Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИКЕ: ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ'

КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИКЕ: ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY / СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ / DISASTER / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COMPLEX SAFETY / COMPLEX SAFETY SYSTEM / COMPLEX SAFETY PROVISION / THE DANGERS OF NATURAL AND MANMADE DISASTERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров В.А., Немченко С.Б.

В статье обосновывается необходимость научного осмысления и легального закрепления понятий «комплексная безопасность», «комплексная безопасность в Арктике», а также доказывается необходимость закрепления в законодательстве четкой и ясной базовой терминологии в этой области. Проведенный в статье анализ многочисленных законодательных актов по вопросам безопасности в различных сферах, а также обзор мнений ученых позволили осуществить синтез действующих терминов для выработки единого подхода к определению понятий «безопасность», «комплексная безопасность» и «система комплексной безопасности». Результатом проведенного анализа стали сформулированные авторами определения комплексной безопасности, комплексной безопасности на территории Арктической зоны Российской Федерации и системы комплексной безопасности. Авторские дефиниции указанных понятий предложено включить в законопроект, регламентирующий деятельность России в Арктике, а также дополнить федеральные законы, в которых данные понятия лишь декларируются, их со-держанием, выявленным в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX SAFETY IN THE ARCTIC: TERMS AND CONCEPTS

The article confirms the necessity of scientific understanding and legal fixing of concepts of "the complex safety", "the complex safety in the Arctic", and proves that it is necessary to formalize clear and precise basic terminology in the legislation. The authors analyze the numerous laws on safety issues in various spheres and make a review of the scientists’ opinions. It allows to carry out the synthesis of the existing terms for the common approach to the concepts defining of "the safety", " the complex safety" and " the complex safety system". The result of this analysis is the definition of the terms “the complex safety”, “the complex safety on the territory of the Russian Arctic”, and “the complex system of safety”, formulated by the authors. The authors’ definitions of these terms are proposed to be included in the draft law, regulating the activity of Russia in the Arctic, and in addition there is an offer to complete the federal laws where these terms are just declared their content, as described in the article.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АРКТИКЕ: ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

МЧС РОССИИ •

_0 X

со

<

ш О ш

□Е

с

B.А. Винокуров,

доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России

C.Б. Немченко, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории

государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России

V.A. Vinokurov,

Doctor of Law, Honored Lawyer of the Russian Federation,

Professor of Department of Theory and History of State and Law Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia pravo. kaf_ tigp @mail. ru S.B. Nemchenko,

candidate of law science, associate professor, head of the chair of theory and history of state and lawSaint-Petersburg university of State fire service of Ministry of Emergency Situations of Russia nemchenko-st@mail.ru

Комплексная безопасность в Арктике: термины и понятия

с О IZ

К С m О m

□Е

IZ

52

<0 то

0J

со

Аннотация: в статье обосновывается необходимость научного осмысления и легального закрепления понятий «комплексная безопасность», «комплексная безопасность в Арктике», а также доказывается необходимость закрепления в законодательстве четкой и ясной базовой терминологии в этой области. Проведенный в статье анализ многочисленных законодательных актов по вопросам безопасности в различных сферах, а также обзор мнений ученых позволили осуществить синтез действующих терминов для выработки единого подхода к определению понятий «безопасность», «комплексная безопасность» и «система комплексной безопасности». Результатом проведенного анализа стали сформулированные авторами определения комплексной безопасности, комплексной безопасности на территории Арктической зоны Российской Федерации и системы комплексной безопасности. Авторские дефиниции указанных понятий предложено включить в законопроект, регламентирующий деятельность России в Арктике, а также дополнить федеральные законы, в которых данные понятия лишь декларируются, их содержанием, выявленным в статье.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, комплексная безопасность, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Complex safety in the Arctic: terms and concepts

Abstract: the article confirms the necessity of scientific understanding and legal fixing of concepts of "the complex safety", "the complex safety in the Arctic", and proves that it is necessary to formalize clear and precise basic terminology in the legislation. The authors analyze the numerous laws on safety issues in various spheres and make a review of the scientists' opinions. It allows to carry out the synthesis of the existing terms for the common approach to the concepts defining of "the safety", " the complex safety" and " the complex safety system". The result of this analysis is the definition of the terms "the complex safety", "the complex safety on the territory of the Russian Arctic", and "the complex system of safety",

formulated by the authors. The authors' definitions of these terms are proposed to be included in the draft law, regulating the activity of Russia in the Arctic, and in addition there is an offer to complete the federal laws where these terms are just declared their content, as described in the article.

Keywords: Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, emergency, disaster, complex safety, complex safety system, complex safety provision, the dangers of natural and manmade disasters.

Государствами, расположенными в пределах Арктики (Россия, Канада, США, Норвегия и Дания), придается большое значение освоению и развитию этой части Земли. В последнее время Россией уделяется особое внимание развитию данной территории, которую в официальных документах именуют Арктической зоной Российской Федерации. Подобное стремление дало импульс к исследованию существующей правовой основы развития этой части земной поверхности [1]. Так, предлагается принять концепцию правовой политики в Арктике [2, с. 8—17], но при этом параллельно осуществляется поиск ориентиров в сфере обеспечения безопасности в Арктике, касаю- о щихся, в первую очередь, юридических терминов и понятий [3, с. 120—137]. | Определяя государственную политику Российской Федерации в Арктике С на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, Президент РФ одной из ^ главных целей определил необходимость создания системы комплексной б безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для § национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической СС зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного § и техногенного характера [4, п. 8, подп. «а»]. Р

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обе- Р спечения национальной безопасности на период до 2020 г. в целях совершен- о ствования системы государственного управления социально-экономическим | развитием Арктической зоны Российской Федерации предусмотрено создание Р системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных объектов данной зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5, п. 9, подп. «и»].

Для решения поставленных главой государства задач Правительством РФ была образована Государственная комиссия по вопросам развития Арктики [6; 7], которой поручено рассматривать, в частности, вопросы создания системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и рукотворного характера и др.

В территорию Арктической зоны Российской Федерации входят полно- Р ^ стью или частично территории Республики Саха (Якутия), Республики Коми, "" Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, | | Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, прилегающие к этим ^ § территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориаль- | ное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации [7, п. 2; 8; 9].

Таким образом, одной из задач развития указанной территории определена необходимость создания системы комплексной безопасности в Арктической

(D "О

53

в>

зоне Российской Федерации, охватывающей не только сухопутную часть России, но и прилегающие земли, острова, внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф.

К сожалению, в указанных документах не раскрывается, что включает в себя комплексная безопасность вообще и комплексная безопасность в Арктике в частности. Нормативные акты не определяют и элементы системы комплексной безопасности.

И если термин «безопасность» используется в федеральном законодательстве (например, Федеральный закон «О безопасности», Федеральный закон «О пожарной безопасности» [10; 11]), то понятие «комплексность» используется в самых различных аспектах.

На наш взгляд, отсутствие легального закрепления такого базового понятия, как «комплексная безопасность», не только приводит к непониманию того, что скрывается за этой дефиницией, но и может повлечь такие негативные последствия, как его субъективное толкование и применение, т. е. каждый орган власти будет создавать свою часть системы комплексной безопасности по собственному усмотрению, а не в русле единого понимания, что, несомненно, приведет к невозможности согласования их действий и, как результат — к невыполнимости поставленной задачи или, в лучшем случае, неэффективности ее выполнения.

Для того, чтобы включить понятие в текст федерального закона, дать официальное определение какому-нибудь явлению, необходимо сформули-§ ровать его, принимая во внимание те задачи, которые предстоит решать. В данном случае, определив общее понятие «комплексная безопасность», мы ^ сможем применить его к любой рассматриваемой сфере деятельности, а также <5 к территории, в частности, Арктике.

:: Рассмотрим отдельные нормативные правовые акты, в которых дается ^ расшифровка понятия «безопасность» применительно к конкретной области ° деятельности. Так, пожарная безопасность — это состояние защищенности к личности, имущества, общества и государства от пожаров [11, ст. 1]; безопас-т ность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее сте-

ш пень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и

<

их последствий [12, ст. 2]; радиационная безопасность населения — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их 54 здоровья воздействия ионизирующего излучения [13, ст. 1]; промышленная - безопасность опасных производственных объектов — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [14, ст. 1]; транс° портная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной ^ инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [15, ст. 1]; экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [16, ст. 1].

Таким образом, законодатель, регулируя вопросы безопасности в различных сферах, под безопасностью понимает, в основном, состояние за-

щищенности человека, его интересов, объектов. На наш взгляд, именно это понимание безопасности следует использовать для формулировки общего определения безопасности как функции органов государственной власти.

Исходя из поставленной Президентом РФ задачи о создании системы комплексной безопасности для защиты территории Арктической зоны Российской Федерации, населения и важных объектов этой зоны от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обратимся к Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором дается определение чрезвычайной ситуации: это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [17, ст. 1].

Для выполнения президентского поручения необходимо, как уже было о отмечено, определиться с единой терминологией. Проведя анализ законода- л тельных актов по вопросам безопасности в различных сферах, осуществим С синтез действующих понятий для выработки единого подхода к определению Я интересующих нас терминов, поскольку предполагается возможность исполь- е зования сформулированных определений в федеральном законе, необходимом П> для урегулирования вопросов Арктической зоны Российской Федерации. » Подобный подход поддерживается и Президентом РФ, который на встре- ° че с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации, состоявшейся 29 апреля 2016 г., высказал мнение о том, что «новые А нормы нужно встраивать в систему действующего законодательства чрезвычай- Т но аккуратно, не допуская коллизий норм и избыточного регулирования» [18]. е Итак, безопасность в разрезе конституционной обязанности государства Т и его органов рассматривается: 1) как состояние защищенности человека; О 2) как состояние защищенности прав и свобод человека и гражданина (его | интересов); 3) как состояние защищенности любого имущества (объектов и государственной и иных видов собственности); 4) как состояние защищен- о ности природных ресурсов (экологических систем). Я

В связи с тем, что одним из приоритетных направлений деятельности § Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 55

определено создание комплексной системы обеспечения безопасности, в -

частности, в Арктической зоне Российской Федерации, МЧС России одним из первых стало разрабатывать понятие комплексной безопасности [19, с. 4]. В его содержание руководители данного федерального органа исполнитель- ^ а ной власти вкладывали понимание, исходя из решаемых им задач. Так, § |

^ О

С.К. Шойгу высказал мнение, что «комплексная безопасность — это своего ™ рода реакция на появление понятия "комплексные риски"», а ее суть заклю- § 1!

чается в том, что «безопасность страны рассматривается не как отдельная локальная задача, а как комплекс задач» [20, с. 41]. Ю.Л. Воробьев предложил рассматривать комплексную безопасность человека как новую парадигму развития цивилизации, при этом «все иные виды безопасности: государственная,

в>

международная, военная, информационная, природно-техногенная должны быть подчинены интересам безопасности человека» [21, с. 12].

Результатом деятельности МЧС России, его Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в части наполнения понятия «комплексная безопасность» явился разработанный указанным ВНИИ и утвержденный Росстандартом национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.3.08-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Термины и определения», в котором под комплексной безопасностью человека в чрезвычайных ситуациях предлагается понимать состояние защищенности от реальных и прогнозируемых угроз природного, техногенного и социального характера, обеспечивающее безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [22]. Однако названный Стандарт утвержден для добровольного применения, а установленные им термины рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области культуры безопасности жизнедеятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций, т. е. именно в определенной сфере деятельности, которая не охватывает правотворчество в целом.

х Интересно, что понятие «комплексная безопасность» используется зако-^ нодателем более чем в пятидесяти нормативных правовых актах, при этом, в 0_ основном, лишь декларируется наличие комплексной безопасности или создание системы комплексной безопасности, указанные понятия не раскрываются, § их конкретное содержание отсутствует, определения не формулируются. □Е Использование словосочетания «комплексная безопасность» допускается в таких сферах, как национальная безопасность, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, пожарная, промышленная, производственная, химическая, экологическая, биологическая, информационная безопасность, электробезопасность, взрывоопасность, психологическая безопасность, защита ° и оборона страны, безопасность жизнедеятельности, безопасность образовательных учреждений, мониторинг окружающей среды. Так, в законодательстве т Российской Федерации, в частности, декларируется: обеспечение комплекс-аз ной безопасности жизнедеятельности [23, 24]; создание и развитие системы комплексной безопасности и защиты от рисков чрезвычайных ситуаций [24]; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы 56 [25—28]; обеспечение комплексной безопасности населения, критически важ-

- ных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного

характера [29, 30]; комплексное обеспечение безопасности туристской деятельности [31, разд. 5]; комплексная безопасность образовательных учреждений [32—34]; обеспечение комплексной безопасности зданий и сооружений [35]. ^ Следует отметить, что категория «комплексная безопасность» в науке практически не разработана. О комплексной безопасности, не раскрывая указанного понятия, говорят в основном представители технических наук, реже — экономических, психологических, философских и социальных наук. Исследования понятия «комплексная безопасность» в правовой науке также немногочисленны. Как правило, в своих исследованиях ученые формулируют понятие «комплексная безопасность» либо в достаточно широком смысле,

с

с

о

сч

го

либо применительно к конкретным объектам или областям деятельности. Некоторые современные философы предлагают использовать схожее с комплексной безопасностью новое понятие, именуемое «интегральная безопасность», которую рассматривают как совокупность факторов защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от возникающих угроз во всех сферах жизнедеятельности социума [36, с. 6].

Отдельные ученые, в частности, М.С. Пак, предлагают понимать комплексную безопасность в различных смысловых значениях: как состояние, свойство, качество, специфический стиль мышления, как форму сознания, как многостороннюю защищенность рассматриваемого объекта (природы, страны, общества, личности, окружающей среды) от разных форм опасности и даже как учебную дисциплину, а также рассматривать ее с точки зрения опасности и вредности («ноксологии») [37, с. 86, 87]. Интересный подход к комплексной безопасности общества с позиции научно-философского исследования избрал М.С. Алешенков, который, несмотря на то, что он пред- о лагает концепцию комплексной безопасности российского общества и новую науку об исследовании комплексной безопасности любых объектов и систем, обходит стороной наполнение понятия «комплексная безопасность» [38].

Под комплексной безопасностью исследователи, рассматривая различные е стороны этого явления, в общем смысле понимают или явление, отражающее в себе все многообразие факторов, влияющих на элементы системы и ее функционирование [39, с. 32]; или реальную защищенность населения, материальных и духовных ценностей страны от возможного нанесения ущерба, позволяющую сохранить способность нормального функционирования систем жизнеобеспечения, поддерживать достойный жизненный Т уровень людей, стабильность экономики, социально-политической ситуации, е благоприятную экологическую, демографическую, техногенную, духовно- Т нравственную обстановку и иные условия для динамичного развития стра- О ны, и реализацию интересов личности и общества, в том числе в условиях | чрезвычайных ситуаций [40, с. 199]. и

В ряде работ ученые формулируют понятие комплексной безопасности о применительно к конкретной области деятельности. Так, под комплексной Я безопасностью здания предлагается понимать «состояние защищенности § жизненно важных систем здания и находящихся в нем людей от негативных внешних и внутренних воздействий» [41, с. 16]; под комплексной безопасностью 57

образовательного учреждения — «состояние защищенности образовательного -

учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование» ^ ® [42, с. 141]; под комплексной безопасностью региона — «систему факторов ^ а безопасности или отдельных составляющих региональной безопасности: эко- § |

^ О

номической, экологической, технологической и информационной» [43, с. 111]. ™

Кроме того, некоторые специалисты предлагают в рамках комплексной § о безопасности в обязательном порядке учитывать социальные риски, поскольку комплексная безопасность (в отличие от национальной безопасности) отличается нацеленностью на приоритетное обеспечение безопасности человека и создание условий для реализации его интересов [44, с. 9—15].

>

Понятие «комплексность» растолковывается в русском языке как то, что охватывает совокупность явлений, процессов, предметов [45, с. 365].

В результате можно сделать вывод о том, что комплексная безопасность — это совокупность состояний защищенности человека, его прав и свобод, имущества, природных ресурсов.

Поскольку нас интересует Арктическая зона Российской Федерации, вернее, комплексная безопасность на ее территории, т. е. защищенность людей, их интересов, имущества, природных ресурсов на этой части земной поверхности, можно предложить следующее определение комплексной безопасности на территории Арктической зоны Российской Федерации: это совокупность состояний защищенности человека, его прав и свобод, имущества, природных ресурсов, обеспечиваемая специально образованными органами исполнительной власти на территории Арктической зоны Российской Федерации.

К органам исполнительной власти, которые должны обеспечить указанное состояние защищенности, относятся федеральные органы исполнительной власти, в полномочия которых входят вопросы защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации х объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ^ ситуаций природного и техногенного характера, а также исполнительные 0_ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территория которых или часть территории которых включена в Арктическую зону § Российской Федерации. Консолидация усилий этих органов прямо предусмо-□Е трена Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. [5, п. 3].

Понятие «система» в русском языке толкуется в различных аспектах. В нашем случае рассматриваем систему как форму организации, устройство чего-либо, установленный порядок в какой-либо сфере [45, с. 725]. Поэтому ° систему комплексной безопасности будем понимать как совокупность всех систем безопасности, созданных для защиты человека, его прав и свобод, т имущества, а также территорий и экологических систем. ш Систему комплексной безопасности можно рассматривать, с одной стороны, как совокупность всех систем безопасности, существующих на данной территории (в частности, в Арктике), с другой стороны, как систему органов 58 государственной власти, органов местного самоуправления, призванных - решать задачи в области комплексной безопасности, в том числе на определенной территории, а также их взаимодействие в этой сфере.

Очевидно, что комплексная безопасность Арктической зоны Российской ° Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ^ характера является видом комплексной безопасности в Арктике в целом. Соответственно система комплексной безопасности для защиты населения, территории и критически важных для национальной безопасности России объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является частью общей системы обеспечения комплексной безопасности в Арктике. Поэтому вполне оправданна идея принятия единого законодательного акта в области право-

с

с

О

СП tD

вого регулирования деятельности по обеспечению комплексной безопасности Арктики, частью которого станет нормативно-правовое регулирование вопросов комплексной безопасности от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [46, с. 15].

Таким образом, предлагается включить в законопроект, регламентирующий деятельность России в Арктике, сформулированные в настоящей статье понятие комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации, а также — при необходимости — понятие системы комплексной безопасности в Арктике. Кроме того, полагаем целесообразным изложенное определение комплексной безопасности (без привязки к конкретной территории) включить в федеральные законы, в которых это понятие используется.

Список литературы:

1. Российская Арктика — территория права : альманах / Т.Я. Хабриева, Д.Н. Кобылкин, В.П. Емельянцев и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Салехард: администрация Ямало-Ненецкого автономного округа; ИД «Юриспруденция», 2014. — 280 с.

2. Автономов, А.С. Правовая политика современной России в Арктическом регионе / А.С. Автономов, А.В. Малько, С.Б. Немченко // Правовая политика и правовая жизнь. — 2016. — № 1. — С. 8—16.

3. Малько, А.В. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Артике g (Обзор материалов круглого стола) / А.В. Малько, С.Б. Немченко, А.А. Смирнова о // Вестник Санкт-Петербургского ун-та государственной противопожарной службы Т МЧС России. — 2015. — № 4. — С. 120-137. В

4. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период > до 2020 года и дальнейшую перспективу : утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. т № Пр-1969. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». е

5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения т национальной безопасности на период до 2020 г. : утв. Президентом РФ 20 февраля р 2013 г. — URL: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения: 02.06.2016). 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам раз- z вития Арктики : постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 228 // Собр. z законодательства Рос. Федерации. — 2015. — № 13, ст. 1928. о

7. Об утверждении состава Государственной комиссии по вопросам развития Т Арктики : распоряжение Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 431-р // Собр. за- я конодательства Рос. Федерации. — 2015. — № 13, ст. 1958.

8. Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном 59

Ледовитом океане : постановление Президиума Центрального Исполнительного _

Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. // СЗ СССР. — 1926. — № 32, ст. 203.

9. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации : Указ Р Р Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 18, ч. 1, ст. 2136.

10. О безопасности : федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (в ред. | § от 5 октября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 1, ст. 2.

11. О пожарной безопасности : федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. о§ № 69-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 35, ст. 3649.

Р Р

I а

п> s

12. О безопасности дорожного движения : федеральный закон РФ от 10 декабря

1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 1995. - № 50, ст. 4873.

13. О радиационной безопасности населения : федеральный закон РФ от 9 января

1996 г. № З-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 1996. - № 3, ст. 141.

14. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 30, ст. 3588.

15. О транспортной безопасности : федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2007. - № 7, ст. 837.

16. Об охране окружающей среды : федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2002. - № 2, ст. 133.

17. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 35, ст. 3648.

^ 18. Выступление Президента Российской Федерации на встрече с членами Совета

законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации 29 апреля 2016 г. s URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/5182 (дата обращения: 02.06.2016).

19. Чуприян, А.П. Создание комплексной системы обеспечения безопасности

< в Арктической зоне Российской Федерации // Арктика - территория безопасен ности. Развитие системы обеспечения комплексной безопасности Арктической

< зоны Российской Федерации : материалы Всерос. науч.-практ. конференции, с 18—19 февраля 2016 г. / под общ. ред. Ю.Л. Воробьева и др.; сост. С.А. Турсенев. -s СПб.: Санкт-Петребургский университет государственной противопожарной службы $ МЧС России, 2016.

рЕ 20. Шойгу, С.К. Комплексная безопасность: от экспозиции к действию // Право

g и безопасность. - 2009. - № 2. - С. 41-44.

О 21. Воробьев, Ю.Л. Комплексная безопасность человека как новая парадигма

к современной цивилизации // Проблемы анализа риска. - 2011. - № 2. - С. 8-13. ¡g 22. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедея-

О тельности. Термины и определения : национальный стандарт Российской Федерации ^ ГОСТ Р 22.3.08-2014 : утв. приказом Федерального агентства по техническому регули-с рованию и метрологии от 9 июля 2014 г. № 706-ст. - М.: Стандартинформ, 2014. - 7 с.

23. Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятель-60 ности населения : утв. министром Российской Федерации по делам гражданской — обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

16 февраля 2010 г., министром внутренних дел Российской Федерации 19 февраля 2010 г., директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации о 16 марта 2010 г. - URL: http:// www.mchs.gov.ru (дата обращения: 02.06.2016).

24. Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская П область) на 2016-2025 годы : федеральная целевая программа : утв. постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 793 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 33, ст. 4826.

25. Развитие транспортной системы : государственная программа Российской Федерации : утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 319 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18, ч. 3, ст. 2165.

26. Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) : федеральная целевая программа : утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 51, ст. 4895.

27. Концепция региональной информатизации : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2769-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2015. — № 2, ст. 544.

28. Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах : концепция федеральной целевой программы : утв. распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 45, ст. 6282.

29. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года : федеральная целевая программа : утв. постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 555 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 30, ч. 2, ст. 4633.

30. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах : государственная программа Российской Федерации : утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля ^ 2014 г. № 300 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 18, ч. 1, ст. 2149. I

31. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года е : утв. распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р // Собр. дательства Рос. Федерации. — 2014. — № 24, ст. 3105. я

32. О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных е учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской о Федерации : приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. С № 1116 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной о власти. — 2011. — № 3. Т

ц-

33. О внедрении в федеральных бюджетных образовательных учреждениях высшего ш профессионального образования паспорта комплексной безопасности : распоряжение р Федерального агентства морского и речного транспорта от 19 сентября 2011 г. № АД-296-р. Т Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». е

34. О совершенствовании порядка выплаты премии за основные результаты Т работы гражданскому персоналу Службы специальных объектов при Президенте II Российской Федерации и подведомственных ей федеральных казенных учрежде- 1о ний : приказ Главного управления специальных программ Президента Российской z Федерации от 14 июля 2014 г. № 41 // Российская газета. — 2014. — 3 окт.

35. Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жиз- о необеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы : 1 федеральная целевая программа : утв. постановлением Правительства РФ от 23 апреля я 2009 г. № 365 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2009. — № 18, ч. 2, ст. 2254.

36. Морозова, Е.Н. Анализ техногенных факторов чрезвычайных ситуаций как Q1 основа философии социальной безопасности : автореф. дис. ... канд. филос. наук / — Е.Н. Морозова. — М., 2013. — 22 с.

37. Пак, М.С. Традиции и инновации при раскрытии категории «комплексная безопасность» // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 2. — С. 86-88.

38. Алешенков, М.С. Комплексные угрозы российскому обществу XXI века: Ц s онтологические и методологические основы прогнозирования : дис. ... д-ра филос. i § наук. — Ростов н/Д, 2004. — 320 с. §т§

39. Беспалов, О.Э. Чрезвычайные ситуации и комплексная безопасность / 0 § О.Э. Беспалов, И.Л. Кардаш // Казанская наука. — 2009. — № 1.

40. Хоруженко, А.Ф. Комплексная безопасность и ее составляющие // ВНИИ ГОЧС: вчера, сегодня, завтра 35 лет на службе безопасности жизнедеятельности. — М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.

РР

Ы ь

41. Теличенко, В.И. Комплексная безопасность строительства // Вестник МСГУ. — 2010. — № 4/1. — С. 10-17.

42. Крикунов, К.Н. Комплексная безопасность образовательного учреждения // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Образование. Педагогические науки. — 2012. — № 26. — С. 141-142.

43. Халиуллина, Д.Н. Основные аспекты комплексной безопасности региона / Д.Н. Халиуллина, С.Н. Малыгина // Труды Кольского научного центра РАН. — 2015. — № 29. — С. 29-34.

44. Барышев, П.Ф. Комплексная безопасность в России: методологический подход // Власть. — 2014. — № 12. — С. 9-15.

45. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. — М.: Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2005. — 894 с.

46. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике : материалы круглого стола, Мурманск, 26 ноября 2014 г. / под общ. ред. Э.Н. Чижикова и др.; сост. А.А. Смирнова, Н.И. Уткин (приветственное слово А.В. Малько). — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015.

л х

со

<

m О m

SE

с

с

о

с

о; <

m О m

SE

с

62

го

0J

со

Г.К. Артамонова,

доктор юридических наук, профессор Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий) П.А. Чебоксаров, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России

G.K. Artamonova,

Doctor of Jurisprudence, Professor, All-Russian Scientific Research Institute for Civil Defense and Emergencies of EMERCOM of Russia (Federal Center for Science and High Technologies) galiarnb@mail.ru

P.A. Cheboksarov,

Ph.D. in Jurisprudence, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia tcheb@mail.ru

Гармонизация законодательства государств - членов ОДКБ и

государств - участников СНГ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в контексте современных глобализационных процессов

Аннотация: актуальность рассматриваемых в статье вопросов обусловлена ключевым значением гармонизации законодательства для развития международных отношений в области реагирования на чрезвычайные ситуации, защиты критически важных объектов, организации и деятельности аварийно-спасательных формирований по ликвидации последствий трансграничных чрезвычайных ситуаций. Целью статьи является анализ состояния гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ и государств - участников СНГ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в контексте современных глобализационных процессов. Авторы делают выводы о том, что гармонизация законодательства становится эффективным инструментом и правовой основой для последующих интеграционных процессов. Рекомендации по гармонизации за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.