Научная статья на тему 'Критерии, оценки, принципы доктринально-идеологической составляющей внешнеполитической деятельности государства (на примере концепций внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 годов)'

Критерии, оценки, принципы доктринально-идеологической составляющей внешнеполитической деятельности государства (на примере концепций внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 годов) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
485
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / EXTERNAL STATE FUNCTIONS / NATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL LAW PRINCIPLES / FOREIGN POLICY / FOREIGN POLICY STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Туманов Сергей Николаевич

В статье проведен сравнительный анализ положений двух документов доктринального характера, имеющих непосредственное отношение к осуществлению внешних функций современного государства. Автором показано изменение реальной политической и экономической обстановки, повлекшее пересмотр основных подходов к решению международных проблем и участию в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Туманов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria, estimation, principles of doctrinal-ideological component of state foreign policy (for example, the Concepts of the foreign policy of the Russian Federation of 2013 and 2016)

In article the author offers a comparative analysis of the provisions of two documents of a doctrinal nature, of direct relevance to the implementation of the external functions of the modern state. The author shows the change in the real political and economic situation, which entailed a revision of the basic approaches to international problems and participate in the process.

Текст научной работы на тему «Критерии, оценки, принципы доктринально-идеологической составляющей внешнеполитической деятельности государства (на примере концепций внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 годов)»

Туманов Сергей Николаевич

кандидат исторических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия

(e-mail: edu@ssla.ru)

Критерии, оценки, принципы доктринально-идеологической составляющей внешнеполитической деятельности государства (на примере Концепций внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 годов)

В статье проведен сравнительный анализ положений двух документов доктринального характера, имеющих непосредственное отношение к осуществлению внешних функций современного государства. Автором показано изменение реальной политической и экономической обстановки, повлекшее пересмотр основных подходов к решению международных проблем и участию в этом процессе.

Ключевые слова: внешние функции государства, национальная безопасность, принципы международного права, внешнеполитическая деятельность, внешнеполитическая стратегия.

S.N. Tumanov, Candidate of History, Professor, Saratov State Law Academy; e-mail: edu@ssla.ru

Criteria, estimation, principles of doctrinal-ideological component of state foreign policy (for example, the Concepts of the foreign policy of the Russian Federation of 2013 and 2016)

In article the author offers a comparative analysis of the provisions of two documents of a doctrinal nature, of direct relevance to the implementation of the external functions of the modern state. The author shows the change in the real political and economic situation, which entailed a revision of the basic approaches to international problems and participate in the process.

Key words: external state functions, national security, international law principles, foreign policy, foreign policy strategy.

Процессы адаптации государства к новым внешнеполитическим реалиям на современном этапе развития международных отношений и консолидация межгосударственных связей происходят значительно сложней по сравнению с предыдущими годами. Объяснениями тому послужили кардинальные изменения в области развития информационных технологий, порождающие, помимо интенсивного и динамичного ускорения глобализации, новые угрозы, негативно воздействующие на социальную действительность отдельных государств, подрывая экономические, политические, культурно-духовные основы; международной безопасности в связи с распространением международного терроризма; экономического и политического сотрудничества государств в связи с вводимыми санкционными мерами и т.д.

За последние годы мир столкнулся с чередой не разрешенных по сегодняшний день затруднительных ситуаций, и перечисленное выше - далеко не исчерпывающий перечень

того, что обострило недопонимание среди основных участников международной политики.

Во избежание «эффекта домино» [1] возникла исключительно важная необходимость правового регулирования геополитических действий нашей страны. В 2012 г. Президентом РФ был издан указ [2], подчеркивающий острую необходимость создания прочной юридической базы и механизма реализации прав, законных интересов государства на мировой арене, в целях последовательного осуществления внешнеполитического курса. Основываясь на началах прагматизма, открытости и многофакторности, в условиях формирования новой полицентричной системы международных отношений в 2013 г. была разработана и принята Концепция внешней политики Российской Федерации [3]. В ней были утверждены основные стратегии военной доктрины и безопасности, религиозно-культурных связей, научно-технического потенциала, обеспечивающего рост качества материального и духовного уровня жизни населения, создание гума-

193

нитарных проектов, защищающих права человека за рубежом. Особый акцент был сделан на важности создания и укрепления ранее сложившихся экономических отношений, оздоровления финансовой системы в посткризисный период, внедрения новых технологий, а также гарантирования диверсификации на трансконтинентальном пространстве.

Нарастающая динамика изменений в области межгосударственных отношений, возникновение новых, не всегда положительных факторов заставили пересмотреть и внести корректировки взятого ранее дипломатического курса. 30 ноября 2016 г. была утверждена новая Концепция внешней политики Российской Федерации [4]. Заданный ранее вектор был доработан, осуществлена более глубокая детализация системы юридических средств, воздействующих на внешнеполитические отношения, проявляющиеся, прежде всего, в подходах к решению вопросов войны и мира, экономического, культурного, экологического партнерства и появившегося относительно недавно информационного влияния, направленного на формирование общественного мнения за пределами государства.

Концепция 2016 г. отражает и выражает необходимость переосмысления ряда вопросов в контексте кардинальных перемен в геополитическом плане. Ее содержание свидетельствует об иной оценке мировой ситуации, об ином видении путей возникновения и разрешения международных проблем и, как следствие, об изменении системы принципов и идеологической составляющей деятельности государства по осуществлению его внешних функций.

Для понимания различий двух документов доктринального характера предлагаем сравнить некоторые их положения.

Так, изменения в оценке сложившейся мировой ситуации выражены в следующих положениях.

Концепция 2013 г. Продолжают сокращаться возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. Выход на авансцену мировой политики и экономики новых игроков на фоне стремления западных государств сохранить свои привычные позиции сопряжен с усилением глобальной конкуренции, что проявляется в нарастании нестабильности в международных отношениях.

Концепция 2016 г. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового

развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к рынкам сбыта, контроль над транспортными артериями. Стремление западных государств удержать свои позиции, в том числе посредством навязывания своей точки зрения на общемировые процессы и проведения политики сдерживания альтернативных центров силы, приводит к нарастанию нестабильности в международных отношениях, усилению турбулентности на глобальном и региональном уровнях. Борьба за доминирование в формировании ключевых принципов организации будущей международной системы становится главной тенденцией современного этапа мирового развития.

Концепция 2013 г. Оборотной стороной процессов глобализации становится тенденция повышения значения фактора цивилизационной идентичности. Стремление вернуться к своим цивилизационным корням отчетливо прослеживается в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политическое и социально-экономическое обновление общества зачастую проходит под лозунгом утверждения исламских ценностей. Схожие процессы наблюдаются и в других регионах, что выводит в разряд первоочередных приоритетов мировой политики задачу предотвращения межцивили-зационных разломов, наращивания усилий в интересах формирования партнерства культур, религий и цивилизаций, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества.

Негативно на перспективы укрепления глобальной стабильности влияет обозначающаяся тенденция реидеологизации международных отношений.

17. Глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приводит к появлению новых криминальных «центров силы», аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путем проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установления связей с террористическими и экстремистскими организациями.

Концепция 2016 г. Одной из наиболее опасных реалий современного мира становится усиление угрозы международного терроризма. Распространение экстремистской идеологии и активность террористических структур в целом ряде регионов (в первую очередь на Ближнем Востоке и в Северной Африке), обусловлен-

194

ные как обнажившимися на фоне процессов глобализации системными проблемами развития, так и в значительной степени внешним вмешательством, в совокупности привели к разрушению традиционных механизмов государственного управления и обеспечения безопасности, увеличению масштабов незаконного распространения оружия и боеприпасов. Навязываемые извне идеологические ценности и рецепты модернизации политической системы государств усилили негативную реакцию общества на вызовы современности. Эти тенденции используются экстремистскими силами, которые, опираясь, в частности, на искаженное толкование религиозных ценностей, призывают к применению насильственных методов для достижения своих целей в политическом, межнациональном и межрелигиозном соперничестве.

15. Качественно новый характер глобальная террористическая угроза приобрела с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана. Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей.

16. Увеличиваются масштабы транснациональной организованной преступности, появляются новые криминальные центры силы, аккумулирующие значительные ресурсы и последовательно расширяющие сферы своего влияния, в том числе путем проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установления связей с террористическими и экстремистскими организациями.

17. Современный мир характеризуется стремительным ростом уровня, расширением характера и географии таких имеющих трансграничную природу вызовов и угроз, как незаконное распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, неконтролируемый трафик оружия, нелегальная

миграция, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, коррупция, морское пиратство, киберпреступность, глобальная бедность, изменение климата, а также угрозы в области продовольственной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Концепция 2013 г. 59. Учитывая значимую роль Европейского союза в международных делах, Россия настроена на поддержание интенсивного и взаимовыгодного политического диалога с Европейским союзом по основным вопросам внешнеполитической повестки дня.

70. Россия последовательно выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями.

Концепция 2016 г. 61. Накопившиеся в течение последней четверти века системные проблемы в Евро-Атлантическом регионе, выразившиеся в осуществляемой Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Европейским союзом (ЕС) геополитической экспансии при нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества, вызвали серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада. Проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность, наносит ущерб долгосрочным интересам всех сторон, противоречит возрастающей в современных условиях потребности в сотрудничестве и противодействии транснациональным вызовам и угрозам.

63. Для России ЕС остается важным торгово-экономическим и внешнеполитическим партнером. Российская Федерация заинтересована в выстраивании конструктивного, стабильного и предсказуемого сотрудничества со странами ЕС.

Имеются различия и в критериях, обусловливающих внешнеполитическую деятельность России.

Концепция 2013 г. Фундаментальный характер и стремительный темп перемен создают для Российской Федерации, наряду с серьезными рисками, одновременно и новые возможности. Россия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и опирающийся на безусловное уважение международного права.

Концепция 2016 г. Россия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический

195

курс, который продиктован ее национальными интересами и основой которого является безусловное уважение международного права. Россия всецело осознает свою особую ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне и нацелена на совместные действия со всеми заинтересованными государствами в интересах решения общих задач.

Концепция 2013 г. 31. д) вести дело к завершению международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, а также границ морского пространства, в отношении которого она осуществляет суверенные права и юрисдикцию, при безусловном обеспечении национальных интересов России, прежде всего в сфере безопасности и экономики, исходя из задачи укрепления доверия и сотрудничества с сопредельными государствами.

Концепция 2016 г. 26. Российская Федерация намерена: е) активизировать процесс международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, а также границ морских пространств, в пределах которых Россия осуществляет суверенные права и юрисдикцию, при безусловном обеспечении ее национальных интересов, прежде всего в сфере безопасности и экономики, исходя из важности укрепления доверия и сотрудничества с сопредельными государствами...

Принципы осуществления внешних функций государства нашли наиболее детальную проработку и выражение в Концепции 2016 г. Для сравнения приведем следующие положения Концепций.

Концепция 2013 г. 29. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою без-альтернативность и наделена уникальной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной и координирующей роли. Это предполагает:

а) обеспечение незыблемости ключевых положений и принципов Устава ООН, всемерное укрепление ее потенциала в целях рационального адаптирования ООН к новым мировым реалиям при сохранении ее межгосударственной природы.

Концепция 2016 г. 24. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтер-нативность и наделена международной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной координирующей

роли. Это предполагает: а) обеспечение незыблемости ключевых положений и принципов Устава ООН, в том числе относящихся к итогам Второй мировой войны и действиям, предпринятым или санкционированным в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, всемерное укрепление потенциала ООН в целях рациональной адаптации к новым мировым реалиям при сохранении ее межгосударственной природы.

Положения обеих концепций базируются на принципах неприменения силы и угрозы силы, разрешения международных споров мирным путем, невмешательства во внутренние дела государства, сотрудничества стран, равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства, добросовестности, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государства, принципе уважения прав человека и основных свобод, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций [5], Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Всеобщей декларации прав человека и в других ратифицированных на территории нашей страны нормативных правовых документах. Такой подход призван обеспечивать безопасность всех участников международных отношений.

Стоит подчеркнуть, что редакция Концепции 2013 г. выражает идею гуманизма и позицию страны о снижении роли силы и переходе к идее стратегического и мирного развития в решении таких глобальных проблем, как противодействие распространению оружия массового поражения, преодоление экономической стагнации, национальной и циви-лизационной разрозненности, содействие в ликвидации международного терроризма, религиозно-идеологического экстремизма, коррупции, нищеты, торговли людьми. Осуществляется противостояние и борьба с другими общественно опасными и антисоциальными явлениями, угрожающими нормальной жизни человека, общества, государства и мира в целом. Впервые приобретает формальное выражение всеобщая значимость защиты информационного пространства, необходимость развития «кибер-демократии» и других альтернативных информационно-технических методов реализации внешнеполитических функций [6, с. 18].

Эволюция внешнеполитической стратегии, отраженная в действующей Концепции, вы-

196

ражается в том, что некоторые межгосударственные отношения, существовавшие ранее, утратили свою весомость и значимость. Они приобрели статус потенциально возможных и, несомненно, будут реализованы при возникновении благоприятных условий.

Например, одной из основных геополитических задач, существовавших ранее, является целенаправленное обеспечение мер по улучшению и укреплению сложившихся связей с США и Евросоюзом, чего не наблюдается в Концепции 2016 г. В ней подчеркивается важность поиска возможного компромисса между Российской Федерацией и странами, оказывающими на нее разностороннее давление, подрывающими ее стабильность. Говорится об особенной причастности к этому Соединенных Штатов Америки и ЕС. Из-за заметного разлада рыночных отношений с Россией Евросоюз в новом документе утратил статус основного торгово-экономического и внешнеполитического партнера. В анализируемом акте раскрываются основные причины обострения неустойчивости данных отношений: неравномерность мирового развития, усиление дифференциации уровня материальной обеспеченности государств, ожесточенная борьба за ресурсы, рынки сбыта, насильственное навязывание ценностных ориентиров, разжигание межнациональных, конфессиональных, государственных конфликтов, рост ксенофобии.

Тем не менее, Россия продолжает консолидировать отношения со странами СНГ, развивать интеграционные структуры, наращивать и открывать новые экономические перспективы в рамках Евразийского союза (ЕАЭС), особое внимание стало уделяться стратегическому взаимодействию не только с Беларусью и Казахстаном, но и с Арменией и Киргизией. Наращивает взаимодействие с партнерами в рамках «Группы двадцати», ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), «стремится к укреплению комплексного, имеющего долгосрочный характер диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и его выведению на уровень стратегического партнерства». Россия также продолжает двигаться по курсу, направленному на выстраивание добрососедских связей и осуществление взаимовыгодного сотрудничества с Японией и Канадой [7].

Продолжают выстраиваться перспективы развития российской Арктики, решаются новые проблемы сложившегося международно-правового режима соответствующих морских

пространств, оказывается твердое противодействие политизации отношений в данном регионе между государствами, возникновению какой-либо конфронтации и военных действий. Развитие Северного пути является стратегически важным для создания новых национально-транспортных коммуникаций между Европой и Азией [8].

Концепция внешней политики РФ, принятая в 2016 г., придает особое значение мировой безопасности. Помимо призыва всех участников международного союза к денуклеаризации, важнейшей задачей государства является противодействие международному терроризму во всех его возможных формах и проявлениях. Следует отметить, что в соответствии с принятым соглашением из-за весьма опасной угрозы дестабилизации государственного строя, по просьбе правительства Сирии, Россия вступила в военную операцию в качестве союзника по оказанию противодействия таким организациям, как «Исламское государство», «Фронт ан-Нусра», и другим нелегальным объединениям, входящим в состав «Аль-Каиды» [9].

В Концепции 2016 г. указывается на невозможность победить терроризм и экстремизм только посредством военных и правоохранительных мер, на необходимость активного и результативного использования потенциала институтов гражданского общества, включая научные и образовательные организации, бизнес-сообщества, религиозные объединения, неправительственные организации и средства массовой информации. Несмотря на это, Российская Федерация готова к сотрудничеству в сфере противодействия террористическим организациям и группировкам, в том числе путем применения военной силы, стремится к объединению всех государств и всего международного сообщества в целях борьбы с терроризмом, подавляя любые нелегитимные попытки захватить государственную и мировую власть, императивно навязывать свою волю народу, деформируя общественное сознание.

Сделана попытка более полно раскрыть идею правового регулирования отношений, возникающих в информационных и телекоммуникационных сферах, что обусловлено большим количеством информационных войн, конфликтов и иных рисков, вызывающих межгосударственную турбулентность, развитием трансграничных вызовов и угроз, а также резким скачком количества киберпреступлений и кибертерроризма. Однако, кроме дополнения документа последними понятиями, особой ясности в процессы ИКТ внесено не было.

197

Подводя итоги, можно указать, что идейное содержание Концепции 2016 г. приобрело более четкую структуру и ясную форму. Определены и основные направления участия России на трансконтинентальном, межгосударственном уровнях, задан курс, соответствующий «повестке

1. President Eisenhower's News Conference, Apr. 7, 1954, Public Papers of the Presidents, 1954. URL: mtholyoke.edu URL: https://www. mtholyoke.edu/acad/intrel/pentagon/ps11.htm (дата обращения: 05.02.2017).

2. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 // Рос. газ. 2012. № 102.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Президентом РФ В.В. Путиным 12 февр. 2013 г. (утратила силу). URL: http://www.mid.ru/foreign_ policy/official_documents//asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 05.02.2017).

4. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 нояб. 2016 г. № 650 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.

5. Устав Организации Объединенных Наций. URL: http://www. un. org/ru/charter-united-nations/ index.html (дата обращения: 05.02.2017).

6. Корбат Ф.Е. Кибер-демократия как развитие информационной политики // Изв. высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 4. С. 17-29.

7. Новое в российском законодательстве. Архив с 7 нояб. 2016 г. по 27 янв. 2017 г. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.02.2017).

8. Кудинов Н.Н. Угрозы национальным интересам и система обеспечения пограничной безопасности Арктической зоны России // Вестн. Мурманск. гос. тех. ун-та. 2014. Т. 17. № 3. С. 497-508.

9. Военная операция России в Сирии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Военная_опера-ция_России_в_Сирии (дата обращения: 05.02.2017).

дня» по осуществлению внешнеполитических функций. Обращает на себя внимание отказ от расплывчатых и двусмысленных формулировок, обусловленных нежеланием обострять отношения с партнерами, оказавшимися на сегодняшний день почти потенциальными врагами.

1. President Eisenhower's News Conference, Apr. 7, 1954, Public Papers of the Presidents, 1954. URL: mtholyoke.edu URL: https://www. mtholyoke.edu/acad/intrel/pentagon/ps11.htm (date of access: 05.02.2017).

2. About measures for realization of a foreign policy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. May 7,

2012 № 605 // Russian newsp. 2012. № 102.

3. Concept of foreign policy of the Russian Federation: approved by the President of the Russian Federation V. V. Putin on Febr. 12,

2013 (has become invalid). URL: http://www. mid.ru/foreign_policy/official_documents//asset_ publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (date of access: 05.02.2017).

4. About the approval of the Concept of foreign policy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Nov. 30, 2016 № 650 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2016. № 49. Art. 6886.

5. Charter of the United Nations. URL: http:// www. un.org/ru/charter-united-nations/index.html (date of access: 05.02.2017).

6. Corbat F.E. Cyber-democracy as development of information policy // Bull. of the higher educational institutions. Volga region. Social sciences. 2013. № 4. P. 17-29.

7. New in the Russian legislation. Archive from Nov. 7, 2016 to Jan. 27, 2017. URL: http://www. consultant.ru/ (date of access: 05.02.2017).

8. Kudinov N.N. Threats to national interests and system of ensuring boundary safety of the Arctic zone of Russia // Bull. of Murmansk state technical university. 2014. Vol. 17. № 3. P. 497-508.

9. The military operation of Russia in Syria. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Voyennaya_ operatsiya_rossii_v_sirii (date of access: 05.02.2017).

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.