Научная статья на тему '25 лет Содружеству Независимых государств: некоторые итоги и возможные перспективы'

25 лет Содружеству Независимых государств: некоторые итоги и возможные перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРИНЦИП "ПОДВИЖНОЙ ГЕОМЕТРИИ" МНОГОУРОВНЕВОГО И РАЗНОСКОРОСТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / СНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евсеев Владимир Валерьевич, Харитонова Дарья Викторовна

В статье подведены некоторые итоги 25-летия Содружества Независимых Государств, которое прошло сложный путь в условиях внешнеполитического давления Запада и взаимодействия центробежных и центростремительных факторов. Раскрыты причины глубокого кризиса внутри Содружества в середине 90-х годов, что подтолкнуло Россию к формированию на пространстве СНГ новых международных организаций. Авторами сделан вывод: СНГ не исчерпало свой потенциал и имеет определённые перспективы развития на основе принципа «подвижной геометрии» многоуровневого и разноскоростного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

25 years of the CIS: certain results and possible prospects

The article summed up the results of the 25-th anniversary of the Commonwealth of Independent States, which has passed a difficult way of formation and development in the context of the Western foreign pressure and the interaction of centrifugal and centripetal factors. The reasons of the profound crisis within the Commonwealth in the mid-1990s are revealed, which prompted Russia to the formation of the CIS of new international organizations on the basis of post-Soviet integration core. Based on the analysis the conclusion is made that the CIS has not yet exhausted its potential and has some prospects for development based on the principle of «moving geometry» of multi-level and multi-speed cooperation.

Текст научной работы на тему «25 лет Содружеству Независимых государств: некоторые итоги и возможные перспективы»

УДК 327.7 (4/5)

25 лет Содружеству Независимых Государств

Некоторые итоги и возможные перспективы

Владимир ЕВСЕЕВ Дарья ХАРИТОНОВА

Исполнилось 25 лет Содружеству Независимых Государств (СНГ). В нашей стране к этой организации относятся по-разному. Некоторые всё ещё ждут её неизбежного распада и удивляются, что этого до сих пор не произошло. Они обращают внимание на некоторую аморфность СНГ, её неспо -собность к дальнейшей интеграции в военно -политической и экономической областях, а также нежелание участников организации выполнять многочи сленные ранее подписанные соглашения. И таких, к сожалению, боль -шинство.

Другие пытаются увидеть в Содружестве некий прообраз нового Советского Союза, в котором Российская Федерация будет играть определя -ющую роль. Они не исключают, что в некоторой перспективе Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организация Договора о коллективной безопасности расширятся на всё постсоветское пространство, что позволит поставить вопрос о качественном обновлении СНГ с учётом новых реалий. При этом подчёркивается, что Содружество является наиболее представительной организацией на постсоветском пространстве.

ЕВСЕЕВ Владимир Валерьевич - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заместитель директора Института стран СНГ. SPIN-код: 3792-0060. E-mail: vlad.evseev@ gmall.com

ХАРИТОНОВА Дарья Викторовна - научный сотрудник отдела евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, аспирант кафедры политологии и права Московского го -сударственного областного университета. SPIN-код: 7555-4681. E-mail: dariahar09@gmail.com

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, принцип «подвижной геометрии» мно -гоуровневого и разноскоростного сотрудничества, СНГ.

По -видимому, такие подходы носят субъективный характер и далеко не всегда соответствуют реальности. Поэтому столь необходим анализ не -которых итогов деятельности СНГ за четверть века, а также возможных перспектив её развития в среднесрочной перспективе.

Алма-Атинская декларация об образовании СНГ

Очевидно, в 1990-1992 гг. на территории постсоветского про странства возобладали национальные идеи, которые активно поддер живались местными правящими элитами, стремящимися самоутвердиться в пределах собственных на циональных границ. В то время преобладали и центробежные тен -денции, обусловленные как антиимперским синдромом на Россию (Советский Союз), так и кризисом всей ранее единой системы народ ного хозяйства.

Чрезвычайно неоднозначно в России относятся к Беловежским соглашениям, подписанным 8 декабря 1991 г. Тогда во многом стремя -щиеся к собственной власти лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении существова ния Советского Союза.

Ими были приняты следующие документы:

- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств;

- Заявление глав государств об образовании Содружества Независимых Государств;

- Заявление правительств республик Беларусь, РСФСР, Украины о координации экономической политики.

Очевидно, что такое столь важное решение принималось излишне

поспешно и без согласования с руководством других советских рес публик. Так, уже 10 декабря 1991 г. Верховные Советы Украины и Бе -лоруссии ратифицировали Беловежские соглашения. Следствием этого стал так называемый «парад суверенитетов» новых независимых государств.

В качестве реакции на Беловеж ские соглашения 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде состоялась встреча руководителей Казахстана, Туркмении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Они были выну ждены признать процесс формиро вания Содружества Независимых Государств и потребовали обеспе чить равноправное участие всех субъектов (республик) Советского Союза при выработке решений и до кументов Содружества, признав их в качестве государств - учредителей организации, а также учесть исто рические и социально экономиче ские реалии республик Средней Азии и Казахстана*.

В результате на территории постсоветского пространства воз никло интеграционное объединение (региональная организация) -Содружество Независимых Госу дарств - в составе 11 государств. Присоединяться к этому объедине

* Позднее этот регион получил название Центральной Азии в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

нию отказались страны Прибалтики и первоначально Грузия. Базисом для его формирования стала Алма-Атинская декларация, подписанная 21 декабря 1991 г. Именно в ней были изложены цели создания и принципы деятельности Содру жества. В частности, было установ -лено, что взаимодействие участни -ков организации «будет осуществ -ляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, опреде ляемом соглашениями между участ никами Содружества, которое не яв ляется ни государством, ни надго-сударственным образованием» [1].

Следует заметить, что в США, где панически боялись возрождения Со ветского Союза в любой форме, сде лали вид, что не заметили возник новения Содружества Независимых Государств. В рамках такой полити -ки американцы отказались от официального признания этой органи зации и не стали поддерживать с ней каких-либо контактов. Внешнеполитические и экономиче ские отношения с государствами на постсоветском пространстве США и их многочисленные союзни -ки стали строить исключительно на двусторонней основе или в рам ках крупных международных орга низаций, которые они в значитель ной степени контролировали и контролируют: ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ОЭС и др.

В Алма-Атинской декларации была также подчёркнута «привер женность сотрудничеству в форми

ровании и развитии общего экономического пространства, общеевро пейского и евразийского рынков». Но при этом не предполагалось, что в рамках СНГ будут развиваться от ношения только в области политики, экономики или культуры. В частности, в указанном документе было отмечено уважительное отношение к тем государствам - участникам Содружества, которые будут стре миться к достижению безъядерного и (или) нейтрального статуса. Это, с одной стороны, позволило создать объединённое командование для единого контроля над стратегиче скими ядерными силами, которые располагались на территории Рос сии, Украины, Белоруссии и Казахстана, а с другой - не препятст вовало получению всем указанным государствам, за исключением Рос -сии, безъядерного, а Туркменистану нейтрального статуса.

Кроме того, на декабрьской (1991 г.) встрече в Алма-Ате было принято Соглашение о координационных институтах СНГ, что позволило в Минске сформировать высшие органы Содружества: Совет глав государств и Совет глав правительств.

Следовательно, Алма-Атинская декларация об образовании СНГ фактически завершила процесс пре образования республик Советского Союза в суверенные государства. При этом Россия как правопреемни ца СССР взяла на себя большую часть международных обязательств, вытекающих из договоров и согла шений ранее единого государства.

1 Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. // Содружество (информационный вестник СНГ). 1992. № 1.

Это касалось его государственного за границей и места в Совете долга, большей части собственности Безопасности ООН.

Начальный этап развития СНГ (1992-1994 гг.)

В принятых в декабря 1991 г.

в Минске Временных соглашени -ях о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Не зависимых Государств было закреп лено, что каждое государство в Со -вете имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсу са [2].

Не менее важно было и подписа ние Соглашения Совета глав госу дарств - участников Содружества Независимых Государств о Воору жённых Силах и Пограничных вой -сках. Это послужило юридической базой для формирования нацио нальных вооружённых сил (ВС) и погранвойск. Здесь ведущую роль играла Россия, которая, в частно сти, на начальном этапе обеспечила охрану всего периметра внешних границ государств Центральной Азии.

Самым напряжённым в создании Содружества Независимых Госу дарств стал 1992 г., когда состоя -лось шесть встреч глав государств и семь - глав правительств. Прио -ритет тогда отдавался вопросам без опасности.

Так, в 1992 г. был создан Совет министров обороны СНГ. При нём действует постоянный се-

кретариат, но уже прекратил свою деятельность Штаб по координации военного сотрудничества.

Совет министров обороны СНГ был вынужден вмешаться в гражданскую войну в Таджикистане. Это привело к созданию в 1993 г. Коллективных миротворческих сил СНГ в Таджикистане, которые сыграли свою роль в урегулировании вооружённого конфликта.

В августе 1994 г. по решению Совета глав государств СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта сроком на шесть месяцев были размещены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира [3]. В реальности срок их пребывания превысил 14 лет, что воспрепятствовало полномасштабному столкновению ВС Грузии и Абхазии.

Всё это сопровождалось укрепле нием интеграционных процессов в военно - политической сфере. Как следствие, в мае 1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Тад жикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности (ДКБ). В сентябре сле -дующего года к нему присоедини лись Азербайджан и Грузия, в де кабре - Белоруссия. Следовательно, к концу 1993 г. ДКБ подписали де -вять из двенадцати государств -участников Содружества. Вне его осталась нейтральной Туркмения, а также Украина и Молдавия

2 Султыгов М. И. К вопросу создания Содружества Независимых Государств // URL: http:// www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1126873#_ftn2

3 Решение Совета глав государств СНГ «Об использовании Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино -абхазского конфликта» // URL: http://www.peacekeeper.ru/ru/?module= pages&action=view&id=93

по причине вооружённого конфликта в Приднестровье (на самом деле это был больше повод).

В 1993 г. организационное становление Содружества в основном завершилось.

Так, в январе того же года в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств*, который определил функции Совета глав государств как высшего органа Содружества. При этом в компетенцию Совета глав правительств была отнесена координация сотрудничества органов исполнительной власти государств - участников Содружества в экономической, социальной и иных сферах.

В то время на территории СНГ ещё не прошла эйфория от при обретённого суверенитета, но соци ально экономические проблемы на растали, что требовало восстановления хозяйственных связей. Следствием этого стало подписание главами государств в сентябре

1993 г. в Москве Договора о созда нии экономического союза. Украина уклонилась от полноценного уча стия в его деятельности, став ассоциированным членом. В октябре

1994 г. для реализации этого дого -

вора была предпринята попытка со здать надгосударственный орган Содружества - Межгосударственный экономический комитет (МЭК), ко -торый должен был осуществлять ко ординацию научно технической и промышленной политики на про странстве СНГ.

К концу рассматриваемого срока наметился некоторый прогресс в развитии военно политической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств. Подтвер -ждением этого служит подписание Концепции о коллективной безопас ности. В ней были сформулированы основы общей военной политики, принципы, приоритеты и этапы по строения системы коллективной безопасности на пространстве СНГ.

Вместе с тем многим в Содру жестве хотелось получить от интег рации немедленный позитивный результат. Однако созданные в рам ках Содружества институты рабо тали недостаточно эффективно, что не только препятствовало экономи ческой интеграции, но в условиях вмешательства со стороны Запада к середине 90 -х годов привело к глубокому кризису внутри организации.

Кризис Содружества Независимых Государств

В середине 90 -х годов доминирую -щим направлением внешней политики на пространстве СНГ стала многовекторность. При этом в обла сти экономики продолжался поиск

новых партнёров, что не могло не ослаблять интеграционные про цессы в СНГ. В таких условиях на заседании Совета глав госу дарств (ноябрь 1995 г.) документ

* Не все государства - учредители СНГ подписали и ратифицировали Устав СНГ. В частно -сти, это не сделали Украина и Туркмения. Поэтому в дальнейшем вместо термина «член Содружества Независимых Государств» стали использовать «участник Содружества Независимых Государств», подразумевая в их составе указанные государства.

о полномочиях МЭК не получил еди -ногласного одобрения. В частности, этот документ не подписали Узбе -кистан и Туркмения, а Азербайджан, Армения и Украина это сделали с существенными оговорками.

На практике деятельность МЭК была в основном сведена к аналити ческой работе о тенденциях измене ния внешнеэкономических связей государств - участников СНГ. Ко нечно, этого было явно недостаточ но для реализации на постсовет ском пространстве Соглашения о создании зоны свободной торгов ли. Тем не менее в 1997 г. сторонам удалось согласовать Концепцию эко номического интеграционного раз вития Содружества Независимых Государств. В ней впервые был чёт ко сформулирован основной органи зационный принцип СНГ в виде «подвижной геометрии» многоуров -невого и разноскоростного сотруд ничества. В этом документе также говорилось, что «стержнем Кон цепции является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глу бины участия в интеграционных процессах, постепенность и этап ность реализации мероприятий по развитию межгосударственного сотрудничества» [4]. Именно это столь разительно выделяет СНГ на фоне других региональных меж дународных организаций.

Указанная концепция предусма тривала в качестве перспективной цели создание на пространстве

Содружества общего экономическо го пространства, включая зону сво бодной торговли, платёжный союз, таможенный союз и общее научно технологическое пространство. Однако на практике реализовать это не удалось, в том числе из за су щественного снижения объёмов торговли внутри организации (табл.). Как следствие, к концу 90 -х годов доля стран СНГ в общем объ ёме их внешней торговли снизилась в 2,6 раза. Помимо этого, на постсоветском пространстве усилилась роль третьих стран в кредитно-ин-вестиционной сфере [5].

Одновременно на территории Содружества Независимых Госу дарств развивались независимые от Москвы интеграционные процессы.

Так, в 1994 г. Казахстан, Киргизия и Узбекистан создали органи зацию Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). В марте 1998 г. к ней присоединил -ся Таджикистан. Статус наблюдателя в этой организации Россия полу чила в 1996 г., Грузия, Турция и Украина - в 1999 г.

Координирующим органом ЦАЭС являлся Межгосударственный совет (на уровне президентов), функционировали советы премьер-министров, министров иностранных дел и обороны, а также Исполнительный комитет как постоянно действующий рабочий орган Межгосударственного совета. Странами - участницами организации были учреждены Центральноазиатский банк сотрудничества и развития, Межгосударственный

4 Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств // URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=21505

5 Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ // URL: http://www.eabr.Org/r/research/centre/ projectsCn/invest_momtormg/

Таблица

Доля товарооборота с ближним зарубежьем во всём товарообороте стран СНГ [6]

%

Страна По годам:

1993 1994 1995

Азербайджан 64,8 53,7 36,7

Армения 70,9 59,6 52,4

Белоруссия 80,7 64,0 64,3

Грузия 75,5 58,2 44,0

Казахстан 77,1 59,2 59,7

Киргизия 74,7 65,8 66,9

Молдавия 79,2 72,0 65,3

Россия 27,0 22,9 21,9

Узбекистан 72,0 57,9 40,0

Украина 71,7 64,0 57,4

совет по проблемам Аральского моря, а также комиссии по проблематике ЦАЭС [7].

В рамках ЦАЭС было подписано более 160 многосторонних документов о сотрудничестве и принято решение о реализации свыше 50 совместных экономических проектов. В этой организации рассматривались вопросы о создании ряда транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, единого аграрного рынка и введения полной взаимной конвертируемости национальных валют.

В феврале 2002 г. на базе ЦАЭС была создана международная орга низация Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС). Первоначально членами организации были Казах стан, Киргизия, Узбекистан и Тад жикистан.

В рамках ЦАС решения обычно принимались на высшем уровне в зависимости от складывавшейся политической или экономической ситуации. Сделать это было достаточно трудно в условиях острого соперничества, особенно между Астаной и Ташкентом. Ввиду этого президент Узбекистана И. Каримов пригласил Россию вступить в ЦАС в качестве крупного инвестора и по средника в разрешении конфликт ных ситуаций. Это состоялось в октябре 2004 г. на саммите организа ции в Душанбе. В конце 2005 г. ЦАС вошла в состав Евразийского эконо мического сообщества.

Вместе с тем на основе соглаше -ния десяти стран Содружества (кро ме Азербайджана и Молдавии), под

6 Содружество Независимых Государств в 1995 г. // Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 1996. С. 63.

7 Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) // URL: http://www.mid.ru/ns -rsng.nsf/0e82a568fbb5b2c043256a65002f56c2/3f235dd67746105243256a5a002bff4f?0pen Document

писанного в феврале 1995 г. в Алма-Ате, действует Объёдиненная система противовоздушной обороны (ПВО) государств - участников СНГ. В 1997 г. Грузия и Туркмения фак -тически вышли из неё, Узбекистан сотрудничает с Россией в сфере ПВО исключительно на двусторонней ос нове, а Украина прекратила его с февраля 2014 г. Но это не мешает проведению на регулярной основе совместных учений по противово здушной обороне с большинством го -сударств - участников СНГ.

В такой ситуации, которую мно гие эксперты оценивали как «кризис Содружества», Россия скорректиро

вала свою региональную политику. С одной стороны, за счёт двусторон -них связей практически со всеми странами - участниками СНГ Москва пыталась сохранить достигнутый уровень интеграционного взаимо действия, а с другой - она иниции ровала продвижение интеграцион -ных процессов с теми государствами постсоветского пространства, кто проявлял к этому интерес (в первую очередь с Казахстаном и Белорус сией). Как следствие, по инициативе России на постсоветском простран стве в некоторых областях сотрудни -чества появились новые международные организации.

Формирование ядра постсоветской интеграции

В середине 90-х годов наиболее благоприятными для продолже -ния экономической интеграции на постсоветском пространстве представлялись российско белорус ские отношения. Учитывая это, 6 января 1995 г. руководители пра вительств указанных стран подписали Соглашение о Таможенном союзе [8].

Спустя две недели к Таможенному союзу присоединился Казахстан, что определило катализирующую роль этих государств в развитии интегра ционного процесса на пространстве СНГ (именно они постепенно стали ядром постсоветской интеграции). Сразу после этого начались перего воры с другими возможными участ

никами соглашения, что привело к вступлению в союз Киргизии и Таджикистана.

Как следствие, в 1995 г. товарооборот Казахстана с Россией и Белоруссией увеличился по сравнению с 1994 г. на 45%, а в 1996 г. - на 20% в сравнении с предыдущим годом [9].

Отрицательное воздействие на интеграционные процессы внутри СНГ, в том числе в рамках Таможенного союза, оказал финан -совый кризис 1998 г. Тогда экспорт в Россию со стороны государств -участников Содружества существен но уменьшился ввиду девальвации российского рубля и соответствую щих проблем в платёжном балансе.

8 Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // URL: http://www.tsouz.ru/docs/intagrmnts/pages/dogovor_06011995.aspx

9 Косов Ю. В., ТоропыгинА. В. Содружество Независимых Государств // Институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия. М., 2012. С. 66.

Тем не менее Таможенный союз смог сохраниться. Более того, по инициативе государств - ядра постсоветской интеграции в октябре 2000 г. на его базе было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) с целью формиро -вания общих внешних таможенных границ входящих в него стран, вы работки единой внешнеэкономиче ской политики, тарифов и цен. В 2006 г. к ЕврАзЭС присоединился Узбекистан (в 2008 г. приостановил в нём своё членство). Армения, Мол давия и Украина получили в рассма триваемой организации статус на блюдателя.

В ЕврАзЭС были созданы специальные исполнительные органы, включая Межгосударственный коми тет, Межпарламентскую ассамблею и Интеграционный комитет.

Деятельность этой организации финансировалась в зависимости от экономического потенциала стран-участниц.

Так, после вступления в ЕврАзЭС Узбекистана квота в нём России составила 40%, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана - по 15%, Киргизии и Таджикистана - по 7,5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вес при голосовании за те или иные решения был равен страновой квоте.

Главной целью создания ЕврАзЭС было формирование Таможенного союза нового типа, предполагающе го более тесное сотрудничество меж ду странами. Поэтому уже в 2000 г. страны - члены организации подпи сали соглашение о едином таможен ном тарифе. Причём для Киргизии и Таджикистана была предусмот

рена особая схема подключения к нему, учитывающая, в частности, факт вступления Бишкека во Все мирную торговую организацию (де кабрь 1998 г.).

Нужно обратить внимание, что создание Таможенного союза явля лось главной задачей и для Единого экономического пространства (ЕЭП), о намерении создать которое президенты России, Казахстана, Бе лоруссии и Украины заявили в фев -рале 2003 г., подписав вскоре соответствующее соглашение.

Однако Украина практически сразу стала тормозить процесс фор мирования ЕЭП, добиваясь односто -ронних политических и экономиче ских преимуществ. Ситуация по это му вопросу ещё больше ухудшилась после того, как в январе 2005 г. пре зидентом Украины стал В. Ющенко, стремящийся к её вступлению в Ев ропейский союз и НАТО. Поэтому в рамках ЕЭП Украина отказалась даже обсуждать проблему передачи на наднациональный уровень какой либо части своего суверенитета [10]. В результате Единое экономическое пространство пришлось создавать без Украины: в декабре 2010 г. вновь ядро постсоветской интеграции (Рос сия, Казахстан и Белоруссия) подпи сало все необходимые для этого до кументы.

В интересах формирования Та моженного союза нового типа Рес -публика Беларусь, Республика Ка захстан и Российская Федерация подписали в Душанбе Договор о со здании единой таможенной террито рии и формировании Таможенного

10 Жуков С., Резникова О. Экономическое взаимодействие на постсоветском пространстве // URL: http://www.ca-c.org/c-g/2006/journal_rus/c-g-1/11.zhukovru.shtml

союза (октябрь 2007 г.). Реальных успехов в осуществлении этого удалось достичь в 2009 г., когда на уровне глав государств и прави -тельств было подписано около 40 международных договоров, составивших правовую базу Таможенного союза. Это позволило в ноябре

2009 г. президентам Д. Медведеву, А. Лукашенко и Н. Назарбаеву заявить о начале работы с 1 января

2010 г. единого таможенного про -странства на территории указан ных государств. Однако окончатель -но устранить имеющиеся разногла сия удалось только в июле 2011 г.

Ещё одним интеграционным объ -единением на пространстве СНГ яв ляется Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный с 1 января 2015 г. на базе ЕврАзЭС. В его рамках обеспечивается свобо да движения товаров, услуг, капита ла и рабочей силы.

Предполагается, что в рамках организации к 2019 г. будет сформирован общий рынок электроэнергии, а к 2025 г. - общий рынок углеводородного сырья и создан единый наднациональный орган по регулированию финансового рынка.

А в качестве первой цели страны - участницы ЕАЭС стали формировать общий рынок лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Окончательно об этом удалось договориться на Совете глав правительств только 16 ноября 2016 г.

При этом для вхождения в общий рынок предусмотрен переходный

период: до 31 декабря 2020 г. соответствующие производители на про странстве ЕАЭС могут сами принимать решения, по каким правилам регистрировать лекарства [11]. Помимо этого, в Договоре о созда нии ЕАЭС определены основные приоритеты транспортной полити ки на его территории на долгосроч ную перспективу.

В состав ЕАЭС сейчас входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Решение о его формировании было принято 18 ноября 2011 г. странами - участницами Таможенного союза в виде декларации «О евразийской экономической интеграции». Институ циональным органом, регулирующим деятельность ЕАЭС, стала Ев -разийская экономическая комиссия.

Технология «подвижной геоме трии» получила своё практическое воплощение в создании Союзного государства России и Белоруссии, договор о создании которого был подписан 8 декабря 1999 г. и рати -фицирован Белоруссией 24 декабря 1999 г. и Российской Федерацией-2 января 2000 г. [12].

На основе этого действуют Высший государственный совет, Совет министров и Постоянный комитет Союзного государства. Функции парламента Союзного государства выполняет Парламентское собрание Союзного государства [13].

Следует заметить, что Союзное государство России и Белоруссии,

11 Члены ЕАЭС договорились создать общий рынок лекарств // URL: http://www.aif.ru/ society/healthcare/chleny_evrazes_dogovorilis_sozdat_obshchiy_rynok_lekarstv

12 Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии // Россия и страны СНГ: Сборник документов. Ч. I. СПб., 2006.

13 Информационно - аналитический портал Союзного государства // URL: www.soyuz.by/ru

как наиболее тесное интеграцион ное объединение на пространстве СНГ, испытывает на себе влияние политической конъюнктуры. Как следствие, внутри Союзного госу дарства, сотрясаемого «молочными и газовыми войнами», периодически возникают колебания в интенсивно сти интеграционных процессов.

Тем не менее проект Союзного государства оказал своё позитивное влияние на интеграционный про цесс на пространстве СНГ в целом и принёс вполне ощутимые конкрет ные результаты. И даже в период осложнения политической обста

новки в российско белорусских от ношениях в рамках Союзного госу дарства продолжали функциониро вать структуры, обеспечивающие безопасность наших стран.

Таким образом, на постсовет ском пространстве сформировалось интеграционное ядро в составе Рос сии, Казахстана и Белоруссии, вну три которого наблюдаются наиболее высокие темпы и масштабы взаимо действия. И это ядро оказывает ка тализирующее влияние на его «пе риферию», что позволяет в некото рой перспективе сформировать полноценный региональный союз.

Современное состояние Содружества и его перспективы

В середине первого десятилетия

XXI в. наметился позитивный пе -релом в интеграции постсоветских государств.

Во-первых, сказался наработан -ный, в том числе негативный, опыт взаимодействия.

Во-вторых, проявились положительные тенденции в торгово эконо мических отношениях.

Так, в 2008 г. внешнеторговый оборот России со странами СНГ превысил 100 млрд долл.

При этом экономический рост России и Казахстана генерировал всплеск инвестиционной активности и создание с их участием транснациональных корпораций, которые приступили к освоению постсоветского пространства.

В-третьих, интеграции на тер -ритории государств - участников СНГ стала способствовать трудовая миграция. При этом денежные пере воды трудовых мигрантов явились

серьёзным источником экономиче ского развития Киргизии, Таджи кистана и Армении.

В-четвёртых, внутри Содружества Независимых Государств по -явились качественно новые интег рационные институты, среди кото рых следует выделить созданные в 2006 г. Евразийский банк развития и Межгосударственный фонд гу манитарного сотрудничества госу дарств - участников СНГ.

Отличительная характеристика этих структур - поддержка новых проектов в экономике, в сфере куль туры и образования.

Так, с помощью Межгосударственного фонда уже реализовано более 300 проектов, некоторые приобрели статус постоянно действующих.

Среди них нужно отметить:

- Молодёжный симфонический оркестр стран Содружества Независимых Государств;

- сетевой университет СНГ;

- межгосударственные премии СНГ «Звёзды Содружества» и «Содружество дебютов» [14].

Значимым событием для Содру жества стало принятие 5 октября 2007 г. в Душанбе на заседании Совета глав государств Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по её реали -зации. Этому предшествовала ши -рокая дискуссия как на политиче ском, так и экспертном («группа му дрецов») уровнях о дальнейших направлениях развития Содружест ва. От такой дискуссии уклонились лишь Украина и Туркмения.

Данная концепция содержит инициированное российской сторо ной видение будущего Содружества как многопрофильной региональной организации, не только обеспечива ющей максимально возможный ин теграционный потенциал, но и пре доставляющей возможность каждой стране участнице определять собст венный формат и сферы сотрудничества. Это не характерно, напри мер, для Европейского союза, в котором многие решения «продав ливаются» Брюсселем.

При подписании указанных кон цепции и плана основных меропри ятий был реализован принцип «под вижной геометрии», при котором три государства из десяти (Азербай -джан, Молдавия и Украина) высказали оговорки, ограничивающие их участие в реализации документов.

Это произошло 1 4 ноября

2008 г., когда на заседании Совета глав государств была принята Стра тегия экономического развития Содружества Независимых Госу дарств до 2020 г. В рамках её реа лизации в октябре 2011 г. руководи -тели правительств России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, Молдавии и Таджикис -тана подписали Договор о зоне сво бодной торговли. Россия достаточно быстро ратифицировала указанный договор [15], но он вступил в силу только в сентябре 2013 г.

Приведённый анализ показыва ет, что за последние 25 лет Содру жество Независимых Государств не только смогло сохраниться, но и имеет некоторые перспективы.

Во-первых, СНГ остаётся наиболее представительной организацией на постсоветском пространстве, не смотря на понижение статуса в ней Туркмении до «ассоциированного члена» (август 2005 г.) и выхода из организации Грузии (август

2009 г.). Причём в соответствии с Венской конвенцией (1969 г.) Грузия остаётся страной - участницей 75 международных многосторонних соглашений, подписанных в рамках Содружества. И в Тбилиси готовы развивать «дружественные и взаи мовыгодные отношения в двусто -роннем формате с другими членами Содружества с соблюдением прин ципов территориальной целостно

14 Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу // Аналитический доклад. Минск, 2011. С. 9; Степаненко А. Россия в интеграционном процессе СНГ // Обозреватель-0bserver. 2014. № 6. С. 43.

15 Разумной альтернативы интеграционным форматам СНГ нет. Интервью со статс - секре -тарём, заместителем министра иностранных дел РФ Г. Карасиным // Международная жизнь. 2012. № 6. С. 14.

сти государств и с учётом двусто ронних интересов» [1б].

Во-вторых, несмотря на скептицизм многих экспертов, на про странстве СНГ удалось сохранить военно политическое сотрудничест во. Подтверждением этого служит, например, тот факт, что на сен тябрьском (2004 г.) заседании Со -вета глав государств в Астане было принято решение о создании Совета безопасности СНГ по борьбе с тер роризмом. Однако уровень такого сотрудничества намного выше в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), со -зданной в мае 2002 г. в составе Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В августе 2006 г. к этой организа ции присоединился Узбекистан *.

Сейчас военные структуры СНГ и ОДКБ в некоторой степени дубли -руют друг друга. Учитывая продол жающуюся ориентацию Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины на Запад, а также сохранение нейтрального статуса Туркмении, по видимому, следует ожидать ослабления военных структур Со дружества. Вместо них будут дейст вовать аналогичные структуры ОДКБ и, возможно, НАТО. Это будет существенно ослаблять СНГ в воен но политическом отношении.

В-третьих, благодаря россий -ской поддержке Содружество сохраняет своё место среди большого чи сла других международных органи -заций, действующих на территории постсоветского пространства.

Среди них вопросами экономического сотрудничества занимались следующие:

- Организация экономического сотрудничества;

- Центральноазиатское экономическое сообщество;

- Таможенный союз;

- Центральноазиатское сотрудничество;

- Евразийское экономическое сообщество;

- Единое экономическое пространство;

- Евразийский экономический союз.

Некоторые из этих организаций уже перестали

существовать**, другие находятся в процессе трансформации.

Эффективность их деятельности в основном существенно выше, чем СНГ. Но они объединяют не более половины государств - членов Сод ружества. Следовательно, остаётся потребность в сохранении площадки для разрешения экономических проблем. С этой точки зрения альтернативы СНГ пока не пред видится.

Помимо этого, на территории постсоветского пространства существовали две антироссийские организации: ГУАМ (ГУУАМ) и Содружество демо-

16 18 августа завершается формальный процесс выхода Грузии из СНГ // URL: http://www. tass-ural.ru/lentanews/83485.html

* 28 июня 2012 г. Узбекистан приостановил своё участие в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности.

** Центральноазиатское экономическое сообщество вначале трансформировалось в Центральноазиатское сотрудничество. Позднее эта организация была поглощена Евразийским экономическим сообществом.

кратического выбора*. В настоящее время они практически прекратили свою деятельность.

Отдельного рассмотрения заслу живает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая бы ла создана в 2001 г. президентами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Очевидно, что ШОС и СНГ не явля ются прямыми конкурентами ввиду разной территории действия (поми мо России частичное совпадение среди членов организаций наблюда ется только в Центральной Азии). Это, конечно, не исключает самой возможности взаимодействия. В то же время пространство Содружества существенно однороднее в историческом и культурном отно шении, его связывают единые транспортные коммуникации и миг рационные потоки. Даже в сфере безопасности, где недопонимание наиболее сильно, государств -участников СНГ сближает использо вание советских (российских) образ цов вооружений. Исходя из этого, ШОС не является альтернативой СНГ. Это слишком разные международные организации.

В-четвёртъх, Содружество Не -зависимых Государств имеет доста

точно высокую внутреннюю устой чивость.

Это ярко проявилось в условиях украинского кризиса, который со провождался значительным ухудше нием экономических связей между Российской Федерацией и Украиной. Но исключительно западный вектор в виде ассоциации с Европейским союзом не принёс Киеву экономиче ского благополучия (как и Тбилиси, так и Кишинёву). В таких условиях именно СНГ удерживает Украину в орбите постсоветского простран ства. В связи с этим можно ожидать активизации деятельности Киева в этой организации (на фоне прихо -да к власти новой американской ад министрации).

Следовательно, современное со стояние Содружества не позволяет сомневаться в том, что у рассматри -ваемой организации имеется суще -ственный потенциал развития. Конечно, это в большей степени ка сается экономического сотрудниче ства в рамках созданной на про странстве СНГ зоны свободной тор говли и взаимодействия в области образования, науки и культуры. Но даже это позволяет Содружеству сохраниться на постсоветском про странстве в среднесрочной пер спективе.

* Содружество демократического выбора («сообщество демократий балто -черноморско -каспийского региона») было создано в декабре 2005 г. по инициативе президентов В. Ющенко и М. Саакашвили. В эту организацию вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия.

В декларации о создании Содружества отмечено, что «участники будут поддерживать раз витие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опы том в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

В период правления президента К. Бакиева были предприняты попытки по привлечению в эту организацию Киргизии.

Российское председательство в СНГ в 2017 г.

Учитывая вышеизложенное, были

разработаны Концепция предсе дательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2017 г. [17] и План мероприятий по её реализации [18].

В рамках председательства Рос сии планируется направить основ ные усилия на развитие Содру жества как региональной межгосударственной организации, повышение его авторитета и влия ния на мировой арене, координа цию внешнеполитической деятельности государств - участников СНГ и выполнение в полном объёме ранее поставленных задач.

Помимо этого, в рамках Содружества будут осуществляться:

- согласованные действия по повышению эффективности деятельности органов организации;

- адаптация механизмов сотрудничества в СНГ к современным реалиям интеграционного развития;

- обеспечение политической поддержки для развития интеграционных процессов и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ;

- сопряжение на этом пространстве разноуровневых интеграционных процессов (в первую очередь в вопросах гармонизации документов Содружества с нормативно-правовой базой ЕАЭС и ОДКБ);

- развитие сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и другими угрозами в сфере безопасности для государств - участников Содружества;

- расширение культурно-гуманитарного взаимодействия.

На основе этого были определены приоритетные задачи председательства Российской Федерации в области:

- внешнего взаимодействия, институционального развития СНГ;

- защиты семьи, материнства и детства;

- экономического сотрудничества;

- развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности;

- транспорта, энергетики;

- социально-трудовых отношений и миграции населения;

- повышения эффективности борьбы с терроризмом, экстремизмом и транснациональной преступностью;

- противодействия незаконному обороту наркотических средств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- военно-политического и военно-технического сотрудничества;

- здравоохранения;

- научно-технического сотрудничества и образования, а также в культурно-гуманитарной сфере.

В частности, в области внешнеполитического взаимодействия признано необходимым продвигать в ООН и другие авторитетные международные организации согласованные в рамках Содружества позиции по актуальным вопросам мировой политики.

В области институционального развития СНГ -реализовывать договорённости по модернизации организации; в сфере экономического сотрудничества - особое внимание уделять выполнению Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 гг.) Стратегии экономического разви-

17 Концепция председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2017 году // URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19235

18 План мероприятий по реализации Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2017 году // URL: http://www.cis.minsk.by/page. php?id=19236

тия Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. и устранении в торговле существующих технических барьеров, а в сфере развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности - способствовать созданию условий для увеличения производства и улучшения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на пространстве СНГ; реализации научно-технического и образовательного потенциала в агропромышленном комплексе, а также формированию самодостаточного рынка сельскохозяйственной продукции, развитию его инфраструктуры и расширению взаимных поставок сельскохозяйственной техники.

Не менее важной признана работа на пространстве СНГ в области транспорта, энергетики, трудовой миграции и безопасности.

Это касается, например, взаимодействия на железнодорожном транспорте на базе колеи 1520 мм (новая «Русская колея») и в сфере между-

народных автомобильных перевозок, включая обеспечение общественного порядка и безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, развития инновационных и энергоэффективных технологий, а также регулирования миграционных процессов и совместной борьбы с незаконной миграцией и иными вызовами и угрозами безопасности (терроризм, экстремизм, транснациональная преступность, незаконный оборот наркотических средств и др.) на территории стран - участников СНГ.

Выполнение этих и других задач позволит Содружеству качественно обновиться, чтобы соответствовать нынешним как региональным, так и глобальным реалиям. Но это тре -бует серьёзной поддержки со сторо ны всех государств - участников Содружества Независимых Госу дарств.

Таким образом, за прошедшие 25 лет Содружество Независимых Государств не исчерпало свой потенциал.

Пройдя путём проб и ошибок, СНГ смогло сформулировать принцип «подвижной геометрии» многоуровневого и разноскоростного сотрудничества, основанный на добровольности и самостоятельности государств в опреде лении направлений и глубины интеграционных процессов.

Это выделяет Содружество на фоне других региональных международных организаций, а предстоящее российское председательство в СНГ создаст хорошие возможности как для укрепления Содружества, так и усиления на этом пространстве интеграционных процессов (в первую очередь в рам -ках ЕАЭС и оДкБ).

Библиография • References

Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. // Содружество (информационный вестник СНГ). 1992. № 1. [Alma-Atinskaja deklaracija ot 21 dekabrja 1991 g. // Sodruzhestvo (informacionnyj

vestnik SNG). 1992. № 1] Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии // Россия и страны СНГ: Сборник документов. Ч. I. СПб., 2006. С. 133-159. [Dogovor o sozdanii Sojuznogo gosudarstva Rossii i Belorussii // Rossija i strany SNG:

Sbornik dokumentov. Ch. I. SPb., 2006. S. 133-159] Жуков С., Резникова О. Экономическое взаимодействие на постсоветском про -странстве // URL: http://www.ca-c.org/c-g/2006/journal_rus/c-g-1/11. zhukovru.shtml

[Zhukov S., Reznikova O. Jekonomicheskoe vzaimodejstvie na postsovetskom prostranstve // URL: http://www.ca-c.org/c-g/2006/journal_rus/c-g-1/11. zhukovru.shtml]

Информационно - аналитический портал Союзного государства // URL: www. soyuz.by/ru

[Informatsionno -analiticheskij portal Soyuznogo gosudarstva // URL: www.soyuz. by/ru]

Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу // Аналитический

доклад. Минск, 2011. - 22 с. [Itogi deyatel'nosti SNG za 20 let i zadachi na perspektivu // Аnaliticheskij doklad. Minsk, 2011. - 22 s.]

Концепция председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых

Государств в 2017 году // URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19235 [Koncepcija predsedatel'stva Rossijskoj Federacii v Sodruzhestve Nezavisimyh Gosudarstv v 2017 godu // URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19235] Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых

Государств // URL: http://www.e -cis.info/page.php?id=21505. [Koncepcija jekonomicheskogo integracionnogo razvitija Sodruzhestva Nezavisimyh

Gosudarstv // URL: http://www.e -cis.info/page.php?id=21505] Косов Ю. В., ТоропыгинА. В. Содружество Независимых Государств // Институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия. М., 2012. - 296 с.

[Kosou Ju.V., ToropyginA. V. Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv // Instituty, integracionnye processy, konflikty i parlamentskaja diplomatija. M., 2012. - 296 s.] Мониторинг взаимных инвестиций в СНГ // URL: http://www.eabr.org/r/

research/centre/projectsCII/invest_monitoring/ [Monitoring vzaimnyh investicij v SNG // URL: http://www.eabr.org/r/research/

centre/projectsCII/invest_monitoring/] План мероприятий по реализации Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2017 году // URL: http:// www.cis.minsk.by/page.php?id=19236 [Plan meroprijatij po realizacii Koncepcii predsedatel'stva Rossijskoj Federacii v Sodruzhestve Nezavisimyh Gosudarstv v 2017 godu // URL: http://www.cis. minsk.by/page.php?id=19236] Разумной альтернативы интеграционным форматам СНГ нет. Интервью со статс секретарём, заместителем министра иностранных дел РФ Г. Карасиным // Международная жизнь. 2012. № 6. С. 12-21. [Razumnoj al'ternativy integracionnym formatam SNG net. Interv'ju so stats-sekretarjom, zamestitelem ministra inostrannyh del RF G. Karasinym // Mezhdunarodnaja zhizn'. 2012. № 6. S. 12-21] Решение Совета глав государств СНГ «Об использовании Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино - абхазского конфликта» // URL: http:// www.peacekeeper.ru/ru/?module=pages&action=view&id=93 [Reshenie Soveta glav gosudarstv SNG «Ob ispol'zovanii Kollektivnyh sil po podderzhaniju mira v zone gruzino - abhazskogo konflikta» // URL: http://www. peacekeeper.ru/ru/?module=pages&action=view&id=93] Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // URL: http://www.tsouz.ru/docs/intagrmnts/pages/ dogovor_06011995.aspx [Soglashenie o Tamozhennom sojuze mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Belarus' // URL: http://www.tsouz.ru/docs/intagrmnts/pages/ dogovor_06011995.aspx]

Содружество Независимых Государств в 1995 г. // Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 1996. [Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv v 1995 g. // Mezhgosudarstvennyj

statisticheskij komitet SNG. M., 1996] Степаненко А. Россия в интеграционном процессе СНГ // Обозреватель-Observer.

2014. № 6. С. 41-47. [Stepanenko А. Rossiya v integratsionnom protsesse SNG // Obozrevatel'-Observer.

2014. № 6. S. 41-47] Султыгов М. И. К вопросу создания Содружества Независимых Государств //

URL: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1126873#_ftn2 [Sultygov M. I. K voprosu sozdanija Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv // URL:

http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1126873#_ftn2] Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) // URL: http://www.mid. ru/nsrsng.nsf/0e82a568fbb5b2c043256a65002f56c2/3f235dd67746105243256 a5a002bff4f? OpenDocument [Central'noaziatskoe jekonomicheskoe soobshhestvo (CAJeS) // URL: http://www. mid.ru/nsrsng.nsf/0e82a568fbb5b2c043256a65002f56c2/3f235dd6774610524 3256a5a002bff4f? OpenDocument] Члены ЕАЭС договорились создать общий рынок лекарств // URL: http://www. aif.ru/society/healthcare/chleny_evrazes_dogovorilis_sozdat_obshchiy_rynok_ lekarstv

[Chleny EAJeS dogovorilis' sozdat' obshhij rynok lekarstv // URL: http://www.aif.ru/ society/healthcare/chleny_evrazes_dogovorilis_sozdat_obshchiy_rynok_lekarstv] 18 августа завершается формальный процесс выхода Грузии из СНГ // URL:

http://www.tass -ural.ru/lentanews/83485.html [18 avgusta zavershaetsja formal'nyj process vyhoda Gruzii iz SNG // URL: http:// www.tass-ural.ru/lentanews/83485.html]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.