Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средне-специальное образование / учебная программа / колледж / лицей / Узбекистан. / secondary special education / curriculum / college / lyceum / Uzbekistan.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альбина Аскаровна Ходжиматова Фахрутдинова

В статье рассматривается система образования Республики Узбекистан, которая в течении десяти лет реформировалась на основе существующей в республике Национальной программы по подготовке кадров, осуществляемых в Узбекистане образовательных учебных программ различных уровней, присваиваемых по их завершении квалификаций и подтверждающих эти квалификации документом об образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the structure of the education system of the Republic of Uzbekistan, which has been reformed for ten years on the basis of the existing National Training Program in the Republic, the educational training programs implemented in Uzbekistan at various levels, the qualifications awarded upon their completion and the educational documents confirming these qualifications.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Альбина Аскаровна Ходжиматова (Фахрутдинова)

Преподаватель английского языка Международный Вестминстерский университет в Ташкенте albina. fakhrutdinova@gmail. com

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается система образования Республики Узбекистан, которая в течении десяти лет реформировалась на основе существующей в республике Национальной программы по подготовке кадров, осуществляемых в Узбекистане образовательных учебных программ различных уровней, присваиваемых по их завершении квалификаций и подтверждающих эти квалификации документом об образовании.

Ключевые слова: средне-специальное образование, учебная программа, колледж, лицей, Узбекистан.

CURRENT STATE AND WAYS OF IMPROVEMENT OF SECONDARY SPECIAL AND VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

ABSTRACT

The article examines the structure of the education system of the Republic of Uzbekistan, which has been reformed for ten years on the basis of the existing National Training Program in the Republic, the educational training programs implemented in Uzbekistan at various levels, the qualifications awarded upon their completion and the educational documents confirming these qualifications.

Keywords: secondary special education, curriculum, college, lyceum, Uzbekistan.

ВВЕДЕНИЕ

Образование, являясь системой, представляет собой особый социальный институт, который призван развивать и преумножать человеческий капитал,

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Без образования, наверное, невозможно представить на сегодняшний день жизнь человека. Ведь именно благодаря обучению человек развивается, достигает целей, находит хорошую работу. Любому государству важно, чтобы было много образованных, умных, успешных, и идейных людей. Благодаря образованным людям развивается, процветает общество, страна. Страна может быть конкурентоспособной, сильной и независимой. Поэтому важной задачей любого государства сегодня является развитие системы образования, начиная от начального образования заканчивая высшим образованием. Главной задачей является модернизация сферы образования, совершенствование учебных программ в зависимости от развития технического прогресса, развития мировых стран.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня любая сфера образования запрашивает внесений новшеств, а именно развития. Образование в Узбекистане также требует модернизации и совершенствований. Несмотря на многие корректировки и новшества, до сих пор остаются нерешенными многие проблемы.

Так, например, Авторы Химматалиев, Р. Х. Файзуллаев, З. О. Махмудова, Н. Р. Собиржонова в своей работе раскрывают необходимость изменения и модернизации образовательной модели, внедрение новых учебных программ [7]. Также отмечают, что важной чертой «Национальной программы по подготовке кадров» должна стать система бесперебойного образования обязательных ступеней, а именно 9 лет общего среднего и 2 года среднего специального, профессионального образования. Также их мнение разделяет Султонов А. И., считая, что требуется соответствовать мировому уровню информационно-коммуникативных и инновационных технологий в обучении [6].

В своих трудах Ж.С Раматов, Р.У. Баранов отмечают, что «В Узбекистане осуществляются серьёзные шаги, в направлении развития системы высшего образования. С каждым годом растут объемы финансирования развития образования, и это служит формированию нового подхода. Всё чаще

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

становимся свидетелями эффективного использования зарубежного передового опыта подготовки высококвалифицированных специалистов» [5].

Целью работы является исследование учебных программ среднего специального образования Республики Узбекистан.

Основными методами выступили обобщение, анализ и синтез, методы сравнительного анализа, табличный, графический.

Информационной, методической и методологической базой исследования послужили:

- закон об образовании Республики Узбекистан;

- учебники и учебные пособия;

- интернет-ресурсы;

- данные с официального сайта Республики Узбекистан.

Основной закон об образовании в Узбекистане был принят в 1992 года, 7 августа 2020 года утверждена его новая редакция, а также на сегодняшний день вносятся изменения [1].

Система образования Республики Узбекистан представляет собой комплексную и постоянную систему. На сегодняшний день в Республике Узбекистан существуют такие виды образования, как:

- дошкольное образование;

- общее среднее образование;

- среднее специальное, профессиональное образование;

- высшее образование;

- послевузовское образование;

- повышение квалификации и переподготовка кадров; - внешкольное образование [1].

Чтобы гарантировать и соблюдать качество образования на всех уровнях образования на основе с международными требованиями были созданы государственные образовательные стандарты.

Рассматривая самую первую редакцию Закона об Образовании и актуальную на сегодняшний день, представим систему среднего образования в Узбекистане на рисунке 1.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

Система среднего образования в Узбекистане

1992 год

>

начальное образование (I-Ш классы),

I

среднее образование (IV- ЕХ классы -базовая школа и Х-Х1 классы - общая

I

в высшем образовании велась подготовка дипломированных специалистов по образовательным программам с пятилетними нормативными сроками по большинству специальностей

-—- 2021 год

<

начальное образование (I — IV классы);

среднее образование (X — XI классы).

Высшее ооразование и бакалавриат и ы меет две ступени — агистратура.

Рисунок 1 - Система среднего образования в Узбекистане

На основании рисунка 1 можно отметить, что произошли существенные изменения во всей системе образования Узбекистана, начиная с 1992 года по 2021 год, также продолжают внедряться изменения в нее.

Так как наше исследование направлено на исследование средне-специального образования в Республике Узбекистан рассмотрим эту систему более подробно.

Стоит подчеркнуть, что в 1997 году в Узбекистане была разработана и утверждена Национальная программа по подготовке кадров. Данная программа предназначена для изменения в лучшую сторону всей образовательно-воспитательной системы республики, принимая во внимание требования нового времени. Законодательной и нормативной правовой базой осуществления данной программы выступает Закон Республики Узбекистан «Об образовании», несколько Указов Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета министров Республики Узбекистан, приказы Министерства народного образования и Министерства специального и высшего образования.

В свою очередь структура административного управления образованием

состоит, прежде всего, из Кабинета Министров Республики Узбекистан;

Министерства народного образования Республики Узбекистан; Министерства

высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан; Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 276

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

Министерства и ведомства, которые имеют подведомственные образовательные учреждения; Местных органов государственной исполнительной власти, а также территориального управления народного образования и среднего специального, профессионального образования.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Проанализируем систему образования Республики Узбекистан.

В рамках базового среднего образования (после VII класса) для формирования у обучающихся первичных знаний и навыков по профессиям принимаются меры по их профессиональной диагностике и ориентации.

Среднее образование дает возможность получить необходимые знания, умения и навыки благодаря целенаправленным учебным программам, а также дает возможность выбрать дальнейший вид образования и овладеть профессиями, которые в свою очередь не запрашивают высокой квалификации.

Общее среднее образование непосредственно реализуется в общих средних образовательных организациях бесперебойно, на протяжении 11 лет.

Среднее специальное образование реализуется на протяжении 2 лет на базе девятилетнего базового среднего образования в академических лицеях и дает возможность быстро развить интеллектуальные способности, а также углубить, дифференцировать, профессиональное и личностно-ориентированное образование обучающихся.

Стоит отметить, то обучающиеся заканчивающие 9 класс могут также продолжить учиться в 10 классе общеобразовательной школы либо поступить в образовательное учреждение среднего специального, профессионального образования: академический лицей или профессиональный колледж. Выбор направления производиться на усмотрение каждого ребенка. В свою очередь стоит подчеркнуть, что такие учебные заведения нового формата начали образовываться в 1998 году. Следовательно, тогда образовались первые 15 академических лицеев и 20 профессиональных колледжей. По состоянию на 2020 год, в Узбекистане существуют 123 лицеев и 1414 колледжей, содержащих более 200 специальностей и 900 профессий [4]. Динамику представили на рисунке 2.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

1600

1422 1433 1414

2018 2019 2020

Лицеи ■ Колледжи

Рисунок 2 - Динамика средне-специальных и профессиональных образовательных учреждений за 2018-2020 учебные годы

Итак, в свою очередь академические лицеи или профессиональные колледжи дают возможность получить среднее специальное, профессиональное образование, которое дает право и является базой для работы по обретенной профессии или продолжения обучения на следующей степени.

Академический лицей представляет собой трехлетнее среднее специальное учебное заведение, которое дает возможность быстро развить интеллектуальные способности. Также они предлагают образовательные услуги по целенаправленному изучению отдельных предметов, позволяющих быстро подготовить учащихся для поступления в высшие учебные заведения, на основании с выбранным профилем дальнейшего обучения.

Академические лицеи формируются при высших образовательных учреждениях, взаимоотношения с которыми контролируются их уставами и нормативными документами.

Профессиональный колледж представляет собой двухлетнее среднее профессиональное учебное заведение, которое дает возможность развить профессиональные таланты, умения и навыки учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям [5,^16].

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

Профессиональные колледжи осуществляют подготовку младших специалистов по разным профессиям, также предоставляют теоретические знания по общеобразовательным учебным дисциплинам в объеме полной средней школы.

Средне-специальное образование содержит в себе такие отрасли как:

- промышленность, транспорт и связь;

- строительство и коммунальное хозяйство;

- сельское и лесное хозяйство;

- здравоохранение;

- педагогика и социально-экономическая сфера;

- сфера услуг.

Важно отметить, что среднее специальное, профессиональное образование осуществляется в очной форме.

Продолжительность занятий, наполняемость групп, учебная нагрузка учащихся и другие вопросы рационализации учебно-воспитательного процесса определяются в соответствии с государственным стандартом среднего специального, профессионального образования.

Рассматривая программы среднего специального, профессионального образования можно отметить, что они состоят из таких программ как [5,c.16]:

во-первых, общеобразовательные программы, предназначенные для академических лицеев и профессиональных колледжей;

во-вторых, углубленные, профильные образовательные и специализированные программы по дисциплинам и направлениям обучения, предназначенные для академических лицеев;

в-третьих, общетехнические профессиональные и специальные программы по направлениям обучения, предназначенные для профессиональных колледжей.

В академических лицеях студенты также изучают и осваивают все основные дисциплины. На самом деле данная программа является программой 10-11 классов, однако, немного измененная и отредактированная. Каждый обучающийся имеет право выбрать направление обучения, например, гуманитарное, техническое, аграрное и т.д. Выпускники лицея получают среднее специальное образование.

В свою очередь студенты профессиональных колледжей изучают специальные дисциплины по выбранному профессиональному направлению.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

Также они получают профессиональное образование и квалификацию по выбранной специальности.

Общее среднее и среднее специальное образование в негосударственных образовательных организациях могут быть реализованы, безусловно, на платно-контрактной основе.

ВЫВОД

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее: если раньше обязательно требовалось после 9 класса учиться в течение 3 лет, то сегодня этот срок уменьшился на один год [2]. Сегодня общее среднее образование включает 1 - 11 классы, среднее специальное и профессиональное образование осуществляется в академических лицеях и колледжах на протяжении 2 лет на базе 9-летнего среднего образования на платной и бесплатной основе, в очной и заочной форме.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении учебных программ в средне-специальных образовательных учреждениях. На наш взгляд было бы важно также улучшить содержание учебных пособий, предоставление доступности каждому обучающемуся ИКТ-технологии, улучшение методов преподавания в колледжах и лицеях.

REFERENCES

1. Конституция Республики Узбекистан. - [Электронный ресурс].-URL:https://constitution.uz/ru/clause

2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». - [Электронный ресурс]. -URL: https://lex.uz/docs/5013009

3. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров». - [Электронный ресурс].- URL: https: //parliament.gov.uz/ru/laws/adopted/86/3367/

4. Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике. -[Электронный ресурс].- URL: https://stat.uz/ru/

5. Раматов Ж.С., Баратов Р.У. Новый подход в системе высшего образования в Узбекистане // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/04/8533 (дата обращения: 12.04.2021).

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-104-109

6. Султонов, А. И. Образование в Республике Узбекистан: модернизация и совершенствование / А. И. Султонов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 64-67. — URL: http s: //moluch.ru/th/4/archive/61/2549/

7. Химматалиев, Д. О., Р. Х. Файзуллаев Р.Х., Махмудова З.О., Собиржонова Н.Р. Особенности узбекской модели образования / — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 16-18. — URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/192/10765

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.