ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Андреева Е.Л.
Ратнер А.В.
Глухих П.Л.1
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ2
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, развивающиеся страны-партнёры, расширение сотрудничества, межрегиональный формат, научно-технологическое сотрудничество, БРИКС и ШОС, цели развития, улучшение мирохозяйственных позиций, освоение Арктики.
На евразийском пространстве Россия является инициатором и ведущим участником регионального интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС; вступил в силу в 2015 г.), официально включающего в себя Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению. Сотрудничество в рамках ЕАЭС характеризуется, помимо торгового, целевой установкой на создание единого рынка товаров и факторов производства.
Перспективы расширения ЕАЭС. Ядро евразийской экономической интеграции в настоящее время образует сам ЕАЭС в составе 5 стран. При этом перспективы расширения ЕАЭС имеют важнейшее стратегическое и геоэкономическое измерение и могут быть объединены в следующие три основных потенциальных блока.
Собственно, у ЕАЭС с 2015 г. уже имеется соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) - с Вьетнамом. Во многом взаимодействию с Вьетнамом способствует историческое прошлое: во времена СССР с Вьетнамом осуществлялось интенсивное сотрудничество.
В настоящее время сотрудничество с Вьетнамом активизируется по всем направлениям. Так, в 2015 г. велась активная работа в рамках научно-исследовательского проекта федерального уровня «Обновление моделей и форм научно-технологического сотрудничества между Вьетнамом, Россией, Белоруссией и Казахстаном в условиях интеграции». В 2014 г. достигнута договорённость о создании совместного судостроительного предприятия во Вьетнаме и договорённость о создании в России кластера лёгкой промышленности с участием вьетнамского капитала в Приморском крае и Московской области. Экономические отношения с внезональными странами-партнёрами предоставляют возможности для развития международной кооперации - сотрудничества на уровне предприятий в сфере научных исследований, материально-технического обеспечения, процесса производства и сбыта3.
Ряд стран является потенциальными кандидатами на углубление экономического сотрудничества с ЕАЭС. По словам председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, «официально о своей заинтересованности о формировании ... отношений [с ЕАЭС] разного уровня, разной интенсивности заявили более 40 стран, объединений»4.
Среди стран ближнего зарубежья, в первую очередь, можно отметить Таджикистан, президент которого ещё в 2014 г. заявил о необходимости исследования экономической возможности присоединения к ЕАЭС. Таджикистан относится при этом к зоне свободной торговли СНГ, является вместе с членами ЕАЭС участником Евразийского банка развития. Банк призван содействовать экономическому росту стран - его участниц, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве путём осуществления инвестиционной деятельности5.
1 Андреева Елена Леонидовна - д.э.н., профессор РАН, руководитель центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН, профессор кафедры мировой экономики Уральского государственного экономического университета. E-mail: [email protected]
Ратнер Артем Витальевич - к.э.н., н.с. Центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН. E-mail: [email protected]
Глухих Павел Леонидович - к.э.н., н.с. Центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН, доцент кафедры технологии и экономики Уральского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]
2 Статья подготовлена в рамках проекта фундаментальных исследований УрО РАН № 15-14-7-5 «Региональная экономика институтов инновационного развития».
3 Капустина Л.М., Кондратенко Ю.Н. Международная промышленная кооперация в машиностроительном комплексе России // Известия Урал. гос. экон. ун-та. 2008. - № 2 (21). - С. 10-15 (11).
4 Подписано Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом // Веб-страница Правительства России. -http://government.ru/news/18296/
5 О банке // Веб-страница Евразийского банка развития. - http://www.eabr.0rg/r/ab0ut/
В 2001-2014 гг. Таджикистан входил в Евразийское экономическое сообщество - предшественник ЕАЭС. Также на определённом этапе в ЕврАзЭС входил Узбекистан. Вместе с Таджикистаном он взаимодействует с Россией, Казахстаном и Киргизией в рамках ШОС, где принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов (2003 г.) и в 2014 г. достигнута договоренность о создании Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС.
В одном ряду с Вьетнамом можно отметить сопредельную России Монголию, которой выражалась заинтересованность в создании зоны свободной торговли. Как и в случае Вьетнама, при помощи СССР в Монголии было построен целый ряд предприятий, готовились кадры для монгольского народного хозяйства.
Заинтересованность в экономическом сотрудничестве с ЕАЭС выражалась также Китаем, Египтом (достигнута договорённость о создании ЗСТ), Индией (изучается возможность создания зоны свободной торговли), Ираном; Пакистаном, Европейским союзом, Зимбабве (заинтересованность в ЗСТ); Тунисом, Сирией, Иорданией, Албанией (заинтересованность в зоне преференциальной торговли); Израилем (изучается возможность создания зоны свободной торговли); АСЕАН в целом (в 2016 г. заключено соглашение).
Отдельно можно выделить перспективы развития инвестиционно-финансового сотрудничества ЕАЭС с такими крупными экономическими центрами развивающегося мира, как Китай и Индия. Здесь необходимо отметить сотрудничество России в рамках группы БРИКС - с Китаем и Индией (с Китаем взаимодействие России, Казахстана и Киргизии осуществляется также в рамках ШОС). В рамках БРИКС в 2014 г. достигнуты соглашения о создании общих финансовых институтов, в частности, Банка развития Группы и Пула условных валютных резервов Группы.
Важным фактором сотрудничества на евразийском экономическом пространстве является перспектива реализации китайского проекта возрождения Великого шёлкового пути, северное направление которого пролегает через Центральную Азию, Россию и страны Балтии. Китай готов инвестировать в формирование необходимой транспортной инфраструктуры. Так, переход к активной фазе осуществления стратегии Шёлкового пути связан с началом финансирования первых его проектов в Казахстане в 2015 г. из средств фонда Шёлкового пути, составляющего 40 млрд. долл.1
То, насколько Россия готова участвовать в обустройстве необходимой инфраструктуры, во многом определяет вероятность успеха Шёлкового пути на его северном направлении. Т.е. Шёлковый путь, рассматриваемый как «пояс экономического роста» для Китая, при участии России может приобрести новый международный статус и закрепить за Россией и Китаем роль важнейших участников и организаторов международных транспортных перевозок, что может существенным образом повысить роль и значение этих стран в мировой экономике в целом. Также развитие данного направления позволит в значительной степени продвинуться в направлении развития Евразийского экономического пространства.
Кроме того, сотрудничество стран ЕАЭС с их потенциальными партнёрами может осуществляться в арктическом регионе. В создавшихся геоэкономических условиях затруднения сотрудничества России с другими странами-членами Арктического совета (развитыми странами) вследствие ограничения перемещения товаров, капитала и технологий следует целенаправленно использовать интерес других крупнейших экономик мирового хозяйства, проявляемый к изучению и освоению арктической зоны, в первую очередь это относится к Китаю. Он обладает большими валютными резервами, имеет экономический рост, превышающий среднемировые темпы. При этом у Китая нет доступа к арктической зоне, и развитые страны не стремятся ему его предоставлять. Россия же, имеющая обширный доступ к этой зоне, нуждается в её более активном освоении и развитии. В этих условиях Россия как арктическое государство может играть роль страны, объединяющей усилия партнёров по ЕАЭС, группе БРИКС и других развивающихся стран в изучении Арктики (в той части, в которой они в этом заинтересованы).
Так, растёт готовность Китая к коммерческому использованию Севморпути на предлагаемых Россией условиях. Китай рассчитывает, что к 2020 г. на этот путь будет приходиться до 15% его внешнего грузопотока2. В соответствии с этим, он осуществляет экспериментальные коммерческие рейсы по Севморпути. Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация (ССЕСС) планирует инвестировать в проект российской компании «Белкомур» по сооружению железной дороги из Архангельской области через Республику Коми3.
Китайские нефтегазовые компании обладают опытом деятельности на шельфе, и они заинтересованы в совместной с «Роснефтью» разработке участков в Баренцевом море и в участии в проекте «Сахалин-3»4. Индия планирует совместно с Россией «разрабатывать технологии переработки редкоземельных материалов» в российской Арктике5.
Китайская промышленность сегодня готова производить оборудование необходимого качества для добычи полезных ископаемых - платформы, буровые установки, трубы, компрессорные станции. Это позволяет компенсировать западные санкционные технологии и продукцию6.
1 Михеев В., Луконин С. Китай после Боао-2015 // МЭиМО. - М., 2015. - № 8. - С. 61-70 (61).
2
Российские и иностранные эксперты обсудят вопросы сотрудничества в Арктике на заседании Международного экспертного совета в Санкт-Петербурге // Веб-страница Междунар. экспертного совета по сотр-ву в Арктике. 14.09.2015. - М1р://%'%гмг. iecca.ru/zakonodatelstvo/strategii/item/449-rossijskie-i-inostrannye-eksperty-obsudyat-voprosy-sotrudnichestva-v-arktike-na-zasedanii-mezh dunarodnogo-ekspertnogo-soveta-v-sankt-peterburge
3 Медведев Д.А. Интересы и цели неарктических государств в Арктике // Арктическое обозрение. 2015. - № 1. - С. 57-63 (60).
4 Там же, с. 60-61.
5 Арктика дает шанс разморозить отношения между Россией и Америкой // Веб-страница Междунар. экспертного совета по сотр-ву в Арктике. 15.1.2015. - http://www.iecca.ru/zakonodatelstvo/strategii/item/350-arktika-daet-shans-razmorozit-otnosheniya-mezhdu-rossiej-i-amerikoj-the-national-interest-ssha
6 Медведев Д.А. Цит. соч., с. 61.
Использование Россией такого финансового института БРИКС, как Банк развития, также может способствовать освоению Арктики. В рамках БРИКС планируется создание институтов и в других сферах взаимодействия, потенциал которых может быть задействован в освоении и развитии арктической зоны. Так, Научно-исследовательская и инновационная инициатива БРИКС будет охватывать сотрудничество в рамках крупных исследовательских инфраструктур, включая исследование возможностей осуществления научных мега-проектов.
Оценка потенциала расширения экономического сотрудничества ЕАЭС. Представляется актуальным оценить потенциал выделенных блоков стран, с точки зрения расширения ЕАЭС и повышения его роли и значимости в мировой экономике. Для этого были рассчитаны суммарные значения по таким показателям, как доля в мировом ВВП, в численности населения и запасах полезных ископаемых.
Таблица 1
Доля в мировых показателях стран ЕАЭС с учётом потенциала его расширения, %
ВВП Численность населения Запасы природного газа (доказанные) Запасы железной руды подтверж-дённые
ЕАЭС = 5 стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения) 3,87 2,55 18,2 28,4
ЗСТ = 6 стран (ЕАЭС + Вьетнам) 4,34 3,82 18,5 28,4
Потенциал расширения I (ЗСТ + Китай и Индия) 27,79 40,83 21,1 41,4
Потенциал расширения II (ЗСТ + 15 стран: Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Молдавия, Китай, Индия, Египет, Иран, Пакистан, Зимбабве, Тунис, Сирия, Иордания, Албания, Израиль) 31,59 47,26 41,4 42,9
Данные - за 2014 г., кроме запасов железной руды (2007 г.). По Сирии доля в мировом ВВП и численность населения взяты за 2010 г.
Составлено и рассчитано по: World economic outlook database, October 2015 / International monetary fund. - http://www. imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/index.aspx; British Petroleum Statistical review of world energy, June 2015, 64th edition. -P. 20. - http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf; Железо // Веб-страница информационно-аналитического центра «Минерал». - http://www.mineral.ru/Facts/stat/124/206/ index.html
Как показывают расчёты, страны ЕАЭС в настоящий момент при незначительной доле в мировом ВВП (3,9%) и мировой численности населения (2,6%), располагают более чем 15% мировых запасов природного газа и более чем 1/4 мировых запасов железной руды, что позволяет объединению занимать особое место среди поставщиков минеральных ресурсов с точки зрения объёмов запасов и географии поставок1. Зона свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом позволяет повысить долю в мировом ВВП до 4,3%, а в мировой численности населения - до 3,8%. С учётом таких ведущих центров мировой экономики, как Китай и Индия, потенциальное интеграционное объединение имеет около 1/3 мирового ВВП, более 40% мирового населения и более 1/2 мировых запасов руды.
Второй гипотетический вариант расширения экономического сотрудничества ещё больше укрепляет его позиции. С учётом предшествовавшего участия в евразийской интеграции Таджикистана и Узбекистана, а также ряда стран Африки и Ближнего Востока, с которыми со стороны ЕАЭС может быть в той или иной степени установлено экономическое сотрудничество, потенциальный ВВП интеграционного объединения превысит 1/3 мирового, совокупное население - 1/2 мирового населения, запасы природного газа - 40% мировых запасов, запасы железной руды -У её мировых запасов.
Таким образом, рассмотренные потенциальные варианты расширения ЕАЭС существенно усиливают экономические позиции этого интеграционного объединения в мировой экономике, повышая его доли по основным экономическим показателям. Кроме того, это расширение может оказать содействие существенному улучшению важнейших качественных параметров развития экономики России, а также других стран-участниц. В частности, оно будет способствовать:
- осуществлению модернизации и диверсификации экономики;
- повышению доли высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, в том числе в структуре экспорта;
- развитию стратегических инфраструктурных проектов, имеющих большую интеграционную значимость и являющихся двигателем роста регионов евразийского пространства;
- реализации такого важнейшего проекта, как освоение Арктики;
- повышению статуса страны в международном экономическом пространстве.
Заключение. Таким образом, растёт заинтересованность развивающихся стран во взаимном экономическом сотрудничестве со странами ЕАЭС.
При этом экономическое сотрудничество с Вьетнамом и Монголией имеет объективные предпосылки в силу богатого опыта сотрудничества в предыдущий период, особенно, в научно-технологической сфере. Потенциальному развитию интеграции на евразийском пространстве способствует и наличие институциональной базы и соответствующих структур, способствующих сотрудничеству, в рамках ШОС и БРИКС.
Отдельно следует отметить перспективы развития сотрудничества ЕАЭС с такими экономическими центрами развивающегося мира, как Китай и Индия. С ними Россия взаимодействует в формате группы БРИКС, где уже созда-
1 Шеломенцев А.Г., Козаков Е.М., Андреева Е.Л. Роль природных ресурсов в обеспечении экономической безопасности регионов и стран // Экономика региона. 2008. - № 3. - С. 127.
ны общие финансовые институты и активно развивается инвестиционное сотрудничество в важнейших секторах промышленности и инфраструктуры, включая такой важнейший сегмент мировой экономики, как арктическое пространство.
Развитие сотрудничества членов ЕАЭС с третьими странами соответствует такой современной тенденции развития международной экономической интеграции, как возникновение межрегионального формата, когда в интеграционном режиме взаимодействуют страны, расположенные в разных регионах мирового хозяйства.
Перспективы активизации сотрудничества в рамках ЕАЭС по различным направлениям с целым рядом развивающихся экономик, в том числе ведущих, могли бы не только послужить вкладом в решение первостепенных задач в условиях мирового кризиса, но и заложить основы долгосрочного повышения роли и значимости стран-участниц в мировой экономике и изменения мировой архитектуры с учетом приоритетов развития и национальных интересов стран евразийского пространства.