Научная статья на тему 'Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси - основа их экономической безопасности'

Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси - основа их экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2713
825
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / THE CUSTOMS UNION INTEGRATION PROCESSES / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON ECONOMIC SPACE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ECONOMIC REFORMS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / ДОГОВОР / ДЕКЛАРАЦИЯ / СОГЛАШЕНИЕ / AGREEMENT / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / PRESIDENT / DECLARATION OF AGREEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Козьменко Владимир Матвеевич, Сагиндиков Рустем Елеусинович

В статье на большом фактическом материале рассматриваются приоритетные направления формирования и деятельности Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии в условиях Содружества независимых государств (СНГ) после распада СССР. Особо выделяется позитивная роль президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в реализации этих вопросов. Все они анализируются на основе большой нормативно-правовой базы, сформировавшейся между Россией и Казахстаном в области реализации задач, поставленных странами Таможенного союза и другими государствами СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Козьменко Владимир Матвеевич, Сагиндиков Рустем Елеусинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus - Basis of Economic Security

The article on the extensive factual material considered priorities and formation of the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus in the conditions of the Commonwealth of Independent States, after the collapse of the USSR. Highlights the positive role of the President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev to realize these issues. All issues are analyzed with the help of large legal framework, which was formed between Russia and Kazakhstan in the field of realization of the Customs Union countries and other countries of the CIS goals.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси - основа их экономической безопасности»

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, КАЗАХСТАНА И БЕЛАРУСИ -ОСНОВА ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В.М. Козьменко, Р.Е. Сагиндиков

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье на большом фактическом материале рассматриваются приоритетные направления формирования и деятельности Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии в условиях Содружества независимых государств (СНГ) после распада СССР. Особо выделяется позитивная роль президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в реализации этих вопросов. Все они анализируются на основе большой нормативно-правовой базы, сформировавшейся между Россией и Казахстаном в области реализации задач, поставленных странами Таможенного союза и другими государствами СНГ.

Ключевые слова: СНГ, Таможенный союз, интеграционные процессы, Евразийское экономическое сообщество, единое экономическое пространство, экономические реформы, экономическое сотрудничество, договор, декларация, соглашение.

С первых дней деятельности СНГ перед его членами, и в первую очередь перед Российской Федерацией как лидера в интеграционных процессах, встал вопрос об альтернативных структурах, способных обеспечить национальную экономическую безопасность. Для этого 6 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе России и Беларуси, к которому позднее присоединились Казахстан и Киргизия, а 29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между этими государствами. Спустя год этот документ был дополнен нормативно-правовым актом «О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза» [1] и Протоколом «О международных торговых переговорах государств — участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию» [2]. Эти документы разъясняли основные принципы деятельности и обязательства сторон в соответствующих областях.

В этой связи необходимо особо отметить, что первым почувствовал необходимость создания таможенного режима после образования Содружества Независимых Государств президент Казахстана Н.А. Назарбаев. По его мнению, это необходимо для беспрепятственного движения товаров и услуг. Создание Таможенного союза СНГ он считал первоначальным этапом формирования будущего Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) [7. C. 358]. Эта идея начала реализовываться в ряде нормативно-правовых документов. Так, в подписанной президентами Российской Федерации и Республики Казахстан 20 января 1995 г. Декларации «О расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества» отмечалось, что «необходимо будет принять меры по координации внешней политики, включая таможенную, в том числе невзимание таможенных пошлин во взаимной торговле и отмена таможенного контроля на общей границе при безусловном обеспечении эффективной совместной защиты внешних границ Таможенного союза и проведении согласованной внешнеэкономической политики

по отношению к третьим странам в рамках формирования Таможенного союза в соответствии с Договором «О создании Экономического союза» [7. С. 358].

Позднее содержание Декларации было дополнено положением «О введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан при объединении таможенных территорий России и Казахстана». Стороны договорились о введении свободной торговли между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в полном объеме, без изъятий и ограничений. При этом прекратились действия протокола об изъятиях от 24 октября 1992 г. [9. С. 227].

В этой связи деятельность трех государств — Беларуссии, Российской Федерации и Республики Казахстан — была направлена на дальнейшую активизацию по формированию Таможенного союза. В частности, «стремясь к развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений и выражая намерение продолжить реализацию Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., они подписали «Соглашение о Таможенном союзе от 25 января 1995 г.» [11. С. 18], которое явилось одним из основных документов экономической интеграции в рамках Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Регулирование же, например, внешнеэкономического российско-казахстанского сотрудничества осуществлялось в соответствии с Соглашением между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации «О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности» от 20 января 1995 г. [5. С. 490].

На основании соглашения о Таможенном союзе от 10 января 1995 г. Россия и Казахстан заключили 16 мая 1995 г. Межправительственное соглашение «О единстве управления таможенными службами». Было учреждено представительство таможенной службы для решения обоюдных таможенных проблем со стороны обоих государств. Его основными задачами являлись:

1) согласование решений таможенной службы республики Казахстан, включая решения по повышению эффективности контроля;

2) организация обмена информацией по вопросам таможенного дела;

3) организация взаимодействия таможенных служб сторон, в том числе совместного таможенного контроля;

4) выработка предложений по унификации законодательства и нормативной базы в сфере таможенного дела РК с соответствующим законодательством и нормативной базой РФ и др. [5. С. 235—236].

Примечательно, что к Таможенному союзу Белоруссии, России и Казахстана присоединилась Республика Кыргызстан, после чего 29 марта 1996 г. президенты этих государств А.Г. Лукашенко, Б.Н. Ельцин, Н.А. Назарбаев, А.А. Акаев подписали Договор о расширении интеграционной политики в экономической и гуманитарной сферах. Его основная цель состояла в более эффективном развитии экономики, духовного потенциала населения и т.д. В Договоре подчеркивалось, что основной задачей интеграции является необходимость создания единого экономического пространства в целях эффективного функционирования совместного рынка товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, развития общих транспортных, энергетических, информационных систем (Ст. 2).

Стороны также договорились о едином решении по определению основных направлений, этапов и сроков проведения экономических реформ, о создании общего рынка; обеспечении равного права на имущество, приобретаемого в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным законодательством; о создании единой модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики (Ст. 3).

Была достигнута договоренность о создании стабильности в денежно-валютной и валютно-финансовой областях, эффективности платежно-расчетной системы. На начальном этапе решено «добиваться существенного снижения инфляции и стабилизации обменных курсов национальных валют, полной контролируемости национальных валют, обеспечивать равный доступ субъектов — резидентов сторон на рынки валют государств — участников Договора. Центральные банки сторон должны создать межбанковский союз в целях взаимных консультаций по осуществляемым мерам. На последующих этапах стороны реализуют переход к единым стандартам и практике регулирования банковской деятельности и в зависимости от достигнутой степени интеграции будут вводить единую валюту (Ст. 7)» [5. С. 493—494].

В целях реализации этого Договора были сформированы совместные управления интеграции вышеназванных задач: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. 22 октября 1997 г. председателем Межгосударственного союза был избран президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев [5. С. 500].

28 апреля 1998 г. к Таможенному союзу присоединилась Республика Таджикистан, а через год главами пяти государств — Белоруссии, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана — был заключен Договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Согласно ему было решено завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство, которое должно было осуществляться на принципах недискриминации, взаимной выгоды и общих (универсальных) принципах: взаимопомощи, добровольности, равноправия, ответственности за принятые обязательства, открытости (Ст. 4) [5. С. 511—513].

Позднее, в июне 1998 г., по инициативе Российской Федерации и Республики Казахстан сфера стран — участниц Таможенного союза значительно расширилась. Были заключены в его рамках новые соглашения: «О формировании Транспортного союза», «О международном автомобильном сообщении», «О единых условиях транзита через территории стран-участников Таможенного союза», «О взаимодействии энергетических систем» и другие межведомственные соглашения и протоколы [8. С. 86]. Примечательно, что число участников Таможенного союза увеличилось до пяти за счет Таджикистана.

26 февраля 1999 г. главами государств был подписан Договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Эти документы позволили значительно упростить процедуры внутриграничного контроля, активизировать совместную деятельность по расширению торгово-экономического сотрудничества, усовершенствовать основы общего таможенного тарифа и определить за-

кономерности применения защитных мер в торговых отношениях, укрепить национальные валютно-финансовые структуры. По многим видам товаров были утверждены единые таможенные тарифы, оговорен порядок нетарифного регулирования. При активном участии и по инициативе России и Казахстана были сформированы основные направления по сближению национальных законодательств, что явилось началом формирования единого правового пространства.

Однако все эти и другие соглашения к началу нового XXI в. не привели к формированию единого таможенного пространства с едиными внешними границами, общей системой управления, режимом свободной торговли — последний на практике был реализован частично. Но это обстоятельство не привело к утрате интереса государств к активизации экономического сотрудничества в рамках Союза. В 2000 г. инициатором реализации основных задач Таможенного союза, создания условий для более тесной интеграции его участников вновь стала Российская Федерация в единстве с Республикой Казахстан. В частности, 23 мая 2000 г. в Минске состоялось заседание Межгосударственного союза государств — членов Договора о Таможенном союзе, на котором Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил значительно поднять эффективность сотрудничества и создать полноценную межгосударственную экономическую организацию с ясной структурой и реально действующим механизмом управления. В этой связи было решено создать специальную межправительственную рабочую группу по созданию такой организации на основе уставных документов.

Основным документом, сыгравшим большую роль в создании Единого экономического пространства, явилось Соглашение «О Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь» от 20 января 1995 г., которое подписали главы государств этих стран. Одновременно с этим Соглашением был подписан ряд межправительственных документов: «О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности», «О введении режима свободной торговли без изъятия и ограничений», «О мерах по обеспечению единой конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и казахстанского тенге» и др.

Подписав Соглашение «О создании союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан» главы государств сделали совместное заявление и приняли Меморандум об участии в этом Таможенном союзе других государств Экономического союза. Была утверждена совместная программа по реализации соглашения о Таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии. В частности, 26 февраля 1999 г. главы государств подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а также Программа мер по обеспечению формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства на 1999—2002 гг., условия и порядок присоединения к данному Договору.

Новый Договор явился логическим продолжением базового договора от 29 марта 1996 г. Он развивал и конкретизировал дальнейшие этапы по созданию единой таможенной территории, общего рынка товаров, унификации мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Этот документ углубил и расширил базовый договор в части формирования общей экономической политики и развития инфраструктуры, общего рынка услуг, труда и социальной политики, научно-технического и информационного пространства, правовых основ присоединения к Договору новых государств.

Позднее, сложившийся в эти годы экономический союз России, Белоруссии и Казахстана заложил в непростых обстоятельствах довольно прочную основу под Таможенный союз, который должен был явиться более конкурентоспособным на постсоветском пространстве. Это позволит успешно продвигаться по пути формирования общей таможенной территории, которая будет в перспективе способствовать становлению нового общества, создающего основы для реализации поставленных задач в сфере дальнейшего роста национальных экономик и минимизации последствий резких колебаний мировой конъюнктуры.

В этой связи уместно отметить, что интенсивность, например, в торговле между государствами Таможенного союза, уже в 2009 г. была выше, чем средний уровень торговли любых других стран, состоящих в любом другом таможенном союзе. И это очень важный показатель, который свидетельствует о большом взаимном потенциале. Поэтому задача России, Казахстана и Белоруссии состоит в повышении конкурентоспособности их экономик, что является императивом, так как экономическая политика трех стран должна быть направлена на модернизацию и диверсификацию экономики, на рост отраслей, связанных с высокими технологиями.

Последующее развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭс привело к возобновлению попыток стран-участниц создать Таможенный союз. Принципиальное решение по этому вопросу было принято еще в 2006 г. на сочинском неформальном саммите сообщества. Вместе с тем Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, рассмотренный 6 октября 2007 г. в Душанбе на заседании Межгоссовета, подписали только Бела-руссия, Казахстан и Россия, тогда как другие страны СНГ выразили намерение присоединиться к ним «по мере готовности». Это обстоятельство подтвердило заметное отличие стран — участниц ЕврАзЭс друг от друга по методам, темпам, направлениям и показателям экономического развития.

На основе Договора были учреждены Межгосударственный совет на уровне президентов стран-участниц как высший орган и Комиссия таможенного союза как единый постоянно действующий орган данного интеграционного объединения. Доминирующую позицию в комиссии заняла Российская Федерация (57% голосов), Беларусь и Казахстан получили по 21,5%. Все решения принимаются 2/3 голосов. Официально Таможенный союз стал функционировать с 1 января 2010 г. с введением единого таможенного тарифа. Затем, с 1 июля того же года, вступил в силу общий Таможенный кодекс. Ровно через год внутри Таможенного союза был отменен таможенный контроль на границах между странами-участницами, что свидетельствовало о том, что с 1 июля 2011 г. в полном объеме заработал Таможенный союз в составе Беларуссии, Казахстана и России.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что его механизм планомерно совершенствуется, укрепляется договорно-правовая база. В результате торговый оборот постоянно увеличивался, ради чего и создавался Таможенный союз [3. С. 47].

При этом страны — участницы Таможенного союза решили не останавливаться на достигнутом, а создать к 1 января 2012 г. еще и Единое экономическое пространство (ЕЭП). Впервые такое решение президенты Беларуссии, Казахстана и России приняли на неформальном саммите, прошедшем 19 декабря 2009 г. на горнолыжном курорте «Ак Булак» вблизи Алматы. При этом президент Республики Казахстан отметил, что создание Таможенного союза — это второй этап интеграционного процесса. Первым, по его мнению, было создание зоны свободной торговли. А на третьем этапе будут созданы общий рынок и, наконец, Экономический союз по типу Европейского союза.

Необходимо отметить, что данному событию предшествовала статья президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Евразийский экономический союз: теория и реальность», опубликованная в марте 2009 г. в российской газете «Известия». Основными ее положениями следует считать то, что «долгосрочной перспективе евразийской интеграции альтернативы не существует» и «созданные структуры, осуществление совместных проектов и намеченные перспективы совместного сотрудничества приближают нас к созданию Евразийского экономического союза» [6]. Тем самым казахстанский президент фактически вернулся к своей идее 1994 г., придав ей несколько другие очертания.

9 декабря 2010 г. президенты трех стран — участниц Таможенного союза подписали в Москве декларацию о формировании Единого экономического пространства. При этом уже официально было зафиксировано их стремление «к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом» [4]. Всего было подписано 17 документов по созданию Единого экономического пространства.

С формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства в России, Беларуси и Казахстане расширились возможности для создания совместных предприятий, которые стали работать на единый рынок и получили защиту от поставок китайских товаров по бросовым ценам. В этой связи следует отметить, что в течение, например, 2011 г. наблюдался дрейф российских промышленных предприятий как в Казахстане, так и в Белоруссии ввиду более мягкого налогового режима в этих странах. Так, например, ставка НДС в Республике Казахстан равна 12%, в России — 18%, в Беларуси — 14%. Кроме того, здесь наблюдался более низкий уровень тарифов на услуги естественных монополий. В результате только за первый квартал 2011 г. в Казахстане было зарегистрировано около 300 российских предприятий. По мнению многих экспертов, если ситуация не изменится, то процесс переноса российских производств в тот же Казахстан будет набирать обороты. А это приведет к созданию здесь дополнительных рабочих мест, возможности промышленного роста республики, модернизации экономики страны. Одновременно все это позитивно скажется на восстановлении утраченных связей, промышленных цепочек [9. С. 56].

В процессе деятельности Таможенного союза выявлен ряд проблем, реализация которых должна быть связана с формированием активного сотрудничества между государством и бизнесом, с введением повторной сертификации казахстан-

ских товаров, железнодорожных перевозок по территории России, с возвратом НДС, организацией таможенного оформления на пунктах пропуска на границе с Российской Федерацией и др. С решением этих проблем должны активизироваться все страны Таможенного союза.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании таможенного союза. URL: http://www.keden.kz/ru/zakon.php?Id=13920.

[2] Протокол о международных торговых переговорах государств — участников Соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию. URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/evrazes_03061997.aspx.

[3] Громов А.И. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: начало большого пути. — СПб., 2011.

[4] Декларация о формировании Евразийского экономического союза от 9 декабря 2010 года. — URL: http://www.belarus.mid.ru/doc/deklaracia_EEP.htm.

[5] Казахстанско-российские отношения. 1991—2000. Сборник документов и материалов. — Астана; Москва, 2001. — 574 с.

[6] Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность // Известия. 19 марта 2009.

[7] Назарбаев Н. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. — М.: Экономика, 2000.

[8] Пивовар Е.И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. — СПб., 2008.

[9] Рахматулина Г.Г. Содружество Казахстана и России в нефтегазовой сфере в условиях ЕЭП // Россия и новые государства Евразии. — Алматы, 2012. № 1. — С. 18—29.

[10] Российско-Казахстанские отношения. 1991—2000. Сборник документов и материалов. — Астана; Москва, 2001. — 574 с.

[11] Экономика и право Казахстана, 1996, № 3.

THE CUSTOMS UNION OF RUSSIA, KAZAKHSTAN AND BELARUS -BASIS OF ECONOMIC SECURITY

V.M. Kozmenko, R.E. Sagindikov

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10-1, Moscow, Russia, 117198

The article on the extensive factual material considered priorities and formation of the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus in the conditions of the Commonwealth of Independent States, after the collapse of the USSR. Highlights the positive role of the President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev to realize these issues. All issues are analyzed with the help of large legal framework, which was formed between Russia and Kazakhstan in the field of realization of the Customs Union countries and other countries of the CIS goals.

Key words: Commonwealth of Independent States, the President, the Customs Union integration processes, the Eurasian Economic Community, the common economic space, economic reforms, economic cooperation, agreement, declaration of agreement.

REFERENCES

[1] Soglashenie o edinykh merakh netarifnogo regulirovaniya pri formirovanii tamozhennogo soyuza. URL: http://www.keden.kz/ru/zakon.php?Id=13920.

[2] Protokol o mezhdunarodnykh torgovykh peregovorakh gosudarstv uchastnikov Soglasheniy o Tamozhennom soyuze pri vstuplenii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu. URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/evrazes_03061997.aspx.

[3] Gromov A.I. Tamozhennyy soyuz Rossii, Belorussii i Kazakhstana: nachalo bol'shogo puti. — SPb., 2011.

[4] Deklaratsiya o formirovanii Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza ot 9 dekabrya 2010 goda. URL: http://www.belarus.mid.ru/doc/deklaracia_EEP.htm.

[5] Kazakhstansko-rossiyskie otnosheniya. 1991—2000. Sbornik dokumentov i materialov. — Astana; Moscow, 2001. — 574 p.

[6] Nazarbaev N. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: teoriya ili real'nost' // Izvestiya. The 19th of March, 2009.

[7] Nazarbaev N. Strategiya transformatsii obshchestva i vozrozhdeniya evraziyskoy tsivilizatsii. — Moscow: Jekonomika, 2000.

[8] Pivovar E.I. Postsovetskoe prostranstvo. Al'ternativy integratsii. — SPb., 2008.

[9] Rakhmatulina G.G. Sodruzhestvo Kazakhstana i Rossii v neftegazovoy sfere v usloviyakh EEP // Rossija i novye gosudarstva Evrazii. — Almaty, 2012. — № 1. — P. 18—29.

[10] Rossiysko-Kazakhstanskie otnosheniya. 1991—2000. Sbornik dokumentov i materialov. — Astana; Moskva, 2001. — 574 p.

[11] Ekonomika i pravo Kazakhstana, 1996, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.