Научная статья на тему 'Евразийская экономическая интеграция и безопасность: анализ современных проблем и поиск путей их решения'

Евразийская экономическая интеграция и безопасность: анализ современных проблем и поиск путей их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дадабаева З.А., Ярыгина И.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийская экономическая интеграция и безопасность: анализ современных проблем и поиск путей их решения»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2022

З.А. ДАДАБАЕВА

доктор политических наук, член секретариата ЕИАК, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ФГБУН Институт экономики РАН

И.З. ЯРЫГИНА

доктор экономических наук, руководитель направления ЕИАК, зав. кафедрой МГИМО (У), профессор Финансового университета при Правительстве РФ

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ПОИСК ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ

Э01:10.52180/2073-6487_2022_1_171_179.

Евразийский информационно-аналитический консорциум (ЕИАК), созданный в 2018 г., объединяет в настоящее время крупные аналитические силы всего евразийского пространства. ЕИАК - важная площадка для обсуждения проблемных зон международного сотрудничества на евразийском пространстве, для стратегического анализа текущей ситуации, определения перспектив развития, координации научных и прикладных проектов специалистов-аналитиков и представителей научного сообщества, осуществляемых в рамках регулярных мероприятий. Встречи, круглые столы, аналитические сессии, мастер-классы, дискуссии позволили выработать механизмы применения аналитических технологий и аналитических информационных систем в научно-практической деятельности экспертов стран - членов ЕАЭС.

В ноябре 2021 г. состоялся 11-й Евразийский аналитический Форум «Аналитика устойчивого развития и безопасности Большой Евразии. Образ будущего: угрозы, вызовы, риски», организованный членами ЕИАК, в ходе которого были проведены многочисленные конференции и круглые столы, в том числе и аналитическая сессия «Евразийская экономическая безопасность: анализ проблем и поиск решений».

Спикеры из стран евразийского пространства и Китая представили результаты своих научных исследований. Следует отметить, что пло-

дотворной работе сессии способствовала возможность познакомиться и обсудить научные доклады как теоретиков, так и практиков. В частности, ученые Института экономики РАН, Института Европы РАН, образовательных учреждений Московского государственного института международных отношений МИД России, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Белорусского государственного экономического университета и члены профессорско-преподавательского состава других высших учебных заведений поделились своими научными и практическими разработками. Эксперты, представлявшие Московскую Биржу и Российский союз промышленников и предпринимателей, продемонстрировали сильные и слабые стороны интеграции валютных рынков стран ЕАЭС, возможности и перспективы финансовой цифровизации. Ученые научных школ Азербайджана, Таджикистана, Китая, Белоруссии представили свое видение разработки и использования интеграционных инструментов обеспечения экономической безопасности, учитывающих особенности формирования инвестиционных механизмов, элементов частно-государственного партнерства и построения экосистем цифровых транспортных коридоров ЕАЭС и СНГ.

Открывая сессию, д.э.н. Е.Б. Ленчук (ИЭ РАН) подчеркнула, что вопросы, вынесенные на обсуждение сессии, весьма актуальны и своевременны. Экономическая безопасность - это проблема, которая касается каждой страны ЕАЭС в отдельности и в то же время является частью единой евразийской стратегии устойчивого экономического развития в целом. Существует много внешних вызовов для стран, и научному сообществу вместе с экспертами-практиками необходимо создавать механизмы и инструменты, позволяющие своевременно отвечать на возникающие угрозы.

В докладе, посвященном перспективам финансовой интеграции стран в рамках Евразийского экономического союза, член-корреспондент РАН М.Ю. Головнин (ИЭ РАН) акцентировал внимание на ее преимуществах и рисках. В частности, он отметил, что объединенный финансовый рынок, с одной стороны, прибавляет странам устойчивости в период кризисов, а широкое использование разных финансовых инструментов повышает эффективность распределения рисков. С другой стороны, существенное отставание неформальной финансовой интеграции от целей, поставленных в рамках формального взаимодействия стран Союза, не способствует полноценному экономическому росту, увеличивая опасность расхождения между странами в экономическом развитии. Объемы капитала из стран-партнеров недостаточны для решения проблем, связанных с низким уровнем их развития и высокой степенью подверженности внешним шокам. Опора только на присутствие российских финансовых органи-

заций и капитала в банковских системах стран Союза. Также слабое взаимодействие на фондовых рынках между странами не позволяет полноценно ответить на внешние вызовы. В связи с этим, как считает М.Ю. Головнин, необходимо создать коллективные механизмы противодействия внешним шокам, направленные на регулирование трансграничных потоков капитала, и, с учетом опыта азиатского регионального рынка, разработать конкретные проекты, способные продемонстрировать положительные эффекты интеграции, в том числе на базе расширения использования долговых финансовых инструментов.

Профессор Департамента мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ д.э.н. В.Я. Пищик уделил особое внимание развитию институтов и инструментов содействия взаимным инвестициям ЕАЭС. Продолжая тему изучения эффективной модели формирования и развития финансового рынка, он указал на тесную связь выбранной модели интеграции с развитием интеграционных процессов, подчеркнув, что выбранная оптимальная модель интеграции влияет на объем инвестиций.

Инвестиционная модель в ЕАЭС, опирающаяся на европейскую модель, не вполне оправдывает себя на евразийском пространстве. В последнее время в странах Союза, в том числе под влиянием пандемии СОУГО-19, происходило сжатие внутреннего и внешнего спроса, вследствие чего снижалась инвестиционная активность в регионе. Профессор В.Я. Пищик считает, что для перехода к устойчивому экономическому росту в 3-4% в год доля инвестиций в ВВП должна достигать до 25% ВВП. Необходимо согласование национальных и региональных стратегий, устранение сохраняющихся барьеров инвестиционного взаимодействия, увеличение крайне низкой доли инвестиционного кредитования в рамках формирующегося общего финансового рынка ЕАЭС.

Профессор Департамента мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ, заведующая кафедрой «Экономика. Банковский бизнес» МГИМО МИД России И.З. Ярыгина в своем выступлении отметила, что решение задач экономического развития стран - членов межгосударственных объединений ЕАЭС и стран - партнеров связано с усилением и расширением взаимодействия сторон в финансовой сфере, в том числе в рамках реализации многосторонних инвестиционных проектов, являющихся ключевым инструментом обеспечения устойчивого роста национальных экономик. Она подчеркнула, что в рамках такого взаимодействия сторон реализуются торговые, промышленные и инвестиционные связи, расширяются масштабы проектов на фоне растущих потребностей стран в различных сферах экономики - в энергетике, инфраструктуре, промышленности, социальной сфере. Профессор И.З. Ярыгина обратила внимание участников секции на целесообразность всесторонней поддержки межгосу-

дарственных проектов, которые способствуют укреплению позиции стран-партнеров в мировой экономике, привлечению дополнительного финансирования и ускорению темпов развития национальных экономик. Важным механизмом обеспечения кредитования международных инвестиционных проектов на благоприятных условиях являются проектные гарантии, к которым относятся кредитные, платежные, анклавные и политические гарантии, - отметила И.З. Ярыгина.

Ведущий научный сотрудник ИЭ РАН, доцент Финансового университета к.э.н. А.Г. Пылин остановился на влиянии внешних факторов на экономику стран - участниц ЕАЭС в постковидный период, отметив, что Соу1д-19 в 2020 г. стал мощным внешним шоком, повлиявшим на экономическую динамику стран Союза. Меры социальной изоляции, замедление роста/падения реальных доходов населения и розничного кредитования привели к снижению потребительского спроса. Спад инвестиционной активности стал результатом повышенной неопределенности, снижения прибыли организаций и транспортно-логисти-ческих затруднений. А.Г. Пылин подчеркнул, что внутренний спрос поддерживался за счет государственного регулирования, а снижение физических объемов экспорта происходило под воздействием уменьшения добычи полезных ископаемых и сокращения внешнего спроса. Стабилизации кризисной ситуации после пандемии способствовала продолжившаяся взаимная торговля стран-участниц, обусловленная более диверсифицированной товарной структурой внутри региональной торговли. Вместе с тем спад экспорта в ЕАЭС у Армении и Кыргызстана оказался более сильным, чем падение экспорта в третьи страны. Российский экспорт в ЕАЭС упал (-13,7%) в 2020 г., в то время как импорт из Союза сократился лишь на 7,5%. По мнению А.Г. Пылина, несмотря на прогнозируемое стимулирование экономического роста в странах ЕАЭС за счет роста цен на топливно-сырьевые товары и восстановление экономик в ЕС, Китае, России, существуют риски сдерживания экономической активности. Глобальная конкуренция за мировые рынки сбыта и ПИИ будет возрастать, а это потребует более четкой координации в ЕАЭС с опорой на более тесную и согласованную модернизацию экономик стран-участниц.

Представитель китайской научной школы, профессор Шанхайского университета политических наук и права Ли Синь в своем выступлении подчеркнул важность сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс - один путь» на площадке ШОС для обеспечения экономической безопасности в Евразии. Объединив страны-члены и страны-наблюдатели, организация получила мощный экономический, людской, территориальный потенциалы для усиления глобальной связности, роста свободной экономической торговли и привлечения инвестиций, либерализации экономик в процессе открытости и противодействия

протекционизму, для дальнейшего развития экономической глобализации в более открытом, инклюзивном направлении.

Профессор Ли Синь отметил, что многосторонняя программа экономического и торгового сотрудничества с другими странами, заявленная Китаем, сосредоточивает внимание на областях, представляющих взаимный интерес стран - на торговле, инвестициях, банковском деле, финансах, транспорте, логистике, уделяя серьезное внимание основополагающим экономическим отраслям промышленности, сельскому хозяйству, энергетике. Профессор подчеркнул, что страны - члены ШОС и ЕАЭС могут достичь повышения глобальной конкурентоспособности, совместно внедряя инновации, развивая информационно-коммуникационные технологии, расширяя пространственное развитие и межрегиональное сотрудничество, реализуя проекты по формированию и развитию деятельности предпринимателей в многосторонних ЗСТ.

Тему сопряжения интересов проекта Китая «Один пояс - один путь» и стран ЕАЭС через многостороннюю площадку ШОС, перспектив экономического сотрудничества ЕАЭС с различными интеграционными и межгосударственными объединениями, включая БРИКС, продолжили аналитики Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО к.э.н., доцент И. А. Гулиев и эксперт Л.Б. Акиева.

Они сосредоточили свое внимание на рассмотрении вопросов обеспечения энергетической безопасности на евразийском пространстве. По их мнению, современные условия развития мировой экономики выводят на первый план трансформационные процессы в энергетической сфере. Они ставят перед странами с развивающейся экономикой сложные задачи сокращения выбросов, решения экологических проблем и достижения целей встраиваемости в формирующуюся «зеленую» энергетику, имеющую свои особенности в процессе обеспечения энергетической безопасности. Особый интерес, с точки зрения спикеров, представляют страны Африки, обладающие значительными природными ресурсами и потенциалом для достижения ускоренных темпов экономического развития. В частности, в рамках взаимодействия с международной межправительственной организацией «Африканский союз (АС)» открывается широкий диапазон сотрудничества с 55 государствами континента. Одним из ключевых направлений, по мнению экспертов, является взаимная работа по построению «зеленой» экономики. Докладчики подчеркнули, что переход транспорта на газомоторное топливо и создание соответствующей инфраструктуры - действенный способ решения вопросов энергетической безопасности в рамках непрерывных поставок энергии в развивающиеся страны, что будет способствовать повышению темпов их экономического роста. Потенциал ЕАЭС по взаимодействию с международными экономическими объединениями создает эффективную дорожную

карту внедрения экологически чистого топлива с учетом экономических потребностей региональных объединений развивающихся стран.

Практическим анализом сложившейся ситуации на финансовом рынке ЕАЭС поделились: главный специалист Департамента валютных рынков ПАО Московская Биржа к.э.н. В.Ю. Мишина, представитель Российского союза промышленников и предпринимателей к.ю.н. А.Ю. Лисицын и эксперт из Азербайджана к.э.н. Т.Н. Мамедов.

В частности, В.Ю. Мишина в своем выступлении отметила позитивную роль процессов интеграции в периоды экономической нестабильности. Готовность валютных рынков ЕАЭС к постепенному восстановлению стала результатом денежно-кредитной и валютной политики стран Союза и принятым мерам по противодействию экономическим последствиям пандемии СОУГО-19. Свою позитивную роль сыграло создание Интегрированного валютного рынка ЕАЭС (ИВР) ЕАЭС с участием национальных бирж, существующего уже 15 лет. Он предоставляет преимущества во взаимных расчетах в национальных валютах, что проявляется в снижении транзакционных издержек и рисков за счет появления прямых котировок национальных валют без посредничества доллара. Проблемными вопросами, по мнению В.Ю. Мишиной, остаются: высокие валютные риски; сложившаяся в странах деловая практика расчетов в долларах; отсутствие экономических стимулов; недостаточное предложение финансовых инструментов в национальных валютах, несмотря на растущий спрос на них со стороны реального сектора экономики. Решение вопросов дальнейшего продвижения финансовой интеграции и стимулирования расчетов в национальных валютах будет способствовать развитию сотрудничества в ЕАЭС в рамках решения экономических задач и формирования региональных экосистем в приоритетных областях.

В своем сообщении Т.Н. Мамедов остановился на рассмотрении особенностей формирования инвестиционных механизмов на пространстве СНГ, на ключевых проблемах прямых инвестиций, включая доминантные диспропорции в привлечении долгосрочных вложений. Рассматривая три возможных сценария взаимодействия стран СНГ в сфере прямых иностранных инвестиций, он отметил необходимость совершенствования механизма государственно-частного партнерства и многосторонней поддержки правительствами стран деятельности субъектов хозяйствования.

В качестве мер по расширению финансовых источников прямых вложений, помимо разработки многостороннего Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций государств - членов СНГ, Т.Н. Мамедов предложил создание Единого Совета по кластерной политике, формирование особых зон свободной торговли между ЕАЭС и другими странами СНГ, развитие механизма государственно-частного партнерства.

Интерес участников сессии вызвала презентация к.пед.н. В.П. Жура-веля (Институт Европы РАН). Он подчеркнул необходимость оптимизации взаимодействия стран - членов ЕАЭС в Арктическом совете (АС), который является ключевой многосторонней структурой, содействующей развитию важной транспортной артерии - Северного морского пути. Россия, наряду со странами, представляющими коренные народы Арктики, стояла у истоков создания АС в 1996 г. Актуализировать свое участие в АС в 2021-2023 гг. РФ намерена в сотрудничестве с арктическими странами по четырем приоритетным направлениям: поддержка населения Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера; охрана арктической окружающей среды, включая изменение климата; социально-экономическое развитие региона; укрепление роли Арктического совета как основной площадки для многостороннего сотрудничества в высоких широтах. Социально-экономическое развитие Арктического региона, по мнению спикера, предполагает создание устойчивых транспортных путей, поддержку арктического судоходства, включая Северный морской путь, развитие энергетической инфраструктуры и телекоммуникационных систем, расширение и укрепление пространства морской экономики, строительство высококачественной и эффективной портовой инфраструктуры.

Вопросам развития регионального сотрудничества в рамках ЕАЭС по обеспечению кибербезопасности был посвящен доклад к.э.н. П.В. Алексеева (Финансовый университет при Правительстве РФ). В последние годы значительно обострились кибернетические риски для экономических субъектов государств - членов ЕАЭС, связанные с использованием злоумышленниками вредоносного программного обеспечения, в частности троянских программ, вирусов-шифровальщиков, фишинга, проведения ЭЭоБ-атак на интернет-ресурсы. Для минимизации кибер-рисков П.В. Алексеев предлагает усилить сотрудничество ЕАЭС в сфере обеспечения кибербезопасности с учетом опыта ЕС. Современная ситуация диктует необходимость принятия в рамках ЕАЭС согласованного концептуального документа по обеспечению кибербезопасности стран Союза. Но формирование единых стандартизированных подходов к вопросам обеспечения кибербезопасности, киберустойчивости и надзора за соответствующими рисками требует разработки общего понятийного аппарата в этой области и согласования порядка обеспечения строгой идентификации клиентов при осуществлении трансакций и переводов денежных средств. В институциональном плане развитие регионального сотрудничества по предотвращению киберпре-ступности, по мнению Алексеева, можно было бы осуществить, создав Евразийское агентство по информационной безопасности, аналогичное существующему Европейскому агентству по сетевой и информационной безопасности.

Оживленную дискуссию вызвал доклад д.и.н. Б.А. Шмелева (ИЭ РАН), который обратил внимание на тенденцию к усилению социально-политической турбулентности на постсоветском пространстве. Политические кризисы в Украине, в Киргизии, Армении, Грузии, Молдове, Белоруссии, кризис российско-украинских отношений, обострение обстановки на таджикско-киргизской границе, силовое решение Азербайджаном нагорно-карабахского кризиса свидетельствуют о вступлении постсоветского пространства в новый этап эволюции. Продолжающийся процесс поиска Новыми Независимыми Государствами (ННГ) своей идентичности оказывает существенное влияние на интеграционные процессы в Евразии. При этом особая роль отводится отношениям с Россией, которые являются действенным фактором поддержания внутриполитической стабильности в странах. В условиях современной трансформации постсоветского пространства, по мнению Б.А. Шмелева, необходимо сохранить и развивать в дальнейшем проведение совместных действий, направленных на решение конкретных экономических задач с учетом низкого уровня жизни населения ННГ.

Тему влияния интеграционных процессов на структуру национальной экономики, выбор экономической модели, экспорт и импорт, уровень финансовой и продовольственной безопасности стран подняла в своем докладе д.э.н. А.А. Мигранян (ИЭ РАН). Оценивая опыт Украины и Белоруссии, используя макроэкономические показатели двух стран, она показала результаты интеграции в ЕАЭС и ассоциации с ЕС. Говоря о вызовах, рисках и потенциале для национальных экономических систем Белоруссии и Украины в условиях системных кризисов и внешних ограничений, А.А. Мигранян продемонстрировала преимущества евразийской интеграции и роль, которую сыграл ЕАЭС для экономики Белоруссии. В то же время продолжающийся процесс реализации соглашения Украины с ЕС пока не принес ощутимого экономического результата национальной экономике.

Вопросам влияния миграции из Центральной Азии на региональные интеграционные процессы был посвящен доклад д.полит.н. З.А. Дада-баевой (ИЭ РАН). Привлечение трудовых мигрантов является важным каналом объединения людей в том случае, когда принимающее сообщество адекватно реагирует на представителей из других стран. Поэтому целесообразно продолжать активную социо-гуманитарную работу не только среди прибывающих людей, но и среди местного населения. Миграционные процессы включают различные каналы интеграции -трудовой, образовательный, научный, гуманитарный, при этом каждый из них должен иметь не только общее законодательное наполнение, но и стать действительно важным элементом «мягкой силы». Пандемия СОУГО-19 показала, что для проживания мигрантов в условиях чрезвычайных ситуаций должны быть выработаны специальные механизмы.

Представители научной школы Белоруссии А.А. Быков и С.А. Кри-стиневич познакомили участников Форума с результатами исследования проблем в сфере информационной безопасности ЕАЭС, которые в современных условиях требуют неотложного решения.

В контексте экономической безопасности они обратили особое внимание на развитие интеллектуального капитала, предполагающее качественные и количественные изменения его характеристик, обеспечивающие требуемую скорость реакции и адаптивность к внешним и внутренним угрозам по сохранению базовых параметров экономической безопасности. Было отмечено, что снижение уровня интеллектуального капитала угрожает эффективному функционированию национальной экономической системы. В целях формирования проектов и программ межгосударственного сотрудничества стран ЕАЭС белорусские эксперты предложили также учитывать показатели уровня развития национального интеллектуального капитала, определяющие качественные и количественные характеристики, стимулирующие развитие.

По результатам сессии было предложено сформировать постоянно действующую Дискуссионную платформу в рамках существующего направления ЕИАК по координации системного анализа проблемных зон международного сотрудничества на евразийском пространстве. Особое внимание при реализации проектов важно уделить вопросам экономического и финансового развития, включая обеспечение национальных интересов, сохранение и приумножение финансовых ресурсов, а также модернизации, конкурентоспособности экономик ЕАЭС, повышению производительности труда в ведущих отраслях экономики и др.

Работа аналитиков по указанным направлениям будет способствовать получению и эффективному использованию объективной информации, необходимой для решения вопросов обеспечения экономической и финансовой безопасности, совершенствования интеграционных процессов в интересах стран - членов ЕАЭС.

Дата поступления рукописи: 20.12.2021 г.

ABOUT THE AUTHORS

Dadabayeva Zarina Abdurakhmanovna - Dr. Sci. (Polit.), Member of the Secretariat of Eurasian Information and Analytical Consortium, Leading Researcher of the Federal State Budgetary Institution of Science - the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia zarina.17.06@list.ru

Yarygina Irina Zotovna - Dr. Sci. (Econ.), Head of the Department of Eurasian Information and Analytical Consortium, Head of the Department of Moscow State Institute of International Relations, Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.