Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ARCTIC AREA / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / PROTECTION OF THE POPULATION / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / MURMANSK REGION / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / LEGAL FRAMEWORK / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / THE FORMATION OF A RESERVE OF MATERIAL RESOURCES / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сусленкова Э.Б., Пожидаева О.В., Симачева Л.Н.

Цель статьи - проанализировать порядок и особенности формирования резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области с учетом федеральной и региональной нормативно-правовой базы. С 2007 г. его объем увеличился более чем в 3,5 раза объем резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области. На сегодняшний день номенклатура материального резерва Правительства Мурманской области включает 143 наименования материальных ценностей по 13 разделам. С 2005 г. число позиций номенклатуры увеличилось на 63 единицы. На территории Мурманской области функционируют объекты атомной энергетики, центры горнодобывающей, перерабатывающей, металлургической промышленности. Поэтому резерв материальных ресурсов Мурманской области неоднократно использовался как для проведения Всероссийских тренировок по гражданской обороне с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами власти Мурманской области и органами местного самоуправления, отработки действий спасателей, так и при ликвидации конкретных чрезвычайных ситуаций на территории области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сусленкова Э.Б., Пожидаева О.В., Симачева Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FORMATION OF THE RESERVE OF MATERIAL RESOURCES FOR LIQUIDATION OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE ARCTIC ZONE (MURMANSK REGION)

The purpose of the article - to review the order and peculiarities of provision of material resources of the Government of the Murmansk region in view of the federal and regional regulatory framework. The amount of the provision of material resources of the Government of the Murmansk region has increased since 2007 by more than 3.5 times. Today nomenclature material reserve of the Government of the Murmansk region includes 143 names of tangible assets at 13 divisions. The number of positions nomenclature since 2005 has increased by 63 units. In the Murmansk region there are objects of atomic energy, the centers of mining, processing, metallurgical industry. Provision of material resources of the Murmansk region has been repeatedly used for carrying out the All-Russian trainings for civil defense, and in particular the elimination of emergency situations in the region.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

11. Кодекс законов о труде от 1918 г. // СПС «КонсультантПлюс».

12. Кодекс законов о труде РСФСР от 1922 г. // СПС «КонсультантПлюс».

13. О жилищной кооперации : постановление СНК СССР от 19 августа 1924 г. // СПС «КонсультантПлюс».

14. Положение о мерах содействия строительству рабочих жилищ : постановление СНК СССР от 15 июня 1927 г. // СПС «КонсультантПлюс».

15. О службе в пожарных организациях : постановление СНК СССР от 3 января 1930 г. // СПС «КонсультантПлюс».

16. О льготах для личного состава военизированной охраны и военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение : постановление СНК СССР от 16 февраля 1930 г. // СПС «КонсультантПлюс».

17. О постоянных пользователях и временных жильцах : инструкция НККХ РСФСР, Наркомюста РСФСР от 27 января 1934 г. № 37 // СПС «КонсультантПлюс».

18. Конституция СССР : утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г. // СПС «КонсультантПлюс».

19. О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах : постановление ЦИК СССР № 112, СНК СССР № 1843 от 17 октября 1937 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Э.Б. Сусленкова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России О.В. Пожидаева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Л.Н. Симачева, кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

E.B. Suslenkova,

Associate Professor, Murmansk branch Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia univer@murman01.ru

O.V. Pozhidaeva,

Associate Professor,

Murmansk branch of the Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia pozhidaeva.olga604@yandex.ru

L.N. Simacheva,

Associate Professor, Murmansk branch of Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia Simacheva73@mail.ru

91

Специфика формирования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне (на примере Мурманской области)

Аннотация: цель статьи — проанализировать порядок и особенности формирования резерва материальных ресурсов правительства Мурманской области с учетом федеральной и региональной нормативно-правовой базы. С 2007 г. его объем увеличился более чем в 3,5 раза. На сегодняшний

день номенклатура материального резерва Правительства Мурманской области включает 143 наименования материальных ценностей по 13 разделам. С 2005 г. число позиций номенклатуры увеличилось на 63 единицы. На территории Мурманской области функционируют объекты атомной энергетики, центры горнодобывающей, перерабатывающей, металлургической промышленности. Поэтому резерв материальных ресурсов Мурманской области неоднократно использовался как для проведения всероссийских тренировок по гражданской обороне с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами власти Мурманской области и органами местного самоуправления, отработки действий спасателей, так и при ликвидации конкретных чрезвычайных ситуаций на территории области.

Ключевые слова: Арктическая зона, защита населения, Мурманская область, правовые основы, формирование резерва материальных ресурсов, чрезвычайная ситуация.

Specificity of formation of the reserve of material resources for liquidation of emergency situations in the Arctic zone (Murmansk region)

Abstract: the purpose of the article — to review the order and peculiarities of provision of material resources of the Government of the Murmansk region in view of the federal and regional regulatory framework. The amount of the provision of material resources of the Government of the Murmansk region has increased since 2007 by more than 3.5 times. Today nomenclature material reserve of the Government of the Murmansk region includes 143 names of tangible assets at 13 divisions. The number of positions nomenclature since 2005 has increased by 63 units. In the Murmansk region there are objects of atomic g energy, the centers of mining, processing, metallurgical industry. Provision of material resources of the ^ Murmansk region has been repeatedly used for carrying out the All-Russian trainings for civil defense, and g- in particular the elimination of emergency situations in the region.

< Keywords: Arctic area, protection of the population, the Murmansk region, the legal framework, the

О formation of a reserve of material resources, emergency.

m £

s В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от

^ 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской н Федерации» вся территория Мурманской области находится в Арктической с зоне Российской Федерации [1]. В связи с реализацией на его территории с масштабных экономических проектов, совершенствованием транспортной инфраструктуры, с учетом суровых арктических условий, Мурманская об-§ ласть в значительной мере подвержена рискам возникновения чрезвычай-

< ных ситуаций природного и техногенного характера [2].

с Вопросам правовой политики Российского государства в сфере обеспечения безопасности в Арктике посвящены исследования и публикации 92 многих отечественных ученых и специалистов [3, 4]. «Особое географиче-

- ское положение региона делает сверхактуальными вопросы энергетической,

техногенной, продовольственной и природной безопасности» [4, с. 121]. Важным направлением деятельности единой государственной системы см предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание со резервов материальных ресурсов [9]. Ему отводится важное место в комплексе организационно-технических мероприятий по предотвращению и предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения, а также уменьшению возможных негативных последствий их проявления.

Эффективность работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом определяется наличием материальных ресурсов. Достаточность

<0

продовольствия, медикаментов, вещевого имущества, горюче-смазочных и строительных материалов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайные ситуации, уменьшить масштабы их последствий и, в конечном счете, решить главную задачу — спасти пострадавших или оказать им первоочередную помощь.

Попытки создания материальных запасов предпринимались на протяжении всего многовекового периода существования Российского государства. Датой рождения государственной системы материальных резервов России считается 17 октября 1931 г., когда был образован Комитет резервов. Ы о

Правовой основой организации создания запасов выступают Федеральные

ф

й и

законы от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря Ы||

? о

5 ^ й"5

1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов

материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного 1 о

и техногенного характера» и от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хра- А Н

нении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально- Т 1

технических, продовольственных, медицинских и иных средств». 1 ®

Актуальные вопросы правового регулирования в области безопасности О р

Арктики неоднократно становились объектом изучения современных ис- 1 1

следователей [3, с. 8-17; 4, с. 120-137; 5, с. 26-28; 6, с. 37-41; 7, с. 127-130; ° |

8, с. 195-197]. Несмотря на это, правовые аспекты и особенности формирования (-8

материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической » Л

зоне, в частности в Мурманской области, остаются малоизученными. и Ы

Резервы материальных ресурсов в муниципальных образованиях Мурманской 1 р

области создаются в соответствии с Законом Мурманской области от 29 декабря ® ?!

2004 г. № 585-01-ЗМО «О защите населения и территорий Мурманской области у С

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и поста- 1 ш

новлением Правительства Мурманской области от 12 марта 2009 г. № 115-ПП К Ц

«О резерве материальных ресурсов Правительства Мурманской области для й и

ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ° |

в целях гражданской обороны на территории Мурманской области». С Ц

Резерв материальных ресурсов Правительства Мурманской области для ) | ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и

в целях гражданской обороны на территории Мурманской области является дд

территориальным резервом материальных ресурсов. Он создан органом ис- -

полнительной власти субъекта и предназначен для ликвидации чрезвычайных

ситуаций регионального и межмуниципального характера, а также в целях !с(л01 гражданской обороны на территории Мурманской области.

Объем и номенклатура резерва определены исходя из прогнозируемых на

§§

территории области видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации и максимально возможного исполь- §§! зования материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, с учетом прогнозируемых условий жизнедеятельности населения Мурманской области в мирное и военное время, характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

£ §

Непосредственно к работе по созданию резерва приступили в 2006 г. с принятием постановления от 26 декабря 2005 г. № 514-ПП «О создании и использовании резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Мурманской области».

В настоящее время эта работа организована в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 12 марта 2009 г. № 115-ПП «О резерве материальных ресурсов Правительства Мурманской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в целях гражданской обороны на территории Мурманской области». Таким образом, в Мурманской области существует единый резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны. Данным постановлением утверждены:

— порядок создания, накопления, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области;

— номенклатура и объем резерва.

Этим же постановлением функции по организации создания, накопления, хранения, использования, восполнения, содержания и обслуживания резервов материальных ресурсов Правительства Мурманской области, учету и контролю х за их целевым использованием возложены на государственное областное казен-^ ное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, защите населения к от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области».

Резерв материальных ресурсов создан за счет средств областного бюджета § и является собственностью Правительства Мурманской области, формируется и накапливается заблаговременно, исходя из принципа необходимой ^ достаточности и максимально возможного использования имеющихся мате-<5 риальных средств. Резерв носит накопительный характер. Закуп материаль-:: ных ценностей в Резерв осуществляется поэтапно в пределах финансовых ^ средств, выделенных из областного бюджета на эти цели на текущий год. ° Необходимо отметить, что с 2007 г. более чем в 3,5 раза увеличился объем к резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области. Рост объема т финансовых ресурсов резерва за период с 2007 по 2015 гг. представлен в таблице.

§с Таблица

с Сведения о резервах материальных ресурсов

Правительства Мурманской области

94

<0 то

см

со

Отчетный период (год) Размер финансовых ресурсов (млн р.)

2007 7,16

2008 12,06

2009 15,46

2010 17,13

2011 18,97

2012 23,42

2013 26,62

2014 26,77

2015 26,85

На сегодняшний день номенклатура материального резерва Правительства Мурманской области включает 143 наименования материальных ценностей по 13 разделам [9]. Таким образом, с 2005 г. количество позиций номенкла-

туры увеличилось на 63 единицы. В номенклатуру введены такие разделы, как «Средства защиты и спасения», «Дорожно-строительная, подъемно-транспортная, аварийно-спасательная и другая техника», «Лесопожарные средства и оборудование», «Инструмент аварийно-спасательный».

Резерв материальных ресурсов Правительства Мурманской области размещается в хранилищах и на складах, расположенных на территории области и в областном центре. Основные материальные средства резерва имеют специальную маркировку, указывающую на принадлежность к ре- е зерву Правительства Мурманской области. Резерв материальных ресурсов Ы о Правительства Мурманской области используется в следующих целях:

й 8

для развертывания и содержания временных пунктов проживания и Ыц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

источника финансирования восполнения выданных материальных средств.

Созданный резерв материальных ресурсов Правительства Мурманской области успешно используется для ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших на территории области.

т -е-

у О

5 ^

го го

> 5

питания эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более одного месяца;

- оказания единовременной помощи пострадавшим гражданам;

- обеспечения жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и ведении военных действий или вследствие этих действий;

- проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по Т 1 устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей на 1 ® территории области в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при О р ведении военных действий или вследствие этих действий; 1 1

- проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на объ- ° Т ектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, энергетики, (8 промышленности, транспорта, связи, пострадавших в результате чрезвычай- 1 Л ной ситуации [10]. 8 Ы

Выдача материальных средств из резерва на ликвидацию чрезвычай- 1 р

ных ситуаций осуществляется на основании распоряжения Правительства ® ?!

Мурманской области, принятого в соответствии с решением Комиссии по У С

чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. В случае необходимости 1 ш

экстренной отправки материальных средств в зону чрезвычайной ситуации К Ц

их выдача осуществляется в соответствии с приказом начальника ГОКУ й |

«Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области», согласованным с пред- ° |

седателем Комиссии по ЧС и ПБ МО, с последующим вынесением данного С Ц

вопроса на заседание Комиссии и принятием соответствующего распоряже- ) | ния Правительства Мурманской области по данному вопросу.

Выдача материальных средств на цели гражданской обороны осущест- 95

вляется на основании распоряжения Правительства Мурманской области. -

Материальные средства резерва выдаются на возвратной и (или) безвозвратной основе. На возвратной основе материальные ресурсы выдаются на основа- !с(л01 нии решения Правительства Мурманской области и договоров, заключаемых между ГОКУ «Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области» и получателем

§§

материальных средств, с указанием сроков их возврата. На безвозвратной основе — на основании решения Правительства Мурманской области с указанием §а|

»8 §

Так, в 2010 г. материальные средства резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области использовались в соответствии с распоряжениями Правительства Мурманской области: от 10 марта 2010 г. № 60-РП «О комиссии Правительства Мурманской области по оказанию помощи в связи с чрезвычайным происшествием в Ловозерском районе Мурманской области» и от 7 мая 2010 г. № 116-РП «О выделении материальных средств из резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области».

Выдача материальных средств резерва в 2011 г. осуществлялась на возвратной основе в соответствии с решениями Правительства Мурманской области. Материальные средства выделялись:

— главному управлению МЧС России по Мурманской области на тушение лесных пожаров в Архангельской области по распоряжению Правительства Мурманской области от 26 июля 2011 г. № 259-РП;

— ФГКУ Росгранстрой для обеспечения электроснабжения многостороннего автомобильного пункта пропуска «Борисоглебск» по распоряжению Правительства Мурманской области от 29 июля 2011 г. № 261-РП;

— администрации м. о. сельское поселение Териберка Кольского района для обеспечения электроснабжения на подведомственной территории по рас-

х поряжению Правительства Мурманской области от 9 декабря 2011 г. № 453-РП. ^ В 2013 г. материальные средства резерва материальных ресурсов к Правительства Мурманской области использовались в соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 25 апреля 2013 г. § № 143-РП «О выделении материальных средств из резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области» для жизнеобеспечения на-^ селения и ликвидации аварийной ситуации в с. Кузомень Терского района. <5 В 2014 г. материальные средства резерва материальных ресурсов :: Правительства Мурманской области использовались четыре раза на возврат-^ ной основе в соответствии с распоряжениями Правительства Мурманской ° области (от 14 марта 2014 г. № 51-РП, от 5 мая 2014 г. № 96-РП, от 20 июня к 2014 г. № 138-РП и от 3 октября 2014 г. № 236-РП), в том числе для про-т ведения Всероссийской тренировки по гражданской обороне с федеральными ми органами исполнительной власти, исполнительными органами власти Мурманской области и органами местного самоуправления, а также для отработки действий спасателей. 6 В 2015 г. материальные средства резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области использовались четыре раза на возвратной основе в соответствии с распоряжениями Правительства Мурманской области (от 12 марта 2015 г. № 67-РП, от 7 мая 2015 г. № 123-РП, от 25 августа ° 2015 г. № 227-РП и от 23 сентября 2015 г. № 244-РП), в том числе для про-^ ведения комплексной тренировки по ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для обеспечения участия представите-

лей ГУ МЧС по Мурманской области в международных учениях спасательных служб «Баренц-Рескью 2015», а также для отработки действий спасателей.

Восполнение резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области, выданных на безвозвратной основе, обеспечивается за счет средств получателей материальных средств или иных источников, определенных в решении Правительства Мурманской области [11].

Доставка материальных средств, выделенных из резерва материальных ресурсов Правительства Мурманской области в зону чрезвычайной ситуации, производится за счет средств муниципальных образований и (или) органи- Ы о заций, являющихся получателями этих материальных средств. 1 |

Финансирование перечисленных мероприятий производится через ГОКУ ЫЦ «Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области» на основании бюджетной С 1 заявки на очередной год. Объем финансовых средств, необходимый для приобретения продукции в резерв материальных ресурсов Правительства Мурманской области, определяется с учетом возможного изменения рыноч-

ф

т уо

ных цен на материальные ресурсы, а также расходов, связанных с формирова- А Н

нием, размещением, хранением и восполнением резервов. Бюджетная заявка Т 1

для создания и пополнения резерва материальных ресурсов Правительства 1 Ы

Мурманской области на планируемый год производится в текущих ценах. О р

Аналогичная работа по созданию резервов материальных ресурсов на 11

и и _ Ы м

ликвидацию чрезвычайных ситуаций проводится и в муниципальных об- ° Т

1

разованиях Мурманской области. С этой целью нормативные правовые акты (-| по созданию вышеназванных резервов приводятся в соответствие с поста- 1 Л

-1- —I 11

ь

новлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации и Ы ЧС природного и техногенного характера», в котором изменились критерии 1 р оценки пострадавших для расчета потребности в продовольствии, вещевом 1 ?! имуществе, средствах первоочередного обеспечения и т. д. У "С Практика использования резервов материальных ресурсов для ликви- 1 1 дации чрезвычайных ситуаций на территории Мурманской области за по- К Ц следние годы подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования й | работы по созданию материальных резервов муниципального уровня, опти- ° | мизации номенклатуры и объемов материальных средств, принятия мер по С Ц реальному накоплению материальных ресурсов в резервы муниципальных ) | образований. На территории Мурманской области функционируют объекты атомной энергетики, центры горнодобывающей, перерабатывающей, 97

металлургической промышленности. Высокой степени техногенной нагрузки -

ежегодно подвергаются акватории Кольского и Кандалакшского заливов, где

расположены морские торговые и рыбные порты, нефтеперегрузочные тер- !с(л01 миналы, базируется Северный флот. Поэтому резерв материальных ресурсов

неоднократно использовался как для проведения всероссийских тренировок з!^

по гражданской обороне с федеральными органами исполнительной власти, !§З! исполнительными органами власти Мурманской области и органами местно- §§! го самоуправления, отработки действий спасателей, так и при ликвидации конкретных чрезвычайных ситуаций на территории области.

В 2016 г. работа по созданию материальных резервов в Мурманской области продолжена.

а

8 §

Список литературы:

1. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18, ч. 1, ст. 2136.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» : постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 18, ч. 4, ст. 2207.

3. Автономов, А.С. Правовая политика современной России в Арктическом регионе / А.С. Автономов, А.В. Малько, С.Б. Немченко // Правовая политика и правовая жизнь. — 2016. — № 1. — С. 8—17.

4. Малько, А.В. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Артике (Обзор материалов круглого стола) / А.В. Малько, С.Б. Немченко, А.А. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та государственной противопожарной службы МЧС России. — 2015. — № 4. — С. 120-137.

5. Уткин, Н.И. Совершенствование правового регулирования Арктической зоны Российской Федерации // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике : материалы круглого стола, Мурманск, 26 ноября 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова и др. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

^ 2015.

6. Немченко, С.Б. О реализации функции государства по предупреждению и s ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктике // Правовая политика * в сфере обеспечения безопасности в Арктике : материалы круглого стола. Мурманск,

< 26 ноября 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова и др. — СПб.: Санкт-Петербургский О университет ГПС МЧС России, 2015.

< 7. Чебоксаров, П.А. Некоторые аспекты международного сотрудничества в об-с ласти предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике // Правовая s политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике : материалы круглого стола, ^ Мурманск, 26 ноября 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова и др. — СПб.: Санкт-рЕ Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015.

^ 8. Силуянова, Н.М. Интересы МЧС России в сфере обеспечения безопасности в

О Арктике // Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике : мате-к риалы круглого стола, Мурманск, 26 ноября 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова

и др. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. О 9. О совершенствовании функционирования единой государственной системы

gt предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : распоряжение Президента с РФ от 23 марта 2000 г. № 86-рп. — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/15292.

10. О резерве материальных ресурсов Правительства Мурманской области для Qß ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в — целях гражданской обороны на территории Мурманской области : постановление Правительства Мурманской области от 12 марта 2009 г. № 115-ПП. — URL: http:// ® docs.cntd.ru/document/913515295.

о 11. О состоянии защиты населения и территорий Мурманской области от чрезвы-

чайных ситуаций природного и техногенного характера за 2010-2015гг. : ежегодные П Государственные доклады Правительства Мурманской области. — URL: http://www. mchs.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.