Научная статья на тему 'Эволюция целей образования в педагогической теории и практике польской школы'

Эволюция целей образования в педагогической теории и практике польской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1356
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ТОТАЛИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / АКСИОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ / AIMS OF EDUCATION / GOAL-SETTING PROCESS / THE TOTALITARIAN PEDAGOGY / HUMANIST PEDAGOGY / AXIOLOGY / PEDAGOGICAL TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Алиция Казимировна

В статье анализируется эволюционный путь развития процесса целеполагания в современной польской педагогике. Показан сложный и противоречивый путь перехода от целей образования, сформулированных в условиях тоталитарной педагогики, к целям, основанным на системе ценностей. Показано влияние различных педагогических течений (педагогики культуры, католической философской антропологии, философской антропологии, гуманистической педагогики) на формирование аксиологической теории целеполагания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Goals of Education in Pedagogical Theory and Practice of the Polish School

The evolutionary path of the process of goal-setting in contemporary Polish pedagogy is analyzed in the article. Complex and contradictory path of transition from the educational goals, which were formulated in the conditions of the totalitarian pedagogy, to the goals, based on the system of values is shown in the article. The influence of different pedagogical trends (pedagogy of culture, the Catholic philosophical anthropology, philosophical anthropology, humanistic pedagogy) on the formation of axiological theory of goal-setting is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Эволюция целей образования в педагогической теории и практике польской школы»

/

А.К. Савина

Ключевые слова:

цели образования, процессцелеполагания, тоталитарная педагогика, гуманистичес-кая педагогика, аксиология, педагогические течения.

эволюция целей образования в педагогической теории и практике польской школы

В статье анализируется эволюционный путь развития процесса целеполагания в современной польской педагогике. Показан сложный и противоречивый путь перехода от целей образования, сформулированных в условиях тоталитарной педагогики, к целям, основанным на системе ценностей. Показано влияние различных педагогических течений (педагогики культуры, католической философской антропологии, философской антропологии, гуманистической педагогики) на формирование аксиологической теории целеполагания.

для формирующегося мирового образовательного пространства, в которое входит Россия, характерны многие общие проблемы, решить которые возможно только при условии изучения состояния и современных тенденций его развития. Отечественная система образования, которая движется в направлении интеграции в мировую культуру, ищет обоснования изменений целей образования в контексте гуманистической парадигмы модернизации образования. в нашей системе образования появляются те же вопросы, ответы на которые искали европейские педагоги: Каковы цели образования в современной школе? Какими они должны быть? Почему и для чего необходимо выявлять смыслы образования? Каков путь духовного становления

человека? Как достичь гармонии человека с окружающим миром и с самим собой?

Аналогичные вопросы решали польские педагоги, приступая в 1999ом году к глубокой реформе образования, которая систему народного образования привела в соответствие с европейскими стандартами, оказала влияние на философию образования и школьную практику, а также на формирование качественно новой социальной характеристики личности.

Центральное место в дискуссиях, развернувшихся в стране в 90-е годы прошлого века, в связи с подготовкой к реформированию образования, было отведено общим целям образования и их методологической основе. Изменение образовательной парадигмы в период социально-политической трансформации страны создало реальную возможность для возрождения демократических подходов к педагогической аксиологии и телеологии, благоприятные условия для превращения ценностей в источник формирования целей образования. «С целей, сформулированных на основе ценностей, - утверждает видный польский дидакт Ю. Пултужицкий,

- начинается сознательно организованное образование ... цели образования смогут эффективно выполнять свои функции тогда, когда будут об-щепризнаны.они должны быть точны, логически выстроены и прежде всего выполнимы» [1, с.50].

Основное внимание ученые уделяли определению главных аксиологических параметров новой модели образования, поиску ответов на следующие основополагающие вопросы: какое место занимают ценности в образовании; каким образом образовательный процесс должен учитывать ценности, признаваемые польским обществом; надо ли менять сложившиеся ценностные ориентации польского народа; должны ли образовательные институты страны формироваться вокруг одной системы ценностей (какой и почему) или вокруг разных систем (каких); следует ли стремиться к аксиологическому плюрализму через многообразие институтов или же через разнообразие программ в рамках одного института; что из польской системы образования необходимо изъять, что в ней изменить и что сохранить; что в аксиологическом плане следует учесть из традиционной религиозности поляков.

Развитие аксиологии как методологической основы процесса целепо-лагания началось в Польше в 30-е годы XX столетия на базе исследований польских ученых в области философии, социологии, психологии и педагогики. Тоталитарный режим не смог прервать историческую преемственность в развитии этих наук. Несмотря на то, что за годы господства тота-

литарной педагогики основные ценности потеряли свой смысл, так как были подчинены так называемому классовому интересу, Польша в значительной степени сохранила свою независимость в области педагогики, в недрах которой разрабатывались оригинальные идеи и концепции, выходящие за пределы принятых социалистических догм. доказательством этому была научная деятельность таких ученых, как Б. Наврочиньский,

А. Каминьский, Ю. Петер, Л. Бандура, которые наполняли богатым общечеловеческим содержанием польскую учебно-воспитательную систему, ориентировали учителей на деятельность, ограничивающую негативные воздействия применявшихся механизмов формирования личности молодого человека.

Польша существенно отстала от западных стран, которые в 60 - 70-е годы XX столетия уделяли большое внимание разработке теоретических основ процесса целеполагания. Школьная система, находившаяся в течение нескольких десятилетий под влиянием идеологического пресса, занималась унификацией управляемого ею «человеческого фактора» через процесс индоктринации. Молодежи навязывалась совокупность ценностей, взглядов, убеждений, суждений, отношений и мотивов, оказывалось одностороннее давление на сознание и вместе с тем воспитывалось чувство нетерпимости к людям с другими убеждениями, что приводило к делению общества на «своих» и «чужих». Индоктринация прививала людям однозначные схемы поведения, благодаря которым они могли ориентироваться в окружающем мире. Ученик рассматривался как «материал», подлежащий «обработке» в соответствии с определенными требованиями. В центре внимания находились функции учащегося, а не его личность. Проявлением сложившегося технократического подхода к молодому поколению стало рассмотрение последнего как пассивного исполнителя готовых решений.

Такая адаптивная направленность воспитания гарантировала стабильность общественной жизни, так как все факторы воздействия пропагандировали единую систему ценностей, единые нормы и образцы поведения. Таким образом, нивелировались уникальность, неповторимое своеобразие каждого отдельного человека.

С отказом от общечеловеческих ценностей польские специалисты связывают ошибки в определении целей образования, которые стали одной из причин краха господствовавшей в течение более сорока лет общественно-политической системы. Школа, с одной стороны вооружала молодежь широким объемом общих и профессиональных знаний, уровень

которых соответствовал мировым стандартам, а с другой - формировала личность, развивая в ней качества, способствующие гибели этой системы.

К аксиологическим основам формирования целей образования польские ученые обратились в 50-е годы XX столетия, когда партийно-государственное влияние на общественные науки было ослаблено серьезными социальными потрясениями. в это время активизировалось развитие педагогики культуры, получившей в Польше широкое распространение между двумя мировыми войнами. Методологической основой этого педагогического течения была ценностная система. На Западе его представляли - В. Дильтей, Э. Шпрангер, Г. Киршенштейнер, Б. Рассел, в Польше

- Б. Наврочиньский, Б. Суходольский, С. Шуман, Ф. Знанецкий. Процесс образования они рассматривали как «встречу личности с объективными ценностями культуры, их интериоризацию, а следовательно и обогащение духовных сил человека» [2]. Представители этого педагогического течения утверждали, что человек впитывает ценности культуры, в которой он воспитывается и растет. Ее носителями являются язык, обычаи, нравственные принципы, религиозные верования, способы поведения, система знаний, наука, литература и искусство. Вооружая воспитанника достаточно обширным образовательным материалом, необходимо позаботиться о том, чтобы этот материал был направлен на развитие его духовной структуры. В этом состоит основная задача современного воспитания - утверждал Б. Наврочиньский. Образование ученый рассматривал как «соединение двух разных миров». Один из них - ценностные результаты человеческого духа: язык, обычаи, нравственность, религиозные верования, формы общественной жизни, произведения поэзии, музыки, пластических искусств, научные и философские труды; второй - внутренняя духовная жизнь развивающейся личности, отмеченная ее индивидуальностью [3, с.99].

Педагогика культуры была отвергнута социалистической педагогикой как идеалистическое течение, односторонне интерпретирующее культуру в отрыве от социальных условий ее возникновения и вне связи с материальной действительностью. Провозглашаемые ее представителями идеалы противоречили официальной педагогике, которая видела задачу образования в подготовке молодежи к «борьбе за светлое будущее» [2, с.550].

Учителя, не воспринимавшие официальный идеал воспитания как личную ценность, не были заинтересованы в привитии его своим воспитанникам. Складывалась система «двойных стандартов», в условиях кото-

рой воспитание теряло всякий смысл и превращалось в призывы, слова, лозунги и отчеты, свидетельствующие о его мнимой эффективности.

В 60-е годы прошлого столетия в результате некоторого ослабления идеологического пресса на педагогику в Польше наметился определенный плюрализм в подходах к целеполаганию. В это время активизировала свою деятельность римско-католическая церковь, серьезный оппонент официальной власти, которая подвергла ревизии традиционную католическую философию, ориентированную на идентификацию человека и Бога и обеспечение благополучия человека в потустороннем мире. В польских интеллектуальных кругах начала в это время развиваться католическая философская антропология, представителями которой являлись Кароль Войтыла (Иоанн Павел II папа римский 1978-2005) и М.А. Кромпец, бывший ректор католического университета в г. Люблине, автор книги «Я, человек. Очерк философской антропологии» (1975). Представители католической философской антропологии на Втором Ватиканском соборе (1962-1965) выдвинули концепцию христианского воспитания, цель которого целостное, всестороннее и ничем не ограниченное развитие личности в духе христианских идеалов доброты, терпимости и ненасилия. Это была новаторская попытка построения системы отношений между человеком и Богом, возвышающей роль человека как личности в достижении индивидуального развития и личного успеха [4].

Католическая философская антропология, в корне меняющая взгляд церкви на человека, встретилась с резкой критикой со стороны официальной педагогики. Она обвинялась в использовании социалистических идей для реализации собственных целей, в трактовке личности как ценности, находящейся вне общества и его классовых интересов, в разрыве связи между личностью и широко понимаемыми общественными структурами.

Параллельно с религиозной антропологической школой в 60-е - начале 70-х годов в Польше интенсивно развивалось светское направление философской антропологии. Огромный вклад в его развитие внес всемирно известный философ, историк науки и культуры, антрополог, гуманист и педагог Б.Суходольский. Он успешно внедрял гуманистические и антропологические идеи в польскую педагогику, предостерегал от унификации и односторонней адаптации личности, ориентировал учителей на такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сохранить присущую молодежи «оригинальность, неповторимость, спонтанность и стихийность» [5, с.15]. Философские взгляды Б.Суходольского

на процесс целеполагания изложены в его работах «Зарождение современной философии человека» (1963), «Развитие современной философии человека» (1967), «Воспитание для будущего» (1968), «Три педагогики» (1970), «Проблемы воспитания в современной цивилизации» (1974), «Кем является человек?» (1985), «Воспитание прежде всего» (1990). При конструировании целей воспитания он учитывал предполагаемые изменения в характере труда, пропорции между свободным и рабочим временем, намечавшиеся изменения в общественно-политической жизни страны, а также тенденции развития культуры.

Важнейшим элементом идеала воспитания, построенного ученым на основе анализа объективных тенденций экономического, общественного и культурного развития страны, является высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки молодежи. Образование, рассматриваемое в категориях ценностей и целей, является, по мнению ученого последней надеждой на спасение находящейся в опасности цивилизации [5]. Идеи, высказанные Б. Суходольским, предвосхищали будущее и послужили впоследствии ориентирами при конструировании модели обучения и воспитания в современной Польше.

Переломным этапом в области целеполагания стал конец 60-х - 70-е годы, когда впервые была предпринята попытка решить проблему соотношения между официальными целями образования и личностными интересами индивида. Усиление аксиологического подхода в гуманитарных науках, новое восприятие человека как творца самого себя, окружающей его природы, культурной и общественной действительности оказали большое влияние на педагогику, в которой проблема ценностей стала все активнее включаться в исследовательскую тематику. Ученые, разделявшие марксистские взгляды на процесс формулирования целей образования, обратились к отвергнутой в послевоенный период аксиологической теории целеполагания. К. Котловский в книге «Философия ценностей и задачи педагогики» (1968) впервые высшей ценностью назвал человека, его счастье и развитие [6].

70-е годы отмечены также исследованием характеристики личности эпохи социализма с точки зрения присутствия в ней общечеловеческих ценностей. Польские исследователи А. Ясеньска и Р. Семеньска пришли к выводу, что среди качеств, приписываемых строителю социалистического общества, лишь такие, как политические взгляды, гражданская позиция, марксистско-ленинское мировоззрение и некоторые другие имели ярко выраженную политическую и идеологическую окраску. В основе та-

ких качеств, как патриотизм, демократизм, интернационализм, гуманизм, уважение человеческого достоинства, чувство общественной справедливости, доброжелательность, сотрудничество и взаимопомощь - лежали общечеловеческие ценности, которые, однако, в условиях тоталитарного режима и авторитарной педагогики не были полностью реализованы [7].

С вступлением Польши в 80-е годы в фазу затяжного экономического и общественно-политического кризиса, вызванного не только неэффективностью социалистической экономики, но и социальной напряженностью, были вскрыты глубокие противоречия между провозглашаемыми целями образования и достигаемыми результатами. Причины этих противоречий усматривались в утопичности и недостижимости многих требований, в их несоответствии тем условиям, в которых они должны выполняться (например, задача формирования материалистического мировоззрения в религиозной среде польского общества). Цели и идеал воспитания не соответствовали интересам больших групп населения, что привело к политической и идеологической дезориентации молодежи, к низким результатам воспитательной деятельности школы.

В среде представителей педагогической науки умеренных и прогрессивных взглядов наступило осознание всей бесперспективности образовательной политики, осуществляемой системой партийно-государственного типа. Острой критике были подвергнуты приверженцы технократической ориентации в образовании, определившие его развитие в 60 - 70-е годы XX столетия. Недооценка ими социальных последствий НТР, абсолютизация науки и научного мышления позитивистского толка, акцентирование профессиональной подготовки в ущерб общекультурному и гуманистическому развитию личности, формализм в организации воспитательного процесса - стали источником многих негативных явлений в среде молодежи. Господство технократизма привело к разрушению нравственных ориентиров, складывающихся в обществе веками, к подрыву духовной среды, дегуманизации отношений. Отсюда - отчуждение, апатия, агрессия, асоциальное поведение молодежи, выражающееся « в хаосе и драме ценностей». Сторонники гуманистической ориентации в воспитании видели путь спасения цивилизации в формировании челове-ка-гуманиста, находящегося в гармонии с собой, обществом и природой. Они резко критиковали педагогическую науку, которая длительное время фактически препятствовала развертыванию теоретических дискуссий как способа сопоставления различных концепций воспитания.

Период борьбы и споров, длившийся в Польше в течение полувека,

завершился победой аксиологического направления в области целепола-гания. Обращение польских ученых-педагогов к общечеловеческим ценностям, признаваемым всеми демократическими обществами, поставило перед ними сложнейшую задачу - сформулировать глобальные цели образования. Приоритет ценностей в этом вопросе привел к характерному смещению в иерархии классических целей. В течение многих лет образование было ориентировано, в первую очередь, на знания, умения были на втором плане, и лишь затем следовали ценности как основной компонент отношений. В настоящее время во главу угла ставятся отношения, затем идут умения, и последнее место в новой иерархии занимают знания. «Это соответствует новому социальному заказу, - отмечается в Докладе Комитета экспертов «Образование — национальный приоритет», - отношения характеризуют качества людей, отличающихся открытостью, воображением, способностью к непрерывному образованию и интеллектуальной автономии. Сегодня существует спрос на людей творческих и инициативных, умеющих самостоятельно мыслить и сотрудничать в глобальном масштабе» [8, с.25].

В Докладе обозначены четыре основные области образовательной деятельности школы, которые приравниваются к ведущим целям образования:

-развитие личности, выражающееся в непрерывном стремлении к самосовершенствованию и самообогащению с учетом общепризнанных ценностей, к числу которых относятся: патриотизм и национальная гордость; знание и понимание места своего народа и страны в истории и современности; глубокое владение родным языком, национальной литературой, культурой и искусством; понимание значения экономического потенциала страны; любовь к родной природе; соблюдение культурных традиций;

- подготовка каждого человека к труду, профессиональной деятельности, к добросовестному выполнению профессиональных обязанностей;

- активное участие каждого человека в развитии национальной культуры, в познании ее наследия, традиций, достижений;

- развитие образовательной активности молодого поколения, формирование его собственных образовательных потребностей, а также направлений индивидуального развития через самообразование и самовоспитание [8].

С признанием роли ценностей в образовании представители педагоги-

ческой аксиологии обратились к определению важнейших аксиологических критериев, характеризующих ценностный облик образовательной системы. В числе этих критериев:

• декларируемая государством философия образования и вытекающее из нее отношение к ценностям, способам формулирования целей и степень их соответствия признанной философии образования;

• фактически признаваемые и реализуемые в процессе образования ценности, их структурирование в системы и иерархии, степень их соответствия декларируемым целям;

• уровень аксиологической культуры участников процесса образования, под которой подразумеваются: знания о ценностях и последствиях их разной интерпретации в различных культурах и обществах; знания о значении ценностей для развития человека; осознание значения свободы выбора ценностей и ответственности за сделанный выбор; понимание значения ценностей для образования;

• степень присутствия в учебном процессе знаний о ценностях.

Вместе с тем в польской педагогике существует понимание того, что

переоценка аксиологического компонента может привести к постановке абстрактных, утопических целей, не учитывающих мировоззренческого плюрализма польского общества. В то же время отрыв от ценностных систем ведет к узкому прагматизму, желанию достичь немедленного эффекта, утрате гуманистического смысла жизни. Необходимость сочетания аксиологических и прикладных элементов в процессе целеполагания ученые объясняют сложностью современного учебно-воспитательного процесса, который отличается многообразием связей и взаимоотношений между образованием и другими общественными системами и областями жизни, многообразием моделей поведения, нравственных идеалов. К числу важнейших факторов, влияющих на формирование главных групп целей образования, ученые относят взаимоотношения между образованием и развитием науки, в том числе науки о воспитании; образованием и демографическим фактором; образованием и общественно-политическими изменениями в стране, направленными на строительство парламентской демократии; взаимоотношения между школой, высшим и непрерывным образованием; образованием и изменениями в системе хозяйствования и рынка труда; образованием и изменениями в культуре и стилях жизни; образованием и жизненными планами людей; образованием и процессами европейской интеграции и глобализации современности [9].

В середине 90-х годов министерство народного образования Польши

опубликовало документ «Главные направления совершенствования системы образования в Польше», в котором конкретизируются цели, вытекающие из новой парадигмы образования, общественных возможностей и потребностей начала XXI века. «Современная школа, - говорится в нем,

- призвана вооружать молодого человека умениями пользоваться творениями цивилизации, «передвигаться» по областям знаний и культуры, ... воспитать в нем психологические и этические качества, необходимые для сотрудничества с другими людьми; формировать чувство собственного достоинства и веры в свои силы. Основой достоинства и идентичности индивида является развитая личность, сложившаяся система ценностей и верность своим убеждениям» [10].

Предложенные ведомством просвещения Польши общие цели образования полностью соответствуют общепринятой в стране установке на реализацию аксиологического подхода к процессу обучения и воспитания молодежи. Акцент переносится на выработку нравственных убеждений, готовности к реализации этических принципов и защите общественнонравственных ценностей, на формирование умения творчески участвовать в общественной жизни.

Возвращение к ценностям как методологической основе формулирования целей образования, отказ от концепции энциклопедизма и «дидактики памяти» и переход к «дидактике мышления» привели к глубоким изменениям в содержании образования. В соответствии с законом о народном образовании 1999-го года перед общим образованием поставлена задача формирования у учащихся целостной картины мира и целостного развития личности, воспитание гуманности, а не только развитие интеллекта у подрастающего поколения посредством усвоения энциклопедических знаний. Успех реформы содержания общего образования польские специалисты связывают с развитием у школьников критического, альтернативного и глобального мышления, открытости к инновациям, умения принимать нестандартные решения. Важное место в содержании образования занимает тема будущего человечества, которое рассматривается с позиции отношения человека к природе, к нравственным ценностям, воспитания у молодежи положительного отношения к труду, чувства ответственности за судьбы страны и народа, умения выбирать между «быть» и «иметь».

Специальная роль в этом процессе отводится так называемым межпредметным модулям - самостоятельным дидактическим единицам, выполняющим роль связующего звена между отдельными учебными

дисциплинами. Модули насыщают содержание образования этическими, философскими, культурологическими, историческими, экономическими и экологическими знаниями. Они обращаются к актуальным проблемам развития современной цивилизации, техники и истории науки. Их задача интегрировать знания учащихся, формировать у них целостную картину мира, приблизить преподавание ряда учебных дисциплин к европейским стандартам [11].

Таким образом, процесс целеполагания в современной польской педагогике развивается в контексте общечеловеческих ценностей, которые вернулись в область образования и стали его ключевой проблемой. Они превращают процесс образования в личностно ориентированную систему, в основе которой лежит демократия, плюрализм, индивидуальное развитие, свобода и права личности, гуманные взаимоотношения и толерантность.

—Литература—

1. Wokol szkoly I edukacji.Syntezy I refleksje. Pod red. K.Rubacha. - Torun, 1997.

2. B. Suchodolski. Pedagogika kultury/ Encyklopedia Pedagogiczna. -Warszawa,1993.

3. B. Nawroczynski. Zasady nauczania. - Warszawa, 1957

4. M. A. Krapiec. Ja czlowiek. Zarys antropologii filozoficznej. - Lublin, 1975

5. B. Suchodolski. Wychowanie dla przyszlosci. - Warszawa 1968;

B.Suchodolski. Trzy pedagogiki. Warszawa, 1970

6. K.Kotlowski. Filozofia wartosci a zadania pedagogiki. - Warszawa, 1968.

7. Jasienska, R. Siemienska. Wzory osobowe socjalizmu. - Warszawa, 1975.

8. Edukacja narodowym priorytetem. - Warszawa-Krakow, 1989.

9. K. Olbrycht. Aksjologiczne wymiary edukacji w dzisiejszej Polsce / Stare I nowe dylematy teorii wychowania. - Torun, 1993.

10. Glowne kierunki doskonalenia systemu edukacji w Polsce. Materialy na debate sejmowa. - Warszawa, 1994.

11.J. Kordzinski. Sciezki edukacyjne - nowa jakosc nauczania // Edukacja I Dialog. - 2001. - N 9/10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.