Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНЫХ В РОССИИ В ПЕРИОД С XVII ПО ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ XX ВЕКА'

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНЫХ В РОССИИ В ПЕРИОД С XVII ПО ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / LIVING QUARTERS / ОБЩЕЖИТИЕ / DORMITORY / СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛЬЕ / CORPORATE HOUSING / ДОМ / HOUSE / ЛЬГОТЫ / BENEFITS / FIREFIGHTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меньшиков А.В., Муталиева Л.С.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения правового регулирования жилищного обеспечения пожарных на различных этапах развития нашей страны, что позволит сформировать более совершенный механизм обеспечения жильем пожарных. Цель статьи - проанализировать основные формы обеспечения сотрудников, военнослужащих и работников пожарной охраны жилыми помещениями в период XVII - 1-я половины XX в. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частно-научных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автор делает выводы, что на обеспечение пожарных жилыми помещениями влияют экономические и политические условия развития и приоритеты государственного строительства. В начале XX в. началось формирование и развитие жилищного права России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF A HOUSING PROVISION FOR FIREFIGHTERS IN RUSSIA BETWEEN XVII - 1ST HALF OF THE XX CENTURIES

The research is relevant due to study the legal regulation of a housing provision for firefighters at different stages of development of our country. It will help create a more perfect mechanism to provide housing provision for firefighters. The purpose of the article - make analyze of the main forms of workers, military and workers of the fire department of living quarters during the XVII - 1st half of the XX centuries. The realization of the assigned tasks had been achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, synthesis) and private scientific methods (formal and legal, comparative legal). The author concludes that providing firefighters the living quarters influence are economic and political conditions of development and state-building priorities. At the beginning of the XX have started the formation and development of Russian housing law.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНЫХ В РОССИИ В ПЕРИОД С XVII ПО ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ XX ВЕКА»

-û X

со

<

m О m

SE

с

А.В. Меньшиков,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гражданского права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Л.С. Муталиева, кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

A.V. Menshikov,

candidate of pedagogic sciences, associate professor St. Petersburg University GPS of EMERCOM of Russia

L.S. Mutalieva,

candidate of law, associate professor St. Petersburg University GPS of EMERCOM of Russia kaf-gp @igps. ru

Эволюция жилищного обеспечения пожарных в России в период с XVII по первую половину XX века

Аннотация: актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения правового регулирования жилищного обеспечения пожарных на различных этапах развития нашей страны, что позволит сформировать более совершенный механизм обеспечения жильем пожарных. Цель статьи — проанализировать основные формы обеспечения сотрудников, военнослужащих и работников пожарной охраны жилыми помещениями в период с XVIIпо первую половину XXв. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частно-научных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автор делает выводы, что на обеспечение пожарных жилыми помещениями влияют экономические и политические условия развития и приоритеты государственного строительства. В начале XX в. началось формирование и развитие жилищного права России.

Ключевые слова: пожарный, жилое помещение, общежитие, служебное жилье, дом, льготы.

The évolution of a housing provision

for firefighters in Russia between XVII - 1st half of

the XX centuries

с

о

с <

m О m

SE

с

86

<0 T-

о

N

со

Abstract: the research is relevant due to study the legal regulation of a housing provision for firefighters at different stages of development of our country. It will help create a more perfect mechanism to provide housing provision for firefighters. The purpose of the article — make analyze of the main forms of workers, military and workers of the fire department of living quarters during the XVII — 1st half of the XX centuries. The realization of the assigned tasks had been achieved with the help of general scientific (dialectical analysis, synthesis) and private scientific methods (formal and legal, comparative legal). The author concludes that providing firefighters the living quarters influence are economic and political conditions of development and state-building priorities. At the beginning of the XX have started the formation and development of Russian housing law.

Keywords: firefighter, living quarters, dormitory, Corporate Housing, house, benefits.

Пожары в России всегда являлись огромным бедствием. В далекие времена в результате пожаров выгорали целые города. Так, в XII столетии летом выгорел весь Киев. В 1591 г. пожар произошел в Москве, в 1623 г. дотла сгорел Псков [1, с. 56—57]. В 1741 г. большие пожары произошли в Алатыре, Астрахани и Черном Яру [1, с. 98]. С 1887 по 1986 гг. в г. Санкт-Петербурге произошло 5 195 пожаров, т. е. в среднем ежегодно происходило 585 пожаров, среднегодовой ущерб от них составлял 1 628 тыс. р. [2, с. 470—472]. В современной России пожары наносят также огромный урон. Так, по данным МЧС России, в 2015 г. произошло 146 209 пожаров, на которых погибло 9 419 человек, было разрушено 41 369 строений, а прямой материальный ущерб от них составил 22 870 367 тыс. р. [3].

Правители Российского государства предпринимали существенные меры для борьбы с пожарами. Они заключались в обязании населения соблюдать определенные меры пожарной безопасности, заниматься тушением пожаров и иметь установленные средства пожаротушения. Так, например, обыватели в 1721 г. обязаны были иметь крючья, вилы, топоры, ушаты, ведра и «Что у кого есть» [1, с. 12]. В случае необходимости к тушению пожаров привлекались стрельцы и солдаты гарнизонных полков. В России, в столицах при полиции формировались воинские команды из солдат пехотных и кавалерийских полков, которые принимали участие в караулах и тушениях пожаров [4, с. 21]. В Санкт-Петербурге 6 мая 1782 г. был утвержден Примерный штат Градского благочиния или полиции в котором упоминалась должность брандмейстера или «огнегасительного мастера» [5]. Начиная с 1803 г. в Российской империи создаются первые постоянные пожарные команды. Так, Указом Александра I в 1803 г. организуется первая пожарная команда в Санкт- § Петербурге, позже в 1804 г. — в Москве. Из солдат внутренней стражи (полиции) ц в Санкт-Петербурге была сформирована первая в России пожарная команда из 11 частей общей численностью 1602 человека.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность пожарных, являлся Пожарный устав Российской империи, который в XIX в. выдержал две редакции [6]. Сначала пожарные части укомплектовывались служащими полиции, 3

с

о

позже, с 1871 г., в связи с наступлением воинской повинности, — вольнонаемными, е

®

годными по состоянию здоровья и другим качествам. В связи с тем, что дежурство

было круглосуточным и время для сбора ограниченным, пожарные размещались X Н

на съезжих дворах, а позднее — во дворах полицейских частей. Состояние ка- § |

зарм для проживания было ужасным. Например, в 1900 г. в докладной записке § §

московский брандмейстер сообщал властям, что «здания пожарных частей ветхи е Р

и сыры, темны, некоторые грозят обрушением, казармы и конюшни разобщены, у Ы

каланчи угрожают падением, семейным пожарным особых помещений нет, по- 5 в

жарные рукава сушатся в кухнях на печах» [7]. Жили пожарные при своих частях о р

в плохо приспособленных общих казармах, впроголодь — «в воздухе стоит крик, В С

гомон, плачь детей, стоны больных, ругань ссорящихся у общей плиты женщин. у 5

Каждая семья имеет одну кровать и только...», сообщалось в одном из номеров X П

газеты «Саратовский вестник» 1912 г. [8]. Пожарные жили скученно, в тесных ш и

помещениях: «...кто не видел своими глазами, тот не представляет себе, что зна- ^ д чит жить в общей казарме. А значит это вот что: в комнате длиной 6 саженей и шириной 3 сажени (13,5 на 7,6 метра) помещаются 53 человека — 16 семейств с

21 ребенком, в другой такой же комнате живут 48 человек. Над кроватями устро- -

ен из досок второй этаж. Целыми днями с верхнего этажа несется недовольное

"хныкание" и плач скучающих ребятишек. Если не хватает и там места, детей ^ ^

усаживают под кровати. Кровати разделены друг от друга тонкими ситцевыми за- ^ ^

навесками, изредка деревянными перегородками. В таких условиях проходит вся ^ 2

жизнь на людях: ни минуты человек не бывал один. Здесь живут, родят, болеют § Е

и умирают» [9]. Для улучшения ситуации рекомендовалось зачислять в пожарные | § части преимущественно неженатых мужчин. После увольнения на пенсию государство не обеспечивало пожарных и членов их семей жильем.

Изменения в обеспечении жилыми помещениями произошли после революции 1917 г.

в>

В разное время пожарные входили в штат различных органов управления. Функционирование пожарной охраны в Российской Федерации на уровне государства началось с 17 апреля 1918 г., с момента вступления в силу Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем». В соответствии с ним был учреждены комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем и Пожарный совет под председательством главного комиссара по делам страхования.

В послереволюционное время рабочим и служащим предоставлялось служебное жилье, жилье по договору имущественного найма, разрешалась покупка не муниципализированного жилья.

Глава 3 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. предусматривала предоставление жилья по договору имущественного найма, а глава 4 — куплю-продажу жилья [10]. В ст. 156 указывалось, что в тех случаях, когда нанимателями являются наемные рабочие и служащие, договор найма жилых помещений автоматически возобновляется на тех же условиях на неопределенный срок, независимо от согласия наймодателя. Одновременно для них ограничивались ставки наемной платы за жилые помещения. При этом запрещалась покупка не муниципализированного жилья семьям, у которых уже имелись владения. Предусматривалась возможность предоставления работникам и служащим служебного жилья. В соответствии х со ст. 72 действующего в 1918 г. Кодекса законов о труде имелась возможность ^ предоставления трудящимся помещения для жилья наравне с уплатой возна-^ граждения за труд деньгами [11]. Данное положение было позже закреплено в ст.

66 Кодекса законов о труде РСФСР, принятом в 1922 г. [12]. § В связи с продолжавшимся острейшим жилищным кризисом СНК СССР в Постановлении от 19 августа 1924 г. «О жилищной кооперации» предоставил ^ гражданам право добровольно объединяться в жилищные кооперативные <5 товарищества [13]. В данном постановлении, в частности, предусматривалось :: создание рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ, ^ членами которых могли быть только рабочие и служащие государственных ° предприятий и учреждений. Целью этих кооперативов было возведение новых, к восстановление разрушенных или достройка незаконченных жилых строена ний. Для содействия строительству жилищ в соответствии с Постановлением ш СНК СССР от 15 июня 1927 г. «Положение о мерах содействия строительству рабочих жилищ» были сформированы специальный капитал Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства, республикан-88 ские и местные фонды, из которых предусматривалась выдача ссуд рабочим - кооперативным товариществам, жилищно-строительным кооперативным товариществам и жилищно-арендным кооперативным товариществам, а также рабочим и служащим, осуществляющим индивидуально строительство жилищ для собственных нужд, и др. [14]. Жилищно-арендным кооперативным товару риществам и рабочим жилищно-строительных кооперативным товариществам, а также союзам жилищной кооперации всех степеней предоставлялись льготы по уплате промыслового, подоходного налогов, страховых взносов и т. д.

Пожарные работники проходили службу в пожарных организациях в соответствии с кодексом законов о труде либо в военизированных пожарных организациях, служба в которых проходила по правилам, утверждаемым СНК Союза ССР [15].

о

сч

В 1930 г. лица, состоящие на службе в военизированной пожарной охране предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение, и члены их семей в отношении жилищ стали пользоваться льготами, предоставлявшимися военнослужащим Рабоче-крестьянской Красной армии (кадрового рядового состава, состоящего на непрерывной службе в частях, и кадрового начальствующего состава) и членам их семей [16]. Впоследствии, с изменением жилищного законодательства в 1937 г., указанные льготы были отменены.

Все граждане, проживающие в жилых помещениях, относились либо к постоянным пользователям, либо к временным жильцам [17]. Временные жильцы, независимо от срока своего проживания, не приобретали права на фактически занимаемую ими жилую площадь и обязаны были освободить ее по истечении срока, на который они вселялись, а при отсутствии определен- Э ного срока — в течение одного месяца после предупреждения постоянным § пользователем. Временные жильцы, проживавшие в доме не менее двух лет, цц приобретали право на получение от домоуправления жилой площади в общем 1 порядке заселения освобождающихся в доме жилых комнат. и

Принадлежность жилого фонда с 1936 г. стала меняться. Статья 6 Щ Конституции (Основного Закона) СССР, утвержденной Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г., определяла, 1

о

что основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах является е

государственной собственностью [18]. В ст. 10 Конституции признавалось ф

право личной собственности граждан на жилой дом. X ф

Создание жилищно-строительных кооперативных товариществ на опреде- § |

ленном этапе позволило обеспечить граждан страны собственным жильем. Но § §

уже в 1937 г. в Постановлении ЦИК СССР № 112, СНК СССР № 1843 от 17 ер

октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного у Ы

хозяйства в городах» отмечалось, что, благодаря долгосрочным строительным 1 55

ссудам в размере 80—90 %, а иногда и выше пайщики, практически за счет о р

государства, при незначительном вложении собственных средств фактически § С

превратились в привилегированных собственников жилой площади [19]. В у 1

связи с низкой эффективностью работы жилищно-строительных коопера- X П

тивных товариществ и косвенным разбазариванием государственного жи- ш и

лищного фонда они были упразднены, а дома были переданы в управление ^ д местных советов, государственных и других организаций, учреждений и

предприятий. Тем самым был сформирован государственный жилищный ^д

фонд. Допускалось оставление в распоряжении жилищно-строительных коо- -

перативов построенных ими домов при условии погашения полученной ими

от государства ссуды в течение 6 месяцев с момента издания Постановления. ^ ^

С этого момента работникам государственных учреждений, предприятий и ^^

общественных организаций жилые помещения в принадлежащих им домах ^ 2

стали предоставляться распоряжением администрации этих учреждений, § Е

предприятий и организаций. Свободные жилые помещения в домах местных | §

советов предоставлялись в пользование граждан исключительно по распоря- -0 жениям (ордерам) жилищного управления отдела коммунального хозяйства местного совета. На основании указанных распоряжений заключался договор между пользователем жилого помещения и управляющим домом на

определенный срок не свыше 5 лет. В определенных случаях не допускалось выселение жильцов без предоставления другого жилья.

Общежития для проживания рабочих и служащих предоставлялись на время их работы на предприятиях и в организациях и могли быть как квартирной, так и коечной системы. Жилая площадь в общежитиях коечной системы на одного проживающего должна была быть не менее 4 кв. м. В общежитиях коечной системы воспрещалось вселение рабочих и служащих, имевших при себе семью. Штатному рядовому составу вооруженной пожарно-сторожевой охраны за счет организации предоставлялось общежитие на общих основаниях со всеми коммунальными услугами. А семейные работники пожарно-сторожевой охраны, занимавшие отдельные комнаты или квартиры, кроме того, освобождались от оплаты жилой площади за 9 кв. м.

Таким образом, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в СССР в первой половине XX в., в стране принимались меры для улучшения жилищных условий трудящегося населения, в том числе пожарных. В связи со спецификой жилищных правоотношений в СССР происходило постепенное формирование советского жилищного права. В других странах мира государство не обеспечивало своих граждан жильем бесплатно и не предоставляло беспроцентные ^ государственные кредиты населению. В СССР пожарные имели право на соб-^ ственное жилье, им могло предоставляться жилье на общих основаниях, а на к время работы и службы — служебное жилье и общежития. В определенные годы этого периода пожарные имели льготы по оплате жилья. Однако необходимо m отметить и то, что темпы строительства нового жилья в то время не позволяли обеспечить всех трудящихся жильем для постоянного проживания.

Список литературы:

1. Чехов, А.П. Исторический очерк пожарного дела в России / А.П. Чехов. I- — Спб.: Типо-Литография Р. Голике, 1892. — URL: https://xn--90ax2c.xn--p1ai/ с catalog/000199_000009_003663773/viewer/.

с 2. Очкур, Р. Полиция России. Век XVIII — век ХХ / Р. Очкур, Д. Кудрявцев,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к В. Пиотровский. — М.; СПб. : Астрель, 2010. — 510 с.

оз 3. МЧС России : официальный сайт. — URL: http://www.mchs.gov.ru/folder/15897793.

m 4. Устав столичного города Санкт-Петербурга 1892 г. — URL: https://xn--90ax2c.

□Е xn--p1ai/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1_21346/viewer/.

5. Немченко, С.Б. Пожарный служащий Российской империи на рубеже XVIII—XIX веков: определение, состав, правовое положение / С.Б. Немченко,

90 А.А. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та противопожарной службы — МЧС России. — 2013. — № 2. — С. 81-85.

6. Пожарный устав Российской империи : хрестоматия / под общ. ред. 1- В.С. Артамонова; сост. О.М. Латышев и др. — СПб.: Санкт-Петербургский универ-° ситет ГПС МЧС России, 2014. — 220 с.

рз 7. Вызываем огонь на себя: сборник воспоминаний, рассказов и очерков об

истории и современности пожарной службы Москвы. — М.: Робин, 1998. — 558 с.

8. Главное управление МЧС России по Чувашской Республике — Управление государственного пожарного надзора. — URL: http://21.mchs.gov.ru/folder/1633831.

9. Жизнь и быт российских пожарных в XIX — начале XX века. — URL: http:// www.kraeved-samara.ru/archives/411.

10. Гражданский кодекс РСФСР от 1922 г. // СПС «КонсультантПлюс».

11. Кодекс законов о труде от 1918 г. // СПС «КонсультантПлюс».

12. Кодекс законов о труде РСФСР от 1922 г. // СПС «КонсультантПлюс».

13. О жилищной кооперации : постановление СНК СССР от 19 августа 1924 г. // СПС «КонсультантПлюс».

14. Положение о мерах содействия строительству рабочих жилищ : постановление СНК СССР от 15 июня 1927 г. // СПС «КонсультантПлюс».

15. О службе в пожарных организациях : постановление СНК СССР от 3 января 1930 г. // СПС «КонсультантПлюс».

16. О льготах для личного состава военизированной охраны и военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение : постановление СНК СССР от 16 февраля 1930 г. // СПС «КонсультантПлюс».

17. О постоянных пользователях и временных жильцах : инструкция НККХ РСФСР, Наркомюста РСФСР от 27 января 1934 г. № 37 // СПС «КонсультантПлюс».

18. Конституция СССР : утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г. // СПС «КонсультантПлюс».

19. О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах : постановление ЦИК СССР № 112, СНК СССР № 1843 от 17 октября 1937 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Э.Б. Сусленкова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России О.В. Пожидаева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Л.Н. Симачева, кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

E.B. Suslenkova,

Associate Professor, Murmansk branch Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia univer@murman01.ru

O.V. Pozhidaeva,

Associate Professor,

Murmansk branch of the Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia pozhidaeva.olga604@yandex.ru

L.N. Simacheva,

Associate Professor, Murmansk branch of Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia Simacheva73@mail.ru

91

Специфика формирования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне (на примере Мурманской области)

Аннотация: цель статьи — проанализировать порядок и особенности формирования резерва материальных ресурсов правительства Мурманской области с учетом федеральной и региональной нормативно-правовой базы. С 2007 г. его объем увеличился более чем в 3,5 раза. На сегодняшний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.