Научная статья на тему 'Евразийская экономическая интеграция - важнейший фактор устойчивого развития государств'

Евразийская экономическая интеграция - важнейший фактор устойчивого развития государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / ОБЩИЙ РЫНОК ТО-ВАРОВ И УСЛУГ / A COMMON MARKET OF TRANS-PORT SERVICES / ОБЩИЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ЕДИНЫЙ РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ОБЩИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / COMMON ENERGY MARKET / ОБЩИЙ РЫНОКТРАНСПОРТНЫХУСЛУГ / ДОГОВОР О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ / TREATY ON THE EURASIAN ECONOMIC UNION / СОГЛАСОВАННАЯ И СКООРДИНИРОВАННАЯ ПОЛИТИКА В ЭКОНОМИ-ЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ СФЕРАХ / SOCIAL POLICY / COHERENTAND COORDINATED POLICY IN THE ECONOMIC AND FINANCIAL SPHERES / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯСФЕРА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКО-НОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSIONS / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИ-ТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС / LABOR ACTIVITIES IN THE STATES OF THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE EAEC / A COMMON MARKET FOR GOODS ANDSERVICES / THE OVERALL FINANCIAL MARKET / THE COMMON MARKET OF PUBLICPROCUREMENT / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейменов Т.М.

Статья посвящена проблемам евразийской интеграции. Автором излагаются приоритетные направления взаимодействия государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и перспективы развития данного интеграционного объединения. В статье проводится анализ экономический ситуации в странах Союза и делается вывод о необходимости активизации интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, создании более глубокого и емкого внутреннего рынка. В частности, важнейшим приоритетом интеграционного взаимодействия государств Союза является создание общего финансового рынка. В условиях экономического кризиса и ограничения доступа к внешним источникам финансирования функционирование единого рынка финансовых услуг станет мощным импульсом для экономического роста стран ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION IS THE MOST IMPORTANT FACTOR FOR SUSTAINABLE STATES DEVELOPMENT

Article deals with problems of Eurasian integration. The authorsets out the priority areas of cooperation of the countries of EurasianEconomic Community (EAEC) and the development prospects of thisintegration association. The article analyzes the economic situation inthe countries of the Union, and concludes on the need to strengthenthe integration processes within the EAEC, creating a deeper and alarge domestic market. In particular, the top priority of interaction ofthe Union’s countries is to create a common financial market. In con-ditions of economic crisis and restrictions of access to external financ-ing sources the functioning of single financial services market will bea powerful impulse for the economic growth of the EAEC.

Текст научной работы на тему «Евразийская экономическая интеграция - важнейший фактор устойчивого развития государств»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ

EURASIAN ECONOMIC INTEGRATION IS THE MOST IMPORTANT FACTOR FOR SUSTAINABLE STATES DEVELOPMENT

Т.М. СУЛЕЙМЕНОВ

член Коллегии, Министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии

T.M. SULEIMENOV

member of the Board, Minister in charge of Economy and Financial Policy of the Eurasian Economic Commission

Аннотация

Статья посвящена проблемам евразийской интеграции. Автором излагаются приоритетные направления взаимодействия государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и перспективы развития данного интеграционного объединения. В статье проводится анализ экономический ситуации в странах Союза и делается вывод о необходимости активизации интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, создании более глубокого и емкого внутреннего рынка. В частности, важнейшим приоритетом интеграционного взаимодействия государств Союза является создание общего финансового рынка. В условиях экономического кризиса и ограничения доступа к внешним источникам финансирования функционирование единого рынка финансовых услуг станет мощным импульсом для экономического роста стран ЕАЭС.

flfà

Abstract

Article deals with problems of Eurasian integration. The author sets out the priority areas of cooperation of the countries of Eurasian Economic Community (EAEC) and the development prospects of this integration association. The article analyzes the economic situation in the countries of the Union, and concludes on the need to strengthen the integration processes within the EAEC, creating a deeper and a large domestic market. In particular, the top priority of interaction of the Union's countries is to create a common financial market. In conditions of economic crisis and restrictions of access to external financing sources the functioning of single financial services market will be a powerful impulse for the economic growth of the EAEC.

Ключевые слова: Евразийская интеграция, общий рынок товаров и услуг, общий финансовый рынок, единый рынок государственных закупок, общий энергетический рынок, общий рынок транспортных услуг, Договор о Евразийском экономическом союзе, согласованная и скоординированная политика в экономической и финансовой сферах, налоговая политика, социальная сфера, трудовая деятельность в государствах Евразийского экономического союза, пенсионное обеспечение, устойчивое развитие государств ЕАЭС.

Keywords: Eurasian integration, a common market for goods and services, the overall financial market, the common market of public procurement, a common energy market, a common market of transport services, the Treaty on the Eurasian Economic Union, coherent and coordinated policy in the economic and financial spheres, tax policy, social policy, labor activities in the states of the Eurasian Economic Union, pensions, sustainable development of the EAEC.

Современная ситуация на мировых сырьевых рынках может негативно отразиться на глобальной экономике. В соответствии с последними прогнозами Международного энергетического агентства (МЭА) развитие нефтяного рынка имеет далеко не радужные перспективы. По мнению экспертов МЭА, в нынешнем году цена на нефть, скорее всего, не будет выше 55 долл. за бар-

рель. Подняться до прежних отметок в 100 долл. за баррель ей не суждено и в 2020 году, когда она будет стоить 73 долл. за баррель. Данные тенденции тяжелее всего отразятся на сырьевых экономиках. Падение цен на нефть может привести к снижению экспортных доходов государства, существенному сжатию внутреннего спроса.

Резкое снижение цен на нефть (с сентября 2014 по январь 2015 года среднемесячная цена на нефть марки Brent снизилась на 51,4%) и сокращение мирового спроса на сырьевые товары оказали негативное влияние на состояние платежных балансов государств Евразийского экономического союза, курсы национальных валют и в целом на экономическое развитие наших стран.

Так, темпы роста валового внутреннего продукта государств Союза в 2014 году снизились до 1,1%, при этом в Республике Армения они составили 4,0%, Республике Беларусь - 1,6%, Республике Казахстан - 4,3%, Российской Федерации - 0,6%. Невысокими остаются темпы промышленного роста. По итогам 2014 года объем промышленного производства в целом по Союзу увеличился на 1,6%, при этом в Республике Армения увеличение составило 2,7%, Республике Беларусь - 1,9%, Республике Казахстан - 0,2%, Российской Федерации - 1,7%.

В этих условиях важное значение приобретают развитие интеграционного сотрудничества государств, углубление их экономического взаимодействия и построение более емкого внутреннего рынка. В настоящее время евразийская интеграция становится важным фактором устойчивого развития наших стран.

Принятый 29 мая 2014 года Договор о Евразийском экономическом союзе направлен на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан государств-участников, он предусматривает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В Договоре прописана необходимость проведения согласованных, скоординированных политик в ключевых секторах экономики - на транспорте, в энергетике, макроэкономике, промышленности и сельском хозяйстве. Нашими странами принимаются меры по развитию промышленной кооперации. Прорабатываются вопросы создания Евразийского инжинирингового центра по

станкостроению как сетевой структуры, которая объединит научно-технический потенциал Сторон. В рамках Союза реализуется Концепция согласованной агропромышленной политики, главной целью которой являются повышение конкурентоспособности отраслей АПК, покрытие потребностей общего аграрного рынка, развитие экспортного потенциала. Реализация указанных направлений станет важным фактором развития обрабатывающей промышленности в государствах ЕАЭС, увеличения доли несырьевого сектора в экономиках стран Союза.

Создаются широкие возможности для реализации крупных инфраструктурных проектов, что будет иметь мощный мультипликативный эффект для экономического развития наших стран, а также будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, стимулированию внутреннего спроса на рынках государств-участников, повышению реальных денежных доходов населения стран Союза.

Итоги реализации проекта евразийской экономической интеграции подтвердили его востребованность и жизнеспособность. За период функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства улучшилась структура взаимной торговли между нашими странами. Так, за январь-ноябрь 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года возросли доли взаимной торговли такими товарными группами, как продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (с 12,7 до 14%), машины, оборудование и транспортные средства (с 20,4 до 20,7%) при одновременном снижении удельного веса минеральных продуктов (включая топливно-энергетические товары) -с 32,6 до 30,7%.

Таким образом, евразийская интеграция способствует повышению качества экономического роста государств-участников, структурным преобразованиям национальных экономик, реализации перспективных совместных проектов. Например, в Казахстане в настоящее время активно развивается автомобилестроительная отрасль. Рост данного сектора экономики произошел во многом благодаря интеграции. Активное привлечение инвестиций в автомобильную сборку в Казахстане стало возможным в связи с созданием общего рынка Евразийского экономического

союза, потенциал которого позволяет свободно реализовывать произведенную в республике продукцию, а не только в рамках национального рынка.

Вместе с тем на сегодня пока сохраняются определенные сектора, где до сих пор нет единых рынков. Таких секторов немного, но это существенный объем нашей торговли. Речь идет о рынках лекарств и медицинских изделий, алкоголя, табака, автомобилей, нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии. Но по указанным товарам между нашими странами достигнуты конкретные договоренности. В частности, мы рассчитываем, что общий фармацевтический рынок заработает с 2016 года, рынок электроэнергии начнет работу в 2019 году, нефти и газа - не позднее 2025 года.

Договором о Евразийском экономическом союзе предусматривается постепенное устранение существующих изъятий из единого рынка товаров.

В настоящее время много внимания уделяется проблемам доступа казахстанской алкогольной продукции на рынки России и Беларуси. В этой связи, в целях формирования общего рынка алкогольной продукции разработан проект Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках Евразийского экономического союза. Соглашение направлено на устранение существующих барьеров во взаимной торговле алкогольной продукцией путем закрепления национального режима в отношении алкогольной продукции всех стран, а также на формирование правовых основ регулирования алкогольного рынка в рамках Союза. В ближайшее время данный проект Соглашения выносится на рассмотрение Совета Евразийской экономической комиссии с целью его согласования.

Важнейшим приоритетом интеграционного сотрудничества наших стран становится их взаимодействие в инфраструктурных отраслях, что даст мощный импульс их экономическому росту. До 1 июля 2019 года планируется подписать Договор о формировании единого энергетического рынка. ЕЭК уже представила государственным органам Беларуси, Казахстана и России проект концепции его создания. Предполагается, что она будет утверждена к 1 июля 2015 года, а через год принята Программа формирования единого энергорынка. По оценкам экспертов, в результате

объединения рынков электроэнергии ожидается дополнительный рост ВВП для государств ЕАЭС на 7,2 млрд долл. При этом экспорт энергии за пределы Союза вырастет до 30 млрд кВт. ч. (сейчас он составляет 14 млрд кВт. ч).

Также к 2025 году должен быть сформирован единый рынок углеводородного сырья, при этом планируется создание объединенной газотранспортной системы, к которой будут иметь доступ все страны Союза.

Формирование общего рынка транспортных услуг будет способствовать углублению взаимодействия транспортных комплексов государств Союза, эффективному использованию транзитного потенциала ЕАЭС, развитию евразийских транспортных коридоров. В частности, с 1 января 2013 года между нашими странами реализуются договоренности по использованию унифицированных железнодорожных тарифов. Т.е. если раньше в государствах Союза действовали три тарифа (экспортный, импортный и внутригосударственный), то в настоящее время перевозка грузов грузоотправителями в рамках ЕАЭС осуществляется по внутригосударственному тарифу, что, безусловно, способствует увеличению объема грузоперевозок между нашими странами и станет мощным импульсом для их промышленного роста.

Важнейшим направлением евразийской интеграции является формирование единого рынка услуг.

В декабре прошлого года Решением Высшего Евразийского экономического совета утвержден перечень секторов услуг, которые будут функционировать по принципам единого рынка. Это такие сектора услуг, как строительные, инженерные услуги, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги гостиниц и предприятий общественного питания и др.

По указанным секторам услуг поставщики услуг уже с 1 января 2015 года получают весь спектр свобод, присущий для единого рынка услуг. В частности, поставщики услуг освобождаются от повторного учреждения в качестве юридического лица. К примеру, дистрибьюторская компания, учрежденная в городе Бресте в соответствии с законодательством Республики Беларусь, сможет оказывать услуги оптово-розничной торговли как в г. Алматы

(Казахстан), так и в г. Екатеринбурге (Россия) без необходимости регистрации в качестве юридического лица или каких-то дополнительных разрешений на деятельность. Кроме того, предполагается взаимное признание государствами Союза разрешений, лицензий. Например, строительная организация, учрежденная в городе Минске на основании разрешения или сертификата, выданного уполномоченным органом Беларуси, сможет также осуществлять строительство объектов в городе Екатеринбурге без вступления в саморегулируемую организацию РФ (членство в которой требует уплаты разовых и постоянных взносов страхового характера, сумма которых является явно неподъемной для большинства белорусских строителей).

Важнейшим условием единого рынка услуг также являются взаимное признание Сторонами квалификаций работников поставщика, наделение не только поставщиком, но и получателей (потребителей) услуг правом пользоваться национальным режимом, РНБ, свободой от количественных и иных ограничений.

В настоящее время Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами Сторон также разработан перечень секторов услуг, для которых функционирование единого рынка будет осуществлено через переходный период. В этот перечень включены такие сектора услуг, как рекламные, аудиторские, туристические услуги, услуги по оценке имущества, в области бухгалтерского учета, проведение научно-исследовательских работ и т.д.

В Договоре о Союзе определены основные принципы либерализации торговли услугами, главным из которых становится оптимизация внутреннего регулирования. Данный принцип предполагает поэтапное упрощение разрешительных требований и процедур для поставщиков и получателей услуг, что значительно расширяет возможности для деятельности бизнеса наших стран. При этом оптимизация внутреннего регулирования должна проходить с учетом наилучшей международной практики (соглашений и правил ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ и т.д.).

Другим основным принципом функционирования единого рынка услуг является транспарентность. Т.е. каждое государство Союза обеспечивает открытость и доступность своего законодательства, что является немаловажным фактором для обеспечения

предсказуемости регулирования, создания прозрачной среды для инвестиций.

Важное значение для развития предпринимательства в наших странах имеет реализация норм по защите инвестиций. В частности, в соответствии с Договором каждое государство Союза обеспечивает справедливый и равноправный режим в отношении инвестиций.

Необходимо отметить, что нормы Договора предусматривают в отношении инвесторов и инвестиций получение национального режима и режима наибольшего благоприятствования. При этом право выбора между применением национального режима или режима наибольшего благоприятствования предоставляется инвестору в зависимости от того, какой из режимов является наиболее благоприятным.

Кроме того, в Договоре предусмотрены нормы по возмещению ущерба и гарантиям инвесторов, т. е. закрепляются и развиваются нормы для обеспечения прироста внутренних инвестиций и роста внутренних рынков.

В рамках ЕАЭС создается единый рынок государственных закупок, доступ к которому на равных условиях получат бизнесмены всех трех стран, это позволит расширить возможности доступа на рынки государственных закупок друг друга и повысит конкуренцию, что соответственно повлечет рост качества услуг и увеличит экономию государственных средств. В настоящее время объем единого рынка государственных закупок по оценкам на 2013 год составляет 266 млрд долл. США.

Кроме того, Договором о ЕАЭС за Евразийской экономической комиссией закреплены полномочия по оказанию бизнес-структурам государств - членов Союза содействия при доступе на рынки третьих стран. В частности, Комиссия во взаимодействии с уполномоченными органами Беларуси, Казахстана и России будет заниматься также вопросами выявления и устранения барьеров в отношении товаров и услуг Союза на рынках третьих стран в целях обеспечения недискриминационного подхода со стороны торговых партнеров.

Важнейшим приоритетом интеграционного взаимодействия государств Союза является формирование общего финансового

рынка. Решение данной задачи позволит обеспечить эффективное распределение капитала, диверсифицировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг и снять барьеры по взаимному допуску. В условиях экономического кризиса и ограничения доступа к внешним источникам финансирования формирование общего рынка финансовых услуг станет мощным импульсом для экономического роста государств ЕАЭС.

Для достижения этой цели наши страны будут поэтапно углублять экономическую интеграцию и осуществлять гармонизацию законодательств в сфере финансового рынка. Изначально государствам Союза надлежит договориться о единых требованиях к участникам финансовых рынков. Эти требования достаточно похожи в наших странах, но есть, тем не менее, и существенные отличия. После этого, если не параллельно с этим, на втором этапе мы сможем создавать нормативную основу и вырабатывать единые технологии и общие процедуры надзора регулирующих органов за участниками финансовых рынков. Соответствующее соглашение об информационном взаимодействии между регуляторами, разработанное ЕЭК и утвержденное нашими странами, позволит выстраивать этот надзор трансгранично.

Единые требования и общие подходы к надзору - необходимые ступеньки для достижения качественно нового уровня интеграции: взаимного признания лицензий участников финансового рынка, т.е. возможность, получив лицензию в одной стране, осуществлять финансовую деятельность по всему ЕАЭС.

Наконец, к 2025 году предполагается решить вопрос о создании наднационального регулирующего органа на финансовых рынках. Несомненно, реализация данного направления будет знаменовать наступление новой главы в построении общего рынка, выведение этого рынка на действительно наднациональный уровень.

Общий объем финансового рынка в странах ЕАЭС (с учетом банковской системы и фондового рынка) на 2013 год составляет около 3 трлн долл. США. (Справочно: в государствах ЕАЭС имеется около 1 тыс. банков, с совокупным капиталом около 250 млрд долл. США, активами около 2 трлн долл. США и общим объемом фондового рынка около 1 трлн долл. США.)

В условиях нарастания кризисных явлений в мировой экономике и государствах ЕАЭС на повестке дня стоят вопросы проведения нашими странами согласованной и скоординированной политики в экономической и финансовой сферах. В связи с этим нашими странами рассматривается вопрос создания Совета по финансовой стабильности, главной целью которого должны стать координация ключевых политик в финансово-экономической сфере, включая макроэкономическую, валютную, монетарную, налоговую и бюджетную политику, мониторинг действий национальных правительств и выработка рекомендаций в данной области с последующим отчетом перед Высшим Евразийским экономическим советом. Деятельность данного Совета будет способствовать выработке решений по устранению негативных последствий экономического кризиса в государствах ЕАЭС, созданию условий для устойчивого их развития. Соответствующее предложение уже направлено Комиссией в правительства Сторон.

Кроме того, Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами Сторон разрабатываются Основные ориентиры макроэкономической политики государств ЕАЭС на 20152016 годы, которые нацелены на достижение макроэкономической стабильности в странах Союза, устойчивых темпов роста и преодоление кризисных явлений в экономиках государств ЕАЭС.

Важным фактором формирования общего финансового рынка является проведение нашими странами скоординированной налоговой политики. В рамках Договора об Евразийском экономическом союзе Стороны принимают на себя обязательства по применению таких условий налогообложения по всем видам налогов и сборов, при которых ни в одном из государств-членов ЕАЭС не могут существовать условия налогообложения в отношении товаров, ввозимых с территории других государств Таможенного союза, менее благоприятные, чем условия налогообложения по отношению к аналогичным товарам, происходящим с собственной территории.

Кроме того, в Договоре предусмотрено, что государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить ус-

ловия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза, включая:

• гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;

• дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

Сближение действующих ставок и координация действий по акцизам играют значительную роль в создании для товаропроизводителей государств ЕАЭС равных конкурентных условий в рамках единого рынка.

С созданием Евразийского экономического союза решаются многие вопросы в социальной сфере.

Так, закреплены договоренности, в соответствии с которыми граждане стран Союза имеют право осуществлять трудовую деятельность в любом государстве-участнике Договора о Евразийском экономическом союзе. При этом гражданам не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Важное значение имеет норма по социальному страхованию трудящихся государств-членов, которое осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

Не менее важна реализация достигнутых договоренностей по налогообложению доходов физических лиц. В частности, в Договоре о Союзе впервые заложена правовая норма, в соответствии с которой предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц - граждан государств-членов ЕАЭС с первых дней работы по найму, а не по прошествии 183 дней, как было ранее.

С вступлением в силу Договора преференции, предоставляемые трудящимся, распространяются не только на случаи осуществления ими трудовой деятельности по трудовому, но и по гражданско-правовому договору.

Если гражданин государства-члена Союза прибывает на территорию государства одной из Сторон с целью осуществления

трудовой деятельности, он освобождается от обязанности регистрации в соответствующих государственных органах в течение 30 суток с даты въезда, а в дальнейшем становится на учет на срок действия заключенного им трудового или гражданско-правового договора.

Впервые заложена норма, в соответствии с которой граждане государств-членов Союза при пересечении границ государств Сторон по загранпаспортам не заполняют миграционные карты, при условии, что срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда.

Также впервые достигнута договоренность о прямом признании документов об образовании без проведения каких-либо процедур, допуска на рынок труда и порядка признания ученых степеней и званий. При этом взаимное признание дипломов будет производиться в автоматическом порядке. Раньше для этого нужно было пройти длительную процедуру хождения по инстанциям. Помимо прямого облегчения жизни для работников, эта норма положительно скажется на наших вузах: диплом, выданный в одном из вузов наших стран, теперь будет прямо признаваться на 180-миллионном пространстве от Армении до Кыргызстана.

Согласно Договору, трудящимся государств-членов и членам семей предоставлено право на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

Отражено право детей трудящегося государства-члена, совместно проживающих с ним на территории государства трудоустройства, на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Впервые закреплено право признания страхового стажа, приобретенного на территориях государств Сторон, для целей социального обеспечения трудящихся государств-членов Союза.

Что касается пенсионного обеспечения, в Договор о Евразийском союзе мы заложили обязательство решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другой стране-участнице Союза. И сейчас Евразийская экономическая

комиссия совместно со Сторонами работает над Международным договором о сотрудничестве в сфере пенсионного обеспечения, основной целью которого являются обеспечение равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей на всей территории Союза. Реализация данного договора будет способствовать развитию сотрудничества между нашими странами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС, включая обмен в электронном виде.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что евразийской интеграции нет альтернативы. Для наших стран создание Союза дает возможность более эффективного использования своего экономического потенциала и структурного изменения национальных экономик для преодоления лишь ресурсного участия в мировой экономике. Создание более глубокого и емкого внутреннего рынка несомненно снижает зависимость наших экономик от внешних факторов. Формирование общего рынка товаров и услуг является мощнейшим импульсом для экономического прорыва государств Союза, повышения в них деловой активности, развития малого и среднего бизнеса, за счет которого формируется конкурентная среда. Как известно, именно в этом сегменте генерируются инновации, что является одним из главных условий для модернизации и диверсификации экономик наших стран, повышения их конкурентоспособности и устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.