Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА ЯКУТСКУЮ МУЗЫКУ КАК ПРЕДМЕТ ОСВОЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА ЯКУТСКУЮ МУЗЫКУ КАК ПРЕДМЕТ ОСВОЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ / ЯКУТСКАЯ МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ОСВОЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МУЗЫКА 1-4 КЛАССЫ" / THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / GENERAL MUSICAL EDUCATION / STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT / YAKUT MUSIC / THE PROGRAM "MUSIC FOR GRADES 1-4"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Светлана Викторовна

В статье дан краткий исторический экскурс, раскрывающий процесс становления и развития общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия). На основе изучения обширного круга источников выявлены и охарактеризованы кардинальные изменения в отношении к якутской музыке в процессе исторического развития как компоненту содержания общего музыкального образования. Большое внимание уделено раскрытию особенностей сопряжения русской и якутской культуры у истоков становления музыкального образования в Якутии; целевой направленности первых опытов введения отдельных образцов якутской музыкальной культуры в качестве учебного материала на уроках музыки. Показана педагогическая целесообразность внедрения регионального якутского компонента в учебную программу по музыке, разработанную в контексте национального проекта «Музыка для всех».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS EVOLUTION ON YAKUT MUSIC AS A STUDY MATTER IN SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

In the article a brief historical review displays the process of appearance and development of general music education in the Republic of Sakha (Yakutia). Based on study of extensive range of sources significant changes of attitude to Yakut music are uncovered and defined as a teaching content component of general musical education. Much attention is paid to the characteristics of the pairing of Russian and Yakut culture assimilation in terms of foundation of musical education in Yakutia and the purpose of the first implementation experience of Yakut musical culture samples as a learning material for music lessons. The article shows the pedagogical expediency of the development and introduction of Yakut regional component into education musical program was developed in the context of the national project “Music for All”.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА ЯКУТСКУЮ МУЗЫКУ КАК ПРЕДМЕТ ОСВОЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-162-178

162

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА ЯКУТСКУЮ МУЗЫКУ КАК ПРЕДМЕТ ОСВОЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

С. В. Михайлова*,

СОШ № 12 с углублённым изучением английского языка,

г. Мирный, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, 678170

Аннотация. В статье дан краткий исторический экскурс, раскрывающий процесс становления и развития общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия). На основе изучения обширного круга источников выявлены и охарактеризованы кардинальные изменения в отношении к якутской музыке в процессе исторического развития как компоненту содержания общего музыкального образования. Большое внимание уделено раскрытию особенностей сопряжения русской и якутской культуры у истоков становления музыкального образования в Якутии; целевой направленности первых опытов введения отдельных образцов якутской музыкальной культуры в качестве учебного материала на уроках музыки. Показана педагогическая целесообразность внедрения регионального якутского компонента в учебную программу по музыке, разработанную в контексте национального проекта «Музыка для всех».

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), общее музыкальное образование; этапы становления и развития, якутская музыка как предмет освоения, региональная программа «Музыка 1—4 классы».

Благодарности: Автор выражает глубочайшую признательность коллективу кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета за ценные советы и существенную помощь в проведении исследования и в подготовке данной публикации.

Для цитирования: Михайлова С. В. Эволюция воззрений на якутскую музыку как предмет освоения в общеобразовательных школах Республики Саха

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Е. В. Николаева.

© Михайлова С. В., 2020

@ 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

(Якутия) // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 4. С. 162-178. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-162-178.

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-162-178

VIEWS EVOLUTION ON YAKUT MUSIC AS A STUDY MATTER IN SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Svetlana V. Mikhaylova*,

Municipal Autonomous Educational Institution School No. 12 with in-depth study of English,

Mirny, the Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation, 678170

Abstract. In the article a brief historical review displays the process of appearance and development of general music education in the Republic of Sakha (Yakutia). Based on study of extensive range of sources significant changes of attitude to Yakut music are uncovered and defined as a teaching content component of general musical education. Much attention is paid to the characteristics of the pairing of Russian and Yakut culture assimilation in terms of foundation of musical education in Yakutia and the purpose of the first implementation experience of Yakut musical culture samples as a learning material for music lessons. The article shows the pedagogical expediency of the development and introduction of Yakut regional component into education musical program was developed in the context of the national project "Music for All".

Keywords: The Republic of Sakha (Yakutia), General musical education, stages of formation and development, Yakut music, the program "Music for grades 1-4".

163

Acknowledgements: The author expresses his deep gratitude to the teaching staff of the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education of the Moscow State Pedagogical University for their valuable advice and significant assistance in conducting the research and in preparing this publication.

For citation: Mikhaylova S. V. Views evolution on yakut music as a study matter in schools of the republic of Sakha (Yakutia). Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 4, pp. 162-178 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-4-162-178.

* Scientific supervisor — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Elena V. Nikolaeva.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2020. Т. 8. № 4 2020, vol. 8, no. 4

164

Предисловие

Якутская музыка представляет собой уникальный пласт отечественной музыкальной культуры. В последние годы в Республике Саха (Якутии) она всё шире включается в содержание общего и дополнительного музыкального образования. Изучение широкого круга исторических источников, их ретроспективный анализ с точки зрения представленности образцов якутской музыки в содержании образования в общеобразовательных учебных заведениях Республики Саха (Якутия) позволили выделить три этапа, кардинальным образом отличающихся по отношению к ней как предмету освоения учащимися. Рассмотрим каждый из них с целью прослеживания эволюции таких воззрений и прогнозирования хода их дальнейшего развития.

Особенности сопряжения

русской и якутской культуры

у истоков становления музыкального образования в Якутии

Исторических свидетельств о якутской национальной культуре у истоков её становления и развития вплоть до реформаторской эпохи Петра I крайне мало. До нашего времени дошли лишь немногочисленные записи путешественников, которые собирали сведения о жизни народов, населявших северный край. На основе таких записей в этнографических исследованиях дано описание внешнего вида населения, быта, культуры, религии.

Известно, что с начала XVII века в связи с развитием пушного пред-

принимательства в Якутию стали прибывать первые русские промышленники и поселенцы, некоторые из которых оседали на северных территориях. Тем самым было положено начало «старожильческого» (термин А. И. Гоголева) населения Якутии, освоившего опыт проживания в сложных климатических условиях. При этом, как отмечает исследователь, численное превосходство местного населения способствовало освоению русским населением якутского языка [1, с. 120-124]. Данное утверждение подтверждает и Т. В. Аргунова в своём исследовании «Якутско-русское двуязычие (социолингвистический аспект)», подчёркивая, что большая часть русского населения предпочитала общаться с коренным населением на якутском языке [2, с. 13-14]. Таким образом, с начала XVII века Якутия становится «пространством диалога двух мировоззренческих систем, этнокультурного взаимодействия якутов и русских» [3, с. 3, - курсив С. М.].

Первые государственные школы в Якутии стали функционировать спустя почти 100 лет после вхождения её в состав Русского государства [4]. Основной задачей образовательной политики царской России в эти годы была «русификация края, приобщение якутов к официальной "русской культуре и православию"» [5, с. 9, — курсив С. М.]. Одним из результатов проводимой государством политики, который оказал особое влияние на формирование культурного взаимодействия русской и якутской культуры, стало принятие большей частью коренного населения христианства. Это способствовало появлению переводов богослужебных книг и веде-

ния служб на якутском языке.

К 1745 году в «Тихоокеанской России» — так называли территории Забайкалья, Якутии, Охотско-Кам-чатского побережья и Русской Америки, то есть те земли, которые в XVIII веке уже принадлежали России или были включены в этот период в её состав, — образовательную деятельность осуществляли появившиеся в стране светские специализированные школы и школы открытого типа. Первые готовили выпускников к тому или иному виду практической деятельности. Состав учащихся в школах открытого типа был разнородным. Из исторических источников известно, что уже к середине XVIII века на Камчатке функционировали школы, в которых обучались, вместе с русскоязычными детьми, дети «иноземцев». Школы были открыты с целью укоренения Православия и подготовки служителей православной церкви из числа коренного населения. В планы занятий были внесены и уроки пения, рисования, арифметики [6, с. 92].

С 1775 г. в рамках административной реформы действующие в стране учебные заведения переходят в ведение Приказов общественного призрения [7, с. 57]. Правительство Екатерины II утверждает учебные заведения нового типа — народные школы. В стандартный курс в таких школах были включены следующие предметы: чтение, арифметика, письмо, рисование, катехизис (начальное учение о христианской вере, изложенное в вопросах и ответах). В январе 1790 года генерал-губернатору И. А. Пиль (1789-1795) был вручён указ Екатерины II о «заведении училища для обучения детей якутов» [Там же,

с. 58]. В этот период в г. Якутске было открыто приходское училище (точная дата его открытия не установлена).

К началу XIX века местные представители элиты в Тихоокеанском регионе России были заинтересованы в обучении грамоте наиболее способных якутских детей. Учебную деятельность в г. Якутске осуществляли малое народное училище и школа при Спасском монастыре. Оба учреждения были основаны благодаря прошениям «Якутского Головы Алексея Аржакова» (малое народное училище) и «Кангаласского улуса князца Ильи Шадрина» (школа при Спасском монастыре), где изучались предметы: письмо, чтение, арифметика, грамматика, чистописание, катехизис, священная история и «краткое нравственное наставление о должностях верноподданного» [8, с. 32].

С 1801 года в Якутии открываются учебно-воспитательные учреждения: духовная школа при Якутском монастыре, 1-е якутское гражданское уездное училище (1808), казачьи школы (1812, 1823, 1826), воскресные школы, учащиеся которых были разнородны по национальному составу и принадлежали разным социальным сословиям [9]. В числе преподаваемых предметов были: русская грамматика, чтение, письмо, катехизис, священная история и краткое наставление о должностях верноподданного.

В рассматриваемый период в регионе были заложены основы общеобразовательной и профессиональной начальной школы, представленной учебными заведениями Министерства народного просвещения и Духовного ведомства (Ведомства православного исповедания). В ведении

165

Министерства народного просвещения находились министерские школы, а в ведении Ведомства православного исповедания - церковноприходские школы и школы грамоты [Там же]. Есть основания полагать, что в последних в состав учебных дисциплин входил и предмет «пение» как неотъемлемая часть подготовки обучающихся к участию в богослужениях, хотя в расписании этот предмет не указывался, так как не относился к основным.

Успешным опытом применения билингвистического принципа обучения в Тихоокеанской России считается созданное Георгием Яковлевичем Поповым учебное пособие для народного училища (перевод Катехизиса, Нагорной проповеди, молитв «Символ веры» и др.) [8, с. 38-39].

Первым высшим начальным учебным заведением стало Якутское уездное училище (3 февраля 1808 года), руководившее всеми делами народного образования. «Среди сибирских учителей этого времени, - согласно данным А. И. Гоголева, - были заме-166 чательные педагоги: И. П. Менделеев (отец великого химика), П. П. Ершов, <...> географ и путешественник Р. К. Маак (автор монографии "Ви-люйский округ Якутской области"), к их числу относился и Д. П. Давыдов. Кандидат восточных языков Е. И. Огородников написал работу "Замечания о якутском языке" (1846), составил словарь якутского языка (1800 слов). Учитель истории и географии, выпускник Московского университета В. А. Райский изучал материалы Якутского архива, в 1858 году составил "Юкагирский словарь"». Кроме того, исследователь отмечает «сохранение традиций исполнения олонхо,

алгыса; отмечено заимствование сюжетов русских сказок, переделанных на якутский лад» [10, с. 91, 122-123, -курсив С. М.].

Со второй половины XIX века в Восточной Сибири существовало два направления образования: духовное, находящееся в ведении Учебного комитета при Синоде, и светское, относящееся к Министерству народного просвещения.

С принятием Министерством народного просвещения правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г., увеличивается количество церковно-приход-ских школ, на содержание которых правительство выделяло в 2 раза больше средств, чем на министерские.

Известно, что в открытой в 1884 году в Якутии духовной семинарии пение было обязательным церковным предметом. В этом же году был образован и хор семинаристов. Отмечена совместная практика этого коллектива с любительскими хорами, в репертуар которых входили произведения А. А. Архангельского, Д. С. Бортнян-ского, П. И. Чайковского. Для руководства работой якутов в певческом деле и развития хорового искусства были привлечены в качестве регентов П. Лаптев и Н. Завьялов (воспитанники Петербургской певческой капеллы). В исследовании В. Г. Никулина отмечается участие детей в архиерейском хоре [11]. По замечанию регента И. Железнова, детское пение являлось лучшим украшением хорового коллектива [Там же].

По статистическим данным, приводимым А. Н. Неустроевой [12], к 1903 году в Якутской области было 17 школ ведомства Министерства народного просвещения и 77 школ

по Ведомству православного исповедания. Для проводимого нами исторического экскурса особенно важным видится то, что в этот период решается вопрос относительно использования национального языка в обучении «инородцев», перевод на смешанный состав обучения в национальной школе.

Заслуживает внимания классификация А. Д. Николаевой типов школ, организованных политссыль-ными во второй половине XIX века во время их пребывания в Якутии [14]. Исследователь выделяет 6 типов школ: 1) репетиторство, «домашние уроки», направленные на устранение пробелов в знаниях учащихся, обучавшихся в улусных школах;

2) более целостная организация учебного процесса в «домашней школе», где обучались дети якутских, русских и других национальностей;

3) «домашняя школа» с расширенными социальными функциями, представляющая собой частную школу-интернат для детей из малообеспеченных семей; 4) «общественная школа», занятия в которой проходили в доме, купленном на средства населения (школа имела статус од-ноклассного приходского училища); 5) школы, имеющие в организационном плане сходство с типом «домашней школы»; 6) авторская школа с определённой педагогической концепцией, хорошей материальной базой, с применением интегрированных занятий (игры, занятия огородничеством, художественным творчеством и др.). В школе обучались дети разных сословий: дворян, чиновников, духовенства, мещан, якутского населения и др. Такая школа была организована в 1828 году в Вилюй-

ске М. И. Муравьёвым-Апостолом. Занятия с детьми декабрист проводил в собственной юрте; обучающихся готовили к поступлению в гимназии и реальное училище.

Следует отметить, что в исследовании А. Д. Николаевой нет никаких исторических свидетельств о включении в таких школах в содержание образования предмета «пение».

В период с 1905 по 1917 годы соотношение количества школ «православной» и «народной» меняется: из 141 начальной школы Ведомства православного исповедания осталось всего 65 школ. В ведении Министерства народного просвещения к этому времени находилось уже 76 школ, тогда как в 1903 году - всего 17.

В Якутской области открыты новые типы училищ: одноклассные городские (Якутск, Олекминск, Ви-люйск, Верхоянск) и двухклассные сельские (Олекминский, Якутский, Вилюйский округа), регламентируемые «Положением о начальных народных училищах 1874 г.» и «Инструкцией для двухклассных сельских училищ 1875 г.». Во втором классе (в качестве дополнительного курса к начальному обучению) изучались предметы: практическая геометрия, география, история, естествознание, черчение, рисование, а также церковное пение [13, с. 67].

Прослеживая процесс исторического развития в Якутии женских начальных школ, А. И. Макарова отмечает, что такие школы были открыты в 1882 году для девочек всех сословий. Количество обучающихся в них было незначительным (к 1911 году — 25,2 % от общего числа обучающихся, среди которых 60 % коренных национальностей). Обычный учебный

план школы включал следующие предметы: закон божий, церковнославянский язык, русский язык, арифметика, история, чистописание, церковное пение [15].

Таким образом, на первом этапе развития системы общего образования в Якутии, начиная с первой половины XVIII столетия до 1917 года включительно, происходит становление и дальнейшее развитие общеобразовательных учреждений, в условиях всё более тесного взаимодействия русской и якутской культуры, что свидетельствует о сложившихся традициях поликультурного начального образования. Принятие большей частью коренного населения христианства способствовало созданию первых литературных переводов русских текстов духовного содержания на якутский язык, проведению служб на якутском языке, развитию хорового пения, что было несвойственно якутской музыкальной культуре.

Данных о представленности якутской музыки в содержании образова-1 со ния на этом этапе обнаружить не уда-168 лось. Следует полагать, что проблема обучения детей музыке решалась в зависимости от направленности деятельности учебного заведения. Подтверждением этому являются немногочисленные свидетельства о включении уроков пения в учебный план отдельных общеобразовательных учреждений, главным образом православной ориентации. Принимая во внимание то, что по мере всё более полного приятия населением христианской веры на якутский язык были переведены тексты богослужебных песнопений, можно утверждать, что обучающиеся в таких учреждениях приобретали опыт пения на якутском

языке. Каких-либо письменных указаний относительно методов музыкального обучения в школах на этом этапе развития образования в Якутии обнаружить не удалось.

На пути к признанию необходимости включения якутской музыки в содержание общего музыкального образования

С начала событий в России 1917 года первоочередной задачей государства становится обеспечение доступности образования для подрастающих поколений, так как в Якутии, по данным М. М. Прокопьевой и М. А. Бочкаревой, из 28 тысяч детей школьного возраста 90,9 % не посещали школу [16].

Знаменательно, что Якутия стала одной из трёх республик (наряду с Татарстаном и Башкортостаном), в которых школьники обучались на родных языках. По данным А. Н. Не-устроевой, в Якутии с начала 1922 года преподавание на якутском языке в общеобразовательных школах вводилось сначала только в начальных классах, но к 1934 на якутском языке обучались дети с 1 по 6-7-е классы [17]. К этому времени Республика разрабатывает и издаёт учебные программы, учебники и пособия по целому ряду предметов: родные языки, литература, культура народов Республики Саха (Якутия), литература коренных народов (якутский, эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский), якутский язык как государственный. Однако для уроков пения такой программы создано не было.

Что касается включения якутской музыки в содержание образования, то из проанализированных ис-

точников можно сделать вывод о явной недостаточности имеющегося у учителей музыкального материала. В их распоряжении были только сборники песен, хоровых произведений, несложные миниатюры, музыкальные сказки. Представленный в них вокальный репертуар, в том числе песни с переводом словесного текста на якутский язык, не соответствовал возрастным возможностям детей и для исполнения был довольно сложен. Так, к примеру, в сборнике школьно-массовых песен, изданном в 1934 году, представлены в переводе П. А. Ойунского на якутский язык: «Интернационал», «Железными резервами», «Коминтерн», «Песня о героях», «Смело, товарищи, в ногу», «За морями, за горами», «Конная Будённого», «Замучен тяжёлой неволей», «Партизанская» и некоторые другие песни. Они даны в одно- двухголосном и четырёхголосном изложении. Представляется, что такой репертуар был доступен для исполнения преимущественно взрослыми хоровыми коллективами.

Во второй половине XX века выходят сборники песен якутских композиторов: З. К. Степанова, Г. А. Григоряна, В. Веселова, В. А. Зырянова, Г. Комракова, К. Герасимова и др. В 1964 году выпущен литературно-музыкальный сборник «Песни Севера на эвенском языке», составители В. Д. Лебедев (литературная часть) и Э. Е. Алексеев (музыкальная часть). В сборник включены песни, которые могли бы стать частью программы детского песенного репертуара [18, с. 27-43].

Первоначально уроки музыки значились в учебных планах общеобразовательных учебных заведений

как уроки «пения». Занятия велись по программам и учебникам для начальных классов общеобразовательной школы. Перечислим те из них, которые определяли содержание и организацию учебного процесса в начальных классах общеобразовательных учебных заведений Республики Саха (Якутия) в соответствии с рекомендацией учебно-методического совета Министерства просвещения РСФСР. Это учебники для уроков пения в первом классе, разработанные авторским коллективом в составе К. Грищенко, М. Румер, А. Сергеева [19]; для второго класса - С. Благообразовым, К. Грищенко, М. Румер [20]; для третьего класса - В. К. Белобородовой, С. С. Бла-гообразовым, К. С. Грищенко [21]; для четвёртого класса - А. В. Банди-ной и М. А. Румер [22].

В репертуарные списки программ были включены музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов, русские народные песни, песни советских композиторов. Наибольшее внимание уделялось произведениям М. И. Глинки, 169 М. П. Мусоргского П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Э. Грига, Ш. Гуно, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, И. Дунаевского, Ан. Александрова, Д. Б. Кабалевского. Особое значение в деятельности детей на уроках придавалось хоровому пению, изучению нотной грамоты и слушанию музыки. Образцы якутской музыки в этих программах не представлены.

Принципиально новым для республики стало обсуждение в 1959 году качества общего образования на V Республиканском съезде учителей, на котором специально рассматривался и вопрос о специфике составления

170

программ для якутских школ по предметам «пение» и «физкультура» [23, с. 11]. Однако в те годы для реализации данных рекомендаций в системе общего музыкального образования не было необходимых условий.

В 70-80-е годы ХХ столетия качественные преобразования в музыкальном образовании происходят в связи с внедрением в педагогическую практику программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского. Основные принципы и методы, лежащие в её основе, стали в Республике Саха (Якутия) руководством для учителей музыки. Во всех общеобразовательных школах уроки музыки стали проводить по данной программе, направленной на формирование музыкальной культуры школьников: в 1980 году — для начальных классов с 1-го по 3-й [24], в 1982 году — для 4—7 классов [25].

В национальных школах Якутии включённые в программу песни разучивались на русском языке; в якутских школах, где преподавание основных предметов велось на якутском языке, в песенный репертуар дополнительно включались и якутские детские песни о природе, дружбе, красоте родного края и др. Выбор песен осуществлял сам учитель, поскольку каких-либо общих рекомендаций по подбору песен на якутском языке и языке других народов, проживающих в Якутии, в то время не было. К тому же сборники якутских песен, изданные до 1990 года, могли содержать нотный материал, но были и издания, которые ограничивались выпуском песен только в стихотворном изложении.

В 1991 году Советом Министров Республики было принято постановление «О реализации концепции обновления и развития национальных школ Якутской Саха ССР». Намечается тенденция к расширению сети начальных школ, увеличению количества малокомплектных школ, открытие школ-интернатов [17]. Меняется подход к теоретическим аспектам проблемы обучения в общеобразовательных школах, появляются новые направления, в частности концепция развивающего обучения.

Одним из результатов работы в этом направлении стало создание предпосылок для внедрения в учебный процесс новых образовательных программ: развитие национальных образовательных систем, личностно-ориентированная направленность обучения, принятие документов РФ и РС (Я), регламентирующих внедрение гуманистических принципов обучения в начальном общем образовании. Первые учебные заведения, в которых стала внедряться концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, появились в г. Мирный, Якутск, Хамагатта (Намский улус) и Хаптагай (Мегино-Кангалас-ский улус) [26, с. 13].

Первые попытки обоснования педагогической целесообразности использования якутских песен на уроках музыки в начальных общеобразовательных школах Якутии были предприняты в 2004 году Л. В. Егоровой, которая представила результаты исследования в диссертационной работе на соискание учёной степени кандидата педагогических наук «Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (на примере якутских на-

родных песен)» [27]. Педагогические рекомендации автора не получили широкого претворения в практике работы общеобразовательных школ. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что результаты данного исследования (довольно высокие по достигнутым показателям) могут стать ориентирами при определении песенного репертуара, который может быть включён в содержание музыкального образования в начальных классах общеобразовательных учебных заведений.

Программа по предмету «Музыка», разработанная под руководством Д. Б. Кабалевского, и современные программы, созданные на основе концепции выдающегося педагога и композитора, в настоящее время продолжают быть ориентирами для музыкантов-педагогов, работающих в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия). В перечень таких программ входят:

1) Программа «Музыка» для первого - восьмого классов, разработанная коллективом авторов под руководством Д. Б. Кабалевского [28].

2) Программа «Музыка» для начальной школы. Авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина [29].

3) Программа «Музыка» для начальной школы. Авторы В. В. Алеев, Т. Н. Кичак [30].

4) Программа «Музыка» («Музыкальное искусство»). Авторы Л. В. Школяр, В. О. Усачёва [31].

Во всех перечисленных программах предусмотрены виды деятельности, заложенные в концепции Д. Б. Кабалевского: хоровое пение, слушание музыки, инструментальное музицирование, импровизация,

музыкально-ритмическое движение, пластическое интонирование.

С 2008 года впервые в содержание общего музыкального образования начинает входить и региональный компонент. При отсутствии учебно-методического обеспечения с 2009 года по инициативе учителей, участвующих в апробации ФГОС в Республике Саха (Якутия), разрабатываются первые национальные программы. В содержание уроков общего начального образования включаются отдельные образцы якутской музыки. При всей значимости данных начинаний, системного характера это новое направление не получило. Уроки с включением якутского компонента стали проводиться 1 раз в четверть - 4 часа в течение учебного года, что могло дать детям лишь самое общее представление о якутской музыке.

Из приведённых данных следует, что на втором этапе развития общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия), начиная с 1917 года и до 2013 года, прослеживается всё более явно выраженная тенденция к введению в содержание общего музыкального образования обучения на якутском языке. Прежде всего это проявилось в исполнении популярных советских песен в переводе на якутский язык, а также во включении отдельных образцов якутской музыкальной культуры в дополнение к тому, который был рекомендован в программах по музыке. Однако такая работа носила поисковый характер, так как проводилась учителями вне опоры на теоретические и методические разработки и не могла получить широкого внедрения в педагогическую практику.

172

Якутская музыка как обязательная составляющая содержания общего музыкального образования

Принятие в Республике Саха (Якутии) в 2013 году, по инициативе Первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева, Национального проекта «Музыка для всех» знаменовало появление и утверждение принципиально новых воззрений на якутскую музыку как предмет освоения в системе общего и дополнительного музыкального образования.

В документах Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) отмечается: «Проект "Музыка для всех" является актуальным и своевременным в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала, активную проектную деятельность самого ребёнка, что является ключевой идеей самого проекта» [32].

В рамках подготовки к 100-летнему юбилею ЯАССР Министерство культуры и духовного развития и Министерство образования Республики Саха (Якутия), обозначают основные цели проекта «Музыка для всех», который предполагается осуществлять в Республике в период с 2013 по 2022 годы. Имеются в виду: «признание на государственном уровне роли и значения музыкального образования в качестве существенной части национальной культуры и одного из приоритетных направлений её развития; развитие музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия) как живого капитала общества» [33].

В разработанной в рамках данного проекта региональной программе «Музыка» [34] наряду с общероссийским компонентом впервые представлен и детально проработанный региональный якутский компонент. В своих концептуальных положениях они едины [35]. Их объединяют основополагающие целевые установки, тематизм и логика его разворачивания, а также планируемые результаты по годам обучения.

В программу включены вокальные и инструментальные образцы традиционной якутской музыкальной культуры и профессионального творчества якутских мелодистов и композиторов. Специальное внимание уделяется знакомству учащихся и с музыкой других народов, проживающих в республике. Это значительно обогащает учебный материал и способствует воспитанию эстетической и духовно-нравственной личности, способной через осознание и понимание музыки и культуры своей малой Родины постепенно подойти к пониманию и принятию музыки других народов мира.

Заложенный в этой программе интонационный подход к освоению музыкальной культуры предполагает постижение детьми особенностей интонационной природы якутской музыки в таких видах и разновидностях практической музыкальной деятельности учащихся на уроках, как хоровое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, слушание музыки, музыкально-пластическое интонирование, музыкально-композиционное творчество (сочинение и импровизация), театрализация разучиваемых музыкальных образцов. Каждый из них приближает детей к постиже-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нию своеобразия якутской музыки, прослеживанию общего и особенного в музыкальной культуре своего народа и других народов.

Заключение

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что в настоящее время в Республике Саха (Якутия) наблюдается качественно новое отношение к якутской музыкальной культуре как предмету освоения подрастающими поколениями. В региональной программе «Музыка. 1-4 классы», разработанной в контексте национального проекта «Музыка для всех», впервые якутская музыкальная культура получила статус обязательной составляющей содержания общего образования. При этом её освоение приобретает системный характер. Учебно-методическое оснащение предмета в виде хрестоматий, аудио-материалов и методических реко-

мендаций, лекционные и практические занятия на курсах повышения квалификации учителей музыки создают необходимую базу для внедрения программы в широкую педагогическую практику.

Вместе с тем при реализации региональной программы в условиях обучения детей в различных типах начальных школ необходимо учитывать, что в русскоязычных общеобразовательных учебных заведениях республики младшие школьники в своём подавляющем большинстве не знают якутского языка и не имеют достаточного целенаправленного и систематизированного опыта общения с якутской музыкой. Тем самым одной из актуальных задач становится исследование путей реализации основных концептуальных положений региональной программы «Музыка» в общеобразовательных учебных заведениях республики с обучением на русском языке.

БИБЛИОГРАФИЯ

Гоголев А. И. История Якутии (обзор исторических событий до начала XX века). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. 207 с.

Аргунова Т. В. Якутско-русское двуязычие (социолингвистический аспект). Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1992. 92 с.

Романова Е. Н. Во имя возрождения, сохранения и развития культуры народов Сибири: русская этнографическая традиция. Новосибирск: Издательство: Наука, 2010. 247 с. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Вхождение Якутии в состав России. URL: http://archivesakha.ru/?page_id=5818 (дата обращения: 24.10.2017).

Неустроев Н. Д. История развития начального образования в Якутии: учебное пособие. Якутск: Якутский государственный университет, 1999. 63 с.

Тураев В. А. Русская православная церковь и коренные малочисленные народы Дальнего Востока (XVII-XIX вв.) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2012. № 4. С. 85-93.

Белоглазова С. Б. История образования в Тихоокеанской России в XVIII веке // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2012. № 4. С. 49-61. Белоглазова С. Б. История образования в Якутии в период реформ первой четверти XIX в. // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2013. № 4. С. 31-40.

113

174

9. Неустроева А. Н., Неустроева Е. Н. Развитие начального образования в системе педагогической мысли в дореволюционном периоде в республике Саха Якутия. // Киров, Научно-методический электронный журнал «КОНЦЕПТ»: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. 2017. № Т 6. С. 167-168.

10. Гоголев А. И. История Якутии: Монография. Якутск: ЯГУ, 2005. 292 с.

11. Никулин В. Г. Хоровая культура Якутии. Творчество, исполнительство, образование: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02; Магнитогорск: 1999. 259 с.

12. Неустроева А. Н. Развитие системы начального общего образования в Якутии в дореволюционный период: сравнительный анализ // Современные наукоёмкие технологии. 2015. № 12 (часть 3). С. 529-532.

13. Мамкина Н. Н. Региональная власть и система образования в Якутской области в начале XX в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2016. Т. 15. С. 61-72.

14. Николаева А. Д. Школы политических ссыльных как историко-культурный феномен развития образования в Якутии (исследуя наследие В. Ф. Афанасьева) // Научно-методический электронный журнал «Концепт» Приложение 32. «Инновации и традиции педагогической науки - 2017». URL: https://e-koncept.ru/2017/771010.htm (дата обращения: 28.06.2018).

15. Макарова А. И. История женского образования в Якутии (конец XIX - начало XX века): автореф. дис. ... канд. исторических наук: 07.00.02. Якутск, 2002. 22 с.

16. Прокопьева М. М., Бочкарёва М. А. Становление и развитие системы школьного образования в Якутии // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск. 2017. № 5(66). С. 65-66. URL: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/ (дата обращения: 12.08.2018).

17. Неустроева А. Н. Развитие начального образования в Якутии в советский период // Перспективы науки. 2018. № 11 (110). С. 215-218.

18. Алексеев Э. Е., Лебедев В. Д. Июнь тер икэн. Песни Севера. Якутск: Якутская республиканская типография им. Ю. А. Гагарина, 1964. 56 с.

19. Румер М. А., Грищенко К. С., Сергеев А. А. Книга по пению для первого класса. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. 106 с.

20. Благообразов С. С., Грищенко К. С., Румер М. А. Пение: Учебник для второго класса: с метод. указаниями. М.: Музыка. 1964. 112 с.

21. Белобородова В. К., Благообразов С. С., Грищенко К. С. Пение: Учебник для третьего класса. М.: Музыка, 1964. 112 с.

22. Бандина А. В., РумерМ. А. Пение: Учебник для четвёртого класса. М.: Музыка, 1964. 112 с.

23. Тукайнов В. Ф. Итоги работы V Республиканского съезда учителей. В помощь учителю: сборник статей. Якутский Республиканский институт усовершенствования учителей. Якутск: Якутское книжное издательство, 1960. 108 с.

24. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой). 1-3 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1981. 112 с.

25. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой). 4-7 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1985. 174 с.

26. Архипова С. Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2005. 19 с.

27. Егорова Л. В. Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (на примере якутских народных песен): дис. ... канд. пед. наук: 10.00.02. Москва, 2004. 132 с.

28. Программы общеобразовательных учреждений. «Музыка» 1-8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского. 3-е издание. М: Просвещение., 2006. 225 с.

29. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Рабочие программы. Музыка. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1-4 классы. 5-е издание. М.: Просвещение, 2014. 65 с.

30. Алеев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. Музыка. 1-4, 5-8 классы: программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. 90 с.

31. Усачёва В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыка: программа: 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2013. 64 с.

32. О ходе реализации проекта «Музыка для всех» в системе общего образования Республики Саха (Якутия) в 2015 году // Пресс-центр Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). URL: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2579340 (дата обращения: 09.11.2015).

33. Концепция проекта «Музыка для всех». Центр проекта «Музыка для всех» при ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В. А. Босикова». URL: http://www.muzforall.ru/index.php/conception (дата обращения: 06.06.2019).

34. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В., Иофис Б. Р. Региональная программа по учебному предмету «Музыка». 1-4 классы в контексте проекта «Музыка для всех». Якутск - Москва: РИТМ. 2015. 31 с.

35. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В., Иофис Б. Р., Торопова А. В. Концептуальные основания новой образовательной программы по музыке для начальной школы (в контексте проекта «Музыка для всех») // Сборник статей и материалов Международного конгресса «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии личности и общества». Якутск: Якутия, 2015. С. 174-197.

Поступила 15.02.2020; принята к публикации 09.11.2020. Об авторе:

Михайлова Светлана Викторовна, учитель музыки МАОУ «СОШ № 12 с углублённым изучением английского языка» (Комсомольская ул., д. 20, г. Мирный, Мирнинский улус, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация, 678170), svm7462@mail.ru

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

175

REFERENCE

1. Gogolev A. I. Istoriya Yakutii (obzor istoricheskikh sobytij do nachalaXXveka) [History of Yakutia (Review of Historical Events before the 20th Century]. Yakutsk: YSU press, 2000. 207 p. (in Russian).

2. Argunova T. V. Yakutsko-russkoe dvuyazychie (sotsiolingvisticheskij aspekt) [Yakut-Russian Bilingualism (Socio-Linguistic Aspect)]. Yakutsk: Yakut scientific center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 1992. 92 p. (in Russian).

176

3. Romanova E. N. Vo imya vozrozhdeniya, sokhraneniya i razvitiya kul'tury' narodov Sibiri: russkaya etnograficheskaya traditsiya [In the Name of Renaissance, Preservation and Development of Culture of Peoples of Siberia: Russian Ethnographic Tradition]. Novosibirsk: Nauka Publ., 2010. 247 p. (in Russian).

4. National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia). Integration of Yakutia into Russia. Available at: http://archivesakha.ru/?page_id=5818 (accessed: 24.10.2017) (in Russian).

5. Neustroev N. D. Istoriya razvitiya nachal'nogo obrazovaniya v Yakutii [History of Development of Primary Education in Yakutia]. Teaching Material. Yakutsk: Yakut State University Publ., 1999. 63 s.

6. Turaev V. A. Russkaya pravoslavnaya tserkov' i korennye malochislennye narody Dal'nego Vostoka (XVII-XIX vv.) [Russian Orthodox Church and Indigenous Peoples of the Far East (17th-19th Centuries)]. VestnikDal'nevostochnogo otdeleniyaRossijskojakademii nauk [Bulletin of the Far East Department of the Russian Academy of Science]. 2012, no. 4, pp. 85-93 (in Russian).

7. Beloglazova S. B. Istoriya obrazovaniya v Tikhookeanskoj Rossii v XVIII veke [History of Development of Pacific Russia in 18th Century]. Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Far East Department of the Russian Academy of Science]. 2012, no. 4, pp. 49 -61 (in Russian).

8. Beloglazova S. B. Istoriya obrazovaniya v Yakutii v period reform pervoj chetverti XIX v. [History of Development of Yakutia during Reforms of the First Quarter of the 19th Century]. Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Far East Department of the Russian Academy of Science]. 2012, no. 4, pp. 31-40 (in Russian).

9. Neustroeva A. N., Neustroeva E. N. Razvitie nachal'nogo obrazovaniya v sisteme pedagogicheskoj mysli v dorevolyutsionnom periode v respublike Sakha Yakutiya [Development of the Primary Education in the System of Pedagogical Thoughts during Revolution Period in the Republic of Sakha]. Kirov. Science and methodical electronic magazine "CONCEPT": Interregional center of innovative technologies in education. 2017, no. 6, pp. 167-168 (in Russian).

10. Gogolev A. I. Istoriya Yakutii [History of Yakutia]. Monograph. Yakutsk: YSU press, 2005. 292 p. (in Russian).

11. Nikulin V. G. Khorovaya kul 'tura Yakutii. Tvorchestvo, ispolnitel 'stvo, obrazovanie [Choral Culture of Yakutia. Creativity, Art, Education]. PhD Dissertation (Art history). Magnitogorsk: 1999. 259 p. (in Russian).

12. Neustroeva A. N. Razvitie sistemy nachal'nogo obshhego obrazovaniya v Yakutii v dorevolyutsionnyj period: sravnitel'nyj analiz [Development of the System of Primary General Education in Yakutia before Revolution: Comparative Analysis]. Sovremennye naukoyomkie tekhnologii [Modern High Technologies]. 2015, no. 12 (part 3), pp. 529-532 (in Russian).

13. Mamkina N. N. Regional'naya vlast' i sistema obrazovaniya v Yakutskoj oblasti v nachale XX v. [Regional Authority and System of Education in Yakutia at the Beginning of 20th Century]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya [Proceedings of Irkutsk State University. Series: History]. 2016, vol. 15, pp. 61-72 (in Russian).

14. Nikolaeva A. D. Shkoly politicheskikh ssyl'nykh kak istoriko-kul'turnyj fenomen razvitiya obrazovaniya v Yakutii (issleduya nasledie V. F. Afanas'eva) [Schools of Political Convicts as Historical and Cultural Phenomenon of the Development of Education in Yakutia (Heritage Research of V. F. Afanasiev)]. Kirov. Science and methodical electronic magazine "CONCEPT": Annex 32. "Innovatsii i traditsii pedagogicheskoj nauki - 2017 [Innovations and Traditions

of the Pedagogical Sciences - 2017]". Available at: https://e-koncept.ru/2017/771010.htm (accessed: 28.06.2018) (in Russian).

15. Makarova A. I. Istoriya zhenskogo obrazovaniya v Yakutii (konetsXIX- nachaloXXveka) [History of Female Education in Yakutia (Late XIX - Early XX century)] Extended abstract of PhD Dissertation (Historical Sciences). Yakutsk, 2002. 22 p. (in Russian).

16. Prokopieva M. M., Bochkaryova M. A. Stanovlenie i razvitie sistemy shkol'nogo obrazovaniya v Yakutii [The Establishment and Development of the Schooling System of Yakutia].Mir nauki, kultury, obrazovaniya [World of Science, Culture and Education]. Gorno-Altajsk. 2017, no. 5(66), pp. 65-66. Available at: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/ (accessed: 12.08.2018) (in Russian).

17. Neustroeva A. N. Razvitie nachal'nogo obrazovaniya v Yakutii v sovetskij period [Development of Primary Education in Yakutia of Soviet Period]. Perspektivy nauki [Perspectives of Science]. 2018, no. 11(110), pp. 215-218 (in Russian).

18. Alekseev E. E., Lebedev V. D. Икэнь тер икэн. Pesni Severa [Инэнь тер икэн. Songs of the North]. Yakutsk: Y. A. Gagarin Yakut republican printing house, 1964. 56 p. (in Russian).

19. Rumer M. A., Grishhenko K. S., Sergeev A. A. Kniga po peniyu dlya pervogo klassa [Singing: Book for the first grade]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences press, 1960. 106 р. (in Russian).

20. Blagoobrazov S. S., Grishhenko K. S., Rumer M. A. Penie [Singing]. Book for 2nd grade: with methodical guide. Moscow: Muzyka Publ., 1964. 112 p. (in Russian).

21. Beloborodova V. K., Blagoobrazov S. S., Grishhenko K. S. Penie [Singing]. Book for 3rd grade. Moscow: Muzyka Publ., 1964. 112 p. (in Russian).

22. Bandina A. V., Rumer M. A. Penie [Singing]. Book for 4th grade. Moscow: Muzyka Publ., 1964. 112 p. (in Russian).

23. Tukajnov V. F. Results of the 5th Republican Congress of Teachers. Teacher Guide: Collection of articles. Yakut Republican Institute of Teachers Improvement. Yakutsk: Yakut book Publ., 1960. 108 p. (in Russian).

24. Music Program for Comprehensive Schools (with Lesson Methodological Development). 1-3 grades. Under the leadership of D. B. Kabalevsky. Moscow: Prosvescheniye Publ., 1981. 112 p. (in Russian).

25. Music Program for Comprehensive Schools (with Lesson Methodological Development). 4-7 grades. Under the leadership of D. B. Kabalevsky. Moscow: Prosvescheniye Publ., 1985. 174 p. (in Russian).

26. Arkhipova S. N. Razvivayushhee obuchenie v sisteme doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya Respubliki Sakha (Yakutiya): istoriko-pedagogicheskij analiz (1960-2002 gg.) [Developmental Teaching in the System of Preschool and Primary Schools of the Republic of Sakha (Yakutia): Historical and Pedagogical Analysis (1960-2002)]. Extended abstract of PhD Dissertation (Pedagogy). Yakutsk, 2005. 19 p. (in Russian).

27. Egorova L. V. Formirovaniepevcheskikh navykov u detejmladshego shkol'nogo vozrasta (naprimere yakutskikh narodnykh pesen) [Establishment of Singing Skills of Children of Primary School Age (Using Yakut Folk Songs)]. PhD Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2004. 132 p. (in Russian).

28. Programs of General Education Institutions. Music. Grades 1-8. Under the leadership of D. B. Kabalevsky. 3rd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2006, 224 p. (in Russian).

29. Sergeeva G. P., Kritskaya E. D., Shmagina T. S. Music. Work programs. Subject line of textbooks by G. P. Sergeeva, E. D Kritskaya. 1-4 classes. 5th ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2017. 65 p. (in Russian).

177

30. Aleev V. V., Naumenko T. I., Kichak T. N. Music. Grades 1-4, 5-8. Working program. Moscow: Drofa Publ., 2007. 90 p. (in Russian).

31. Usachyova V. O., Shkolyar L. V., Shkolyar V. A. Music: Program: 1-4 grades. Course program (with CD-ROM). Moscow: Ventana-Graff Publ., 2013. 64 p. (in Russian).

32. A Report on Project "Music for Everyone " in the System of General Education in the Republic of Sakha (Yakutia) in 2015. Press center of Ministry of education and science of the Republic of Sakha. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2579340 (accessed: 09.11.2015) (in Russian).

33. Concept of Project "Music for Everyone". Center of the Project "Music for Everyone" at SBGEI HE High School of Music of the Republic of Sakha (Yakutia) V. A. Bosikov Institute. Available at: http://www.muzforall.ru/index.php/conception (accessed: 06.06.2019) (in Russian).

34. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V., Iofis B. R. Regional'naya programma po uchebnomu predmetu "Muzyka". 1-4 klassy v konteksteproekta "Muzyka dlya vsekh" [Regional Program for "Music". 1-4 Grades in the Context of Project "Music for Everyone"]. Yakutsk - Moscow: RITM Publ., 2015. 31 p. (in Russian).

35. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V., Iofis B. R., Toropova A. V. Kontseptual'nye osnovaniya novoj obrazovatel'noj programmy po muzyke dlya nachal'noj shkoly (v kontekste proekta "Muzyka dlya vsekh") [Conceptual Basis of New Educational Program for Music for Primary School (within the Context of Project "Music for Everyone")]. Collection of articles and materials of International Congress "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie v dukhovnom razvitii lichnosti i obshhestva [Musical Art and Education in Spiritual Development of Personality and Society]". Yakutsk: Yakutiya Publ., 2015, pp. 174-197 (in Russian).

Submitted 15.02.2020; revised 09.11.2020.

About the author:

Svetlana V. Mikhailova, Music teacher MAEI "School No. 12 with in-depth iin study of English" (Komsomolskaya Str., 20, Mirny, the Republic of Sakha 178 (Yakutia), Russian Federation, 678170), svm7462@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.