МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Канд. экон. наук А. И. Асламов
ЕврАзЭС - СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Статья посвящена одному из важнейших направлений внешнеэкономической политики Таджикистана - ее взаимодействию в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В ней анализируются основные тенденции и проблемы развития интеграционных связей, исследуются предпосылки и факторы повышения их эффективности.
Ключевые слова и словосочетания: глобализация, интеграция, Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Республика Таджикистан.
В условиях глобализации региональная экономическая интеграция выступает одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Республики Таджикистан (РТ). Первостепенное значение республика придает интеграции в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). С первых дней создания Содружества Таджикистан вошел в эту организацию и принимал активное участие во всех вопросах взаимодействия государств -участников СНГ. Однако эффективность интеграции в рамках СНГ невысокая, прежде всего вследствие пережитого системного кризиса на всем пространстве СНГ, слабости России, которая не сумела стать ядром интеграционного взаимодействия, зависимости стран СНГ от рынков и финансовых ресурсов из стран дальнего зарубежья, в том числе и международных организаций, а также политических факторов. Как следствие, СНГ пока не удалось реализовать свою основную цель - создание единого экономического пространства.
Несомненным шагом на пути решения поставленной задачи стало образование 20 января 1995 г. Таможенного союза (ТС) между Россией, Беларусью и Казахстаном. В марте 1996 г. к нему присоединился Кыргызстан, а в 1998 г. - Таджикистан. Однако поставленные цели не были достигнуты. Это послужило одной из причин преобразования в 2000 г. ТС в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
В настоящее время ЕврАзЭС выступает одной из возможных моделей интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве. Рассмотрим тенденции развития торговли Таджикистана в рамках сообщества.
За период с 2000 по 2010 г. доля стран ЕврАзЭС г. в совокупном объеме экспорта Таджикистана уменьшилась с 34 до 11%, а импорта - увеличилась с 29 до 46%. В общем объеме товарооборота РТ доля стран ЕврАзЭС увеличилась немного - с 32% в 2000 г. до 35% в 2010 г.1
1 Статистика стран Евразийского экономического сообщества : статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. - М., 2012.
Динамика абсолютных объемов внешнеторгового оборота Таджикистана показывает, что экспорт в страны ЕврАзЭС за указанный период уменьшился в 1,99 раза, а импорт увеличился в 6,1 раза. В целом индексы экспорта РТ в страны ЕврАзЭС в 2010 г. по отношению к 2000 г. составили 50%, а по импорту - 613%\ Другими словами, незначительный рост объема внешней торговли РТ со странами ЕврАзЭС был обеспечен за счет увеличения импорта страны. Это отражение неэффективности всей внешней торговли страны и ее внешнеторговой политики.
Формированию более эффективной тенденции во внешней торговле республики препятствует ее нереализованный экономический потенциал. По нашему мнению, это является одним из основных факторов низкого уровня участия РТ в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС, поскольку интеграция предполагает определенный уровень зрелости стран-участников.
ВВП на душу населения Таджикистана в 2010 г. к аналогичным средним данным по ЕврАзЭС составляет 8%, а внешнеторговый оборот - 15%. В общем объеме производства промышленной продукции доля республики составляет 0,2%, а по сельскому хозяйству - 2%2.
Удельный вес Таджикистана в общем объеме экспорта в страны ЕврАзЭС увеличился с 0,6% в 2000 г. до 5% в 2010 г., а по импорту его доля за рассматриваемый период увеличилась с 0,6 до 4,3%3.
В 2010 г. товарооборот со странами сообщества составил 1345 млн долларов, или 34,9% от общего объема внешней торговли страны. Экспорт в страны ЕврАзЭС составил 135,4 млн долларов, а импорт - 1209,6 млн долларов.
Характерной особенностью торговли РТ со странами ЕврАзЭС является ее несбалансированность. Отрицательное сальдо внешней торговли республики со странами сообщества составило 1074,2 млн долларов. Основным торговым партнером Таджикистана по ЕврАзЭС является Россия. Ее доля в экспорте составляет 74,8% от общего объема экспорта страны в страны ЕврАзЭС (или 8,5% от всего объема экспорта страны в целом), а по импорту - 70,8% (32,2% общего объема импорта страны)4.
Известно, что экономический эффект от интеграции определяется через статические и динамические эффекты. Однако ни по статическим, ни по динамическим эффектам для РТ оценить его как положительный нельзя, поскольку реального эффекта от внешней торговли в рамках ЕврАзЭС, качественным показателем которого является прежде всего экспорт, не наблюдается. Подтверждением вышесказанного являются данные табл. 1, характеризующие динамику удельного веса отдельных государств в общем объеме товарооборота стран Евразийского экономического сообщества.
1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан : статистический сборник / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011. - С. 267.
2 Статистика стран Евразийского экономического сообщества : статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств.
3 Там же.
4 Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан : статистический сборник / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - С. 267.
Т а б л и ц а 1
Удельный вес стран Содружества, стран ЕврАзЭС и других стран мира в общем объеме внешнеторгового оборота отдельных государств ЕврАзЭС* (в %)
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Беларусь:
страны СНГ 66 56 55 57 56 55 57
Из них страны ЕврАзЭС 59 49 48 51 48 48 48
другие страны мира 34 44 45 43 44 45 43
Казахстан:
страны СНГ 37 27 27 28 26 26 24
Из них страны ЕврАзЭС 32 23 23 24 21 19 19
другие страны мира 63 73 73 72 74 74 76
Кыргызстан:
страны СНГ 48 53 52 55 54 52 50
Из них страны ЕврАзЭС 29 45 46 48 48 39 40
другие страны мира 52 47 48 45 46 48 50
Россия:
страны СНГ 19 15 15 15 14 15 15
Из них страны ЕврАзЭС 10 8 8 9 8 8 7
другие страны мира 81 85 85 85 86 85 85
Таджикистан:
страны СНГ 64 47 41 46 44 47 45
Из них страны ЕврАзЭС 32 25 32 41 39 35 35
другие страны мира 36 53 59 54 56 53 55
Всего по ЕврАзЭС
страны СНГ 25 20 20 20 19 20 19
Из них страны ЕврАзЭС 17 13 13 14 13 13 12
другие страны мира 75 80 80 80 81 80 81
* Источник: Статистика стран Евразийского экономического сообщества : статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств.
Из анализа приведенных в табл. 1 данных следует, что взаимная торговля для стран ЕврАзЭС весьма значима. Однако очевидно, что у всех стран внешняя торговля географически диверсифицирована. Доля других стран в общем объеме товарооборота стран ЕврАзЭС в целом составляет 81%.
Внешнеэкономическая стратегия стран группировки свидетельствует о наличии разнонаправленности векторов развития торгово-экономических связей. Она ведет к большей фрагментации некогда единого политического и экономического пространства в рамках ЕврАзЭС и СНГ в целом. К объективным факторам сложившейся тенденции можно отнести различия в уровнях экономического развития и структуре экономик, степени обеспеченности природными ресурсами, зависимости от внешних рынков, а также целенаправленное разрушение связей, сложившихся в рамках народно-хозяйственного комплекса СССР в первые годы приобретения независимости государствами СНГ. Этим одновременно были разрушены накопленный экономический потенциал стран СНГ (ЕврАзЭС), комплиментарность их экономик и формирование сильной зависимости от внешних рынков, находящихся за пределами бывшего экономического пространства СССР.
Среди субъективных факторов низкого уровня эффективности интеграции в рамках сообщества (как и в целом Содружества) можно выделить низ-
кую исполнительскую дисциплину и отсутствие политической воли. Логично предположить, что без повышения экономического потенциала каждой из стран и конкурентоспособности невозможно добиться успеха в экономическом взаимодействии, получить желаемый экономический и политический эффект.
Один из путей укрепления интеграционного взаимодействия нам видится в активизации разных форм экономического сотрудничества, прежде всего производственно-технологической кооперации и инвестиционной активности. Структурообразующим элементом могут стать отрасли российской экономики, обладающие наибольшим экспортным потенциалом и финансовыми возможностями, способными реально стать основным элементом выстраивания вертикально интегрированных структур в рамках ЕврАзЭС и СНГ в целом.
Подкрепить тенденцию к интеграции можно также, активизировав субъективный фактор - экономическую политику стран, которая должна быть эффективной и интеграционной. Вместе с тем реальное положение дел свидетельствует об обратном.
Другая проблема - усиление тенденции создания в пределах национально-государственных границ производственных циклов в наиболее важных базовых отраслях экономики, с тем чтобы не зависеть от соседей. Наиболее четко это проявляется в инфраструктурных отраслях экономики. По сути, подрывается интеграционный потенциал стран на постсоветском пространстве.
Характер дезинтеграции меняется и в силу внешних факторов, ведущих к усилению конкуренции в условиях роста глобальной конкуренции. Это прежде всего стремление почти всех стран к вступлению во Всемирную торговую организацию, которое усиливает конкуренцию между ними и диктует необходимость выработки скоординированных планов в рамках интеграционной группировки. Так, ситуация с вхождением Кыргызстана в ВТО без согласования с другими партнерами условий его присоединения привела к прекращению договора о создании Таможенного союза в 2000 г.
Развитию интеграции в рамках ЕврАзЭС мешает сильный разрыв в уровнях экономического потенциала стран группировки. Россия, Казахстан и Беларусь являются относительно высокоразвитыми странами, а Таджикистан и Кыргызстан существенно отстают от них в уровне развития. В совокупном объеме ВВП стран ЕврАзЭС доля России составляет 87,6%; Казахстана - 8,7; Беларуси - 3,2; Таджикистана - 0,3 и Кыргызстана - 0,2%. Примерно также выглядит и распределение доли стран во внешнеторговом обороте. Во внешнеторговом обороте Россия обеспечивает 79,8% всего объема товарооборота стран сообщества, Казахстан - 11,4%, Беларусь - 7,7%, а Таджикистан и Кыргызстан - соответственно 0,5 и 0,6%1.
Между тем из теории и практики региональной интеграции известно, что интеграция наиболее эффективна между странами с сопоставимыми уровнями экономического развития, хотя современный этап развития интеграционных связей отчасти дает опыт интеграции стран с разным уровнем эконо-
1 Статистика стран Евразийского экономического сообщества : статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. - С. 17.
мического развития. Это в свою очередь обусловливает различную степень заинтересованности партнеров в экономическом взаимодействии и интеграции.
Объективно структура товарооборота стран группировки и уровень их социально-экономического развития пока не способствуют укреплению интеграционного потенциала. Формирование полноценного союза в рамках ЕврАзЭС затрудняют значительная удаленность некоторых стран-участников друг от друга, недостаточная общность инфраструктуры как фактора взаимного переплетения экономических связей (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Расстояние по железной дороге между столицами стран - участниц ЕврАзЭС* (в км)
Минск Москва Астана Бишкек Душанбе
Минск - 760 3560 4320 5200
Москва 760 - 2820 3760 4640
Астана 3560 2820 - 1290 2970
Бишкек 4320 3760 1290 - 1290
Душанбе 5200 4640 2970 1290 -
* Источник: Тарифное руководство № 4. - Кн. 3. Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта. Утверждено Приказом МПС России от 15 июля 2003 г. № 55. - С. 183.
Одним из важнейших механизмов укрепления интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве, возможно, станет Таможенный союз с участием России, Казахстана и Беларуси. Официально союз действует с 1 января 2010 г., однако по достигнутой договоренности его реальная работа началась 1 июля 2010 г. со вступления в силу единого для всех стран Таможенного кодекса.
Вступление Таджикистана в Таможенный союз наряду со вступлением страны в ВТО является одним из важнейших элементов ее внешнеэкономической политики. Эффект в рамках Таможенного союза может быть как статическим так и динамическим. Под статическим эффектом понимаются экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания Таможенного союза как ее непосредственный результат. Его можно определить, в частности, через прирост товарооборота страны с другими странами-членами.
Анализ внешнеторгового оборота Таджикистана показывает, что основное место в экспорте страны занимают страны дальнего зарубежья (79%), а в импорте - страны ближнего зарубежья (57%)\ В целом в товарообороте РТ доля стран Таможенного союза и Кыргызстана выглядит следующим образом: на Россию в общем объеме товарооборота приходится 25%, на Казахстан -8,2%, на Беларусь - 1,1%, на Кыргызстан - 0,74%2.
1 Таджикистан: 20 лет государственной независимости : статистический сборник / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011.
2 Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан : статистический сборник / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан.
Еще более сложно пока определить динамический эффект от участия в Таможенном союзе. Для этого необходимо учесть экономические последствия, выявляющиеся на более поздних стадиях функционирования группировок, когда проявляются потокообразующиеся и потокоотклоняющиеся эффекты - переориентация на новые рынки сбыта.
На пути вступления Таджикистана в Таможенный союз имеются весьма существенные барьеры. Основная проблема заключается в отсутствии таможенных границ между Таджикистаном и странами - членами Таможенного союза. Вступление РТ в Таможенный союз возможен после вступления Кыргызстана, однако это осложняется членством Кыргызстана в ВТО.
Статья 24 ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. В результате переговоров в ходе Уругвайского раунда была достигнута так называемая Договоренность о толковании статьи 24 ГАТТ. В нее впервые было включено положение об изучении экономического эффекта региональных соглашений, при этом были установлены поддающиеся количественному выражению критерии. Кроме того, был включен еще один критерий -проводимые с участниками союза тарифные переговоры должны начаться до вступления в силу тарифных уступок в рамках таможенного союза. То есть пошлины нового союза не должны быть в целом выше тех, которые существовали ранее. Увеличение пошлины предполагает компенсацию. Переговоры с заинтересованными странами должны начаться до вступления в силу изменений в тарифах. Если переговоры не приведут к положительному результату, затронутые члены могут отозвать равноценные уступки. Другими словами, согласно Уставу ВТО, член этой организации не имеет права вступать в союзы, подобные таможенному, включающие не членов ВТО, без пересмотра условий своего членства.
Поскольку Россия уже вступила в ВТО, наиболее реальный вариант устранения этой проблемы - это вступление в ВТО Беларуси, Казахстана и Таджикистана на общих согласованных условиях. Тогда включение в ТС Кыргызстана и Республики Таджикистан станет вполне реальным. Таким образом будут созданы условия, способствующие реализации одной из перспективных идей интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве.
Список литературы
1. Статистика стран Евразийского экономического сообщества : статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. - М., 2012.
2. Таджикистан: 20 лет государственной независимости : статистический сборник / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011.
3. Тураева М. О. Некоторые формальные и неформальные институциональные факторы макроэкономической политики в Таджикистане // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. -№ 2 (38).