироссийскую кампанию в СМИ, особенно в контексте событий на Украине, официальное руководство Казахстана не поддерживает. Правда, вполне можно предположить, что Астана использует эти настроения для того, чтобы выторговать какие-то позиции в рамках ЕАЭС.

В целом же президент Н. Назарбаев считает ЕАЭС одним из результатов своих собственных усилий и очевидно не предрасположен к выходу из него. Однако ключевой риск в связи с ростом в Казахстане националистических, направленных против ЕАЭС, настроений связан с фактором неизбежности транзита власти

в перспективе, если не краткосрочной, то среднесрочной.

* * *

Заключая, можно констатировать, что у Казахстана все годы его независимого существования был заметный интерес к евразийской интеграции. Руководство страны, лично президент Н. Назарбаев, позиционируют себя в качестве лидеров интеграционного движения на постсоветском пространстве. Это сочетается с многовекторной внешней политикой. Эту многовекторность поддерживает существенная часть элиты. Такому акценту способствуют определенные претензии руководства Казахстана к некоторым дисбалансам евразийской интеграции (например, к проблеме торгового дисбаланса в отношениях с Россией). Также Казахстан не хочет нести экономические потери от взаимных санкций России и Запада, наложенных в связи с конфликтом на Украине.

Несмотря на официальную поддержку евразийской интеграции в прессе, которая достаточно жестко контролируется государством, в СМИ с подачи указанной выше части элиты страны высказываются и критические соображения. Как отмечает старший эксперт Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Казахстана, аналитик Ерлен Бадыхан, в Казахстане присутствует сильное разочарование от деятельности ТС, так как основная часть

населения не получила никакой пользы или преимуществ от него. «Показатели, зарегистрированные в некоторых сферах производства, свидетельствуют о том, что даже произошел спад. Это сферы легкой промышленности, машиностроения, пищевой промышленности, и это произошло потому, что сегодня у нас слишком большой импорт белорусских и российских молочных продуктов - молока, масла, творога» [15]. Критика в адрес России в СМИ и Интернете особенно ужесточилась в связи с нынешней сложной геополитической ситуацией на постсоветском пространстве. Эта критика не способна в настоящее время затормозить процесс российско-казахстанской интеграции. Но и ее, и настроения определенной части элиты необходимо учитывать, так как при возможном изменении во властных структурах страны в связи с преклонным возрастом Н. Назарбаева они могут сыграть определенную роль.

В плане общего анализа ситуации в Казахстане в контексте интеграционных процессов в зоне, прилегающей к территории России, целесообразно иметь в виду следующие обстоятельства:

Становление системы интеграционных связей происходит на фоне дифференциации интересов государств-участников и укрепления позиций различных группировок национальных элит, связанных с многовекторной внешней политикой (это особенно относится к Казахстану).

Продвижение евразийской интеграции сопровождается расширением вовлеченности стран внешнего регионального окружения (КНР, стран Запада) в двустороннее взаимодействие с ближайшими российскими партнерами - Казахстаном, Белоруссией, Арменией.

Перспективы главных интеграционных форматов в экономической сфере определяются как объективными моментами (в частности, заинтересованностью в углублении традиционной взаимодополняемости хозяйственных систем), так и субъективными моментами (в частности, многовекторными политическими интересами, доминирующими среди правящих кругов российских партнеров). Интеграционный фактор опирается в настоящее время преимущественно на российский ресурсный потенциал. Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения зачастую затягивают принятие решений, направленных на преодоление затратных для России форматов взаимодействия.

Система многостороннего экономического сотрудничества стран - участниц ЕАЭС пока не способна в полной мере блокиро-

вать исходящие из внешней среды негативные стимулы для устойчивой интеграции экономического ядра постсоветского пространства. Но, с другой стороны, и отрицательные внешние воздействия не способны остановить поступательное развитие российско-казахстанских интеграционных процессов.

Как представляется, России необходимо учитывать претензии Казахстана к процессу евразийской интеграции (в частности, проблемы торгового дисбаланса и доступа на российские рынки) и вести с ним систематический диалог на эту тему. Вместе с тем Москва могла бы акцентировать то обстоятельство, что евразийская интеграция - не способ получения дотаций и преференций от России, а взаимовыгодный процесс. В российско-казахстанских переговорах необходимо учитывать фактор непреодоленной мно-говекторности казахстанской внешней политики. Казахстан намерен интегрироваться с Россией не в ущерб другим основным «векторам» своей внешней политики (ориентация на КНР, страны Запада). Необходимо развивать инструменты влияния России на казахстанские элиты с учетом того, что в какой-то временной перспективе фактор Н. Назарбаева - инициатора и сторонника процесса евразийской интеграции - может исчезнуть с политической арены. В интересах Москвы способствовать формированию в Казахстане пророссийского слоя элиты инструментами «мягкой силы». Для дальнейшего продвижения евразийской интеграции Россия может использовать влияние Казахстана на страны Центральной Азии, активно сотрудничающие с Казахстаном в политической и экономической сферах. Российская политика в Центральной Азии (особенно, по отношению к Узбекистану) по возможности должна быть «казахстаноцентричной», а Москве желательно с пониманием относиться к интересам Астаны, в частности к ее соперничеству с Ташкентом за региональное влияние.

Литература

1. В Министерстве образования и науки Казахстана оценили перспективы единого для СНГ учебника по истории // Портал Института евразийской интеграции. 2013. 26 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://eurazis.kz/?p=2124

2. Вице-министр Т. Жаксылыков не разделяет опасений по поводу больших экономических потерь Казахстана от Таможенного союза // Международное информационное агентство Кazinform. 2014. 10 января. [Электронный ре-сурс].URL: http://www.inform.kz/rus/article/2620009

3. Гусев Л.Ю. Приграничное сотрудничество между Россией и Казахстаном -история развития и перспективы на будущее // Евразия: аналитика и прогнозы. - М., 2013. - № 7. - С. 63-71.

4. Дорога в Казахстан будет построена быстрее, чем ожидалось // Информационный портал о сертификации ИнфоГост. 2013. 13 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http://infogost.com/doroga-v-kazahstan-budet-postroena-byistree-chem- ozhidalos/

5. Казанцев А. А. Интеллигенция и структурные инновации в политическом пространстве (опыт сравнительного анализа) // Полис. Политические исследования. - М., 2007. - № 1. - С. 71-93; Kazantsev A. Russian Policy in Central Asia and the Caspian Sea Region // Europe-Asia Studies. 2008. Т. 60. - М., N 6. -P. 1073-1088.

6. Казанцев А.А., Содиков Ш.Д. Политические элиты и перспективы эволюции политических систем Узбекистана и Казахстана // Ежегодник ИМИ. - М.: МГИМО-университет, 2014. - Вып. 1. - С. 116-124.

7. Казанцев А.А. Суверенная демократия: противоречия концепции // Политический журнал. - М., 2007. - № 7-8. - С. 84-90; Казанцев А.А. О когнитивно-неоинституциональном подходе к изучению международных отношений // Полис. Политические исследования. - М., 2003. - № 1. - С. 74-81.

8. Казанцев А.А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческая судьба политических понятий // Полис. Политические исследования. - М., 2001. -№ 5. - С. 116-122.

9. Казанцев А.А. Центральная Азия: Институциональная структура международных взаимодействий в становящемся регионе // Полис. Политические исследования. - М., 2005. - № 2. - С. 78-88; Сергеев В.М., Кузьмин А.С., Нечаев В.Д., Алексеенкова Е.С., Казанцев А.А., Дождиков А.В., Евстифеев Р.В., Усманов С.М., Чернышов С.В., Федорова И.М., Хомутова О.Ю., Виноградова С.А. Хора московских ворот и сценарии ее развития // Полис. Политические исследования. - М., 2007. - № 2. - С. 44-62; Казанцев А.А. «Ваххабизм»: Опыт когнитивного анализа институтов в ситуации социокультурного кризиса // Полис. Политические исследования. - М., 2002. - № 5. - С. 96-109.

10. Казанцев А. А., Содиков Ш.Д. Политические элиты и перспективы эволюции политических систем Узбекистана и Казахстана // Ежегодник ИМИ. - М.: МГИМО-университет, 2014. - Вып. 1. - С. 116-124.

11. Казахстан в 2013 г. представит предложения по унификации ввозных таможенных пошлин в ТС // Агентство международной информации - Новости-Казахстан. - М.: МГИМО-университет, 2013. - 23 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://newskaz.ru/economy/20130923/5574931.htmlcountries. Thus, according to the president of Kazakhstan now more than 50 large Kazakh-Russian projects totaling about $ 6 billion are realized and planned to implement on its territory. Also, it is indicated how the collaboration between the South Kazakhstan and Moscow region is carried. However, it is indicated that there is no increasing convergence in the ideological sphere. So Russia's proposal to create a single history textbook for the countries of the Eurasian Union encounters from Kazakhstan on a number of issues, as the task of the authorities of the country is to strengthen the independence of Kazakhstan, what the history books should help. At the end the conclusions and recommendations are given.

12. Казахстан в 2013 г. распределил в рамках ТС на 26 млрд тенге ввозных пошлин больше, чем получил // Агентство международной информации - Но-вости-Казахстан. - 2013. - 23 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://newskaz. ru/economy/20130923/5575315.html

13. Казахстан и Белоруссия подписали «дорожную карту» сотрудничества на 2014-2016 годы // Информационный портал «Рамблер». - 2013. - 4 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://news.rambler.ru/21431731

14. Казахстан присоединяется к «торговой войне» РФ против Украины и Молдовы // Информационный портал «Биржевой лидер». 2013. 23 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-sng/kazakhstan/entry1008180292.html

15. Казахстан разочарован в Таможенном союзе: казахский аналитик // Информационный портал «Первый армянский». 2013. 11 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.1in.am/rus/armenia_interview_36154.html

16. Казахстанцы положительно оценивают работу Таможенного союза - опрос // Информационное агентство Inrefax.by. 2013. 11 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.by/news/belarus/143488

17. Лукашенко преподал Обаме урок истории США // Информационный портал Naviny.by. 2013. 2 октября. [Электронный ресурс].URL: http://naviny. by/rubrics/politic/2013/10/02/ic_articles_112_183193

18. Между Казахстаном и Россией подписан исторический договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке // Казахстанская газета «Страна и мир». 2013. 14 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://sim.kz/articles/view/35384

19. На заработки в Россию потянулась молодежь из Казахстана // Информационное агентство ИА REX. 2013. 27 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http ://www. iarex .ru/news/41584. html

20. Назарбаев заявил о возможном выходе Казахстана из Евразийского союза // Информационный портал Newsru.com. 2014. 31 августа. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/world/31aug2014/nazarbaev.html

21. Назарбаев назвал причины возможного выхода Казахстана из Евразийского союза // Информационный портал News-Rbk 2014. 31 августа. [Электронный ресурс]. URL:http://news-rbk.ru/world/37623-nazarbaev-nazval-prichiny-vozmozh nogo-vyhoda-kazahstanaiz-evraziyskogo-soyuza.html

22. Назарбаев напомнил о праве Казахстана на выход из ЕАЭС // Информационный портал Tengri news. 2014. 25 августа. [Электронный ресурс]. URL: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-napomnil-o-pravekazahstana-na-vyihod-iz-eaes-260719

23. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроники деятельности. - Астана: Деловой мир, 2011. - 311 с.

24. Растет товарооборот, растет и отрицательное сальдо // Центр деловой информации «Капитал». 2013. 23 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://kapital.kz/details/21233/rastet-tovarooborot-rastet-i-otricatelnoe-saldo.html

25. Реализуемая «Стратегия-2050» является важной задачей, рассчитанной на два-три следующих поколения казахстанцев - Глава государства // Международное информационное агентство ^zi^rm. 2013. 11 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2596707

26. Роль Казахстана в процессе формирования структур Таможенного союза. Взгляд из России // Информационный портал Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М.В. Ломоносова. 2009. 27 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ia-centr.ru/expert/4793

27. Россия и Казахстан объединились для перевозки зерна // Центр деловой информации «Капитал» 2013. 6 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http:// kapital.kz/economic/20535/rossiya-i-kazahstan-obedinilis-dlya-perevozki-zerna.html

28. С 2014 г. Беларусь будет участвовать в госзакупках Казахстана // Казахстанский портал Nur.kz. 2014. 3 января. [Электронный ресурс]. URL: http://news. nur.kz/296888.html

29. С начала функционирования ТС среднегодовой рост взаимной торговли составил почти 16% - МЭБП // Агентство международной информации -Новости-Казахстан. 2014. 10 января. [Электронный ресурс]. URL: http://newskaz.ru/economy/20140110/5997312.html

30. Таможенный союз - проходной двор в офшоры // Информационный портал prodengi.kz. 2013. 24 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://prodengi.kz/ lenta/tamozhennyj_soyuz_prohodnoj_dvor_v_ofshory.

31. Таможенный союз может заработать в начале 2010 г. - Генсек ЕврАзЭС // РИА «Новости». 2009. 14 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian.ru/ world/20090514/171079786.html

32. Экономические эффекты евразийской интеграции для Казахстана // Информационный портал «Русские в Казахстане». 2014. 20 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianskz.info/economy/5663-ekonomicheskie-effekty-evraziyskoy-integraciidlyakazahstana.html

33. ЮКО намерена построить логистические центры в России и Белоруссии // Агентство международной информации economy/20131212/ 5906303.html и -Новости-Казахстан. 2013. 12 декабря. [Электронный ресурс]. URL: http:// newskaz.ru/

34. Большова Н. Н. Европейский союз после кризиса: основные вызовы. Усиление наднациональных механизмов и федерализация еврозоны // Bcя Европа. - М., 2013. Вып. 12 (82). [Электронный ресурс]. URL: http://www.alleuropa.ru./ev-ropeyskiy-soyuz-posle-Krizisa_osnovnye-vizovi (Date of access 20.10.2014.)

35. Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. Евросоюз: от частного к общему. Россия в глобальной политике. 10.02.2010. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.globalaffairs.ru/n_14566

36. Глущенко Ю.Н. Состояние, проблемы и перспективы сотрудничества США и ЕС в экономической сфере // Проблемы национальной стратегии. - М., 2011. -№ 4 (9). - С. 147, 148, 158. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mgimo.ru/ files2/y11_/2013/233404/12.1.4_gluschenko.pdf.

37. Ильвовский Д.М. Система защиты прав интеллектуальной собственности в ЕС и перспективы ее развития. Магистерская диссертация. - М.: МГИМО-университет, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilvovskiy.com./ news/mgimo/The-system-of-protection-of-intellectual-rightsandprospects-for-its--development/

«Ежегодник ИМИ. Меняющийся мир и российские интересы», М., 2015 г. Вып. 1 (11), с. 94-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.