LEGAL AND POLITICAL SCIENCE
ЕВРАЗИИСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЯПОНИИ
1к. и. н. Уразаева Ф. П.
2д. и. н., профессор Курманов З. К.
1 Казахстан, Алматы, КазНУ им. аль-Фараби 2Кыргызстан, Бишкек, КРСУ им. Б. Н. Ельцина
Abstract. The article discusses the importance of the Eurasian diplomacy in the foreign policy of Japan, which was declared by former Prime Minister of Japan Ryutaro Hashimoto on 24 of July, 1997 to the representatives of the Association of business organizations. The author pays particular attention to the practical implementation of the Eurasian concept offoreign policy of Japan. Also look through some researches views, such as T. Uyama, T.Kadzuhiko.
Despite all the criticism of the Eurasian Japan's diplomacy is worth noting that there also have been positive developments in bilateral relations with Central Asia countries. We can confidently state that the "Eurasian doctrine of Hashimoto" was the key for the other new projects and concepts for Central Asia. One of the example may be the dialogue "Central Asia plus Japan", initiated in Astana in 2004.
Keywords: Japan, Central Asia, Eurasian diplomacy, strategy, Russia, China, USA.
В конце 1990-х гг., благодаря высокой внешнеполитической активности крупных мировых и региональных держав в Центральной Азии региональная система международных отношений начала постепенно меняться. Одним из таких ярких и многообещающих игроков в регионе была и Япония. Однако по прошествии более 20 лет присутствие Японии в регионе ставится под сомнение. С исследовательской точки зрения мы сочли важным вернуться к тем не далеким страницам истории и вспомнить о тех инициативах Японии, которые казались весьма привлекательными для многих стран Центральной Азии. Речь пойдет о Евразийской дипломатий Японии и о месте Центрально Азиатских стран в ней.
В исследовательских кругах очень часто обсуждается вопрос о наличий стратегии у «страны восходящего» солнца по отношению к странам Центральной Азии. Профессор Томохико Уяма (университет Хоккайдо) вообще ставит под сомнение вопрос о том, что Япония имела какую-либо четко сформулированную стратегию по отношению странам Центральной Азии. Японский исследователь, изучая истоки японской дипломатий в регионе, не раз упоминал, что не только японской политике в Центральной Азии, но и японской дипломатии вообще стратегическое мышление не вполне присуще. По мнению профессора японская внешняя политика до Второй мировой войны была переполнена "стратегией" и интригами в целях расширения сферы влияния Японской империи, но поражение в войне кардинально изменило ориентацию японской дипломатии. Япония во многом потеряла военную и внешнеполитическую самостоятельность, и главным приоритетом стало поддержание союза с США, хотя ей время от времени приходилось и приходится конфликтовать с США по экономическим вопросам. В то же время, чтобы избежать повторения исторической изоляции, Япония стремилась поддерживать мирные (но не обязательно тесные) отношения со всеми странами мира и не раздражать мировые державы и соседние страны. Этим и объясняется известная пассивность японской внешней политики по мнению профессора .
Так же автор в своих работах упоминает еще одну характерную черту центрально -азиатской политики Японии - ее зависимость от случайных и личностных моментов. В начале 1990-х годов, когда начали складываться отношения между Японией и Центральной Азией, у правительства не было четкого представления об этом регионе, и многое зависело от немногих людей (в основном высокопоставленных чиновников), которые брали инициативу на себя. Таким образом, были личности, которые лоббировали интересы Кыргызстана и Узбекистана, и не было никого, кто бы лоббировал интересы Казахстана в политических кругах Японии [1].
Но все, же следует также отметить, что Япония интересуется Центральной Азией больше, чем европейскими или полуевропейскими государствами бывшего СССР: странами Закавказья и Прибалтики, Украиной, Беларусью и Молдовой. Многие ученые подтверждают тот факт, что Японии легче поддерживать дружественные отношения с азиатскими странами такими, как Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан.
Т.Уяма объясняет отсутствие у Японии внятной стратегии в отношении Центральной Азии прежде всего экономическими причинами. Ни для кого ни секрет что основной вектор экономических интересов и связей Японии - это США, АТР и Юго-Восточная Азия. Центральная
Азия с экономической точки зрения не представляет большого интереса для Токио. Так же заинтересованность Японии в полезных ископаемых региона, по мнению автора не является столь важным фактором, хотя многие сводят внешнеполитические устремления Японии в регионе исключительно в заинтересованности в полезных ископаемых, а особенно в нефти. Подводя итоги японской политики в регионе, Уяма делает вывод, что следует отличать японский метод проведения стратегической политики от американского. У Японии отсутствует стратегическая дипломатия в классическом виде. Механизм выработки стратегических решений в Токио построен таким образом, что Япония сначала долго выжидает и при этом большое значение придает тому, как ведут себя с ней предполагаемые партнеры. Такой стиль ведения внешней политики объясняет, почему на первом этапе в число фаворитов Токио попали Узбекистан и Киргизстан, а Казахстан с его огромным потенциалом остался вне японского стратегического планирования.
Если Т.Уямо считает что Японии не было и в ближайшем времени не будет в регионе, то господин Того считает что все таки у Евразийской дипломатии были свои достижения. Бывший начальник управления по делам Евразии Министерства иностранных дел Японии Того Кадзухико пронаблюдав за эволюцией и значением внешне политических инициатив страны в Центральной Азии, пришел к выводу что за четыре года в период со второй половины 1990-х по начало 2000-х годов, три премьер-министра от Либерально-демократической партии последовательно развивали «евразийскую дипломатию» Японии в регионе. Это Рютаро Хасимото, Обути Кейдзо и Мори Есиро.
Выдвижению Евразийской дипломатий в 1997-2001 года по мнению Того способствовала международная и внутриполитическая обстановка [2]. Провозглашение «Евразийской политики» Премьер-министром Рютаро Хасимото в области внешней политики было своего рода определением по какому пути следует идти Японии в обстановке, когда растущая мощь Китая встречается со сдерживающей её тихоокеанской политикой США. То есть главной задачей внешнеполитического курса Японии было сосредоточение усилий на одном направлении обретение силы Японии, которая находилось между США и Китаем. И для этих целей Япония считала целесообразным задействовать Россию, в выгодной для нее форме вовлекая её в дела Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках этого процесса предполагалось также решить задачу, которую японская дипломатия считала наиболее важной — проблему возвращения Северных территорий. По мнению Хасимото, Японии не следовало играть с огнём в новом треугольнике взаимоотношений Японии, США и Китая. «Именно поэтому Россия является важным звеном», - отметил Хасимото[3].
24 июля 1997 года Хасимото выступил перед Кэйдзай доюкай (Японской ассоциации корпоративных руководителей)провозгласив стратегию «евразийской дипломатий». В Японии термин «евразийская дипломатия» стал прочно ассоциироваться с именем премьер-министра Хасимото.
Согласно описанию Рютаро Хасимото понятие «Евразии» охватывало развитие отношений с Китаем, Россией и со странами Шелкового пути, точнее страны Центральной Азии. Хасимото по сути дела вел речь о «Шёлковом пути» в Европу, который пролегает через Китай, страны Центральной Азии и Прикаспийского региона. Именно это выступление служит основным документом, где были заложены принципы и направления евразийской стратегии Японии.
В выступлении Хасимото четко указаны основные внешнеполитические направления Японии, и особенное внимание уделяется реализации концепции «евразийской дипломатии». В выступлении были затронуты такие вопросы как международная ситуация в целом после окончания «холодной войны»; подтверждение японо-американских обязательств; развитие евразийской дипломатии; отношения Японии с Российской Федерацией; отношения Японии с Китаем; проблема северных островов; экономические вопросы между Японией и Российской Федерацией; отношения Японии со странами «Шёлкового пути» [4].
Главная мысль, прозвучавшая в его выступлении заключается в том, что в ней впервые было заявлено о том, что евразийская дипломатия должна стать одним из приоритетов японской внешней политики. Хасимото четко разрабатывает стратегию касательно стран евразийского континента и указывает на основные направления сотрудничества по «евразийской дипломатии».
В японской внешнеполитической стратегии с выступлением Р. Хасимото обосновывается необходимость евразийской стратегии, важность евразийской дипломатии в обеспечении безопасности самой Японии, так как ситуация в Евразии имеет значительное влияние на мир и стабильность Азиатско-тихоокеанского региона; наличие богатых нефтяных и газовых ресурсов и важность Каспийского региона в мировом рынке энергоресурсов; поддержка Японией государств Центральной Азии в процессе их государственного строительства будет способствовать развитию отношений Японии за мир и процветание не только с этими странами, но и с Россией, Китаем и исламскими государствами [5].
Конечно же одним из главных направлений «евразийской дипломатии» является
российско-японские отношения. В выступлении Рютаро Хасимото было отмечено, что отношения с Российской Федерацией оказывают значительное влияние на мир и стабильность Азиатско-тихоокеанского региона и неоспоримым фактом является то что, российско-японские отношения далеко отстают. Поэтому для развития двусторонних отношений Хасимото выдвигает три принципа:
- принцип доверия, по которому без доверия обеих сторон к друг-другу не может быть никакого прогресса между двумя государствами;
-принцип взаимной выгоды, в соответствии с которым государства должны координировать свои общие интересы;
-принцип поддержания долгосрочной перспективы, предполагающий, что достижения в японо-российских отношениях должны быть нацелены на создание прочной основы для будущего поколения [4].
Также Хасимото рассмотрев проблему Северных территорий в отношениях между Японией и Россией, предлагает решить их на основе вышеупомянутых трех принципов. К тому же в документе затронуты вопросы и двусторонних торгово-экономических отношений, которые должны развиваться по различным направлениям.
Надо отметить тот факт, что выступление произвело сильное впечатление на российскую сторону. Предложенные Рютаро Хасимото базовые принципы взаимоотношений Японии с Россией, способствовали дальнейшему углублению двусторонних отношений и легли в основу многих двусторонних документов подписанных в последующие годы.
В начале ноября 1997 года в ходе состоявшейся в Красноярске встречи Ельцин и Хасимото договорились «прилагать все усилия с целью заключить мирный договор между Россией и Японией до 2000 года». После этого в Министерстве иностранных дел занялись налаживанием всесторонних дипломатических отношений с Россией. В экономической сфере был разработан и реализован так называемый «План Хасимото-Ельцина». К тому же, в ноябре 1997 года в ходе саммита форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Ванкувере по инициативе премьер-министра Хасимото было принято решение об участии России в работе АТЭС начиная с 1998 года [2]. Это стало венцом евразийской дипломатии Японии.
Япония также сделала шаг по направлению к решению территориального вопроса. В апреле 1998 года на организованной на курорте Кавана (преф. Сидзуока, город Ито) японо-российской встрече на высшем уровне был представлен план заключения мирного договора по демаркации границы (каванский план). Однако на этом дипломатия Хасимото на российском направлении закончилась. В России разразился финансовый кризис, и одновременно с ухудшением здоровья президента Ельцина, в Японии на июльских выборах в верхнюю палату парламента Либерально-демократическая партия потерпела сокрушительное поражение из-за провала экономической политики. Премьер-министр Хасимото ушёл в отставку.
Так же, тень на евразийскую дипломатию бросило произошедшее в Таджикистане. Непосредственно перед отставкой Хасимото произошло убийство гражданина Японии Акино Ютака. Правительство Японии направило Акино в рамках дипломатии Великого шёлкового пути, о которой Хасимото говорил в своём адресованном Кэйдзай доюкай выступлении, в качестве наблюдателя и политического советника миссии ООН.
В «евразийской дипломатии» были упомянуты и другие направления внешней политики Японии, которые имеют важность с точки зрения обеспечения энергетической безопасности Японии. Это направление было упомянуто в «евразийской дипломатии» Рютаро Хасимото как «отношения Японии со странами Шелкового пути».
В соответствии с этой концепцией отношения Японии со странами с государствами центральноазиатского региона должны строиться на трех ключевых направлениях:
- политический диалог, способствующий углубления доверия и взаимопонимания; -экономическое сотрудничество, в том числе и в области освоения природных ресурсов; -достижение мира в регионе посредством нераспространения ядерного оружия,
демократизации и стабилизации.
Также было отмечено, что поддержка со стороны Японии должна стать важным фактором активизации внутри регионального сотрудничества в создании систем транспортного, коммуникационного и энергетического обеспечения, а также в освоении энергоресурсов в регионе Центральной Азии [4].
Поездка в центральноазиатские государства главы Управления экономического планирования Японии Т. Асо в августе 1997 г. заложила фундамент широкого экономического сотрудничества Японии с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. Основной темой переговоров была жизненно важная для республик проблема привлечения японских инвестиций в их экономику и, в первую очередь, в энергетику. В плане реализации экономической составляющей
новой стратегии в сентябре 1997 г. В тех же республиках побывала делегация Общества экономических единомышленников "Кэйдзай доюкай", объединяющего в своих рядах представителей ведущих деловых кругов Японии. В ходе визита члены делегации ознакомились с экономической ситуацией в республиках, проблемами перехода к рыночной экономике, а главное - заложили основы для будущего активного сотрудничества с ними.
Принимая во внимание тот факт, что Казахстан и Туркменистан из-за своего ресурсного потенциала, а Узбекистан как один из важных путей транзита этих ресурсов занимают ключевые позиции в регионе и от них, в определенной степени, зависит будущее внутрирегионального сотрудничества в сфере экономики, Япония уделяет особое внимание этим странам, выделяя значительные средства на их развитие. Одним из первых шагов по реализации «Дипломатии Шелкового пути», стал визит в Казахстан и Узбекистан делегации «Кэйданрэн» (Федерация экономических организаций). Основной темой переговоров явилось обсуждение перспектив углубления дальнейшего сотрудничества в области разработки месторождений нефти и газа.
Со сменой руководства в Японии в августе 1998 г. и приходом во власть нового премьер-министра К. Обути, его правительство, в целом, продолжило курс налаживания активного сотрудничества со странами Центральной Азии. В результате, в январе того же года был принят новый документ в отношении государств региона - «Программа действий по дипломатии Великого Шелкового пути», указывавший на необходимость развития и совершенствования инфраструктуры республик и оказания им помощи в разработке природных ресурсов. По данной программе предполагалось развитие всестороннего торгово-экономического сотрудничества, укрепление политических отношений и оказание содействия странам Великого шелкового пути в переходе к рыночной экономике. «Евразийская дипломатия» определившая взаимоотношения со странами Шелкового пути получила поддержку и государственными деятелями центральноазиатских республик.
С момента объявления Евразийской дипломатии и «Дипломатии Шелкового пути, как уже отмечалось выше, высказывались довольно справедливые сомнения о преждевременности появления подобной программы по развитию региона и транспортировки энергоресурсов Центральной Азии, по причине отсутствия рынков сбыта для центральноазиатской нефти и газа. Более того, разразившийся в 1997-1998 гг. азиатский финансовый кризис и вовсе поставил под вопрос необходимость оказания Японией финансовой помощи странам Центральной Азии и будущем этих программ в целом.
Но все же, финансовая помощь Японии посредством ОПР, и других кредитных линий продолжала поступать в регион. Несмотря на сложности внутреннего характера в самой Японии, она в целом сохранила заинтересованность в освоении сырьевой базы Центральной Азии.
Другой важный аспект «евразийских инициатив» заключается также в реализации сотрудничества в области транспорта и коммуникаций как «основы» проектов по возрождению Шелкового пути. В этом отношении, Япония продолжает оставаться единственной страной, которая выделяет средства практически на все проводимые работы по созданию развитых транспортных сетей в регионе. При этом стоит отметить несколько особенностей этой деятельности. Из них, принципиальное значение имеет:
- развитие железнодорожного сообщения, поскольку при перевозках на большие расстояния он более экономичен, чем автомобильный. При этом учитывается то обстоятельство, что только по железной дороге в Центральную Азию можно завезти многотонное оборудование и трубы, необходимые для запуска нефтегазовых проектов и строительства магистральных трубопроводов;
- развитие и модернизация внутри- и межрегиональных автомобильных сообщений, как необходимого условия дальнейшего экономического роста во всем регионе;
- развитие авиационного транспорта и модернизация аэропортов региона, с целью создания современного транзитного пункта Шелкового пути в Центральной Азии [5].
В области телекоммуникаций основные усилия направлены на создание трансъевропейской оптико-волоконной магистрали, которая должна включить Европу и Азию в единую телекоммуникационную и информационную систему, проходя через 13 стран, включая Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, что позволит включить регион в глобальное телекоммуникационное пространство. При этом, сотрудничество в этой сфере также осуществляется с другими странами - США, ЕС, Китай и Южная Корея.
Другим не менее важным элементом внешней политики Японии в Центральной Азии после объявления «евразийских инициатив», явилась деятельность по ознакомлению широких кругов общественности с культурой, языком, традициями и историей Японии. Большое распространение получила практика открытия культурных и лингвистических центров, организация языковых стажировок в Японию студентов из республик Центральной Азии, создание ассоциаций культурно-экономического сотрудничества. Активность Японии в этом
направлении сообразуется с целями политического руководства страны по демонстрации за ее пределами позитивного образа японского общества. Широкие научные и культурные связи позволяют Японии пользоваться благами цивилизации, достигнутыми в других странах, и при этом распространять в мире достижения и ценности своего общества, показывая привлекательность своей модели развития.
После того, как премьер-министр Обути был вынужден выйти в отставку после инсульта, в апреле 2000 года Мори стал лидером ЛДП и сменил Обути на посту руководителя правительства. Не смотря на то что Мори всего год занимал эту должность, с точки зрения евразийской дипломатии, один год до наступления периода правления Коидзуми Дзюнъитиро невозможно не отметить хотя бы в связи с политикой на российском направлении [6].
Непосредственно перед началом правления Мори, в марте 2000 года на международной арене произошли важное события. В России появился президент Путин, который за первый год пребывания на своём посту в период, когда в США проходили президентские выборы, когда Франция и Германия усилили критику в отношении России из-за её действий в Чечне, а в отношениях с Китаем удалось добиться масштабной нормализации, президент Путин продемонстрировал растущий интерес к Японии.
За год с апреля 2000 по март 2001 года Мори и Путин провели 5 встреч. На протяжении 7 месяцев после официального визита Путина в Японию в сентябре 2000 года переговоры стремительно продвигались вперёд, и состоявшаяся 25 марта 2001 года встреча на высшем уровне в Иркутске принесла колоссальные результаты: Впервые в истории стороны в письменном виде подтвердили намерение действовать в соответствии с двумя документами: Совместной японо-советской декларации 1956 года, предусматривавшей возможность передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан (после подписания мирного договора), а также Токийского заявления от 1993 года о решении проблемы принадлежности четырёх островов и заключении мирного договора; Президент Путин не отверг предложение премьер-министра Мори проводить консультации об островах Хабомаи и Шикотан параллельно консультациям по островам Кунашир и Итуруп; стороны пришли к согласию о том, что параллельные консультации начнутся сразу после иркутского саммита, как только стороны проведут соответствующую подготовку.
Таким образом, до апреля 2001 года, до начала правление кабинета министров Коидзуми Дзюнъитиро, евразийская дипломатия Японии обрела конкретные очертания. Япония осознавая растущую мощь Китая, не коем образом не пренебрегала союзническими отношениями с США. С Россией коренным образом улучшились отношения, включая решение территориального вопроса, Так же страна активно занималось наведением мостов в странах Великого шёлкового пути, в чем и заключалась сущность евразийской дипломатии Японии.
Однако с приходом к власти Коидзуми и после произошедших террористических актов 11 сентября 2001 года, перевернулись привычные представления о мире, евразийская дипломатия Японии практически ушло в небытие.
Не смотря на всю критику о не состоятельности Евразийской дипломатии Японии стоит отметить что все таки были положительные сдвиги в отношениях со странами центральноазиатского региона. Можно с уверенностью констатировать, что «евразийская доктрина Хасимото» заложила основы и для других новых проектов и концепций Японии по отношению к странам Центральной Азии. Пример этому диалог «Центральная Азия плюс Япония», инициированный в Астане в 2004 году.
Таким образом, можно сделать вывод что евразийская доктрина Р. Хасимото, предложенная в 90-х годах заложила основы для развития отношений со странами «Евразии» на принципах экономической целесообразности, обеспечения безопасности совместными усилиями, сотрудничества в гуманитарной сфере.
Но объясняя скромность японских притязаний в Центральной Азии мы в полнее согласны с мнением Т. Уямы что Япония не является - в отличие от США и других участников Большой игры - полноценной геополитической силой. Это объясняет, почему Токио не стремится к массированному присутствию в регионе. Япония проявляет солидарность как часть Запада с общей западной стратегией в Центральной Азии: выступает донором, заинтересована в поддержании стабильности в регионе, нераспространении ядерного оружия и заинтересована в создании в Азии в целом процветающего сообщества. Таким образом, интересы Японии в Центральной Азии носят «периферийный» характер [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.Уямо, Политика Японии в отношений Казахстана:есть ли «стратегия?»// Стратегические перспективы: ведущие державы, Казахстан и центральноазиатский узел, Американская академия гуманитарных и точных наук, Кембридж, штат Массачусетс, МТИ пресс
Кембридж, штат Массачусетс Лондон, Англия
2. Того Кадзухико, Евразийская дипломатия Японии (1997-2001 гг.), http://www.nippon.com/ru/features/c00205/?pnum=3
3. Речь премьер-министра Хасимото Рютаро, адресованная Кэйдзай Доюкай (Японской ассоциации корпоративных руководителей) от 24 июля 1997 г. http://www.kantei.go.jp/foreign/0731douyukai.html
4. Address by Prime Minister Ryutaro Hashimoto to the Japan Association of Corporate Executives// mofa.go.jp
5. Усубалиев Э. Роль и значение Центральной Азии в политике Японии Проблемы и перспективы политического курса Японии в Центральной Азии // analitika.org/article
6. Япония наших дней №2,2009, Мочква ИДВ РАН 2010// ftp://stfl.maglan.ru/Books/Books%20Japan/Yaponia%20nashih%20dney/jnd_2.pdf
7. М.Лаумулин, Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике, том 5,Центральная Азия в 21 столетии, Стратегия Японии в Евразии, Алматы 2009.
ПРАВОВА ОСНОВА КОНФ1ДЕНЦ1ЙНОГО СШВРОБГГНИЦТВА ОС1Б З П1ДРОЗД1ЛАМИ НАЦ1ОНАЛЬНО1 ПОЛЩП УКРА1НИ
к. ю. н. Кисельов А. О.
Укрална, м. Днтро, Днтропетровський державний утверситет внутрштх справ, старший викладач
Abstract. The article is devoted to topical issues of legal regulation of persons confidential cooperation with employees operating units of the National Police of Ukraine. The article is to study the current state, meaning and significance of legal regulation confidential co persons with employees operating units of the National Police. Analyzes regulations that directly or indirectly regulate the confidential relations with those employees operating units of the National Police. Features of legal regulation of persons confidential cooperation with employees operating units of the National Police. It is noted that cooperation is based solely on the voluntary will of the person who is involved in confidential cooperation. When attracting people to a confidential co workers operating units having unique relationship, the guarantee of the legality of which is their orderliness of the rule of law. Specified on the need to protect secret moral staff workers to the community. As a result, the legal basis of a confidential co persons with operational units of the National Police determined body of law contained in the legal acts regulating the process confidential co persons with operational units of the National Police.
Keywords: confidential cooperation; operational units; staff unofficial employee.
Актуальнють теми дослщження обумовлена дiяльнiстю державних оргашв у сустльста, що регламентусться вщповщно до вимог i функцш, яю виконують щ органи. Оскшьки оперативно-розшукова дiяльнiсть i И основна складова частина - конфщенцшне сшвробггництво е державною дiяльнiстю, то правова регламентацiя И здшснюеться вщповщно до вимог, що ставляться до тако! дiяльностi [1, с. 51].
Правовою основою конфщенцшного сшвробггаицтва ошб з пращвниками оперативних пщроздшв Нащонально! полщп е Конститущя Укра!ни [2], закони Укра!ни «Про Нащональну полщда» [3], «Про оперативно-розшукову дГяльшстъ» [4], «Про органiзацiйно-правовi основи боротьби з оргашзованою злочиншстю» [5], «Про державний захист пращвниюв суду i правоохоронних оргашв» [6], «Про забезпечення безпеки о^б, як беруть участь у кримшальному судочинствi» [7], «Про шформащю» [8], Кримiнальний та Кримшальний процесуальний кодекси Укра!ни [9; 10], iншi нормативно-правовi акти Укра!ни.
Дослiдженням проблем конфiденцiйного спiвробiтництва в оперативно-розшуковш дiяльностi займалися такi науковщ, як: К.В. Антонов, Е.О. Дщоренко, О^Ф. Долженков,
0.В. Кириченко, 1.П. Козаченко, М.В. Корнiенко, В.А. Некрасов, Д.Й. Никифорчук, С.В. Обшалов, В.Л. Ортинський, Е.В. Рижков, 1.В. Сервецький, Ю.Е. Черкасов,
1.P. Шинкаренко та ш. Однак питання правового регулювання конфщенцшного сшвробггництва осiб з пращвниками оперативних пщроздшв в наш час потребують детальшшого розгляду й виршення з урахуванням специфiки такого сшвробггаицтва.