ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Н.Ф. Звенигородская, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Автор на основе доктринальных и правовых источников обосновывает вывод о пожарной безопасности как элементе системы национальной безопасности; анализирует, применяя нормы права, такую характеристику национальной безопасности, как ее комплексный характер; определяет ее место в системе национальной безопасности с учетом поставленных перед ней задач; резюмирует, что, обеспечивая пожарную безопасность, государство выполняет свою важную публичную функцию.
Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, пожарная безопасность, добровольная пожарная охрана, публичная функция государства, государственно-частное партнерство
THE PROBLEM OF FIRE SAFETY DETERMINATION AS AN ELEMENT OF THE NATIONAL SECURITY SYSTEM
N.F. Zvenigorodskaya.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In the scientific article the author on the basis of doctrinal and legal sources justifies the conclusion about fire safety as an element of the national security system; Analyzes, applying the norms of law, such a characteristic of national security as its complex character; Determines its place in the national security system, taking into account the tasks assigned to it; Sums up that ensuring the fire safety, the state fulfills its important public function.
Keywords: security, national security, fire safety, voluntary fire protection, public function of the state, public-private partnership
Обеспечение безопасности и охрана правопорядка - одна из основных функций государства. Научное сообщество всегда обращало пристальное внимание на проблемы, связанные с обеспечением безопасности государства. Вполне понятно, что безопасность расценивается как социальный заказ общества. Ученые не остаются в стороне, когда необходимо применить свои знания и опыт на благо государства. При этом ученые еще успешно совмещают свою научную деятельность с преподавательской, что направлено как на благо науки, так и образования. Новые вызовы времени, внутренние и внешние угрозы диктуют постановку новых, более сложных задач по обеспечению национальной безопасности. Задачи предстоит решать ученым не только теоретического, но и практического характера. От правильного определения пожарной безопасности,
143
ее места в системе национальной безопасности, общей характеристики и задач, стоящих перед ней, зависит ее эффективность, а в конечном итоге уровень защиты населения в целом и каждого гражданина в частности.
Государство, выполняя возложенные на него различные публичные функции, главное внимание уделяет основным функциям, среди которых названа функция по обеспечению безопасности. Эту функцию государство выполняет через созданные им органы государственной власти. Но обеспечение безопасности также следует рассматривать и как конституционную обязанность государства и его органов. Каждое государство заинтересовано в определении стратегии своей национальной безопасности. Но, прежде чем определять эту стратегию необходимо уяснение ее понятия и сущности. На законодательном уровне национальная безопасность Российской Федерации определена в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1], где в ст. 6 сформулированы законодателем основные понятия применительно к национальной безопасности. Так, национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. В данном подзаконном нормативном акте отмечается, что национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего, государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Перечислительный ряд в приведенной норме права позволяет выделить виды национальной безопасности, которые, в свою очередь, в своей совокупности составляют систему национальной безопасности.
Российская Федерация, являясь демократическим государством, в ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [2], а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Перед любым государством стоит задача создать гарантии безопасного проживания и деятельности населения на своей территории не только в военное, но и мирное время. Объективно необходимое для любого цивилизованного государства законодательство о безопасности жизнедеятельности является важным правовым инструментом. Оно призвано способствовать ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, кризисных социальных явлений. Кроме того, следует учесть, что это законодательство является важной гарантией обеспечения основных политических, экономических и социальных прав и свобод граждан. Уже более 20 лет для Российской Федерации объективной реальностью являются новые социально-экономические отношения, главной характеризующей особенностью которых является рыночная экономика. В сложной экономической ситуации переходного периода российской экономики промышленно развитые страны, крупные иностранные корпорации используют «трудности роста» в своих политических и экономических интересах.
Научный анализ нормативных актов различной отраслевой принадлежности позволяет сделать вывод, что в них содержатся понятия национальной, социальной, пожарной, экологической, транспортной, промышленной, радиационной безопасности, безопасности дорожного движения и пр. Так, например, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» [3] определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а транспортная безопасность в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О транспортной безопасности» [4] определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Состоянием защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера, их последствий определяется экологическая безопасность в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Перечень законодательных определений понятия безопасности в различных сферах можно продолжить, но всесторонний анализ их позволяет сделать вывод, что законодатель под безопасностью, в том числе и экономической, понимает состояние защищенности человека, интересов человека, различных объектов. Таким образом, на основе того, что понятие национальной безопасности как более широкое по своему содержанию включает в себя различные виды безопасности, урегулированные специальными законами, содержащими нормы различной отраслевой принадлежности, можно сделать вывод о том, что безопасность - категория межотраслевая, она используется в политико-правовых, экономических, социологических и других исследованиях. Каждый вид национальной безопасности, входящий в систему и в своей совокупности обеспечивающий комплексность как одну из основных характеристик национальной безопасности, призваны решать свои специфические задачи в своей области деятельности, поставленные государством и закрепленные законодательно.
Если обратиться к задачам, стоящим перед пожарной безопасностью, то обнаруживается, что ею обеспечиваются права и свободы не только человека, но и также безопасность в сфере экономики. Такой вывод подтверждается данными статистики, которая, как известно «вещь упрямая». Так, в среднем, за последние 10 лет ежегодно в Российской Федерации регистрируется, в среднем, 177 876 пожаров, в которых ежегодно гибнет около 14 586 человек и экономический урон составляет около 10 823 млн руб. Наибольшую угрозу пожарной безопасности несут организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты. Пожары приносят неисчислимые бедствия населению и экономике Российской Федерации. Согласно данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за последние пять лет (с января 2011 г. по октябрь 2015 г.) в Российской Федерации погибло 3 314 человек и пострадало 467 391 человек в 1 466 ЧС разного уровня [5]. Рассматривая взаимосвязь экономической и пожарной безопасности в комплексе национальной безопасности, необходимо определить их понятие, сущность, особенности.
Так, экономическая безопасность как научная категория по-разному определяется в политологии, социологии, экономике и других отраслях знаний. Столь разные подходы к ее определению обусловлены специфическими целями исследования. В экономике экономическая безопасность связывается с задолженностью субъекта права, его банкротством, судебными процедурами, инициированными против него, мониторингом контрагентов, связями компании и пр. Так, например, в отсутствие в праве легального определения понятия экономической безопасности экономическая наука определяет ее как совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние или уровень национальной безопасности государства [6]. Экономисты употребляют термин «финансовая безопасность» как синоним экономической безопасности. Представляется, что правильным будет различать понятие экономической безопасности в узком и широком смысле. Приведенное выше понятие отражает экономическую безопасность в широком смысле, в узком под ней предлагается понимать состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Тогда она будет включать в себя сохранение платежеспособности, планирование будущих денежных потоков экономического субъекта, безопасность занятости.
Понятие национальной безопасности долгое время не определялось законодателем. Но впервые в 2004 г. в российском законодательстве появился термин «комплексная безопасность». Так, в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике
на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу в числе главных целей впервые указано на «необходимость создания системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов Арктической зоны Российской Федерации от угроз ЧС природного и техногенного характера». В конце марта 2017 г. в г. Архангельске прошел Арктический форум, в котором принял участие Президент России В.В. Путин. Он, выступая на форуме, обозначил стратегию национальной безопасности Российской Федерации вообще, а также национальные интересы России в Арктике, реализация которых позволит обеспечить безопасность государства в комплексе.
Полагаем, что противопоставлять национальную безопасность и комплексную безопасность не следует, что национальная безопасность, в том числе и пожарная, экономическая, информационная, экологическая и другие ее виды, должны обеспечиваться путем создания комплексной безопасности, а поэтому комплексность предлагаем рассматривать как характеристику национальной безопасности. Законодатель продолжил путь на употребление единой терминологии, предусмотрев в 2013 г. в Стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. «создание системы комплексной безопасности в Арктике» [7]. Но ни один нормативно-правовой акт не раскрывает содержание комплексной безопасности, не определяет элементы системы комплексной безопасности. Ученым следует продолжать комплексные исследования обозначенных научных проблем. Приведение правовой терминологии к единому знаменателю, выработка научно-обоснованных критериев для разграничения видов национальной безопасности, наполнение сущностными характеристиками тех правовых явлений, с которыми сталкивается общество, позволит эффективно использовать в интересах государства механизм обеспечения национальной безопасности.
В доктрине права под комплексной безопасностью предложено понимать совокупность состояний защищенности человека, его прав и свобод, имущества, природных ресурсов, а под системой комплексной безопасности - совокупность всех систем безопасности, созданных соответствующими государственными органами для защиты человека, его прав и свобод, имущества, а также территорий и экологических систем [8]. Представляется, что такие определения заслуживают поддержки, являются, хоть и краткими, но емкими, отражающими суть правового явления.
Резюмируя сказанное, отметим, что следует продолжать научный поиск, решать проблему единой терминологии, но уже сегодня пожарную, экономическую (финансовую) и другие виды безопасности следует рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Пожарная безопасность, равно как и экономическая, экологическая, информационная и другие, есть разновидности национальной безопасности. Система пожарной безопасности как элемент включается в систему комплексной безопасности наряду с другими видами безопасности. Представляется, что противопоставлять понятия национальной и комплексной безопасности не следует, поскольку комплексность является характеристикой системы национальной безопасности.
Литература
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (Ч. II). Ст. 212.
2. Конституция Рос. Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237.
3. О пожарной безопасности: Федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 23 июня 2016 г.) // Рос. газ. 1995. 5 янв. № 3.
4. О транспортной безопасности: Федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 16-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21 дек. 2016 г.) // Рос. газ. 2007. 14 февр. № 31.
5. Статистические данные МЧС России. URL: www.mchs.gov.ru/activities/stats/Pozhari (дата обращения: 15.06.2016).
6. Экономический словарь. URL: http://gufo.me/content_eco/jekonomicheskaja-bezopasnost-stran-38291.html#ixzz4aXjg9MCh (дата обращения: 28.03.201l).
l. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (утв. Указом Президента Рос. Федерации от 20 февр. 2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Винокуров В. А. О понятии комплексной безопасности в Арктике // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире: сб. материалов Науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2016. С. 1б.
References
1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 31 dek. 2015 g. № 683 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2016. № 1 (CH. II). St. 212.
2. Konstituciya Ros. Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g.) // Ros. gaz. 1993. 25 dek. № 23l.
3. O pozharnoj bezopasnosti: Feder. zakon ot 21 dek. 1994 g. № 69-FZ (v red. ot 23 iyunya 2016 g.) // Ros. gaz. 1995. 5 yanv. № 3.
4. O transportnoj bezopasnosti: Feder. zakon ot 9 fevr. 200l g. № 16-FZ (v red. ot 6 iyulya 2016 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 21 dek. 2016 g.) // Ros. gaz. 200l. 14 fevr. № 31.
5. Statisticheskie dannye MCHS Rossii. URL: www.mchs.gov.ru/activities/stats/Pozhari (data obrashcheniya: 15.06.2016).
6. EHkonomicheskij slovar'. URL: http://gufo.me/content_eco/jekonomicheskaja-bezopasnost-stran-38291.html#ixzz4aXjg9MCh (data obrashcheniya: 28.03.201l).
l. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2020 g. (utv. Ukazom Prezidenta Ros. Federacii ot 20 fevr. 2013 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
8. Vinokurov V.A. O ponyatii kompleksnoj bezopasnosti v Arktike // Organizacionno-pravovoe regulirovanie bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sovremennom mire: sb. materialov Nauch.-prakt. konf. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2016. S. 16.