ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА ВВИДУ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ
Еремин Алексей Роальдович*
доктор юридических наук, профессор eralro@mail.ru
Сазонова Елизавета Вячеславовна *
Магистрант liza.sazonova.18@mail.ru
* ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск, Россия
Аннотация:
В статье автором проводится анализ внешний функций государства, дается их общая характеристика. Рассматривается процесс эволюции внешних функций государства в зависимости от определенных факторов его развития на том или ином историческом этапе.
Ключевые слова: государство, функции государства, международное сотрудничество, интересы государства.
УДК 323.283
001: 10.24411/2658-6932-2022-11-0000
Для цитирования: Сазонова Е. В. Эволюция внешних функций государства ввиду изменения внешних условий его развития / Е. В. Сазонова // Контентус. - 2022. - № 11. - С. 34 - 42.
Эволюцию функций государства в Российской Федерации мы считаем необходимым рассмотреть через методы и формы их осуществления.
Методы осуществления функций государства помогают регулировать общественные отношения, отношения между государством и обществом. Таких методов достаточно много: убеждение, принуждение, стимулирование, инвестиции, субсидирование, кредитование и др.
Выделяют организационно-правовые и организационно-фактические формы осуществления государственных функций.
Организационно-правовые формы:
- Правотворческая деятельность включает в себя подготовку и издание нормативно-правовых актов, которые создают основу для действий государственных органов и должностных лиц. Так, например, председатель государственной думы, Вячеслав Володин, отметил, что за 2019 год государственная дума приняла 530 законов.
- Правоисполнительная деятельность направлена на исполнение нормативно-правовых актов государства, на упорядочение общественных отношения во всех сферах жизни общества. Например, федеральным законом №184 была установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Законом Хабаровского края от 27.11.2001 было проведено реформирование исполнительных органов: администрация края была переформирована в правительство Хабаровского края, 17.12.2001 года было проведено реформирование исполнительных органов в Челябинской области.
- Правоохранительная деятельность - работа государственных органов и должностных лиц, направленная на охрану правопорядка, прав и свобод человека и гражданина. Например, согласно официальной статистике, только за 2018 г. в тесном взаимодействии с судебной властью, органами прокуратуры, другими государственными и общественными правозащитными институтами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации была оказана помощь в реализации прав в 184797 случаях.
- Судебная деятельность - призвана для разрешения споров и конфликтов, которые могут появиться в случае нарушения нормативно-правовых актов. Так, в 2019 году российскими судами во всех видах судопроизводства было рассмотрено свыше 31 млн. дел.
- Контрольная деятельность - проверка соответствия нормативно -правовых актов, законов, деятельности органов государства и должностных лиц. Это деятельностью занимаются конституционные суды, прокуратура и другие специальные ведомства. Например, в 2019 году конституционный суд дал оценку конституционности части третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, где признал спорную норму не соответствующей конституции Российской Федерации.
Все организационно-правовые формы тесно взаимосвязаны между собой и одна форма вытекает из другой, так обеспечивается реализация и исполнение функций государства [1, с. 47].
Организационно-фактические нормы в большей части являются мерами по подготовке процесса осуществления функций государства.
Например, сбор, оформление, изучение различной информации, ознакомление с обращениями граждан в органы власти и др.
В современных условиях развития приоритеты государства изменяются, происходит трансформация его функций и смещение их значимости, например, одной из первостепенных по важности в рамках реализации модели социального государства является социальная функция государства.
Внешние функции выражают внешнюю сторону жизнедеятельности государства как субъекта международного права и участника международных сношений. Данные функции направлены на достижение двух основных целей государства - формирование взаимовыгодных взаимоотношений с другими странами и поддержание обороноспособности государства для защиты от потенциальных внешних угроз [2, с. 27].
Внешнеполитическая деятельность предполагает поддержание внешних сношений с другими государствами и включает в себя комплексную деятельность по реализации различных форм сотрудничества в разнообразных сферах на основе компромиссного диалога и достижения соглашений с учетом общих и внутренних интересов каждого из участников международных отношений. Уровень развития цивилизации и темпы глобализации на данном этапе исторического развития человечества требует активного взаимодействия всех стран в экономической, культурной, социальной сферах жизнедеятельности общества, включения в максимально возможного количества государств в глобализационный процесс для разрешения важнейших задач, стоящих как перед отдельным государством, так и перед всем человечеством. Данное взаимодействие делает необходимым поиск наиболее оптимальных форм сотрудничества, предполагающего объединение общих усилий для реализации целей, общих для всей мировой общественности [3, с. 45].
Большое значение в процессе глобализации, представляющей собой одну из важнейших внешних функций современного развитого государства, имеет хозяйственное взаимодействие, осуществляемое для достижения множества экономических задач в области промышленного производства, основанного на разделении отдельных этапов и распределении ролей в нем между государствами, обмен достижениями научно -технического прогресса, общее управление товарооборотом и т.д. Немаловажную роль в реализации вышеназванных функций играют многочисленные международные межправительственные организации. К числу наиболее влиятельных и крупнейших организаций следует отнести ООН и ее специализированные учреждения, в задачи которых входит координация международной деятельности государств -участников в сфере трудового, экономического, кредитно-финансового, научно-технического, экологического взаимодействия. Такими учреждениями являются, например,
Международная организация труда, Экономический и Социальный Совет ООН, Международный валютный фонд и иные специализированные учреждения, советы и комиссии [4, с. 233].
Одной из наиболее распространенных форм сотрудничества в экономической сфере является международное взаимодействие государства, тесно соседствующих друг с другом. Ярким примером такого сотрудничества является организация Европейского союза, основанного на существовавшем ранее Европейском экономическом сообществе. Основной задачей данного межгосударственного объединения является тесная хозяйственная интеграция с целью повышения уровня развития и экономического потенциала стран-участниц на основе свободного передвижения товаров и капитала, установления единых правил торговли, конкуренции, транспортных сообщений. В число задач данной организации входит также сотрудничество в сфере обеспечения международной безопасности [6, с. 36].
В число международных организаций, немаловажное значение в создании которых играет территориальное взаимодействие, является Содружество Независимых Государств, в которое вошли многие страны, являвшиеся бывшими союзными республиками Советского Союза. Необходимость создания данной организации во многом обусловлено трудностью обособленного существования входящих в нее государств, поскольку на протяжении многих десятилетий они были органически связаны теснейшими хозяйственными связями, разрыв которых неминуемо приведет к существенным экономическим потерям. В рамках данной организации, кроме того, осуществляется правовое, таможенное, социально-культурное взаимодействие.
Сотрудничество и взаимодействие в хозяйственной, экономической и финансовой сфере реализуется посредством заключения международных дву- или многосторонних договоров и соглашений между государствами.
Политический аспект предполагает прежде всего взаимодействие стран в вопросах обеспечение международной безопасности, поддержание стабильности миропорядка. Современные тенденции развития международного общения складываются в срезе мирного разрешения любых возможных споров разных государств, всемерное недопущение развязывания вооруженных столкновений. Взаимодействие в политической сфере может быть реализовано между различными уровнями и ветвями государственной власти: между законодательными и высшими исполнительными органами, а также между органами муниципальной власти.
Международное сотрудничество вышло на качественно новый уровень с созданием объединением государств общих парламентских,
исполнительных и судебных органов, юрисдикция которых распространяется территории этих договорившихся государств. Такая система международного взаимодействия наиболее показательно проявляется в объединениях развитых стран европейского сообщества. Управляющие органы данных международных объединений, как правило, состоят из представителей входящих в него государств. Решения, принимаемые управляющими органами таких межгосударственных образований, имеют большое влияние на политическую и экономическую деятельность участвующих стран.
Наиболее влиятельной и крупной международной организацией, включающей в себя значительное количество государств, является Организация объединенных наций. Данная межправительственная организация имеет сложную структуру и внутреннее устройство, в ее компетенцию входит обширный перечень вопросов международного сотрудничества в различных сферах - политической, социальной, экономической. Большое внимание в работе данной организации уделяется вопросам защиты прав и свобод человека. Одной из основных целей ООН является поддержание международного мира и безопасности человечества, способствование мирному разрешению споров, недопущение военной агрессии [7, с. 70].
Помимо общемировых существуют и региональные межправительственные международные организации, включающие в себя государства определенного континента и региона, например, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Африканский союз, Совет Европы, Содружество Независимых государств, Лига арабских государств и т.д. Данные организации также могут иметь компетенцию по самому разнообразному перечню вопросов международного сотрудничества в определенных сферах. Решения в таких международных образованиях принимаются как путем заседаний постоянно или временно действующих управляющих органов и комиссий, так и путем проведения многосторонних переговоров.
Следует отметить, что на всем протяжении периода существования и исторического развития государства как отдельного взятого, так в аспекте участника мирового сообщества его внутренние и внешние функции не остаются неизменными, а претерпевают преобразования, связанные с изменениями как внутренних, так и внешних факторов жизнедеятельности, условий развития, геополитической обстановки, иными словами - среды жизни государства.
В качестве одного из основных факторов, определяющих направленность эволюции функций государства, является мировой научный и технический прогресс, которой в той или иной степени затронул практически все существующие государства, в особенности в пик его расцвета, начавшегося в двадцатом столетии. Трансформации функций государства в этой связи носит двойственный характер. С одной стороны, глобальный
научно-технический прогресс обусловил появление важной для любого цивилизованного государства задачи - развития науки и увеличения научного потенциала государства и человечества в целом, использование ее достижений и внедрение новых технологий для процветания государства, улучшения качества жизни человека. Однако научно -технический прогресс неотступно связан с возникновением новых угроз безопасности жизни и здоровья человека, экологической обстановки во всем мире, исходящие от отраслей науки, связанных с силой атомных реакций, генетикой, биологией и пр.
С развитием науки и культуры цивилизации для государств возникло новое направление деятельности, обусловившая необходимость как внутреннего регулирования, так и международного сотрудничества - защита интеллектуальных прав на результаты научной и творческой деятельности, являющаяся одним из важнейших условий развития науки, обеспечивающих охрану продуктов труда деятелей науки и искусства, получение оплаты за использование результатов такого труда другими лицами [8, с. 238].
История прошлого столетия наполнена многочисленными политическими и социальными катаклизмами, когда во многих странах рушился устоявшийся уклад жизни, основы государственного и общественного устройства, закладывались принципы нового политического мышления. Нередко данные преобразования сопровождались значительными человеческими жертвами и социальными потрясениями. Предмет борьбы различных социальных групп и классов составляло система государственной и частной собственности.
Однако в нынешнее время все большие масштабы приобретают конфликты в сфере интеллектуальной собственности. В данных условиях немаловажное значение имеет международное взаимодействие государств в сфере защиты результатов интеллектуальной деятельности.
Развитие научно-технического прогресса обусловило возникновение новых вызовов мировой цивилизации, обострение проблем защиты основных и неотъемлемых прав и свобод человека. Например, возникновение новых направлений в медицине, занимающихся вопросами трансплантации органов и тканей человека, изменения пола, искусственного оплодотворения повлекло за собой обострение вопроса нравственной стороны медицинской деятельности, что в последующем обусловило появление такого направления, как биоэтика. Наиболее эффективное решение этих и многих других вопросов видится в международном сотрудничестве.
Темпы развития человеческой цивилизации обусловили появление новых насущных задач перед каждым государством. Экономическое и
техническое развитие, индустриальные революции прошлого века заставили человечество задуматься об угрозе существования жизни на планете, что стало причиной зарождения нового научного направления - экологии, а обеспечение экологической безопасности стало не только одним из направлений внутренней деятельности государства. Масштабы многих экологических проблем требуют приложения усилий всех государств, выработки общей стратегии в данном вопросе, имеющем глобальный характер. Проблемы загрязнение водного, воздушного и космического пространства, истощение почв, накопление радиоактивных отходов в последние десятилетия вышли на уровень всепланетарной угрозы [9, с. 64].
Наличие сложного разума человека, с помощью которого человечество смогло достигнуть столь больших высот в развитии цивилизации, оборачивается и другой стороной, поскольку одновременно он создает такие условия, которые ставят под угрозу его выживания как вида. Еще в древние времена различные племена вынуждены были покидать места своего обитания из-за больших загрязнений и результатов своей жизнедеятельности. Изобретение первых очистных сооружений и канализации позволили человеку создавать более благоприятные условия для длительного проживания в одном месте, что также способствовало появлению крупных городов и крупных агломераций. В современном мире проблема выживания человечества стала более острой в связи с развитием промышленности и производства, которые неотвратимо оставляют за собой большие объемы различных отходов, накопленных за период существования человеческой цивилизации в огромных масштабах, а их утилизация становится все более сложной задачей. В таких условиях борьба за чистоту планеты, развитие технологий, позволяющих более рационально использовать природные ресурсы с наименьшими последствиями для окружающей среды приобретают большую актуальность в сфере международного сотрудничества. Игнорирование существующих проблемы мировым сообществом поставит человека под угрозу вымирания.
Наибольшее значение в данном направлении имеет выработка соответствующей, в том числе, международной политики органами государственной власти, создание условий финансового, правового, административного обеспечения деятельности институтов, направленных на защиту окружающей среды и рациональное природопользование [10, с. 51].
Одним из наиболее влиятельных факторов эволюции функций государства является всеобъемлющий процесс интеграции мировой экономики, возникновение транснациональных корпораций, занимающих доминирующее положение в мировой экономике. В данный условиях на передний план внешнеполитической политической деятельности государств становится необходимость перехода от противостояния к сотрудничеству и партнерству.
Приоритетным направлением в международных отношениях становится обеспечение всеобщего мира и безопасности человечества. Реализация данной цели невозможна без достижения компромисса и соглашения между странами, международного регулирования и контроля использования энергии атома, технологических достижений в области химии и биологии. В данном аспекте существенное значение имеет ограничение производства вооружения, своей мощью способного уничтожать целые города и даже государства, не оставляя ничего живого в радиусе тысяч километров. Особенно острый характер данный вопрос приобретает в периоды масштабных конфликтов, которые не прекращаются практически никогда, в периоды напряженной геополитической обстановки, которая наблюдается и в настоящее время. Проблема сдерживания агрессии государства и предотвращение применения ядерного оружия, недопущения использования химического и биологического оружия может быть решена лишь посредством участия всего мирового сообщества, путем объединения усилий всех государств.
На протяжении уже длительного времени актуальной остается проблема разрешения и полной утилизации ядерного оружия. Введение ограничения владения таким оружием лишь определенным кругом государств стало частичной попыткой разрешения такой проблемы. Однако такое положение дел вызывает чувство несправедливости у многих государств, которые этим оружием не обладают, следствием чего становятся их попытки добиться производства такого оружия и приобретения статуса ядерной державы. А это, в свою очередь, лишь усугубляет проблему ядерного разоружения. Для разрешения данного вопроса государствам необходимо достичь соглашения по полному отказу от ядерного оружия, поскольку оно в случае применения повлечет массовое уничтожение человечества, тотальное разрушения цивилизации и необратимые последствия для всего мира и планеты.
Таким образом, функции государства, как внутренние, так и внешние, не оставались неизменными с момента появления государственности в обществе. На протяжении всего времени существования государства его функции изменялись в зависимости от определенного этапа исторического развития человеческой цивилизации, международных, экономических, политических, социальных отношений, при переходе от одного типа государства к другому. На современном этапе человечество столкнулось с новыми вызовами, угрожающими его существованию как виду. Огромную роль в функционировании государства как участника мирового сообщества, особенно в условиях глобализации, стало играть международное сотрудничество. Разрешение таких проблем всемирного масштаба, как международный терроризм, экологические катастрофы, загрязнение
окружающей среды, крупные военные конфликты, ядерное разоружение требуют объединения усилий всех существующих государств, поскольку эти и другие угрозы являются общими для всего человечества.
Список использованных источников
1. Келепова М. Е. Эволюция функций государства в условиях глобализации // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2020. № 2 (29). С. 45-49
2. Семенова В. В. К вопросу о внешних функциях государства // Вестник СГЮА. 2017. №3 (116). С. 26-30.
3. Парганаева Д. Н. Внутренние и внешние функции государства: исследование основных проблем // Ленинградский юридический журнал. 2018. №1 (51). С. 43-48.
4. Попова Т. В. Внешние функции государства // Молодой ученый. 2018. № 25 (211). С. 233-234.
5. Виприцкий Н. Н. Внешние функции российского государства в условиях глобализации // Общество и право. 2011. № 4 (36). С. 48-50.
6. Савина Т. Н. Функции государства в современной экономике: содержание и особенности // Контентус. 2012. № 5. С. 32-48.
7. Туманов С. Н. Договорные начала в структуре механизма реализации внешних функций государства // Юридическая наука. 2016. № 6. С. 67-73.
8. Головистикова А. Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Эксмо; Москва, 2020. 649 с.
9. Акишин М. О. Функции государства и процесс модернизации // Ленинградский юридический журнал. 2020. № 3 (25). С. 58-74.
10. Кондратов А. И. Направления внешнеполитической деятельности государства // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2019. № 1 (240). С. 48-54.
THE EVOLUTION OF THE EXTERNAL FUNCTIONS OF THE STATE DUE TO CHANGES IN THE EXTERNAL CONDITIONS OF ITS DEVELOPMENT
Eremin A. R.**
doctor of law, professor eralro@mail.ru
Sazonova E. V. **
Master student liza.sazonova.18@mail.ru
*National Research Mordovia State University, Saransk, Russia
Abstract:
In the article, the author analyzes the external functions of the state, gives their general characteristics. The process of evolution of the external functions of the state depending on certain factors of its development at a particular historical stage is considered.
Key words:
states, state functions, international cooperation, state interests.