ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ Н.А. НАЗАРБАЕВА В УСЛОВИЯХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
С.Ф. Гребениченко Р.Е. Сагиндиков
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В статье раскрывается международный имидж лидера Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, которому принадлежит известная на постсоветском пространстве евразийская идея, предложенная на качественно новой основе становления и развития Содружества Независимых Государств. Авторы отмечают, что новая экономическая идея Н.А. Назарбаева резко отличается от прежних интеграционных идей и форм направлений. Эта идея главы Республики Казахстан, где большую роль играет принцип добровольности, явилась на постсоветском пространстве притягательной не только для стран Содружества Независимых Государств, но и для государств дальнего зарубежья - Индии, Вьетнама, Турции и других.
Ключевые слова: глобализация, постсоветское пространство, Евразийский экономический союз, Евразия, мирное сосуществование, интеграционные идеи, принципы равенства и равноправия.
Интеграционные процессы стран СНГ с 2000 г. все шире набирают обороты, что свидетельствует о том, что замыкаться им в своих границах в условиях глобализации может привести к тупиковому пути развития. А тесное взаимодействие позволяет им проводить единую политику в отношении третьих стран, создавать общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей свободу передвижения капитала и рабочей силы. Создание зон свободной торговли, таможенных союзов и других форм партнерства служит национальным экономикам хорошим стимулом для совершенствования производства и внедрения многих инноваций. В этой связи можно констатировать, что в современно мире на передний план выдвигается проблема обеспечения коллективного противодействия внешним угрозам и вызовам, например, в области экономики. Создаваемый Казахстаном, Россией и Беларусью Евразийский экономический союз направлен как раз на реализацию этих целей.
В этом году исполнилось 20 лет с момента исторической лекции Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в Московском государственном университете им. М. Ломоносова, где была предложена идея создания Евра-
зийского экономического союза. Необходимо отметить, что идея активной экономической интеграции на качественно новой основе с учетом стран постсоветского пространства возникла в весьма непростых, специфических исторических условиях. Именно тогда появилась потребность в качественно новой идеологии внутригосударственных и межгосударственных взаимоотношений на основе консенсуса, взаимного уважения, добрососедства, невмешательства во внутренние дела друг друга. И она появилась в самом центре Евразии, в Казахстане, и была провозглашена его Президентом Н.А. Назарбаевым.
В этой связи встает законный вопрос - почему Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве предложил идею евразийства? Это, на наш взгляд, можно объединить рядом факторов: во-первых, Республика Казахстан с первых дней независимости начала формировать политику сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия, что практически было созвучно сущности евразийства; во-вторых, из истории народов Евразии явствует, что казахи представляли собой этнос синкретического характера, органически и без каких-либо предрассудков, включающих многие различные этносы; в-третьих, традиционная положительная «ком-плиментарность» предков современных казахов и их самих со своими ближними и дальними соседями объяснялась и тем, что мобильные кочевники на быстрых скакунах чаще и ранее, чем их соседи, соприкасались с окружающим миром, воспринимал и разноликую евразийскую народность такой, какой она была в реальности. Для них не существовало избранных народов и государств, так же как не было цивилизаций низшего порядка.
Положительное отношение казахов ко всем без исключения этносам выдержала экзамен как внутри республики, так и за его пределами. Оно же получило дальнейшее развитие и при формировании основ Евразийского экономического союза. Это, по нашему мнению, и учел Нурсултан Абишевич Назарбаев при озвучивании своей идеи 20 лет назад. В-четвертых, проживание на территории Казахстана различных этносов на протяжении нескольких десятилетий, а то и столетий, исповедовавших самые различные религии, выработало неповторимый опыт мирного сосуществования и добрососедства, на реальной практике апробировав идею евразийства в отдельно взятой части Евразии. Постепенно эта традиция переносилась и на соседние территории.
Все это свидетельствует о том, что при создании Евразийского экономического союза необходимо учесть этот уникальный опыт Казахстана, а также и тот факт, что почти 80% его граждан страны исповедуют ислам, предполагающий мирное существование друг с другом мировых и традиционных религий, что, безусловно, позитивно сказалось на появлении идей евразийства именно в Казахстане.
Следует отметить, что новая идея Н.А. Назарбаева резко отличается от прежних интеграционных идей и последовавших за ними форм объедине-
ний. Поэтому неслучайно эта идея явилась притягательной не только для стран СНГ, но и для наших дальних соседей - Индии, Вьетнама, Турции и других государств. И самое главное здесь то, что проект нового интеграционного объединения предусматривал приоритет прежде всего экономических интересов стран-участниц, практически исключая другие, и прежде всего политические.
Во взаимоотношениях государств Евразийского экономического союза должно быть обязательно верховенство принципов равенства и равноправия. При вступлении в Евразийский экономический союз должен присутствовать принцип добровольности. Никто не при каких обстоятельствах не должен принуждать какую-либо страну вступать в этот сугубо экономический союз. Это конфиденциальное право и внутренне решение каждого народа и каждой страны. Взаимоотношения вступающих в добрососедские отношения государственных образований однозначно должны строиться на основе невмешательства во внутренние дела друг друга, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ.
Это главное условие евразийской идеи Н.А. Назарбаева. Обо всем этом говорил глава Республики в одном из недавних выступлений: «В моей идее о создании Евразийского союза никогда не было и нет ни маниловщины, ни заслоняющего будущее политической ностальгии. В ее основе всегда был и остается прагматический подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразно-стями они не прикрывались» (1). И с этим принципом евразийской идеи, как, впрочем, и с другими, нельзя не согласиться. Тем более, что этими же принципами руководствуются как страны, создающие в настоящее время новое экономическое объединение, так и те государства, которые в перспективе изъявят желание последовать примеру трех государств Евразии.
Со времени после провозглашения Президентом Казахстана идеи Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана прошло два десятилетия, и она справедливо расценивается как наиболее перспективная региональная инициатива на постсоветском пространстве. Как мы видим, единый евразийский рынок становится важным источником роста экономики стран Таможенного союза.
Подтверждением эффективности взаимодействия интеграционных структур является стремление новых партнеров подключиться к новому экономическому сообществу. В прошлом году был озвучен и динамично реализуется процесс присоединения Армении и к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Эту задачу решает и Кыргызстан.
В настоящее время мировое сообщество видит, что в результате продвижения инициативы Президента Казахстана Н. А. Назарбаева евразийство из теоретической и интеллектуальной конструкции превратилось в действенный политический институт, а идея межгосударственной евразийской интеграции стала реальностью. Н.А. Назарбаев построил независимое и суверен-
ное государство со всеми атрибутами современной демократической и светской страны, обеспечив ей стабильность и безопасность, раз и навсегда остановив дискуссии по поводу пересмотров границ, заключив серию двух многосторонних военно-политических договоров. Он одним из первых воплотил на практике жизнеутверждающую и судьбоносную идею - идею евразийства, возведя его в ранг государственного приоритета.
Но глобализация, как известно, породила новые вызовы и угрозы, которые особенно касаются государств Центральной Азии. Прежде всего речь может идти о терроризме, религиозном экстремизме, торговле людьми, незаконной миграции, растущем наркотрафике, распространении конвенционного оружия, нехватке воды и т.д. Совершенно очевидно, что с такими сложными проблемами можно справиться, объединившись в экономический и политический союз.
Исключительную ценность приобретает инициатива, выдвинутая Н.А. Назарбаевым в 2005 г., когда он особо подчеркнул, что «наша дальнейшая интеграция - это путь к стабильности, прогрессу региона, экономической и военно-политической независимости. Только так мы обеспечим безопасность и будем эффективно бороться с терроризмом и экстремизмом. Такое объединение, наконец, отвечает интересам простых людей, живущих в регионе». И далее он заявил: «Предлагаю создать Союз центральноазиатских государств. Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном может послужить прочной базой для такого объединения. Нам надо перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте. Только так мы будем достойны наших общих великих предков, всегда видевших нас вместе» (2).
Глава Казахстана, прежде всего, имел в виду углубление интеграции, координацию политики в осуществлении экономических реформ путем создания зоны свободной торговли, общего рынка услуг, товаров, капиталов и рабочей силы, валютного союза. Соответственно, планируется разработать комплекс мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями. При этом могут быть творчески использованы опыт и принципы, сформулированные в основополагающих документах по созданию ЕС.
Все это свидетельствует о том, что Н.А. Назарбаеву как видному лидеру стран СНГ присуща неуклонная решимость и последовательность в осуществлении выдвинутых им идей. Вот почему в своем очередном Послании к народу Казахстана 2 марта 2006 г. он вновь отмечает: «Важно не снижать темпы интеграции в нашем регионе. Мы должны развивать связи с соседними государствами Средней Азии, с которыми нас объединяет общая культура и история. Наше взаимодействие с торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферой имеет самые благоприятные перспективы. Наши усилия должны быть направлены на их дальнейшее развитие» (3).
В середине июня 2006 г. в Алматы завершился второй саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМдА), инициатива созыва которого принадлежит также Президенту Казахстана Н. Назарбаеву, заявившему об этом впервые на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 г. В принятой декларации участников саммита СВМДА была вновь озвучена важность интеграционных процессов в центральноазиатских государствах. В послании Главы государства народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 г. Н.А. Назарбаев вновь подчеркнул необходимость укрепления сотрудничества с государствами Центральной Азии» и «создавать прочную основу для стабильности, открытого диалога и взаимодействия в регионе» (3).
17 апреля 2008 г. в Астане с участием Н. Назарбаева и прибывшего в Казахстан с официальным визитом Президента Кыргызстана К. Бакиева состоялось второе заседание Высшего межгосударственного совета двух стран. На нем были рассмотрены актуальные вопросы углубления двустороннего сотрудничества. Важнейшими итогами переговоров явилось внесение изменений в Договор о союзнических отношениях между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой, в положения о Высшем межгоссовете и о Совете министров иностранных дел, а также подписание Соглашения о создании Казахстанско-кыргызского межправительственного совета на уровне премьер-министров.
При этом особо был отмечен рост экономических связей между двумя странами. Так, например, в 2007 г. объем взаимной торговли между этими республиками составил 531 миллион долларов, увеличившись на 30,6 процента по сравнению с годом предыдущим, «И теперь, - заметил Н. Назарбаев, - нужно довести данный показатель до миллиарда. Соответствующие резервы у стран имеются. На финансово-кредитном рынке Кыргызстана уверенную позицию занимают пять крупных казахстанских банков второго уровня, на долю которых приходится более 60 процентов кредитов, выдаваемых в этой стране. Президент Кыргызстана К. Бакиев заявил о своей полной поддержке инициативы казахстанского лидера по созданию Союза централь-ноазиатских государств, заметив, что такое объединение позволит государствам Центральной Азии быстрее развиваться» (4).
В заключение Президенты Казахстана и Кыргызстана приняли совместное заявление, в котором высказались за поэтапное создание союза централь-ноазиатских государств и наметили провести специальный международный форум по этому вопросу в 2010 г. Однако против создания такого Союза выступил Президент Узбекистана И. Каримов во время своего официального визита в Астану 22-23 апреля 2008 г. В частности, он отметил, что «для того чтобы создавать какие-то союзы между государствами, тем более если речь идет о странах Центральной Азии, уровень экономического и социального
развития, потенциал этих стран должен быть как-то сравним. Во-вторых, политика и направления, которыми занимаются лидеры государств, должны быть сравнимы, но не разноречивы. Особенно если это касается реформ и видения перспектив своего развития»(5).
На состоявшейся 13 мая 2011 г. в Астане встрече Президентов Казахстана и Таджикистана Н. Назарбаева и Э. Рахмона этот диалог продолжился с обсуждением широкого спектра тем.
Прежде всего речь шла о совместном использовании водно-энергетических ресурсов и практической реализации казахстанской инициативы по созданию Союза центральноазиатских государств. Отмечалось, что объем взаимного товарооборота возрос на 64 процента и достиг 303,5 миллиона долларов. Активизировалось взаимодействие в банковских, финансовой, инвестиционной и страховой сферах. Объем казахстанских инвестиций в таджикскую экономику составил 34,2 миллиона долларов.
Позитивное значение для поступательного развития интеграции стран Центральной Азии имело и расширение казахстанско-туркменских связей. В результате Туркменистан в настоящее время особое значение придает развитию взаимодействия в области энергетики, в транспортной и других сферах. На этот счет имеется ряд совместных инициатив. Одна из них предполагает создание паромной переправы между городами Актау, Туркменбаши, Астрахань.
Большое значение получает сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере двух стран. Так, например, в 2008 г. в Казахстане с успехом прошли «Дни культуры» Туркменистана. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на позицию, занятую Узбекистаном, идея Н.А. Назарбаева о создании Союза центральноазиатских государств вполне реалистична. Внося это предложение, Н.А. Назарбаев и не рассчитывал, по нашему мнению, на немедленное создание такого объединения, о чем свидетельствуют его последние выступления и труды. Президент Республики Казахстан знал, что наряду с общей схожестью центральноазиатских государств - единые корни, исторические судьбы, языковая схожесть и т.д. - имеются и довольно большие различия. Так, например, если в Узбекистане создано 73 предприятия с участием казахстанских инвесторов, то в Кыргызстане их более 400. Учитывая этот факт, Н. А. Назарбаев предложил поэтапное развитие этого важного процесса (6).
Таким образом, сама жизнь показывает мудрость и насущную необходимость выдвинутых Н.А. Назарбаевым идей об ускорении интеграции в Евразии вообще, и Центральноазиатском регионе в частности.
29 мая в столице Казахстана Астане Президенты В.В. Путин, Н.А. Назарбаев и А.Г Лукашенко подписали договор о создании Евразийсского экономического союза (ЕАЭС). С его подписанием три постсоветские страны вышли на новый уровень интеграции. «Прежде всего союз является экономическим и не затрагивает суверенитеты стран-участниц», - подчеркнул
H.А. Назарбаев. И тут же по-восточному красноречиво назвал союз продолжением «великой летописи добрососедства России, Белоруссии и Казахстана» (8).
Согласно проекту договора о ЕАЭС на территории трех стран поэтапно устанавливается режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, а также равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре и общие правила таможенно-тарифного регулирования. Президент Российской Федерации в этой связи подчеркнул, что «передача отдельных полномочий национальным органам союза не наносит абсолютно никакого ущерба суверенитету трех стран» (8).
Примечательно, что совокупный объем экономик трех стран составляет 2,2 триллиона долларов, общий объем выпуска промышленной продукции -
I,5 триллиона. Как видим, цифры впечатляют, поэтому некоторые государства, в частности Армения и Киргизия, выразили активное желание вступить в союз.
Одновременно было решено создать структурные организации союза: 1. Межгосударственный аналог Центробанка - в г. Алма-Аты; 2. Штаб-квартиру Евразийской комиссии - в Москве; 3. Суд - в Минске. Проект договора не предусматривает перехода на единую валюту, но декларирует задачу увеличить долю взаимных расчетов в тенге, а также в российских и белорусских рублях. По итогам 2013 г. доля рубля в контрактах между тремя странами ЕАЭС составила 55%. На втором месте доллар, на третьем - евро. А вот доля национальных валют Белоруссии и Казахстана - не больше 2%.
По итогам договора был также подписан пакет документов, направленных на дальнейшее расширение кооперации по «мирному атому», в том числе меморандум о строительстве в Казахстане АЭС с использованием российских технологий.
Все это является ярким подтверждением реализации евразийскийх идей Н.А. Назарбаева в осуществлении основных направлений развития Содружества Независимых Государств.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Казахстанская правда. 29 марта 2014 г.
(2) Токаев К.Ж. Центральная Азия: к новой модели сотрудничества / Казахстанская правда. 2005. 23 февраля; 6 мая.
(3) Назарбаев Н. Казахстан на пути экономической, социальной и политической модернизации: Послание Президента РК народу / Казахстанская правда. 2005. 19 апреля.
(4) Назарбаев Н. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира: Послание Президента РК народу / Казахстанская правда. 2006. 2 марта.
(5) Казахстанская правда. 2008. 7 февраля.
(6) Деловая неделя. 2008. 25 апреля.
(7) Казахстанская правда. 2008. 13 мая.
(8) Московский комсомолец. 30 мая 5 июня, 2014 г.
REFERENCES
(1) Kazahstanskaja Pravda [Kazakhstan truth]. March 29, 2014.
(2) Tokaev K.Zh. Central'naja Azija: k novoj modeli sotrudnichestva [Central Asia: towards a new model of cooperation] / Kazahstanskaja Pravda [Kazakhstan truth]. 2005. February 23; May 6th.
(3) Nazarbaev N. Kazahstan na puti jekonomicheskoj, social'noj i politicheskoj moderni-zacii: Poslanie Prezidenta RK narodu [Kazakhstan on the way of economic, social and political modernization: Message from the President of Kazakhstan to the people] / Kazahstanskaja Pravda [Kazakhstan truth]. 2005. April 19.
(4) Nazarbaev N. Strategija vhozhdenija Kazahstana v chislo pjatidesjati naibolee konkuren-tosposobnyh stran mira: Poslanie Prezidenta RK narodu [The strategy of becoming one of the fifty most competitive countries in the world: the message of the President to the people] / Kazahstanskaja Pravda [Kazakhstan truth]. 2006. March 2.
(5) Kazahstanskaja Pravda [Kazakhstan truth]. 2008. February 7.
(6) Delovaja nedelja [Business Week]. 2008. April 25.
(7) Kazahstanskaja Pravda [Kazakhstan truth]. 2008. May 13.
(8) Moskovskij komsomolec [Moskovsky Komsomolets]. May 30 - June 5, 2014.
EURASIAN IDEA N.A. NAZARBAYEV IN THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES
S.F. Grebenichenko R.A. Sagindikov
Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 10-1, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the international image of the leader of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev, who owns the famous post-Soviet Eurasian idea, proposed on a new basis of formation and development of the Commonwealth of Independent States.
This year marks 20 years since the historic lecture of the President of Kazakhstan in Moscow State University. MV University, which was announced by the idea of creating the Eurasian Economic Union. In this regard, the need to settle into her new ideology as intrastate and interstate relations in the post-Soviet space.
Simultaneously, the authors asked a fair question - why Kazakhstan is one of the first in the former Soviet Union proposed the idea of the Eurasian Economic, who received a convincing answer to the article associated with a number of vital factors.
Later in the article notes that the new economic idea NA Nazarbayev is very different from the previous integration of ideas and forms of directions. It is no coincidence, according to the authors, this idea was the head of the Republic of Kazakhstan in the post-attractive not only for the countries of the Commonwealth of Independent States, but also to non-CIS countries - India, Vietnam, Turkey and others.
And here, as pointed out in the article, plays an important role volunteerism. No one, under any circumstances, according to the authors, should not force any country to join the Eurasian Economic Union of CIS countries. In this regard, the article emphasizes that it is confidential law and the internal decision of each nation, each country.
Key words: globalization, post-Soviet space, the Eurasian Economic Union, Eurasia, peaceful coexistence, integration ideas, principles of equity and equality.