3. Зерновой союз: власти России срывают экспорт зерна [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/12/141224
4. Обзор агропромышленного комплекса РФ за 2012-2014 гг. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ey.com/
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm
© Муратбекова М.Н., 2015
УДК 2964
Д.Р. Мусина
к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» Уфимский государственный технический университет
Р.В. Латыпов
магистрант 2 курса горно-нефтяного факультета Уфимский государственный технический университет
Г. Уфа, Российская Федерация
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация
В статье на основе фактического материала рассматриваются приоритетные направления формирования и деятельности Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии в условиях Содружества независимых государств (СНГ) после распада СССР. Все они анализируются на основе большой нормативно-правовой базы, сформировавшейся между Россией и Казахстаном в области реализации задач, поставленных странами Таможенного союза и другими государствами СНГ.
Ключевые слова Таможенный союз (ТС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Единое экономическое пространство (ЕЭП).
В современном мире невозможно представить развитие любой страны без интеграционного процесса. Известные примеры включают Европейский союз, АСЕАН, МЕРКОСУР. Аналогом в СНГ можно назвать Таможенный союз (ТС).
6 октября 2007 был заключен между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан о переходе в единый таможенный союз.
С 1 июля 2010 года в соответствии с Таможенным кодексом стала функционировать единая таможенная территория трех стран. Устранили декларирование и оформление на таможне на границах этих трех государств. Товары могут перемещаться без оформления, что исключает затраты. Они перемещаются намного проще и уменьшается стоимость доставки товаров. В будущем, на территории союза возникнет Единое Экономическое пространство (ЕЭП) с работающим единым рынком услуг, который, в дополнение к торговле включает услуги и многие другие сферы деятельности.
В 2015 году Таможенный союз был отмечен новым событием. Присоединение другого члена
организации делает некоторые изменения в геополитике. Новая структура организации Таможенного союза (Киргизия, Россия, Казахстан и другие) будет расширять торговые отношения в странах Таможенного союза.
Таможенный союз - это объединение, направленное на повышение экономического уровня в государствах-членах. Созданный рынок имеет более чем 180 миллионов человек с денежным оборотом в 900 миллиардов долларов. Заключение Таможенного союза позволило товарам свободно перемещаться по всей территории с действием всеобщего контроля. Если факт экспорта документально подтвержден, то не надо платить акциз, а ставка НДС равна нулю. В случае импорта в Россию из Казахстана и Белоруссии, российские налоговые органы взимают акциз и НДС. Таможенный союз - это легкая и выгодная форма взаимодействия [2, с.63].
Основные преимущества Таможенного союза для субъектов по сравнению с зоной свободной торговли являются:
1.Таможенный союз значительно сократил расходы на создание, переработку и перемещение товаров.
2.Затраты денег и времени, возникающие из-за административных барьеров, значительно сократилось.
3.Количество таможенных процедур, необходимых для прохождения ввоза товаров из третьих стран снизился.
4.Стали доступными новые рынки сбыта товаров.
5.Унификация таможенного законодательства привело к его упрощению.
По словам секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, ТС выгоден как с точки зрения геополитики, так и в плане экономики. Это является важным достижением, которое дает много неоспоримых преимуществ для государств-участников.
По словам руководителя ФТФ России Андрея Бельянинова на конференции в 2009 году, Таможенный союз в начале его работы будет создавать проблемы бизнесу и органам таможни, но это не более, чем переходный период.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дает определение Таможенного союза в качестве дальнейшего шага для того, чтобы создать общее экономическое пространство, которое будет правильной формой экономических отношений между странами-участницами.
Страны Таможенного союза имеют единую таможенную территорию, которая определяется границами государств, подписавших договор, и являются членами организации. Таможенный кодекс, среди прочего, определяет дату истечения срока действия комиссии, которая наступила с 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, следовательно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).
Состав Евразийского экономического союза включает страны-участники Таможенного союза: основатели - Россия, Белоруссия и Казахстан - и недавно вошедшие, Киргизия и Армения. Учреждение ЕАЭС предполагает более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, товаров и услуг [2, с.63].
Также необходимо всегда проводить скоординированную экономическую политику всех странах, должен осуществиться переход к единому таможенному тарифу. Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях в связи с паевыми взносами, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регулируется Высшим советом, который состоит из глав этих государств.
Рабочим языком для регулирования всех документов стал русским, а штаб-квартира будет располагаться в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС - в Алма-Ате, а суд - в столице Беларуси, Минске
Высшим руководящим органом является Высший совет, который состоит из глав государств-участников. Далее идет Межправительственный совет. Он состоит из премьер-министров, основная задача которых заключается рассмотрение стратегических вопросов экономической интеграции. Был создан и судебный орган, который несет ответственность за использование контрактов в рамках Союза.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулирующий орган, который обеспечивает все условия для
развития и функционирования Союза, а также развитие новых предложений в экономической сфере для ЕАЭС.
Он состоит из Министров Комиссии (заместитель премьер-министров государств-членов Союза) и председателя.
Конечно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и гораздо более обширный и конкретный перечень планируемых мероприятий. Этот документ уже не имеет общих планов, и для каждого конкретного задания определяется путь его осуществления, и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за осуществлением, но и контролировать весь ее ход [1, ^10]
В результате страны Договора о Таможенном союзе, а теперь ЕАЭС, закрепили соглашение о согласованной работе и создании общего энергетического рынка. Работа по энергетической политике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.
Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств до 1 января 2016 года Большое значение уделяется транспортной политики на территории ЕАЭС, без которой не удастся создать единый совместный план действий. Он предусматривает разработку согласованной аграрной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарных и фитосанитарных мер. Согласованная макроэкономическая политика обеспечивает возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности.
В таких обстоятельствах разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран. Особое место занимает общий рынок труда, который регулирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия труда. Граждане, которые отправляются на заработки в страны ЕАЭС, в настоящее время не должны заполнять миграционные карты (в случае, если их пребывание не превышает 30 дней). То же самое упрощенная система будет работать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос о экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.
Список стран Таможенного союза в ближайшем будущем может быть дополнен рядом государств, но эксперты говорят, что это было заметное увеличение и их влияние на западные подобного типа ЕС (Европейский Союз), требует много работы и расширения организации. В любом случае, рубль не станет альтернативой евро или доллару в течение длительного времени, и влияние последних санкций продемонстрировал, как может работать политика Запада в пользу своих собственных интересов, и что в этом случае ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать.
Что касается в частности Казахстана и Белоруссии, то конфликт в Украине показал, что они не будут отказываться от своей выгоды в пользу России. Тенге, кстати, тоже резко упал из-за падения курса рубля. И по многим вопросам, Россия остается главным конкурентом Казахстана и Беларуси.
На основании всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что на данный момент создание Союза уместно и единственно правильное решение, которое может помочь как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления со стороны Запада на Россию. Теперь мы знаем, какие страны в Таможенном союзе больше интересуются в его создании. Несмотря на то, что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.
Таблица 1
Внешняя торговля Российской Федерации со странами Таможенного союза (млн. долл.) [4]
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Экспорт
Всего 36806 25873 28854 39029 39646 37488
в том числе в страны:
Беларусь 23507 16726 18058 24930 24566 20028
Продолжение таблицы 1
Казахстан 13299 9147 10796 14099 15080 17460
Киргизия* 1308 916 992 1159 1634 2030
Импорт
Всего 16931 10415 14294 21088 20484 22566
в том числе в страны:
Беларусь 10552 6718 9816 14509 11866 13555
Казахстан 6379 3697 4478 6579 8618 9011
Киргизия* 491 367 387 293 196 110
* Данные по Киргизской Республике приводятся в справочных целях и в статистике Таможенного союза не учитываются по той простой причине, что Киргизия входит в ТС, только начиная с августа 2015 г. Данные значений экспорта и импорта рассчитаны нами. Данные по внешней торговле РФ за 2014 и 2015 годы на сайте Росстата не приводятся.
Как это и следует из таблицы 1, российский импорт из стран Таможенного союза неуклонно растёт, что чрезвычайно выгодно нашим странам - партнёрам по Таможенному союзу. Что касается российского экспорта, то он испытывает некоторую нестабильность, что связано с макроэкономической конъюнктурой, например, в связи с экономическим кризисом 2008 года, сразу после которого мы видим падение объёмов российского экспорта в 2009 году, однако уже в 2011 - 2012 гг. Россия уже наверстала упущенное и отыграла назад падение оборотов внешней торговли.
Товарооборот России со странами Таможенного союза (ТС), по данным ФТС России, в январе - августе 2015 года составил (в фактически действовавших ценах) почти 28 млрд. долл. США (1630 млрд. руб.), в том числе экспорт - 18,4 млрд. долл. (1066,5 млрд. руб.), импорт - 9,7 млрд. долл. (563,8 млрд. руб.). Сальдо торгового баланса в январе - августе 2015г. сложилось положительное, 8,7 млрд. долл. (в январе - августе 2014 года - также положительное, 9,3 млрд. долл.).
В январе - августе 2015 г. товарооборот России с Республикой Беларусь составил в текущих ценах 16,3 млрд. долл. США (946,7 млрд. руб.), в том числе экспорт - 10,4 млрд. долл. (602,8 млрд. руб.), импорт - 5,9 млрд. долл. (343,9 млрд. руб.); с Республикой Казахстан товарооборот составил 10,9 млрд. долл. (636,2 млрд. руб.), в том числе экспорт - 7,3 млрд. долл. (422,4 млрд. руб.), импорт - 3,7 млрд. долл. (213,8 млрд. руб.); с Киргизской Республикой товарооборот составил 930,1 млн. долл. (54,0 млрд. руб.), в том числе экспорт -883,4 млн. долл. (51,3 млрд. руб.), импорт - 46,7 млн. долл. (2,7 млрд. руб.) [5].
Таким образом, исходя из данных официальной статистики, в целом итоги работы Таможенного союза (ТС) за прошедший период можно оценить как положительные. Взаимная торговля стран ТС увеличилась, причем немалую долю в нем занимает не только сырьё, но и продукция более высокой степени обработки. Что касается структуры внешней торговли Таможенного союза, то экспорт этих стран уменьшается, а импорт растёт, что и демонстрируют приведённая нами таблица, а также специальная аналитика [6].
В результате мы приходим к такому выводу, что действующий таможенный союз России с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией является важнейшим фактором экономического развития всех этих стран, вместе взятых, и в первую очередь самой России. Список использованной литературы:
1. Лихачев А.Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. - № 6. - С. 4-23.
2. Мантусов В.Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 63 с.
3. Чувахина Л.Г. Таможенный союз и ВТО: российские реалии // Финансовый журнал. 2013. - № 1. - С. 39-50
4. Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ // [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.m/wps/wcm/connect/rosstat_mam/rosstat/m/sMistics/ftrade/# (дата обращения 15.11.2015)
5. Основные социально-экономические показатели Таможенного союза и Единого экономического пространства // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] - URL: http://tsouz.ru/db/stat/econ_stat/analytics/Pages/default.aspx (дата обращения 15.11.2015)
6. Внешняя торговля Таможенного союза - экспорт уменьшается, импорт растет // ПРОВЭД. [Электронный ресурс] - URL: http://proved-partner.ru/economics/customs-union/6680-vt-ts.html (дата обращения 15.11.2015)
© Мусина Д.Р., Латыпов Р.В., 2015
УДК 338.48
Д. Харитонов, магистрант кандидат экономических наук, доцент, Е.Ю. Никольская, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва), Россия
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
В статье рассмотрены факторы, сдерживающие развитие туризма на территории Крыма, проведен анализ текущего состояния инфраструктуры туризма. Определены основные направления развития и совершенствования туристско-рекреационного комплекса региона.
Ключевые слова: развитие внутреннего туризма, туристский потенциал, текущее состояние туризма, сдерживающие факторы, направления развития, использование потенциала, транспорт, персонала, гостиничный и санаторный комплекс.
The article describes the factors hindering the development of tourism in the Crimea, the analysis of the current state of tourism infrastructure. The main directions of development and improvement of tourist and recreational complex in the region.
Keywords: development of domestic tourism, tourism potential, the current state of tourism, constraints, development trends, use of building, transport, staff, hotel and sanatorium complex.
Республика Крым - уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.
Оценка туристских ресурсов позволила выявить факторы, способствующие динамичному развитию туризма в Республике Крым:
- выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы),
- богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов),
- имеющийся рекреационный потенциал (100 источников минеральных вод, 14 месторождений лечебных грязей),
- исторический опыт - определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.
На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер.
В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 6 объектов (озера Сакское, Чокракское, Узунларское, Кояшское, Тобечикское, Джарылгачское), общие запасы лечебных грязей которых составляют 28,0 млн. куб.м.