Научная статья на тему 'Эволюция в системе образования в США'

Эволюция в системе образования в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4021
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция в системе образования в США»

ЛИКИ ВРЕМЕНИ

ЭВОЛЮЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В США

Г лобализация хозяйственных связей и отношений, процессы рыночных преобразований привели к серьезной переоценке роли многих факторов экономического развития и воспроизводственных процессов. Вместе с тем стало очевидным, что независимо от соотношения в экономике, например, государственного и рыночного начал, ряд сфер и отраслей имели и будут иметь критически важное значение при всех режимах функционирования системы социально-экономических отношений. К числу таких отраслей безусловно может быть отнесена сфера образования и профессиональной подготовки. На рубеже XXI в. США убедительно демонстрируют, что «инвестиции в человека» играют все более решающую роль в обеспечении конкурентных преимуществ страны как в рамках национальной, так и мировой экономики.

Ведущая сфера американской экономики

К началу нового века в США сформировалась высокоразвитая многоступенчатая система образования, состоящая из нескольких звеньев. Кадры различных квалификационных уровней готовятся в высшей и средней школе, в специальных государственных профессиональных учебных заведениях, в учебных центрах и на курсах частных компаний, непосредственно на рабочих местах, а также в составе вооруженных сил. При этом помимо подготовки кадров система образования в США все в большей степени выполняет важную социальную функцию - позволяет гражданам реализовать право на саморазвитие, нередко и «вне связи с будущей или настоящей профессиональной деятельностью.

Наиболее распространенной формой профессиональной и общей подготовки является формальное образование - высшее и среднее. В 1997 г. высшее образование имело около 29% всех работающих (в 1970 г. - 14%), незаконченное высшее -около 28% (в 1970 г. 12%). Доля лиц, получивших только среднее образование, составляла 33% (38% в 1970 г.), и не имеющих среднего образования - лишь около 11% (36% - в 1970 г.). Т аким образом, около 60% работающих американцев к началу XXI в.

имело высшее и незаконченное высшее образование - один из самых высоких показателей в мире.

Значение формального образования, особенно высшего, исключительно велико в отдельных профессиональных группах занятых. Так, более 70% специалистов высшей квалификации получили образование в университетах и колледжах. Около 40% техников и 30% медицинских сестер приобрели профессию в двухгодичных колледжах.

Одной из важнейших ферм профессионального образования в США - является также подготовка на рабочих местах. Ее получило около 30% занятых. Особенно велико значение такой подготовки среди так называемых «синих воротничков»

- рабочих всех сфер экономики, а также среди работников торговли, административно-вспомогательного персонала.

Существует также такая форма подготовки, -как учебные центры частных компаний, прежде всего крупных корпораций. В них, по оценкам, прошло подготовку более 10% всех занятых в США. Среди квалифицированных рабочих, техников, управленческих кадров этот показатель составляет 12-17%.

Еще примерно 2% работников приобрели профессию во время службы в вооруженных силах страны. По отдельным профессиям процент подготовленных в армии специалистов весьма высок. Таким образом, получили профессиональную подготовку 45% всех американских авиамехаников, 20% техников по ремонту информационного оборудования.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что система образования в США, особенно система формального образования (средняя школа, профессиональные училища и высшие учебные заведения), доступна самым широким слоям населения. Это обусловливается общим высоким уровнем развития системы образования в стране, его многоцелевым и многофункциональным характером (начиная от проведения фундаментальных исследований и предоставления базовых и наиболее общих знаний и кончая узкой специализацией выпускников образовательных учреж-

дений различных уровней), а также масштабами ассигнований, направляемых в эту сферу. Так, государственные и частные затраты на образование (без расходов на «образование для взрослых» -профессиональную подготовку преимущественно без отрыва от производства) заметно возросли в 80-е и 90-е годы (более чем на 66%) и составили в 1997 г. 564 млрд. долл., или около 7% ВВП, что заметно превосходит годовые расходы США на военные цели (примерно 270 млрд. долл., или 3,3% ВВП). Следует, однако, отметить, что военные расходы полностью финансируются из федерального бюджета, а затраты на образование в определенной пропорции распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами штатных и местных органов власти. Кроме того, по разным оценкам, до 150 млрд. долл. составляют расходы на упомянутое выше «образование для взрослых», в рамках которого, например, в 1994-1995 учебном году различными программами обучения было охвачено 76,3 млн. человек, или 40% взрослого населения страны (в середине 80-х годов - лишь 13,3%). С учетом всех прочих государственных и частных программ на подготовку и переподготовку кадров (переподготовку безработных, подготовку на рабочем месте и пр.) валовые затраты на образование в США достигают в настоящее время астрономической суммы - 800 млрд. долл. в год.

В целом из государственных источников (федерального, штатных и местных бюджетов) финансируется абсолютное большинство - 4/5 всех учреждений сферы образования США (от учреждений дошкольного образования до вузов). В 1997 г. эти расходы составили 456 млрд. долл., или почти 80% общей суммы американских расходов на образование (без расходов на образование для взрослых и переподготовку рабочей силы); лишь 20% всех учреждений образования поддерживается частным капиталом (корпорациями, частными фондами и отдельными лицами) - их расходы составили в том же году более 108 млрд. долл., или около 20% совокупных расходов. Такое соотношение отражает важнейшую особенность американской системы формального образования - преобладающую роль государства в его финансировании.

Немаловажно, что сфера образования располагает многочисленными и хорошо подготовленными педагогическими кадрами. В 1996 г. в США насчитывалось 3 млн. школьных учителей, в том числе более 2,6 млн. учителей государственных школ. В высшей школе в том же году было занято

около 900 тыс. преподавателей, в том числе 630 тыс. в государственных вузах и 260 тыс. - в частных. Еще более 1 млн. человек, по оценкам, имеют «работу, связанную с преподаванием»: специалисты в области образования, работающие в промышленных компаниях и в военной сфере, консультанты и преподаватели в музеях, библиотеках и т. д. Весьма велика и численность административного персонала, работающего в системе образования, - более 1,2 млн. человек.

Первый базисный элемент американского образования - это система школьного (среднего) обучения, призванная давать как основы специальных профессиональных знаний, так и общие знания гуманитарного характера, ориентированные на общее развитие детей и подростков. В 1997 г. в США насчитывалось около 108 тыс. средних и начальных школ, где обучалось более 51 млн. школьников. При этом основой среднего образования были 87 тыс. государственных школ. В них в 1997 г. обучалось более 45 млн. школьников, т. е. почти 90% их общего числа. Объем ассигнований на начальное и среднее образование в США составил в 1997 г. около 340 млрд. долл., в том числе на государственное образование - более 313 млрд. долл., или 92% всех расходов. Следует подчеркнуть, что частные школы, как правило, предоставляют гораздо более качественное образование, чем государственные.

При характеристике американской средней школы следует иметь в виду, что она по многим параметрам заметно отличается от зарубежных систем среднего образования. Так, применительно к США вряд ли вообще можно говорить о некоей «системе» среднего образования в стране -столь заметны могут быть различия в программах, требованиях и методах обучения в различных регионах и школах страны. Здесь нет единых образовательных программ и стандартов, нет единых источников финансирования; помимо различных государственных органов на всех уровнях

- федеральном, штатном и особенно местном - в принятии решений по финансовым и организационным вопросам, по формированию программ и методов обучения, по оценке качества обучения могут участвовать представители бизнеса и общественных организаций, а также родители. Формально - по Конституции США - именно штатам делегированы основные полномочия и ответственность за состояние среднего образования в стране. Однако традиционно именно на

местном уровне - причем не чиновниками, а общественными организациями родителей и учителей, а также школьными советами - реально принимаются все главные решения о том, чему и как учить детей.

Высокая степень контроля со стороны местных властей и общественности над деятельностью школ - характерная особенность системы государственного школьного образования США. Этот принцип заложен и в организации школьного дела. На уровне штата вопросами образования занимается министерство образования штата, руководство которого назначается губернатором либо избирается населением.

Территория каждого штата разделена на школьные округа (всего в 90-е годы их насчитывалось около 15 тыс.), во главе которых стоят школьные комитеты (называемые также школьными советами, советами школьных попечителей и т. п.), преимущественно избираемые населением. Школьные комитеты, состоящие из представителей педагогической общественности, и определяют школьную политику на местах, назначая для оперативного руководства школами профессионального управляющего суперинтенданта школ округа. Примерно в половине штатов имеется еще одна, промежуточная ступень в организации среднего образования - отделы образования графств и, соответственно, должности суперинтендантов школ графств.

Таким образом, можно говорить о чрезвычайно многообразной и сложной системе организации среднего и начального образования в США, имеющей как свои несомненные плюсы, так и многочисленные минусы. И если к достоинствам такой системы относится именно ее многообразие и учет местных особенностей и потребностей, то к недостаткам - отсутствие единых образовательных стандартов. Вместе с тем, несомненно, наличие столь масштабной и бесплатной для 90% детей системы школьного образования (бесплатным государственное среднее образование в США стало с начала нынешнего века) является крупным социальным достижением американского общества.

Одно из центральных и наиболее важных звеньев американской системы образования составляют высшие учебные заведения. Общая численность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила в 1999 г. 14,3 млн. человек - это более 1/3 численности молодых

американцев. Из них 8,8 млн. человек обучаются в университетах и четырехгодичных колледжах, а 5,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих пос-лешкольное специальное образование. Общие ассигнования на высшее и среднее специальное образование составили в 1997 г. 224,5 млрд. долл. (142,6 млрд. тратится в государственном секторе и 81,9 млрд. долл. в частном).

Школьное образование: успехи последних лет

Высокий уровень развития американского образования отнюдь не означает отсутствие каких бы то ни было проблем. В 1983 г. в США был опубликован доклад группы экспертов, под названием - «Нация в опасности». Данный доклад, который был посвящен серьезным проблемам американской системы образования и который констатировал существенное отставание США по ряду ключевых направлений его развития, привлек большое внимание как общественности, так и правительства, став своего рода катализатором более активных действий общества и государства по улучшению положения в данной сфере.

Особое внимание было обращено на качество среднего образования. Например, по оценкам экспертов, выпускники японских школ превосходили по знаниям своих американских сверстников примерно на четыре года обучения. Многие выпускники демонстрировали весьма слабый уровень подготовки: 28% опрошенных школьников не смогли правильно передать содержание прочитанного текста, 10% - грамотно написать заданный текст. Особенно низкий уровень знаний школьников отмечался в области естественных наук и математики.

За 80-е и 90-е годы был достигнут прогресс по ряду конкретных показателей, особенно в тех областях образования, где США отставали от других стран. Так, в средней школе стало уделяться гораздо больше внимания преподаванию математики и естественнонаучных дисциплин - объем предоставляемого материала в них возрос соответственно на 49 и 33%. В 1994 г. 93% выпускников были, например, аттестованы по биологии (по сравнению с 77% в 1982 г.) , более 50% - по химии (30% в 1982 г.) и более 25% - по физике (14% в 1982 г.). Заметные сдвиги произошли и в изучении математики - так, в 1994 г. 70% выпускников были аттестованы по геометрии, 58% - по алгебре. Эти показатели примерно на 20% выше по сравнению с уровнем 1982 г.

Несмотря на эти усилия и результаты, американские школьники, по оценке экспертов, все еще уступают в знаниях по математике и естественным наукам многим зарубежным сверстникам. Об этом, в частности, говорят результаты 3 -й международной олимпиады по математике и естественным наукам 1994/95 учебного года, где американские восьмиклассники заняли по естественным наукам лишь 17-е место, показав примерно такие же результаты, что и их российские сверстники, а по математике - 31-е место, в то время как россияне были тринадцатыми. Лидерами по обеим дисциплинам были представители Сингапура, Южной Кореи и Японии.

Главное направление совершенствования системы школьного образования в 90-е годы - улучшение качества образования, которое, по мнению специалистов, является ключом к повышению конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики, определяет ее положение в современном мире. Центральное место отводится совершенствованию подготовки педагогических кадров (прежде всего учителей), изменению содержания образования в сторону расширения академической части и сокращения узкопрофессиональной подготовки, повышению технической оснащенности школ на базе современной информационной техники и прежде всего компьютеров.

Хотя процесс внедрения технических новшеств в образование протекает в целом медленнее, чем в сфере материального производства и в сфере потребления, данные о техническом переоснащении средних школ весьма впечатляющи. В 1997/98 учебном году в средних и начальных школах США насчитывалось более 8 млн. компьютеров, в то время как в 1984/85 учебном году их было лишь 631 тыс. При больших различиях в оснащенности ЭВМ по разным регионам страны в среднем в американской школе один компьютер приходится на шесть учеников. В 1997 г. 78% всех государственных школ страны (не говоря уже о частных) были оборудованы доступом в Интернет. Для сравнения можно заметить, что, хотя персональные компьютеры имело около 60% американцев, доступ в Интернет из дома имело только 16% населения страны.

За период, прошедший после опубликования доклада «Нация в опасности», в США был принят целый ряд государственных программ, нацеленных на совершенствование всех институтов аме-

риканского образования, заметно возросли ассигнования в данной области. Центральным пунктом усилий американского правительства по достижению коренных сдвигов в системе школьного образования стал принятый в 1994 г. закон «Цели 2000 г. - образование для Америки». Закон ориентирован прежде всего на поддержку штатов и местных органов власти, на которые и падает главная ответственность за развитие среднего образования. Он, в частности, предполагает выделение грантов штатам и местным органам власти для разработки стандартов образования и улучшения его инфраструктуры. Если в первый год действия закона объем грантов штатам составил 90 млн. долл., во второй год их объем достиг уже 274 млн. долл.

Закон определил восемь общенациональных целей в области школьного образования:

- увеличить долю молодых людей, заканчивающих среднюю школу;

- поднять уровень подготовки школьников;

- улучшить уровень подготовки школьников в области математики и естественнонаучных дисциплин;

- повысить общую грамотность населения;

- улучшить подготовку педагогических кадров;

- обеспечить безопасность учащихся в школах;

- увеличить готовность и оснащенность школ;

- расширить участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

В 1994 г. Конгресс США принял еще два закона, направленных на улучшение системы школьного образования: «О совершенствовании школьного образования» и «О трудоустройстве школьников». Первый законодательный акт имеет целью улучшить координацию усилий федеральных и штатных властей в области среднего образования. На эти ели в 1995 г. было ассигновано 6,7 млрд. долл. Второй закон инициировал целый ряд программ профессиональной подготовки школьников, которые курируют совместно министерства труда и образования. В 1995 г. на эти цели было истрачено 345 млн. долл.

В результате в 90-е годы заметно возросла доля молодых людей в возрасте 18-24 лет, поступивших после окончания средней школы в колледжи и университеты - с 26% в 1980 г. до 35% в 1995 г., т. е. более чем на 30%, что говорит о возросшем качестве школьного образования. В целом можно констатировать достаточно динамичный процесс трансформации среднего об-

разования страны, включающий как его техническое переоснащение, так и совершенствование самого содержания обучения.

Широкая доступность

высшего образования

Определенную эволюцию переживает и высшая школа США. Здесь, несмотря на в целом гораздо более высокий уровень развития и эффективности обучения по сравнению со школьным образованием, также имеется немало нерешенных проблем. Остается относительно низким качество подготовки во многих вузах страны, особенно государственных. Серьезной проблемой является доступность высшего образования из-за его высокой стоимости. Средние годовые расходы студента, связанные, например, с пребыванием в частном четырехгодичном колледже университета, в 1997 г. достигали 23,5 тыс. долл. Еще в 1985 г. они были более чем вдвое ниже.

С 1980 по 1994 г. расходы на обучение, например, в государственном двухгодичном колледже возросли на 70%, а в четырехгодичном - на 86%; в то же время размер максимальной стипендии студентам из малообеспеченных семей сократился на 25% в реальном исчислении. Хотя охват высшим образованием возрос как среди белых молодых людей, так и среди представителей этнических меньшинств, разрыв в степени этого охвата заметно возрос в пользу белых. Так, в период 1976-1980 гг. в четырех- и двухгодичных колледжах обучалось: 31% белых молодых людей в возрасте 18 24 лет, 28% -черных и 29% - испаноязычных; в период 1990-1994 гг. эти пропорции выглядели следующим образом: среди белых - 43%, среди черных - 33% и среди испаноязычной молодежи - 32%.

Актуальной для высшей школы США проблемой остается нехватка преподавателей по ряду научно-технических дисциплин, что приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Так, по данным на 1993 г., доля иностранцев среди преподавателей по техническим дисциплинам составляла 37%, по математике и кибернетике - 27%. В основном это выходцы из таких стран, как Индия, Китай, Великобритания, Канада, Южная Корея. Этот недостаток - нехватка собственных кадров -успешно преодолевается, как видно, без дополнительных затрат со стороны США благодаря процессу «утечки мозгов» из-за рубежа. Интересам американской науки и экономики служит и

растущее количество защищаемых в США иностранцами докторских диссертаций. Их число в научно-технических дисциплинах удвоилось за период с 1986 по 1995 г. и достигло 10 тыс. Это соответствует среднегодовому росту данного показателя в 8,2% по сравнению с его ростом в 1,9% ежегодно. При этом из защитившихся в США в период 1992-1996 гг. иностранцев 68% планировали остаться в США, в 44% - имели соответствующее предложение от работодателей. Особенно много таких ученых из Китая (59%) и Индии (57%).

Новые требования к квалификации кадров обусловливают постоянный поиск оптимальных подходов к специализации студентов, к методам обучения.

Во второй половине 90-х годов в США насчитывалось 3681 учреждение высшего образования; из этого количества 1594 являлись государственными и 2087 - частными. Они представляют собой весьма широкий спектр университетов и четырех-и двухгодичных колледжей, заметно отличающихся как по качеству образования, так и по стоящим перед ними задачам. Учитывая большое разнообразие учреждений высшего образования, Фонд Карнеги предложил, в частности, следующую классификацию всех существующих институтов американской высшей школы, включающую десять основных категорий вузов в зависимости от количества обучаемых в них студентов, масштабов финансирования научных исследований и количества предлагаемых учебных курсов.

К первой группе отнесены исследовательские университеты первой категории. Эти университеты предлагают широкий набор программ для получения первой научной степени - бакалавра, присваиваемой по окончании четырех лет обучения, для продолжения образования в аспирантуре и проведения исследований. Они присуждают как минимум 50 степеней доктора наук и получают не менее 40 млн. долл. ежегодно в качестве государственной поддержки (независимо от частного или государственного статуса университета) .

Вторую группу также составляют исследовательские университеты, но объем получаемой ими от государства финансовой помощи меньше, чем в университетах первой группы - от 15,5 до 40 млн. долл. и соответственно меньше объемы проводимых исследований и масштабы подготовки специалистов высшей квалификации. Эти две группы ведущих, наиболее престижных университетов (в 1995 г. их насчитывалось 126) пред-

ставляют собой ядро американской системы высшего образования и фундаментальной науки страны. В них обучается примерно 2,8 млн. студентов, или более 19% их общего числа.

В третьей и четвертой группах университетов представлены вузы, в которых масштабы научных исследований относительно невелики, но которые, наряду с выпуском специалистов уровня бакалавра, присваивают степени доктора наук. В третьей группе таких степеней присваивается не менее 40 в год как минимум по пяти специальностям; в четвертой - не менее 20 докторских степеней ежегодно как минимум по одной специальности или не менее десяти степеней ежегодно как минимум по трем специальностям. Таких университетов в США насчитывается 109 с числом студентов почти 1,3 млн. человек (9%).

Следующие две группы - пятая и шестая -университетов и колледжей помимо подготовки бакалавров присуждают также степени магистров наук (это требует учебы еще в течение одно-го-двух лет, углубленной специализации в выбранной дисциплине и в большинстве случаев защиты диплома). В этих университетах и колледжах (их насчитывается 531) более половины всех степеней бакалавра должны присваиваться не менее чем по двум дисциплинам. Различие между пятой и шестой классификационными группами состоит в количестве обучаемых студентов - в первом случае их должно быть не менее 2500, во втором - от 1500 до 2500 человек. В этих группах учится одна из наиболее многочисленных групп студентов - 3,2 млн. человек (22,1%).

Седьмая и восьмая классификационные группы включают 625 четырехгодичных колледжей, присваивающих степени бакалавра в различных областях естественных и гуманитарных наук. Их отличают прежде всего правила приема при поступлении - в восьмой группе они более либеральны. В четырехгодичных колледжах в США учится 1,1 млн. студентов (7,6%).

Девятая группа представлена двухгодичными колледжами. 1473 таких колледжа, где учится самое большое число студентов - 5,4 млн. (37,2%), предлагают разнообразные специализированные программы в различных профессиях, не требующих полномасштабного высшего образования. По сути эти колледжи предоставляют среднее специальное образование.

Наконец, последняя, десятая группа представлена профессиональными школами университе-

тов и другими специализированными институтами, предоставляющими высшее образование -от степени бакалавра до степени доктора наук. К ним обычно относят школы бизнеса и управления, инженерные и педагогические колледжи, юридические и медицинские школы, теологические школы и школы искусств, музыки и дизайна. В 352 таких специализированных вузах обучается около 500 тыс. студентов.

Таким образом, США располагают обширной и широкой диверсифицированной системой высшего образования, несомненно, одной из самых развитых в мире. Американская высшая школа подготовила в 1995 г., например, почти 1,2 млн. бакалавров (5% населения страны студенческого возраста, т. е. лиц в возрасте до 35 лет), около 400 тыс. магистров (1,7%) и более 44 тыс. докторов наук (0,2%) в различных областях знаний.

В ведущих вузах США, прежде всего в исследовательских университетах, решение проблемы видят в отходе от узкой специализации (что является характерной чертой американской высшей школы), в подготовке кадров широкого профиля. С такой задачей лучше всего справляются учебные заведения, в которых не только сосредоточены научные школы по самым различным областям, обеспечивающие широкую междисциплинарную и фундаментальную базу образования, но и где получаемые знания постоянно поддерживаются собственными научными исследованиями.

Вузы стали более активно готовить специалистов новейших профессий - аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, специалистов по компьютерам и программному обеспечению, по информационным технологиям. Например, только с 1971 по 1995 г. число выпускников вузов, специализирующихся в области информационной техники, увеличилось более чем в 10 раз и достигло 24,4 тыс.

При этом, хотя численность населения в студенческом возрасте за период 1980-1995 гг. сократилась почти на 22% (с 22 до 17 млн. человек), количество присвоенных квалификационных и ученых степеней (бакалавров, магистров и докторов наук) в США возросло в среднем на 27%.

Государство активно содействует дальнейшему развитию высшего образования в стране. Поставлена амбициозная задача - сделать уже в начале XXI в. высшее образование в США столь же доступным, как и среднее. Средний уровень продолжительности образования в стране к началу

будущего века планировалось поднять до 14 лет обучения (в 1998 г. он был равен 12,8 годам, что несколько выше уровня средней 12-летней школы). Для реализации этой задачи в 90-е годы был принят целый ряд законодательных актов и государственных программ. Так, введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах, в 1999 г. до 5 млн. человек расширен круг получателей грантов на обучение в вузах.

Научно-технический прогресс и подготовка кадров в частных компаниях

Весьма важная составляющая американской системы образования - подготовка кадров в частных компаниях. По некоторым оценкам, расходы на эти цели в США превышают 100 млрд. долл. ежегодно. Программы в области подготовки и переподготовки рабочей силы имеют 76% американских корпораций с числом занятых свыше 500 человек. В целом такими программами обладают почти 30% всех фирм США. В середине 90-х годов в рамках образования для взрослых различными программами, осуществляемыми прежде всего в компаниях с целью повышения квалификации работников или приобретения ими новой специальности, было охвачено около 50 млн. человек, или 65% всех участников различных программ образования взрослого населения (остальные обучались по причинам социального или личного характера). Особенно активно во внерабочее время проходят подготовку специалисты с высшим образованием - в 1995 г. 12,2 млн., или 73% их общего числа, были охвачены различными формами образования для взрослых. В таких программах участвовало также 57% административно-управленческого персонала, 69% техников, от 26 до 43% рабочих в зависимости от квалификационного уровня.

Частные компании США, и прежде всего крупные корпорации, все чаще рассматривают расходы на образовательные программы в качестве непременного компонента своей долговременной экономической стратегии. Подготовка или переподготовка кадров в компаниях происходит, как правило, либо в специально созданных учебных центрах, либо непосредственно на рабочих местах в виде специальных программ. Курсы обучения в специализированных центрах, как и приобретение специальности на рабочем месте, рассчитаны на различные сроки - от нескольких дней

до нескольких лет в зависимости от конкретных целей того или иного курса.

Одна из новых тенденций в подготовке кадров в компаниях - создание системы непрерывного обучения рабочих и служащих по адаптации к новым технологиям, новым формам организации труда, ликвидации «функциональной неграмотности». Такие курсы введены во многих американских корпорациях - «Оепега1 Е1ес1пс», «Оепега1 Роойк», «РасШс Ъе11», «Хегох» и в других. При этом все большее число компаний организует переподготовку кадров не только для собственных нужд, но и для компаний-поставщиков. Корпорация «Хегох», например, готовит управленческие кадры для 100 из 300 своих поставщиков. На эти цели компания ассигнует 1,5 млн. долл. Обычно переподготовка кадров для работы с использованием новых технологических принципов в крупных корпорациях охватывает 500-600-ч учебный курс. Так, после открытия нового предприятия по производству грузовых автомобилей в г. Форт-Уэйн (шт. Индиана) фирма «Оепега1 Мо1о㧻 провела переподготовку 3 тыс. рабочих. Каждый из них прослушал курс в 633 ч, во время которого он осваивал новую технику и групповой (бригадный) метод работы. Всего корпорация «Оепега1 Мо1о㧻 ежегодно тратит на переподготовку рабочих 80 млн. долл.

Рассмотрение политики и практики в области профессиональной подготовки кадров в различных американских компаниях позволяет сформулировать принципы, которыми они обычно руководствуются :

- обучение должно быть ориентировано на использование получаемых знаний и навыков в процессе работы, т. е. на приобретение конкретной профессии или квалификации;

- обучение вместе с тем должно носить достаточно широкий характер с тем, чтобы полученная квалификация могла быть использована не для выполнения какой-либо одной операции, а на разных участках производства, на разных предприятиях компании;

- обучение профессиям и специальностям, приобретение той или иной квалификации должно способствовать реализации стратегических целей компании;

- подготовка кадров рассматривается как двойные инвестиции - в человека и в производство.

Наибольшее внимание в учебном процессе в большинстве компаний уделяется двум воп-

росам - улучшению качества продукции и повышению производительности труда. Например, в учебном центре компании «Мо1ого1а» из 67 преподаваемых курсов 25 непосредственно посвящены данным вопросам. В компании «Согшпд 01а§8» все рабочие посещают специальный трехдневный семинар по проблемам улучшения качества продукции. Интересна также программа данной компании по профессиональной ориентации нанимаемых ею специалистов со сроком более 1,5 года. Она предусматривает изучение как общих, ознакомительных, так и специальных курсов, ориентированных на работу в конкретных подразделениях. Слушателям, в частности, преподаются такие темы, как «Технологии, используемые в компании», «Подходы к проблеме качества», «Финансовое и стратегическое управление», «Управление производством и оплата труда», «Соглашения между работниками и работодателями», «Оценка работника», «Управление информацией» и ряд других.

В целом можно констатировать, что подготовка и переподготовка кадров в компаниях все больше приобретает перманентный характер. Предприниматели приходят к осознанию того факта, что без налаженной системы подготовки кадров нельзя добиться эффективного функционирования производственной техники, особенно новых ее поколений; отсутствие такой системы не позволит также внедрять новые, прогрессивные формы и методы организации и рационализации труда. При этом в стратегии создания системы профессиональной подготовки рабочих и специалистов на фирмах все более явным становится отход от модели узкопрофессиональной подготовки. Приоритет сейчас отдается не только освоению конкретных навыков и приобретению опыта, а наряду с этим - получению более систематическую общего образования, позволяющего рабочим и служащим быстрее адаптироваться к сложной современной технике, ориентироваться в программировании, основах психологии. Уже в настоящее время многие крупные корпорации значительную часть своих капиталовложений расходуют на профессионально-техническую подготовку кадров. В корпорации «Рогй» в середине 90-х годов эта доля составляла 25%, на «Сгу§1ег» - 35%. Судя по данной тенденции, и в дальнейшем это соотношение будет эволюционировать в пользу человеческого фактора.

Кадровый потенциал США и стратегия развития образования

Во многом благодаря системе образования динамично меняется весь кадровый потенциал США. Постоянно растет доля работников, занятых преимущественно умственным трудом (около 60% в 1998 г.), и особенно представителей принципиально новых профессий, связанных с развитием научно-технического прогресса: аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, программного обеспечения, информационных технологий. Особенностью структуры занятых в США является постоянное увеличение числа и доли лиц, связанных с обработкой информации. По американским оценкам, к этой категории может быть отнесено уже около 40% всей рабочей силы страны. Именно эта категория занятых в наибольшей степени подвержена воздействию образования и в целом НТР.

В кадровом обеспечении экономического и научно-технического потенциала особую роль играют научные работники и научно-вспомогательный персонал, теснейшим образом связанные с системой образования. Их численность превысила в США в конце 90-х годов 2,3 млн. человек (около 2% всей рабочей силы). За период 1983-1998 гг. она возросла более чем на 100%. Это - прямой результат более интенсивной подготовки научных кадров американской системой образования.

Все вышесказанное свидетельствует, что развитие образования в США в последние годы весьма позитивно сказывается на экономическом развитии страны, на формировании главного экономического ресурса - человеческого капитала. В экономическом докладе президента США Конгрессу в 1999 г. прямо говорилось, что именно «образование является ключом будущего процветания нации». В числе новых инициатив государства - принятый в 1998 г. закон «Об инвестициях в рабочую силу», предоставляющий работникам широкие права по контролю за государственными программами в области подготовки и переподготовки кадров, рационализирующий всю систему государственной профессиональной подготовки. Согласно этому закону федеральное правительство учреждает партнерства с 48 штатами по организации центров переподготовки, которые призваны предоставить под одной крышей широкое разнообразие образовательных программ нуждающимся. Закон требует, чтобы в таком центре предоставлялись и

другие услуги: обеспечение работой, страхование по безработице, профессиональная реабилитация. В 1999 г. в США уже действовало более 800 таких локальных центров.

Американское правительство существенно расширило программы переобучения и работников, высвобожденных в результате реструктуризации их компаний под влиянием в том числе и глобальной конкуренции. За 1993-1999 гг. расходы на эти программы утроились и достигли 1,4 млрд. долл. Только в 1998 г. в таких программах приняло участие более 600 тыс. человек.

Еще одна важная инициатива - принятый в 1997 г. закон «О налоговых скидках на кредит на образовательные цели». Он распространяется как на взрослое население, имеющее намерение повысить свою квалификацию, так и на студентов. Согласно этому закону налоговая скидка в размере 20% предоставляется на первые 5 тыс. долл. семейных расходов на образование на период до 2002 г., а в последующий период - на расходы в размере 10 тыс. долл.

Все эти меры свидетельствуют о стремлении американского государства и далее усиливать

роль образования в экономике страны, об осознании его приоритетного значения для общественного развития в XXI в. Основным направлением совершенствования системы образования в США в современных условиях становится улучшение качества подготовки кадров во всех ее звеньях, приспособление их ко все более усложняющимся требованиям научно-технического прогресса, к изменяющимся факторам глобальной конкуренции.

Кроме того, важнейшей задачей остается расширение доступа к образованию, прежде всего высшему, преодоление с помощью повышения образовательного и квалификационного уровня рабочей силы существующих заметных различий в размерах оплаты труда и уровня жизни населения. Главная же цель при этом - повысить отдачу от инвестиций во всех звеньях системы образования, еще более усилить роль и влияние образования на экономический рост. Как показывает опыт последних десятилетий, именно этот инвестиционный ресурс становится все более определяющим для будущего социально-экономического развития страны.

ВЫШЛИ В СВЕТ:

Шалаев А. В. Механизмы планирования расходов государственных высших учебных заведений в условиях реформирования бюджетного процесса : Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. - М. : Моск. гос. акад. приборостр. и информат., 2006. - 23 с.

Целью настоящего диссертационного исследования является разработка теоретических основ, принципов и прикладных методов синтеза механизма оценки взаимосвязи между объёмом средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение основной деятельности государственных вузов, и результатами их деятельности. Поставленная цель достигается путем решения следующих частных задач: 1) исследовать особенности организационно-экономических механизмов и нормативно-правового обеспечения бюджетного финансирования вузов в России и за рубежом; 2) определить группы показателей деятельности государственных вузов, характеризующих различные направления деятельности вузов; 3) разработать методику определения значений показателей, характеризующих направления деятельности вузов; 4) разработать методику ранжирования вузов в зависимости от достигнутых результатов деятельности вузов при равных условиях финансирования. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые: 1. Выявлены и систематизированы внутренние противоречия механизма планирования расходов федерального бюджета на обеспечение основной уставной деятельности вузов и оценки результатов этой деятельности. 2. Предложены группы показателей, характеризующих качество образовательных услуг, образовательного процесса и образования. 3. Предложена методика ранжирования вузов в зависимости от достигнутых ими результатов и максимальных результатов, достигнутых участвующими в ранжировании вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.