Научная статья на тему 'СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

4318
801
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Содружество Независимых Государств / история создания СНГ / перспективы развития СНГ / Организации Варшавского Договора / Устав СНГ / Совет глав государств / The Commonwealth of Independent States / the history of the creation of the CIS / the prospects for the development of the CIS / the Warsaw Pact Organization / the Charter of the CIS / the Council of Heads of State

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фарух Ферузович Аббасов, Б. Рахимов

В статье рассматриваются вопросы об тридцатилетняя истории создания и развития Содружества Независимых Государств, дается анализ основных правовых актов СНГ и определяются перспективы развития СНГ. Рассматривается современное положение Содружества, определяются возможные варианты развития этой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фарух Ферузович Аббасов, Б. Рахимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines questions about the thirty-year history of the creation and development of the Commonwealth of Independent States, provides an analysis of the main legal acts of the CIS and determines the prospects for the development of the CIS. The current state of the Commonwealth is considered, possible options for the development of this organization are determined.

Текст научной работы на тему «СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Фарух Ферузович Аббасов

Командование войск охраны категорированных объектов Министерство

обороны Республики Узбекистан.

(Слушатель Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан)

Б. Рахимов

Научный руководитель, первый заместитель начальника ВИ ИКТ и С по учебной и научной работе, д.т.н., профессор

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы об тридцатилетняя истории создания и развития Содружества Независимых Государств, дается анализ основных правовых актов СНГ и определяются перспективы развития СНГ. Рассматривается современное положение Содружества, определяются возможные варианты развития этой организации.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, история создания СНГ, перспективы развития СНГ, Организации Варшавского Договора, Устав СНГ, Совет глав государств.

ABSTRACT

The article examines questions about the thirty-year history of the creation and development of the Commonwealth of Independent States, provides an analysis of the main legal acts of the CIS and determines the prospects for the development of the CIS. The current state of the Commonwealth is considered, possible options for the development of this organization are determined.

Keywords: The Commonwealth of Independent States, the history of the creation of the CIS, the prospects for the development of the CIS, the Warsaw Pact Organization, the Charter of the CIS, the Council of Heads of State.

ВВЕДЕНИЕ

Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло в результате распада Советского Союза - мощнейшего государства мира во второй половине

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

ХХ века. Его уход с исторической арены был настолько стремительным и непредвиденным, что до сих пор не находит однозначного определения. Возникшее на постсоветском пространстве Содружество объединило бывшие союзные республики, ставшие независимыми национальными государствами. За годы своего развития СНГ превратилось в международную региональную организацию, признанную мировым сообществом. К истории создания СНГ В 2021 год исполняется тридцать лет с момента распада СССР и образования на геополитическом пространстве, которое он занимал, Содружества Независимых Государств (СНГ). Эта международная организация по сей день является крупнейшей структурой в регионе постсоветского пространства. Несмотря на многочисленные проблемы, возникавшие по мере ее становления и развития, она проявила устойчивую жизнеспособность. Считается, что распад, казалось бы, незыблемой державы, каким был СССР, предопределила так называемая «перестройка», инициированная М.С.Горбачевым, занимавшим посты Генерального секретаря ЦК КПСС (1985-1991 гг.), председателя Верховного совета СССР (1989-1990 гг.), президента СССР (1990-1991 гг.). «Перестройка», однако, лишь ускорила зарождавшиеся со второй половины 1980-х гг. в СССР кризисные процессы, охватившие социально-экономическую и политико-правовую сферы жизни советского общества. Сказались они и на позициях Советского Союза на международной арене [1].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Процесс образования СНГ имел сложный и противоречивый характер. Создатели Содружества по-разному понимали цели, статус и перспективы образованного межгосударственного образования. Политические элиты новых независимых государств отдавали предпочтение укреплению собственного суверенитета и национальных государственных институтов.

Сама история создания СНГ достаточно хорошо известна, поэтому напомним только о ключевых этапах становления Содружества. 8 декабря 1991 г. в правительственной резиденции «Вискули» Белорусской ССР было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» [2], вошедшее в историю как «Беловежское соглашение» (село Вискули находится в Беловежской пуще, приблизительно в 8 км от границы Белоруссии с Польшей). Подписи под этим документом, ликвидировавшим Советский Союз, поставили, как они себя назвали, Высокие Договаривающиеся Стороны:

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

от Республики Беларусь (БССР) - Председатель Верховного Совета С.Шушкевич, Председатель Совета министров В.Кебич, министр иностранных дел П.Кравченко; от Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР, как тогда в составе СССР именовалась современная РФ) -Президент Б.Ельцин, первый заместитель Председателя правительства Г.Бурбулис, министр иностранных дел А.Козырев и государственный советник РСФСР С.Шахрай; от Украины (УССР) - президент Л.Кравчук, премьер-министр В.Фокин и министр иностранных дел А.Зленко. Суть «Соглашения», состоящего из 14 статей, сводилась к тому, что договор от 30 декабря 1922 года о создании СССР денонсировался и, следовательно, заявлялось о прекращении существования СССР [3].

Вместо него бывшие советские республики создавали СНГ, которое изначально рассматривалось не как надгосударственное объединение, а как союз новых государств. Такой союз создавался для решения совместных задач в конкретных областях: внешней политики, развитии общего экономического пространства, систем транспорта и связи, проблем миграции, экологии и так далее. В продолжение процесса формирования СНГ 21 декабря 1991 года по инициативе первого президента Казахстана Н.Назарбаева, была принята «Алма-Атинская декларация». Этот документ подписали главы 11 республик бывшего СССР, за исключением Грузии и Прибалтийских государств [4]. Таким образом, СНГ начало историю своего функционирования в формате 11 республик бывшего СССР.

После образования СНГ одной из основных его целей стало сохранение тесных экономических связей между бывшими союзными республиками. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, который по сей день является основным нормативным актом, регулирующим деятельность и политику СНГ как международной организации [5]. В Уставе Содружество не рассматривалось как наднациональная структура: в этом документе указывалось, что СНГ основано на праве государств на суверенное равенство и существование их в качестве равноправных субъектов международного права. Считается, что с принятием Устава завершился организационный этап оформления СНГ как международной структуры. Однако предстояла очень сложная работа по институциональному обустройству данной организации, по выработке приоритетов ее функционирования и определению места в системе современных международных отношений. Структура СНГ как международной

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

организации с момента своего образования и по настоящее время СНГ является полноценной международной организацией. Важным фактором является признание ее в этом качестве Организацией Объединенных Наций. В частности, Устав СНГ зарегистрирован в Секретариате ООН в соответствии со ст. 102 этой международной организации [6]. Высшим органом СНГ с момента его образования является Совет глав государств (СГГ), что определяется 21 статьей Устава СНГ. Он может рассматривать любые вопросы деятельности и развития Содружества, а к сфере исключительной компетенции СГГ относятся внесение изменений в Устав СНГ, создание новых и упразднение старых органов Содружества (если возникнет такая необходимость), повсеместное совершенствование деятельности этих органов и др. [5].

Как видно из названия данного органа, в его состав входят главы государств - президенты стран СНГ. Исключение сделано только для Армении, представленной в настоящее время в СГГ премьер-министром, что объясняется установившимся там несколько лет назад строем парламентской республики, где, исходя из мировой практики, основные вопросы решает не президент страны, а глава правительства [7]. В течение года проводится обычно два заседания СГГ - одно официальное и одно неофициальное (так называемые «встречи без галстуков»), хотя и на них часто принимаются важные для СНГ решения. За 30 лет существования в СГГ сложилось четкое правило принятия решений, согласно которому главы государств исходят из принципа «консенсуса» - общего согласия. Предполагается, что если хотя бы одно государство выступает против того или иного предложения, оно не принимается. Исключением из данного правила является заявление государства о его незаинтересованности в данной проблеме, и тогда это не является нарушением «правила консенсуса» [8]. Председательство в СГГ осуществляется в порядке русского алфавита - с 1 января по 31 декабря текущего года. Кроме того, государство, которое должно в этом году председательствовать в СНГ, может отказаться от своего права, и в таком случае председателем в Содружестве становится глава следующего по алфавиту государства. Этим правом, например, пользовались Украина и Молдова [9]. Хотя президент Украины формально числится в составе СГГ, эта страна членом СНГ юридически не является, так как высший законодательный орган Украины - Верховная Рада - не ратифицировал Устав СНГ.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

Более того, Украина с 2014 года практически полностью приостановила свое участие во всех органах Содружества, включая СГГ [10]. Координацию высших органов исполнительной власти в СНГ осуществляет Совет глав правительств (СГП) [11]. Его основные полномочия и направления деятельности определяются 22 статьей Устава СНГ [5]. В состав СГП входят главы правительств (премьер-министры) государств СНГ. Исключением является Армения, представленная в Совете не премьер-министром, который, как было сказано выше, входит в СГГ, а вице-премьером, и Туркменистан, президент которого одновременно возглавляет правительство и потому участвует в заседаниях СГП. СГП проводит заседания в соответствии с Уставом СНГ не реже четырех раз в год, и там тоже действует «принцип консенсуса». Исключение из этого правила такое же, как и в СГГ. Председательство в данном органе осуществляет глава правительства государства, которое в текущем календарном году председательствует в СНГ. СГП на практике реализует поручения Совета глав государств; способствует полноценному функционированию Зоны свободной торговли СНГ; разрабатывает и принимает программы развития промышленности, сельского хозяйства, различных отраслей экономики; обеспечивает их финансирование и финансирование деятельности всех органов СНГ. Согласно Статье 27 Устава СНГ, общую координацию внешнеполитической деятельности органов Содружества осуществляет Совет министров иностранных дел (СМИД) СНГ [5]. Из-за разногласий по поводу осуществления общей внешнеполитической линии в рамках Содружества эта структура появилась не сразу после создания СНГ в начале 90-х годов, а была создана 24 сентября 1993 г.

Основные направления деятельности СМИД СНГ связаны с реализаций решений СГГ и СГП, взаимодействием дипломатических служб государств Содружества, гуманитарным и правовым сотрудничеством между странами СНГ, мирным урегулированием конфликтных ситуаций, обеспечением безопасности и так далее. Председателем СМИД в текущем году является министр иностранных дел государства, председательствующего в СНГ [12]. После распада СССР и образования СНГ большое значение в рамках этой организации приобрела деятельность органов и структур обороны и безопасности. 14 февраля 1992 г. был образован Совет министров обороны (СМО) государств - участников СНГ [13]. Секретариат СМО находится в Москве, председателями СМО СНГ традиционно являются министры обороны

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

РФ. С 11 декабря 2012 года эту должность занимает министр обороны РФ генерал армии С.Шойгу, а секретарем СМО является генерал-майор Ю.Дашкин. В состав этого органа входят министры обороны Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. Наблюдателем является министр обороны Туркменистана. Деятельность СМО СНГ определяется статьями 30 и 31 Устава Содружества, в соответствии с которыми его основной функцией является осуществление вопросов военной политики и военного строительства. Обеспечению безопасности и противодействию террористической угрозе на территории государств -участников СНГ посвящена деятельность Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ [14]. АТЦ был создан 21 июня 2000 года и с 2006 года его возглавляет генерал-полковник А.Новиков. Исполнительно-координирующие функции в рамках СНГ осуществляет Исполнительный комитет СНГ [14]. Он был образован 2 апреля 1999 года и по настоящее время является постоянно действующим органом Содружества. Возглавляет Исполком Исполнительный секретарь СНГ; эту должность с 2007 года занимает С.Лебедев. Реалиями деятельности современных международных организаций является обязательное наличие в рамках их структур парламентского компонента. В СНГ таким компонентом стала Межпарламентская Ассамблея (МПА) СНГ [16]. Эта структура была образована 27 марта 1992 года в Алма-Ате (Алматы), а местом нахождения МПА определен Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Председателем этой структуры традиционно является председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ. С 2011 года эту должность занимает В.Матвиенко [15]. Основным предназначением МПА является гармонизация законодательств государств - участников СНГ. Для этого проводится работа по выработке модельных нормативно-правовых актов, которые создают фундамент единого и непротиворечивого законодательства в рамках Содружества.

Одним из аспектов деятельности МПА является миротворческая деятельность. В частности, при непосредственном участии МПА в мае 1994 года было разработано и подписано Бишкекское соглашение, которое на тот момент положило конец активной фазе военного развития конфликта в Нагорном Карабахе. МПА СНГ, как и другие подобные международно-парламентские структуры, осуществляет мониторинг выборов в государствах Содружества, следит за соблюдением законности процедуры их осуществления.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

Так, в 2020 года наблюдатели от СНГ присутствовали на президентских выборах в Белоруссии и Таджикистане. Одним из важных направлений деятельности СНГ является экономическая интеграция стран-участниц. В последние годы на пространстве бывшего СССР появилась структура, которая поставила своей главной целью социально-экономическую интеграцию входящих в Содружество государств - Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Однако в него входят далеко не все страны СНГ, и, следовательно, экономическая составляющая продолжает оставаться в рамках Содружества одним из важнейших направлений его деятельности. Для реализации целей экономической интеграции и для проведения консультаций по этому вопросу в апреле 1999 г. был создан Экономический совет, который стал правопреемником Межгосударственного экономического совета Экономического союза (что касается последнего, то все попытки его создания в 1990-е гг. по типу ЕС провалились, а сам Союз в итоге так и не был создан) [18].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Основными целями деятельности Экономического совета являются: внесение на рассмотрение СГГ и СГП предложений и проектов документов по вопросам социально-экономического характера; проведение взаимовыгодных консультаций по вопросам экономической и социальной политики; обмен опытом и информацией в данных сферах; координация деятельности органов СНГ, отвечающих за решение вопросов социально-экономического характера. В состав Экономического совета входят заместители председателей правительств государств СНГ, а в его заседаниях с правом совещательного голоса участвует Исполнительный секретарь СНГ. При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам, в которую включены полномочные представители государств СНГ при Экономическом совете. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а Комиссии - раз в месяц. Во взаимоотношениях государств СНГ могут возникать споры и разногласия. В международной практике сложилось правило создания наднациональных судебных органов для разрешения подобных споров. В СНГ эти функции выполняет Экономический суд [17]. 15 мая 1992 г. в Ташкенте было принято решение о создании Хозяйственного суда Содружества (так первоначально именовался Экономический суд). 6 июля 1992

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

г. на заседании СГГ СНГ в Москве было подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ. Местом нахождения Экономического суда СНГ является столица Республики Беларусь и СНГ город Минск.

В 2011 году Председателем Экономического суда была избрана судья от Белоруссии Л.Каменкова. К компетенции Экономического суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Кроме того, суд осуществляет толкование нормативно-правовых актов, принятых в рамках СНГ, разъясняет порядок их применения [20]. Одновременно с этим Экономический Суд СНГ осуществляет экспертно-аналитическую деятельность, проводя, в частности, обзор судебной практики по подсудным ему делам. Таким образом, на пороге своего тридцатилетнего юбилея СНГ демонстрирует достаточно высокую степень жизнеспособности - в рамках Содружества действует более восьмидесяти органов, более шестидесяти структур и органов отраслевого сотрудничества. СНГ на современном этапе На нынешнем этапе СНГ в целом сохранило основные черты и направления деятельности, которые были характерны для этой организации в предшествующие десятилетия. Практически неизменной остается как структура Содружества, о которой речь шла выше, так и основные нормативно-правовые акты и, в частности, Устав СНГ, в которые были внесены лишь незначительные изменения.

В итоге митингующим и организаторам митингов не удалось добиться поставленных целей и расшатать обстановку в стране. Однако все эти факты свидетельствуют о том, что на пространстве СНГ существует ряд очень сложных проблем, которые необходимо решать в ближайшее время, причем как силами отдельных стран, так и Содружества в целом. Как для всего мира, так и для государств СНГ серьезным испытанием явилось распространение пандемии коронавируса COVID-19. Введенные в связи с ней многочисленные ограничения и необходимость преодоления ее негативных последствий стали в 2020-2021 гг. первоочередными проблемами для всех без исключения стран, входящих в СНГ. Одним из видимых изменений, которые имели место в этой ситуации, стал перевод всех переговоров, встреч и консультаций, в том числе и на высшем уровне, в режим онлайн. Многие государства СНГ коронавирус буквально накрывал волнами, парализовав в них нормальную жизнь, особенно в Таджикистане, Киргизии и Молдове. Сложная ситуация сложилась и в государствах - локомотивах СНГ - России, Белоруссии и Казахстане.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

Серьезные изменения произошли и на мировой арене в целом, чего не могли не учитывать лидеры государств Содружества. Как отметил Президент ИМЭМО имени Е.М.Примакова РАН академик А.А.Дынкин, «...такая угроза международной безопасности, как пандемия, вышла на первый план. Эта угроза оказалась гораздо опаснее, чем опасность климатических изменений. На ближайшие десять лет политика национальных правительств и международных организаций будет держать эту тему в фокусе пристального внимания» [19]. Начиная с осени 2020 г. государства СНГ постепенно преодолевают негативные последствия этой глобальной угрозы. В немалой степени этому способствовало создание в России вакцин от коронавируса, которые поставляются в том числе и союзникам РФ по СНГ.

В 2020 году председательство в СНГ осуществляла Республика Узбекистан. По словам президента, этой центральноазиатской республики Ш.Мирзиёева, «СНГ для Узбекистана - это не просто "площадка" для диалога, обмена мнениями и "сверки часов". Для нас - это важнейший институт практического взаимодействия в приоритетных сферах, а страныучастницы Содружества - наши естественные партнеры, соседи и друзья» [16]. Председательство Узбекистана в СНГ имело особую значимость, учитывая специфику внешней политики этой республики и ее особую позицию по многим вопросам, затрагивающим Содружество, что отличало Узбекистан времен президентства И.Каримова. Тогда республика часто уклонялась от участия в делах СНГ, что во многом делало ее похожей на самоизолировавшийся Туркменистан, придерживающийся официально признанного внешнеполитического нейтралитета. Политика Узбекистана при новом руководстве резко изменилась, причем эти перемены затронули не только взаимоотношения Узбекистана с его соседями, с которыми были урегулированы многие спорные проблемы, но и позицию в отношении Содружества и интеграционных процессов в нем (в частности, Узбекистан стал государством - наблюдателем в ЕАЭС). Значимость председательства Узбекистана в СНГ состояла в том, что республика в 2020 г. заняла этот пост впервые с момента образования данной организации. Под председательством Узбекистана в 2020 г. в рамках Содружества, несмотря на сложные объективные обстоятельства, было проведено более ста различных многосторонних мероприятий, рассмотрено более тысячи вопросов, принято более семидесяти документов. Помимо этого, в 2020 г. Узбекистан

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

присоединился к трем отраслевым органам СНГ - Совету по делам молодежи, Консультативному совету по труду, занятости и социальной защите населения, Консультативному совету по защите прав потребителей. Наиболее значимыми мероприятиями, которые были проведены в рамках СНГ в 2020 г. под председательством Узбекистана, стали заседания Совета министров иностранных дел СНГ 12 мая и 10 декабря, Совета глав правительств 29 мая и 6 ноября и Совета глав государств СНГ 18 декабря. В этот же период были утверждены обновленная Концепция дальнейшего развития СНГ, Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2025 года, Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года и ряд других документов [17].

18 декабря 2020 года в онлайн-формате состоялось заседание Совета глав государств СНГ, в котором приняли участие главы всех государств Содружества за исключением Армении и Украины. Было подписано два важных совместных заявления - по случаю 75-й годовщины создания ООН и о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Также была утверждена Программа сотрудничества государств СНГ в укреплении безопасности на внешних границах Содружества на 20212025 годы [18]. Кроме того, участники саммита назвали 2020 год одним из самых тяжелых в минувшем десятилетии. В основном эта оценка была связана с распространением пандемии коронавируса. Еще одной проблемой, на которую указали участники саммита, стали беспрецедентные по своему характеру попытки вмешательства извне во внутренние дела некоторых государств СНГ. По словам белорусского президента А.Лукашенко, справиться с этим как раз и поможет дальнейшее укрепление СНГ, что для входящих в него стран является неизбежной необходимостью [19].

В 2021 г., что символично, учитывая тридцатилетний юбилей СНГ, председательство в Содружестве осуществляет Республика Беларусь. Именно на ее территории было подписано «Беловежское соглашение» о создании СНГ, столицей СНГ является столица РБ Минск, а Белоруссия - официальный депозитарий СНГ. Возможные альтернативы развития Содружества На современном этапе своего развития СНГ продолжает сталкиваться со многими проблемами и вызовами как внутреннего, так и международного порядка. Тревожной остается ситуация в перманентно нестабильной Киргизии, фактически пережившей сравнительно недавно очередной государственный переворот. Хотя в Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане видимость

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

стабильности сохраняется, при неблагоприятном развитии событий она может быть нарушена из-за внешних либо внутренних факторов (обусловленных близостью к неспокойному Афганистану, внутренним расколом элит и т. д.). Белоруссия, председательствующая в 2021 г. в СНГ, намерена придать новый импульс развитию Содружества. Так, особое внимание планируется уделить «синергетическому эффекту», т.е. повышению эффективности сотрудничества государств СНГ в различных интеграционных объединениях и организациях, таких как ШОС, ЕАЭС и ОДКБ. Определены и приоритетные задачи председательства РБ в СНГ. Во внешнеполитической сфере поставлена задача укреплять взаимодействие министерств иностранных дел государств СНГ, проводить взаимные консультации и так далее. Новым международным региональным объединением стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая объединила Россию, Китай, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан. Эти международные организации и составляют интеграционный потенциал Содружества, использование которого явно отстает от необходимого.

В экономической сфере - укреплять зону свободной торговли, максимально снижать препятствия на пути движения товаров и услуг и т. д.; в сфере транспорта - активизировать работу по устранению барьеров при транзите грузов и т. д. Эти направления - далеко не единственные, что свидетельствует о значимости формата СНГ для стран, которые входят в данную международную структуру [20]. Продолжает реализовываться и проект «Культурная столица СНГ», в соответствии с которым культурной столицей Содружества в юбилейный 2021 г. стала столица Таджикистана Душанбе, причем крупнейшая российская туристическая компания «Турстат» включила Душанбе в список самых безопасных городов СНГ. Мэром Душанбе (Председателем города) является сын президента Таджикистана Э.Рахмона Р.Эмомали, и оба они уже заявили, что будет сделано все возможное для поднятия статуса Душанбе как туристической столицы СНГ [21].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В преддверии своего тридцатилетия СНГ переживает непростые времена, однако при этом Содружеству удается сохранять возможности для дальнейшего позитивного развития и накапливать ресурсы для решения сложных проблем входящих в СНГ суверенных государств. К работе по совершенствованию

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

Концепции следует шире привлекать органы отраслевого сотрудничества, представителей академических кругов, экспертов. Важно добиваться того, чтобы гражданское общество было должным образом осведомлено и поддерживало цели и задачи интеграции в СНГ. Совершенствуя Содружество и его базовые документы, важно обеспечивать преемственность интеграционной деятельности в СНГ. Корректировка ранее принятых программных документов организации востребована, но соответствующая работа должна проводиться с осмотрительностью, поскольку многие их положения сохраняют актуальность по сей день.

REFERENCES

1. Соглашение от 8 декабря 1991 г. о создании Содружества Независимых Государств. URL: https://rg.ru/1991/12/19/sng-site-dok.html (дата обращения 20.01.2021).

2. Алма-Атинская декларация. URL: http : //docs.cntd.ru/document/1900101 (дата обращения 20.01.2021).

3. Устав Содружества Независимых Государств. URL: http : //www.cis.minsk.by/page. php?id=180 (дата обращения 21.01.2021).

4. Свидетельство о регистрации Устава Содружества Независимых Государств в ООН. URL: https://cis.minsk.by/page/11330 (дата обращения 21.01.2021).

5. Малышев Д.В. Содружество Независимых Государств. URL: https://bigenc.ru/ domestic_history /text/5225745 (дата обращения 24.01.2021).

6. Положение о председательстве в Содружестве Независимых Государств (утверждено Решением Совета глав государств СНГ, г. Бишкек 10 октября 2008 года). URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=1820 (дата обращения 24.01.2021).

7. Совет глав правительств СНГ. URL: http://www.ecis.mfo/page.php?id=196 (дата обращения 25.01.2021).

8. Общая информация о Совете министров иностранных дел СНГ. URL: https://e-cis.info/page/3376/79410/ (дата обращения 26.01.2021).

9. Совет министров обороны Содружества Независимых Государств. URL: http://mil.ru/smosng/about/history.htm (дата обращения 27.01.2021).

10. Антитеррористический центр государств - участников СНГ. URL: http://www.cisatc.org/132/167 (дата обращения 27.01.2021).

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022

ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-912-924

11. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. URL: https://cis.minsk.by (дата обращения 27.01.2021).

12. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. URL: http://iacis.ru/about/index.php (дата обращения 27.01.2021).

13. Экономический совет СНГ. URL: https://cis.minsk.by/category/body?id=4 (дата обращения 27.01.2021).

14. Экономический Суд СНГ. URL: http://sudsng.org (дата обращения 28.01.2021).

15. Компетенция Экономического Суда СНГ. URL: http://sudsng.org/competence/sng/ (дата обращения 29.01.2021).

16. Кравчук М. Академик РАН Александр Дынкин о последствиях коронакризиса. URL:https://scientificrussia.m/news/pandemiya-kak-ugrozamezhdunarodnoj-bezopasnosti vyshla-na-pervyj-plan (дата обращения 30.01.2021).

17. Председательство Республики Узбекистан в СНГ в 2020 году. URL: https: //cis.minsk.by/img/news/17818/60143920f3f4e. pdf (дата обращения 31.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Об итогах заседания Совета глав государств СНГ 18 декабря 2020 t.URL: https://e-cis.info/page/3769/89856/ (дата обращения 01.02.2021).

19. Коллективная борьба с пандемией и укрепление взаимного доверия. Что обсудили лидеры СНГ. URL: https : //tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/ 10299415 (дата обращения 02.02.2021).

20. Концепция председательства Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств в 2021 году. URL: https://cis.minsk.by/page/19314 (дата обращения 03.02.2021).

21. Культурная столица Содружества-2021: Заместитель Председателя города Душанбе о возможностях и ресурсах столицы Таджикистана в туристической сфере. URL: https: //cis.minsk.by/news/17557/kulturnaj a_stolica_sodruzhestva2021_zamestitel_pr edsedatelj a_goroda_dushanbe_o_vozmozhnostj ah_i_resursah_ stolicy_tadzhikistan_v_turisticheskoj_sfere (дата обращения 04.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.