Научная статья на тему 'ЕВРАЗЭС И ЕАЭС: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЕВРАЗЭС И ЕАЭС: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕВРАЗЭС) / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барская В.В.

В статье рассматривается история создания ЕАЭС, особенности данного интеграционного объединения и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Барская В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗЭС И ЕАЭС: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Барская В.В. магистрант экономический факультет Ростовский филиал Российская таможенная академия Россия, г. Ростов-на-Дону ЕВРАЗЭС И ЕАЭС: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассматривается история создания ЕАЭС, особенности данного интеграционного объединения и перспективы его развития.

Ключевые слова: экономическая интеграция, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), Таможенный союз, Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

В настоящее время стало привычным процесс сближения государств, образовавшихся после распада СССР, называть евразийской интеграцией.

Это понятие достаточно часто используется политологами, аналитиками и экспертами, и, что не мало значительно, оно стало органичной частью лексикона политических элит как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.

Взяв во внимание слова президента РФ В.В. Путина в ответ на привычную фразу о выгодном для транзита географическом положении России между Западом и Востоком: «Это не Россия находится между Западом и Востоком. Это Запад и Восток находятся слева и справа от России», можно говорить об окончании так называемой эпохи самоуничижения России после катастрофы распада СССР. Это также может свидетельствовать о возвращении привычной для нас системы координат. Руководство России позиционирует ее как центр своей геополитики, восстанавливая традицию Великой державы.

Интеграция в Евразийский экономический союз представляет собой не только взаимодействие, взаимное приспособление, сотрудничество, объединение национальных хозяйств, интернационализацию хозяйственной жизни, а также и восстановление, восполнение некоторого единства - то есть это новая целостность. Она, в свою очередь, требует и новых объединяющих идей.

Начало истории создания ЕврАзЭС как экономического объединения пяти стран было положено заключением 6 января 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Беларусью. 20 января того же года к ним присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. — Киргизия. Также 29 марта 1996 г. четыре государства заключили Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Целью данного документа было определено создание Сообщества интегрированных государств «путем поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении

суверенитета Сторон».

10 октября 2000 года в г.Астане состоялось подписание Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который вступил в силу 30 мая 2001 года после его ратификации всеми государствами — членами Сообщества. Участниками ЕврАзЭС стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС получили Украина, Молдова и Армения.

В Договоре об учреждении ЕврАзЭС было определено, что Сообщество создается для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, которые были прописаны в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

Таким образом, после десятилетия некоторого застоя интеграционного процесса в СНГ из него выделилось пять государств-последовательных сторонников углубления интеграции. При этом они объявили о новой -евразийской - идеологии интеграции, значительно отличавшейся от советской и российской моделей своей направленностью на добровольность и взаимовыгодность для всех ее участников. Была создана международная организация с функциями, обеспечивающими формирование общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработку единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и элементов функционирования общего рынка. Учреждением ЕврАзЭС была закреплена политика глав государств-участников, направленная на дальнейшее продвижение интеграции и многостороннего сотрудничества с перспективой в будущем объединения экономических потенциалов: от зоны свободной торговли через Таможенный союз к Единому экономическому пространству и в перспективе - к Экономическому союзу.

В своем становлении ЕврАзЭС прошло несколько ключевых этапов. В начале были приняты документы, регламентирующие работу его основных органов - Межгосударственного совета, Интеграционного Комитета, Межпарламентской Ассамблеи, а также утверждены Положения о порядке приема в члены ЕврАзЭС и о статусе наблюдателя при ЕврАзЭС. При Интеграционном Комитете ЕврАзЭС были созданы Советы и Комиссии по различным направлениям сотрудничества. В апреле 2003 года состоялась регистрация Договора об учреждении ЕврАзЭС в Секретариате ООН, а уже в январе 2004 года Сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Через семь лет после подписания Договора об учреждении ЕврАзЭС в октябре 2007 года в Душанбе главами трех из пяти государств был принят Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвержден План действий на 2008-2010 годы по

формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Этими документами были определены стратегия и последовательность действий по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

В начале 2009 года была создана Комиссия Таможенного союза, обладающая статусом международной организации. Усиленная деятельность правительств этих стран, Комиссии Таможенного союза и других структур Сообщества дала возможность реализации Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на основе сформированной договорно-правовой базы с 1 января 2010 года. С 1 июля 2011 года таможенные территории трех стран были объединены в единую таможенную территорию. О желании присоединиться к процессу заявили Армения и Кыргызстан, правовые основания для этого имеет также Таджикистан, входящий в состав учредителей ЕврАзЭС.

В 2009 году были созданы Антикризисный фонд ЕврАзЭС и Центр высоких технологий ЕврАзЭС.

В декабре 2010 года состоялось подписание пакета из 17-ти базовых Соглашений, формирующих новый, более глубокий уровень интеграции — Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России. После их ратификации в 2011 году они вступили в силу с 1 января 2012 года.

Кажущаяся стремительность процесса евразийской интеграции безусловно связана с затяжным началом, которое обусловлено нерешительностью руководства пока оставшихся в стороне Украины и Узбекистана с одной стороны и противодействием довольно влиятельных проамериканских сил в российской властвующей элите с другой.

Таким образом, спустя почти два десятилетия после распада СССР предрасположенность к дезинтеграции на части постсоветского пространства сменилась четкой тенденцией к воссоединению, правда пока это касается только хозяйственной деятельности. Движение в этом направлении происходит без политического принуждения, напротив, на абсолютно добровольной основе, с полным пониманием взаимных выгод и обязательств, а также при строгом соблюдении суверенитета и равенстве государств-участников интеграционного процесса.

Необходимо заострить внимание на том факте, что по определенным историческим, экономическим и политическим причинам ключевую роль в организации процессов евразийской интеграции играет Россия. Исследования общественного мнения, проводимые Интеграционным барометром, свидетельствуют о сохраняющемся представлении о России как об объединяющем центре у населения всех государств СНГ.

Экономическая целесообразность и важность формирования Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства, обусловлена рядом объективных преимуществ интеграции. Наряду с расширением рынка сбыта товаров, формирование единой таможенной территории создает условия для восстановления трансграничной научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих

продукцию с высокой добавленной стоимостью. Снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников.

Также немаловажным преимуществом интеграции является снижение транзакционных издержек. По оценкам экспертов, практически половина времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, до создания ТС тратилось на простой в очередях при пересечении таможенной границы. Ее устранение значительно упростило кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает межгосударственные границы. Создание Таможенного союза, следовательно, означает ощутимое снижение издержек при совместном производстве товаров, а также повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. Последовательное расширение этого рынка делает экономику нашей страны более устойчивой к влиянию глобального кризиса, расширяет возможности развития.

Необходимо отметить такое положительное последствие создания Таможенного союза, как повышение эффективности транзитного потенциала государств союза. Отсутствие барьеров на внутренних границах способствует росту грузоперевозок. В перспективе это открывает равный доступ к инфраструктуре, что особенно важно и актуально для Казахстана и Белоруссии как стран, не имеющих выхода к морю.

Плодотворная работа по созданию Таможенного союза позволила Президентам Беларуси, Казахстана и России принять в Минске 27 ноября 2009 года безусловно историческое решение - не дожидаясь окончательного завершения строительства полномасштабного Таможенного союза перейти к следующей, более высокой ступени интеграции на пространстве ЕврАзЭС — формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). На внеочередной встрече в г.Алмате 19 декабря 2009 года, главы трех государств утвердили План действий по формированию ЕЭП, предусматривающий разработку и подписание в течение двух лет, т. е. к 1 января 2012 года, пакета международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

Единое экономическое пространство - это более глубокая форма экономической интеграции, включающая в себя, кроме действующего Таможенного союза, такие составляющие, как проведение согласованной экономической политики, обеспечение свободного движения услуг, капитала, трудовых ресурсов и доступ к инфраструктуре государств-членов ЕЭП. В рамках ЕЭП должны функционировать однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах, гармонизации и унификации норм и правил.

Образование Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана означает создание общего рынка товаров с классическими эффектами увеличения масштаба и разнообразия, что способствует повышению эффективности и росту экономического потенциала стран-членов.

Также принципиально важно, что ЕЭП, наряду с передачей названных выше полномочий на наднациональный уровень, обязует Стороны к согласованным действиям в ключевых областях госрегулирования - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. Это открывает широкие возможности и для бизнеса. Согласованная техническая политика позволит избежать технологических разрывов, несовместимости продукции. Естественно, чтобы закрепиться на таком открытом рынке бизнесу предстоит работать над своей эффективностью, снижать издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию. Потребители от этого только выиграют.

Формирование Единого экономического пространства стало очередным этапом евразийской интеграции, по завершении которого предполагается переход к формированию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предусматривающий дальнейшее углубление сотрудничества государств-участников в экономической сфере и социально-экономических вопросах. 18 ноября 2011 года главами трех государств была принята «Декларация о евразийской экономической интеграции».

Исходя из текста Декларации, к 2015 году должна быть завершена кодификация нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это означает систематизацию законодательства, качественную переработку действующих норм, устранение несогласованностей, восполнение пробелов и отмену устаревших норм. Кодификация не предусматривает, что ранее достигнутые договоренности пересматриваются, наоборот, они приобретают систематизированный вид, приводятся к общему знаменателю.

В Минске 10 октября прошлого года президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана отправляют в историю ЕврАзЭС. В. В. Путин, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаев обмениваются ратификационными грамотами о создании Евразийского экономического союза - ЕАЭС (действующего с 1 января 2015 года). Казалось бы, в аббревиатуре разница совсем не существенная. Но как раз эти две выпадающие буквы "вр" скорее всего символизируют отказ от временного с переходом к постоянному характеру сотрудничества. Именно этому, по замыслу, должен посодействовать новый альянс.

На данный момент времени ЕАЭС представляет собой немного менее продвинутый интеграционный проект, чем изначально было задумано. При внимательном рассмотрении приложения к Договору, можно обнаружить, что в соглашении достаточно мало чего-то нового по сравнению с тем, о чем стороны договаривались ранее. В настоящее время не идет речи о единой денежной, финансовой, социальной политике, торговле энергоносителями, создании реально действующих наднациональных органов управления. И только лишь в четвертой части соглашения, которая посвящена переходному периоду, прослеживается интеграционный прогресс. Сущность данного

интеграционного процесса заключается он в том, что стороны декларируют необходимость достижения договоренностей в определенных сферах в привязке к определенным датам. По одним из самых значимых вопросов, таким как нефть, газ и финансы, к сожалению, неурегулированные вопросы еще остались, которые предположительно будут решаться вплоть до 2025 года.

Отсюда сам собой напрашивается вопрос о том, есть ли у Евразийского экономического союза шансы в перспективе превратиться в аналог Европейского союза? ЕАЭС предполагает необходимость делегирования части экономического суверенитета наднациональным структурам, что пока несколько болезненно воспринимается лидерами объединения, в том числе Россией. В свою очередь, участники ЕС на добровольной основе и по взаимному согласию идут на тесную интеграцию в финансово-валютной, экономической, военной и прочих сферах, отказываясь при этом от ряда национальных прерогатив.

Здесь необходимо отметить, что настороженность и недоверие ряда стран СНГ к более тесной интеграции с Россией оправданы многолетней имперской и советской историей, а также опасениями, что экономическая интеграция неизбежно приведет к потере политического суверенитета. Тем не менее в современном мире не обойтись без глубокой экономической интеграции, и если Россия действительно настроена на долгосрочное сотрудничество с бывшими республиками, то ей необходимо доказать, что проект ЕАЭС - это совершенно новый тип интеграции постсоветских государств, основанный на нерушимости их политического суверенитета, территориальной целостности, общности истории, языка, культуры, менталитета, равенстве партнеров, исключающий давление и доминирование Москвы. Некоторые решения могут противоречить интересам той или иной стороны и каждая страна-участница при несогласии должна иметь возможность заблокировать любое решение. Это серьезный импульс экономической интеграции.

Вместе с тем Россия слишком велика для эффективной интеграционной группировки только с этими странами. Если провести аналогию с ЕС, то в Европе интегрировались страны с примерно одинаковым и относительно высоким уровнем развития рыночной экономики и демократических институтов, чего нельзя сказать об участниках интеграции на постсоветском пространстве.

В ходе реализации ЕАЭС несколько изменился его первоначальный замысел. События на Украине, а также международная реакция заставляла Россию на переговорах с Белоруссией и Казахстаном быть максимально осторожной. Нурсултан Назарбаев в прошлом году выступал против присоединения к Таможенному союзу Киргизии, Таджикистана и Армении, но при этом был за принятие в ТС Турции только ради того, чтобы помешать превращению Таможенного союза в надгосударственное политическое объединение вроде СССР или ЕС. Против неоправданного ускорения

интеграции высказывался и президент Белоруссии Александр Лукашенко. На данном этапе ЕАЭС представляет собой чисто экономическое объединение. Из окончательного варианта договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя и военно-техническая политика, общая охрана границ, идея общего парламента, паспортно-визовая сфера, экспортный контроль. По предложению Казахстана изъят пункт о праве России защищать интересы своих соотечественников в других странах. Зафиксированы взаимные макроэкономические ограничения в ЕАЭС.

Недавно Назарбаев во время минской встречи в формате ТС-ЕС-Украина заявил, что если членство в Евразийском экономическом союзе будет угрожать суверенитету Казахстана, республика будет готова выйти из союза.

Выгоды от ЕАЭС распределяются между его участниками весьма неравномерно. Пока больше всего выигрывает Белоруссия, меньше -Казахстан, а Россия является спонсором постсоветского интеграционного проекта. Точных расчетов по этому поводу не имеется, но все же некоторые цифры обозначить можно. Таким образом, торговое партнерство в рамках ТС является наиболее значимым для национальной экономики Белоруссии (взаимная торговля со странами - членами ТС занимает 46,4% объема всей ее внешней торговли), на втором месте - Казахстан (18,2% внешнеторгового оборота), на третьем - Россия (7,5% объема внешней торговли страны).

Довольно известны случаи, когда белорусское руководство фактически выторговывало для себя определенные выгоды. Незадолго до подписания договора о ЕАЭС в Астане Лукашенко отказался визировать документ, понимая его большую значимость для Кремля. Согласие было дано только после получения от Москвы обещание кредита в 2,5 млрд долл. и согласие на невозврат в российскую казну пошлин от продажи нефтепродуктов в размере 3 млрд долл., произведенных из российской нефти. России пришлось пойти на целый ряд уступок, касающихся свободной торговли, расширения возможностей экспорта наших энергоносителей Белоруссии. Россия понимает, что эффект от такого объединения выше текущих возможных убытков. Вопрос лишь в том, в состоянии ли Россия добиваться от своих партнеров-соседей взаимности в своих интеграционных планах.

Пока ТС не привел к кардинальной перестройке товарной структуры. Например, сегодня у нас с Белоруссией Таможенный союз и единое Союзное государство, а завтра запрет со стороны России привозить сметану и творог, в связи с историей с «Уралкалием». Казахстан рассчитывает в ЕАЭС на свои конкурентные преимущества в условиях привлечения инвестиций, открытия бизнеса, согласованной финансовой политики, но от участия в Таможенном союзе имеет и минусы. Экспорт сократился на 4%, а импорт вырос на 5%. Сохраняются трудности для продвижения казахстанских продовольственных товаров, в том числе мяса и мясопродуктов, на рынок России, нет свободного доступа на российский рынок электроэнергии.

Интеграция все же обходится России очень дорого. Только

совокупный объем субсидий, дотаций и преференций, предоставленных Россией Белоруссии в 2000-2013 годах, составил, по расчетам ВШЭ, 70 млрд долл. Есть риски частичного перетока капитала в Казахстан, где мягче налоговое администрирование и больше налоговых льгот иностранным инвесторам. Казалось, что в связи с отчуждением России от Запада у нас появляются возможности для более тесной интеграции, роста внутреннего производства и диверсификации экономик. Большие препятствия для интеграции экономик ЕАЭС обусловлены замедлением темпов экономического развития из-за «кризиса доверия» со стороны мирового бизнеса.

В нынешних условиях резкого обострения отношений России с США, ЕС и их союзниками чрезвычайно важной представляется роль наших партнеров по ЕАЭС. Россия должна заручиться поддержкой партнеров по Таможенному союзу, а Казахстан и Белоруссия - присоединиться к российским санкциям, а если нет, то не допустить поступления запрещенных продуктов на свой рынок под казахстанскими и белорусскими «лэйблами». Неслучайно Назарбаев и Лукашенко продемонстрировали, что им не нравится предлагаемая Кремлем модель взаимоотношений в альянсе, и, во-вторых, им не хочется что-либо терять из-за односторонних, не согласованных с ними санкций и действий России. Правда, солидарность с Москвой была все-таки проявлена - и в Казахстане, и в Белоруссии на официальном уровне выразили горячее желание принять участие в импортозамещении, тем более что Россия заявила о выгодах, которые сулят казахстанской и белорусской экономикам продовольственные санкции России против западных стран.

На сегодняшнем этапе достаточно сложно прогнозировать, какие экономические выгоды может извлечь Россия из присоединения к союзу Киргизии и Армении и в состоянии ли они выполнять требования, которые распространяются на членов ЕАЭС. Для Киргизии вступление в союз является скорее всего мерой экономического спасения, поскольку она продолжает балансировать между целостностью и распадом. Лишь для гармонизации с экономикой ТС Киргизия получит 500 млн долл. Армения, не имеющая общей границы с Евразийским союзом, экономически зависима от Москвы. Совсем недавно Армения получила 150 млн долл. на проект автодорожного коридора «Север-Юг». Против вступления в ЕАЭС Армении выступает Азербайджан, который сам не собирается вступать в данный союз. Придерживающиеся нейтралитета Узбекистан и Туркменистан проводят политику экономической и политической эмансипации от России. Здесь накладывают отпечаток последствия российской политики в Украине. Президент Ислам Каримов уже высказался с критикой подписанного соглашения о создании ЕАЭС: «Они говорят, что создают лишь экономический рынок и ни в коей мере не откажутся от суверенитета и независимости. Разве может быть политическая независимость без экономической независимости?» Взаимные санкции между США, ЕС и

присоединившимися к ним развитыми странами с одной стороны, и только лишь Россией - с другой, вцелом с началом рецессии в российской экономике могут привести к замораживанию или даже сворачиванию ряда важных проектов, в том числе с участием «Газпрома», «Роснефти», а также воспрепятствовать способности России сохранять свое влияние и присутствие в бывших союзных республиках.

В перспективе возможно вступление в ЕАЭС такой страны, как Таджикистан. Объективно, это могло бы стать для республики решением многих социально-экономических проблем, в том числе, связанных с модернизацией и диверсификацией экономики, чрезвычайно высоким уровнем внешней трудовой миграции и другими сложностями ее развития.

Очевидным недостатком ЕАЭС, на мой взгляд, является отсутствие в нем Украины. Страна с населением 46 миллионов человек и сравнительно диверсифицированной экономикой могла бы сделать объединение гораздо более мощным и перспективным. Здесь, по моему мнению, будет уместно вспомнить, как Россия долго и мучительно затягивала Киев в Таможенный союз, но безуспешно. Для успеха любого серьезного интеграционного проекта на постсоветском пространстве наряду с Россией нужна и Украина. Именно эти два государства с учетом их экономического потенциала и сложившихся с советских времен глубоких экономических связей способны были стать неким «локомотивом», который потянул бы в будущем за собой всех остальных. К примеру, в Европе в качестве «локомотива» выступили Германия и Франция, и этот принцип себя полностью оправдал.

Не лишним будет вопрос, можно ли было все-таки создать какую-то интеграционную модель вместе с Украиной? Скорее всего ответ будет положительным. Но для этого надо было отойти от чрезмерного давления и принуждения к дружбе. В связи со сложившейся обстановкой интеграцию с Украиной даже в совсем отдаленной перспективе трудно себе представить. Установившееся враждебное противостояние между РФ и Украиной сохранится, скорее всего, на долгие годы, что абсолютно исключает их объединение в рамках каких-либо постсоветских интеграционных союзов. «Мы выиграли Крым и потеряли Украину, и это достаточно надолго. И это очень грустно», - отмечает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

Начинающему свою деятельность Евразийскому экономическому союзу предстоит существовать и развиваться в условиях глобального обострения вызовов и угроз, исходящих из кризиса вокруг Украины. Запад, вполне возможно, будет увеличивать экономическое давление на Россию, отстраняя ее от международных финансовых рынков. В этих условиях России следует более активно взаимодействовать с постсоветскими странами на принципах равенства, уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государства.

Использованные источники: 1. О Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества :

решение Межгосударственного совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 10 октября 2000 года № 78. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 2003 года №58/84. -Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

3. Декларация о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года. - Режим доступа : www.evrazes.com.

4. Путин, В. В. «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» // Известия, 3 октября 2011 г.

5. Комплексная оценка макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС// Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития, 2012 г.

6. Глазьев, С. Ю. Уроки очередной российской революции: крах либеральной утопии и шанс на экономическое чудо / С.Ю. Глазьев // - М.: Экономическая газета, 2011 г.

7. План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 годы» от 9 декабря 2009 года / Сборник базовых документов ЕврАзЭС - Москва, 2010 г.

8. Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП. ЦИИ ЕАБР, 2013 г.

9. Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства» / ЦИИ ЕАБР, 2013 г.

10. Экономические социальные и правовые последствия участия России в интеграционных процессах, материал научной конференции 22.11.13г. г. Ростов-на-Дону.

11. Ретроспективная оценка создания и функционирования таможенных союзов в мировой практики, Академический вестник № 1(8)/2010 РФ РТА.

Белеко А. В. студент 2 курс

Казанский (Приволжский) федеральный университет институт управления экономики и финансов общеэкономическое отделение Россия, г. Казань

КОНЦЕНТРАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА АВИАКОМПАНИЙ

В статье рассмотрены основные характеристики и тенденции развития современного рынка авиаперевозчиков Российской Федерации. В рамках исследования определены характеристики и особенности данной отрасли. Проанализированы пути развития авиакомпаний и выявлены проблемы, характерные для этой сферы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.