Научная статья на тему 'Эволюция в оценках признаков служащего и должностного лица'

Эволюция в оценках признаков служащего и должностного лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция в оценках признаков служащего и должностного лица»

В.П. Сорокин

Сорокин Владислав Петрович — соискатель кафедры уголовного права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

Эволюция в оценках признаков служащего и должностного лица

Уголовный кодекс РФ закрепляет, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от занимаемого ими должностного положения.

Вместе с тем, указание в законе на использование лицом должностного положения является способом дифференциации уголовной ответственности. Однако особую сложность вызывает как в науке уголовного права, так и в правоприменительной практике разграничение понятий «должностное положение» и «служебное положение». Так, в статье 4 УК РФ законодатель говорит только о равенстве лиц по признаку должностного положения. При этом в конкретных составах преступлений, предусмотренных действующим законодательством, встречаются «представитель власти», «должностное положение», «служебное положение» и даже «должностным лицом с использованием своего служебного положения» (ст. 149, ст. 169, ст. 170, ст. 180, ст. 2151 УК и др.). В части 3 статьи 141 УК РФ законодатель употребляет формулировку «...вмешательство с использованием должностного или служебного положения...». Все это позволяет говорить о необходимости обращения к охранительному законодательству для четкого определения данных понятий с целью их отождествления или разграничения.

Хотя в науке не сложилось единого мнения относительно этих понятий, большинство исследователей отмечают следующее:

1. Служащие не создают непосредственно материальных ценностей, но могут обеспечивать условия для их производства1.

2. Обычно служащие выполняют функции по контролю, управлению, руководству, надзору, учету.

3. Только служащие могут занимать должность, которая определяет содержание и объем их пол-

'■'2

номочий2.

В общем виде должность — это служебная обязанность, служебное место3; должностное лицо — лицо, занимающие административную или распорядительную должность4.

В.М. Манохин отмечает, что «с должности, собственно, и начинается служащий: с замещения должности лицо получает статус служащего, то есть права и обязанности, правила прохождения службы, порядок ее оставления»5.

М.В. Ремизов под должностью понимает стабильный комплекс обязанностей и прав, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен выполнять часть работы организации; должность — это юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее6. Д.Н. Бахрах выделяет следующие характеристики должности: а) ее название и целевое назначение, б) порядок учреждения, преобразования, ликвидации; в) место в служебной иерархии; г) порядок замещения должности и освобождения от нее; д) ее содержание — комплекс обязанностей и прав; е) должность включается в штатное расписание организации7.

4. Служащие работают на профессиональной основе, то есть для осуществления служебной деятельности требуется специальная подготовка и специальное образование.

1 См., например: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. — Свердловск, 1989. — С. 207; Старилов Ю.Н. Служебное право. — М., 1996. — С. 129; Егорова Н. Субъект преступлений против интересов службы // Законность. — 1998. — № 4. — С. 11 —12.

2 См.: Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. — М.,1997. — С. 25; Старилов Ю.Н. Служебное право. — М., 1996. — С. 129; Егорова Н. Субъект преступлений против интересов службы // Законность. — 1998. — № 4. — С. 138.

3 См.: Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. — М.,1997. — С. 25, 26; Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. — Свердловск, 1989. — С. 207; Старилов Ю.Н. Служебное право. — М., 1996. — С. 316; Волженкин Б.В. Служебные преступления. — М., 2000. — С. 67; Скрябин Э.Н. Проблемы реализации уголовной ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 13.

4 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — 22-е изд., стер. — М, 1990. — С. 176.

5 Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. — М.,1997. — С. 26.

6 См.: Ремизов М.В. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против интересов публичной службы (глава 30 УК РФ): Дис... канд. юрид. наук. — Ярославль, 2004. — С. 70.

7 См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. — Свердловск, 1989. — С. 208.

Сам термин «служить» означает «делать что-нибудь для чего (кого)-нибудь, выполнять чью-то волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь. Как правило, служащие представляют своего нанимателя (организацию, государство и др.) в его многообразных взаимоотношениях как внутри организации, так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями»1.

5. Деятельность служащих носит административный или исполнительный характер, то есть сводится не только к управлению или обслуживанию управления, но может заключаться и в непосредственной реализации служебных задач организации (врач, учитель и др.).

Некоторые ученые не ограничиваются указанными признаками службы и служащего и понимают под службой правомерную деятельность уполномоченных субъектов по обеспечению и практической реализации служебных интересов, осуществляемую на основе принятия самостоятельных решений в пределах компетенции и имеющую юридически значимый характер2.

Согласие с подобным подходом означало бы отождествление служащих и должностных лиц, хотя это не идентичные понятия.

Устоявшейся в науке признается позиция, согласно которой по объему должностных полномочий следует различать «обычных» служащих и категорию служащих, которых уголовное и административное право называет должностными лицами (управленцами в различных организациях)3.

Нам видится, что указанные понятия соотносятся следующим образом:

Во-первых, понятие «служащий» шире понятия «должностное лицо», то есть каждое должностное лицо есть служащий, но не каждый служащий есть должностное лицо.

Во-вторых, только должностные лица могут действовать от имени организации внутри ее или вовне, имеют право совершать служебные юридически значимые действия от имени организации.

Выделяют две группы должностных лиц:

1) служащие, осуществляющие властные полномочия распорядительного и организационного характера внутри организации;

2) служащие, осуществляющие властные полномочия в отношении людей, не находящихся от них в служебной зависимости и не работающих с ними в одной организации, то есть представители власти.

В отличие от должностных лиц, «обычные» служащие непосредственного участия в деятельности по осуществлению компетенции соответствующих органов и организаций не принимают. Эти служащие занимаются обслуживанием информационных процессов и материально-техническим обслуживанием деятельности аппарата государственных органов и других организаций.

В-третьих, должностные лица, в отличие от остальных служащих, могут самостоятельно совершать юридически значимые действия по направлениям своей служебной деятельности и наделены более широкими правами, что, соответственно, обусловливает их повышенную ответственность.

Таким образом, служащим признается лицо, обладающее следующими признаками:

1) осуществляет на профессиональной основе деятельность, направленную на организацию исполнения или практическую реализацию задач социальных структур, непосредственно не связанную с производством материальных благ;

2) действует в интересах представляемых организаций, из бюджета которых производится оплата его труда;

3) занимает определенную должность, в соответствии с которой ему предоставляется определенный объем полномочий для обеспечения интересов организации-нанимателя.

Должностному лицу присущи также следующие признаки:

— осуществляют служебную деятельность в органах публичной власти и их структурных подразделениях;

— деятельность направлена на обеспечение публичных интересов общества;

— осуществляют функции власти. По этой причине публичными служащими следует признавать и таких лиц, которые занимают должности, не находящиеся в структуре каких-либо организаций («самостоятельные» должности), но деятельность которых связана с реализацией публичной власти (например: президент, нотариусы);

— вопросы служебной деятельности публичных служащих, а именно: квалификационные требования к кандидату при поступлении на должность, классификация должностей и четкое установление объема и содержания служебных полномочий, способов и методов осуществления полномочий, прав,

1 Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. — М.,1997. — С. 26.

2 См.: Солдатова Л.А. Ответственность за злоупотребление полномочиями и превышение полномочий служащими коммерческих и иных организаций (вопросы истории, теории и законодательного регулирования). — Казань, 2002. — С. 9, 11,12; Скрябин Э.Н. Проблемы реализации уголовной ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2003. — С. 10; и др.

3 См., например: Старилов Ю.Н. Служебное право. — М., 1996. — С. 346; Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. — Свердловск, 1989. — С. 210—211.

Сорокин В.П. Эволюция в оценках признаков служащего и должностного лица

485

гарантий и ограничений служащих, ответственности за служебные правонарушения, основания прекращения службы, детально урегулированы законодательством.

В силу прямого указания закона не признаются служащими лица, замещающие выборные государственные и муниципальные должности. Вместе с тем, они соответствуют материальному признаку должностного лица. Более того, согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ, пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» они признаются представителями власти.

Вышесказанное позволяет говорить о невозможности отождествления понятий «должностное лицо» и «служащий» и, соответственно, «должностное положение» и «служебное положение». Поскольку, как уже показано выше, понятия «служащий» и «служебное положение» шире, чем «должностное лицо» и «должностное положение», то в Уголовном законе следует четко разграничивать, в каких случаях и какой из указанных терминов использовать. Вместе с тем, представляется необходимым дополнить статью 4 УК РФ признаком равенства лиц, совершивших преступление, по служебному положению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.