Научная статья на тему 'Новое направление внешней политики Японии: Дуга свободы и процветания политика в отношении ГУАМ'

Новое направление внешней политики Японии: Дуга свободы и процветания политика в отношении ГУАМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1342
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / АСЕАН / ГУАМ / ГРУЗИЯ / УКРАИНА / АЗЕРБАЙДЖАН / МОЛДОВА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / "ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ + ЯПОНИЯ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исмаилзаде Гюрсель

30 ноября 2006 года министр иностранных дел Японии Таро Асо обнародовал политическое заявление, озаглавленное "Дуга свободы и процветания: расширение японских дипломатических горизонтов". Позднее, 12 марта 2007 года, министр произнес еще одну речь под таким же названием, в которой изложил детали своей концепции, представил новое видение внешней политики страны и дополнил его новым направлением. До недавнего времени внешняя политика Токио базировалась на трех "китах": укрепление альянса между Японией и США, международное сотрудничество, главным образом при содействии ООН, и отношения с соседними государствами: Китаем, Россией и Республикой Кореей. Новая инициатива японской дипломатии направлена на укрепление таких универсальных ценностей, как свобода, демократия, верховенство закона, основные права человека и рыночная экономика. В своем заявлении министр Т. Асо указал, что Япония будет создавать "Дугу свободы и процветания" на периферии евразийского континента от северной Европы и государств Балтии через Центральную и Юго-Восточную Европу, Кавказ, Центральную Азию, Ближний Восток, Индийский субконтинент, Юго-Восточную Азию до Северо-Восточной Азии. Согласно высказываниям министра, Япония движется к миру и процветанию через развитие экономики и демократии и намерена сотрудничать с государствами, расположенными в указанных районах земного шара, с целью создания преуспевающего и стабильного региона. Таким образом, на базе универсальных ценностей начинает обретать свои очертания регион изобилия и стабильности, названный "Дугой свободы и процветания". Как сказал министр, Япония будет "спутницей", оказывая поддержку тем странам региона, которые лишь недавно вступили на этот путь. Вскоре Министерство иностранных дел разъяснило, как именно будет реализована новая стратегия. Одним из ее важных элементов станет создание "Дуги свободы и процветания" в рамках содействия достижению универсальных ценностей. Токио будет добиваться этой цели, сохраняя баланс между политической стабильностью и экономическим развитием, непременно принимая во внимание уникальную культуру каждой из стран, ее историю и уровень развития. Конкретизируя, можно сказать, что Япония будет действовать совместно с теми государствами, которые разделяют ее главные идеалы, с целью построения общества свободы и преуспевания. Эта цель может быть достигнута на основе сотрудничества в торговле и инвестиционной сфере, а также содействия на правительственном уровне в удовлетворении основных потребностей населения, в таких сферах, как здравоохранение и образование, улучшение инфраструктуры и правовых процедур. Это будет одним из основных "кирпичиков" "Дуги свободы и процветания", более того, поможет обеспечить людям безопасное существование, что Япония всегда поддерживала и пропагандировала. В восточной части дуги развивается и работает на устойчивую демократизацию АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), которая стремится к достижению внутрирегиональной стабильности через региональную интеграцию. Япония увеличит свою поддержку АСЕАН и странам КЛВ (Камбоджа, Лаос, Вьетнам, позже присоединившиеся к АСЕАН), чтобы они смогли стать частью "Дуги свободы и процветания". В Европе новые демократии появились после окончания "холодной войны" и распада Советского Союза. Япония поддерживает и будет продолжать активно поддерживать государства Балтии и новые демократические государства, участвующие в таких организациях, как ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) и СДВ ("Сообщество демократического выбора" Украина, Грузия, Литва, Румыния), в их стремлении к демократизации и созданию рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое направление внешней политики Японии: Дуга свободы и процветания политика в отношении ГУАМ»

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ: ДУГА СВОБОДЫ И ПРОЦВЕТАНИЯ — ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ГУАМ

Гюрсель ИСМАИЛЗАДЕ

советник посольства Азербайджанской Республики

в Японии

I. «Дуга свободы и процветания» как новое направление дипломатии Токио

^ /\ ноября 2006 года министр иностранных дел Японии Таро Асо1 обнародовал поли-41 I тическое заявление, озаглавленное «Дуга свободы и процветания: расширение \/ японских дипломатических горизонтов»2. Позднее, 12 марта 2007 года, министр произнес еще одну речь под таким же названием, в которой изложил детали своей концепции, представил новое видение внешней политики страны и дополнил его новым направлением. До недавнего времени внешняя политика Токио базировалась на трех «китах»: укрепление альянса между Японией и США, международное сотрудничество, главным образом при содействии ООН, и отношения с соседними государствами: Китаем, Россией и Республикой Кореей.

Новая инициатива японской дипломатии направлена на укрепление таких универсальных ценностей, как свобода, демократия, верховенство закона, основные права человека и рыночная экономика. В своем заявлении министр Т. Асо указал, что Япония будет создавать «Дугу свободы и процветания» на периферии евразийского континента — от северной Европы и государств Балтии через Центральную и Юго-Восточную Европу, Кавказ, Центральную Азию, Ближний Восток, Индийский субконтинент, Юго-Восточную Азию до Северо-Восточной Азии. Согласно высказываниям министра, Япония движется к миру и процветанию через развитие экономики и демократии и намерена сотрудничать с государствами, расположенными в указанных районах земного шара, с целью создания преуспевающего и стабильного региона. Таким образом, на базе универсальных ценностей начинает обретать свои очертания регион изобилия и стабильности, названный «Дугой свободы и процветания». Как сказал министр, Япония будет «спутницей»3, оказывая поддержку тем странам региона, которые лишь недавно вступили на этот путь.

Автор излагает свои личные взгляды, не отражающие позиции каких-либо официальных лиц или организаций.

1 Таро Асо — министр иностранных дел Японии с октября 2005 года по сентябрь 2007 года.

2 Полный текст речи Т. Асо см.: On the «Arc of Freedom and Prosperity». An Address by H.E. Mr. Taro Aso, Minister for Foreign Affairs on the Occasion of the 20th Anniversary of the Founding of the Japan Forum on International Relations, Inc. [http://www.mofa.go.jp/policy/pillar/address0703.html].

3 Цит. по: Aso T. Op. cit.

Вскоре Министерство иностранных дел разъяснило, как именно будет реализована новая стратегия. Одним из ее важных элементов станет создание «Дуги свободы и процветания» в рамках содействия достижению универсальных ценностей. Токио будет добиваться этой цели, сохраняя баланс между политической стабильностью и экономическим развитием, непременно принимая во внимание уникальную культуру каждой из стран, ее историю и уровень развития. Конкретизируя, можно сказать, что Япония будет действовать совместно с теми государствами, которые разделяют ее главные идеалы, с целью построения общества свободы и преуспевания. Эта цель может быть достигнута на основе сотрудничества в торговле и инвестиционной сфере, а также содействия на правительственном уровне в удовлетворении основных потребностей населения, в таких сферах, как здравоохранение и образование, улучшение инфраструктуры и правовых процедур. Это будет одним из основных «кирпичиков» «Дуги свободы и процветания», более того, поможет обеспечить людям безопасное существование, что Япония всегда поддерживала и пропагандировала4.

В восточной части дуги развивается и работает на устойчивую демократизацию АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), которая стремится к достижению внутрирегиональной стабильности через региональную интеграцию. Япония увеличит свою поддержку АСЕАН и странам КЛВ (Камбоджа, Лаос, Вьетнам, позже присоединившиеся к АСЕАН), чтобы они смогли стать частью «Дуги свободы и процветания».

В Европе новые демократии появились после окончания «холодной войны» и распада Советского Союза. Япония поддерживает и будет продолжать активно поддерживать государства Балтии и новые демократические государства, участвующие в таких организациях, как ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) и СДВ («Сообщество демократического выбора» — Украина, Грузия, Литва, Румыния), в их стремлении к демократизации и созданию рыночной экономики.

Республики Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), ставшие независимыми после распада Советского Союза, постепенно продвигаются в направлении демократизации и рыночной экономики. Япония будет поддерживать эти республики как на двусторонней основе, так и в рамках диалога «Центральная Азия + Япония», инициированного в 2004 году. Кроме того, Страна восходящего солнца намерена расширять региональное сотрудничество с Афганистаном и Пакистаном, в частности, чтобы обеспечить им доступ к морским коммуникациям5.

При создании «Дуги свободы и процветания» Токио будет сотрудничать со своим союзником, Вашингтоном, с которым у него общие ценности и стратегические интересы. Важно также, что Япония укрепляет связи с другими странами и организациями, разделяющими общие ценности. В их число входят Австралия, страны «восьмерки», другие государства Европы, а также страны, входящие в ЕС и НАТО. Основные очертания «Дуги свободы и процветания» определятся в процессе продвижения от ее элементов, расположенных по периферии евразийского континента6.

Япония уже обсуждает свою политику со многими странами, составляющими «Дугу свободы и процветания», в рамках различных форматов сотрудничества. В последнее время ключевыми в этом отношении стали: саммит КЛВ — Япония, Совещание министров иностранных дел Японии и КЛВ, диалог «Центральная Азия + Япония», диалоги с группой центральноевропейской четверки В4 (Вышеградская четверка: Чешская республика, Венгрия, Польша, Словакия). Токио считает весьма важным проводить встречи и

4 Cm.: Diplomatic Bluebook 2007. P. 3 // Ministry of Foreign Affairs of Japan [http://www.mofa.go.jp/policy/ other/bluebook/2007/index.html].

5 Cm.: Central Asia as a Corridor for Peace and Stability. Speech by Mr. Taro Aso, Minister for Foreign Affairs at the Japan National Press Club, 1 June 2006 [http://www.mofa.go.jp/region/europe/speech0606.html].

6 Cm.: Diplomatic Bluebook 2007. P. 3.

обсуждения с этими и другими новыми структурами на постоянной основе. Как говорится в посвященной дипломатии «Синей книге-2007» МИД Японии, в ближайшие годы Токио постарается интенсифицировать такие политические форумы, организуя их со странами и организациями, в которых опыт проведения дискуссий мал или вообще отсутствует: КЛВ, Вышеградская четверка и государства ГУАМ7.

II. Цели новой внешней политики Японии

После выступления Таро Асо в связи с новой стратегией и новым видением внешней политики Японии СМИ публиковали различные мнения ученых и экспертов относительно причин, вызвавших изменения традиционного курса внешней политики Токио. В ряде статей был проведен анализ нового взгляда на внешнюю политику, изложенного в речи министра8.

Напомним, что после поражения во Второй мировой войне Япония не играла заметной роли в международных делах. Основным направлением ее внешней политики оставался союз с США. В рамках стабильного и безопасного существования, обеспеченного этим союзом, Страна восходящего солнца могла сосредоточиться на восстановлении своей экономики, в результате чего было создано высокоэффективное, конкурентоспособное, индустриальное государство9. Находясь под «зонтиком безопасности», гарантированным Соединенными Штатами, Япония сконцентрировала свои национальные интересы на сугубо экономических проблемах. Ее внешняя политика основывалась главным образом на механизмах экономического влияния. К этим механизмам относились помощь иностранным государствам, участие в международных организациях, а также прямые инвестиции в экономику других стран.

Новый курс внешней политики Японии создавался в контексте изменений международных отношений после окончания «холодной войны». Кроме того, террористическая атака на США 11 сентября 2001 года и угроза распространяющегося терроризма во всем мире заставили Страну восходящего солнца пересмотреть направленность своей внешней политики.

Одна из ее главных целей — получение Японией статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН и, как следствие, принятие на себя ответственности за международную безопасность на мировой арене. В период до окончания «холодной войны» внешняя политика Японии была сосредоточена в азиатской части Тихоокеанского региона, а в последнее время она увеличивает свой вклад в установление стабильности и в других регионах. Правительство страны направило подразделения своих сил самообороны для участия в миротворческих операциях в Камбодже, Восточном Тиморе и Непале. Кроме того, Япония участвовала в восстановительных работах после военных конфликтов на Балканах, в Афганистане, в Ираке, а с 2001 года ее силы самообороны привлекают к

7 См.: Diplomatic Bluebook 2007. P. 3.

8 См.: Муцушика Ш. Новые тенденции в Черноморском регионе и интересы великих держав. Речь, произнесенная на Второй конференции «Япония — Черноморский регион». Токио, 20—21 ноября 2007 (также см.: Муцушика Ш. Черноморское сотрудничество — японская внешняя политика в Черноморском регионе и дипломатическая стратегия «Дуга свободы и процветания». Японский институт международных отношений, март 2007) [http://www2.jiia.or.jp/pdf/global_issues/h18_BSEC/h18_BSEC.pdf] (на японск. яз.).

9 См.: Weinstein M.E. Japan’s Foreign Policy Options: Implications for the United States. В кн.: Japan’s Foreign Policy. After the Cold War: Coping with Change / Ed. by G.L. Curtis. N.Y.: M.E. Sharpe, 1993. P. 218—219.

международным антитеррористическим операциям в Индийском океане10. Наряду с этим правительство активизирует дипломатическую деятельность в государствах Африки и Латинской Америки11. Усилия на этих направлениях поддерживает и общественность страны. Так, 57% респондентов, участвовавших в опросе, проведенном одной японской газетой в 2006 году, согласились с тем, что внешняя политика государства нуждается в пересмотре и что большее внимание следует уделять международной безопасности, а 55% заявили о необходимости пересмотра Конституции страны12. В этом отношении новое направление японской дипломатии можно представить как желание Токио принимать более активное участие в жизни международного сообщества

III. Истоки «евразийской» дипломатии страны

Глобальные изменения, произошедшие с окончанием «холодной войны», особенно распад Советского Союза, поставили Японию перед необходимостью и возможностью устанавливать и расширять дипломатические связи со странами евразийского континента. Многие официальные лица подчеркивали важность Евразии как региона с широким политическим и культурным разнообразием, с которым Япония должна укреплять свои отношения.

Однако реакция Токио была довольно медленной. Премьер-министр Рютаро Хаши-мото13 объявил свой так называемый «План евразийской дипломатии» только в 1997 году14. Цель плана заключалась в укреплении политических и экономических отношений с вновь образованными государствами Центральной Азии и Южного Кавказа. «Содействие Японии усилиям этих стран, направленным на достижение своей независимости, безусловно, окажется конструктивным для недавно образовавшихся государств. Я уверен, что это расширит границы японской внешней политики в направлении евразийского региона на заре XXI века»15.

10 Силы самообороны были развернуты в Индийском океане для организации дозаправки военных кораблей союзников на основании закона о спецмерах противодействия терроризму, принятого для поддержки операций войск США в Афганистане. Правительству Японии необходима законодательная база, которая на постоянной основе позволит стране направлять вовне свои силы самообороны (см.: Асахи Симбун, 21 июня 2006).

11 Следует отметить, что в своей речи «Дуга свободы и процветания» (как и в своих других выступлениях и интервью) министр иностранных дел Т. Асо упоминал о важности установления отношений с государствами Африки и Латинской Америки. Министр отмечал, что по сравнению с другими развитыми странами Япония имеет меньше посольств на этих континентах, а бюджет ее недостаточен для проведения активной политики в Африке и Латинской Америке (см., например, речь заместителя министра иностранных дел Ясухиса Шиозаки на конференции, организованной Институтом изучения Центральной Азии и Кавказа, 31 июля 2006 года [http://cari.727.net/] (на японск. яз.).

12 Вопрос о пересмотре положений Конституции для получения возможности более активных действий на международной арене, например в миротворческих операциях, возникает с 1997 года. Опрос 2006 года показал постепенный рост числа респондентов, поддерживающих ревизию Конституции. В 2004 году количество тех, кто высказывался за пересмотр, впервые превысило 50% (см.: Асахи Симбун, 4 мая 2006).

13 Рютаро Хашимото — премьер-министр Японии с января 1996 года по июль 1998 года.

14 Премьер-министр Р. Хашимото представил свою концепцию евразийской дипломатии в выступлении в «Кэйдзай доюкай» (Японская ассоциация корпоративных руководителей). Полный текст его речи см. [http://www.kantei.go.jp/foreign/0731douyukai.html]. Подробное изложение стратегии евразийской дипломатии и ее интерпретацию см.: Diplomatic Bluebook 1998 // Ministry of Foreign Affairs of Japan [http://www.mofa. go.jp/policy/other/bluebook/1998/index.html].

15 Необходимо отметить, что в своей речи Р. Хашимото изложил также свою новую политику в отношении России (см.: Diplomatic Bluebook 1998. P. 210).

В этом выступлении премьер-министр сравнил свою евразийскую дипломатию с образом Великого шелкового пути, который связывал Китай и Римскую империю через Кавказ и Центральную Азию. И эту дипломатию с тех пор называют дипломатией Великого шелкового пути16.

Р. Хашимото закончил свою речь, призвав японских бизнесменов к выгодным вложениям в нефтяные и газовые ресурсы на Кавказе и в Центральной Азии. Подход премьер-министра нашел свое выражение в «Плане действий Великого шелкового пути», подготовленном Министерством торговли, Министерством иностранных дел и Министерством финансов Японии по заданию Р. Хашимото и опубликованном 7 марта 1998 года17. План состоял из трех частей: «расширение политического диалога; содействие развитию экономики и добыче природных ископаемых; сотрудничество в продвижении демократии и упрочнения стабильности». В План входило также содействие организации официальных визитов на высоком уровне и открытию посольств в государствах Великого шелкового пути.

Разработка программы «Официальное содействие развитию» (ОСР) стала главным звеном японской дипломатии Великого шелкового пути. Целью ОСР было создание основ устойчивого экономического развития, поддержка демократизации и перехода к рыночной экономике, а также помощь в решении социальных проблем отдельных государств.

Участие японского частного сектора в экономическом развитии стран Великого шелкового пути продвигалось довольно медленно. В 1998 году совокупная доля восьми государств в японском экспорте составила 0,04%, а в импорте — 0,06%. Самым важным торговым партнером Страны восходящего солнца в 1999 и 2000 годах был Казахстан, за ним следовали Узбекистан и Азербайджан18.

В 1997 году, когда Р. Хашимото заговорил о евразийской дипломатии, одной из его целей был регион Каспия. Нефтяные и газовые ресурсы республик Центральной Азии и Южного Кавказа делали этот регион невероятно важным для Токио как в стратегическом, так и в экономическом отношении. Япония, четвертый в мире потребитель энергии, всегда была заинтересована в диверсификации импорта углеводородов. С 1970-х годов, после нефтяного кризиса, страна стремится уменьшить свою зависимость от ближневосточной нефти и обратиться к другим энергетическим ресурсам. В то же время правительство уделяет большое внимание поиску надежных источников природного газа. Ведь, стремясь уменьшить зависимость от ближневосточной нефти, а также выполнять требования Киотского протокола об уменьшении выбросов парниковых газов, Япония в последние годы уделяет особое внимание использованию именно природного газа19.

16 Представление о Великом шелковом пути как о регионе с богатой историей и культурой весьма популярно в Японии. В конце 1980-х годов пользовался успехом документальный телесериал «Шелковый путь». В 1990-х годах наблюдался бум во всем, что относилось к странам Великого шелкового пути. Сотрудничая с этими государствами в политическом и экономическом аспектах, власти Японии занимались и «культурной» дипломатией, предоставляя большие гранты в области культуры (см.: Drifte R. Japan’s Eurasian Diplomacy: Power Politics, Resource Diplomacy or Romanticism?” В кн.: The Caspian: Politics, Energy and Security / Ed. by Sh. Akiner. London: Routledge Curzon, 2004. P. 281—282). О дипломатии Шелкового пути также см.: Hickok M.R. The End of the Silk Road: Japan’s Eurasian Initiative // Central Asian Survey, 2000, Vol. 19, No. 1. P. 17—39; Takeshi Y. Japan’s Multilateral Approach toward Central Asia. Доклад на Международном симпозиуме Центра исследований в области славистики, Университет Хоккайдо, Япония, 6—7 июля 2006 [http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/coe21/publish/no16_1_ses/04_yuasa.pdf].

17 См.: Green M.J. Japan’s Reluctant Realism: Foreign Policy Challenges in an Era of Uncertain Power. N.Y.: Palgrave, 2003. P. 162—163.

18 См.: Drifte R. Op. cit. P. 286.

19 Об энергетической политике Японии см., например: Rethinking Energy Security in East Asia / Ed. by P.B. Stares. Tokyo — N.Y.: Japan Center for International Exchange, 2000. P. 59—78; Energy and Security: Toward a New Foreign Policy Strategy / Ed. by J.H. Kalicki, D.L. Godlwin. Washington, D.C.: Woodrow Wilson Center Press, 2005. P. 305—328.

Таким образом, внешняя политика Токио в направлении континентальной Евразии, особенно стран, вновь созданных после распада Советского Союза, впервые проявила себя во второй половине 1990-х годов. Дипломатию Великого шелкового пути можно рассматривать как концептуализацию японской внешней политики в отношении новых независимых государств. Это была ее первая попытка участвовать в их развитии, однако роль Японии в этом регионе ограничивалась предоставлением помощи. Европейский союз в большей степени, чем Япония, участвовал в помощи государствам Великого шелкового пути, в установлении там политических и государственных институтов, реформировании судебной системы и решении других их проблем, в то время как Япония ограничивалась помощью лишь в экономическом развитии20.

Новое направление во внешней политике Токио также связано с континентальной Евразией. Следовательно, можно говорить о некотором принципиальном сходстве «Дуги свободы и процветания» и евразийской дипломатии. Дипломатия Великого шелкового пути — первая попытка внешней политики Японии продвинуться в направлении континентальной Евразии, за ней последовала идея «Дуги свободы и процветания».

Одной из главных задач новой внешней политики Японии, предложенных министром Т. Асо, является вклад в демократизацию, экономическое процветание и стабильность в Евразии. Как было сказано при изложении концепции «Дуги свободы и процветания», горизонты японской дипломатии сместились с одной лишь экономики на продвижение универсальных ценностей. Частично это можно объяснить тем, что универсальные ценности стали более значимыми в современных международных отно-шениях21.

IV. Политика Японии в отношении организации ГУАМ

Как мы уже отмечали, в своей речи о «Дуге свободы и процветания» Таро Асо заявил, что Япония готова сотрудничать с новыми организациями Евразии: Сообщество демократического выбора (СДВ), Вышеградская группа четырех стран Центральной Европы (В4), ГУАМ.

Дипломатия «Дуги свободы и процветания» учитывает, что ГУАМ представляет большой интерес для внешней политики Токио, и, поскольку у Японии хорошие и продуктивные двусторонние отношения с государствами-членами ГУАМ, все они могут рассматриваться в совокупности.

В своей речи о «Дуге свободы и процветания» министр иностранных дел трижды упомянул эту организацию, наряду с упоминанием отношений с Азербайджаном, Грузией и Украиной (в отдельности). Например, Азербайджан и Грузия рассматривались весьма важными партнерами Японии с точки зрения наличия в этих странах полезных ископаемых. Министр отметил также важность достижения большей стабильности в государ-ствах-участниках ГУАМ, считая этот регион одним из базовых в выстраивании его министерством зоны «Дуги свободы и процветания». Наряду с этим он заявил, что Япония должна укреплять контакты со странами ГУАМ (так же, как и со странами Сообщества демократического выбора, то есть с Украиной, Грузией, Литвой, Румынией), и выразил определенное недовольство недостаточной дипломатической активностью Токио в стра-

20 См.: Вгі/іе R. Ор. сії. Р. 289—291.

21 См.: Муцушика Ш. Ор. сії.

нах ГУАМ, подчеркнув необходимость увеличения числа японских дипломатов, работающих там22. Позднее Т. Асо заявил, что Япония предпримет необходимые усилия для интенсификации дискуссий и ведения диалога с государствами ГУАМ23.

В июне 2007 года заместитель министра иностранных дел Японии Митодзи Ябунака посетил Азербайджан и встретился с министрами иностранных дел государств ГУАМ. Это была первая встреча высоких представителей Организации и Японии, состоявшаяся в рамках саммита ГУАМ (18—19 июня 2007 г., Баку). Ее участники выразили желание продолжать и расширять диалог между этой Организацией и Токио, поддержали новое направление японской внешней политики — идею «Дуги свободы и процветания» с опорой на такие фундаментальные ценности, как демократия, свобода, права человека, верховенство закона и рыночная экономика.

В ходе этой встречи обсуждались (в числе прочих) инициативы, направленные на укрепление демократии, повышение безопасности и стабильности, мирное разрешение конфликтов на основании резолюций Совета Безопасности ООН, а также вопросы экономического сотрудничества. Государства, входящие в ГУАМ, подчеркивали свой интерес в японских инвестициях, нацеленных на развитие энергетики, транспорта, в частности на создание евроазиатского коридора, проходящего через страны ГУАМ, и на охрану окружающей среды24.

Дальнейшее сотрудничество между ГУАМ и Японией обсуждалось во время визита в Токио заместителя министра иностранных дел Азербайджанской Республики Ара-за Азимова, в ходе которого он встречался с министром иностранных дел Японии. Тогда Таро Асо еще раз подчеркнул важность первого шага в диалоге ГУАМ и Японии, который имел место в Баку в июне 2007 года, и желание своей страны продолжить отношения с Организацией. А. Азимов выразил благодарность заместителю министра иностранных дел М. Ябунака, принявшему участие в первой встрече ГУАМ — Япония, а также высказал пожелание, чтобы диалог в таком формате продолжался. Он заявил, что Азербайджан высоко оценивает концепцию министра Т. Асо в том, что касается «Дуги свободы и процветания», поскольку она отвечает стратегическим интересам Азербайджана, находящегося на стыке Европы и Азии, и полностью поддерживает эту

идею25.

Вторая встреча представителей ГУАМ и Японии состоялась в Токио 4—5 декабря 2007 года. Перед этим внешнеполитическое ведомство Японии учредило должность специального представителя по делам ГУАМ и назначило на эту должность заместителя директора Бюро по европейским делам Министерства иностранных дел Японии. Это, без сомнения, свидетельствовало о большом значении, которое Министерство иностранных дел Японии придает Организации.

Национальные координаторы государств-участников ГУАМ встречались с новым министром иностранных дел Японии Масахико Комура, а также проводили консультации с высокопоставленными представителями этого Министерства. Обсуждались перспективы сотрудничества в таких сферах, как торговля и инвестирование, развитие туризма, энергетика и транспорт, а также мирное разрешение конфликтов на основе резолюций Совета Безопасности ООН. Японская сторона выразила намерение продолжать под-

22 Что касается стран ГУАМ, Япония имеет посольства в Украине и в Азербайджане и приняла решение открыть посольство в Грузии в 2008 финансовом году.

23 См.: Diplomatic Bluebook 2007. P. 3.

24 См.: Joint Press Statement GUAM-Japan Meeting. Baku, 18 June 2007 [http://www.mofa.go.jp/region/ europe/guam0706.html].

25 См.: Deputy Foreign Minister of Azerbaijan A. Azimov Pays Courtesy Call on Foreign Minister Taro Aso, 29 June 2007 [http://www.mofa.go.Jp/announce/announce/2007/6/1174277_828.html].

держку усилий ГУАМ и государств-участников, направленных на продвижение к демократизации и рыночной экономике26.

В ходе этого визита в Институте международных отношений Японии состоялась конференция, посвященная 10-й годовщине образования ГУАМ, на которой присутствовало более 120 человек, включая японских парламентариев и членов правительства, ученых, представителей СМИ и бизнес-сообщества. Национальные координаторы изложили всестороннюю информацию относительно ГУАМ, ее истории и деятельности, а также об отношениях Японии и ГУАМ, перспективах их развития. Присутствие на конференции такого большого количества участников свидетельствовало о растущем в Японии интересе к ГУАМ.

26 См.: Іоіпї Press Release of 2^ «Іарап^иАМ» Мееїі^, 10 Аргії 2008 [http://www.mfa.gov.az/eng/ international/organizations/guam/GUAM-Japan.shtml].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.